Группа наглядных пособий

Средства обучения. Наглядные пособия.

Средства обучения, применяемые в учебном процессе, включают: наглядные пособия (изобразительные, натуральные, комбинированные), технические средства обучения; учебную литературу (учебники и учебные пособия, справочные материалы, сборники задач и заданий и т. п.). Речь, язык преподавателя, мастера производственного обучения также следует рассматривать как средства обучения. Они, являясь одним из важнейших источников информации, должны иметь также «внутреннюю наглядность», которая достигается содержанием и формой изложения учебного материала.

Все средства обучения должны быть связаны между собой, поскольку функционируют в едином педагогическом процессе. Необходимо согласовывать информацию, предъявляемую и сопровождаемую с помощью различных средств обучения. Средства обучения должны «работать» практически во всех звеньях учебного процесса — и в процессе преподавания, и в процессе учения.

Наиболее широкое применение в ходе учебного процесса находят наглядные пособия и технические средства обучения.

В учебном процессе применяются три основных типа наглядных пособий: изобразительные — плакаты, схемы, иллюстрации из книг, модели, макеты, муляжи; натуральные — механизмы и узлы оборудования, инструменты, образцы материалов, деталей, изделий, приспособлений и др.; комбинированные — электрифицированные схемы, динамические плакаты, коллекции, тематические щиты и т. п.

Наиболее распространенным типом наглядных пособий, применяемых в учебном процессе являются изобразительные.

Одним из наиболее широко применяемых видов искусственных наглядных пособий являются учебные плакаты, позволяющие успешно решать большинство задач наглядности, изложенных выше. Для использования при обучении массовых профессий, специальностей учебные плакаты, как правило, издаются централизованно. Для немассовых профессий учебные плакаты зачастую разрабатываются и изготавливаются непосредственно в учебных заведениях.

Натуральные наглядные пособия — это специально обработанные и подготовленные для целей демонстрации натуральные объекты (с учетом, естественно, их габаритов и возможностей использования). Натуральные наглядные пособия обычно изготавливаются и подготавливаются к демонстрациям непосредственно в учебных заведениях. Наглядные пособия — и изобразительные, и натуральные в учебном процессе выполняют различные функции — иллюстраций к объяснениям педагога, а также являются самостоятельными источниками получения учащимися новой учебной информации. Чем шире эта функция средств наглядности, тем более активной должна быть работа учащихся с ними.

Наглядные пособия сами по себе к процессу обучения нейтральны. Их использование вне связи с деятельностью педагога и учащихся может придавать зрелищность уроку, но не решает проблему наглядности обучения. Нельзя рассчитывать, что поставленный лицом к лицу с предметом наблюдения учащийся всегда увидит в нем то и гак, как это нужно: мало смотреть — нужно уметь видеть, наблюдать; мало слышать — нужно уметь слушать. Это требует от педагога умелого руководства процессом восприятия средств наглядности.

При инструктировании учащихся о рассмотрении и восприятии наглядных пособий необходимо ставить перед учащимися определенную мыслительную задачу, решая которую они будут сравнивать, обобщать наглядный материал, варьировать его, отчленять существенное от несущественного, выделять наиболее типичные признаки, обозначать их словом, т. е. выполнять специальную умственную работу для получения соответствующего представления.

oso.rcsz.ru

Виды наглядных средств обучения

Средства наглядности – важный элемент системы средств обучения. Наглядность – универсальное средство обучения и воспитания, которое отражает многообразие конкретных явлений, предметов окружающего мира; организует восприятие и наблюдение учащимся реальной действительности; оказывает значительное влияние на сенсорную сферу обучающегося, развивает его наблюдательность, мышление, воображение; стимулирует познавательную и творческую активность, помогает развитию интереса к учению; способствует обобщениям; повышает качество усвоения и т.д. Однако, несмотря на ценнейшие достоинства наглядности, неумелое ее использование может подменить учебную цель ярким средством, стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями, познанию существенных связей и закономерностей. Принцип наглядности сформулировал и обосновал Я. А. Коменский: «. все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» [1] . Этот принцип актуален и в наше время. Он находит свое отражение в многообразии видов наглядности и их классификаций.

Подходов к систематизации наглядных средств достаточно много. Рассмотрим две классификации. В соответствии с одной из них (Л. Ф. Меняев) наглядные средства объединяются в три группы: 1) объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.д.); 2) печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т.д.); 3) проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.) [2] .

Согласно другой классификации (Г. М. Коджаспирова) наглядные средства делятся на две группы: предметные и изобразительные. Носителями предметной наглядности выступают натуральные объекты или их заменители, которые создают ясные впечатления и представления о предмете. Изобразительная наглядность, в свою очередь, подразделяется на словесную, образную и символическую. Преподаватель может создать яркий образ не только при помощи видимых предметов, он располагает для этого выразительнейшими средствами языка. Применение «словесного рисования», живое и образное описание событий с использованием деталей обстановки, отрывков из художественных произведений с ярким и красочным изображением образов главных героев или быта той или иной эпохи, страны, крылатые выражения, меткие эпитеты – все это наглядные средства, назначение которых – создать представления, эмоциональные впечатления, яркие образы. К образным средствам относятся макеты, муляжи, модели, картины, иллюстрации, рисунки; к символическим – схемы, чертежи, карты, символы.

В. Ф. Шаталов разработал методику интенсификации учебного процесса, включающую в себя новые приемы преподавания, подготовки наглядных пособий и их использования [3] . Центральное звено в ней – опорные сигналы. В отличие от традиционной наглядности, это не изображения, а коды предметов, явлений, процессов, понятий, событий, расположенные в некоей последовательности и пространстве, образующие соответствующую картинку, иллюстрацию или плакат и способствующие более быстрому и прочному запоминанию. Психологической основой данной методики является мнемотехника.

Классификация наглядных средств по их содержанию является одной из наиболее распространенных. В соответствии с данным критерием выделяют:

• естественную монументальную наглядность – подлинные монументальные памятники прошлого и памятные места (например, пирамиды Древнего Египта, Ко – лизей, Софийский собор в Новгороде, Красная площадь в Москве и др.);

• подлинные предметы материальной культуры (археологические находки, вещественные остатки: орудия труда, зерна, плоды, кости, денежные знаки, оружие, украшения и др.);

• специально изготовленную предметную наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта, труда);

• изобразительную наглядность (учебные картины, репродукции);

• условно-графическую наглядность (схематические рисунки, карты, аппликации, схемы, графики, диаграммы, печатно-раздаточный материал);

• технические средства обучения – кинофильмы (кинофрагменты), диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, авторские видеозаписи, компакт-диски.

Остановимся несколько подробнее на таком средстве наглядности, как авторская видеозапись, которая используется в учебном процессе вуза. Это видеозапись учебного назначения, созданная вне профессиональной студии, предполагающая синтез деятельности и аудиовизуализации, благодаря которому обеспечивается непроизвольное запоминание, включаются зрительный и слуховой анализаторы, что позволяет студентам максимально овладеть необходимым учебным материалом. Авторская видеозапись призвана решать конкретные учебные задачи для определенной группы студентов с учетом их интересов, психолого-педагогических особенностей и уровнем подготовки на данном отрезке времени. Организация деятельности по созданию авторских видеозаписей и их последующего применения в учебном процессе вуза включает в себя два блока: информативный и документальный.

Информативный блок реализуется па двух уровнях сложности: 1) создание видеосредства преподавателем или группой преподавателей; 2) создание видеосредства студентами при ведущей организаторской роли преподавателя. В структуру информативного блока входят: создание видеосредства (определение учебной цели, написание плана, разработка сценария, видеосъемка); применение видеосредства (выявление уровня первоначальных знаний, умений и навыков, снятие языковых и технических трудностей, выполнение подготовительных упражнений, просмотр созданного видеофильма, выполнение условнокоммуникативных упражнений, включающих озвучивание видеофильма, выполнение коммуникативных упражнений на базе видеофильма, выявление полученного уровня знаний, умений и навыков и сравнение полученных результатов).

Документальный блок также имеет два уровня сложности: 1) документализация студенческих монологов, диалогов, полилогов, где главными действующими лицами являются сами студенты; 2) документализация проектов, созданных самостоятельно студенческой группой. В структуру документального блока также входят: создание видеосредства (определение учебной цели, написание плана, разработка сценария, разучивание ролей, снятие психологических, технических трудностей, съемка пробного монолога, основная съемка: монолог, диалог, полилог, проект); применение видеосредства (выявление уровня сформированности первичных умений и навыков, просмотр первичной видеозаписи, анализ результатов по схеме: студент – группа – преподаватель, вторичная съемка и анализ ее результатов, выявление достигнутого уровня сформированности умений и навыков и сравнение их с первоначальными результатами).

Критериями результативности применения авторской видеозаписи являются обученность и рефлексивность.

В учебном процессе наглядные средства выполняют информационную и познавательную функции: ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены; с внешним видом предмета в его современном виде и в историческом развитии; наглядное представление о сравнении или изменении характеристик явления или процесса; об устройстве предмета и принципе его действия, управлении им, технике безопасности и т.д. Группируясь вокруг речи преподавателя и взаимодействуя, наглядные средства призваны обеспечить формирование образного представления, полноценное раскрытие учебного материала, проиллюстрировать ту или иную зависимость.

К наглядным средствам, используемым в процессе обучения, предъявляются определенные требования [4] :

1) точное соответствие реальному объекту или явлению;

2) ясное осознание преподавателем цели, времени и места введения наглядности;

3) эстетическое оформление наглядного средства;

4) адекватность объекта или его изображения стоящей учебной задаче;

5) учет уровня развития и обученности студентов;

6) мера в использовании наглядного средства на одном занятии; при использовании нескольких наглядных средств на одном занятии они должны предъявляться по мере необходимости, будучи закрытыми для восприятия до момента использования;

7) наглядный объект не должен содержать ничего лишнего, чтобы нс создавать побочных ассоциаций у студентов.

  • [1]Коменский, Я. А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982. – С. 302-303.
  • [2] Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2008. – С . 227-228.
  • [3] Подробнее см.: Шаталов, В. Ф. Точка опоры: [об эксперим. методике преподавания]. – М., 1987.
  • [4] См.: Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник. – М., 2004. – С. 311.

studme.org

Наглядные методы обучения в педагогике: виды, классификация и особенности, характеристика

В истории педагогики и методики образования известны практические, словесные и наглядные методы обучения. Наглядные методы обучения — это такие методы, при которых усвоение материала детьми зависит от применения наглядных и технических средств. Наглядные методы затрагивают эмоционально-чувственное восприятие детей. В педагогике наглядные методы, пожалуй, одни из самых древнейших. Тем не менее, они не потеряли своей актуальности и в современном образовании, строящегося по требованиям ФГОС.

Характеристика наглядных методов и их классификация

Наглядные методы обучения используют и в школах, и в ВУЗах, и для обучения дошкольников. Все наглядные методы обучения принято делить на три большие группы:

  • Метод наблюдения — когда источником знаний становятся наблюдения: за явлениями, предметами, действиями. При использовании этого метода урок удобнее строить в форме путешествия, экскурсии, прогулки, посещения музея, кинотеатра, театра, библиотеки и пр. То есть, лучше выбирать такие формы урока, которые дают возможность учащимся осуществить реальное наблюдение за развитием действия, явления.
  • Иллюстративные — это использование различного рода иллюстраций: картин, карточек, рисунков, плакатов, портретов, схем, графиков, таблиц и пр. Данный метод рекомендуется использовать на всех типах урока.
  • Демонстрационные объединяют все виды демонстрации наглядного материала на уроке: видеосюжетов, кинофильмов, демонстрации приборов, опытов, технических установок. Современное школьное оборудование позволяет расширить рамки демонстрационного метода обучения и дает возможность применять его на любом уроке: вне зависимости от формы и типа урока.

Но такое деление носит чисто условный характер, так как современное обеспечение школ дает возможность совмещать демонстрацию и иллюстрации. Например, использование компьютера, интерактивной доски, видеоскопа — яркий пример, когда происходит смешение методов наглядного обучения.

Правила использования наглядных методов в педагогике

Есть несколько условий, которые должны соблюдаться при использовании наглядных методов для большей эффективности урока:

  • Содержание наглядных пособий должно отвечать возрастным особенностям школьников.
  • Урок не должен строиться исключительно на наглядных методах. Перенасыщение наглядными пособиями одного урока снижает эффективность восприятия, утомляет. В то же время, недостаточность наглядности делает урок скучным, малоинтересным. Все должно быть в меру.
  • Демонстрируемые предметы (картины, схемы) должны быть видны всем учащимся. Для демонстрации предметов маленьких размеров уместно использовать проекции, оптическое увеличение. Или можно вызывать учеников поочередно к демонстрационному столу. Обычно это практикуется при демонстрации химических и физических опытов.
  • Применение любого наглядного средства обязательно должно преследовать определенные цели.
  • Все наглядные материалы должны соответствовать теме урока.
  • Можно и нужно привлекать учеников к поиску информации для составления наглядного пособия.
  • Если учитель планирует использовать наглядные материалы, то об этом не стоит забывать во время урока. Это частая ошибка молодых учителей. Вот пример: при изучении биографии писателя, учитель повесил рядом с доской портрет этого писателя. Казалось бы, наглядность есть? Есть. Но ошибка была в том, что во время урока учитель ни разу не обратил внимание учеников на этот портрет.

То есть, важно действовать по принципу А.П. Чехова: «Если ружье в начале спектакля висит на стене, то оно обязательно должно выстрелить». Любое использование наглядного пособия обязательно нуждается в комментарии.

Это краткий обзор наглядных методов. Важно то, что каждый урок должен содержать в себе этапы работы с наглядными и техническими пособиями, потому что это не только привносит разнообразие в ход урока, но и повышает заинтересованность учащихся к изучаемому предмету, их мотивацию к учебе.

pedsovet.su

Группа наглядных пособий

Наглядные методы обучения и их роль в управлении вниманием младших школьников

Почему детям на уроке не всегда интересно? То устанут, то скука одолеет. Почему жизнь школы порой непохожа на цветной, яркий мир, который сопровождает ребенка в его общении с друзьями и книгами? Школа и школьная жизнь должна увлекать ребенка, вводя его в удивительный мир познания.

Как же поступить учителю, чтобы достигнуть этой цели?

Есть много различных способов, которые помогли бы учителю разрешить эту проблему. Одними из этих способов являются наглядные методы обучения.

В связи с этим мы постарались рассмотреть проблему управления вниманием младших школьников с помощью наглядных методов.

Мы отметили, что от методов обучения зависит немалый успех работы учителя и школы в целом. Методам обучения посвящено множество фундаментальных статей и, в частности, наглядным методам обучения. Несмотря на это проблема методов обучения остается весьма актуальной. Актуальной остается также проблема управления вниманием младших школьников, так как произвольное внимание у них еще недостаточно сформировано. Объединив эти две проблемы в одну мы выдвинули гипотезу о том, что наглядные методы обучения весьма эффективно использовать при управлении вниманием младших школьников. Данную гипотезу мы постарались обосновать в работе.

Наглядные методы обучения — это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств.

Наглядные методы обучения необходимо использовать на уроках в начальной школе. Это правило вытекает из психологических особенностей внимания младшего школьника.

Эти методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения. Однако не следует отрицать при этом роль внимания. Как известно, внимание является функцией, обслуживающей все психические процессы. Без внимания не возможно осуществлять ни одну сознательную деятельность, не возникает мысль. Следовательно, без внимания не возможно нормально построить процесс обучения. Поэтому так важно научиться управлять вниманием учеников.

У младших школьников небольшая устойчивость внимания, им свойственно частое отвлечение. В связи с этим с первых уроков необходимо «воспитывать» внимание.

Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодаря наблюдению возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Благодаря демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда учителю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова преподавателя, а рассказ делает понятным содержание изображаемого на доске.

Изучив теоретический материал, связанный с этими понятиями мы постарались на практике проверить, какую роль играют наглядные методы обучения в управлении вниманием младших школьников. Мы провели эксперимент на уроке природоведения в школе № 467 г. Москвы в классах 3 «А» и 3 «Б».

В 3 «А» классе мы проводили закрепление и в процессе закрепления использовали наглядные пособия, на которых были показаны культурные растения разных групп. Дети с легкостью вспомнили названия всех групп культурных растений.

В 3 «Б» классе мы также провели закрепление, однако не использовали такого наглядного пособия, а стремились, чтобы дети самостоятельно вспомнили все группы культурных растений, не опираясь на наглядность. Данное задание заняло гораздо больше времени, дети стали отвлекаться, переговариваться между собой, стремясь найти ответ на вопрос. С помощью подсказок учителя все группы культурных растений в итоге были названы, однако следует учитывать, что 3 «Б» класс более сильный по уровню развития, чем 3 «А». Выполняя эти задания дети взволновались, утомились, поэтому возникла необходимость использовать другое наглядное пособие — таблицу, на которой были изображены различные культурные растения, детям было предложено сказать, к какое группе принадлежит каждое растение. Это задание позволило сконцентрировать внимание детей на учебном материале.

Осуществив эксперимент, мы убедились в том, насколько велика роль наглядных методов в управлении вниманием младших школьников.

В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:

— наглядные методы обучения являются одним из факторов управления вниманием младших школьников;

— внимание является функцией, обеспечивающей процесс обучения;

— учитель нередко сам виноват в рассеянности своих учеников;

— необходимо зажечь в учениках жажду познания с помощью наглядных методов обучения и других способов.

Таким образом, в своей практической деятельности каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы ученики были активны на уроке. В этом помогают наглядные методы обучения.

www.psi.lib.ru

ТИПЫ И ВИДЫ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ

Мы намечаем две основные подгруппы: 1) плоскостные самодельные пособия, к которым относятся: а) схематические рисунки, диаграммы, планы, схемы сражений и прочие рисунки учителя и учащихся на классной доске или на бумаге; б) аппликации — заранее заготовленные рисунки, которые дополняют и иллюстрируют схематические изображения на доске (аппликации могут быть самодельными, а также напечатанными типографским способом; они вводятся в

схематический рисунок в процессе рассказа); 2) объемные наглядные пособия по истории, которые также относятся к числу самодельных, так как фабричное производство их почти не налажено. К ним относятся муляжи, модели, макеты, диорамы.
Таким образом, мы видим, насколько многообразны виды наглядных пособий по истории, которыми пользуется в настоящее время советская школа. Классификация наглядных пособий по двум признакам нужна для того, чтобы определить методику раскрытия сюжета, содержание данного пособия, с одной стороны, а с другой — наметить способ его экспозиции для коллективной (настенные и экранные пособия) или индивидуальной работы (иллюстрации в учебнике, атласы, альбомы, раздаточный материал).
Для того чтобы дать определение любого индивидуального пособия, мы должны найти его место в каждом из двух основных отделов нашей схемы. Так, учебная историческая картина «Продажа рабов в Древней Греции» является реконструкцией, печатным настенным изобразительным наглядным пособием, а схема «Грюнвальдская битва» — печатным условным настольным пособием, иллюстрацией в учебнике по истории СССР для VII класса М. В. Нечкиной и П. С. Лейбенгруба (с. 86), изображение дворца дожей в Венеции является репродукцией архитектурного исторического памятника в «Альбоме по истории культуры средних веков» Д. Н. Никифорова (табл. 62) — изобразительным настенным пособием, а «План феодального поместья» (учебник по истории средних веков, с. 27) — настольным условно-графическим пособием и т. д.
В дальнейшем мы будем рассматривать практические приемы работы с различными видами наглядных пособий, главным образом по раскрытию их содержания, а вопросов экспозиции будем касаться попутно, в зависимости от наличия тех или других изданий наглядных пособий, которыми располагает в настоящее время советская школа.
’Особое место в классификации средств наглядного обучения занимают исторические памятники как средства монументальной пропаганды, а также технические аудиовизуальные средства обучения (кино, радио, телевидение) как средства массовой информации. Однако их нельзя считать школьными учебными пособиями в узком смысле, так как первые предполагают внеклассную экскурсионную работу, а последние — наиболее эффективное использование средств массовой информации в педагогических целях. В этом отношении делаются лишь первые шаги научной разработки методов использования массовой информации для классной работы в школе.
Мы различаем понятия средств обучения и наглядные пособия. Первые шире вторых. В учебной школьной практике мы пользуемся главным образом наглядными пособиями, во внеклассной работе — различными средствами наглядного обучения!

texts.news

Смотрите так же:

  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
  • Правила монастырской жизни Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора, поступить в монастырь может любой христианин для спасения своей души и угождения Богу […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]

Обсуждение закрыто.