Главный закон сказок

Художественный мир сказки «Бой на Калиновом мосту»

У рок проводится, когда у учеников уже есть начальные сведения о поэтике фольклора и в частности сказки, когда сказка уже прочитана ребятами. У каждого ученика должен быть листочек с начерченным на нём кругом, такой же круг начерчен на доске. Кроме того, отдельная группа пятиклассников приготовила рисунки, которые мы будем прикреплять на доске во время анализа сказки.

Из учащихся класса сформированы группы художников, лингвистов, теоретиков.

I. Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы будем исследовать художественный мир фольклорной сказки «Бой на Калиновом мосту». Главная наша задача — посмотреть, как в этой сказке действуют законы жанра. Давайте для начала вспомним, что нам известно о фольклорной сказке.

II. Повторение

1. Записать на доске схему возможного построения любой сказки (зачин—экспозиция—завязка—кульминация—развязка—постпозиция—исход).

2. Скажите, что такое фольклорная сказка.

(Сказка — это занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. Это эпический жанр, имеющий специфические черты. В нём, как и в других фольклорных произведениях, отразился народный идеал.)

3. Мы уже не раз говорили о слове идеал. Вспомним, что оно обозначает.

(Образец, то, к чему надо стремиться.)

4. У нас на уроке работает лингвистическая группа, которая выписывала из толкового словаря значения некоторых слов. В течение урока ребята будут давать их объяснение. Сейчас они нам скажут, каково значение слова идеал.

(Идеал — высшая цель, совершенный образец, воплощение каких-либо достоинств.)

5. А.С. Пушкин сказал о сказках: “Что за золото, что за прелесть эти сказки!” Наверное, он имел в виду и художественное совершенство их. Мы можем сказать, что в них звучит поэтическое, художественное слово. Что же такое поэтическое слово?

(Оно воздействует на чувства и воображение в первую очередь.)

6. Мы будем говорить о художественном мире сказки. Что такое художественный мир и что включает в себя это понятие?

(Художественный мир — вымышленный писателем мир. В данном случае это вымышленный народом мир. Включает художественное время, пространство, персонажей и т.д.)

III. Определение задач для учащихся

Ребята, у каждого из вас есть листочки с начерченным на них кругом. Сейчас мы будем их заполнять, а на доске это сделают теоретики. (Теоретики кратко записывают на доске основные законы построения сказки, которые мы в процессе работы будем называть. Все остальные не только рисуют схему, но и самостоятельно записывают на этом же листочке основные черты характера героя и антигероя.)

IV. Работа по теме

1. Мы сказали, что художественный мир любого произведения включает в себя художественное пространство. С него и начнём. Одна из особенностей волшебной сказки — двоемирие. Докажите это.

(Действие начинается там, где живёт герой, а затем он переносится в иной мир — мир антигероя. Значит, мы можем сказать, что есть мир героя и мир антигероя.)

2. Что разделяет эти два мира в сказке «Бой на Калиновом мосту»? Где происходят основные события?

(На границе — Калинов мост.)

(Дети на схемах отмечают: мир героя, чужой мир, проводят границу между ними и делают соответствующую надпись.)

3. Как называется такой художественный приём в построении художественного пространства сказки?

(“Антитеза в построении художественного пространства” — записывают теоретики.)

4. Что можете сказать о построении системы персонажей в сказке?

(Используется антитеза. Всегда есть главный герой, вокруг него разворачивается действие. Главным героем является или младший брат, или глупый, или бедный. Здесь — крестьянский сын.)

(Теоретики продолжают запись: и в системе персонажей. Главный герой — бедный человек.)

5. Посмотрим на схему построения сказки на доске. Правильна ли она? Дайте пояснение.

(Сюжет в любой сказке развивается последовательно, то есть события развиваются по цепочке, как бы следуют за героем. Не допускается нарушение последовательности.)

(Теоретики записывают: сюжет сказки развивается последовательно.)

6. Какова же экспозиция сказки? Перескажите кратко.

7. Какой ещё закон начинает действовать уже в начале сказки?

(Закон троичности — записывают теоретики.)

8. Что же мы отметим в схеме там, где изображается “свой” мир героя?

(Иван-царевич, Иван-попович, Иван — крестьянский сын.)

9. Найдите цитату, обозначающую завязку основного конфликта сказки.

10. Так что же нужно, чтобы герой покинул свой мир?

(Событие, беда — обозначим в схеме её крестиком. Причина здесь: известие о змеях, напавших на Русь.)

11. Забегая вперёд, скажем, что же увидели персонажи на границе — Калиновом мосту.

(Земля сожжена, много лежит костей человеческих, земля пропиталась русской кровью.)

12. Итак, герой выезжает из своего мира, имея определённую цель. Какова же она? Прочитайте.

(“Не плачь, матушка, отстоим мы речку Смородину, не пустим змея через Калинов мост” — то есть защита Родины от врагов. Задача благородная, патриотическая.)

13. Вопрос к лингвистической группе: кто такой патриот?

(Патриот — человек, любящий своё отечество, преданный своему народу.)

14. Только ли Иван — крестьянский сын поставил перед собой цель защитить родину?

(Все обещают отстоять государство, не пустить врага через Калинов мост.)

15. Кто, как правило, является пограничником на границе двух миров? Есть ли он в этой сказке?

(Только упоминается избушка на курьих ножках. Рисуем её в схеме, а на доске прикрепляем рисунок.)

16. Как продолжает действовать закон троичности?

(Герою приходится выдержать три сражения.)

17. Расскажите о первом сражении и сделайте вывод.

(Сражение трудное, но Иван победил.)

18. Обозначим его маленьким крестиком в схеме и сделаем соответствующую надпись.

19. Перечитаем в лицах описание второго сражения. Подумаем, какое качество характера помогло герою победить на этот раз.

(Дракон более страшный, сильный, хвастливый, а Иван проявил не только силу, но и хитрость.)

20. Какой момент является кульминационным?

(Сражение с двенадцатиголовым змеем.)

21. Почему Иван рассказал Ивану-поповичу и Ивану-царевичу о своих победах только перед третьим сражением? Какая черта характера ему свойственна?

(Во-первых, не хотел хвастаться, во-вторых, понимает, что настал решительный момент, когда нужна помощь.)

22. Какие поэтические приёмы запишут теоретики?

(Повтор ситуаций. Приём градации в изображении событий.)

23. Прочитаем, как изображён третий противник Ивана. Почему он так страшен?

(Доказать, во-первых, что Ивану нужна помощь; во-вторых, чем сильнее, опаснее, страшнее противник, тем более почётен подвиг победителя, то есть увеличивается ценность очередной победы, испытания.)

24. Перечитаем эпизод, где братья действуют сообща, и подумаем, как передаётся напряжённость обстановки, быстрота действия.

(Короткие, нераспространённые предложения. Допускается перестановка слов — инверсия.)

25. Докажите, что в этой сказке, как и в других, граница между миром природы и миром людей отсутствует.

(Иван — крестьянский сын превращается в мушку и летит в змеиное царство узнать, нет ли ещё каких врагов.)

26. Не забудьте записать, какая черта характера Ивана здесь проявляется. Если забыли, как она называется, посмотрите на доску, где нашими лексикологами записаны слова.

(Предусмотрительность — умение предвидеть возможные события в будущем.)

27. Сколько же испытаний ещё ждёт Иванов? Зачем герои прошли и через них?

(Прикалываем рисунки к доске, ученики делают запись в схеме. В свой мир герои должны возвратиться изменившимися, набравшимися опыта, преодолевшими соблазны.)

28. Докажите текстом, что Иван-царевич и Иван-попович кое-чему научились в это время.

(“Братья так и ахнули…” Когда были два соблазна, они сердились, злобились. Понимали опасность, только когда Иван уничтожил яблоню и колодец. Теперь они тоже действуют.)

29. Враги побеждены, убиты, их помощники тоже. Но почему сказка на этом не заканчивается? Что ещё должны сделать герои?

(Надо уничтожить зло до основания. Поэтому сжигают змеев дворец, а потом возвращаются в свой мир. Все делают обозначения в схеме, теоретики пишут, что в сказках добро побеждает зло.)

V. Подведение итогов

1. Какова же главная тема сказки?

2. Какова её главная мысль?

(Человек должен любить и защищать родину.)

3. О каких приёмах создания художественного мира сказки мы сегодня говорили? (Проверим записи теоретиков).

4. Какие приёмы не назвали, но знаем о них?

(Одушевление предметного мира, словесные повторы, особенности языка сказки.)

5. Какими же чертами характера наделён главный герой сказки? Что вы записали?

(Ум, хитрость, самоотверженность, патриотизм, предусмотрительность, осторожность, инициативность, благородство, скромность, стойкость.)

6. Эти черты свойственны только герою этой сказки?

(Нет, они типичны для героя любой фольклорной сказки.)

7. Соответствует ли этот народный идеал глубокой древности современному, вашему идеалу?

(Существуют ценности вечные, которые человечество практически не меняет.)

8. Каковы черты отрицательных персонажей?

(Жестокость, злоба, хвастовство, самонадеянность, хитрость, коварство, мнимая сила.)

9. Каков же народный идеал, воплощённый в сказке?

(Всегда будут на Руси люди, которые смогут дать отпор, победить любого врага, — воины, защитники.)

VI. Домашнее задание. Придумать продолжение сказки, изменив сюжетный ход: Иваны поехали ко дворцу, не узнав о замысле жён змеев.

В конце урока у нас должна появиться схема, которой учащиеся пользуются в дальнейшем при анализе фольклорных сказок. Она же помогает нам сравнить фольклорные сказки с литературными.

lit.1september.ru

Классификация сказок. Характерные черты каждого вида

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.

И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной «системы» – что, безусловно, облегчает работу родителей и воспитателя.
На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.

Рассмотрим подробнее каждый из видов.

Сказки о животных

Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни» и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.
Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка «Медведь»). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа» над ним. Так происходит, например, в сказках «Мужик и медведь», «Медведь, собака и кошка». Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням («Лиса и журавль», «Звери в яме»).

Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).

В сказках о животных человек :
1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза»);
2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

Возможная классификация сказки о животных.

Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Арне-Томсоном и в «Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка»:

1. Дикие животные.
— Лиса.
— Другие дикие животные.
2. Дикие и домашние животные
3. Человек и дикие животные.
4. Домашние животные.
5. Птицы и рыбы.
6. Другие животные, предметы, растения и явления природы.

Следующая возможная классификация сказки о животных – это структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку. В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:

1. Кумулятивная сказка о животных.
2. Волшебная сказка о животных
3. Басня (аполог)
4. Сатирическая сказка

Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:

1. Комическая (бытовая) сказка о животных
2. Волшебная сказка о животных
3. Кумулятивная сказка о животных
4. Новеллистическая сказка о животных
5. Аполог (басня)
6. Анекдот.
7. Сатирическая сказка о животных
8. Легенды, предания, бытовые рассказы о животных
9. Небылицы

Пропп, в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же, в основу своей классификации, отчасти положил формальный признак, но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания.

Третья возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на:

1. Детские сказки.
— Сказки рассказанные для детей.
— Сказки рассказанные детьми.
2. Взрослые сказки.

Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказки рассказанные для детей имеют упрощенную структуру. Но есть жанр сказки о животных, который никогда не будет адресован детям – это т. н. «Озорная» («заветная» или «порнографическая») сказка.

Около двадцати сюжетов сказок о животных — это кумулятивные сказки. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Томпсон, С., Болте, Й. и Поливка, И., Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:

1. С бесконечным повторением:
— Докучные сказки типа «Про белого бычка».
— Единица текста включается в другой текст («У попа была собака»).
2. С Конечным повторением:
— «Репка» — нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся.
— «Петушок подавился» — происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.
— «За скалочку уточку» — предыдущая единица текста отрицается в следующем эпизоде.

Другой жанровой формой сказки о животных является структура волшебной сказки («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» ).

Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки — о проделках животных («Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), «Волк у проруби», «Лиса обмазывает голову тестом (сметаной) , «Битый небитого везёт» , «Лиса-повитуха» и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню). Сюжетное ядро комической сказки о животных составляют случайная встреча и проделка (обман, по Проппу). Иногда сочетают несколько встреч и проделок. Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки — лиса (в мировом эпосе — заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. Замечено, что если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных – выигрывает. Это идёт из архаического фольклора. В современной сказке о животных победа и поражение трикстера нередко получает моральную оценку. Трикстеру в сказке противопоставлен простофиля. Им может быть и хищник (волк, медведь), и человек, и животное-простак, вроде зайца.

Значительная часть сказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает не комическое начало, а нравоучительное, морализующее. При этом аполог не обязательно должен иметь мораль в виде концовки. Мораль вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации должны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы. Типичными примерами аполога являются сказки, где происходит столкновение контрастных персонажей (Кто трусливее зайца?; Старя хлеб-соль забывается; Заноза в лапе медведя (льва). Апологом можно также считать такие сюжеты, которые были известны в литературной басне с античных времён (Лиса и кислый виноград; Ворона и лисица и многие другие). Аполог — сравнительно поздняя форма сказок о животных. Относиться ко времени, когда моральные нормы уже определились и подыскивают для себя подходящую форму. В сказках этого типа трансформировались лишь немногие сюжеты с проделками трикстеров, часть сюжетов аполога (не без влияния литературы) выработал сам. Третий путь развития аполога — это разрастание паремии (пословицы и поговорки. Но в отличие от паремии, в апологе аллегория не только рациональна, но и чувствительна.

Рядом с апологом стоит так называемая новеллистическая сказка о животных, выделенная Е. А. Костюхиным. Новелла в животной сказке — это рассказ о необычных случаях с довольно развитой интригой, с резкими поворотами в судьбе героев. Тенденция к морализации определяет судьбу жанра. В нём более определённая мораль, чем в апологе, комическое начало приглушено, либо совсем снято. Озорство комической сказки о животных заменено в новелле иному содержанию — занимательному. Классический пример новеллистической сказки о животных — это «Благодарные звери». Большинство сюжетов фольклорной новеллы о животных складываются в литературе, а потом переходят в фольклор. Лёгкий переход этих сюжетов связан с тем, что сами литературные сюжеты складываются на фольклорной основе.

Говоря о сатире в сказках о животных, надо сказать, что литература некогда дала толчок к развитию сатирической сказки. Условие для появлении сатирической сказки возникает в позднем средневековье. Эффект сатирического в фольклорной сказке достигается тем, что в уста животных вкладывается социальная терминология (Лиса-исповедница; Кот и дикие животные). Особняком стоит сюжет «Ёрш Ершович», которая является сказкой книжного происхождения. Поздно появившись в народной сказке сатира в ней не закрепилась, так как в сатирической сказке легко можно убрать социальную терминологию.

Так в XIX веке сатирическая сказка непопулярна. Сатира внутри сказки о животных — это лишь акцент в крайне незначительной группе сюжетов о животных. И на сатирическую сказку повлияли законы животной сказки с проделками трикстера. Сатирическое звучание сохранилась в сказках, где в центре трикстер, а где была полнейшая нелепица происходящего, то сказка становилась небылицей.

Волшебные сказки

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

В.Я. Пропп вскрывает однообразие волшебной сказки на сюжетном уровне в чисто синтагматическом плане. Он открывает инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами и соотнесённых с функциями. Функции распределяются среди семи персонажей:

• антагониста (вредителя),
• дарителя
• помощника
• царевны или её отца
• отправителя
• героя
• ложного героя.

Мелетинский, выделяя пять групп волшебных сказок, пытается решить вопрос исторического развития жанра вообще, и сюжетов в частности. В сказке присутствуют некоторые мотивы, характерные для тотемических мифов. Совершенно очевидно мифологическое происхождение универсально распространённой волшебной сказки о браке с чудесным «тотемным» существом, временно сбросившим звериную оболочку и принявшим человеческий облик («Муж ищет изчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа)», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и др.). Сказка о посещении иных миров для освобождения находящихся там пленниц («Три подземных царства» и др.). Популярные сказки о группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодаря находчивости одного из них («Мальчик-с-пальчик у ведьмы» и др.), или об убийстве могучего змея — хтонического демона («Победитель змея» и др.). В волшебной сказке активно разрабатывается семейная тема («Золушка» и др.). Свадьба для волшебной сказки становится символом компенсации социально обездоленного(«Сивко-Бурко»). Социально обездоленный герой (младший брат, падчерица, дурак) в начале сказки, наделённый всеми отрицательными характеристиками со стороны своего окружения, наделяется в конце красотой и умом («Конёк-горбунок»). Выделяемая группа сказок о свадебных испытаниях, обращает внимание на повествование о личных судьбах. Новеллистическая тема в волшебной сказке не менее интересна, чем богатырская. Пропп классифицирует жанр волшебной сказки по наличию в основном испытании «Битвы — Победы» или по наличию «Трудной задачи — Решение трудной задачи». Логичным развитием волшебной сказки стала сказка бытовая.

Бытовые сказки

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.

Характерна пестрота бытовых сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного типа.
В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.

Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.
Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.

detskie-skazki.com

Сказка о вере … или самый главный закон успеха

16 August 2012 nadezhdaivera В фокусе, Новости

Знакомый кинул ссылку на сказку…. Интересная сказка, со смыслом….:))

Жил был мужик с женой, и было у них в хозяйстве всё хорошо. Однажды взбрело ему сходить к гадалке, собрал он грошей да пошёл до её избы. «Какая у нас жисть-то будя через 5 годков?», — спросил мужик. Гадалка сказала, что все хорошо будет, отменная будет жизнь.

Вернулся мужик домой, пять лет жили, сын родился, урожай стал отменный расти, денежка завелась, как вдруг в один день померли все телята у них. Баба ему и говорит: «Наврала твоя гадалка, все телята подохли, чтоб тебе пусто было».

Расстроился мужик, все из рук валится, пошел опять до гадалкиной избы. Говорит ей: «Ты что, окаянная, наврала мне, все телята подохли, как жить-то?». Гадалка ответила, чтоб рук не опускал, телята дело наживное, верь что все будет — и все будет.

Ну воротился мужик домой, зажили хорошо, хоть и без телят. Прошло 10 лет, как вдруг сын их ослеп. Баба как заорет: «Что твоя гадалка, я тебя так поколочу сейчас!», и давай мужика скалкой охаживать.

Ну мужик вновь до гадалкиной избы. Гадалка ему в коий раз уж говорит: «Верь в себя, мужик! Все хорошо у тебя будет, сын здоровый будет».

Шёл мужик домой, грустил что сын ослеп, пришёл — а всех мужиков на войну забрали. Один сын сидит не видит ничего.

Ну стали жить-поживать, добра наживать, денег много стало, телят купили, сына к знахарю свели — прозрел, а с той войны ни одного мужика не вернулось, стал их сын первый парень на деревне.

Деньги смогут решить практически любую вашу проблему, но ни одна ваша проблема не принесет вам денег. Не отступайте из-за текущих неудач, и станете победителем. Успех снисходит сильнейшим .

nadezhdaivera.ru

Сочинение на тему: «Русские сказки»

Человек, который верит в сказку,

однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце.

С. Королев

Чему нас учат русские народные сказки

Какие книги читают детям практически с пеленок? Это, конечно, сказки – умные, добрые и веселые. И выбор не случаен. Именно в сказках заложен главный принцип бытия: добро всегда сильнее зла. Добро победит, только путь к этой победе нелегок. Но, несмотря ни на что, нужно верить в себя и свои силы.

Прелесть русских народных сказок еще и в том, что этот смысл не лежит на поверхности. Все аллегорично, иносказательно. Как у Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намек!» Взрослея, мы перечитываем сказки, и каждый раз нам отрывается что-то новое: новое видение, новый оттенок чувств и эмоций.

Сказка – особый вид устного народного творчества. Она пришли к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь.

Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье – это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.

Сказки о животных – настоящая летопись человеческих отношений. Каждое животное наделено особыми чертами. Медведь всегда добродушен и силен, волк – сильный, но глупый и грубый, лиса – воплощение женской хитрости и изворотливости, заяц – «свой парень», но трусоват и беззащитен. Как часто в повседневной жизни нас окружают такие вот «зайцы» и «лисицы», «волки» и «медведи»!

Что касается волшебных сказок, то это – огромнейший пласт поэтического воплощения самого главного закона жизни: добро всегда побеждает зло. Традиционны герои: главный герой обязательно умный, сильный и смелый, героиня – непременно красавица, рукодельница. И противостоит им целая «армия зла»: Баба Яга, Кощей Бессмертный, Лихо Одноглазое, Змей Горыныч, Кикимора болотная. Но главный герой всегда победит, потому что он смелый и великодушный, потому что он готов пожертвовать собой. Путь к победе нелегок. Герою обязательно нужно преодолеть «испытание».

Например, в сказке «Царевна-лягушка» главный герой отправляется в долгий и трудный путь, чтобы спасти невесту. В сказке «Морозко» бедной Настеньке суждено было замерзнуть в глухом лесу, но ее доброта и жертвенность были вознаграждены. И это, пожалуй, главнейший урок, который мы получаем из сказок: в жизни будет счастлив тот, кто не ленится, кто добр к окружающим и готов побороться за свое счастье.

Сказки – это еще и великолепное воплощение настоящей поэтичности русской речи. А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.» Не случайно столько поэтов и писателей, музыкантов и художников обращались к этому источнику мудрости и чистоты, напевности и красоты. Читая сказки, мы приобщаемся к великому русскому слову, к культуре речи, к мудрому народному опыту.

Таким образом, сказки – это огромный мир, с его законами и обычаями, это мощный пласт народной культуры, в котором воплотилась вековая мудрость народа. Сказки учат нас добру и гуманности, учат быть сильными, смелыми, учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит. Для нас, людей XXI века, сказка – не только «преданье старины глубокой», но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Я верю, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Вредные сказки? Антиобщественные действия в «Теремке» и насилие в «Колобке»

Если с точки зрения закона «О защите детей» проанализировать любимые сказки, то окажется, что многие из них опасны для детей.

Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступивший в силу ещё в 2012 году, гласит, что каждая книга подлежит возрастной маркировке, но возрастные ограничения не распространяются на произведения, «имеющие значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества». Однако на сегодняшний день списка, в котором обозначены все произведения, считающиеся классикой, нет, поэтому у читателей, издателей и библиотекарей иногда возникают противоречия.

В качестве эксперимента мы предлагаем покуситься на самое «святое» — на любимые сказки — и представить, что ни русские народные, ни любые другие детские произведения не имеют привилегий культурной ценности. Рассмотрим их с точки зрения строгой буквы Федерального Закона № 436.

Если обратиться к вариантам русской народной сказки «Теремок», где терем разрушает лиса, волк или медведь, то станет очевидно, что они должны быть запрещены для прочтения детям младше 6 лет. Согласно закону, произведения, «побуждающие к совершению антиобщественных действий или описание этих действий при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим», не рекомендуется лицам младше 6 лет. Дети, конечно, приходят к выводу, кто в «Теремке» отрицательный герой, а кто положительный, но, согласно строгой букве закона, сказка с таким сюжетом (при условии, что она не является культурным наследием) попадает под ограничения по возрасту.

Маленьких детей также нельзя расстраивать сказкой «Цветик-семицветик». Ведь в этой книге мы встречаем информацию, «содержащую кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека». В сказке В. П. Катаева девочка с волшебным цветком встречает хромого от рождения мальчика Витю. Если отнестись к анализу этой сказки ещё серьёзнее и оценить врождённую хромоту мальчика как тяжёлое заболевание, то эта история уже попадёт под маркировку возрастного ограничения 12+.

Ещё хуже дела обстоят в сказке «Колобок», в которой главный герой без сожаления и сочувствия был съеден лисой. Здесь не только зло восторжествовало над добром, но в истории нет ни сострадания к жертве, ни отрицательного отношения к насилию. Преступление налицо, и, согласно закону, книга тянет на ограничение по возрасту для чтения детей младше 12 лет.

По этой же классификации в список литературы, запрещённой детям до 12 лет, можно отнести многие сказки, где затронута тема насилия. Например, ребёнка должно шокировать произведение А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», где в бочку заточили царицу и царевича Гвидона. Произведения Г. Х.Андерсена тоже не рассчитаны на малышей: детей может напугать насильственное удержание Дюймовочки и принуждение её к вступлению в брак с кротом. Аналогичный запрет ждёт сказку «Снежная Королева», где мальчик Кай заперт в замке злой королевы.

Если обратиться к русским народным сказкам, то можно набрать не один десяток сюжетов, в которых герои подвергаются насильственному удержанию, например: «Маша и Медведи», «Марья Моревна», а сказка «Гуси-лебеди» даже начинается со сцены похищения ребёнка гусями. Особенно опасной может показаться новогодняя сказка «Морозко», ведь детей должно напугать насилие над падчерицей, которую мачеха решила «сжить со свету», для чего приказала увезти девочку в лес во время сильных морозов.

И, наконец, самая опасная категория детских книг, которые не соответствуют требованиям Закона «О защите детей» и могут быть отнесены к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей. К таким произведениям можно отнести книгу М. Твена «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», потому что она «способна вызвать у детей желание заниматься бродяжничеством или попрошайничеством». К опасным произведением также нужно отнести историю о Карлсоне А. Линдгрен. Ведь книгу «Карлсон, который живёт на крыше» можно воспринимать как «информацию, отрицающую семейные ценности и формирующую неуважение к родителям или другим членам семьи».

Если строго следовать возрастной классификации Федерального Закона № 436, не обращая внимания на культурную ценность произведений, то в категории 18+ окажутся многие детские книжки, в которых обычно никто не видит ничего такого, что может навредить ребёнку. Ведь по закону к «взрослой» литературе нужно относить ещё и книги «побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни или здоровью», «оправдывающие противоправное поведение», «обосновывающие или оправдывающие допустимость жестокости». Звучит страшно, но когда перед тобой текст сказки, то обычно не видишь в ней ничего плохого, а просто наслаждаешься красивой историей. Но если уже знаком с возрастной классификацией, то не стоит труда «подтянуть» к этому ограничению почти любую детскую сказку.

www.aif.ru

Смотрите так же:

  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
  • Правила монастырской жизни Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора, поступить в монастырь может любой христианин для спасения своей души и угождения Богу […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]

Обсуждение закрыто.