Фз третейских судах

Новая форма третейских судов

В конце декабря Президент РФ Владимир Путин подписал два закона, закрепляющих положения о реформировании системы третейских судов. Первый заменит действующий Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»; далее – закон об арбитраже). Второй предусматривает внесение изменений в ряд законодательных актов в связи с принятием закона об арбитраже (Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 409-ФЗ; далее – Закон № 409-ФЗ). Оба закона вступают в силу с 1 сентября текущего года.

Подготовка реформы cистемы третейских судов длилась на протяжении трех лет – еще в 2012 году глава государства заявил о необходимости определения Правительством РФ комплекса мер по развитию третейского разбирательства (поручение Президента РФ от 22 декабря 2012 г. № Пр-3410), а в 2013 году поручил кабинету министров совместно с ТПП РФ и РСПП разработать непосредственно законопроект о совершенствовании системы третейского судопроизводства (поручение Президента РФ от 27 декабря 2013 г. № Пр-3086). За этот период был подготовлен не один проект закона, направленного на регулирование данной области, и эти проекты активно обсуждались экспертным сообществом. Рассмотрим, каким получился итоговый результат такой продолжительной работы и какие изменения ожидают систему третейских судов в ближайшее время.

Третейские суды превращаются в арбитражные учреждения

Законом об арбитраже вводится ряд новых понятий, а также корректируются уже существующие (ст. 2 закона об арбитраже). Так, понятия «арбитраж» и «третейское разбирательство» указаны в законе как синонимы и подразумевают процесс разрешения спора третейским судом и принятия им решения (арбитражного решения). При этом третейским судом будет называться единоличный арбитр или коллегия арбитров, которые рассматривают конкретное дело, а не постоянно действующий орган, созданный для рассмотрения споров. Надо отметить, что многие эксперты недовольны такими изменениями. «Попытка перейти к использованию исторического термина «арбитраж» и его производных в тексте отдельно взятого закона, то есть изолированно от остальной нормативно-правовой базы, привела только к смешению терминологии и путанице. Так, отныне схожи до степени смешения термины «решение арбитражного суда» и «арбитражное решение», «арбитражный суд» и «арбитраж», по-прежнему относящиеся совершенно к разным областям: области государственного судопроизводства и альтернативного разрешения споров соответственно», – считает член правления некоммерческого партнерства «Национальная третейская палата» Дмитрий Волосов.

С сентября текущего года на смену третейским судам как учреждениям придут постоянно действующие арбитражные учреждения. Именно они будут на постоянной основе осуществлять функции по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства и распределению арбитражных сборов.

Важно, что арбитражные учреждения будут образовываться только при НКО, причем не при всех – не допускается их создание при государственных и муниципальных учреждениях, госкорпорациях, государственных компаниях, политических партиях, религиозных организациях, а также адвокатских образованиях, адвокатских и нотариальных палатах (ч. 2 ст. 44 закона об арбитраже). Сторонники этого новшества отмечают, что данное положение было утверждено, чтобы не допускать образования так называемых «карманных» третейских судов – третейских судов, аффилированных с одним из участников разбирательства (коммерческой организацией). «Существующий «легкомысленный» подход к созданию третейского суда, который считается образованным после того, как юридическое лицо приняло решение о его организации, утвердило положение о нем и список третейских судей, – привел к тому, что вместо объективного, независимого и беспристрастного судебного разбирательства все, кто хотел, образовали свои «карманные» суды, которые априори выносят решение в пользу конкретной стороны. Этим очень любили грешить банки, составляя кредитный договор с кабальными условиями и дикими процентами и определяя подсудность спора в «карманном» третейском суде, решение которого обязательно и обжалованию не подлежит», – подчеркивает управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний «СБП» Кира Гин-Барисявичене.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Высшие суды оценивают объективность решений «карманных» третейских судов по-разному. ВАС РФ считал решения аффилированных третейских судов необъективными и отказывал в выдаче исполнительных листов на их принудительное исполнение. ВС РФ и КС РФ, напротив, полагали и полагают, что сам по себе факт учреждения третейского суда при организации, являющейся стороной спора, не может быть основанием для отмены его решений.

Вероятно, чтобы предотвратить возникновение подобных сомнений в независимости арбитражных учреждений, которые будут созданы по новым правилам, в законе об арбитраже закреплено положение о недопустимости конфликта интересов при осуществлении деятельности этими учреждениями (ст. 46 закона об арбитраже). Так, определено, что конфликт интересов имеет место, например, когда арбитражное учреждение осуществляет администрирование арбитража, одной из сторон которого является НКО, при которой это учреждение создано, либо учредитель или участник такой организации (за исключением НКО с числом участников более 100). Однако никаких конкретных последствий рассмотрения дела при наличии конфликта интересов закон об арбитраже не устанавливает. Более того, он содержит оговорку о том, что арбитражный суд не может отменить арбитражное решение или отказать в выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение только на основании того, что имел место конфликт интересов (ч. 4 ст. 46 закона об арбитраже).

Ряд экспертов, которые выступали против принятия закона об арбитраже в таком виде, в котором он был принят, считают, что документ ставит арбитражные учреждения в другую зависимость – зависимость от государства, поскольку для их создания НКО нужно будет получать разрешение Правительства РФ на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения (ч. 1 ст. 44 закона об арбитраже). Нужно отметить, что главная роль в принятии решения о возможности создания арбитражного учреждения при конкретной НКО отведена Совету по совершенствованию третейского разбирательства, который будет создан при Минюсте России. Именно на основании его положительной рекомендации правительство будет предоставлять НКО право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. В состав данного Совета войдут представители органов государственной власти, общероссийских объединений предпринимателей, торгово-промышленных палат, а также юридического, научного и предпринимательского сообщества и иные лица (ч. 5 ст. 44 закона об арбитраже). При этом лица, замещающие государственные должности, и госслужащие не могут составлять более 1/3 состава совета. Важно, что отказ в предоставлении НКО права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения может быть обжалован в суд (ч. 10 ст. 44 закона об арбитраже).

Требования к НКО, при которой создается арбитражное учреждение

Какие документы НКО должна будет предоставить для решения вопроса о возможности создания арбитражного учреждения, предстоит определить Минюсту России. Однако общие требования, которым должна соответствовать НКО, уже установлены (ч. 8 ст. 44 закона об арбитраже). Так, будет проверяться, достоверна ли представленная информация об организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, ее учредителях и участниках, позволяет ли ее репутация и характер ее деятельности с учетом состава ее учредителей обеспечить высокий уровень организации деятельности арбитражного учреждения.

Дмитрий Волосов, член правления некоммерческого партнерства «Национальная третейская палата», эксперт Юридического сервиса 48Prav.ru:

«Самым регрессивным элементом нового закона представляется встроенный в его текст механизм государственного регулирования создания третейских судов. Данное явление уже получило наименование «огосударствления» третейского разбирательства. Благодаря проведенной реформе третейское разбирательство, изначально появившееся как институт гражданского общества и один из цивилизованных внегосударственных способов разрешения споров, фактически становится подконтрольно государству. Достаточно ознакомиться с положением п. 4 ч. 8 ст. 44 закона об арбитраже, который не только предусматривает оценку при выдаче разрешения на осуществление третейского разбирательства такого качественного понятия, как репутация НКО, но и заставляет претендента доказывать, что его деятельность будет – в будущем времени (!) – развивать третейское разбирательство. Представляется незаконной и сама процедура получения некоего разрешения, являющегося квазилицензией на осуществление определенного вида деятельности, наличие которой законодательство о лицензировании не предусматривает в принципе».

Кроме того, на соответствие требованиям закона об арбитраже будут проверяться утвержденные НКО правила постоянно действующего арбитражного учреждения (уставы, положения, регламенты, содержащие в том числе правила арбитража) и рекомендованный список арбитров. Указанными правилами должны быть определены, в частности, виды споров, которые администрирует арбитражное учреждение, требования к арбитрам, порядок ведения арбитража, а также фиксированный размер любых видов арбитражных сборов или правила их определения (ч. 4 ст. 45 закона об арбитраже). В рекомендованный список арбитров необходимо будет включить не менее 30 человек, причем треть или более этих арбитров должны иметь ученую степень и как минимум половина – опыт разрешения гражданско-правовых споров в качестве третейских судей или судей государственных судов в течение не менее 10 лет, предшествовавших дате включения в рекомендованный список арбитров (ч. 3 ст. 47 закона об арбитраже). При этом один человек не может быть включен в рекомендованные списки арбитров более трех постоянно действующих арбитражных учреждений, а перед включением в список определенного кандидата учреждение должно получить его письменное согласие.

Стоит обратить внимание и на то, как будут называться вновь создаваемые арбитражные учреждения. Запрещается использовать в их наименованиях словосочетания «арбитражный суд» и «третейский суд», если в результате такого использования полное наименование учреждения будет сходным до степени смешения с наименованиями судов РФ или сможет ввести участников гражданского оборота в заблуждение относительно правовой природы и полномочий данного учреждения (например, под запрет попадет, скорее всего, такое название, как «Арбитражное учреждение Московской области»). При этом в наименовании учреждения обязательно должно указываться полное или сокращенное наименование НКО, при которой оно создано (ч. 21 ст. 44 закона об арбитраже).

Виталий Матюнин, юрист юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры. Структурный и налоговый консалтинг»:

«Ужесточение требований к созданию третейского суда, и, как следствие, увеличение себестоимости и времени его создания должно привести к уходу недобросовестных участников из данной сферы. Соответственно, практика, когда третейский суд не находится по своему юридическому адресу и когда единственный сотрудник суда – председатель, он же секретарь и единственный судья, не имеющий даже юридического образования, принимает решения по широкому кругу вопросов, исчерпает себя.

Хотелось бы также обратить внимание на наличие в новом законодательстве ответственности, вплоть до прекращения деятельности арбитражного учреждения по решению компетентного суда и по предписанию Минюста России (ч. 1, ч. 3-4 ст. 48 закона об арбитраже). Мы видим, к чему привело ранее отсутствие контроля за третейскими судами со стороны государства – к полной дискредитации данного института, концепция которого имеет признание в мировой практике. Остается надеяться, что возможность принудительного прекращения деятельности арбитражного учреждения не будет использоваться для подавления его независимости при принятии решений».

Арбитражные учреждения и государственные суды

Закон об арбитраже, по мнению его разработчиков, должен упорядочить процедуру создания арбитражных учреждений и осуществления ими деятельности, что приведет к повышению авторитета и привлекательности третейского разбирательства, а это в свою очередь позволит снизить нагрузку на государственные суды. С этой же целью, надо полагать, Законом № 409-ФЗ предусмотрена возможность передачи на рассмотрение третейским судам, администрируемым постоянно действующими арбитражными учреждениями, ряда корпоративных споров – ст. 225.1 АПК РФ дополнена соответствующей ч. 2 (п. 9 ст. 9 Закона № 409-ФЗ). «Признание большей части корпоративных споров арбитрабельными соответствует мировой практике и действительно позволяет надеяться, что участники правоотношений будут чаще обращаться именно в арбитраж, а не в государственный суд», – полагает Татьяна Терещенко, руководитель аналитического направления адвокатского бюро «Прайм Эдвайс Санкт-Петербург». А вот юрист юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры. Структурный и налоговый консалтинг» Виталий Матюнин считает, что никакой разгрузки государственных судов не произойдет. «На данный момент какая-либо единая достоверная статистическая база по количеству рассмотренных дел третейскими судами отсутствует. Однако считаю, что третейские суды в принципе не способны разгрузить государственные суды из-за недостаточной развитости данного института. После проведенной реформы, полагаю, количество рассмотренных третейскими судами дел будет еще меньше в связи с тем, что серьезное повышение требований к их формированию приведет к уходу с рынка не только недобросовестных участников, но и представителей небольших третейских судов», – подчеркивает он.

В то же время в законе об арбитраже предусмотрено, что государственные суды будут не только рассматривать дела об оспаривании арбитражных решений и о выдаче исполнительных листов на принудительное их исполнение, но и по заявлению лица, участвующего в третейском разбирательстве, выполнять функции содействия в отношении третейского суда – например, разрешать вопросы, связанные с назначением, отводом или прекращением полномочий третейского судьи (ст. 6 закона об арбитраже; гл. 30 АПК РФ дополнена соответствующим §3, ГПК РФ – гл. 47.1). «Один из минусов закона об арбитраже – некоторая странность в избрании арбитров. Так, если два арбитра не могут определиться с третьим, теперь можно обратиться за помощью в компетентный суд (п. 1 ч. 3 ст. 11 закона об арбитраже). Не вполне ясно, для чего привлекать именно суд и насколько это затянет процедуру, ведь к третейским судам часто прибегают именно за быстрым разрешением спора. Более того, функция по избранию арбитров представляется скорее административной, но никак не правоприменительной, которую призван исполнять суд», – отмечает Анастасия Расторгуева, партнер Коллегии адвокатов г. Москвы «Барщевский и Партнеры».

Кроме того, в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, третейский суд или сторона с его согласия может обратиться в суд с запросом об оказании содействия в получении доказательств (ст. 30 закона об арбитраже). Эксперты считают, что это, во-первых, не может не отразиться на независимости третейского суда, а, во-вторых, станет дополнительной нагрузкой для государственных судов.

Будут ли ликвидированы действующие третейские суды с 1 сентября?

C момента вступления в силу закона об арбитраже нормы Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» будут применяться только к тем третейским разбирательствам, которые были начаты и не завершены к этому моменту (ч. 7 ст. 52 закона об арбитраже). Однако оспаривание и приведение в исполнение арбитражных решений по этим спорам будет осуществляться уже по новым правилам.

Также в законе об арбитраже прямо прописано, что с 1 сентября текущего года постоянно действующие арбитражные учреждения создаются исключительно в установленном им порядке (ч. 11 ст. 52 закона об арбитраже). При этом определено, что порядок выдачи разрешений о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения и порядок подготовки соответствующей рекомендации Советом по совершенствованию третейского разбирательства при Минюсте России должны быть установлены правительством в течение трех месяцев со дня вступления в силу закона об арбитраже. В этот же срок кабинету министров необходимо определить и порядок депонирования в Минюсте России правил постоянно действующего арбитражного учреждения. Депонирование этих правил является обязательным условием допуска к администрированию споров арбитражными учреждениями, получившими разрешение Правительства РФ на осуществление третейского разбирательства (ч. 14 ст. 44 закона об арбитраже).

В течение года со дня, когда Правительство РФ примет соответствующие акты, существующие третейские суды должны будут получить правительственное разрешение на осуществление деятельности по администрированию арбитража, то есть ориентировочно – до 1 декабря 2017 года (если брать максимальный срок, предоставленный Правительству РФ для утверждения порядков). Поэтому при невыполнении этого условия и по прошествии указанного срока их деятельность будет признаваться незаконной (ч. 13 ст. 52 закона об арбитраже). А вот как создать новое арбитражное учреждение, например, в сентябре текущего года, пока не совсем понятно, поскольку неясно, будет Правительство РФ выдавать разрешения и до утверждения порядка их выдачи или нет.

Только двум учреждениям не нужно будет получать соответствующее разрешение Правительства РФ – Международному коммерческому арбитражному суду при ТПП РФ (МКАС) и Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ (МАК) (ч. 1 ст. 44 закона об арбитраже). Тем не менее другие требования закона об арбитраже МКАС и МАК обязаны будут исполнить. В частности, до 1 февраля 2017 года они должны утвердить, разместить на своем сайте и депонировать правила постоянно действующего арбитражного учреждения, соответствующие требованиям закона об арбитраже. Кстати, ряд экспертов отрицательно оценивает введение единых правил для арбитража внутренних споров и международного коммерческого арбитража – согласно закону об арбитраже постоянно действующие арбитражные учреждения смогут администрировать и последний вид арбитража (п. 1 ч. 18 ст. 44 закона об арбитраже). «Если создание и функционирование третейских судов всегда входило во внутреннюю компетенцию государства, то вопросы международного коммерческого арбитража были предметом международно-правового регулирования. Россия участвует в Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже и Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. Образцом для регулирования деятельности международного коммерческого арбитража в России был Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже. Законодательство на основе данного типового закона принято в общей сложности в 67 государствах. Вряд ли международный коммерческий арбитраж в России нуждался в реформе», – отмечает д. ю. н., директор департамента судебной практики и юридического сопровождения юридической фирмы «Лигал Студио» Валентина Талимончик.

Таким образом, можно говорить о том, что несмотря на длительную подготовку реформы третейского разбирательства закон об арбитраже и Закон № 409-ФЗ подвергаются довольно серьезной критике со стороны экспертного сообщества. Новая стадия обсуждения законов начнется, вероятно, после того, как правительство утвердит порядок выдачи разрешений на осуществление арбитража, а Минюст России определит, как будут проверяться НКО, претендующие на создание арбитражных учреждений.

www.garant.ru

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ
«О третейских судах в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

27 июля 2010 г., 7 февраля, 21 ноября 2011 г., 29 декабря 2015 г.

Принят Государственной Думой 21 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» с 1 сентября 2016 г. нормы настоящего Федерального закона не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления в силу названного Федерального закона

Президент Российской Федерации

Закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории РФ. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора. В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

Федеральный закон не распространяется на международный коммерческий арбитраж.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 27 июля 2002 г. N 137, в «Парламентской газете» от 27 июля 2002 г. N 140-141, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3019

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» с 1 сентября 2016 г. нормы настоящего Федерального закона не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления в силу названного Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

base.garant.ru

ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»

Федеральный закон под номером 102 регулирует деятельность третейских судов согласно законодательству РФ. Регламентируются вопросы учреждения и организации данных судебных инстанций, а также их функционирования. Любой спор, возникающий во взаимоотношениях граждан, может решаться согласно положениям данного документа, если иной порядок не предусмотрен законодательством.

Описание Закона «О третейских судах в РФ»

Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» под номером 102 принят Государственной Думой 21 июня 2002. Документ вступил в силу в день официального опубликования 24 июля того же года.

На протяжении его функционирования в положения были внесены некоторые поправки, призванные устранить неточные формулировки и актуализировать документ. Последние изменения в Закон о третейском суде были внесены в декабре 2015.

Документ подразделяется на главы, каждая из которых регламентирует определенные аспекты:

  • общие положения, нацеленные на создание правовой базы для регулирования последующих вопросов;
  • понятие третейского соглашения, его формы и содержание;
  • состав третейского суда;
  • расходы, направленные на разрешение конфликтных ситуаций через судебное рассмотрение дела;
  • процедура третейского разбирательства;
  • порядок принятия решения.

Для углубленного изучения документа определенные главы следует рассматривать подробнее. Общие положения закона регулируют основные аспекты, связанные с действием данного правового акта:

  • сфера применения;
  • основные понятия и определения;
  • порядок учреждения третейских судов, их деятельность;
  • оформление документов;
  • порядок передачи споров на судебное рассмотрение и применяемые нормы при разбирательстве.

Состав третейского суда регламентируется следующими правовыми нормами:

  • предписания и требования к назначаемому судье;
  • количество судей и формирование судейского состава;
  • основания и порядок отвода судей;
  • прекращение их полномочий и замена.

Рассмотрение дела и судебное разбирательство осуществляется в соответствии со следующими положениями закона 102 ФЗ:

  • определение компетенции третейского суда;
  • принципы и правила разбирательства, место проведения слушания;
  • определение принципа конфиденциальности;
  • подача искового заявления и отзыв на него;
  • процедура оформления встречного иска и его требований;
  • порядок предоставления доказательств и участие сторон в рассмотрении дела;
  • последствия неявки или непредставления требуемых документов;
  • назначение и проведение судебной экспертизы;
  • составление протокола заседания.

А что вы знаете о законе о мировых судьях? Кто это и какими полномочиями обладают по ссылке:

По результатам рассмотрения дела выносится решение. Судебное постановление регламентируется следующими правовыми нормами:

  • принцип обязательности к исполнению;
  • порядок принятия решения, его форма и содержание;
  • дополнительное постановление и разъяснение;
  • порядок исправления технических ошибок и неточностей;
  • прекращение разбирательства и направление документов на хранение.

Главы 7 и 8 Федерального закона о третейских судах утратили свою силу. В заключительные положения документа включена статья о его вступлении в силу, а также предписание об упразденнии следующих правовых актов:

  • приложение под номером 3 к ГПК РСФСР;
  • Постановление Верховного Совета РФ 3115-1, утверждавшее Временное положение о третейских судах;
  • п 7 ст 1 ФЗ 144, регулировавшего отдельные изменения в судебном законодательстве РФ.

Скачать Федеральный закон под номером 102 «О третейских судах в Российской Федерации» можно по ссылке. Документ представлен в последней редакции с изменениями, актуальными на 2017 год. Редакция будет полезна для изучения деятельности судебных инстанций как рядовыми гражданами, так и юристами.

Изменения в 102 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»

Последние изменения в Закон под номером 102 ФЗ были внесены 29 декабря 2015 года. Согласно поправкам главы 7 и 8 об оспаривании и исполнении решения суда были упразднены.

Изменения были внесены в рамках принятия нового Федерального закона 382 об арбитраже. Порядок оспаривания, а также процедура исполнения постановлений суда регулируется положениями нового документа. Кроме данных аспектов новый закон рассматривает и иные нормы, не включенные в ФЗ 102 и затрагивающие исключительно арбитражное рассмотрение споров.

Новый закон об арбитраже имеет схожую структуру с ФЗ 102 о третейских судах. При углубленном изучении положений нового документа прослеживается правопреемственность отдельных положений и общих принципов законодательства. Хотя ФЗ 102 продолжает действовать, его правовые нормы уже не принимаются во внимание, чаще обращаются к новому документу об арбитраже.

ФЗ 382 начал действовать с 1 сентября 2016 года. Скачать Закон об арбитраже в последней редакции можно здесь. Изучение документа актуально при необходимости выявить процедуру оспаривания и исполнения постановлений. Таковая рассматривается в главах 7 и 8 ФЗ 382.

210fz.ru

Реформа третейских судов: что было и что изменится с 1 сентября?

Третейский суд не дань моде и не новое веяние с Запада. Никого уже не удивишь новостями про дело ЮКОСа. Никто уже не задает вопрос о том, почему частный суд — коммерческая организация — может назначить многомиллиардные пени по контракту или обязать целые государства отсчитать процент от бюджета. К сожалению или к счастью, третейский суд — это часть мировой экономики. Такая же значимая ее составляющая, как банки, резервные фонды и транснациональные корпорации. В России этот институт постепенно набирает популярность. С 1 сентября 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», целью которого является доведение российских третейских судов до мировых стандартов. Что такое третейский суд и как изменится его работа с 1 сентября 2016 г., читайте в материале.

Чем третейский суд отличается от государственного? Отличие первое — цена. Коммерческий суд существует на прибыль. Он получает ее в виде третейского сбора — аналога пошлины в государственном суде. Размер сбора — это чаще всего процент от суммы иска. Поэтому в абсолютных цифрах он может составлять от нескольких десятков тысяч рублей до десятков и сотен миллионов долларов. Есть дорогие суды, например Лондонский международный третейский суд (LCIA).

Отличие второе — компетенция. Коммерческий арбитраж рассматривает только частно-правовые споры. То есть те, в которых не участвует государство как публичный субъект и его представители. В инвестиционных спорах государство выступает как равная по договору сторона. В России третейский суд не разрешает трудовые, уголовные, административные споры, споры о банкротстве, а также по госконтрактам. До 1 сентября 2016 г. в этом списке были и корпоративные споры, но с принятием нового закона возможность рассматривать такие споры предоставили и третейским судам. Как правило, в третейских судах рассматриваются споры о расторжении и изменении договоров, о признании их недействительными, о взыскании убытков, причиненных неисполнением договорных обязательств, об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Кроме того, обычно решения третейских судов — это информация, которая охраняется коммерческой тайной.

Третейская оговорка

Если стороны согласны, чтобы их судил третейский суд, они указывают это в третейской оговорке или арбитражном соглашении. Арбитражное соглашение может быть заключено в отношении всех или некоторых споров. Первый вариант — безальтернативная оговорка, когда спор может рассмотреть только третейский суд. Второй вариант — оговорка с альтернативой обращения в государственный или третейский суд.

Закон запрещает давать преимущества одной из сторон: кому-то разрешать обращаться в третейский суд, а кому-то нет. Однако стороны могут выбрать, по каким спорам они обращаются в третейский, а по каким — в государственный суд. Такой вид оговорки называется асимметричной. Заказчик может указать безопасные для себя виды споров, например взыскание убытков за некачественный товар, за просрочку при поставке, для рассмотрения их в третейском суде. Остальные споры, например о взыскании задолженности по оплате поставленного товара, будут рассматриваться в государственном суде. Так заказчик обезопасит себя от исков к нему в третейский суд с последующим привлечением к ответственности по задолженностям.

Исполнять ли решение коммерческого арбитража — дело добровольное. Однако, если проигравшая сторона против, есть возможность ее принудить. Победитель может запросить в государственном суде исполнительный лист (глава 30 АПК РФ), а затем передать его для исполнения в Службу судебных приставов России. Кроме того, решение третейского суда можно исполнить в 150 странах мира, подписавших Конвенцию ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (заключена в г. Нью-Йорке в 1958 г.).

Арбитрабельность споров

После получения иска первым делом коммерческий арбитраж определит свою компетенцию, то есть может ли он вообще рассмотреть конкретный спор. От того, есть ли у суда компетенция, зависит в том числе и получение исполнительного листа. Поэтому при установлении компетенции третейский суд дополнительно проверяет материалы дела на отсутствие оснований, предусмотренных ст. 239 АПК РФ или ст. 426 ГПК РФ, для отказа государственного суда в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Какие обстоятельства могут стать причиной отказа в разрешении спора третейским судом и в дальнейшем в выдаче исполнительного листа на исполнение его решения?

Во-первых, спор должен подпадать под компетенцию третейского суда. По российскому праву, в третейских судах не рассматриваются административные, уголовные, трудовые и семейные споры, дела о банкротстве и споры по госконтрактам.

Во-вторых, проверяется наличие и корректность третейской оговорки и указание в ней конкретного третейского суда. Также договор с третейским соглашением должен быть подлинным и заключенным в письменной форме. По закону третейское соглашение будет недействительным, если оно подписано неуполномоченным лицом. Например, в одном деле арбитражный суд отказал в выдаче исполнительного листа из-за того, что заявитель не представил подлинник договора аренды с третейской оговоркой (в деле имелась только копия). Ответчик при этом отрицал факт заключения данного договора. Была проведена экспертиза, в результате которой установили, что договор подписан неизвестным лицом. На этом основании суд пришел к выводу, что заявитель не подтвердил действительность третейского соглашения (постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 № 693/10 по делу № А59-38/2008). Надо отметить, что третейская оговорка сохраняет свою силу и служит правовым основанием для обращения в соответствующий третейский суд и после окончания срока действия договора.

В-третьих, решение третейского суда должно быть принято по спору, предусмотренному третейским соглашением или подпадающему под его условия. Кроме того, суд не может выносить постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. На практике арбитражный суд отменяет решение третейского суда, если он вышел за пределы арбитражного соглашения, а также рассмотрел спор о правах третьих лиц.

Пример: между компанией (подрядчиком) и обществом (субподрядчиком) был заключен договор строительного субподряда, регулируемый правом Российской Федерации, содержащий третейскую оговорку. Согласно оговорке споры, разногласия или требования, возникающие из договора или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат разрешению в МКАС при ТПП РФ. Между тем МКАС при ТПП РФ рассмотрел спор, в том числе по вопросам, связанным с исполнением и отзывом банковских гарантий, выданных итальянскими банками в пользу компании. Эти гарантии содержали условие о том, что они регулируются и подлежат толкованию в соответствии с правом Англии и Уэльса, а исключительной юрисдикцией для разрешения любых споров, которые могут возникнуть в результате или в связи с банковскими гарантиями, обладают только иностранные суды (суды Лондона).

Общество заявило в МКАС при ТПП РФ ходатайство об отказе от искового требования по банковским гарантиям и прекращении арбитражного разбирательства в части указанных требований. Компания также возражала против компетенции МКАС при ТПП РФ в части требований, вытекающих из исполнения банковских гарантий, что свидетельствовало об отказе сторон спора от юрисдикции МКАС при ТПП РФ по спорам, возникающим на основании или в связи с банковскими гарантиями.

В итоге государственный арбитражный суд отменил решение МКАС при ТПП РФ, так как требования общества по поводу безотзывных и безусловных банковских гарантий не могли быть предметом третейского разбирательства из-за самостоятельности этих обязательств. Суд кассационной инстанции оставил определение суда первой инстанции без изменения, указав, что МКАС при ТПП РФ, рассматривая вопросы, касающиеся банковских гарантий, вышел за пределы арбитражного соглашения, содержащегося в договоре субподряда, а также, не учитывая специфику данных гарантий, рассмотрел спор о правах третьих лиц, не являющихся участниками этого соглашения. Позицию нижестоящих судов поддержал и ВАС РФ (Определение ВАС РФ от 14.02.2011 № ВАС-16822/10 по делу № А40-45179/10-25-296).

В-четвертых, стороны должны быть уведомлены об избрании (назначении) третейских судей и о третейском разбирательстве, о времени и месте заседания суда. В отличие от государственных судов, в третейском суде необязательно письменно (лично) уведомлять сторону. Достаточно направить соответствующее уведомление по адресу прописки и подтвердить факт попытки доставки. И даже возвращение извещений о третейском разбирательстве за истечением срока хранения не будет свидетельствовать о ненадлежащем извещении (Определение Конституционного суда РФ от 02.07.2013 № 1045-О).

Кроме того, третейский суд должен собраться в определенном составе и провести заседание, как того требует соглашение сторон и закон. Если стороны не уточняли иного, то разбирательство происходит по правилам постоянно действующего третейского суда. Тут важно соблюсти принцип беспристрастности и независимости третейского суда (арбитра). В качестве нарушения принципа беспристрастности судами признаются случаи, когда третейский судья, вынесший решение, представляет интересы стороны в государственном суде при подаче заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение такого решения (Определение ВАС РФ от 27.05.2013 № ВАС-6012/13 по делу № А56-58311/2012).

Бывают также случаи, когда третейский судья является представителем одной из сторон спора по другим делам в арбитражном суде. Как показывает практика, это является основанием для выводов о зависимости такого третейского судьи от одной из сторон третейского разбирательства и нарушении принципов независимости и беспристрастности третейского суда при рассмотрении спора (определения ВАС РФ от 19.08.2013 № ВАС-10731/13 по делу № А14-14956/2012, от 07.08.2013 № ВАС-9761/13 по делу № А45-27440/2012).

Кроме вышеперечисленных требований существуют и другие. Самое интересное и неоднозначное: решение третейского суда не должно нарушать основополагающие принципы российского права. Например, принцип равенства сторон, свободы договора, справедливости и недопустимости нарушения обязательств.

Возможная причина для отказа государственного суда в выдаче исполнительного листа: решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права, если оно основано на подложных документах. Так, в одном деле суды отказали в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, поскольку отчеты об операциях по счету депо и выписка по брокерскому счету были сфальсифицированы заявителем (банком). Последнее подтверждалось заключением специалиста о том, что подписи уполномоченных сотрудников ответчика по третейскому разбирательству на данных документах были исполнены другими лицами. Суды также применили положения ст. 65 АПК РФ и указали, что ответчик представил доказательства, подтверждающие подложность указанных документов. Заявитель доводы ответчика о подложности исследованных в третейском разбирательстве документов не опроверг (Определение ВАС РФ от 22.04.2013 № ВАС-4237/13 по делу № А40-84880/12-50-881).

Реформа третейских судов

Как показывает практика, далеко не все третейские суды ответственно подходят к своим обязанностям. Эта проблема в отрасли актуальна и уже привлекла внимание государства. Чтобы переломить ситуацию, был принят новый Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее — Закон об арбитраже). Он заработал с 1 сентября 2016 г.

Сейчас в России около 1500 третейских судов. У 10% есть свой сайт. Вообще среди третейских судов существует два типа организаций: нормально функционирующие коммерческие арбитражи и так называемые «карманные» суды. Примерами «карманных» судов могут послужить как мошеннические однодневки, так и суды крупнейших корпораций, созданные для того, чтобы «не выносить сор из избы». Другая часть — известные и уважаемые коммерческие арбитражи, такие, например, как МКАС при ТПП РФ, АТСМ и другие суды с понятной структурой финансирования и прозрачной схемой работы.

Реформа, которую инициировал Президент РФ, призвана убрать с поля всех «черных лошадок» — неблагонадежные организации с плохой репутацией. Однако получится ли это сделать — большой вопрос. Минюст России как исполнитель поручения Президента РФ пошел путем введения специальных разрешений на деятельность третейских судов. Иными словами, теперь появилась возможность отбирать разрешения и прекращать деятельность третейских судов за нарушения.

Новый закон во многом повторяет действовавший ранее Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее — Закон о третейских судах). Но есть и серьезные отличия. Дело в том, что за 14 лет, прошедших с момента его принятия, произошли большие изменения в судебной практике. В результате стали возникать вопросы к тому, как его следует применять. Причем замечания звучали как от самих третейских судов, так и от государственных, которые выдавали исполнительные листы на их решения.

Так какие же основные изменения вносит в правовое регулирование коммерческих судов Закон об арбитраже?

Во-первых, теперь постоянно действующие третейские суды могут создаваться только при некоммерческих организациях, получивших право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. Это право предоставляется им актом Правительства РФ. Двум третейским судам — МКАС и МАК при ТПП РФ разрешено осуществлять функции постоянно действующего арбитражного учреждения без необходимости предоставления им соответствующего права Правительством РФ.

Разрешительный порядок регистрации третейских судов вводится для решения главной проблемы — «карманных» судов. Для рассмотрения вопросов о выдаче разрешений Минюст России создал совещательный орган при ведомстве — Совет по совершенствованию третейского разбирательства (приказ Минюста России от 13.07.2016 № 165). В него входят представители делового и юридического сообщества, на одну треть он будет состоять из чиновников. Решения о выдаче и отзыве разрешений принимаются голосованием.

«Некоммерческой организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, предоставляется право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения или отказывается в предоставлении такого права по результатам анализа соответствия следующим требованиям:

1) соответствие представленных правил постоянно действующего арбитражного учреждения требованиям настоящего Федерального закона;

2) наличие у постоянно действующего арбитражного учреждения рекомендованного списка арбитров, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона;

3) достоверность представленной информации о некоммерческой организации, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, и ее учредителях (участниках);

4) репутация некоммерческой организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, масштаб и характер ее деятельности с учетом состава ее учредителей (участников) позволят обеспечить высокий уровень организации деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения, в том числе в части финансового обеспечения создания и деятельности соответствующего учреждения, осуществление указанной организацией деятельности, направленной на развитие арбитража в Российской Федерации»

Пункт 8 статьи 44 Закона об арбитраже

Законом об арбитраже вводятся требования к составу арбитражного учреждения. В него должны входить не менее 30 арбитров. Половина из них должна обладать опытом разрешения гражданско-правовых споров в качестве судей в течение не менее десяти лет. Одну треть списка арбитров должны составлять лица, имеющие ученые степени.

Наряду с постоянно действующими третейскими судами Закон об арбитраже предусматривает возможность создать третейский суд для разрешения конкретного спора.

Кроме того, с 1 сентября 2016 г. устанавливается право сторон получать исполнительные листы не только по местонахождению должника или его имущества, но и по месту разбирательства или по месту нахождения других сторон разбирательства. Речь идет о договорной подсудности (п. 3 ст. 236 АПК РФ). Ранее законодательство такой возможности не предусматривало и выигравшей стороне зачастую приходилось ездить за исполнительным листом в другой город.

Еще одно значимое нововведение Закона об арбитраже — арбитрабельность корпоративных споров. Теперь большинство третейских споров смогут рассматриваться в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением.

Кроме того, новый закон сокращает до одного месяца срок для рассмотрения государственным арбитражным судом заявления о выдаче исполнительного листа на решение третейского суда (ст. 238 АПК РФ). Раньше этот срок составлял три месяца.

Вероятнее всего, применение закона приведет к уменьшению количества третейских судов. Предполагаем, что это может привести к перегрузке системы, ведь государственные суды сегодня не способны обеспечить быстрое рассмотрение споров.

И все же главное, чего не решит новый закон, — он не сделает суды абсолютно прозрачными и не избавит систему от «карманных» судов. Закон об арбитраже не обязывает третейский суд публиковать сведения о своих учредителях и бенефициарах. Поэтому нечистые на руку коммерческие организации могут создать несколько НКО и спрятать их реальных собственников и бенефициаров.

www.eg-online.ru

Смотрите так же:

  • Все своды правил к 123 фз Свод правил 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты" МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ […]
  • Материнский капитал сумма 2013 Материнский капитал: какие изменения можно ожидать в будущем? Материнский (семейный) капитал как мера поощрения к рождению или усыновлению второго ребенка начал предоставляться в нашей стране с 2007 года, со вступлением в силу […]
  • Индексации социальных пенсий в 2014 году С 1 апреля 2014 года увеличатся размеры социальных пенсий Граждан РФ ожидает очередное повышение пенсий. Правительством РФ подписано соответствующее постановление от 22 марта 2014 г. № 220 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 […]
  • Приказ 548 от 06092005 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24 августа 2017 г. № 548н “О внесении изменения в номенклатуру медицинских услуг, утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 […]
  • Закон об mnp что это В России начали действовать жесткие сроки переноса абонентских номеров операторами связи С сегодняшнего дня начала действовать обязанность операторов связи реализовывать услугу переносимости мобильных номеров (MNP) в определенные сроки: […]
  • Приказ мвд 80 с изменениями Приказ мвд 80 с изменениями Приказом МВД России от 11 марта 2012 г. N 160 в настоящий приказ внесены изменения Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80"Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы […]

Обсуждение закрыто.