Фз о формах собственности

Оглавление:

Каковы формы и виды собственности на объекты животного мира?

Согласно Федеральному закону «О животном мире» (ст. 4) животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собствен­ностью. На континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдик­цию в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами международного права.

Разграничение государственной собственности на животный мир на два ее вида — федеральную собственность и собственность субъектов Российской Фе­дерации осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.

К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты жи­вотного мира:

редкие, находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Крас­ную книгу Российской Федерации;

обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального зна­чения;

населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключитель­ную экономическую зону Российской Федерации;

подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;

отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Россий­ской Федерации.

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуще­ствляют органы государственной власти, указанные в Федеральном законе «О жи­вотном мире», в пределах их компетенции, определенной соответствующими ста­тутными актами

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном по­рядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных фор­мах собственности.

bibliotekar.ru

Федеральный закон №195-ФЗ от 10 декабря 1995 г.

(в ред. Федеральных законов от 10.07.2002 N 87-ФЗ, от 25.07.2002 N 115-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
15 ноября 1995 года

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Социальное обслуживание

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании

Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

1) социальные службы — предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;

2) клиент социальной службы — гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;

3) социальные услуги — действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4) трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Статья 4. Системы социальных служб

1. Государственная система социальных служб — система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

3. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

4. Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.

Статья 5. Принципы социального обслуживания

Социальное обслуживание основывается на принципах:

5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

7) профилактической направленности.

Статья 6. Государственные стандарты социального обслуживания

  1. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
  2. Установление государственных стандартов социального обслуживания осуществляется в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 10.07.2002 N 87-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

  • Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
  • Глава II. Обеспечение права граждан на социальное обслуживание

    Статья 7. Право граждан на социальное обслуживание

    1. Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    2. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

    3. Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

    4. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

    (п. 4 в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ)

    По вопросу, касающемуся порядка оказания единовременной материальной помощи малоимущим гражданам Российской Федерации, обратившимся на личный прием в Министерство труда и социального развития Российской Федерации, см. Приказ Минтруда РФ от 23.01.2002 N 11.

    Статья 8. Материальная помощь

    1. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

    2. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Приказом Минсоцзащиты РФ от 15.09.1995 N 218 утвержден Порядок и условия зачисления граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание на дому.

    Статья 9. Социальное обслуживание на дому

    1. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

    2. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

    Статья 10. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях

    Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

    Статья 11. Предоставление временного приюта

    Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

    Статья 12. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания

    В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

    Статья 13. Консультативная помощь

    В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

    Статья 14. Реабилитационные услуги

    Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

    Статья 15. Плата за социальное обслуживание

    1. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.
    2. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

  • Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.
  • Статья 16. Основания для бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб

    1. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

    1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, — если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают;

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

    3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

    2. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    Глава III. Организация социального обслуживания

    Статья 17. Учреждения и предприятия социального обслуживания

    1. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

    1) комплексные центры социального обслуживания населения;

    2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;

    3) центры социального обслуживания;

    4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

    5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

    6) социальные приюты для детей и подростков;

    7) центры психолого-педагогической помощи населению;

    8) центры экстренной психологической помощи по телефону;

    9) центры (отделения) социальной помощи на дому;

    10) дома ночного пребывания;

    11) специальные дома для одиноких престарелых;

    12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

    13) геронтологические центры;

    14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

    2. К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.

    3. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.

    Исключена. — Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

    Статья 19. Управление социальным обслуживанием

    1. Управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    2. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    3. Управление социальными службами иных форм собственности осуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными документами.

    4. Научно-методическое обеспечение социальных служб осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Глава IV. Полномочия Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания

    Статья 20. Полномочия федеральных органов государственной власти в области социального обслуживания

    К полномочиям федеральных органов государственной власти относятся:

    1) установление основ федеральной политики в области социального обслуживания;

    2) принятие федеральных законов в области социального обслуживания и контроль за их исполнением;

    3) — 4) утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

    5) установление методического обеспечения социальных служб;

    (пп. 5 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    6) исключен. — Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ;

    6) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

    7) установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области социального обслуживания;

    8) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

    9) организация и координация научных исследований в области социального обслуживания;

    10) развитие международного сотрудничества в области социального обслуживания.

    Статья 21. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вне пределов полномочий органов государственной власти Российской Федерации, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляют собственное правовое регулирование социального обслуживания населения.

    К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:

    • обеспечение реализации настоящего Федерального закона;
    • разработка, финансирование и реализация региональных программ социального обслуживания;
    • определение структуры органов управления государственной системой социального обслуживания и организация их деятельности;
    • установление порядка координации деятельности социальных служб;
    • создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания;
    • иные полномочия.

    Глава V. Ресурсное обеспечение социального обслуживания

    Статья 22. Имущественное обеспечение социальных служб

    Социальные службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обеспечиваются земельными участками, имуществом, необходимыми для выполнения их уставных задач.

    Статья 23. Финансовое обеспечение социального обслуживания и учреждений социального обслуживания

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Социальное обслуживание населения, осуществляемое в соответствии с нормами, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

    Статья 24. Предпринимательская деятельность учреждений социального обслуживания

    1. В соответствии с законодательством Российской Федерации учреждения социального обслуживания имеют право вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.
    2. Предпринимательская деятельность учреждений социального обслуживания подлежит льготному налогообложению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Статья 25. Кадровое обеспечение социальных служб

    1. Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.

    2. Меры социальной поддержки работников государственной системы социальных служб определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    3. Медицинским работникам государственной системы социальных служб, непосредственно занятым социально-медицинским обслуживанием, могут предусматриваться меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения.

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    4. Работникам учреждений социального обслуживания государственной системы социальных служб, непосредственно осуществляющим социальную реабилитацию несовершеннолетних, могут предусматриваться меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для педагогических кадров образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних.

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    5. Меры социальной поддержки работников социальных служб иных форм собственности устанавливаются их учредителями самостоятельно на договорной основе.

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Глава VI. Заключительные положения

    Статья 26. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

    Ответственность лиц, занятых в области социального обслуживания, если их действия (бездействие) повлекли за собой опасные для жизни и здоровья клиента социальной службы последствия или иное нарушение его прав, наступает в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

    Статья 27. Обжалование действий (бездействия) социальных служб

    Действия (бездействие) социальных служб могут быть обжалованы гражданином, его опекуном, попечителем, другим законным представителем в органы государственной власти, органы местного самоуправления либо в суд.

    Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    rosmintrud.ru

    МЧС России

    Закон 21 февраля 1992 N 2395-1 «О недрах»

    21 февраля 1992 года

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ЗАКОН

    О НЕДРАХ

    Список изменяющих документов

    (в ред. Федеральных законов от 03.03.1995 N 27-ФЗ,

    от 10.02.1999 N 32-ФЗ, от 02.01.2000 N 20-ФЗ,

    от 14.05.2001 N 52-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ,

    от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ,

    от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

    от 15.04.2006 N 49-ФЗ, от 25.10.2006 N 173-ФЗ,

    от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 01.12.2007 N 295-ФЗ,

    от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ,

    от 18.07.2008 N 120-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

    от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ,

    от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 19.05.2010 N 89-ФЗ,

    от 26.07.2010 N 186-ФЗ, от 05.04.2011 N 45-ФЗ,

    от 05.04.2011 N 52-ФЗ, от 18.07.2011 N 219-ФЗ,

    от 18.07.2011 N 222-ФЗ, от 18.07.2011 N 224-ФЗ,

    от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ,

    от 30.11.2011 N 364-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ,

    от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 14.06.2012 N 74-ФЗ,

    от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 30.12.2012 N 323-ФЗ,

    от 07.05.2013 N 85-ФЗ, от 23.07.2013 N 227-ФЗ,

    от 23.07.2013 N 228-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ,

    от 28.12.2013 N 408-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ,

    от 21.07.2014 N 260-ФЗ, от 21.07.2014 N 261-ФЗ,

    от 24.11.2014 N 366-ФЗ, от 29.12.2014 N 459-ФЗ)

    Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

    Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

    (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 261-ФЗ)

    Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

    Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Законодательство Российской Федерации о недрах

    Законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    Настоящий Закон действует на всей территории Российской Федерации, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права.

    Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить настоящему Закону.

    В случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации положениям федеральных законов, регулирующих отношения недропользования, действуют настоящий Закон и иные федеральные законы.

    Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

    Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, могут регулироваться другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных настоящим Законом.

    Отношения недропользования с иностранными юридическими и физическими лицами регулируются настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Особенности отношений недропользования на условиях раздела продукции устанавливаются Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

    (часть восьмая введена Федеральным законом от 10.02.1999 N 32-ФЗ)

    Статья 1.1. Правовое регулирование отношений недропользования

    Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами.

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Часть вторая исключена. — Федеральный закон от 02.01.2000 N 20-ФЗ.

    Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.

    Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.

    Статья 1.2. Собственность на недра

    Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

    Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

    Статья 2. Государственный фонд недр

    Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

    Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

    Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды.

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

    Статья 2.1. Участки недр федерального значения

    (в ред. Федерального закона от 29.04.2008 N 58-ФЗ)

    В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения.

    Перечень участков недр федерального значения официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в официальном издании Российской Федерации.

    К участкам недр федерального значения относятся участки недр:

    1) содержащие месторождения и проявления урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы;

    2) расположенные на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и содержащие на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года:

    извлекаемые запасы нефти от 70 миллионов тонн;

    запасы газа от 50 миллиардов кубических метров;

    запасы коренного золота от 50 тонн;

    запасы меди от 500 тысяч тонн;

    3) внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации;

    4) при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.

    Участки недр федерального значения, перечень которых официально опубликован в соответствии с частью второй настоящей статьи, сохраняют статус участков недр федерального значения независимо от изменения требований, установленных настоящей статьей.

    Часть пятая статьи 2.1 применяется в случаях открытия месторождений полезных ископаемых после дня вступления в силу Федерального закона от 29.04.2008 N 58-ФЗ и не применяется в отношении участков недр, которые предоставлены в пользование в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, и на которых пользователь недр завершил геологическое изучение недр и приступил в установленном порядке к разведке и добыче полезных ископаемых до дня вступления в силу Федерального закона от 29.04.2008 N 58-ФЗ (Федеральный закон от 29.04.2008 N 58-ФЗ).

    Если в процессе геологического изучения недр, осуществляемого, в том числе по совмещенной лицензии, пользователем недр, являющимся юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, открыто месторождение полезных ископаемых, по своим характеристикам отвечающее требованиям, установленным частью третьей настоящей статьи, Правительством Российской Федерации может быть принято решение об отказе в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения такому лицу или в случае осуществления геологического изучения недр по совмещенной лицензии решение о прекращении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства. Порядок принятия таких решений устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Часть шестая статьи 2.1 применяется в случаях открытия месторождений полезных ископаемых после дня вступления в силу Федерального закона от 29.04.2008 N 58-ФЗ и не применяется в отношении участков недр, которые предоставлены в пользование в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, и на которых пользователь недр завершил геологическое изучение недр и приступил в установленном порядке к разведке и добыче полезных ископаемых до дня вступления в силу Федерального закона от 29.04.2008 N 58-ФЗ (Федеральный закон от 29.04.2008 N 58-ФЗ).

    Возмещение расходов на поиск и оценку открытого месторождения полезных ископаемых и суммы уплаченного в соответствии с условиями совмещенной лицензии разового платежа за пользование участком недр лицам, которым в соответствии с частью пятой настоящей статьи отказано в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, и выплата таким лицам вознаграждения осуществляются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    В настоящем Законе понятие «иностранный инвестор» используется в значении, указанном в статье 2 Федерального закона от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». В настоящем Законе иностранными инвесторами признаются также находящиеся под контролем иностранных инвесторов организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации.

    Статья 2.2. Федеральный фонд резервных участков недр

    (введена Федеральным законом от 29.04.2008 N 58-ФЗ)

    В целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых из не предоставленных в пользование участков недр формируется федеральный фонд резервных участков недр.

    Участки недр, включенные в федеральный фонд резервных участков недр, не предоставляются в пользование до принятия решения об исключении их из федерального фонда резервных участков недр.

    Решения о включении участков недр в федеральный фонд резервных участков недр и об исключении из него участков недр принимаются Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами.

    Статья 2.3. Участки недр местного значения

    (введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 364-ФЗ)

    К участкам недр местного значения относятся:

    1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;

    2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;

    3) участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее — питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

    (п. 3 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 459-ФЗ)

    Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.

    Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании указанных перечней устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

    Статья 3. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    К полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относятся:

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    1) разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации о недрах;

    2) определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ;

    3) установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

    3.1) установление порядка определения суммы сбора за участие в конкурсах или аукционах на право пользования участками недр;

    (п. 3.1 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 85-ФЗ)

    4) создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств;

    5) государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, за исключением информации об участках недр местного значения;

    (в ред. Федеральных законов от 15.04.2006 N 49-ФЗ, от 30.11.2011 N 364-ФЗ)

    6) официальное опубликование перечня участков недр федерального значения в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации, формирование федерального фонда резервных участков недр, установление перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;

    (п. 6 в ред. Федерального закона от 29.04.2008 N 58-ФЗ)

    6.1) формирование совместно с субъектами Российской Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым;

    (п. 6.1 введен Федеральным законом от 29.04.2008 N 58-ФЗ, в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 364-ФЗ)

    6.2) согласование перечней участков недр местного значения, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или отказ в согласовании указанных перечней;

    (п. 6.2 введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 364-ФЗ)

    6.3) установление порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или отказа в согласовании указанных перечней;

    (п. 6.3 введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 364-ФЗ)

    7) составление и ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых; государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; составление и ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр; установление порядка составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых, порядка составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых;

    (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 228-ФЗ)

    7.1) установление порядка определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами;

    (п. 7.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 227-ФЗ)

    8) распоряжение недрами континентального шельфа Российской Федерации;

    9) введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды;

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

    10) распоряжение совместно с субъектами Российской Федерации государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации;

    11) утверждение соглашений на условиях раздела продукции;

    (в ред. Федеральных законов от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 19.05.2010 N 89-ФЗ)

    12) координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами;

    13) защита прав пользователей недр и интересов граждан Российской Федерации;

    14) разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами Российской Федерации;

    15) заключение международных договоров Российской Федерации по геологическому изучению, использованию и охране недр;

    16) установление порядка осуществления государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, организация и осуществление федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

    (п. 16 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

    17) заключение соглашений о разделе продукции при пользовании участками недр;

    (пп. 17 введен Федеральным законом от 10.02.1999 N 32-ФЗ)

    18) установление порядка организации и осуществление федерального государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (далее — государственный горный надзор);

    (п. 18 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

    19) установление порядка подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода;

    (п. 19 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 408-ФЗ)

    20) рассмотрение и согласование планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых;

    (п. 20 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 408-ФЗ)

    21) установление порядка подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых;

    (п. 21 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 408-ФЗ)

    22) установление порядка размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья.

    (п. 22 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 261-ФЗ)

    Реализация общей федеральной политики недропользования в Российской Федерации возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы.

    (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 N 20-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Российская Федерация может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений недропользования субъектам Российской Федерации.

    Статья 4. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся:

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах;

    2) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

    3) разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;

    4) создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и соответствующих местных бюджетов;

    5) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

    6) составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

    (в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 364-ФЗ, от 23.07.2013 N 228-ФЗ)

    7) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения;

    (в ред. Федеральных законов от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 30.11.2011 N 364-ФЗ)

    7.1) подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами;

    (п. 7.1 введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 364-ФЗ)

    8) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

    8.1) согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;

    (п. 8.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 228-ФЗ)

    9) установление порядка пользования участками недр местного значения;

    (п. 9 в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 364-ФЗ)

    10) защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;

    11) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

    12) участие субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;

    (пп. 12 в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ)

    13) участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    14) организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;

    (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 30.11.2011 N 364-ФЗ)

    14.1) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения;

    (п. 14.1 введен Федеральным законом от 15.04.2006 N 49-ФЗ, в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 364-ФЗ)

    15) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.

    Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    К полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относятся:

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование;

    (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

    2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;

    3) утратил силу. — Федеральный закон от 30.11.2011 N 364-ФЗ;

    4) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений статьи 18 настоящего Закона;

    5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

    6) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    Раздел II. ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ

    Статья 6. Виды пользования недрами

    Недра предоставляются в пользование для:

    1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

    (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)

    2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

    (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)

    3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд;

    (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 261-ФЗ)

    4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

    5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

    6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

    Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых.

    (в ред. Федеральных законов от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 29.12.2014 N 459-ФЗ)

    Статья 7. Участки недр, предоставляемые в пользование

    В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр.

    (часть первая в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ)

    При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

    Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода и оформленные до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 408-ФЗ, не требуют переоформления (Федеральный закон от 28.12.2013 N 408-ФЗ).

    Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

    (часть третья в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 408-ФЗ)

    Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

    Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются пр

    www.mchs.gov.ru

    Смотрите так же:

    • Международный частный спор Лекция 1. Международное частное право в системе российского права 1.3. Система международного частного права Международное частное право, как и многие отрасли права, делится на две части: Общую и Особенную. В Общей части рассматриваются […]
    • Виды уголовно исполнительного наказания Тема 1: Общие положения уголовно-исполнительного права 1.7. Понятие, виды и структура норм уголовно-исполнительного права Норма уголовно-исполнительного права – это общеобязательное, формально определённое правило поведения, направленное […]
    • Обучение школьников правилам безопасного поведения на дороге Мини-энциклопедия по правилам безопасного поведения Презентация к уроку Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если […]
    • Пособия для вузов по информатике Информатика. Учебное пособие. Мациевский С.В. и др. Калининград: Изд-во КГУ, 2003. - 140 с. Настоящее учебное пособие является записью лекций по информатике, про­читанных поступающим в Калининградский государственный университет. Оно […]
    • Что делать если забыл полис осаго Если полис забыл дома ЕСЛИ ЗАБЫЛ ПОЛИС ДОМА КАК ДОКАЗАТЬ ИНСПЕКТОРУ ЧТО ОН СУЩЕСТВУЕТ АВТО КУПЛЕН В САЛОНЕ В МАРТЕ И ПОСТАВЛЕН НА УЧЕТ В МАРТЕ БЕЗ СТРАХОВКИ НА УЧЕТ НЕ СТАВЯТ Ответы юристов (10) добрый день, Влад! ответственность за […]
    • Кому предоставляются дотации субсидии субвенции Предоставление финансовой помощи на финансирование отдельных целевых расходов Одной из отличительных особенностей оказания финансовой помощи в форме предоставления субвенций или субсидий является их адресность и целевой характер. В […]

    Обсуждение закрыто.