Формы права собственности на природные ресурсы это

Формы права собственности на природные ресурсы это

Библиографическая ссылка на статью:
Сиротенко А.С. Формы и виды собственности на природные объекты и ресурсы // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/76654 (дата обращения: 07.06.2018).

Введение.

Окружающая среда для современного человека является условием и средством обитания, где он может жить, размешать промышленные и сельскохозяйственные объекты.

Природные ресурсы понятие, являющееся основным для водного, земельного и лесного права.

Право собственности над природным земельным объектом определяется, прежде всего, законом, дающим право пользования и распоряжения по своему желанию.

Государство, муниципалитеты и граждане могут являться субъектами права.

Все права на природные ресурсы описываются земельным законодательством, представляющим собой свод законов и актов, регулирующих природопользование, целесообразное применение и использование земельных ресурсов.

Общая характеристика форм права собственности на природные объекты.

Понятие права природных объектов и земли, можно разделить несколько подпунктов:

  1. Закреплённые законом правовые нормы (Статьи 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ), регулирующие собственнический вид отношений.
  2. Совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности
  3. Правоотношение, возникающее между собственником и другими лицами, как собственниками, так и не являющимися собственниками.

Собственник природного объекта может спокойно реализовывать свои права, если же он не наносит ущерба экологии и не нарушает прав и интересов других лиц. Но в результате некоторых социальных и экологических проблем, возникающих при использовании объекта, могут последовать ограничения для собственника данного объекта из-за его значимости для общества.

Существует три главных правомочия права собственности на природные ресурсы: владение, распоряжение и пользование.

Все правомочия над правом собственности подкреплены законом. Включающие в себя господство и определение дальнейшее будущего имущества, использование в качестве получения полезных свойств в результате хозяйственной деятельности, так же распоряжаться любым иным образом. Важно при пользовании имуществом не переступать закон, в отношении общественной безопасности, окружающей среды и историко-культурных ценностей.

Понятие права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы.

В данном разделе будут подробнее раскрыты существующие формы собственности, а именно частная, государственная, муниципальная.

Первая, это частная форма собственности, она распространяется исключительно на физические и юридические лица. Частная форма собственности охраняется Конституцией РФ.

Учитывая главные положения статьи 213 Гражданского кодекса можно выявить основные положения:

  1. Практически любое имущество имеет право быть собственностью, за исключением тех видов имущества, которые по закону не могут принадлежать физическим или юридическим лицам.
  2. Количество, а так же его цена не имеет значения, исключением будет являться тот случай, который несет ограничения законом.

Следующая форма собственности – государственная. На территории РФ существует достаточное количество форм собственности, но именно государственный или федеральный вид собственности обладает наиболее значительной частью природных ресурсов, то есть их собственником является государство.

Если рассматривать субъективный смысл права государственной собственности, то можно отметить , что оно включает в себя правомочия по по пользованию, владению и распоряжению имуществом, так же как и у частной формы собственности, но разница в том, что эти правила должны осуществляться собственником по личному усмотрению с учетом международных интересов.

Государственной собственностью могут стать те объекты, которые находились в частной собственности физических или юридических лиц, при составлении гражданско-правовых договоров и в результате прекращения прав частной или муниципальной собственности и другим основаниям, предусмотренным законами.

Последняя форма собственности – муниципальная.

Муниципальная форма собственности – это форма собственности, находящаяся под руководством органов местного самоуправления. Представляет собой совокупность муниципальных организаций, имеющей различные земельные участки. Данная форма собственности также охраняется законом.

Детские сады, школы, дворцы культуры, парки и многое другое- все это муниципальная собственность. Проще говоря, все что принадлежит на правах собственности городу или сельским поселениям.

На основании закона, муниципальное имущество может перейти в собственность физических или юридических лиц.

Касаясь темы, можно выявить такие виды природных объектов принадлежащих муниципальной собственности, как земля, лесные ресурсы, водные объекты, животный мир и полезные ископаемые.

Охрана собственности на природные объекты и природные ресурсы.

Охрана собственности на природные ресурсы осуществляется благодаря действующим законам, такие как Конституция РФ, а именно 35 статья, также Гражданским кодексом. Суть этих законов в том, что никто не может лишить вас вашего владения, кроме как через суд, в случае необходимости государства в вашем имуществе. Но вы обязательно получите заблаговременно равносильное возмещение.

В случае незаконного присвоения третьим лицом вашего имущества (природных ресурсов), независимо от того, знает ли это лицо, что его владение незаконно, должен возместить все доходы, вернуть их истинному владельцу.

Заключение.

Подводя общие итоги можно сказать, что все природные объекты могут быть объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности.

Право собственности на землю и другие природные объекты представляются как объединение: правовых норм, решающий данный вид собственнических отношений, правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности в рамках, установленных законодательством и правоотношений, появляющимися между собственником и другими лицами.

Особенность права природных объектов как объектов экологических отношений означает их экологическая суть, другими словами принадлежность к одной постоянной, взаимосвязанной, комплексности естественных частей природной среды, осуществляющей процессы обмена веществ и энергии.

web.snauka.ru

Лекция 10. Правовое регулирование природопользования в РФ

10.2. Понятие, содержание и формы права собственности на природные объекты и ресурсы

Основу правового регулирования отношений права собственности на природные ресурсы составляют положения Конституции РФ. Согласно ч.2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; ст. 71 и 72 устанавливают разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Непосредственно формы собственности на каждый природный ресурс, основания возникновения, прекращения и порядок осуществления права собственности конкретного субъекта устанавливаются отраслевыми природоресурсными законами – Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Законом о недрах РФ, Федеральным законом о животном мире и др.

Таким образом, право собственности на природные ресурсы в объективном смысле представляет собой институт экологического права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу возникновения, осуществления и прекращения права собственности различных субъектов на отдельные природные ресурсы и природные объекты.

Субъективная точка зрения определяет право собственности на природные ресурсы как содержание правомочия конкретного субъекта – собственника конкретного природного ресурса и механизм их реализации, устанавливает права и обязанности по владению, использованию, распоряжению данным природным ресурсом и его охране.

Особенностью правового регулирования отношений собственности на природные ресурсы является то, что человек, являясь частью природы, не может существовать, не используя в той или иной степени различные природные ресурсы, поэтому вопросы установления права собственности на данные объекты в высшей степени значимы как для отдельного человека, так и для государства и общества.

Согласно положениям п. 1 ст. 209 части первой Гражданского кодекса от 30.11.1994 № 51-ФЗ содержание права собственности составляют правомочия владения, пользования и распоряжения. При этом в отношении природных ресурсов как объектов права собственности указанные правомочия реализуются особенным образом.

Так, правомочие владения природными ресурсами проявляется как основанная на законе возможность иметь у себя данный природный ресурс, содержать его в своем хозяйстве (например, фактически обладать земельным участком, числить на своем балансе и т. п.). Правомочие пользования природными ресурсами выступает как возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования природного ресурса путем извлечения из него полезных свойств, его потребления (например, использование земельных участков для нужд сельского хозяйства, лесных участков для заготовки древесины и т. п.).

Правомочия распоряжения природными ресурсами означает возможность определения их юридической судьбы путем изменения их принадлежности, состояния или назначения (отчуждение земельных участков и иных природных объектов по договору или иным сделкам, передача земельных участков по наследству и т. п.).

В качестве характерной особенности следует отметить, что право собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами дополняет возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды.

Так, согласно ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Следует отметить, что не все природные объекты и природные ресурсы могут являться объектом права собственности. Установление права собственности возможно на землю (земельные участки и их части), недра (участи недр), леса (лесные участки и лесные насаждения), воды (водные объекты), животный мир и водные биологические ресурсы, а также на особо охраняемые природные территории. То есть, атмосферный воздух ввиду его физических свойств объектом права собственности являться не может.

Субъектами права собственности на природные ресурсы в соответствии со ст. 212 ГК РФ могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица. При этом законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В силу специфики и публичного значения природных ресурсов нахождение их в частной собственности существенно ограничено.

В частной собственности могут находиться:

– добытые из недр собственниками земельных участков общераспространенные полезные ископаемые (песок, глина, торф, гравий ст. 1.2 Закона РФ «О недрах);

– небольшие обособленные водные объекты – пруды, обводненные карьеры, – находящиеся на земельном участке, являющемся собственностью гражданина или юридического лица (ст. 8 Водного кодекса РФ), а также водные биоресурсы, находящиеся в этих прудах и обводненных карьерах (ч. 2 ст. 10 Федерального Закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»);

– объекты животного мира, изъятые из среды обитания (сельскохозяйственные и другие одомашненные животные, дикие животные, содержащиеся в неволе ст. 4 Федерального Закона «О животном мире»);

– древесно-кустарниковая растительность, произрастающая на земельном участке, являющемся собственностью гражданина или юридического лица (ст. 20 Лесного кодекса РФ).

Муниципальной собственностью на природные ресурсы является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Правовой режим муниципальной собственности на природные ресурсы основывается на Конституции РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» включает в состав муниципального имущества земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с ФЗ. Сюда же входят пруды, обводненные карьеры, леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения, объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством РФ. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, владеют, пользуются и распоряжаются такими участками. Они могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со ст.84 ЛК РФ могут передаваться юридическим лицам в аренду, а гражданам в безвозмездное срочное пользование. Порядок и условия передачи устанавливаются в соответствии с лесным, земельным и гражданским законодательством.

Федеральное законодательство не устанавливает права собственности на недра муниципальных образований. В компетенцию органов местного самоуправления входит выдача разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Что касается права собственности на водные объекты, то Водный кодекс устанавливает, что муниципальная собственность допускается только на обособленные водные объекты согласно ст. 34 ВК РФ. В собственности муниципального образования могут находиться особо охраняемые природные территории местного значения. К ним относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения.

Объектами права государственной собственности признается довольно широкий круг природных объектов и ресурсов природы. Это воды, недра, леса, особо ценные и охраняемые объекты и территории. Данные объекты Конституцией РФ и другими федеральными законами относятся к государственной собственности. В каждом случае характер природного объекта, его хозяйственное, экологическое и иное назначение играют существенное значение и в природоресурсном праве. В этом находит отношение закрепление особенностей регулирования в отношении каждого из них.

Право собственности на землю.

Наиболее важное значение среди объектов природы играет земля, что дало основание для установления особого правового режима этого природного объекта. Земельное законодательство установило разнообразные формы собственности на землю. Порядок распоряжения категориями земель различен и устанавливается в зависимости от того, разграничены ли эти земли или нет.

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с земельным законодательством. Также следует отметить, что ст. 214 ГК РФ установлена презумпция государственной собственности на землю и природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.

Право собственности на водные объекты.

Водный кодекс в ст. 8 указал, что водные объекты находятся преимущественно в федеральной собственности. Исключения составляют пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности соответственно субъекту Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

Законодатель установил неразрывную связь водного объекта с земельным участком, в границах которого находится этот объект. Так, в ч. 3 ст. 8 ВК РФ определено, что право собственности субъектов на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого они находятся. Не допускается отчуждение указанных водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которого они расположены.

Право собственности на леса.

В федеральной собственности согласно ст. 8 ЛК РФ находятся лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, которые не находятся в сфере гражданско-правового регулирования. Правовое положение лесных участков определено ЛК РФ, что они находятся в государственной и муниципальной собственности и могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в аренду. Лесной кодекс установил цели, для которых собственник может предоставлять лесные участки. Это прежде всего строительство и эксплуатация водных объектов, портов и прочее (ст. 44–46 ЛК РФ).

Право собственности на недра.

В соответствии со ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» устанавливается, чтонедра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Ни сами недра, ни их участки не являются предметами гражданского оборота. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в Федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности. Право собственности на недра и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы принадлежат исключительно РФ. Предоставление участков недр в пользование осуществляется на основе административного решения (лицензии) и договоров (соглашений о разделе продукции).

Субъектами права государственной собственности на недра и ресурсы недр признается РФ. От ее имени выступают соответствующие государственные органы. Пользователями недр признаются юридические лица и в незначительной части физические лица, как российские, так и иностранные, в равной мере в соответствии с законодательством о недрах.

Право собственности на животный мир.

Регулирование объектов животного мира осуществляется ФЗ «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ и ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12. 2004 № 166-ФЗ.

К основным признакам животного мира относятся биологическое разнообразие и возобновляемость объекта, устойчивое существование (подобно водным и лесным ресурсам). Обладая суверенными правами, Российская Федерация в отношении объектов животного мира осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в соответствии с другими ФЗ и иными нормативно-правовыми актами РФ и нормами международного права. Это означает, что никто не может использовать объекты животного мира, обитающие на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, без ее согласия. Животный мир, включая водные биологические ресурсы в пределах территории РФ, является государственной собственностью, разграниченной на федеральную и собственность субъектов РФ, в порядке, установленном федеральным законом.

Вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром на территории РФ относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов.

К федеральной собственности относятся следующие объекты животного мира:

– редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ;

– обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

– населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;

– подпадающие под действие международных договоров РФ;

– отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

– естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Федерации.

Отношения по владению, пользованию, распоряжению объектов животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в которой они не урегулированы Федеральным законом.

Право собственности на особо охраняемые территории и объекты.

К землям особо охраняемых территорий относятся земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, оздоровительное, рекреационное, историко-культурное значение. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ.

Особо охраняемые природные территории – это участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

– государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения);

– национальные парки (федерального значения);

– природные парки (субъектов Российской Федерации);

– государственные природные заказники (федерального и регионального значения, субъектов Российской Федерации);

– памятники природы (федерального и регионального значения, субъектов Российской Федерации);

– дендрологические парки и ботанические сады (федерального и регионального значения);

– лечебно-оздоровительные местности (федерального, регионального и местного значения).

Особо охраняемые территории и объекты относятся к объектам общенационального достояния.

ekolog.org

Понятие права собственности на природные ресурсы, его виды

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, которые проживают на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Земли, которые не находятся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, представляют собой государственную собственность.

Собственник земли и других природных ресурсов владеет, пользуется и распоряжается ими свободно при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Однако основные правомочия собственника на природные объекты и ресурсы могут быть ограничены в силу их особой значимости для общества. Прежде всего это обусловлено социальными и экологическими причинами.

Право собственности на природные ресурсы – возможность владения, пользования и распоряжения данными природными ресурсами.

В объективном смысле право собственности охватывает правовые нормы, которые закрепляют, регулируют и охраняют состояние принадлежности материальных ценностей определенным физическим и юридическим лицам.

Правомочие владения – установленная законом фактическая принадлежность материальных ценностей конкретному лицу.

Правомочие пользования – основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения производственных и личных нужд.

Правомочие распоряжения – предоставленная собственнику законом возможность изменять юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей.

Все три перечисленные правомочия должны быть в наличии у собственника одновременно. Это необходимо для права собственности.

Собственник несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов экологических отношений.

Собственник вправе получать доходы от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.

Законодательством выделены следующие виды права собственности на природные объекты и ресурсы:

  1. право частной собственности;
  2. право государственной собственности:

а) федеральная собственность;
б) собственность субъектов Федерации;

  • право муниципальной собственности.
  • Приватизация природных объектов – это один из способов приобретения права собственности на них. Иными словами, приватизация – это переход природных объектов и ресурсов, которые находятся в государственной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

    be5.biz

    Формы собственности на природные ресурсы и объекты

    Частная форма собственности

    Эта форма собственности – собственность юридических и физических лиц.

    Часть 1 ст. 35 Конституции РФ закрепляет, что право частной собственности охраняется законом.

    Субъектами частной формы собственности являются юридические и физические лица. Среди них следует различать иностранные юридические лиц и физических лиц, а также лиц без гражданства.

    В соответствии с и. 1 ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Природные ресурсы и объекты, в той части, в которой это разрешено законом, также могут находиться в частной форме собственности. Они по видам отражены на рис. 5.3.

    Рис. 5.3. Частная собственность на отдельные виды природных объектов и ресурсов

    Согласно п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень [1] которых устанавливается Президентом России в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

    Государственная форма собственности

    Несмотря на то что на территории РФ допускается многообразие форм собственности, большая часть природных ресурсов находится в государственной (федеральной) собственности, т.е. их собственником является государство.

    Право государственной собственности – это «совокупность юридических норм, устанавливающих отношения собственности по владению, пользованию и распоряжению определенными субъектами государственной собственности» [2] .

    Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

    В порядке п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, 296 ГК РФ.

    Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

    Субъектами права государственной собственности на природные ресурсы и объекты могут быть Российская Федерация (полномочия осуществляют федеральные органы исполнительной власти) и субъекты РФ (полномочия осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ).

    Несмотря на то что государство – специальный субъект, оно, так же как и остальные субъекты, наделено правовым статусом, т.е. имеет права, обязанности и ответственность, распространяющиеся и в отношении природных ресурсов и объектов.

    В настоящее время все природные ресурсы и объекты классифицированы, и, учитывая их специфику, правовое регулирование права собственности осуществляется как общими нормами законодательства, так и специальными. Данная позиция отражена на рис. 5.4.

    Рис. 5.4. Государственная собственность на отдельные виды природных объектов и ресурсов

    Государственная собственность на землю закреплена, кроме гражданского, также и земельным законодательством. Статья 16 ЗК РФ устанавливает, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

    • земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

    • земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами власти;

    • иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли [3] .

    В государственную собственность на основании гражданско-правовых договоров могут быть приобретены земельные участки у граждан или юридических лиц, могут перейти земельные участки в результате прекращения права муниципальной или частной собственности, а также по другим основаниям, предусмотренным законами.

    Муниципальная форма собственности

    Это самостоятельный вид собственности. Она признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

    Субъектами права муниципальной собственности на природные ресурсы и объекты в соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования.

    В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

    Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

    В муниципальной собственности в составе имущества могут находиться природные ресурсы и объекты, отраженные на рис. 5.5.

    Рис. 5.5. Муниципальная собственность на отдельные виды природных объектов и ресурсов

    В соответствии с п. 3 ст. 19 ЗК РФ в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

    Кроме того, муниципальную собственность в соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ могут составлять бесхозяйные недвижимые вещи, которые принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

    • [1] См.: Указ Президента РФ от 09.01.2011 № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» // Российская газета. 2011. 11 янв.
    • [2] Гражданское право. Общая часть. Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2009. С. 27.
    • [3] Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный). 8-е изд. / под ред. С. А. Боголюбова. М.: Проспект, 2013. С. 96.

    studme.org

    Формы права собственности на природные ресурсы это

    6. Право собственности на природные ресурсы

    Отношения собственности занимают главенствующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом. Возникнув на ранних этапах развития человечества (присвоение древними людьми своей добычи), собственность представляет основу, становой хребет любого общественного строя и общества. С одной стороны, обладание собственностью связывается с обладанием властью, в том числе государственной. С другой — собственность ассоциируется с достатком, богатством его обладателя.
    Россия не обделена природными ресурсами и по объемам разведанных запасов минерального сырья занимает одно из ведущих мест в мире. По данным бывшего Министра природных ресурсов Б.А. Яцкевича (см. Природно-ресурсные ведомости от 03.03.2000 г.), при численности населения в России в 3 % и площади территории в 10 % от планетарной доля разведанных запасов нефти составляет 10 %, газа — 30 %, железной руды — 27 %, меди — 11 %, полезных ископаемых металлоплатиновой группы — более 40 %, угля — 12 %; значительна также доля запасов алмазов, цветных и редких металлов. Необыкновенно богата Россия и водными ресурсами, лесами, ресурсами животного мира. Ресурсодобывающие отрасли экономики обеспечивают порядка 30 % валового внутреннего продукта страны, более 50 % ее валютной выручки. С учетом налогов и косвенных отчислений они обеспечивают также порядка 50 % доходов в бюджет. Стоимость сырья, извлекаемого из недр, составляет ежегодно от 95 до 105 млрд. долларов США. Из них около 80 % приходится на энергетические ресурсы (газ, нефть, уголь, уран). Значительная часть добываемых в России природных ресурсов уходит на экспорт. Так, в настоящее время Россия экспортирует в ближнее и дальнее зарубежье более 40 % добываемой нефти и более трети продуктов ее переработки.
    Совершенно очевидно, что правовой режим использования природной среды должен быть особенным, отличным от режима использования материальных объектов социальной среды.

    6.1. Понятие, содержание и форма права собственности на природные ресурсы
    6.2. Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы
    6.3. Право государственной собственности на природные ресурсы
    6.4. Право частной собственности на природные ресурсы
    6.5. Право муниципальной собственности на природные ресурсы

    6.1. Понятие, содержание и форма права собственности на природные ресурсы

    Понятие собственности вообще является фундаментальным наряду с понятиями жизни, здоровья, свободы и др.
    Собственность рассматривают в двух основных аспектах: как экономическую категорию и юридический институт — право собственности.
    Как экономическая категория собственность — это отношения между людьми по поводу материальных благ, обусловленные принадлежностью данных благ одним лицам (или их коллективам) и отчужденностью от них всех других лиц.
    Собственность в юридическом смысле (право собственности) представляет собой комплексный, многоотраслевой институт, охватывающий правовые нормы, регулирующие владение, пользование и распоряжение материальными благами.
    По мнению Б.В Ерофеева, собственность — это отношения между людьми (группами людей) по поводу присвоения вещей, через эти вещи.
    О.И. Крассов считает, что сущность этих отношений заключается в том, что какое- либо имущество присваивается конкретным лицом, использующим его в своих интересах, а все другие лица должны не препятствовать этому. Отношения собственности включают в себя также и отношения лица к присвоенному имуществу (вещи) как к собственному (ибо к своему имуществу обычный человек относится иначе, чем к чужому).
    Таким образом, можно определить право собственности на природные ресурсы как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области владения, пользования и распоряжения природными ресурсами.
    Необходимо иметь в виду, что природные объекты в отличие социальных объектов занимают двойственное положение: с одной стороны, совокупность природных объектов представляет собой естественную среду обитания и жизни человека и других живых организмов (экологический аспект), с другой стороны — природные объекты являются объектами хозяйствования людей (экономический аспект).
    Двойственность положения природных объектов предопределила, по мнению В.В. Петрова4, и эколого-экономическую сущность института права собственности на природные ресурсы.
    Эта двойственность нашла отражение и в законодательстве. Так, согласно ст. 9 ч.1 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (экологический аспект). В то же время, согласно ч. 2 ст. 9 Конституции земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (экономический аспект).
    Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. В то же время, согласно ч. 2 ст. 36, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
    Право собственности, в том числе и на природные ресурсы, рассматривается в двух аспектах:
    — как правовой институт (право собственности в объективном смысле);
    — как совокупность правомочий конкретного собственника (право собственности в субъективном смысле).
    Право собственности на природные ресурсы в объективном смысле представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы и содержащихся в различных отраслях российского права (конституционного, гражданского, уголовного, экологического права и др.).
    Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий конкретного собственника по владению, пользованию и распоряжению определенным природным объектом (ресурсом) или его частью: земельным участком, обособленным водным объектом, участком леса и т.д.
    Право собственности на природные ресурсы включает три правомочия: владение, пользование и распоряжение.
    Правомочие владения означает установленную законом фактическую принадлежность материальных ценностей, в том числе природных ресурсов конкретному лицу. Владение — это фактическое обладание вещью.
    Правомочие пользования — это основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств и доходов с целью удовлетворения производственных и личных нужд.
    Наконец, правомочие распоряжения выражается в предоставлении собственнику возможности изменять (определять) юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей, например — земельного участка.
    Классическая триада правомочий, предусмотренных гражданским законодательством, которыми обладает собственник имущества, не имеет никаких отличий от правомочий собственника природных объектов (ресурсов).
    В то же время, содержание правомочий собственника на землю или иные природные ресурсы, выражающееся в их правах и обязанностях, имеет очевидную специфику, которая нашла отражение в законодательстве (например, ст. 31 Водного кодекса РФ, ст. 18 Лесного кодекса РФ и др.) и заключается в более жестком законодательном закреплении прав и обязанностей собственников природных ресурсов.
    Право собственности на природные ресурсы не является абсолютным и ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с ст. 36 Конституции РФ, собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Кроме того, согласно ст. 1 Гражданского кодекса РФ, гражданские права, в том числе право собственности, могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
    Право собственности на природные объекты и ресурсы имеет ряд характерных признаков, отличающих его от права собственности на иные объекты гражданского оборота и заключающихся в следующем.
    1. Признак овеществленности, согласно которому выделяют группу природных объектов, которые, являясь неотделимой составной частью природной среды, не могут по своим объективным свойствам быть предметами обращения в собственность. Например, атмосферный воздух, околоземное космическое пространство, озоновый слой атмосферы климатические ресурсы и иные природные явления не могут выступать как объекты права собственности — использование и охрана таких объектов либо находятся в исключительном ведении государства, либо регулируются нормами международного права.
    2. Признак неотделимости объектов природы и собственности от природной среды, согласно которому отграничивают природные объекты (ресурсы) от социальных. Природный объект остается одновременно объектом природы и объектом права собственно-сти. Потеря экологической связи (или отделение природного объекта от естественной среды его нахождения) ведет к прекращению права собственности на природные ресурсы и возникновению права собственности на товарно-материальные ценности. Например, нефть, находящаяся в недрах, является природным ресурсом, и ее использование и охрана регулируются экологическим правом. Нефть, извлеченная из недр при наличии законных оснований и находящаяся, например, в железнодорожной цистерне, представляет собой не природный объект, а товарно-материальную ценность, оборот которой регулируется, прежде всего, гражданским правом.
    3. Признак отсутствия стоимости объектов природы как совокупности затрат общественно необходимого труда — этот признак подчеркивает естественный эволюционный характер происхождения большинства природных объектов. Нельзя рассчитать себестоимость объекта природы по методикам, используемым для расчета себестоимости социальных объектов. В то же время, отсутствие стоимости природных объектов не снимает вопросов их денежной оценки, что находит свое выражение в платности природопользования. Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ (ст. 8, 9, 35, 36, 71, 72, 130, 132). Положения Основного закона получили развитие в Гражданском кодексе РФ (в частности, глава 17 и ряд статей в др. главах). Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются также и природоресурсным законодательством РФ (лесное, водное, земельное и др. законодательство).
    Что касается форм права собственности на ресурсы, то они предусмотрены в законодательстве, и прежде всего в Конституции РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Статья 212 Гражданского кодекса РФ также говорит о том, что в России признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
    Выделяют также публичную собственность на природные ресурсы (государственная и муниципальная) и частную собственность.

    uristinfo.net

    Смотрите так же:

    • Содержание права собственности на землю рф Содержание права собственности на землю рф Право собственности имеет многозначное толкование и мо­жет пониматься как институт земельного права; как правоотно­шение; как правомочие собственника и как юридический факт, име­ющий […]
    • Формы собственности в гк рф Статья 212. Субъекты права собственности 1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. 2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской […]
    • Каждый имеет право на собственность Статья 35 Конституции Российской Федерации Последняя редакция Статьи 35 Конституции РФ гласит: 1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им […]
    • Закон яо от 19122008 65-з Закон яо от 19122008 65-з Профильный комитет: Комитет по социальной, демографической политике и здравоохранению Рассматривается в комитетах: Статус: Отклонено Проект вносит депутат Ярославской областной Думы О внесении изменений в Закон […]
    • Публикации о налоге на прибыль Публикации о налоге на прибыль Библиографическая ссылка на статью: Шагунова М.А. Налог на прибыль организаций на примере коммерческого предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: […]
    • Мировые суды миасс Городской и мировые суды Миасса (контакты, подсудность) Миасский городской суд Челябинской области. Ул. Романенко, 36. 456304. · Все улицы г. Миасса. · Железнодорожные дома: 1985, 1992, 1966, 1974, 1978, 1996, 1998, 1999 километрах, на […]

    Обсуждение закрыто.