Финансовый рынок федеральный закон

Доклад Правительства России о финансовом рынке РФ на 2018 год

14 мая 2018 года Минфин на своём официальном сайте опубликовал доклад о финансовом рынке на 2018 год в России. В его основу лёг ход реализации так называемой «дорожной карты» (плана мероприятий) по развитию финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов. Какие-то из мер уже полностью выполнены, другие – в процессе исполнения. Сделаем акцент на самых важных из них (полный текст доклада – в конце этого обзора).

Меры и их реализация

Из правительственного документа видно, что финансовый рынок России на 2018 год – это многокомпонентная система. Каждая мера по его усовершенствованию, как правило, включает несколько подмер.

Услуги финансовых организаций

Одной из первостепенных мер правительственный доклад о финансовых рынках России считает доступность соответствующих услуг для обычных организаций и ИП.

В I кв. 2018 года созданы 2 комитета по стандартам:

  • Комитет по стандартам по деятельности управляющих компаний инвестиционных фондов, ПИФов и НПФ;
  • Комитет по стандартам специализированных депозитариев.

Таким образом, в ЦБ ведут деятельность 13 комитетов по стандартам по соответствующим видам деятельности финансовых организаций.

Кроме того, в I кв. 2018 года ЦБ утвердил 2 базовых стандарта:

  • Совершения брокером операций на финансовом рынке;
  • Совершения депозитарием операций на фин. рынке.

Небанковская кредитная организация АО «Национальный расчетный депозитарий» вместе с ЦБ разработала и в пилотном режиме 20.03.2017 запустила систему раскрытия обобщенных показателей репозитария в Интернете.

Представители финансовых организаций и инсайд

Очевидно, что представители финансовых организаций, представляющие финансовый рынок РФ, с 2018 года более ответственно относятся к своему статусу и исполнению должностных функций. Благо ЦБ выпустил для них массу инструкций, обязательных к выполнению.

1. Положение от 27.12.2017 № 625-П «О порядке согласования Банком России назначения (избрания) кандидатов на должности в финансовой организации, уведомления Банка России об избрании (прекращении полномочий), назначении (освобождении от должности) лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц в финансовых организациях, оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц и учредителей (акционеров, участников) финансовых организаций, направления членом совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации информации в Банк России о голосовании (о непринятии участия в голосовании) против решения совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации, направления запроса о предоставлении Банком России информации и направления Банком России ответа о наличии (отсутствии) сведений в базах данных, предусмотренных статьями 75 и 76.7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также о порядке ведения таких баз».

2. Положение от 25.12.2017 № 621-П «О порядке направления Банком России предписаний в связи с несоответствием квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, нарушением порядка приобретения акций (долей), установления контроля в отношении акционеров (участников) финансовых организаций, выявлением неудовлетворительного финансового положения, о перечне лиц, которым направляются копии предписаний, порядке доведения до сведения акционеров (участников) финансовых организаций информации о получении копий предписания и акта об отмене предписания, порядке определения в связи с направлением предписаний количества предоставляющих право голоса акций (долей) кредитных организаций, порядке направления акта об отмене предписания, уведомления об исполнении предписания, а также о порядке размещения на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о направленном предписании (об отмене предписания)».

3. Указание от 25.12.2017 № 4662-У «О квалификационных требованиях к руководителю службы управления рисками, службы внутреннего контроля и службы внутреннего аудита кредитной организации, лицу, ответственному за организацию системы управления рисками, и контролеру негосударственного пенсионного фонда, ревизору страховой организации, о порядке уведомления Банка России о назначении на должность (об освобождении от должности) указанных лиц (за исключением контролера негосударственного пенсионного фонда), специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма кредитной организации, негосударственного пенсионного фонда, страховой организации, управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, микрофинансовой компании, сотрудника службы внутреннего контроля управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также о порядке оценки Банком России соответствия указанных лиц (за исключением контролера негосударственного пенсионного фонда) квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации».

4. Положение от 28.12.2017 № 626-П «Об оценке финансового положения, о требованиях к финансовому положению и об основаниях для признания финансового положения неудовлетворительным учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций».

5. Указание от 26.12.2017 № 4666-У «О порядке обжалования признания лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации».

6. Положение о Комиссии Банка России по рассмотрению жалоб на решения, принятые должностными лицами Банка России о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами от 28.12.2017 № КДР-2017.

7. Положение от 26.12.2017 № 622-П «О порядке раскрытия информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находятся банки – участники системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также о порядке раскрытия и представления в Банк России информации о структуре и составе акционеров (участников) негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, управляющих компаний, микрофинансовых компаний, в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых они находятся».

8. Инструкция от 25.12.2017 № 185-И «О получении согласия (одобрения) Банка России на приобретение акций (долей) финансовой организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) финансовой организации и направлении в Банк России уведомлений о случаях, в результате которых лицо, имевшее право прямо или косвенно распоряжаться более 10 процентами акций (долей) некредитной финансовой организации, полностью утратило такое право либо сохранило право прямо или косвенно распоряжаться менее 10 процентами акций (долей) некредитной финансовой организации».

9. Указание от 21.12.2017 № 4657-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 28 марта 2016 года № 3984-У «О порядке ведения Банком России государственного реестра микрофинансовых организаций, форме заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, форме сведений об учредителях (участниках, акционерах) юридического лица, форме свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций и порядке его переоформления, формах заявлений об изменении вида микрофинансовой организации и осуществлении деятельности в виде микрофинансовой компании или осуществлении деятельности в виде микрокредитной компании, форме и порядке представления документов и информации, подтверждающих наличие собственных средств (капитала) и источники происхождения средств, внесенных учредителями (участниками, акционерами)».

10. Указание от 21.12.2017 № 4656-У «О требованиях к заявлению, сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела, и об их типовых формах».

11. Указание от 21.12.2017 № 4658-У «О порядке и сроке уведомления лицом, которое прямо или косвенно получило право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал профессионального участника рынка ценных бумаг, микрокредитной компании, ломбарда, а также о порядке запроса Банком России информации о лицах, которые прямо или косвенно имеют право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал профессионального участника рынка ценных бумаг, микрокредитной компании, ломбарда».

12. Указание от 02.04.2018 № 4762-У «Об организации размещения на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о направленных предписаниях (отмене предписаний) в связи с нарушением порядка приобретения акций (долей), установления контроля в отношении акционеров (участников) финансовых организаций, выявлением неудовлетворительного финансового положения и (или) фактов несоответствия требованиям к деловой репутации, выявлением фактов непредставления или нарушения порядка либо сроков представления в Банк России информации о финансовом положении и (или) о деловой репутации».

Эмиссия ценных бумаг

Для инвестора состояние финансового рынка России на 2018 год в первую очередь характеризует возможность вложиться в ценные бумаги. И чтобы сам механизм был понятен и удобен.

buhguru.com

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

ФИНАНСЫ и ИНВЕСТИЦИИ

Особенности финансового рынка Российской Федерации

В любой стране финансовый рынок представляет собой механизм распределения и перераспределения капиталов (долгосрочных доходов) между кредиторами и заемщиками с помощью посредников, в том числе банков. Способами, с помощью которых можно воздействовать на распределение и перераспределение капитала между агентами экономики с учетом спроса и предложения, становятся финансовые инструменты. Таким образом, финансовые инструменты есть разнообразные виды рыночного продукта, имеющие финансовую природу, то есть ценные бумаги, денежные обязательства, иностранная валюта.

В определенных условиях и производные финансовые инструменты (ПФИ) становятся способом перераспределения созданного капитала. Цена ПФИ определяется стоимостью лежащего в их основе базисного актива, который можно рассматривать как совокупность имущественных и денежных средств, принадлежащих предприятию, фирме ,компании, в которые вложены средства владельцев, хозяев. Вследствие этого ПФИ является объектом гражданских прав (ст. 128 ГК РФ).

На современном этапе развития рыночных отношений в России финансовый рынок имеет следующие особенности:

  • резкая дифференциация степени развитости по регионам;
  • ограничение по номенклатуре используемых инструментов;
  • преимущественное положение коммерческих банков на финансовом рынке как основных агентов;
  • недостаточная готовность по экономическому потенциалу самих коммерческих банков к работе на активном финансовом рынке;
  • узость финансового рынка, обусловленная его двумя секторами — рынком иностранной валюты (доллары США) и эмиссионных ценных бумаг (государственных краткосрочных и долгосрочных обязательств).

Эти особенности предопределили тенденцию обращения ПФИ на рынках ограниченного количества базисных активов. В одном из проведенных Базельским комитетом исследований, посвященных проблемам производных финансовых инструментов и их влиянию на разработку и осуществление денежно-кредитной политики, установлению ориентиров роста денежной массы, борьбе с инфляцией, поддержанию национальной денежной единицы и т.д., делается вывод, что при определенных обстоятельствах производные финансовые инструменты могут приобретать черты и функции денег, превращаясь в квазиденьги. В число факторов, создающих такие обстоятельства, входят практически все перечисленные особенности российского финансового рынка, при этом узость национального финансового рынка — определяющий фактор.

Поскольку главенствующее положение на финансовом рынке страны занимают коммерческие банки, которые осуществляют помимо банковских операций (ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности») сделки с производными финансовыми инструментами, их деятельность во многом способствует активизации отмеченной выше тенденции.

В свою очередь, ПФИ оказывают соответствующее непосредственное влияние на состояние национальной денежной единицы (рубля), вызывая и усиливая негативное давление на нее, направленное отрицательное изменение курса рубля по отношению к другим иностранным валютам и, как следствие этого, углубление кризисной ситуации на российском финансовом рынке. К сожалению, ни ПФИ, ни деятельность на рынках срочных сделок не получили четкого определения в национальном законодательстве. Это привело к тому, что происходящие на финансовом рынке процессы к настоящему времени вышли из-под необходимого контроля и регулирования.

Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 75) определено, что защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. В пункте 1 ст. 75 сказано, что «денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается».

Данное положение подтверждается и уточняется ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Среди основных целей деятельности Банка России — задача «защиты и обеспечения устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации».

Учитывая сложившуюся ситуацию на национальном денежном рынке и стадию формирования (неразвитость) национального финансового рынка, а также крайнюю необходимость осуществления регулирования и контроля над рынками срочных сделок, нельзя не высказать обеспокоенность тем, что положения федеральных законов «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности» не позволяют Банку России осуществить данные цели в полной мере.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (п. 5 ст. 4) предписывает Банку России установление «правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы». Закрытый перечень банковских операций, для которых Банком России устанавливаются правила, дается в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» (ст. 5). В перечень не входят сделки на срочных рынках (форвард, опцион, фьючерс, своп и производные от них). Они также не перечислены среди сделок, которые в соответствии с той же статьей могут осуществляться, помимо банковских, кредитными организациями. Однако ради справедливости необходимо отметить, что кредитные организации в соответствии с той же статьей имеют право «осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации», то есть «срочные сделки» отнесены к регулированию общего гражданского законодательства.

Часть II ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации относит к гражданскому законодательству Гражданский кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения, и иные федеральные законы, содержащие нормы гражданского законодательства.

Таким образом, в соответствии с вышеупомянутыми федеральными законами кредитные организации, с одной стороны, вправе осуществлять срочные сделки как «иные сделки», с другой стороны, они их осуществляют в условиях отсутствия соответствующего законодательства.

Ярким примером тому служит финансовый инструмент ,так называемый расчетный форвард (в мировой практике «forward for differences»), который получил большое распространение среди участников рынков.

Появление такого инструмента на рынках России можно отнести к желанию участников избежать расходов, связанных с проведением операций на организованных рынках (биржах), и максимизировать прибыль. Надо признать, что это естественное стремление любой коммерческой организации, цель деятельности которой заключается в извлечении прибыли. Однако участники рынков натолкнулись на непредвиденное осложнение, вызванное отказом судебных инстанций признавать расчетный форвард за реальную сделку и отнесением его к пари, которое в соответствии со ст. 1062 Гражданского кодекса РФ не подлежит судебной защите.

По экономической сути этот финансовый инструмент можно рассматривать как фьючерс с принудительным закрытием позиции, однако имеющий обращение на неорганизованных рынках. Такое перемещение фьючерса с организованных рынков на неорганизованные и превращение его в расчетный форвард имеют соответствующие вытекающие из этого последствия. Одно из них и, пожалуй, самое существенное, это утрата системы гарантий, правил проведения торгов, кодекса поведения участников, которые носят обязательный характер для всех сторон-участников сделки. Кроме того, участники организованных рынков (бирж) заключают с организаторами торгов соглашения (договора), имеющие в соответствии с Гражданским кодексом РФ общепризнанную юридическую силу.

В п. 2.4 Инструкции Банка России № 41 «Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации» от 22 мая 1996 г. под расчетным форвардом понимается «конверсионная операция, представляющая собой комбинацию двух сделок: валютного форвардного контракта и обязательства по проведению встречной сделки на дату исполнения форвардного контракта по текущему валютному курсу. расчетные форварды в части форвардной сделки с фиксированной датой расчетов и ценой исполнения создают открытую валютную позицию (ОВП) в момент заключения валютного форвардного контракта». При этом «обязательства по проведению встречной сделки на дату исполнения форвардного контракта при расчете открытой валютной позиции не учитываются. Величина открытой валютной позиции изменяется при фиксации курса встречной сделки».

Важно отметить, что Инструкция № 41 предусматривает три основополагающих для деятельности уполномоченных банков (в том числе и для работы их дилеров) момента:

  • возможность самостоятельно контролировать размеры открываемых в течение операционного дня валютных позиций, «исходя из самостоятельной оценки допустимого уровня валютного риска» (п. 15);
  • требование в случае превышения установленных лимитов ОВП провести до конца текущего операционного дня балансирующие сделки (п. 23);
  • соблюдение на конец каждого операционного дня требований относительно суммарной величины всех длинных (коротких) открытых валютных позиций (не более 30% от собственных средств, капитала (п.10.1) и их величины по отдельным валютам, в том числе по российским рублям (не более 15% от собственных средств капитала (п. 10.2).

При нарушении требований Инструкции № 41 Банк России вправе применять к нарушителям меры, предусмотренные ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

С точки зрения регулирующего и контролирующего органа, осуществляющего надзор за деятельностью кредитных организаций, в том числе и за принимаемыми ими валютными рисками, такой подход и требования к соблюдению ОВП объективно оправданы. Однако эти требования рассматриваются кредитными организациями, в частности крупными банками, как бремя, не способствующее их монопольному утверждению на рынке, получению возможных и надежных прибылей в условиях действия валютного коридора, позволяющего легко прогнозировать в свою пользу разность между форвардным и спотовым курсами обращаемых в России иностранных валют, относительно легкому способу устранения с рынков мелких конкурентов. Это толкает их на поиск обходных путей. В значительной степени их задача облегчается тем, что в России отсутствует система регулирования, будь то на государственном или саморегулируемом уровнях, процесса создания и использования новых финансовых инструментов.

Участники на свой страх и риск применяют либо уже имеющиеся в мире финансовые инструменты, в том числе производные, не находящие определения и описания ни в законодательстве (ГК РФ), ни в нормативных актах, либо приспосабливают их к уже сложившейся в России практике и имеющейся национальной правовой системе. В результате такого обращения с финансовыми инструментами главным образом искажаются их экономическая суть и цели применения. Часто они используются как инструменты обхода требований законодательства и нормативов.

Наглядным примером служит использование кредитными организациями расчетного форварда для обхода требований Инструкции №41. Суть и последовательность проводимых дилерами операций с расчетными форвардами на срочных рынках заключаются в следующем.

Дилер заключает со стороной А форвардную сделку с датой исполнения Т+п. Поставка базисного актива (главным образом иностранной валюты) не предусматривается, о чем сторона А поставлена в известность. По форвардной сделке сторонами произвольно устанавливается цена базисного актива на дату условного исполнения сделки Т+п. При этом сторонами оговаривается, но должным образом не закрепляется возможность заключения офсетной кассовой сделки на спотовом рынке на дату условного исполнения форвардной сделки Т+п по сложившейся на организованном рынке текущей цене на базисный актив. При заключении форвардной сделки стороны предполагают, что на дату условного исполнения форвардной сделки расчет будет проводиться без реальной поставки основных контрактных сумм, а лишь по разности между форвардной ценой и оптовой, при этом отклонение последней может быть и в ту и в другую сторону от установленной сторонами форвардной цены; в дилерском тикете (оферте), подтверждении и, соответственно, в соглашении данное условие фиксируется следующим образом: «INDEX TO BE NETTED AT MICEX ON VALUE DATE».

При заключении расчетного форварда дилер вносит данную операцию в реестр сделок за текущий операционный день, ставит только свою подпись и на основе этого: бухгалтерия проводит данную операцию по балансу, контрактная сумма расчетного форварда вносится в расчет открытой валютной позиции (в соответствии с Инструкцией №41 Банка России). При активном присутствии дилера на рынке и желании заключить как можно большее число расчетных форвардов, на основе которых можно, и на это он рассчитывает, получить значительную прибыль, он неминуемо выходит за рамки установленной ОВП. Поэтому участниками рынков найден довольно оригинальный выход из положения в обход требований Инструкции № 41:

  • по обоюдному сговору с дилером третьей стороны заключается однородная форвардная сделка на сумму расчетного форварда, при этом в дилерском тикете (оферте) неоднократно указывается «not real deal»2;
  • дилер третьей стороны подтверждает (акцептует) сделку, но не отражает ее в своем реестре и соответственно в балансе;
  • дилер на основе своего тикета и полученного от дилера третьей стороны подтверждения вносит сделку в реестр, ставит свою подпись;
  • в соответствии с составленным и подписанным им реестром сделка отражается в балансе, что приводит к строгому «выполнению» требований Банка России относительно имеющейся у кредитных организаций ОВП.

Итак, можно сделать вывод, что на российском финансовом рынке существование расчетного форварда и исполнение Инструкции № 41 поддерживается операциями, называемыми «фальшь-крылья», осуществление которых, в свою очередь, возможно только при наличии сговора между дилерами.

На дату условного исполнения форвардной сделки Т+п стороны по расчетному форварду выясняют ситуацию с ценой на данный базисный актив на спотовом рынке для расчета разности между форвардной и спотовой ценами. Реальность российского финансового рынка состоит в том, что стороны имеют возможность отказаться от ранее достигнутой договоренности относительно заключения офсетной спотовой сделки, с тем чтобы провести своеобразный неттинг (о котором, как правило, стороны не имеют отдельного соответствующего соглашения).

Сторона по заключенному расчетному форварду, чьи права и интересы по данной сделке ущемлены и которая стоит перед необходимостью выполнения обязательств перед контрпартнером на полную контрактную сумму, обращается в судебные инстанции (арбитраж) за защитой.

Судебные инстанции, рассматривая заключенную сделку в соответствии с существующим законодательством, приходят к выводу, что данная сделка не подлежит судебной защите, поскольку представляет собой пари (на данный момент в России ни в одном из нормативных документов не существует определения «пари»).

Массовое неисполнение сторонами обязательств по заключенным срочным сделкам и отказ от заключения спотовых сделок ведут к образованию критической массы системного риска и, что неоднократно подтверждено событиями на мировых и российском финансовых рынках, к кризису.

То, что происходит в настоящее время в России можно охарактеризовать как Берингз-кейс в национальных масштабах Сложившаяся на финансовых рынках России ситуация требует разрешения. Шаги к этому должны в значительной степени предприниматься самими участниками рынков, а не регулирующими органами, поскольку поднятые вопросы в основном касаются непосредственно оперативной деятельности кредитных организаций.

В связи с этим можно рекомендовать участникам финансовых рынков, включая кредитные организации, предпринять следующие меры:

  • устанавливать личные (индивидуальные) лимиты ОВП на каждого дилера;
  • ввести более жесткую систему контроля за деятельностью дилеров на финансовых рынках (разграничить сферы их деятельности по базисным активам и, или инструментам);
  • организовать систему последующего контроля с применением соответствующих рак-кордов и сроков выверки;
  • разработать и установить внутренние обязательные лимиты на контрагента по каждому виду сделок, включая срочные и связанные с ними кассовые сделки;
  • установить внутренний порядок хранения контрольных лент заключения дилерами сделок по Рейтеру и записей их бесед в случае заключения сделок по телефону;
  • провести более четкую работу по составлению юридических документов, в том числе соглашений на проведение расчетных форвардов, в которых для придания им юридической силы при рассмотрении споров в судебных инстанциях в обязательном порядке предусматривать санкции в случае нарушения какой-либо из сторон ранее достигнутой договоренности относительно второй части расчетного форварда;
  • во внутренних инструкциях и документах применять понятия и терминологию, используемые в ГК РФ, в частности, относящиеся к заключению договоров (гл. 28);
  • принять внутреннюю инструкцию о документах, на основе которых проводится составление реестров, учет операций в балансе (форма, количество подписей), и о соответствующем документообороте.

Неправомерно считать, что сложившаяся ситуация касается исключительно только участников финансовых рынков и является их внутренним делом. Регулирующие органы, в том числе Банк России, также не должны оставаться в стороне. Исходя из логики статей ранее упомянутых федеральных законов. Банк России не вправе самостоятельно осуществлять регулирование и контроль над деятельностью кредитных организаций на рынках срочных сделок. В то же время п. 7 ст. 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предписывает Банку России осуществлять надзор.

Под надзором за деятельностью кредитных организаций в ст. 55 этого закона понимается «постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных резервов». При этом та же статья запрещает Банку России вмешиваться «в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».

Необходимо отметить, что российскими кредитными организациями сделки на срочных рынках осуществляются не только и не столько за счет собственных средств. В значительной степени они действуют на рынке в роли брокеров, то есть проводят операции от имени, по поручению и за счет средств инвесторов, кредиторов и вкладчиков, перекладывая возникающие на срочных рынках риски на последних, еще недостаточно сведущих в его тонкостях и подводных камнях. В то же время Банк России как регулирующий банковскую систему орган обязан в соответствии со ст. 55 упомянутого закона защищать интересы вкладчиков и кредиторов.

Существующие законы и нормативные акты крайне ограничивают функции Банка России по регулированию, надзору и контролю над деятельностью на рынках срочных сделок, с одной стороны, субъектами регулирования — кредитными организациями, с другой,- методами. В целом они сводятся к установлению обязательных нормативов и правил отчетности (как бухгалтерской, так и статистической) для банковской системы (п. 5 ст. 4 и ст. 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Та же статья и п. 5 ст. 5 предписывают Банку России «устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы».

Процедура установления Банком России бухгалтерского учета хозяйственных операций, осуществляемых кредитными организациями помимо банковских, следующая. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета в пределах своей компетенции, принимают нормативные акты, обязательные для всех организаций (юридических лиц) на территории Российской Федерации. При этом их нормативные акты не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ. Только после этого на основе принятых актов Банк России устанавливает бухгалтерский учет для кредитных организаций, осуществляющих описанную в актах хозяйственную операцию.

В отсутствии, во-первых, органа, имеющего своей компетенцией регулировать деятельность всех организаций в России, проводящих операции на срочных рынках, во-вторых, федерального закона, создающего такой орган и предоставляющего ему право разрабатывать правила и нормы деятельности на рынках срочных сделок и регулировать бухгалтерский учет, в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» эту функцию должно взять на себя Правительство РФ, осуществляющее общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в стране, либо делегировать данное право Министерству финансов.

Надо честно признать, что предпринятые Банком России попытки разработать и принять нормативные акты, касающиеся регулирования, надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций на рынках срочных сделок, и в соответствии с ними установить бухгалтерский учет не могут в силу обстоятельств иметь желаемый универсальный характер по охватываемому ими кругу участников, базисных активов, степени проникновения в понятийный и терминологический аппарат.

Однако в силу сферы своей деятельности и компетенции Банк России, в частности, мог бы в значительной степени помочь участникам финансовых рынков выйти из данной ситуации. Во-первых, дополнив Инструкцию № 1 «О порядке регулирования деятельности банков» разработкой новых обязательных нормативов, включающих операции кредитных организаций с ПФИ. Во-вторых, дополнив Инструкцию №41 перечнем позиционных счетов. В-третьих, разработав и утвердив для кредитных организаций формы регулярной статистической отчетности по их деятельности на рынках срочных сделок, в том числе с ПФИ. В-четвертых, наладив, при осуществлении его территориальными подразделениями инспекций на местах, систему отслеживания по первичным документам (тикет + подтверждение + договор + биржевое свидетельство + контрольные ленты Рейтера + реестр и т.д.) выполнения участниками финансовых рынков ОВП и последующий контроль и процесс отражения проведенных операций в балансе кредитных организаций. В-пятых, в связи с принятием «Временного положения о порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями» № 17-II от 10.02.98 расширив применение аналогов собственной подписи во внутренней части документооборота кредитных организаций в части проведения дилерских операций.

Но даже эти меры, если они будут предприняты Банком России, не наведут порядок на рынке ПФИ.

Мировая практика показывает, что только совместные, слаженные действия участников рынков и регулирующих их органов дают положительные результаты. Судя по всему, в России для этого уже наступило время. Усилия должны быть направлены на безотлагательную разработку и принятие федеральных законов:

  • «О рынках срочных сделок»;
  • «О внесении дополнений в федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  • «О внесении дополнений в федеральный закон «О банках и банковской деятельности»;
  • «О внесении дополнений в закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

www.globfin.ru

Финансовый рынок федеральный закон

Учебный портал

Главная » Экономика и финансы » Макроэкономика » Глава 3 Макроэкономические рынки » 3.4 Финансовый рынок и его составляющие

3.4 Финансовый рынок и его составляющие

Финансовый рынок — это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. В реальности он представляет собой совокупность кредитно-финансовых организаций страны, перераспределяющих потоки денежных средств между собственниками и заемщиками. Основной функцией финансового рынка является превращение бездействующих денежных средств в ссудный капитал.

Рассмотрим структуру финансового рынка. Он включает в себя денежный рынок и рынок капиталов. Иногда в просторечии понятия «финансовый рынок» и «денежный рынок» считают тождественными, однако это не совсем верно. Денежный рынок представляет собой рынок краткосрочных кредитных операций, т.е. продолжительностью до одного года. По существующей классификации денежный рынок включает в себя учетный, межбанковский, валютный рынки.

Рассмотрим составляющие финансового рынка более подробно.

На учетном рынке основными инструментами являются казначейские обязательства, коммерческие векселя и другие виды краткосрочных ценных бумаг. Главная характеристика краткосрочных ценных бумаг, обращающихся на учетном рынке, — высокая ликвидность (т.е. их можно быстро и без особых издержек превратить в наличные деньги) и мобильность.

Межбанковский рынок представляет собой часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные средства кредитных организаций привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на достаточно короткие сроки. Наиболее распространенными сроками депозитов являются от одного месяца до одного года (иногда предельные сроки размещения межбанковских депозитов могут составлять от двух до пяти лет). Средства межбанковского рынка могут использоваться банками также для средне- и долгосрочных активных операций, регулирования балансов, выполнения требований государственных органов, регулирующих банковскую деятельность.

Валютные рынки — это рынки, обслуживающие международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. В связи с тем что в международных расчетах не существует единого для всех стран платежного средства (т.е. общемировой валюты), то необходимым условием расчетов по внешней торговле, услугам, инвестициям, межгосударственным платежам и т.д. является обмен одной валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. Таким образом, валютные рынки — это официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения.

Рынок капиталов — вторая часть финансового рынка, охватывающая средне- и долгосрочные кредитные операции, а также финансовые активы — акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг, называемый фондовым рынком, или рынком финансовых активов, и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов. Рынок капиталов в целом представляет собой важнейший источник долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, крупных корпораций и банков. В то время как денежный рынок обеспечивает удовлетворение краткосрочных потребностей с помощью высоколиквидных средств, рынок капиталов служит для обеспечения долгосрочных потребностей в финансовых ресурсах.

На рынке среднесрочных и долгосрочных банковских кредитов заемные средства выдаются организациям для расширения основного капитала (обновление оборудования, увеличение производственных мощностей). Такие кредиты предоставляются в основном инвестиционными банками, иногда коммерческими.

Фондовым (рынок финансовых активов) называется рынок, обеспечивающий распределение денежных средств между участниками экономических отношений через выпуск ценных бумаг, имеющих собственную стоимость. Ценные бумаги могут покупаться, продаваться и погашаться.

Основные функции фондового рынка заключаются в централизации временно свободных денежных средств и сбережений для финансирования экономики; в ликвидации дефицита государственного бюджета, в его кассовом исполнении и сглаживании неравномерности поступления налоговых платежей; в информации о состоянии экономической конъюнктуры исходя из состояния рынка ценных бумаг.

Фондовый рынок можно рассматривать как совокупность первичного и вторичного рынков.

На первичном рынке осуществляется эмиссии ценных бумаг и мобилизуются финансовые ресурсы в целях инвестирования. Основными эмитентами этого рынка являются частные компании и государственные органы, а основными объектами сделок — ценные бумаги. Размещение вновь выпущенных ценных бумаг происходит путем подписки либо открытой продажи.

На вторичном рынке осуществляется перепродажа ценных бумаг, ресурсы для инвестирования на нем уже не мобилизуются. Вторичный рынок в свою очередь подразделяется на биржевой и небиржевой.

На последнем происходит купля-продажа ценных бумаг, не котирующихся на бирже.

Различные виды ценных бумаг, вкладов и формы кредитов, обращающихся на финансовом рынке, носят название финансовых инструментов.

Финансовый рынок не может существовать отдельно от государства. Их отношения многообразны. Государство может выступать как кредитором, так и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования финансового рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику и другие экономические мероприятия. Государство обычно поощряет и развивает финансовые рынки, так как от их состояния в значительной мере зависит устойчивое функционирование национальной экономики. В то же время слишком настойчивое вмешательство государства в дела финансового рынка ухудшает экономическую ситуацию. Пример тому — августовский кризис 1998 г., когда государство настойчиво навязывало рынку краткосрочные казначейские обязательства. Финансовые рынки по своей природе нестабильны. Усиливающееся взаимодействие финансовых рынков и возрастающие объемы перелива капиталов повышают риск нестабильности национальных рынков и опасность распространения ее на другие рынки. Поэтому роль органов государственного регулирования возросла с увеличением финансовых потоков, расширением финансовых инструментов рынка, появлением его новых участников.

Особенностью российского финансового рынка является то, что большое значение имеет его социальная составляющая. Острота социальных вопросов в сфере развития рынка капиталов обусловливается тем, что россияне потеряли значительную часть своих сбережений в результате инфляции 1992—1994 гг., финансовых пирамид, финансового кризиса 1998 г. Для защиты интересов вкладчиков в марте 1999 г. был принят Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». В декабре 2003 г. был принят чрезвычайно важный для развития финансового рынка в России Федеральный закон № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», согласно которому в России началось создание системы защиты вкладов населения. В июле 2004 г. с принятием Федерального закона № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» вкладчики получили дополнительную защиту своих сбережений. Новый закон принят как дополнение к Федеральному закону 2003 г., и его главной целью стало обеспечение одинаковой финансовой защиты вкладов населения независимо от того, вступил ли банк, в котором хранятся сбережения вкладчика, в систему страхования вкладов или нет.

Рассмотрим, какие финансовые активы, называемые ценными бумагами, обращаются на фондовом рынке.

Ценной бумагой, согласно Гражданскому кодексу РФ, называют документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении. Ценные бумаги являются представителем реального капитала и в определенной мере отражают его величину. Их иногда называют фиктивным капиталом.

В России к ценным бумагам относят акции, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, чеки, векселя, государственные ценные бумаги, опционы, фьючерсы и другие документы.

Кратко охарактеризуем эти виды ценных бумаг.

Акции — это ценные бумаги, удостоверяющие право владельца на долю в собственных средствах акционерного общества (его уставном капитале). Акции относятся к виду ценных бумаг, являющихся свидетельством о собственности. Они, как правило, относятся к ценным бумагам с нефиксированным доходом, т.е. удостоверяют владением долей или паем в капитале акционерного общества и дают право на получение части прибыли в виде дивидендов, а также на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося в случае ликвидации общества.

Ценные бумаги с фиксированным доходом (долговые обязательства) представлены на рынке облигациями, чеками и векселями, а также депозитными и сберегательными сертификатами.

Облигации — долговые обязательства государства, органов местного самоуправления, предприятий, различных фондов и организаций, выпускаемые обычно большими партиями. Они свидетельствуют о том, что выпустивший их орган является должником и обязан выплачивать владельцу облигации в течение определенного времени проценты по ней, а по наступлении срока выплаты погасить свой долг. Таким образом, облигация — это долг выпустившего ее органа перед ее держателем, выступающим в данном случае кредитором, но не имеющим права на имущество организации в отличие от акционера. По российскому законодательству облигация представляет собой эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Например, в советское время по облигации можно было получить автомобиль в виде возвращения стоимости облигации, что более чем выгодно, так как автомобиль являлся предметом роскоши и относился к дефицитным товарам, которые нельзя было свободно приобрести в магазине даже при наличии денежных средств.

Депозитный сертификат — финансовый документ, выпускаемый кредитными учреждениями. Он является свидетельством этого учреждения о депонировании денежных средств, удостоверяющим право вкладчика на получение депозита. Различаются депозитные сертификаты до востребования и срочные, на которых указаны срок изъятия вклада и размер причитающегося процента.

Сберегательный сертификат — письменное обязательство о депонировании денежных средств физическим лицом в кредитном учреждении, удостоверяющее право вкладчика на получение вклада и процента по нему. Сберегательные сертификаты бывают двух видов: на предъявителя и именные.

Чек — денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ чекодателя кредитному учреждению о выплате его держателю указанной в чеке суммы. Плательщиком по чеку выступает банк или другое кредитное учреждение, имеющее такое право.

Вексель — необеспеченное обещание выплатить в назначенный срок долг и процент по нему. Эти ценные бумаги стоят на последнем месте среди долговых обязательств фирмы. Как и чеки, векселя могут выпускаться также частными лицами.

Государственные ценные бумаги — это долговые обязательства правительства. Они различаются по датам выпуска, срокам погашения, размерам процентной ставки. В определенном смысле это альтернатива денежной эмиссии.

В большинстве стран мира обращаются следующие виды государственных ценных бумаг: казначейские векселя со сроком погашения 91 день; казначейские обязательства со сроком погашения до 10 лет; казначейские облигации со сроком погашения от 10 до 30 лет. Перечисленные виды ценных бумаг выпускают для кредитования кратко-, средне- и долгосрочного государственного долга. Соответственно различаются и процентные выплаты по ним. Так, в США в 1990-е гг. выплаты по казначейским векселям составляли порядка 6%, по казначейским облигациям — около 7%.

Наряду с федеральными органами власти ценные бумаги для кредитования задолженности могут выпускать и местные органы власти. Такой тип ценных бумаг называется муниципальными облигациями. Как и другие облигации, они представляют собой обязательства по возмещению долга к определенному сроку с выплатой фиксированных процентов. Муниципальные облигации выпускаются как в России, так и за рубежом.

Российский рынок ценных бумаг, как и во многих других странах, переживавших период переходной экономики, испытывает определенные проблемы.

Во-первых, зарождение и развитие фондового рынка в России происходило на фоне постоянного спада производства. Такое различие в развитии фондового рынка и происходящих в национальной экономике процессов не может не приводить к кризисным ситуациям на рынке, что наглядно доказал печальный опыт 1998—1999 гг.

Во-вторых, недостаточная и неточная информация о компаниях-эмитентах увеличивает рискованность рыночных операций с ценными бумагами. Преобладание до 1999 г. долговых обязательств государства, выпускаемых для покрытия бюджетного дефицита, вызвало доминирование краткосрочных ценных бумаг. А это в свою очередь отвлекает свободные средства от долгосрочного инвестирования, которое всегда является важнейшим фактором экономического роста.

В-третьих, дестабилизирующее влияние на российский рынок ценных бумаг в течение долгого времени оказывали и продолжают оказывать инфляция и инфляционные ожидания, так как риск обесценивания денег сдерживает инвесторов от долгосрочных вложений стратегического характера. Негативное воздействие инфляции на рынок ценных бумаг преодолевается, как показывает зарубежный опыт, путем выпуска индексируемых ценных бумаг, доход по которым индексируется с поправкой на темпы инфляции. В России рынок индексируемых фондовых инструментов пока не создан.

Наряду с государственным регулированием данного рынка постепенно появляются и элементы его саморегулирования, характерного для стран с развитой рыночной экономикой. Например, действует Российская торговая система (РТС), разрабатывающая единые правила операций. Создана Профессиональная ассоциация участников фондового рынка (ПАУФОР), регулирующая торговлю ценными бумагами.

На российском фондовом рынке существует и такое явление, как расслоение акций. Небольшая по численности группа акций — так называемых голубых фишек — представляет собой наиболее надежные акции, выпускаемые успешно развивающимися крупными компаниями. В России к таковым относятся РАО «ЕЭС России», «Лукойл», Ростелеком, Роснефть, РАО «Российские железные дороги» и ряд других. Их акции пользуются спросом не только у российских, но и у иностранных инвесторов. Голубым фишкам противостоят все остальные акции множества акционерных обществ, являющиеся малоликвидными ценными бумагами с большим риском вложений в них и трудностями реализации на вторичном рынке. Разрыв между положением голубых фишек и всех остальных акций чрезвычайно велик. В российском обороте акций сделки с голубыми фишками составляют около 90%.

(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

www.study-i.ru

Смотрите так же:

  • Как написать претензию в налоговую Жалоба на бездействие налоговой инспекции: образец Актуально на: 13 июля 2017 г. Жалоба на бездействие налогового органа (образец) Если плательщик считает, что налоговики бездействовали в то время, когда должны были действовать, и из-за […]
  • Перерасчет пенсии инвалидам 2 группы Пенсии работающим инвалидам Начисление материальных выплат категории граждан, имеющих инвалидность, — одно из приоритетных направлений социальной политики государства, в основу которой заложена забота о наиболее уязвимой в материальном […]
  • Возмещение физического вреда здоровью Компенсация морального вреда: тенденции российской судебной практики Компенсация морального вреда – один из способов защиты гражданином его нарушенных прав (абз. 11 ст. 12 ГК РФ). Размер компенсации определяет суд. Для этого он принимает […]
  • Какие платятся налоги в осно Какие платятся налоги в осно ИП, избравшие в качестве налогового режима общую систему налогообложения, должны выплачивать в бюджет три обязательных налога: Налог на добавленную стоимость (НДС). При этом возможно три варианта налоговой […]
  • Документы для заявления на наследство по завещанию Как принять наследство? Чтобы приобрести наследство, наследник должен его принять в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1152, п. 1 ст. 1154 ГК РФ). Принять наследство можно двумя способами (ст. 1153 ГК РФ): […]
  • Возврат ндфл с процентов по ипотеке 2018 Получение налогового вычета при покупке квартиры в ипотеку Одним из самых часто задаваемых вопросов является вопрос о том, на вычет в каком размере можно рассчитывать в случае покупки жилья в ипотеку. Поэтому в данной статье мы подробно […]

Обсуждение закрыто.