Философия это наука о наиболее общих законах развития природы

Философия это наука о наиболее общих законах развития природы

Абсолютная иде я — безусловную полноту всего сущего и в то же время само являющееся этим единственно подлинно сущим.

Абсолютный дух есть историческое целое, частью которого является мой дух». Соответственно: «всякое конкретное мышление в своей непоследовательности преходяще, а в опосредовании временно. «.

АКСИОЛОГИЯ ( сфа —ценность и логос—учение) —ф илософская дисциплина, исследующая категорию «ценность»; характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений.

АНАЛИЗ — процедура мысленного, а часто и реального расчленения исследуемого объекта (предмета, явления, процесса), свойства предмета или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения).

· Антагонистические противоречия — это взаимодействие между непримиримо враждебными социальными группами и силами. Термин » антагонизм » распространен в биологии и медицине: антагонизм ядов, лекарств, микробов, антагонизм мышц, зубов и т. п. Математики рассматривают антагонизм как такую противоположность интересов (имеется в виду теория игр ), при которой выигрыш одной стороны равен проигрышу другой, то есть равенство по величине и противоположность по знаку. В своем чистом виде антагонизм проявляется редко — в ситуации рыночной конкуренции, войны, революции , спортивных состязаниях и т. п.

Антиноми я- (греч. antinomia — противоречие в законе) — форма существования и развития противоречия в познании: противоречие, образуемое двумя суждениями (умозаключениями, законами), каждое из которых признается истинным.

АНТРОПОЛОГИЗМ — философское течение, которое рассматривает понятие «человек» в качестве базисной категории, лежащей в основании системы представлений о бытии, природе, обществе, культуре, истине, добре, благе, долге, свободе, Боге и т. д.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — крайняя форма антропоморфна, познавательной установки, в которой утверждается наличие человеческого измерения в любом знании о при­роде, обществе и в самом познании.

АПОЛОГЕТИКА — может считаться первым жанром патристической литературы, специфичность которого в том, что он имеет точно фиксируемое начало и не имеет определенного завершения.

Априор и- Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально.

БЫТИЕ — ма териальная или идеальная реальность, имеющая формы сущности.

ВЕРА —в некоторых религиозных системах центральная мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, включающая, во-первых, принятие определенных утверждений о бытии и природе Божества, о том, что есть благо и зло для человека, и т. п., и решимость придерживаться этих догматов вопреки всем сомнениям; во-вторых, личное доверие к Богу как устроителю жизни верующего, его руководителю, помощнику и спасителю во всех конкретных ситуациях, посылающему страдания и предъявляющему трудные требования для блага самого верующего.

Вещь-в-себе -обозначающее вещи как они существуют вне нас, сами па себе (в себе), в отличи и от того, какими они являются «для нас»

Внешние противоречия — это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам, например между обществом и природой, организмом и средой и т. п.

Внутренние противоречия — это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта, например, внутри данного вида животных (внутривидовая борьба). Процесс развития объекта характеризуется не только развертыванием внутренних противоречий, но и постоянным взаимодействием его с внешними условиями, со средой.

Гармония – от греческого, означает: связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность

Гегелевская триада- Триада (теза, антитеза, синтез) призвана уловить суть движения в сменяющих друг друга периодах жизни.

Геоцентриз м — (греч. geos — земля и лат. centrum — центр) — учение, согласно которому Земля есть неподвижный центр Вселенной, мира.

ГНОСЕОЛОГИЯ – ( gnosis – познание и logos – учение) учение о познании. Раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, цели, методы, субъекты, объекты, формы.

ГУМАНИЗМ (лат. humanitas — человечность) — мировоззрение антропоцентризма , перманентно подвергающегося осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем.

Гуманизм (от латинского гуманос — человечный) — есть воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие.

ДВИЖЕНИЕ — понятие, направленное на описание и объяснение онтологических характеристик природы и предполагающее определенную концептуальную схему или научно-исследовательную программу, в которых по-разному интерпретируется связь движения с пространством, временем, материей.

Дедукция- метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего.

Детерминиз м- философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности.

Деятельност ь — целенаправленное изменение внешнего мира, самого человека.

Диалектическое противоречи е — Нет предмета, в котором нельзя было бы найти противоречия, то есть противоположных определений, так как не противоречащий себе предмет есть чистое отвлечение рассудка, насильственно удерживающего одну из двух определенностей и старающегося затемнить и устранить сознание другой определенности, содержащейся в первой».

Диалектическое снятие- воссоздание в иной (в данном случае культурной) форме, воссоздание и отрицание одновременно.

Диктатура пролетариата — обозначающее предполагаемую форму организацию власти рабочего класса, которую он завоевывает в результате социалистической революции и использует как важнейшее средство для строительства социалистического общества.

ДОСТОИНСТВО —характеристика человека с точки зрения его внутренней ценности, соответствия собственному предназначению.

ДУАЛИЗМ ( dualis —двойственный) — философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума—материального и духовного, физического и психического, тела и души.

Душа (психэ) – бессмертная нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа человека, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу.

ЗАКОН — существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь (отношение) между явлениями.

ЗНАНИЕ — форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания.

ИДЕАЛИЗМ — категория философского дискуса , характеризующая мировоззрение, которое либо отождествляет мир в целом с содержанием сознания познающего субъекта (субъективный идеализм), либо утверждает существование идеального, духовного начала вне и независимо от человеческого сознания (объективный идеализм), а внешний мир считает проявлением духовного бытия, универсального сознания, абсолюта.

Идеи (эйдос) – термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший «видимое», « то что видно», но постепенно получивший более глубокий смысл — «конкретная явленность абстрактного», «вещественная данность в мышлении»; в общем смысле — способ организации и/или бытия объекта.

Идея — это то самое единое, которое составляет суть многообразия.

ИДЕ Я ( эйдос ) — форма постижения мира в мысли.

Индукция — метод познания, связанный с обобщением наблюдений и экспериментов.

ИНТУИТИВИЗМ — философско-методологическая установка, признающая « последним основанием» бытия и познания непосредственное «живое» отношение человека и мира, которое преодолевает расчленение реальности на субъект и объект.

ИСТИНА — универсалия культуры субъект-объектного ряда, содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления — с другой.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (лат. imperative — повелительный ) -. Это означает, что Я всегда должен поступать только так, чтобы Я также мог желать превращения моей максимы (т.е. моего личного принципа) во всеобщий закон.

Категория – высший род бытия.

КАТЕГОРИЯ (греч. Kategoria — высказывание, обвинение; признак) — предельно общее понятие. Образуется как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов их особенных признаков. Для него уже не существует более общего, родового понятия, и, вместе с тем, он обладает минимальным содержанием, т.е. фиксирует минимум признаков охватываемых предметов.

Качеству Аристотель приписывал четыре возможных контекста: наличие либо отсутствие врожденных, исходных способностей и характеристик; наличие как преходящих, так и стабильных свойств; свойства и состояния, присущие вещи и явлению в процессе их существования; внешний облик вещи либо явления.

Количеству — Аристотель приписывал ипостаси «множества» и «величины» в русле главной, с его точки зрения, мыслительной функции данной категории: выяснения «равенства» либо «неравенства».

КОСМОС (лат. mundus ) — упорядоченность закономерность мира в целом, целостность первоначала всего.

КОСМОЦЕНТРИЗМ – стремление понять сущность природы, космоса в целом.

КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. creatio, род. п. creationis — творение) —у чения о сотворении Богом мира из ничего.

Логос (закон ) – понятие античной философии и христианского богословия, где оно обозначает разумный принцип, управляющий миром, и Бога-Сына, второе лицо Троицы.

МАКРОКОСМОС (от греческого большой порядок) — это вселенная, мир в целом в отличие от микрокосмоса .

МАТЕРИАЛИЗМ — фи лософское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем.

МЕТАФИЗИКА — философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия.

МЕТОД сознательный способ достижения какого-либо результата, осуществления определенной деятельности, решения некоторых задач.

МИКРОКОСМОС — это составная часть мира (от греческого малая вселенная) .

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов, представлений, принципов, определений, самое общее видение мира, место в нем человека и программу поведения действия в нем людей.

Мировой ду х — единая внутренняя природа мира, мыслимая как живое существо, обладающее стремлениями, представлениями и чувствами.

МЫШЛЕНИЕ — процессуальность функционирования сознания (познавательную деятельность) — традиционный предмет философствования, присутствующий в его структуре с момента возникновения философии как таковой.

НАУКА — вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, обоснованных знаний о мире.

НЕОТОМИЗМ — являясь видом томизма, унаследовал все черты рода (гносеологический дуализм, иерархичность мира, креационизм, свобода воли, теодицея, провиденциализм и др.), присовокупив к ним идеи, заимствованные в экзистенциализме, структурализме, феноменологии, герменевтике (ср. с диалектической теологией как типологическим аналогом в эволюции протестантизма).

Ноумен — сфера, выходящей за пределы чувственного опыта.

ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА теория — социально-философская концепция, трактующая гражданское общество (в противоположность естественно-природному состоянию человека) как результат сознательного акта конвенции относительно таких социальных феноменов, как закон (и право в целом) и государство (властные отношения в целом).

Общественное бытие- это материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие вместе со становлением человеч . общества и существующие независимо от обществ . с ознания.

Общественное сознание- духовная сторона историч . процесса — представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определ . внутр . структурой, включающей различные уровни и формы сознания ( мораль , религия , искусство , философия , наука ).

Общ-экономическая формация (определение и строение)- «. общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером» -э то исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства материальных благ.

Объект — то, что находится в зависимости от С. и лишено самостоятельной сущности.

ОНТОЛОГИЯ – учение о бытие , раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Опредмечивание — это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нём, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или «человеческим предметом»

ПАНТЕИЗМ ( pav — все и theos — Бог) — религиозно-философская доктрина, согласно которой Бог имманентен миру, Бог и мир суть одно.

Патристика – теологические и философические доктрины христианских мыслителей «отцов церкви» в поздней античности и раннего средневековья.

Патристик а — Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения

Практик а — человеческая деятельность, мышление

ПРИРОДАвсе сущее, весь Мир как бесконечное многообразие его конкретных проявлений.

Просвещение — культурно-идеологическое и философское движение общественной мысли, связанное с эпохой утверждения капиталистических отношений.

Распредмечивание — это процесс, в котором свойства, сущность, «логика предмета» становятся достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содержанием.

РАЦИОНАЛИЗМ— фи лософско-мировоззренческая установка, согласно которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума.

Революци я — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии природы , общества или познания , сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.

Редукциониз м — методологическая установка, которая заключается в сведении сложного к простому, целого к свойствам частей ( меристический или демокритовский Р.) и частей к специфике целого ( холистический или платонический Р.).

РЕЛИГИЯ — мировосприятие, свод моральных норм и тип поведения, которые обусловлены верой в существование «иного», сверхъестественного мира и существ разумно сотворивших и творящих все материальные и духовные формы бытия, а также совокупность ритуалов и магических действий, обеспечивающих связь человека с потусторонними силами, и соответствующие (церковные) организации и объединения верующих.

РЕФЛЕКСИЯ — понятие философского дискурса , характеризующее форму теоретической деятельности человека, которая направлена на осмысление своих собственных действий, культуры и ее оснований; деятельность самопознания, раскрывающая специфику душевно-духовного мира человека.

СИНТЕЗ — соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания .

Способ производств а — в историческом материализме: этап исторического развития, характеризующийся определённым образом жизни на основе определённых технологий.

СУБСТАНЦИЯ – самобытное бытие, существующее в себе самом и ни в чес ином, поэтому данная категория не может выступать в суждении как его предикат или атрибут, но только как субъект.

Субъект — носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности О.

СУЩНОСТЬ ( haecceitas — этовость и quidditas — чтойность ) — совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего;

Схоластика – п редставляет собой теологическую систему, в которой главный вопрос – вопрос существования универсала, т. е. общих понятий получивших свое выражение в споре номиналистов и реалистов.

Схоластик а — (греч. schola — ученая беседа, школа и лат. scholaslica — ученый) основная цель- рациональное обоснование и систематическую концептуализацию западно-христианского вероучения.

СЧАСТЬЕ — понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни, общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека.

Теодицея — совокупность религиозно-философских доктрин, призванных оправдать благое управление Вселенной божеством, несмотря на наличие зла в мире. Термин введён Лейбницем в 1710 г .

Теоцентризм – религиозное мировоззрение, в котором Бог понимается как абсолютное, совершенное бытие и наивысшее благо, выступая источником всевозможного бытия и блага.

ТОМИЗМ- учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии, характеризующееся приспособлением аристотелевской философии к требованиям христианского вероучения.

Трансцендентальны й- означающий высший род интеллигибельных объектов, принципиально не представимых в качестве возможного объекта чувственного опыта. Таким образом, не всякий интеллигибельный объект является Т., а только тот, который относится к другим интеллигибельным объектам как к чему-то сенсибельному. Например, Т. может называться Бог

Универсалия – понятие, выражающее нечто общее.

Феномен — явление, постигаемое в чувственном опыте

Философия как наука

ФИЛОСОФИЯ— наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Форма— сущность предмета в плане бытия, в плане познания – понятие о предмете.

Холиз м — идеалистическое учение, рассматривающее мир как результат творческой эволюции, направляемой нематериальным «фактором целостности».

Экзегетика — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты, изъяснение библейских текстов, учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности источников.

ЭМПИРИЗМ— те оретико-познавательная позиция, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.

ЭНТЕЛЕХИЯ ( entelexia ) — действительность и завершенность всякой вещи, прежде всего живого существа, а также то, что приводит вещь из потенциального состояния к действительному существованию и удерживает ее в бытии, т. е. форму или душу.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – уровень рационального познания.

noname430.narod.ru

Фило­софия — это наука о наиболее общих законах развития при­роды, общества и человеческого мышления

СХЕМА №2

СХЕМА №1

Введение

Само слово «философия» возникло на базе двух древнегреческих слов: «любовь» и «мудрость». В буквальном переводе «философия» означает «любовь к мудрости» (или «любомудрие», как называли ее ранее на Руси).

По преданию, первым слова «философия» и «философ» («любящий мудрость») употребил Пифагор. Он говорил, что мудрость присуща только богам, а все, что может человек, — это стремиться к мудрости, любить ее.

Зародилась философия в середине I тыс. до н.э. в трех древних ци­вилизациях: Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, причем произошло это в данных странах независимо друг от друга. Во всех регионах философия возникла на базе мифологии. Попытки рацио­нального осмысления мира и человека привели к формированию сна­чала предфилософии, а затем и самой философии.

В других регионах философия возникла значительно позднее и раз­вивалась на базе философских учений одной из этих трех стран.

В истории философии принято выделять следующие периоды ( смотрим схему)

Данная периодизация возникла на базе европейской истории и не вполне адекватна для Востока.

В период своего зарождения философия включала в себя все науч­ные знания; можно сказать, что она была наукой обо всем. Позднее на­чали формироваться в качестве самостоятельных отдельные научные дисциплины: уже в IV в. до н.э. в Древней Греции как теоретическая дисциплина сформировалась логика, ко II в. до н.э. сформировалась ма­тематика (геометрия Евклида и арифметика), астрономия (с астрологи­ей), позднее — филология и некоторые др. Тем самым начался процесс дифференциации наук: сначала выделения в рамках философии различ­ных дисциплин, а затем выделения их из философии как самостоятель­ных наук. В разные эпохи в разных философских учениях существова­ли различные точки зрения на структуру научного знания. Так, в эпоху эллинизма стоики и эпикурейцы выделяли в философии логику, физику и этику. При этом к логике относили все проблемы теории познания (включая связанные с языком), а к физике — связанные с изучением природы (т.е. астрономические, физические, биологические и т.д.). Эти­ка (наука о человеческом поведении) считалась «ядром» философии, так как должна была указать путь к счастью или к должному поведению.

В средневековой схоластике философия (метафизика) стала пони­маться как наука о высших принципах бытия и его первопричинах, при этом считаясь «служанкой богословия».

В эпоху Возрождения в качестве особой части философии выде­лилась натурфилософия (философия природы), на базе которой в Новое время сформировался комплекс естественных наук (физика, химия, биология и т.д.), не входящих более в область философии. В Новое же время окончательно отделились от философии и гума­нитарные науки (история, лингвистика, искусствоведение и т.д.). Но и после за философией сохранилась роль методологического фунда­мента всех наук.

В XIX—XX вв. в марксизме на базе гегелевской философии сфор­мировалось следующее представление о предмете философии:

Наряду с таким пониманием предмета философии в XX в. в различ­ных философских учениях имеют место и многие другие подходы к решению этого вопроса — в зависимости от того, какая проблематика является центральной в том или ином учении.

Схема № 3. Основные разделы современной философии

Поскольку в философии за ее длительную историю сформировалось большое количество различных уче­ний, то среди них на тех или иных основаниях можно выделить различные группы, школы или течения.Особое место занимает ОНТОЛОГИЯ. В онтологии важнейшими являются две классификации на основании характеристики первоначал бытия: по количеству и качеству.

studopedia.ru

Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления

Последняя бука буква «я»

Ответ на вопрос «Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления «, 9 букв:
философия

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова философия

Лишь сознательное и обдуманное возвращение к данным интуиции

Какая наука уже много веков подряд пытается разгадать секрет бытия

ж. греч. любомудрие, наука о достижении человеком мудрости, о познании истины и добра. Философическое сочиненье. Философский факультет. камень, у алхимиков: мнимое искусство делать золото

Наука о смысле жизни

Наука о бренности бития

Маловразумительные ответы на неразрешимые вопросы

Определение слова философия в словарях

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(греч. philosophía, буквально √ любовь к мудрости, от philéo √ люблю и sophía √ мудрость), форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Научная дисциплина, изучающая наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной науки. разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета. Методологические принципы, лежащие.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир Значение слова в словаре Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
ж. греч. любомудрие, наука о достижении человеком мудрости, о познании истины и добра. Философическое сочиненье. Философский факультет. — камень, у алхимиков: мнимое искусство делать золото.

Примеры употребления слова философия в литературе.

Надо провести корабль методологии и философии науки между Сциллой абсолютизма и Харибдой релятивизма, причем в отличие от Одиссея, современный методолог вряд ли осведомлен, какое из этих двух зол менее опасно!

Камю считал, что исходный пункт его философии остался прежним — это абсурд, ставящий под сомнение все ценности.

Письмо к Ясперсу, проникнутое боевым задором, прежде всего показывает, насколько по нраву пришлась Хайдеггеру роль Геракла, которому предстоит расчистить авгиевы конюшни философии.

Нам не нужна философия кладоискательства в селекции, в агрономии, в зоотехнии, в том числе и в других биологических науках, служащих сельскому хозяйству.

Гемэлиел, ныне очень редко наслаждавшийся беседой со своим старым другом коммодором, вступил не так давно в дружескую компанию, состоящую из цирюльника, аптекаря, адвоката и приходского сборщика акциза, с которыми имел обыкновение проводить вечер у Танли и прислушиваться к их спорам о философии и политике с большим удовольствием и пользой, в то время как его повелительница правила по обыкновению дома, посещала с большою помпою соседей и главной своей заботой почитала воспитание возлюбленного своего сына Гема, который был теперь четырнадцати лет от роду и отличался столь порочным нравом, что, несмотря на влияние и авторитет матери, его не только ненавидели, но и презирали как в стенах, так и за стенами дома.

Источник: библиотека Максима Мошкова

xn--b1algemdcsb.xn--p1ai

Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человека, является основанием для познания предмета каждой науки.

В социальной работе как теоретической деятельности на основе общефилософских принципов научного познания – детерминизма, гносеологического подхода, личностного подхода, отражения, развития, единства сознания и деятельности – складывается система представлений о человеке и окружащей его природной и социальной реальности.

Метатеоретической основой социальной работы выступает многомерно-диалектическое сочетание положений и идей философии общества. В рамках социально-философской проблематики социальной работы рассматриваются позиции взаимодействия и взаимовлияния индивида и общества; смысложизненные основания человека, его место в мире, культуре и истории; социальное, духовное и экологическое состояние планеты; тенденции и перспективы развития цивилизации; защита гуманистических идеалов в современных обществах.

Кроме того, философское знание позволяет формировать мировоззренческую концепцию социальной работы, основанную на осознании человеком своих убеждений, рационально-критическом, рефлексивном мышлении, ощущении актуальности своего времени, нравственном отношении к другим людям, ощущении своей сопричастности к миру и трансцендентности наличному бытию.

Мировоззренческие основы служат интеллектуальным и духовным фундаментом для практической деятельности специалиста, на основе их восприятия социальный работник способен реализовать на практике свои знания и умения, ценности и жизненный опыт, чувства и личные качества.

Психология явилась одной из первых наук, заложивших методологические основания для социальной работы. Психология выполняет относительно социальной работы две взаимосвязанные функции: теоретическую и методологическую. Теоретическая функция состоит в установлении связи между целями и содержанием социальной работы и индивидуальными и коллективными психологическими явлениями и реализуется с помощью специальных психологических теорий – теорий личности, гуманистической психологии, когнитивных теорий и т.д. Методологическая функция выражается в выявлении и использовании психологических закономерностей для исследования социализации личности в изменяющихся условиях жизнедеятельности.

Один из основных в психологическом знании – психодинамический теоретический подход, с начала и до середины XX в. доминировал в разработке концепций социальной работы во всех ее сферах, но, прежде всего, при оказании помощи индивидуальным клиентам. Он был основан на психоанализе З.Фрейда и сосредоточивал свое внимание на принятии предыдущего опыта клиента и ситуации, в которой он находился, на роли его желаний и нежеланий. Основы «работы со случаем» были заложены американским ученым М.Ричмонд, которая ставила во главу угла метод социальной работы, т.е. рассматривала, как специалист воспринимает клиента. Большое внимание в данном подходе уделялось индивидуализации клиента, его внутреннему миру, диагнозу его проблемы и возможности излечения, т.е. решения проблемы путем взаимодействия со специалистом. Важное значение придавалось и изменению социального окружения личности, формированию способности человека пользоваться общественными ресурсами и возможностями. М.Ричмонд выделила четыре метода социальной работы – это понимание индивида, понимание социальной среды, непосредственное действие по взаимному согласию и опосредованное действие через социальную среду. Впоследствии сформировалось основное направление приложения психологических знаний в социальной работе – это развитие потенциала (самоусиление) личности и помощь ей извне в нахождении собственных психологических ресурсов.

Наиболее целостный методологический фундамент для исследований в области социальной работы формирует социология– «генерализирующая», по П.Сорокину, наука об обществе.

Социология предлагает широкий спектр способов изучения объекта, которые в результате позволяют объяснить, понять и изменить отношения в социальной среде. В социальной работе это дает возможность создавать и привлекать различные технологии и методики оказания помощи и поддержки, применять разнообразные подходы к клиенту и т.д.

Социологическая парадигма позволяет развивать, прежде всего, структурную социальную работу – деятельность специалистов в направлении развития системы учреждений социальной сферы. Эта активность разворачивается на макроуровне социальной работы и касается разработки и осуществления оптимальных направлений социальной политики государства и социальной защиты населения. Структурный теоретический подход зародился еще в конце XIX в., он находился под влиянием не только социологии, но и экономики, и политических наук. В основном специалистов интересовали причины социальных дисфункций, поэтому в центр профессиональных взаимоотношений была поставлена фигура социального работника, который наделен социальной ответственностью за оценку и решение проблем клиента в рамках соответствующих структур общества.

Другой социологический подход – как методология, альтернативная психодинамическому подходу – сложился в 30-е гг. XX в. Это был функциональный теоретический подход, связанный с именем американского специалиста В.Робинсон. При этом подходе процесс оказания помощи разворачивается в микросреде и выдвигается как услуга, функция общества. Однако основное внимание уделяется процессу изменений, за реализацию которого отвечает сам клиент. Соответственно, подчеркивается важность использования потенциала личности и социальных и культурных факторов ее развития. Роль специалиста в этом процессе состоит в том, чтобы способствовать саморазвитию клиента, предоставляя ресурсы для его обеспечения. Данный подход остается основным для функционирования служб и агенств социальной работы и в настоящее время.

Знание социологической теории, парадигмальных социологических концепций позволяет совершенствовать социальную работу и на ее микроуровне, в малой социальной группе и в непосредственных взаимодействиях с клиентом. Под парадигмой в науке понимают исследовательскую позицию некоторого научного сообщества в отношении окружающего мира. Так, различные концепции в социальной работе развиваются в русле функционалистской, радикально-структурной, радикально-гуманистической и интерпретативной социологических парадигм. Рассмотрим их подробнее.

Функционалистскаяпарадигма основной задачей деятельности в социальной сфере считает воздействие на клиента и среду его обитания для осуществления успешной адаптации. Этот подход заключается в рациональном объяснении социальных проблем и поиске их практических решений. Придерживаясь такого подхода, социальный работник совместно с клиентом ищет возможности достижения поставленной цели, выявляя факторы его социального окружения и формы взаимодействия с другими людьми. При этом должны быть учтены социальные факторы жизнедеятельности личности; механизмы адаптации человека к среде, возможности самостоятельного приобретения клиентом адаптивных навыков.

Радикально-структурная парадигма ориентирует на развитие социальных способностей клиента как на основную задачу специалиста. Основываясь на данном подходе, в социальной работе реализуют модель деятельности, направленную на область совершения позитивных социальных перемен. Эта модель строится на категориях «наделения полномочиями» и «социальной адво-катуры». Наделение полномочиями акцентирует внимание на субъектности клиента, развитии или восстановлении его потенциала, ответственности человека за осуществление изменений своей жизненной ситуации. Социальный работник здесь выступает, прежде всего, в качестве наставника по приобретению навыков и развитию ресурсов оказания помощи. Социальная адвокатура как понятие указывает на активность специалиста, его умение подключать в случае необходимости властные и иные структуры (например, общественные организации) для защиты прав клиента.

Радикально-гуманистическая парадигма выдвигает задачу изменения социальной позиции клиента. Она связана со стремлением помочь людям на основе развития их самосознания и самопознания, усиления их влияния на окружающий мир. Специалист не навязывает клиенту стратегию решения его проблемы, а дает ему возможность выбрать направление движения из различных альтернатив. В то же время социальный работник, проявляя искреннюю заинтересованность в решении проблемы, использует технологию «активного слушания», эмпатию, сопереживает эмоциям клиента и пытается построить с ним отношения социального партнерства.

Интерпретативая парадигма нацеливает на изменение смысла жизни клиента. Она в большей степени, чем вышеназванные подходы, опирается на феноменологическое знание и обращает внимание специалиста на восприятие клиентом окружающей реальности и символическую интерпретацию его взаимодействий с людьми. Представления о внешнем мире возникают на основе представлений человека о себе, поэтому у него возникает возможность понять причины жизненных трудностей и преодолеть их с помощью социального работника. Особенно важно использование данной методологии при совершенствовании работы в стигматизированных группах (с наркозависимыми, больными алкоголизмом и т.д.), т.к. изменение смысложизненных ориентаций их членов составляет одну из наиболее сложных задач социальной практики.

Эти социологические парадигмы, сложившиеся в США и Западной Европе в конце XIX – cередине XX вв., к началу XXI в. получили значительное развитие. Выявилась тенденция к международной интеграции теоретических подходов. В целом они предлагают специалисту по социальной работе методологию рассмотрения многообразных возможностей оптимизации социальных отношений в сфере социальной защиты человека с точки зрения как объективного (системного), так и субъективного (феноменологического) подходов к познанию мира.

helpiks.org

Смотрите так же:

  • Закон кирхгофа спектральная плотность Закон Кирхгофа Кирхгоф, опираясь на второй закон термодинамики и анализируя условия равновес­ного излучения в изолированной системе тел, установил количественную связь между спектральной плотностью энергетической светимости и спектральной […]
  • Как подать иск на иностранного гражданина Как подать иск на иностранного гражданина Всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов (ст.3 ГПК РФ). Так закон […]
  • Цао это правило одно Цао это правило одно Любая гетерогенная система состоит из отдельных гомогенных, физически или химически различных, механически отделимых друг от друга частей, называемых фазами. Например, насыщенный раствор хлорида натрия с […]
  • Виды уголовно исполнительного наказания Тема 1: Общие положения уголовно-исполнительного права 1.7. Понятие, виды и структура норм уголовно-исполнительного права Норма уголовно-исполнительного права – это общеобязательное, формально определённое правило поведения, направленное […]
  • Комиссия при выплате пенсии ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 04 апреля 2008 Порядок назначения и выплаты пенсий по инвалидности осуществляется в соответствии с […]
  • Проверить штраф гибдд тула Быстрая загрузка: Гиббд Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем. Информация Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут […]

Обсуждение закрыто.