Федеральный закон от 2 мая 2018 года 122-фз

Оглавление:

Изменения в законодательстве в июне 2018 года

Хозяйственная деятельность

1. Внесены поправки в Гражданский кодекс РФ относительно финансовых сделок, банковских вкладов, счетов и расчетов.
Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 212-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
1) Скорректированы правила выплаты процентов по договору займа;
2) Урегулированы отдельные вопросы по исполнению обязательств должником по ранее предоставленному кредиту;
3) Установлен перечень действий, которые обязан совершить финансовый агент, по денежным требованиям, являющимися предметом уступки.
4) Разрешена последующая уступка денежного требования финансовым агентом, при условии, если иное не установлено договором факторинга).
5) Отменена выдача сберегательных сертификатов на предъявителя.
6) Разрешено выдавать сберегательные и депозитные сертификаты с условием о запрете на досрочное получение вклада по требованию и на условиях обездвижения.
7) Урегулированы правила заключения договоров банковского вклада в драгоценных металлах.
8) Введены новые виды договоров — договор банковского счета в драгоценных металлах, публичный депозитный счет (для депонирования денежных средств в предусмотренных законом случаях).
9) Закреплены особенности расчетов поручениями о переводе денежных средств без открытия банковского счета.
10) Установлены положения о переводном (трансферабельном) аккредитиве и условном депонировании (эскроу).
Вступил в силу с 01 июня 2018 года.

2. Изменены правила об исполнении обязательства внесением долга в депозит.
Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 120-ФЗ «О внесении изменений в статью 327 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации».
Изменено правило о том, что соглашением между кредитором и должником может быть предусмотрена обязанность должника исполнить обязательство по передаче денег или ценных бумаг путем внесения долга в депозит нотариуса.
Теперь предусматривается, что в случае передачи нотариусу на депонирование движимых вещей (включая наличные деньги, документарные ценные бумаги и документы), безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг к таким отношениям применяются правила о договоре условного депонирования (эскроу) при условии совместного заявления кредитора и должника.
Вступил в силу с 01 июня 2018 года.

3. Зарубежные компании, которые контролируются российскими гражданами и организациями, исключены из понятия иностранных инвесторов.
Федеральный закон от 31 мая 2018 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения понятия «иностранный инвестор».
К иностранным инвесторам больше не относятся:
— физические лица, которые наряду с зарубежным гражданством / подданством, имеют российское гражданство;
— иностранные юридические лица и иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, которые контролируются российскими гражданами или организациями.
Данные изменения не распространяются на Закон об иностранных инвестициях в стратегические хозяйственные общества.
Вступил в силу с 12 июня 2018 года.

4. Российские фармкомпании смогут выпускать препараты других производителей.
Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств».
Допускается регистрация лекарственных препаратов с одинаковым МНН, но с различными торговыми наименованиями, произведенные на одной производственной площадке.
Иностранные производители лекарственных средств при отсутствии у них заключения уполномоченного органа о соответствии требованиям правил надлежащей производственной практики могут представлять в составе регистрационного досье при регистрации препарата или комплекта документов при подтверждении регистрации либо внесении изменений в досье копию решения уполномоченного органа о проведении инспектирования иностранного производителя.
Закреплена возможность приостановления применения лекарственных препаратов в случае наличия у уполномоченного органа сведений о несоответствии производителя лекарственных средств требованиям правил надлежащей производственной практики и (или) нарушениях лицензионных требований, выявленных в ходе инспектирования производителя или лицензионного контроля, которые привели или могут привести к выпуску вредных для жизни и здоровья препаратов.
Вступил в силу с 15 июня 2018 года.

Информация и информационные технологии

1. При выдаче SIM-карт будут проверяться данные абонентов.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи».
Предусмотрен запрет на заключение договоров об оказании услуг связи в нестационарных торговых объектах, за исключением договоров, заключаемых через Интернет с использованием электронной подписи.
Юридические лица или индивидуальные предприниматели, как абоненты, обязаны предоставить оператору сведения о пользователях услугами связи, за исключением договоров по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Для операторов устанавливается обязанность по проверке достоверности сведений об абонентах-физических лицах, а также о пользователях. Для этого оператор связи имеет доступ к единой системе идентификации и аутентификации, единому порталу госуслуг, иным информационным системам госорганов. Если по результатам проверки достоверность сведений не подтвердится, оператор связи приостанавливает оказание услуг.
Оператор обязан прекратить оказание услуг связи при поступлении предписания Роскомнадзора, сформированного по результатам контрольных мероприятий.
Оплата услуг связи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производится только в безналичной форме через банки. Эти ограничения не коснутся услуг, оказываемых пользователям, сведения о которых переданы абонентами оператору связи.
Вступил в силу с 01 июня 2018 года.

2. Предусмотрено распространение механизмов концессии и государственно-частного партнерства (ГЧП) на сферу IТ-технологий.
Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 173-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Определены следующие объекты концессионных соглашений и соглашений о ГЧП:
— программы для ЭВМ,
— базы данных,
— центры обработки данных,
— информационные системы,
— технические средства обеспечения функционирования объектов IT.
Это дает возможность государству использовать частные инвестиции при реализации своих полномочий по информатизации, а инвестору – использовать созданные системы.
Концессионером или частным партнером не могут быть иностранные инвесторы, а также российские юридические лица, решения которых прямо или косвенно могут определять иностранные физические лица, организации, государства, их органы.
Вступил в силу с 29 июня 2018 года.

Международные отношения

Приняты меры на антироссийские санкции США и других государств.
Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств».
Под меры воздействия / противодействия подпадают:
— организации, находящиеся под юрисдикцией недружественных стран,
компании, которыми прямо или косвенно владеют (имеют участие более 25% в капитале) организации из недружественных стран,
— иностранные должностные лица и граждане, если они имеют отношение к совершению недружественных действий в отношении России.
Контрсанкции не применяются в отношении ввоза жизненно необходимых товаров, аналоги которых не производятся в России, а также в отношении товаров, ввозимых в страну для личного пользования.
Предусмотрен открытый перечень возможных мер воздействия / противодействия. К таким мерам относятся:
— прекращение или приостановление международного сотрудничества в отраслях, которые определит Президент РФ;
— запрет или ограничение на ввоз в Россию и вывоз из страны продукции и сырья, перечни которых установит Правительство РФ;
запрет или ограничение на участие в приватизации государственного или муниципального имущества.
Президент РФ может принять решение о применении аналогичных мер, если недружественные иностранные государства введут национальный режим в отношении российских товаров, работ, услуг и / или установят изъятия из него.
Вступил в силу с 04 июня 2018 года.

Социальная сфера

1. Расширены возможности использования материнского капитала на улучшение жилищных условий.
Постановление Правительства РФ от 31 мая 2018 г. N 631 «О внесении изменения в пункт 3 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий».
Средства материнского капитала можно направить на погашение основного долга и процентов по кредиту, в том числе ипотечному, выданному для погашения ранее предоставленного кредита (займа) на приобретение или строительство жилья в любое в время, в том числе, если обязательства возникли до получения права на материнский капитал.
Вступило в силу с 13 июня 2018 года.

2. Расширен перечень дополнительной информации, которую следует указать при выдаче кредита / займа.
Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 378-ФЗ «О внесении изменений в статью 9.1 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)».
При размещении информации о кредите / займе, кредитор в местах оказания услуг (в том числе, в Интернете) размещает также следующую информацию:
— дата начала исчисления процентов или порядок ее определения;
— информация о повышенных рисках заемщиков, получающих доходы в валюте, отличной от валюты кредита / займа;
— полная стоимость кредита / займа, которая определяется в процентах годовых и в денежном выражении.
В расчет полной стоимости кредита / займа, обеспеченного ипотекой, включается сумма страховой премии, выплачиваемой по договору страхования предмета залога. Указывается примерный размер среднемесячного платежа заемщика рядом с информацией о полной стоимости такого кредита / займа.
Вступил в силу с 24 июня 2018 года.

lexalliance.ru

Комментарий к Федеральному закону от 02.05.2015 N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (Акиньшин М.В.)

Дата размещения статьи: 14.12.2015

Внесены изменения в законодательные акты, связанные с действием профессиональных стандартов. Напомним, что профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Новая добавленная в Трудовой кодекс РФ ст. 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов» вносит ясность по поводу установления работодателем требований к квалификации работников. А именно: если требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установлены каким-либо нормативным правовым актом РФ, то данные требования профессионального стандарта обязательны для исполнения всеми работодателями. Другими словами, работодатель обязан предъявлять требования к образованию (уровень, специализация) или к опыту работу в строгом соответствии с соответствующей частью утвержденного профессионального стандарта.
В том случае, когда профессиональный стандарт не содержит требований к квалификации, работодатель имеет право утвердить свои требования, исходя из особенностей трудового процесса в организации. В данном случае профессиональный стандарт применяется работодателем в качестве основы. То есть если стандарт не содержит требования к опыту работы, то работодатель вправе сам установить критерий профессионального опыта при приеме на работу или выявлении соответствия работника занимаемой должности.
Таким образом, несмотря на то что Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ вступает в силу с 1 января 2016 г., работники всех организаций, в том числе и коммерческих, должны соответствовать требованиям принятых профессиональных стандартов. Однако многие профессиональные стандарты не содержат специальных требований, что позволяет работодателю самому устанавливать требования. Тем не менее работодатель должен своевременно разработать планы обучения и переподготовки кадров.
Конкретизирован уровень соответствия обучающих программ и профессиональных стандартов. А именно: освоение профессиональных компетенций по итогам проведенного обучения осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии). Конкретная же программа профессионального обучения разрабатывается и утверждается на основе профессиональных стандартов (при наличии), в том числе утверждается и продолжительность обучения.
Систематизация профессиональных стандартов позволит унифицировать те отрасли или отдельные виды профессиональной деятельности, которые имеют большее распространение (например, бухгалтер или специалист в области охраны труда).

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Законы, вступающие в силу 12 июня

Федеральный закон от 31 мая 2018 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения понятия «иностранный инвестор»

Изменениями, внесенными в действующее законодательство, уточняется понятие «иностранный инвестор».

Так, под это понятие теперь не подпадают иностранные организации, которые находятся под контролем российских частных и юридических лиц, а также иностранцы, имеющие гражданство РФ.

Кроме того, скорректированы определения понятий «иностранная инвестиция» и «контролируемое лицо».

Также внесены изменения в условия, при которых компания, имеющая стратегическое значение, считается находящейся под контролем иностранных инвесторов.

Принятие этого Федерального закона должно способствовать предотвращению оттока капитала из России.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2018 года № 619 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. № 294»

Расширен перечень российских регионов, которые участвуют в пилотном проекте по прямым страховым выплатам.

С 1 июля 2018 года в него войдут: республики Кабардино-Балкария, Карелия, Северная Осетия — Алания, Тыва, Костромская и Курская области.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2018 года № 629 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2017 г. № 1426»

Автобусы иностранных перевозчиков получили возможность бесплатно получить и установить оборудование спутниковой навигации на базе ГЛОНАСС, необходимое для въезда в города-организаторы Чемпионата мира по футболу-2018.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2018 года № 637 «О внесении изменений в Правила размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах»

Скорректированы Правила размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах.

Установлено, что размещать эти средства могут кредитные организации, имеющие собственный капитал в размере не менее 100 миллиардов рублей и находящиеся под прямым или косвенным контролем Центробанка. Также банк должен иметь рейтинг не ниже уровня «A-(RU)» по национальной рейтинговой шкале для РФ Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) и не ниже уровня «ruA-» по национальной рейтинговой шкале рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»).

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен

Интересное за неделю

Популярно в соцсетях

«Парламентская газета» — официальное еженедельное издание Федерального Собрания РФ. Издается с 1997 года. Учредители газеты — Государственная Дума и Совет Федерации РФ. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. «Парламентская газета» имеет пункты печати и представительства в десяти субъектах федерации. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах ГТК «Россия», «Аэрофлот», а также региональных авиакомпаний.

Сайт «Парламентской газеты» — это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.ru обязательна.

В рубрике «Деловая экспертиза» могут публиковаться материалы на правах рекламы

www.pnp.ru

С 1 мая 2018 г. МРОТ составляет 11 163 рублей.

C 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) достигнет 11 163 руб. и сравняется с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2017 года.

См. Федеральный закон от 7 марта 2018 г. № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».

C 1 января 2018 года в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 № 421-ФЗ (действует до 01.05.2018) минимальный МРОТ составляет 9 489 руб. (85% от величины прожиточного минимума).

См. Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с изменениями от 07.03.2018 № 41-ФЗ.

О минимальном размере оплаты труда

Федеральный закон от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»

19 июня 2000 года № 82-ФЗ
Принят Государственной Думой 02.06.2000
Одобрен Советом Федерации 97.02.2000

В ред.: 29.04.2002 № 42-ФЗ, 26.11.2002 № 152-ФЗ, 01.10.2003 № 127-ФЗ, 22.08.2004 122-ФЗ, 29.12.2004 № 198-ФЗ, от 20.04.2007 54-ФЗ, 24.06.2008 № 91-ФЗ, 24.07.2009 213-ФЗ, 01.06.2011 № 106-ФЗ, 03.12.2012 232-ФЗ, 02.12.2013 № 336-ФЗ, 01.12.2014 408-ФЗ, 14.12.2015 № 376-ФЗ, 19.12.2016 № 460-ФЗ, 28.12.2017 № 421-ФЗ, 07.03.1018 № 41-ФЗ

Текст документа cоответствует публикации на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru

Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц.

(в ред. Федерального закона 07.03.2018 № 41-ФЗ)

Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.

(статья 1 в ред. Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 421-ФЗ)

Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный «статьей 1» настоящего Федерального закона, вводится:

организациями, финансируемыми из бюджетных источников, — за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ)

другими организациями — за счет собственных средств.

Часть вторая утратила силу. — Федеральный «закон» от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Часть третья утратила силу с 1 сентября 2007 года. — Федеральный «закон» от 20.04.2007 № 54-ФЗ.

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 «N 54-ФЗ», от 24.07.2009 «N 213-ФЗ»)

Статья 4. Установить, что до «внесения изменений» в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 6. Внести в пункт 2 «статьи 12» Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:

«абзац второй» исключить;

«абзац третий» изложить в следующей редакции:

«Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.».

Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный «закон» от 9 января 1997 года № 6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).

Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 9. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2000 года.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

С 1 мая 2018 года МРОТ установлен в сумме 11 163 руб.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» принят Государственной Думой 16 февраля 2018 года одобрен Советом Федерации 28 февраля 2018 года.

Законом внесены изменения в часть первую статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». В результате, — с 1 мая 2018 года МРОТ равен прожиточному минимуму трудоспособного населения: 11 163 рублей в месяц.

Документ опубликован 12 марта 2018 г. Действует с 1 мая 2018 г.

Внести в часть первую статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 26, ст. 2729; 2002, № 18, ст. 1722; 2003, № 40, ст. 3818; 2005, № 1, ст. 24; 2007, № 17, ст. 1930; 2008, № 26, ст. 3010; 2011, № 23, ст. 3246; 2012, № 50, ст. 6955; 2013, № 49, ст. 6337; 2014, № 49, ст. 6917; 2015, № 51, ст. 7247; 2016, № 23, ст. 3288; № 52, ст. 7509; 2018, № 1, ст. 5) изменение, изложив ее в следующей редакции:

«Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц.».

2 Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 мая 2018 года.

www.ib.ru

Путин лишил льгот инвесторов с двойным гражданством

Из понятия «иностранный инвестор» президент исключил иностранных граждан, которые имеют российское гражданство. Также поправки исключают случаи, когда иностранными инвесторами признавались зарубежные организации, в которых конечными бенефициарами являются россияне.

Эти изменения в конечном итоге направлены на то, чтобы российские инвесторы, у которых есть гражданство какой-либо другой страны, не смогли пользоваться льготами, положенными для иностранных инвесторов.

С текстом Федерального закона от 31 мая 2018 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения понятия «иностранный инвестор» можно ознакомиться здесь.

Ни ГПК, ни АПК не содержат однозначного разъяснения, как действовать суду, если ответчик до вынесения решения устранил спорную ситуацию. Поэтому возможны следующие варианты, многие из которых прямо противоречат друг другу, хотя на практике встречаются одинаково часто:

истец отказывается от иска, и суд прекращает производство по делу (№ Ф04-2136/2018);ответчик признает иск, и суд удовлетворяет его. «При этом указывает, что решение суда не приводится в исполнение в связи с фактическим исполнением – как в делах № 33-22581/2017, № 33-5259/2017, № 33-50399/2016, № 33-47715/2017», – сообщила адвокат КА города Москвы «Барщевский и Партнеры» Елена Михалевич;стороны заключают мировое соглашение, и суд прекращает производство по делу;стороны не делают никаких заявлений, а суд отказывает истцу в иске. «Ведь у истца к этому времени уже нет права на иск в материальном смысле, т. е. на его удовлетворение», – объяснил руководитель проектов Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья» Кирилл Данилов. «Чтобы исполнение должника послужило основанием для полного отказа от удовлетворения исковых требований, оно должно быть исчерпывающим. Когда заявлены требования о взыскании задолженности и неустойки и во время судебного процесса должник добровольно погашает истцу сумму основного долга, суд может отказать в удовлетворении иска в части основных требований, но не в части взыскания неустойки», – говорит юрист Saveliev, Batanov & Partners Максим Белозеров. Например, после подачи иска, но до вынесения решения ответчик оплатил сумму долга и Арбитражный суд Краснодарского края отказал истцу в удовлетворении его требований в этой части, но взыскал с него проценты (№ А32-23336/2013). Аналогичных примеров множество (№ Ф07-10510/2017, № А71-7751/2016, № 2-1283/2015, № С01-611/2017, № 07АП-283/2018, № 33-48476/2016, № Ф05-4966/13, № Ф06-18845/2017, № А40-63155/12-16-593). Однако Верховный суд по делу о страховом возмещении пришел к следующему выводу: «Отказ в иске может иметь место лишь в случае признания исковых требований незаконными или необоснованными» (№ 78-КГ14-28).

«Бывает, стороны не делают никаких заявлений, а суд прекращает производство в связи с добровольным удовлетворением требований истца. Однако такой подход является ошибочным, поскольку противоречит ст. 220 ГПК и ст. 150 АПК, в которых установлен закрытый перечень оснований для прекращения производства. Удовлетворение ответчиком исковых требований в ходе судебного процесса к таким основаниям не относится», – отметил старший юрист АБ «Андрей Городисский и Партнеры» Дмитрий Якушев. Действительно, ни гл. 17–18 АПК, ни гл. 18–19 ГПК не содержат полномочия суда по прекращению производства в случае устранения ответчиком спорной ситуации. Следовательно, суд обязан рассмотреть дело по существу.

Распределение судрасходов в каждом вариантеЕсли истец отказывается от иска и суд прекращает производство по делу, судебные расходы взыскиваются с ответчика (ч. 1 ст. 101 ГПК; ст. 110 АПК; п. 26 постановления Пленума ВС от 21.01.2016 № 1; п. 8 постановления Пленума ВАС от 20 марта 1997 г. № 6; п. 13 Информационного письма Президиума ВАС от 5 декабря 2007 г. № 121). Судебная практика это подтверждает (№ 01АП-5107/17, № 33-1201/2018, № А73-18312/2016, № А33-26425/2016). «Однако истец должен представить суду обоснование того, что отказ от иска вызван действиями ответчика по добровольному удовлетворению исковых требований. Если истец просто передумал судиться, тогда ответчик, наоборот, может сам претендовать на взыскание с истца судебных расходов», – сообщил Белозеров. «И добровольное устранение нарушения должно быть обусловлено подачей иска в суд. В ином случае судебные расходы взысканию не подлежат – как в деле № Ф05-4278/18», – заявил партнер практики по разрешению споров Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Иван Веселов. При этом госпошлина не возвращается из бюджета, а тоже взыскивается с ответчика (абз. 2 п. 11 постановления Пленума ВАС от 11 июля 2014 г. № 46; абз. 3 подп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК). Практика ВС это подтверждает (№ 306-ЭС14-7423, № 302-КГ18-304).Если ответчик признает иск и суд удовлетворит его, истец формально выигрывает спор – а значит, он вправе возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы (ч. 1 ст. 98 ГПК; ч. 1 ст. 110 АПК).Когда стороны заключают мировое соглашение, они сами договариваются о распределении судебных расходов (ч. 2 ст. 101 ГПК; ч. 3 ст. 140 АПК).Если стороны не делают никаких заявлений, а суд отказывает истцу в иске, вернуть судебные расходы у истца не получится. «Он не будет считаться стороной, в пользу которой было вынесено судебное решение. А значит, согласно принципу домино, ему также откажут в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов», – сообщил юрист АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Александр Свашенко.

Если вычеты в налоговом периоде оказались больше самой суммы налога – разницу возмещает государство. С необходимостью подтвердить вычет по НДС и получить возмещение может столкнуться любая компания или предприниматель, которые являются его плательщиками. Тех, кто хочет вернуть средства из бюджета, ждет повышенное внимание налоговой службы и более тщательная налоговая проверка. Поэтому учет обычно стремятся организовать так, чтобы всегда платить налог, а не возвращать его. Если в определенном периоде организация получила право на возмещение, она обычно переносит часть вычетов на другой налоговый период, объясняет гендиректор национальной юркомпании «Митра» Юрий Мирзоев. Но это возможно не всегда. Например, исключениями являются те компании, у которых НДС в каждом периоде получается к возмещению, говорит Мирзоев. В особой зоне риска находятся импортеры и экспортеры, строительные, транспортные и другие компании с долгим циклом производства, перечисляет старший партнер юркомпании «Варшавский и партнеры» Владлена Варшавская.

НДС – сложный и противоречивый налог. И законность вычетов здесь один из главных вопросов, утверждает советник юрфирмы «ЮСТ» Игорь Пастухов. Но ситуация другая, чем была 5–10 лет назад. Если тогда споры о возврате НДС были массовыми и налогоплательщики чаще всего выигрывали, то сейчас наоборот. Изменилась политика налоговой, которая, с одной стороны, сосредоточилась на самых крупных и важных делах, с другой – готова слушать налогоплательщика и идти навстречу без суда (подробнее см. «Исследование «Право.ru»: ФНС стала судиться в четыре раза меньше»). Если брать общее число налоговых споров, в 2009 году налоговики выигрывали 32% дел, а сейчас – порядка 80%.

Ведомство пользуется системой АСК-НДС, которая автоматически сопоставляет данные из счетов-фактур контрагентов. Это позволяет выявлять несовпадения и преступные схемы. Ужесточились правила регистрации юрлиц, и число фирм-однодневок упало до исторического минимума в 7%.

Реальность операций или формальные недостатки

Государство заинтересовано собирать налоги, а не возвращать деньги из бюджета. Получить вычет никогда не было легким делом, а сейчас это еще сложнее из-за более тщательных проверок, делится Пастухов. По его наблюдениям, много отказов связано с дефектами оформления – например, нет расшифровки подписи, неправильно указан ИНН контрагентов, их руководители на опросе не подтвердили налоговикам, что подписывали эти счета-фактуры. В то же время число формальных отказов постепенно уменьшается.

Практика идет по другому пути: реальность операций важнее формальных недочетов. Об этом говорит новая ст. 54.1 НК, которая действует с августа 2017 года. Согласно этой норме, право уменьшить сумму налога зависит от того, исполнил ли свое обязательство контрагент налогоплательщика. «Важно заранее подумать, могут ли вашего контрагента обвинить о том, что у него нет ресурсов для исполнения договора», – объясняет старший консультант налоговой практики O2 Consulting Евгений Панкратов. По его словам, новые правила должны снять пласт формальных претензий. Если документы подписаны неустановленным или неуполномоченным лицом – само по себе это не является основанием отказать в уменьшении НДС к уплате, уверен юрист.

Но иногда доказать реальность операции недостаточно. Надо обосновать, что ее совершил именно тот контрагент, который указан в документах. Если это не удастся – то получить вычет по НДС не получится, хотя суды признают такие затраты для целей исчисления налога на прибыль, делится Пастухов. По его словам, такая практика сложилась в последнее время.

А по сведениям Савсериса из «Пепеляев Групп», отказывают чаще всего тогда, когда НДС не уплачен кем-то в цепочке поставок. Это может быть контрагент первого или последующих звеньев. Как рассказывает Савсерис, налоговики стремятся доказать не только этот факт, но и другие обстоятельства:

налогоплательщик не проявил должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагента;или он имеет отношение к компаниям, которые не уплатили НДС;у сделок нет деловой цели.От налоговых нарушений к уголовным

Учитывая огромную «теневую экономику», большинство компаний когда-либо прибегало к различным незаконным методам возмещения НДС, делится «субъективной оценкой» Пастухов. Преступных схем очень много, но большинство известно налоговым органам, говорит Савсерис. В частности, в цепочку купли-продажи товаров могут встраиваться фирмы-однодневки, которые не платят НДС. По наблюдениям Савсериса, неуплата НДС часто встречается в строительной и рекламной сферах. Участники рынка обычно объясняют ее высокой долей расходов наличными – чтобы оплатить работу исполнителей-физлиц. Для этого в цепочку поставщиков вставляют «обнальные» фирмы-однодневки, которые выставляют счета с НДС, поясняет Савсерис.

По его словам, незаконные схемы мешают добросовестным налогоплательщикам. Ведь любой из них может оказаться в конце цепочки по хищению НДС. И если у поставщика нет средств на уплату налога – инспекция сможет доначислить его добросовестному налогоплательщику. «К сожалению, суд может признать такое взыскание НДС законным, даже если налогоплательщик не имел никакого отношения к налоговой экономии», – рассказывает Савсерис.

Пастухов предупреждает, что использовать незаконные схемы стало опаснее, ведь налоговики научились собирать доказательства фиктивности операций и активнее сотрудничают с полицией. Незаконные вычеты при возврате НДС означают риск привлечения к ответственности не по ст. 199 УК (уклонение от уплаты налогов), а по ст. 159 УК (мошенничество). Дело по мошеннической статье, в отличие от 199 УК, нельзя прекратить после выплаты долгов в бюджет.

Идти ли в суд и как готовиться

Если организация заявляет вычет НДС, выставленный компанией, которая его не уплатила (фирмой-однодневкой), то шансов выиграть в суде практически нет, говорит Савсерис. Дело в том, что придется доказывать должную осмотрительность при выборе контрагента. Сейчас для этого уже недостаточно формального набора документов о регистрации контрагента и т. п. По сути, нужно будет доказать реальные отношения с поставщиком, объясняет Савсерис: показать, что были деловые контакты с конкретными людьми, велась переписка, переговоры, согласовывалась текущая работа. По словам Пастухова, быть осмотрительным – означает посещать офис контрагента, его производственные объекты и склады, встречаться с его руководителями, собирать информацию и отзывы о его работе, проверять базы судебных актов.

А если добросовестная компания стала «жертвой» поставщика, который сам привлекал фирмы-однодневки для незаконной налоговой экономии, Савсерис советует ей обращаться в суд. Там надо доказывать, что компания непричастна к необоснованной налоговой выгоде. Например, в деле № А40-222736/2016 это удалось «Агрофирме «Элита». ФНС не смогла доказать, что эта компания причастна к махинациям своего поставщика и его аффилированных лиц. Перед тем как идти в суд, надо оценить перспективы по каждому эпизоду. Если истек трехлетний срок, в течение которого можно было воспользоваться вычетом, суд откажет налогоплательщику в удовлетворении заявления, приводит пример Варшавская.

Если налоговый орган подтвердит «подозрительность» определенных операций, компания должна доказать осмотрительность при выборе контрагента и достоверность обстоятельств, дающих право на льготу, приводит пример Пастухов.

Как уменьшить НДС правильно

Чтобы получить вычет по НДС, бумаги нужно правильно оформить. Надо следить, чтобы реквизиты были указаны верно, проверять доверенности у подписантов и следить за достоверностью подписей. Счет-фактуры должны быть завизированы только лично. Факсимиле не допускается, даже если стороны условились об этом в договоре. «Суды считают, что оформление счет-фактур – это сфера публичных, а не частных интересов», – поясняет Пастухов. Чтобы избежать проблем с возвратом суммы налога, Варшавская рекомендует вести раздельный учет НДС по операциям, а порядок учета закрепить в учетной политике. У компании не должно быть долгов по налогам и сборам, а приобретенные товары надо обязательно использовать в налогооблагаемой деятельности. Не лишне проверять контрагентов второго и третьего звеньев. А во время камеральной налоговой проверки инспекторы могут допросить свидетелей, проверить производство и склады, предупреждает Варшавская.

Она советует заранее подготовить пояснения по таким вопросам:

Почему суммы НДС к возмещению из бюджета больше, чем суммы к уплате?Почему сумма заявлена в текущем налоговом периоде, хотя это можно сделать в течение трех лет?Из чего складывается себестоимость товара, изготовления продукции?

Кроме корректного оформления операций, надо следить, чтобы все отношения с поставщиками были реальны, а договор заключался именно с той фирмой, от имени которой действуют менеджеры продавца, советует Савсерис. Стоит сохранять всю электронную переписку. По словам Савсериса, стоит насторожиться, если менеджеры поставщика ведут переписку с бесплатных почтовых сервисов, вам предлагают заключить договор с «операционной компанией», а руководитель избегает встречи или выглядит как подставное лицо. Чтобы не получить отказ в вычете НДС, потому что его не уплатил в бюджет поставщик, нужно контролировать менеджеров по закупкам и документировать все этапы взаимодействия с поставщиками, говорит Савсерис. «Ну и конечно, не стоит ввязываться в сомнительные схемы по хищению НДС», – прибавляет он.

pravo.ru

Смотрите так же:

  • Законы ману даты Законы ману даты Законы Ману — древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также "закон ариев" или "кодекс чести ариев". Манавадхармашастра — одна из двадцати […]
  • Православие основные законы 10 Заповедей Закона Божьего. Толкование Заповедей. Грехи против 10 Заповедей 1. Аз есмь Господь Бог Твой: да не будут Тебе бози инии, разве Мене. 2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и […]
  • Трейлерные суда Трейлерные и контейнерные суда По данным отечественных и иностранных источников в книге обобщены и систематизированы сведения о конструктивных особенностях и оборудовании трейлерных и контейнерных судов и их экономической эффективности. […]
  • Как оформить замену рамы Сообщества › Грузовики и Автобусы › Блог › Замена рамы и кабины. Всем доброго дня. Правда ли то, что сейчас нельзя менять раму и кабину у грузового автомобиля?всем заранее спасибо за ответ. Комментарии 44 Заменил кабину на КамАЗе 5320, […]
  • Пособие арбузкина Запись на стене Вы этого ждали) Вторая часть обществознания! Право:1. Арбузкин А.М. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы. - М.: Зерцало-М, 2011.2. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников […]
  • Пособие по танцам Обсуждения БЕСПЛАТНО книги по хореографии. Электронная библиотека. 232 сообщения Друзья, в этом разделе вы можете скачать и прочитать книги по хореографии БЕСПЛАТНО! Заказать книги по хореографии в печатном виде очень просто, следуйте по […]

Обсуждение закрыто.