Две палаты конституционного суда

Две палаты конституционного суда

Н.В.Витрук | Г.А.Гаджиев | Л.М.Жаркова (с июня 1997) | А.Л.Кононов | Т.Г.Морщакова | Ю.Д.Рудкин | Н.В.Селезнев | О.И.Тиунов | Б.С.Эбзеев | В.Г.Ярославцев ________________________________ С 20 февраля 1995 по 12 марта 1997 в первой палате КС состоял М.В.Баглай
ВТОРАЯ ПАЛАТА

Э.М.Аметистов | М.В.Баглай (14-20 февраля 1995, с 12 марта 1997) | Н.Т.Ведерников | Ю.М.Данилов | В.Д.Зорькин | В.О.Лучин | В.И.Олейник | В.Г.Стрекозов | О.С.Хохрякова ________________________________ С 14 февраля 1995 по 11 июня 1997 во II палате состоял В.А.Туманов Палаты КС состоят из 10 и 9 судей, комплектуются по жребию и полностью равноправны, так что аналогия с верхней и нижней палатами парламента здесь неуместна. Председатель КС и его заместитель не могут входить в состав одной и той же палаты. При открытии вакансий в палатах жеребьевка не обязательна: порядок замещения вакансий определяется в каждом случае специальным решением пленарного заседания КС (&#167 7 Регламента). В заседаниях палат может рассматриваться любое дело, кроме отнесенных к исключительной компетенции пленарных заседаний (т.е. кроме вопросов о конституционности основных законов регионов; о толковании Конституции РФ; о заключении по поводу отрешения Президента от должности; о принятии посланий; о выступлении с законодательной инициативой). Само собой, в заседаниях палат не могут решаться вопросы, не относящиеся к рассмотрению дел (избрание руководителей КС, деление на палаты, принятие Регламента, приостановление и прекращение полномочий судей). Очередность рассмотрения дел и решения о передаче дел на рассмотрение палат принимаются пленарным заседанием. Решение, принятое палатой, считается решением Конституционного Суда РФ. Палата может при необходимости дать разъяснение принятому ей решению. Если большинство палаты склоняется к решению, не соответствующему правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях КС, дело передается на рассмотрение в пленарном заседании. Создание палат в составе КС способствовало ускорению рассмотрения дел. КС не может переходить к рассмотрению нового дела, пока не вынесет решение по рассматриваемому делу, но очередь для пленарного заседания и для каждой палаты своя, что позволяет рассматривать параллельно три дела (одно в пленуме и два в палатах). Конституционный Суд иногда рассматривает вопросы, относящиеся к компетенции палат, в пленарных заседаниях. Примерами могут служить «чеченское» и «удмуртское» дела.

Для обеспечения равномерного распределения судей, представляющих все направления профессиональной специализации, по обеим палатам, КС предусмотрел в своем Регламенте механизм, который на чемпионатах мира по футболу именуется «жеребьевкой с рассеянием». Персональный состав палат КС утвержден 14 февраля 1995 года. В состав первой палаты первоначально вошли 9 судей: Н.В.Витрук, Г.А.Гаджиев, А.Л.Кононов, Т.Г.Морщакова, Ю.Д.Рудкин, Н.В.Селезнев, О.И.Тиунов, Б.С.Эбзеев, В.Г.Ярославцев. В состав второй палаты были избраны 10 судей КС: Э.М.Аметистов, М.В.Баглай, Н.Т.Ведерников, Ю.М.Данилов, В.Д.Зорькин, В.О.Лучин, В.И.Олейник, В.Г.Стрекозов, В.А.Туманов, О.С.Хохрякова. 20 февраля 1995 КС, посчитав, что требуемая равномерность специализации не достигнута, перевел М.В.Баглая из второй палаты в первую, численность которой, таким образом, возросла до 10 человек. В последующие два года численность палат не менялась, и в некоторых журналистских текстах этого времени первая палата неофициально именуется «большой палатой», а вторая — «малой палатой». После смены Председателя КС 20 февраля 1996 года Председатель и его заместитель оказались в одной палате, что по Регламенту недопустимо. В связи с этим 12 марта 1997 М.В.Баглай переведен во вторую палату КС. 11 июня 1997, с избранием нового судьи, II палату покинул В.А.Туманов. Через несколько дней его преемница Л.М.Жаркова была включена в I палату. В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона о КС, «Персональный состав палат не должен оставаться неизмененным более чем три года подряд». Фактически до июня 2015 года «застой кадров» палатам КС не грозит, т.к. почти каждый год истекает срок полномочий кого-либо из судей КС.

www.panorama.ru

10.2 Численный состав Конституционного суда РФ. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного суда РФ, срок полномочий. Порядок прекращения или приостановления полномочий судьи Конституционного суда РФ

Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть только человек: —

гражданин Российской Федерации; —

возраста не менее сорока лет; —

обладающий безупречной репутацией; —

имеющий высшее юридическое образование; —

имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет; —

обладающий признанной высокой квалификацией в области

Каждый судья Конституционного Суда РФ Советом Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Срок полномочий Конституционного Суда РФ не ограничен. Между тем судья Конституционного Суда РФ назначается на должность не пожизненно, а на срок пятнадцать лет. При этом предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного

Суда РФ семьдесят лет. К тому же назначение на должность судьи Конституционного Суда РФ на второй срок не допускается.

Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет.

10.3 Структура суда, компетенция судебных составов, осуществляющих правосудие

В Конституционном Суде РФ действуют: —

пленарное заседание и —

Деятельность Конституционного Суда РФ обеспечивается аппаратом Конституционного Суда РФ.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ. В заседаниях палат Конституционного Суда РФ принимают участие соответственно десять и девять судей. При чем Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ входят в состав разных палат. Председательствуют на заседаниях палат судьи по очереди, установленной на заседании палаты.

Пленарное заседание считается правомочным при наличии не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Суда РФ, а заседание палаты — при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

Полномочия пленарного заседания и заседания палат несколько отличаются друг от друга. Так, Конституционному Суду предоставляется возможность разрешения в пленарном заседании любого вопроса, входящего в компетенцию Конституционного Суда РФ.

разрешаются дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов Российской Федерации; 2)

дается толкование Конституции РФ; 3)

дается заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 4)

принимается послания Конституционного Суда РФ; 5)

решается вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам ведения Конституционного Суда РФ.

Именно в пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ: 6)

избирает Председателя, заместителя Председателя, судью — секретаря Конституционного Суда РФ; 7)

формирует персональные составы палат Конституционного Суда РФ; 8)

принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и дополнения; 9)

устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях Конституционного Суда РФ, а также распределяет дела между палатами; 10)

принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи — секретаря Конституционного Суда РФ.

Остальные дела, то есть дела, не подлежащие рассмотрению согласно Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» исключительно в пленарных заседаниях, разрешаются в заседаниях палат Конституционного Суда РФ. В частности, в заседаниях палат: 1)

разрешаются дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; 2)

разрешаются споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации; 3)

проверяется конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нару- шение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.

scibook.net

Две палаты конституционного суда

Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи, в заседаниях палат — судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат не должен оставаться неизменным более, чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда.

В пленарном заседании Конституционный суд может рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела, которые Суд может рассматривать исключительно на пленарных заседаниях. К делам подобного рода относятся: дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и устав субъектов РФ; толкование Конституции Российской Федерации; вынесение заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; утверждение посланий Конституционного суда; решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

В ходе пленарных заседаний Конституционный суд также избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного суда; формирует персональные составы палат Конституционного Суда; принимает Регламент Конституционного суда и вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении или о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также в случае необходимости – о досрочном освобождении от должности Председателя, его заместителя или судьи-секретаря Конституционного суда и т.д.

В заседаниях палат Конституционный суд решает дела, отнесенные к ведению Конституционного суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации следующих нормативных актов: федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти России и органов государственной власти ее субъектов; договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти самих субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

В заседаниях палат Конституционный суд России решает также споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственных властей Российской Федерации и ее субъектов; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный суд в заседаниях палат по рассмотрению жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. В пленарном заседании Конституционного суда тайным голосованием большинством голосов от общего числа судей избирается Председатель — сроком на три года, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда РФ выполняет следующие функции: руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного суда, созывает их и председательствует на них; вносит на обсуждение Конституционного суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях; представляет Конституционный суд в сношениях с государственными органами и организациями; выступает от имени Конституционного суда; осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного суда. Председатель Конституционного суда издает приказы и распоряжения Суда. В обязанности заместителя Председателя Конституционного суда входит осуществление некоторых функция Председателя Суда по его уполномочию, а также обязанностей, возложенных на него Судом.

Судья-секретарь Конституционного суда осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным судом, и информирует Суд об их исполнении и т.д.

После возобновления деятельности Конституционного суда в 1995 г. структура его аппарата была усовершенствована. В ней можно выделить две составляющие части: первая из них — это так называемый аппарат судей. При каждом судье состоят три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненных. (Аппарат Председателя суда, его заместителя и судьи-секретаря по численности выше.) Вторая часть аппарата — это секретариат, состоящий из ряда управлений (Управление конституционного надзора, Управление конституционных программ частного права, Управление международного права и т.д.). В их задачи входит первичное ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитических материалов. В секретариате имеются также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного суда, обеспечением суда необходимой правовой информацией. Секретариат Конституционного суда осуществляет информационно-справочную, аналитическую работу, а также рассматривает обращения в суд в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями. Общая численность секретариата — около 150штатных единиц.

При Суде действует также Научно-консультационный совет, а по вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд принимает Регламент Конституционного суда. В нем устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного суда, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат и т.д.

Говоря об организации деятельности Конституционного суда РФ, следует еще упомянуть о наличии в современном конституционном законодательстве такого института как особое мнение судьи Конституционного суда. Особое мнение судьи, не совпадающее с общим решением Конституционного суда, публикуется вместе с решением Суда. Но, если следовать Федеративному конституционному закону о Конституционном суде РФ (76,78), Суд, при обнародовании принятого решения, не связан с представлением судьей его собственного мнения, ибо на Суд возлагается обязанность немедленной публикации только решения Конституционного суда.

Российские юристы, однако, считают, что публикация особого мнения судьи была бы желательна, так как эта мера дает возможность познакомиться не только со взглядами на проблему конкретного представителя судебных органов, но и способствует дальнейшему развитию всего судопроизводства на демократических началах.

Полномочия Конституционного Суда. “Конституционный суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства”, — гласит ст.1 Закона о Конституционном суде РФ. В нем четко определены характер, сущность и место Конституционного суда в системе органов государственной власти. Следовательно, Конституционный суд – прежде всего — составная часть судебной власти России, предназначенная для того, чтобы удерживать все ветви власти в рамках права.

Полномочия Конституционного суда определяются Конституцией Российской Федерации 1993 г. (ст.125) и Федеральным конституционным законом о Конституционном суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г. Изменения, внесенные Конституцией 1993 г. по сравнению с ранее действовавшей конституцией России и Законом о Конституционном суде 1991 г. в правовой статус Конституционного суда, касаются, прежде всего, численного состава Суда, порядка его образования, основных полномочий, юридической силы и последствий его решений.

В целях защиты основ конституционного строя в Российской Федерации Конституционный суд РФ обладает следующими полномочиями: 6

1. Решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимных договоров между последними; еще не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2. Разрешать споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

3. Проверять конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушения конституционных прав граждан и по запросам судов.

4. Давать толкование Конституции РФ.

5. Давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений в адрес Президента России в государственной измене или совершении другого тяжкого преступления.

6. Выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

7. Осуществлять иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Рассмотрим их подробнее. Во-первых, Конституционный суд России решает вопросы исключительно конституционного права. Однако среди отечественных правоведов вызывает много споров вопрос о целесообразности наделения Конституционного суда Российской федерации правом толкования не только Конституции, но и законов, а также других нормативных актов, в том числе по собственной инициативе. Одни (например, Варламова Н., Нерсесянц В.) считают, что Конституционный суд, прежде всего, является хранителем Конституции и должен придерживаться только ее текста, другие (Поленина С., Лазарев В.) убеждены, что Конституционный суд должен иметь полномочия активного правотворца, выражающиеся в использовании при необходимости защиты прав и свобод граждан как законодательных нормативных актов различного вида, так и прогрессивных норм международного права.

Федеральный закон о Конституционном суде по этому поводу высказывается весьма однозначно. Тем не менее, как показывает практика, Конституционный суд РФ в своей работе опирается не только на Конституцию, но и на обычные законы, а также на международные пакты о правах человека, исходя при этом, однако, из посылок самой Конституции. Верх в данном вопросе на сегодняшний день одерживают сторонники той позиции, которые утверждают, что, действуя на основе разделения властей, Конституционный суд не должен подменять собой другие государственные органы, превращаясь в “суперинстанцию”, но своими решениями он должен как бы очерчивать границы “конституционного поля.

Несмотря на разногласия в лоне отечественных правоведов, Федеральный закон о Конституционном суде Российской Федерации 1994 г. и Конституция РФ имеют достаточно прогрессивный характер и открывают дорогу для дальнейшего совершенствования российской конституционной системы на демократических принципах. Так, впервые в истории конституционного законодательства России по Конституции 1993 г. в компетенцию Конституционного суда РФ введено право рассмотрения конституционности законов по запросам судов (п.4 ст.125 Конституции РФ), а также право толкования текста Конституции — функция, без которой фактически невозможен эффективный конституционный контроль.

С запросом о толковании Конституции, согласно тексту Закона, в Суд могут обращаться исключительно: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов федерации. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», ст. 3).

Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. 7

В заключение по данному вопросу можно сказать, что право толкования Конституции несомненно способствует усилению роли и престижа Конституционного Суда, более полному раскрытию его юридической природы и сущности. Вместе с тем ряд норм в определенной степени ограничил полномочия специализированного органа Конституционного контроля, что служит целям деполитизации Суда.

Несомненно, что известная политизация Конституционного Суда в любой стране неизбежна, так как предмет его деятельности – контроль за соблюдением Основного закона, который всегда является не только юридиче­ским, но в не меньшей степени и политическим доку­ментом. При этом, однако, Конституционный Суд не должен допускать своей чрезмерной вовлеченности в политику. Такая политизация должна быть ограничена рамками специализации различных ветвей власти, а именно: «специализации законодательной и исполни­тельной властей и качестве политических ветвей власти и судебного конституционного контроля как правовой ветви»

studfiles.net

Конституционный суд российской федерации

Конституционный суд Российской Федерации (краткое обозначение – КС РФ) – основной судебный орган Российской Федерации, осуществляющий контроль соблюдения Конституции страны. Его особенность – независимое и самостоятельное осуществление судебной власти через организацию конституционного производства в судебной сфере.

Конституционный суд Российской Федерации: краткая история появления

Идея создания КС РФ принадлежит Михаилу Горбачеву. Ему пришла идея сформировать особый государственный орган, задачей которого был бы реальный контроль соблюдения и выполнения всех законов страны., а также их конституционности. При этом Горбачев настаивал на создании специального Комитета конституционного надзора СССР (ныне – КС РФ).

Реализовать идею получилось лишь в начале декабря 1988 года. В первый день зимы в статье 125 Конституции Советского Союза появились первые изменения и дополнения, касающиеся нового контролирующего органа. В документе было прописано, что в Комитете конституционного надзора будет работать целая группа политологов и юристов в количестве 23 человек. Кроме этого, в составе ККН СССР входили представители каждой союзной республики. Все 23 члена Комитета избирались Съездом народных депутатов Советского союза.

В конце 1989 года прошел 2-ой Съезд народных депутатов. Именно на нем был принят соответствующий закон, согласного которого создавался Конституционный надзор СССР. Сразу же были выбраны председатель и его заместитель. Ими стали Алексеев Сергей и Лазарев Борис соответственно. Другие члены ККН должны были быть избраны Верховным Советом.

В задачи ККН СССР входила проверка на конституционность всех актов Генпрокурора Советского Союза, законопроектов и законов. Кроме этого, Комитет имел возможность проверить акты Главного государственного арбитра и прочие нормативные акты, принимаемые в стране.

В конце 1991 года ККН СССР перестал существовать в качестве образования. При этом завершение деятельности было оформлено по собственной инициативе участников.

За период работы с весны 1990 года по конец 1991 года Комитет по конституционному надзору принял более двух десятков решений, среди которых наиболее популярное – о порядке применения неопубликованных актов и порядка прописки.

15 декабря 1990 года появились первые упоминания о структуре с новым названием – Конституционный Суд. В это же время был внесена поправка об особенностях формирования КС РФ, которая сразу была одобрена на втором съезде депутатов РСФСР. Собственно, с этого дня члены конституционного суда избирались непосредственно представителями съезда РФ, а деятельность структуры прописывалась в отдельном законопроекте.

12 июля 1991 года удалось утвердить новый закон о КС РФ на пятом съезде народных депутатов, и уже в конце октября этого же года было проведено первое совещание членов вновь образованной структуры. А еще через несколько месяцев (14 января) – первое заседание. Сразу же КС РФ рассмотрел конституционность указа Президента в отношении образования Министерств внутренних дел и безопасности. При этом планировалось объединить два органа в один. В свою очередь, КС РФ признал это решение таким, которое противоречит Конституции страны.

Уже в начале1993 года КС РФ был распущен.

12 декабря 1993 году — день создания новой Конституции РФ.

Летом 1994 года принят обновленный закон о КС РФ, а в 1995 году полностью закончилась комплектация суда.

Конституционный суд Российской Федерации: нюансы структуры, решение, полномочия

В период ведения своей деятельности КС РФ целиком и полностью ориентируется на защиту основных свобод и прав гражданина РФ. При этом к полномочиям органа относится :

1. Принятие решений по вопросам, касающимся соответствия Конституции страны:

— конституций каждой отдельно взятой республики, нормативных актов, законов, органов государственной власти и так далее;

— международных договоров РФ, которые еще не успели вступить в силу;

— ФЗ и нормативных актов Президента страны. Кроме этого, поддаются проверке акты Государственной думы, СФ РФ, Правительства страны.

2. Нюансы толкования Конституции Российской Федерации.

3. Рассмотрение жалоб в отношении конституционных свобод и прав каждого отдельно взятого гражданина или группы лиц. Кроме этого, по запросам суда может проверяться соответствие Конституции того или иного закона, на который будут ссылаться участники в определенном процессе.

4. Передача законодательных инициатив в сфере своих полномочий и ведения.

5. Предоставление заключений о выполнении порядка выдвижения Президенту страны обвинений в госизмене или совершении тяжелого преступления.

6. Осуществление других задач, которые возложены на него Конституцией РФ.

Особенности структуры и работы КС РФ заключается в следующем :

1. В сфере компетенции Конституционного суда находятся исключительно вопросы правовой деятельности.

2. В составе Конституционного суда работает 19 судей. Каждого из них назначает на должность СФ РФ. Право предоставления кандидатуры находится в руках Президента.


3. Как и судьи КС РФ назначение Председателя осуществляет Совет Федерации (также, как и в прошлом случае, по предоставлению главы государства). Срок, на который избирается должностное лицо – шесть лет. В качестве кандидатуры выбирается один из представителей Конституционного Суда.

4. Разрешение всех дел КС РФ производится в пределах пленарных заседаний или собраний палат структуры.

5. В составе Конституционного суда есть две палаты, в каждой их которых десять и девять судей. Формирование каждой из палат производится посредством обычной жеребьевки. При этом порядок проведения последней и особенности выбора судей прописаны в регламенте Конституционного суда.

6. Участие в пленарных заседаниях должны принимать все члены КС РФ. В случае проведения заседания одной палаты обязательные участники – судьи, которые входят в ее состав.

7. Председатель КС и его «зам» не могут находиться одновременно в одной палате. При распределении они по умолчанию распределяются в различные «ветви» КС РФ.

8. Полномочия председательства на заседания КС РФ передается по очереди между всеми судьями. При этом порядок такого перехода может быть определен исключительно на заседании палаты.

1. Принимаются при условии проведения открытого голосования. В процессе голосования производится поименный опрос каждого из судей КС. В случае голосования по любому вопросов судья, который является председателем, всегда отдает свой голос последним.

2. Решение КС РФ считается, как принятое, когда за него было проголосовано большинство судей, принимавших участие в процессе. Возможна и другая процедура, если она прописана в Федеральном конституционном законе.

3. Решение о толковании КС РФ должно приниматься большей долей голосов. В частности, обязательное условие — не менее 2/3 голосов голосов судей при исполнении на момент голосования.

4. У судьи КС РФ нет права каким-либо образом уклоняться или воздерживаться от голосования. Он всегда должен отдавать свой голос «за» или «против».

5. В ситуации, когда мнение судей разделились поровну, решение принимается в пользу рассматриваемого Акта. Если же речь идет о компетенции, то для принятия решения необходимо исключительно большинство голосов.

Основные требования к решению КС РФ:

1. Они должны основываться на данных, обработанных и проверенных КС Российской Федерации.

2. КС может выдавать решение по конкретному делу, основываясь на буквальном смысле документа или же с учетом официального толкования.

3. Все заключения и постановления КС РФ должны быть изложены в виде специальных документов, которые указывают мотивы принятия тех или иных законов.

4. КС РФ имеет право давать постановления и заключения исключительно по предмету, который упомянут в обращении. При этом решение должно приниматься с учетом компетенции органа, то есть в отношении акта, касающегося конституционной части. При этом итоговый результат никогда не связывается с доводами и основаниями, которые были изложены в обращении.

В решении КС РФ содержится:

1. Наименование решения. Указывается дата и место, где оно было принято.
2. Состав КС РФ, который участвовал в принятии решения.
3. Данные о сторонах спора.
4. Рассматриваемый вопрос, поводы к его изучению.
5. Нормы Конституции России, по которым КС РФ может рассматривать вопрос и принимать по нему решение.
6. Требование, которое имело место в обращении.
7. Обстоятельства, установленные судом.
8. Позиции конституционного закона, а также Конституции РФ, на которые опирался КС РФ.
9. Пояснения к принятому решению. Если это необходимо, то могут приводиться пояснения, опровергающие позицию сторон.
10. Решение.

utmagazine.ru

ПАЛАТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .

Смотреть что такое «ПАЛАТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в других словарях:

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — правовой акт, принятый Конституционным Судом РФ или его палатой на основе рассмотренного им вопроса, имеющего конституционное значение. Р.КС РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Решение считается принятым, если за… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Роспуск Верховного Совета Российской Федерации — Противостояние ветвей власти в России Танки таманской дивизии с офицерскими экипажами расстреливают Дом Советов России. Дата 21 сентября 4 октября 1993 года … Википедия

Ювенальная юстиция в Российской Федерации — См. также статью: Ювенальная юстиция. Ювенальная юстиция в России создававшаяся (до 2010 года включительно) в России специализированная судебно правовая система защиты прав несовершеннолетних[1]. Планировалось, что данная система должна быть… … Википедия

Совет при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия — Совет при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия консультативный орган, созданный в целях подготовки предложений о приоритетных направлениях проводимой в стране судебной реформы, расширении взаимодействия… … Википедия

Государственные должности Российской Федерации — Государственные должности Российской Федерации должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов[1]. Правовой статус лиц, их… … Википедия

Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства — Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства консультативный орган при Президенте Российской Федерации, обеспечивающий взаимодействие между федеральными органами государственной… … Википедия

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека — (до 2011 г. Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека) консультативный орган при Президенте Российской Федерации, образованный в целях оказания содействия главе … Википедия

Совет при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека — (до 2011 г. Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека) консультативный орган при Президенте Российской Федерации, образованный в целях оказания содействия главе … Википедия

Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции — Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции совещательный орган при Президенте Российской Федерации. Образован Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию… … Википедия

Роспуск Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации — Противостояние ветвей власти в России Танки таманской дивизии с офицерскими экипажами расстреливают Дом Советов России. Дата 21 сентября 4 октября 1993 года … Википедия

constitutional_law_russia.academic.ru

Смотрите так же:

  • Образец купли продажи земельного участка с участием несовершеннолетних НАСТОЛЬНАЯ КНИГА НОТАРИУСА В двух томах Том I Учебно-методическое пособие Издание 2-е, исправленное и дополненное Раздел I. Организация нотариата Раздел II. Правила совершения отдельных видов нотариальных действий Глава 6. Общие условия […]
  • Действующие уставные суды субъектов рф Действующие Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации Наименование суда - Ф.И.О. председателя Почтовый адрес суда, телефоны Дата образования, количество […]
  • Перечень приказов мо рф за 2018 год Приказ Министра обороны РФ от 14 декабря 2017 г. № 777 "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации" В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" (Собрание […]
  • Выплата пенсий в апреле 2018 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 29 марта 2018 Выплата и доставка пенсий отделениями почтовой связи будет произведена в апреле 2018 […]
  • Закон рф от 27121991 2124-1 о средствах массовой информации Закон РФ "О средствах массовой информации" ( о СМИ ), N 2124-1 от 27.12.1991 Глава I. Общие положения Статья 1. Свобода массовой информации Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия Статья 3. Недопустимость цензуры Статья […]
  • Как оформить замену рамы Сообщества › Грузовики и Автобусы › Блог › Замена рамы и кабины. Всем доброго дня. Правда ли то, что сейчас нельзя менять раму и кабину у грузового автомобиля?всем заранее спасибо за ответ. Комментарии 44 Заменил кабину на КамАЗе 5320, […]

Обсуждение закрыто.