Духовный закон в православии

«Закон от Бога для всех един» (+ВИДЕО)

Беседа со схиархимандритом Илием (Ноздриным) о духовных законах

Как проявляются духовные законы в нашей жизни? Сказывается ли грех отдельного человека на состоянии общества, в котором он живет? Почему страдают праведники и благоденствуют нечестивцы? Ответственны ли дети за грехи родителей? Как соотносятся законы духовной жизни с эмоциональным и психическим состоянием человека? С этими вопросами мы приехали к опытному духовнику – старцу схиархимандриту Илию (Ноздрину).

Батюшка, сегодня мы хотели бы поговорить с вами о законах духовной жизни. Скажите, как действуют законы духовные?

– Человек создан Богом и потому он – любой нации, любого времени, любого положения – находится под Богом. И хотя каждый человек, каким он создан Богом, отличается от других и внешностью, и своим языком, и образом жизни, но главное для всех одно – это назначение человека: а он предназначен к вечности. И ради вечности, ради души его пришел на землю Христос Спаситель, и Он страдал за то, чтобы человек, который обратился бы к Богу, был принят Богом и получил от Него всё то необходимое, что нужно как в этой жизни, так и в вечности.

Для каждого человека, для каждой нации, для каждого времени – Един Бог, едина вера, един закон

Нет существенной разницы в духовном, в какое бы время и где бы кто ни жил. Для каждого человека, для каждой нации, для каждого времени – Един Бог, едина вера, един закон. Так человек и живет. Например, мы все дышим одним и тем же воздухом, все имеют в основном одинаковые способности, и един все имеют закон от Бога. Один для всех, где бы человек ни жил.

Конечно, в силу воспитания, в силу образа жизни человек имеет разные взгляды и понятия, как и в силу своего образования. А мы все учимся: грамоте, другим языкам, осваиваем в той или иной степени науку и учимся тем специальностям, тем возможностям, которыми человек должен себя устроить в земной жизни. Но это не мешает тому, чтобы человек получил необходимое, что является его первостепенной задачей, – а это вечность. Чтобы получил от Бога благодать, получил прощение грехов, получил дарования, очистил свою душу и в какой-то степени познал Бога. Но самое главное – получил прощение грехов.

Люди получают образование, необходимое им в земной жизни. А как научиться духовным законам? Как познать эту грамоту?

– Вся суть духовных законов изложена в Священном Писании. И преимущественно в Новом Завете. У нас есть Четвероевангелие, Послания апостолов и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). И вся суть – там.

Раньше в России непременно преподавался со школьным образованием и предмет «Закон Божий». И сейчас в гимназиях, в некоторых специальных учебных заведениях у нас наряду с прочими знаниями дается Закон Божий. А что такое закон? Это суть, это катехизис, центр всего. В «Катехизисе» митрополита Филарета в фокусе изложены основные принципы Закона Божия. Конечно, любой закон имеет и более широкое толкование, но фокус – этот. «Закон Божий» ничем не расходится со Священным Писанием, с Новым Заветом.

Батюшка, сегодня очень распространены болезни психического плана и такие состояния, как депрессия, уныние, порой отчаяние. Как вы считаете, духовные законы распространяются на эмоциональное, на психическое состояние человека?

– Смотря в какой степени и почему нарушено психическое состояние. Одно положение – если человек от родителей получил такое болезненное состояние психики, такое нарушение, ненормальность какую-то. И совсем другое – когда он неправильно ведет себя, когда у него депрессия, потому что он не может себя хорошо устроить, у него беспорядочность в жизни, он подвержен страстям, в частности у него алкозависимость или наркозависимость…

– Да, разными зависимостями страдают люди. Но это, конечно, дело поправимое. Но если человек совершенно ненормальный, у него потеря разума, у него сильно отклоняется от нормы жизни поведение и это неизбежно ведет к изоляции в специальные заведения, тут уж что поделаешь. И поэтому если такой человек, нездравомыслящий, доходит до самоубийства, Церковь допускает за него молиться. Если здравомыслящий человек совершает самоубийство или что-то подобное – за него не молятся.

Поэт В. Маяковский сказал, что «голос единицы тоньше писка». В этой связи вопрос: может ли грех отдельного человека влиять на всё общество? Если кто-то согрешил, это отражается на общем состоянии – нравственном, моральном – социума?

– Это естественно. Так и должно быть. И каждый человек должен понимать, что его жизнь – благочестивая жизнь, добрая жизнь, порядочная, правильно устроенная в плане духовном – способствует балансу добра. Ведь каждый человек – это не только частное лицо, но и социальная единица, и поэтому его поведение, конечно, отражается на социальной жизни и конкретного общества, и распространяется шире, доходит до плана космического, глобального. Его доброе поведение в жизни, морально-нравственные принципы, молитва, добро делают добрее и общество, и космос. И наоборот, грех: всякие страсти, зависимости, алкоголизмы и всякие ненормальные, недобрые поведения –конечно, тоже сказываются и на социуме, и в плане космическом.

Отец Илий, а почему Бог попускает, чтобы страдали люди праведные? Иногда они подвергаются клевете, несправедливым нападкам, и люди, даже верующие, задаются вопросом: «Как же так? Разве это справедливо?»

– Так рассуждая, человек ограничивает свой взгляд в основном планом земного бытия. Если мы говорим о вере, о Боге, то граница между земным и вечностью уже стирается. Нет границы. Читайте Священное Писание, особенно Евангелие. Нам Господь говорит об этом, но многим, может быть, что-то неясно в Евангелии, потому что мы понимаем добро как земное.

Человек неизбежно предназначен к вечности. Но никто не может избежать смерти. Какая она будет, мы не знаем. Может, для нас это будет обычная смерть, а кто-то погибнет на войне, кто-то – от злодеев, от болезни, но неизбежно человек умирает, и душа его уходит туда. Нам кажется несправедливым, когда человек живет в моральном плане нехорошо, поступками своими делает очень много зла в мире и в то же время материально благоденствует. Это оттого, что мы не признаём значимость вечного, что рано или поздно душа человека окажется пред той вечностью, в которой человек неизбежно будет или награжден, потому что жил праведной, благочестивой жизнью, или, наоборот, будет осужден за свое зло.

Батюшка, а страдают ли дети за грехи своих родителей? Многие думают: вот, родители согрешили, а дети теперь будут мучиться.

Каждый человек отвечает сам за себя, за соделанное им в жизни добро или зло

– В основном каждый человек отвечает сам за себя, делает он в жизни добро или зло. Но, несомненно, влияние родительской жизни – праведной или нет – есть.

Так же, как молитва матери очень сильно помогает.

– Да, очень сильно. Но каждый сам за себя отвечает, если он в сознании. Не отвечает только человек невменяемый.

В наше время, когда у нас так много информации, человек должен понимать, как он ведет себя, как он должен поступать. Он должен оценивать свои поступки. Сейчас столько всего… И на телевидении ведутся духовные передачи, и литературы столько, и проповедей… Конечно, человек будет безответен за свои поступки, если он чего-то не знал. Но сейчас везде – в любой нации, на любом континенте, в крае, в городе – везде есть всё для того, чтобы человек получил достаточно знания, как ему жить.

И человек должен жить морально устойчиво. Допустим, родители ведут неблагочестивый образ жизни и не повлияли на него положительно – он должен сам делать оценку своих поступков.

Батюшка, как быть тому, кто ходит в храм, исповедуется, причащается, соблюдает посты… – но холоден в вере. Как избавиться от этой холодности? Как побудить себя к рвению?

– Такое бывает, когда человек какой-то частью своей жизни соприкасается с духовным, но не полностью отдается этому, не настолько настроен на духовную жизнь. Может быть, от недостатка знаний, понимания того, что такое духовная жизнь. Многие не могут хорошо вникнуть в это, потому что как бы заняты семьей, своей работой… Нам надо учиться. Мы все должны стать учениками.

Человек должен правильно понимать, Каков Бог, чтобы быть верным Ему. М. Ломоносов говорит, что настолько Его громадность высока и непостижима, что солнце пред Богом – как искра прекрасной лампады. Таково величие Божие.

К сожалению, бывает, родители дают недостаточные понятия о вере, о Боге своему ребенку, а то и, наоборот, воспитывали так, что оттолкнули человека от Бога, не дали ему прийти к Богу, жить духовно, жить чисто, по-христиански, по духовным понятиям, с сознанием, что неизбежна наша вечность и ответ наш пред Богом на будущем Страшном суде, которым Бог будет судить каждого человека. Ведь каждый окажется пред судом Божиим.

Конечно, главный наш суд и постоянный – это наша совесть. И о совести надо иметь понятие: есть чистая совесть и как бы сожженная совесть, но она рано или поздно человеку напоминает о его добрых или злых деяниях.

За нарушение закона в общепринятом смысле грозит уголовная или административная ответственность. Батюшка, скажите, а за нарушение духовных законов какая ответственность ожидает человека – здесь или потом?

Мы должны помнить, что живем пред Богом. Бог нас видит до мельчайших подробностей, до мельчайшего нашего движения

– Я уже говорил, что мы в большинстве своем жизнь оцениваем посюсторонне, то есть здешнюю, земную, но ведь гораздо больше человеку нужно знать о том, что мы неизбежно – в этой жизни – живем пред Богом. Бог нас видит до мельчайших подробностей, до мельчайшего нашего движения. Увы, действуя на большом – социальном, государственном – уровне, человек не всегда понимает, что есть Бог, есть вечность, есть суд Божий. Хотя из ныне живущих мало кто может сказать пред судом Божиим, что он не знал ничего о духовной ответственности пред Богом. Потому что хотя у разных людей разные религиозные понятия, но везде и много сейчас говорится и проповедуется о необходимости нравственных поступков, что за поступки безнравственные человека здесь обличает его совесть, а там, по христианским понятиям, будет окончательный суд – Страшный суд. Везде сейчас говорится о том, что за всякий грех человек должен чувствовать свою пред Богом ответственность и знать, что за это будет наказан, что он в ответе пред Богом. А за добрые дела, нравственную жизнь – воздаяние.

Батюшка, спасибо вам большое за то, что согласились ответить на вопросы портала «Православие.Ru», за возможность этой уникальной встречи с вами.

pravoslavie.ru

Как действуют духовные законы

– Геронда, какие законы мы называем духовными?

– Я тебе объясню: подобно тому, как в природе существуют физические законы, так и в духовной жизни есть духовные законы. Ну, скажем, чем сильнее и выше бросить вверх какой-нибудь тяжелый предмет, тем с большей силой он упадет вниз и разобьется. Это физический закон.

В духовной жизни, чем выше превозносится некто в своей гордыне, тем страшнее будет его духовное падение, и как сильно разобьется он, зависит от высоты гордыни, потому что гордец поднимается, доходит до определенного уровня, а затем падает и разбивает себе морду – «тот, кто возвышает себя, унижен будет». Это и есть духовный закон.

Но есть существенная разница между физическими законами и духовными. Если физические законы – беспощадны, и человек не может их изменить, то духовные законы милосердны, и человек может их изменить, потому что имеет дело с их Создателем и Творцом, Всемилостивым Богом. То есть, если человек немедленно заметит, что его начинает распирать от гордости и скажет: «Боже мой, у меня нет ничего своего, а я горжусь, прости меня!», то сразу же милостивые руки Божии хватают его и нежно опускают вниз, так что его падение незаметно. Так он не разбивается, потому что этому предшествовало сокрушение сердца и покаяние.

То же самое касается и фразы «меч дал, меч примешь» из Евангелия. То есть, если я «дал меч», то по-хорошему должен и в ответ получить мечем. Но когда я ощущаю свою ошибку, меня, как ножом, режет совесть, и я прошу прощение у Бога, тогда уже перестают действовать духовные законы, я принимаю бальзам любви Божией. То есть мы видим, что суды Свои, которые есть бездна, Бог меняет тогда, когда меняются люди. Когда непослушный ребенок приходит в себя, раскаивается и терзается угрызениями совести, тогда Отец ласкает его любовью и утешает. Совсем немаловажный факт то, что человек может изменить решение Божие! Творишь зло? Получаешь пощечину от Бога. Говоришь: «согрешил»? Благословляет тебя.

Источник: ΓΕΡΟΝΤΟΣ ΠΑΪΣΙΟΥ ΑΓΙΟΡΕΙΤΟΥ – ΛΟΓΟΙ Δ΄ – ΟΙΚΟΓΕΝΕΙΑΚΗ ΖΩΗ

www.pemptousia.ru

Духовный закон в православии

«В мире действует непрестанно нравственный закон Бога, по которому всякое добро награждается внутренне, а всякое зло наказывается; зло сопровождается скорбию и теснотою сердца, а добро — миром, радостью и пространством сердца.

Этот закон неизменен: он закон Неизменяемого, Всесвятого, Праведного, Премудрого и Вечного Бога. Делающие или исполнители этого нравственного или евангельского закона (он тоже нравственный закон, только совершеннейший) будут непременно награждены вечной жизнью, а нарушители и не покаявшиеся в нарушении будут наказаны вечной мукой », —

— пишет св. прав. Иоанн Кронштадский .

1. Священное Писание о духовных законах

Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во— первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога.
(Рим. 2, 3-11)

Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою . Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям…
И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды…
(Рим. 1, 18-26, 28-29)

2. Что происходит, если человек нарушает духовный закон?

Иеромонах Иов (Гумеров):

Люди, далекие от Церкви, от духовной жизни часто видят в христианстве одни запреты. Мол, напридумывали каких-то табу, ограничений, чтобы людям жизнь усложнить. Но в Православии нет ничего случайного, лишнего, все очень гармонично и закономерно. В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, которые, как и законы природы, нельзя нарушить, иначе это приведет к ущербу и даже к катастрофе. Часть этих законов выражена в заповедях, которые оберегают нас от беды. Заповеди, нравственные предписания можно сравнить с табличками, предупреждающими об опасности: «Осторожно, высокое напряжение!», «Не влезай, убьет!», «Стой! Зона радиационного заражения» и подобным, или с надписями на емкостях с ядовитыми жидкостями: «Ядовито», «Токсично» и прочее. Нам, конечно, дана свобода выбора, но если мы не будем обращать внимание на тревожные надписи, обижаться потом нужно будет только на себя. Грех – нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, и он наносит вред, в первую очередь, самому согрешившему. А в случае со страстями вред от греха усиливается многократно, ибо грех становится постоянным, приобретает характер хронической болезни.

Святой праведный Иоаннн Кронштадтский:

«Остриё скорби, которое ты вонзишь без вины в чужое сердце, войдет и в твое сердце, по строгому закону возмездия: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7,2).
Не хочешь скорби, не делай ее и другому».

«Жизнь твоя духовная, видимо, разделяется на два резко различающиеся между собою состояния: на состояние мира, радости, широты сердечной и на состояние скорби, страха и тесноты души. Причиною первого состояния всегда бывает согласное действование души моей с законами Творца, а причиною последнего — нарушение Его святых законов. Я всегда могу примечать и действительно примечаю начало того и другого состояния; в сознании моем всегда бывает то и другое. Потому всегда бывает так, что уничтоживши начало, от которого произошло состояние скорби и тесноты, уничтожаешь и следствие, т.е. самую скорбь и тесноту души».

Преп. Паисий Святогорец:

Подобно тому как существуют законы природы, так и в жизни духовной существуют законы духовные. Предположим, человек бросает вверх тяжёлый предмет. Чем с большей силой и чем выше он его подбросит, тем с большей силой предмет упадёт вниз и разобьётся. Это природный естественный закон. А в жизни духовной, чем выше человек поднимается от своей гордости, тем сильнее будет его духовное падение, и в соответствии с высотой своей гордыни он разобьётся [духовно]. Ведь гордец поднимается вверх до какого-то предела, а потом падает и терпит полную неудачу. «Вознося́йся смири́тся» (Лк. 18, 14; Мф. 23, 12). Это закон духовный.

Преп. Корнилий Крыпецкий:

«Другому пожелаешь — себе получишь».

Преп. Иоанн Лествичник:

За какие грехи телесные или душевные осудим ближнего, в те впадаем сами, и иначе не бывает.

Преп. Антоний Великий:

Если увидишь, что брат впал в грех, не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его, иначе впадешь в руки врагов твоих.

3. Примеры действия духовных законов

В книге » Луг духовный » рассказывается о жизни и кончине аввы Пимена пустынника:

«Агафоник, настоятель Кастеллийской киновии св. отца нашего Саввы, рассказывал нам: «однажды я пришел в Руву к отшельнику авве Пимену. Найдя его, я поведал ему свои помыслы. Настал вечер, и он пустил меня в пещеру. Тогда стояла зима, и в ту ночь было особенно холодно, так что я иззяб страшно. Утром приходит ко мне старец и говорит:

— Что с тобою, чадо?

— Прости, отче! Я очень плохо провел ночь от холода.

— Правда?! Но я, чадо, не озяб.

Я удивился этому, потому что он был наг.

— Сделай милость, скажи мне, почему ты не озяб? — спросил я.

— Пришел лев, лег подле меня и согревал собою. Впрочем я скажу тебе, брат, что я буду съеден зверями.

— Когда я еще находился на нашей родине (они оба были из Галатии), пас овец. Однажды проходил странник. Мои собаки бросились на него и на моих глазах растерзали. Я мог бы его спасти, но не сделал этого. Я оставил его без помощи, и мои собаки съели его. Знаю, что и мне предстоит такая же участь.

И действительно чрез три года старец, по его слову, был съеден зверями».

Старец Паисий Святогорец сказал об авве Пимене, который сверх подвигов покаяния принял и наказание за свой грех:

«Однако в жизни иной такие люди будут находиться в самом избранном месте».

В книге « На берегу Божьей реки» Сергей Нилус записал, как преподобный Нектарий Оптинский рассказывал о действии духовного закона в своей жизни:

«Сегодня, точно подарок к церковному новому году, батюшка наш преподнес нам новый камень самоцветный из неисчерпаемого ларца, где хранятся драгоценные сокровища его памяти.

— Вот и у нас в моем детстве тоже было нечто вроде Ноева ковчега; только людишечки мы были маленькие, и ковчежек наш был нам по росту, тоже малюсенький: маменька, я — ползунок, да котик наш серенький. Ах, скажу я вам, какой расчудесный был у нас этот котик. Послушайте-ка, что я вам про него и про себя расскажу!

Под свежим впечатлением от рассказа записываю я эти строки и умиляюсь, и дивлюсь красоте его благоуханной.

— Я был еще совсем маленьким ребенком, — так начал свое повествование отец Нектарий, — таким маленьким, что не столько ходил, сколько елозил по полу, а больше, сиживал на своем седалище, хотя кое-как уже мог говорить и выражать свои мысли. Был я ребенок кроткий, в достаточной мере послушливый, так что матери моей редко приходилось меня наказывать. Помню, что на ту пору мы с маменькой жили еще только вдвоем, и кота у нас не было. И вот, в одно прекрасное время мать обзавелась котенком для нашего скромного хозяйства. Удивительно прекрасный был этот кругленький и веселенький котик, и мы с ним быстро сдружились так, что, можно сказать, стали неразлучны. Елозию ли я на полу, — он уж тут как тут, и об меня трется, выгибая свою спинку; сижу ли за миской с приготовленной для меня пищей, — он приспособится сесть со мною рядышком, ждет своей порции от моих щедрот; а сяду на седалище своем, — он лезет ко мне на колени и тянется мордочкой к моему лицу, норовя, чтобы я его погладил. И я глажу его по шелковистой шерстке своей ручонкой, а он себе уляжется на моих коленках, зажмурит глазки и тихо поет мурлычит свою песенку.

Долго длилась между нами такая дружба, пока едва не омрачилась таким событием, о котором даже и теперь жутко вспомнить.

Место мое, где я обыкновенно сиживал, помещалось у стола, где, бывало, шитьем занималась маменька, а около моего седалища, на стенке, была прибита подушечка, куда маменька вкалывала свои иголки и булавки. На меня был наложен, конечно, запрет касаться их под каким бы то ни было предлогом, а тем паче вынимать их из подушки, и я запрету этому подчинялся беспрекословно.

Но, вот, как-то раз залез я на обычное свое местечко, а вслед за мной вспрыгнул ко мне на колени и котенок. Мать в это время куда-то отлучилась по хозяйству. Вспрыгнул ко мне мой приятель и ну — ко мне ластиться, тыкаясь к моему лицу своим розовым носиком. Я глажу его по спинке, смотрю на него и вдруг глазами своими впервые близко, близко встречаюсь с его глазами. Ах, какие это были милые глазки! чистенькие, яркие, доверчивые. Меня они поразили: до этого случая я и не подозревал, что у моего котенка есть такое блестящее украшение на мордочке.

И вот смотрим мы с ним друг другу в глаза, и оба радуемся, что так нам хорошо вместе. И пришла мне вдруг в голову мысль попробовать пальчиком из чего сделаны под лобиком у котика эти блестящие бисеринки, которые так весело на меня поглядывают. Поднес я к ним свой пальчик, — котенок зажмурился, и спрятались глазки; отнял пальчик, — они опять выглянули. Очень меня это забавило. Я опять в них, — тык пальчиком, а глазки — нырь под бровки. . Ах, как это было весело! А что у меня, у самого, были такие же глазки, и что они также жмурились, если бы кто к ним подносил пальчик, того мне и в голову не приходило. Долго ли — коротко ли я так забавлялся с котенком, уж не помню, но только, вдруг, мне в голову пришло разнообразить свою забаву. Не успела мысль мелькнуть в голове, а уж ручонки принялись тут же приводить в исполнение. Что будет, — подумалось мне, — если из материнской подушки я достану иголку и воткну ее в одну из котиковых бисеринок? Вздумано — сделано. Потянулся я к подушке и вынул иголку.

В эту минуту в горницу вошла маменька и, не глядя на меня, стала заниматься какой-то приборкой. Я невольно воздержался от придуманной забавы. Держу в одной руке иголку, а другой ласкаю котенка.

— Маменька! — говорю, — какой у нас котеночек-то хорошенький.

— Какому же и быть! — отвечает маменька, — плохого и брать было бы не для чего.

— А что это у него, — спрашиваю, — под лобиком, иль глазки?

— Глазки и есть; и у тебя такие же.

— А что, — говорю, — будет, маменька, если я котеночку воткну в глазик иголку?

Мать и приборку бросила, как обернется ко мне, да как крикнет:

— Боже, тебя сохрани!

И вырвала из рук иголку.

Лицо у маменьки было такое испуганное, что я его выражение до сих пор помню. Но еще более врезалось в мою память ее восклицание:

— Боже, тебя сохрани!

Не наказала меня тогда мать, не отшлепала, а только вырвала с гневом из рук иголку и погрозила:

— Если ты еще раз вытащишь иголку из подушки, то я ею тебе поколю руку.

С той поры я и глядеть даже боялся на запретную подушку. Прошло много лет. Я уже был иеромонахом. Стояла зима; хороший, ясный выдался денек. Отдохнув после обеденной трапезы, я рассудил поставить себе самоварчик и поблагодушествовать за ароматическим чайком. В келье у меня была вода, да несвежая. Вылил я из кувшина эту воду, взял кувшин и побрел с ним по воду к бочке, которая в скиту у нас стоит, обычно, у черного крыльца трапезной. Иду себе мирно и не без удовольствия предвкушаю радости у кипящего самоварчика за ароматной китайской травкой. В скитском саду ни души. Тихо, пустынно. Подхожу к бочке, а уж на нее, вижу, взобрался один из наших старых монахов и тоже на самоварчик достает себе черпаком воду. Бочка стояла так, что из-за бугра снега к ней можно было подойти только с одной стороны, по одной стежечке. По этой-то стежечке я тихохонько и подошел сзади к черпавшему в бочке воду монаху. Занятый своим делом да еще несколько и глуховатый, он и не заметил моего прихода. Я жду, когда он кончит, и думаю: «Зачем нужна для черпака такая безобразная длинная рукоятка, да еще с таким острым расщепленным концом? чего доброго, еще угодит и в глаз кому-нибудь. » Только это я подумал, а мой монах резким движением руки вдруг как взмахнет этим черпаком, да как двинет концом его рукоятки в мою сторону! Я едва успел отшатнуться. Еще бы на волосок, и быть бы мне с проткнутым глазом. А невольный виновник грозившей мне опасности слезает с бочки, оборачивается, видит меня, и ничего не подозревая, подходит ко мне с кувшином под благословение.

Благословить-то его я благословил, а в сердце досадую: экий, думаю, невежа! Однако, поборол в себе это чувство, — не виноват же он, в самом деле, в том, что у него на спине глаз нет, — и на этом умиротворился. И стало у меня, вдруг, на сердце так легко, и радостно, что и передать не могу. Иду я в келью с кувшином, наливши воды, и чуть не прыгаю от радости, что избег такой страшной опасности.

Пришел домой, согрел самоварчик, заварил «ароматический», присел за столик. И, вдруг, как бы, ярким лучом осветился в моей памяти давно забытый случай поры раннего моего детства — котенок, иголка и восклицание моей матери:

— Боже, тебя сохрани!

Тогда оно сохранило глаз котенку, а много лет спустя и самому сыну.

— И подумайте, — добавил к своей повести отец Нектарий, — что после этого случая рукоятку у черпака наполовину срезали, хотя я никому и не жаловался: видно всему этому надо было быть, чтобы напомнить моему недостоинству, как все в жизни нашей от колыбели и до могилы находится у Бога на самом строгом отчете ».

Святитель Иоанн Златоуст говорит в беседе на 3-й псалом, надписанный « Псалом Давиду, когда он убегал от лица Авессалома, сына своего »:

«Но узнай, брат, причину такого надписания [псалма] и сохрани свою душу, пусть это повествование послужит тебе к исправлению жизни, пусть это гонение на праведника будет ограждением для ума твоего. Узнай, почему Давид был гоним Авессаломом , дабы тебе, утвердившись на этом как бы на основании, созидаться страхом Божиим, потому что, как здание без основания бывает непрочно, так и писание, если не видишь цели его, не приносит пользы. Блаженный Давид в настоящем псалме имел целью научить добродетельной и целомудренной жизни, никогда не делать зла и не презирать законов Божиих, чтобы согрешивший не потерпел того же, что потерпел он сам. Давид бежал от сына своего, потому что удалился от чистоты; бежал от сына, потому что нарушил целомудренное супружество; бежал от сына, потому что убежал от закона Божия. Откуда источник греха, оттуда и бич наказания. Итак, потому он бежал от сына, что сделался беглецом и изгнанником по отношению к заповеди Божией . « Псалом Давиду, когда он убегал от лица Авессалома, сына своего ». Лучше показать причину войны, чем повествовать о самой войне, дабы нам, увидев падение праведника, самим предостеречь себя от падения и избежать подобного наказания. Многие ведь и ныне ведут войну в домах своих: один встречает войну от жены, другой осаждается сыном, иной терпит неприятности от брата, иной — от слуги, и каждый мучится, досадует, сражается, причиняет войну и поражается войной, но никто не думает, рассуждая сам в себе, что если бы он не посеял грехов, то не возросли бы в доме его терния и волчцы; если бы не подложил искр греховных, то не воспламенился бы дом его . А, что домашние бедствия суть плоды грехов и что исполнителями наказания грешнику Бог назначает домашних его, об этом свидетельствует Божественное Писание, которого нет ничего достовернее. С тобой ведет войну жена, при входе твоем встречает тебя как дикий зверь, изощряет язык свой как меч? Прискорбно, конечно, что помощница сделалась противницей; однако исследуй самого себя, не замышлял ли ты в юности чего-нибудь против какой-нибудь женщины? И вот оскорбление женщины отмщается женщиной и чужую рану врачует собственная жена твоя. Хотя сама действующая не знает этого, но знает врач — Бог. Он действует на тебя ею, как железом, и, как железо не знает того, что делает, а знает совершающий железом врачевание врач, так и здесь, хотя жена поражающая и муж поражаемый не знают причины поражения, но Бог, как врач, знает, что полезно. А, что и нападения от детей суть также наказания за грехи, тому свидетель Давид, гонимый сыном своим Авессаломом за беззаконную связь, как показывают вышеприведенные слова. И что братья враждуют против братьев также за грехи, о том свидетельствует Книга Судей…. Когда братья нападают на тебя, то не столько сетуй на них, сколько смотри на самого себя и тщательно исследуй, за какие грехи братья сделались твоими врагами …. Но что я говорю о домашних бедствиях, если и самое тело наше, которое всего ближе и любезнее нам, — если и оно порой враждует против нас, когда мы согрешаем, отмщая нам горячками и другими болезнями и страданиями , если и раболепствующее тело наказывает владычествующую душу, когда она согрешает, — не потому, чтобы оно хотело этого, но потому, что делать так заповедано ему».

Протоиерей Евгений Соколов пишет о том, как действует духовный закон в истории и судьбах народов:

«Мир живет по мудрым, сложным и многообразным законам, которые были заложены в него Богом при творении.

… Пренебрежение законами всегда ведет к разрушению. На санях летом, конечно же, ездить можно, но платой за это будет повреждение и саней, и дороги.

… и духовная сфера человеческого бытия подчинена законам, имеющим фундаментальное значение для развития Вселенной. Эта область знаний всегда оставалась самой сложной для постижения. Человечество в своей истории не раз и не два, теряя знание этих законов и не соблюдая их, приходило к духовному тупику в своем развитии. Всемирный потоп, Вавилонское смешение языков — это примеры вынужденного вмешательство Творца в человеческую историю для спасения Своего любимого создания, бездумно пришедшего к опасной черте полного и всеобщего духовного беззакония.

…Нарушение духовных законов приводит людей к пренебрежительному отношению к действию всех иных закономерностей и правил в сотворенном мире. …С чего, с несоблюдения каких законов начинается отступление от принятых и прописанных правил? И здесь мы вступаем в начало начал, в отступлении от духовных законов. Именно несоблюдение этих законов ведет к пренебрежению или откровенному попиранию всех остальных.

…не соблюдение духовных законов автоматически ведет к нарушению всех остальных. Достоевский сказал об этом блестяще: «А если Бога нет, то все позволено».

…от того, насколько принятые человеческим сообществом законы коррелируют с объективными, установленными Творцом, духовными законами человеческого бытия, и зависит жизнь того или иного народа. Игнорирование духовной сферы, жизнь не по духовным законам (а значит, в духовном беззаконии) всегда вела к разрушению государства . Можно вспомнить великие империи прошлого. Как могущественный Рим, покоривший полмира, проиграл войну диким, необразованным варварам? Экономическая система в Римской республике действовала, государственные политические институты работали, была хорошо вооруженная и обученная армия, существовала система образования, а у варваров ничего этого не было. Но как же быстро погибла эта великая империя, которая отвергла объективные духовные законы бытия и предпочла продолжать жить в духовном беззаконии по принципу «хлеба и зрелищ». Если вспомнить езду на санях летом, то понятно, что нарушение законов всегда приведет к катастрофе. Когда — это только вопрос времени. И рухнул Рим, поправший духовные законы».

4. Отличие духовных законов от физических – не непреложность. Духовный закон и любовь Божия

Старец Паисий Святогорец:

«Однако между естественными и духовными законами есть значительная разница. Естественные законы «несердобольны» и человек не может их изменить. А вот законы духовные «сердобольны», и человек изменить их может. Потому что [в случае с духовными законами] он имеет дело со своим Творцом и Создателем — с Многомилостивым Богом . То есть быстро осознав, как «высоко» он залетел от своей гордости, человек скажет: «Боже мой, у меня нет ничего своего, и я ещё горжусь?! Прости меня!» — и сразу же бережные руки Бога подхватывают этого человека и нежно опускают его вниз, так что его падение остаётся незаметным. Таким образом человек не сокрушается от падения, потому что ему предшествовало сердечное сокрушение и внутреннее покаяние.

То же самое происходит и в случае с Евангельским законом: «Вси́ бо прие́мшие но́ж ноже́м поги́бнут» (ср. Мф. 26, 52). То есть если я ударю кого-то мечом, то по духовному закону я должен расплатиться за это тем, что мечом ударят меня самого. Однако если я осознаю свой грех, если меня «бьёт мечом» собственная совесть и я прошу у Бога прощения, то духовные законы прекращают действовать, и я, подобно целебному бальзаму, приемлю от Бога Его любовь.

То есть в глубине судов Божиих — а Его суды это бездна — мы видим, что Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Если непослушный ребёнок берётся за ум, кается и его мучает совесть, то отец с любовью ласкает и утешает его. Человек может изменить решение Бога! Это дело нешуточное. Ты совершаешь зло? Бог даёт тебе по затылку — Говоришь «согреших»? Он подаёт тебе Свои благословения.

Некоторые люди покаялись в своём грехе, и Бог их простил. Духовные законы действовать прекратили… Если человек кается, то он не наказывается: его милует Христос.

— Геронда, а если человек совершает падение и скорбит об этом, то расплачивается ли он подобным образом за свои духовные долги?

— Он осознает свой долг [Богу] или скорбит эгоистично? Если он осознает свой долг, то платить за своё падение уже не будет. Однако если он своего долга не осознает, то Бог попустит и расплату. … Если мы имеем [духовные] долги и не расплачиваемся за них в жизни сей, то это очень плохой знак. Это значит — Бог нас оставил. А если человек не несёт никаких наказаний и принимает лишь благословения, то, видимо, он совершил что-то доброе и за это доброе Христос платит ему в сей жизни — вдвойне и втройне. Однако за свои ошибки такой человек не расплачивается. И это тоже плохо. Предположим, я совершил что-то доброе на десять процентов, а Христос воздаёт мне за это на двадцать процентов, и я не имею ни скорбей, ни расстройства. Но в этом случае я не расплачиваюсь за свои грехи.

Как говорит Святой Исаак Сирин, несчастья в этой жизни уменьшают адскую муку. То есть в подобном случае по отношению к человеку вступают в действие духовные законы, исчезает какая-то часть адских мучений».

Cвятитель Феофан Затворник пишет о необходимости внимания и трезвения:

«Искушения эти бывают и внешние — скорби, унижения; и внутренние — страстные помышления, которые нарочно спускаются, как звери с цепей. Сколько поэтому нужно внимать себе, и строго разбирать бывающие с нами и в нас, чтобы видеть, почему оно так есть и к чему нас обязывает».

Оптинские старцы часто показывали людям причину их искушений, чтобы те покаянием могли остановить действие духовных законов. Например, читаем про преп. Амвросия Оптинского:

«Однажды к нему подошел молодой человек из мещан с рукой на перевязи и стал жаловаться, что никак не может ее вылечить. У старца был еще один монах и несколько мирян. Не успел тот договорить: «болит, шибко болит. «, как старец его перебил: «И будет болеть, зачем мать обидел?»»

Преп. Макарий Оптинский писал своему духовному сыну:

«Почему знать, а может быть, потому тебе и попустилось искушение, что имел тонкое и тайное о себе мнение, которое вело тебя к прелести; то, дабы не допустить до оной, последовали тебе скорби. Ты не ставь никого причиною оных и не вини, а усматривай здесь Промысл Божий, испытующий тебя, а люди токмо суть орудия Промысла.

. Скорбей нигде не избежишь; ибо оные суть порождения собственных наших страстей, ко обличению их, дабы мы, с помощью Божией, попеклись об исцелении их.

Наши страсти нас мучат чрез случаи, как пишет св. апостол Иаков: Бог несть искуситель злым; кийждо же искушается от своея похоти влеком и прельщаем (Иак. 1, 13, 14). Когда рассмотрим себя, то всякой скорби мы сами виновны; и древо, из которого делан наш крест, росло на почве сердца нашего. Так и все наши скорби, бывающие отвне, показуют лице нашего внутреннего человека; а любящим Бога вся поспешествует во благое (Рим. 8, 28)».

Таким образом, человек может прекратить действие духовного закона раскаянием, покаянием и смирением.

Старец Паисий Святогорец говорит об этом:

«…насколько возможно, живите смиренно. Думайте о том, что у нас нет ничего своего. Всё, что у нас есть, дано нам Богом. Всё, что у нас — Божие. Наши — только грехи. Если мы не будем смиряться, то духовные законы будут вступать в действие по отношению к нам постоянно, до тех пор, пока не сокрушится наш эгоизм . И пусть — пусть Бог устраивает всё так и смиряет нас до тех пор, пока нас не застанет смерть».

5. Как быстро действуют духовные законы

Духовные законы могут действовать по-разному, в разные сроки, или не действовать вообще в течение этой жизни, в зависимости от промысла Божия о человеке, от духовного устроения человека:

Старец Паисий Святогорец:

«Если мы имеем [духовные] долги и не расплачиваемся за них в жизни сей, то это очень плохой знак. Это значит — Бог нас оставил.

— Геронда, духовные законы всегда действуют сразу?

— Бывает по-всякому. Часто остается только удивляться! Кто-то, стоит ему чуть-чуть возгордиться, сразу же терпит полную неудачу, то есть духовный закон действует молниеносно. К примеру, монахиня моет стёкла и ей приходит гордый помысл о том, что она моет их лучше, чем другая сестра. Тут же она на что-то отвлекается [ — неудачное движение] — и стекло лопается. А в других случаях духовные законы действуют не сразу.

— Геронда, а когда духовные законы действуют сразу, что это значит?

— Это хороший признак. В таких случаях человек должен понять, что любовь Божия его покрывает, потому что он расплачивается за [каждую из своих ошибок] в отдельности, а не платит за всё вместе [впоследствии]. Однако, если по отношению к человеку духовные законы не действуют, это опасно. Это показывает, что человек — ребёнок, удалившийся от своего Отца — Бога, что он не живёт в Его доме. Есть люди, которые постоянно ведут себя с гордостью и с ними ничего не происходит. Это значит, что их гордыня столь велика, что перестала быть человеческой. Она дошла до своей высшей степени — до бесовской гордыни, до [сатанинского] превозношения. Такой человек тоже падает, но уже с другой стороны вершины. Падает прямо в ад. Он падает люциферическим падением, но те, кто находится по эту сторону вершины, его падения не видят. То есть люди, о которых идёт речь, не попадают под действие духовного закона в жизни сей, но по отношению к ним действует апостольское изречение: «Лука́вии же челове́цы и чароде́е преуспе́ют на го́ршее, прельща́юще и прелъща́еми» (2 Тим. 3, 13)».

Если у христианина отсутствовали искушения, это всегда заставляло его внимательно вглядеться в то, как он живёт, искать, что неверно в его духовной жизни.

Святой Марк Подвижник говорит:

«Что за надобность дьяволу бороться с теми, которые всегда лежат на земле и никогда не встают».

Он прямо пишет, что если у кого-то нет скорбей, то это тревожный знак :

« Если кто явно согрешая и не каясь, не подвергается никаким скорбям до самого исхода, то знай, что суд над ним будет без милости … Желающий избавиться от будущих горестей должен охотно переносить настоящее. Ибо таким образом, мысленно изменяя одно в другое, он через малые скорби избежит великих мучений.

Когда вследствие обиды раздражается твоя утроба и сердце, не печалься, что промыслительно пришло в движение скрывавшееся внутри тебя зло. Но с радостью низлагай возникшие помыслы, зная, что вместе с тем, как они истребляются при своем появлении, истребляется вместе с ними и зло, лежащее под ними и приводящее их в движение. Если же помыслам позволяют коснеть и часто появляться, то и зло обычно усиливается ».

Иером. Иов (Гумеров) отвечает на вопрос:

«– Кроме того, есть люди, которые, как кажется, вообще не страдают, а грешат много. Получается, что Бог не хочет их очищать? Почему нет страданий, у тех, которым они нужнее всего?

– Бог всех любит и хочет всем спасения. Но он ведает все сокрытое в душе каждого. Наперед знает, как воспримет человек посылаемые ему страдания: одни перестанут грешить и начнут исправляться, а другие озлобятся. Такие люди к имеющимся грехам прибавят еще более страшные: ропот и хулу на Бога. В аду муки соответствуют тяжести преступлениям. Поэтому если таким грешникам послать испытания, то будущая участь их будет еще мучительней. Господь даже грешников любит и не хочет, чтобы они умножались их наказания».

Св. Игнатий Брянчанинов:

«Неискушенная добродетель, сказали святые отцы, не добродетель! Если видите кого-нибудь величаемого от людей православных добродетельным, а он живет без всяких искушений, преуспевает в мирском отношении, знайте: его добродетель, его Православие не приняты Богом. В них зрит Бог нечистоту, ненавистную Ему! На нечистоту человеческую он взирает снисходительно, врачует ее различными средствами; в ком увидит нечистоту бесовскую, от того отвращается. Любя Вас и сына Вашего, приближая Вас к Себе, Он попустил Вам скорбь».

www.verapravoslavnaya.ru

Смотрите так же:

  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
  • Следственный комитет комсомольск на амуре Комсомольский-на-Амуре следственный отдел на транспорте Адрес: 681013, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, 34 Телефон: тел/факс 8 (4217) 54-36-88 Руководитель: Кутиков Дмитрий Сергеевич Заместитель […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]
  • Отгул по семейным обстоятельствам заявление Образец заявления на отгул по семейным обстоятельствам Понятие «отгул» не определено в законодательстве. Поэтому под ним подразумевают отпуск без сохранения зарплаты. Как известно, ежегодный оплачиваемый отпуск планируется заранее и […]
  • Законы сложения 2 Законы сложения чисел Переместительный закон сложения Если слагаемые поменять местами, то сумма не изменится. Это можно легко проверить, посчитав количество звёздочек, представленных на рисунке: Можно сначала посчитать зелёные звёздочки, […]
  • Правила пдд круглый знак ПДД: Запрещающий дорожный знак 3.2 Движение запрещено в Правилах дорожного движения Запрещающий дорожный знак 3.2 Движение запрещено запрещает движение соответствующих видов транспортных средств в обоих направлениях. Действие запрещающего […]

Обсуждение закрыто.