Досуг несовершеннолетних

Организация досуга несовершеннолетних — важнейшее средство профилактики

(«Законность», 2006, N 10)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ —

ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ

О. Качанова, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Санкт-Петербурга.

Проблема предупреждения правонарушений подростков и молодежи имеет сейчас особую значимость. Это обусловлено интенсивным ростом негативных социальных явлений, прежде всего — безнадзорности и преступности несовершеннолетних, асоциализации семей, оказавшихся на грани или за чертой бедности, а также коммерциализации многих услуг, ранее доступных молодежи.

Сфера молодежного досуга оказалась одной из наиболее уязвимых в правовом плане. Ее характерные особенности: отсутствие на федеральном уровне правовой регламентации межсубъектных отношений, неформальный характер контактов подростков, молодежи и педагогов.

Основной нормативно-правовой документ, определяющий роль и место учреждений досуга в сфере профилактической деятельности, — ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Согласно его ст. 24 органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма осуществляют такие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

1) привлекают несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры;

2) оказывают содействие специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальным учебно-воспитательным учреждениям и центрам временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в организации спортивной и культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, помещенными в указанные учреждения.

Кроме того, в ч. 2 ст. 17 предусмотрены полномочия собственно молодежных клубов, которые в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) предоставляют социальные, правовые и иные услуги несовершеннолетним;

2) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в том числе путем организации их досуга и занятости, осуществления информационно-просветительных и иных мер;

3) разрабатывают и реализуют в пределах своей компетенции программы социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и защиты их социально-правовых интересов.

Анализ состояния преступности несовершеннолетних свидетельствует, что значительная часть преступлений совершается подростками, которые не учатся, не работают либо свободное от учебы, работы время тратят попусту.

Надзор за исполнением законодательства об организации воспитательно-профилактической работы среди несовершеннолетних по месту жительства — один из важнейших участков прокурорской деятельности.

Вопросам участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних такого вида учреждений досуга, как подростково-молодежные клубы (далее — ПМК), были посвящены проверки, организованные прокуратурой города в 1-м полугодии 2005 г. и в порядке контроля спустя год — в апреле 2006 г.

Сейчас в городе действует 291 подростково-молодежный клуб, 2678 кружков и секций, из них 833 платных, в которых занимаются 66843 несовершеннолетних, в том числе 12355 человек на платной основе. Отрадно то, что за последние 10 лет в городе не закрыто ни одного подростково-молодежного клуба.

Проверка в 2005 г. показала, что к основным задачам подростково-молодежных клубов отнесена организация культурного досуга подростков и молодежи по месту жительства, спортивно-массовой работы, воспитательной и индивидуально-профилактической работы с детьми, подростками и молодежью, находящимися в социально опасном положении и склонными к совершению правонарушений. Однако статистические данные показывают, что деятельность ПМК практически не ориентирована на работу с «трудными» подростками. Лишь 3% (2186 человек) от общего количества занимающихся составляют подростки, оказавшиеся в социально опасном положении, из них состоит на учете в ОДН органов внутренних дел всего 1314 человек.

Проверка показала, что работа подростково-молодежных клубов по месту жительства не отвечала требованиям, предъявляемым ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Так, в Василеостровском районе отделом по физической культуре, спорту и молодежной политике совместно с районной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав разработана «Целевая комплексная программа по молодежной политике на период с 2003 по 2005 годы», которая включает несколько самостоятельных подпрограмм. По итогам 2004 г. отдел физической культуры, спорта и молодежной политики признан победителем городского смотра-конкурса подростково-молодежных клубов и центров по месту жительства. Между тем возможности подростково-молодежных клубов использовались не в полной мере. В 29 ПМК в 2005 г. занимались лишь 96 подростков из 407 состоящих на учете. В клуб «Дружба» несовершеннолетние, состоящие на учете в ПДН Василеостровского РУВД, направлялись в последний раз в 1999 г. При том, что занятия в спортивных секциях самбо и дзюдо, действующих на платной основе, для несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН ОВД либо проживающих в малообеспеченных семьях, проводятся бесплатно. По выявленным нарушениям прокурор района внес представление в адрес главы администрации района. Оно рассмотрено с участием представителя прокуратуры на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Директора нескольких ПМК, в том числе «Дружба», привлечены к дисциплинарной ответственности.

Проверка в порядке контроля показала, что кроме мер дисциплинарного воздействия была организована работа по вовлечению подростков, состоящих на учете в ОДН УВД, в работу ПМК. Всем подросткам направлены письменные приглашения посетить клубы, педагоги-организаторы посетили «подучетников» по месту жительства, информация о работе ПМК была доведена до сведения учащихся образовательных учреждений. Теперь клубной работой охвачено более 60% «трудных» подростков.

В Петроградском районе Санкт-Петербурга работает 15 клубов, в которых создано 50 бесплатных кружков и секций. Однако в подавляющем большинстве из них занимаются дети младшего возраста. Из 210 подростков, состоящих на учете в ПДН Петроградского РУВД, посещали подростково-молодежные клубы только 23 человека. Это обстоятельство, свидетельствующее о низком уровне работы с подростками, находящимися в социально опасном положении, было подтверждено и на заседании районной комиссии по делам несовершеннолетних. Вопрос организации досуга несовершеннолетних по месту жительства был обсужден на заседании рабочей группы при прокуроре района по вопросам борьбы с преступностью, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. По результатам обсуждения 5 работников подростковых клубов привлечены к дисциплинарной ответственности.

Особую тревогу вызывало состояние работы с детьми и подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, в подростковых клубах Фрунзенского района. Администрация района встала на путь коммерциализации деятельности досуговых учреждений. В 20 подростково-молодежных клубах организовано более 120 кружков и секций, однако лишь треть из них бесплатные. Из 2000 человек только 590 детей и подростков занимались бесплатно. Из 389 подростков, состоящих на учете в ОДН, только 36 человек были вовлечены в организованный досуг в кружках и спортивных секциях.

В адрес главы администрации заместитель прокурора города внес представление, по результатам рассмотрения которого, как показала контрольная проверка, были приняты исчерпывающие меры по открытию достаточного количества бесплатных кружков и секций, востребованных подростками. В то же время в качестве положительного примера можно отметить деятельность Санкт-Петербургского центра детского технического творчества, который заключил соглашение о совместных действиях с УВД Центрального района. Сотрудники центра направили в комиссию по делам несовершеннолетних при администрации района и ПДН список учащихся, которые относятся к категории безнадзорных либо неблагополучных. С подростками проводится активная индивидуальная профилактическая работа.

И все же, как показала проверка, в целом деятельность подростково-молодежных центров территориальными исполнительными органами государственной власти пущена на самотек. Основным критерием эффективности работы было выполнение планового задания на получение средств в бюджет Санкт-Петербурга от оказания платных услуг.

По результатам проверки требований ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в деятельности органов по делам молодежи и учреждений досуга прокуроры районов внесли 25 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 22 руководителя клубов. Все представления рассмотрены на коллегиях, совещаниях при главах районных администраций, на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Заместитель прокурора города внес представление в адрес вице-губернатора Санкт-Петербурга, содержащее предложения по совершенствованию досуговой работы с подростками по месту жительства, инициирована разработка нормативно-правового акта, регламентирующего деятельность педагогов-организаторов ПМК.

По результатам рассмотрения представления, состоявшегося с участием представителя прокуратуры города, правительство Санкт-Петербурга приняло Постановление «О мерах по размещению государственных учреждений подростково-молодежных центров Санкт-Петербурга», в соответствии с которым администрации районов при подготовке проектов постановлений правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции целевым назначением вносят предложения о приобретении встроенных (пристроенных) помещений, необходимых для размещения государственных учреждений подростково-молодежных центров.

Кроме того, правительством города принято постановление, утвердившее Положение о педагоге-организаторе подростково-молодежного клуба (центра) Санкт-Петербурга, осуществляющем организацию работы с детьми, подростками и молодежью по их месту жительства по различным направлениям, в том числе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

17 апреля 2006 г. Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят Закон «О Целевой программе Санкт-Петербурга «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи в Санкт-Петербурге» на период с 2006 по 2008 год», в которой предусмотрено развитие сети кружков и секций в подростковых клубах и центрах по месту жительства для организации досуга несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, с объемом финансирования этой статьи на три года соответственно 11500, 15552 и 20152 тыс. руб.

Проверка в порядке контроля показала, что администрации районов приняли меры по улучшению досуговой работы с подростками по месту жительства: разработаны и действуют программы развития подростково-молодежных клубов, основная часть мероприятий которых реализуется при методической поддержке Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями.

В двух районах города (Петроградский и Петродворцовый) для деятельности ПМК предоставлены дополнительные помещения, произведен необходимый косметический ремонт, открыты два новых клуба.

Наметилась позитивная тенденция в организации досуговой работы с подростками по месту жительства с участием педагогов-организаторов в осуществлении индивидуальной работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении. Отмечается более действенное взаимодействие между ПДН РУВД и педагогами-организаторами подростково-молодежных клубов, усиление координирующей роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Более востребованными стали такие формы работы, как диспуты, открытые споры по наиболее актуальным для молодежи вопросам с приглашением представителей молодежных общественных организаций, политических партий и религиозных конфессий.

По инициативе прокуратуры города, поддержанной вице-губернатором, проведено анкетирование лиц, посещающих подростково-молодежные клубы, на предмет выявления наиболее востребованных направлений кружковой и секционной деятельности.

Проведенные органами прокуратуры проверки позволили существенно активизировать деятельность досуговых учреждений по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

www.center-bereg.ru

Об организации досуга подростков и молодежи и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в г. Владимире

Постановление главы города Владимира от 24.01.2003 N 31

Одним из наиболее актуальных направлений деятельности городских служб социальной направленности является вовлечение детей, подростков и молодежи в организованные формы досуга, создание в городе единого воспитательного и реабилитационного пространства, обеспечивающего развитие творческой активности детей и подростков и направленного на профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

В настоящее время в городе Владимире функционирует около 200 учреждений и организаций, в которых культурными, спортивными и клубными формами досуга охвачено более 50 тысяч детей и подростков.

В прошедшем 2002 году в городе отмечалось снижение детской и подростковой преступности на 39%, количество подростков, привлеченных к уголовной ответственности, уменьшилось на 18,9%.

Вместе с тем в работе учреждений, занимающихся организацией досуга и занятости несовершеннолетних, имеются определенные недостатки.

Так, проекты жилых домов не всегда предусматривают обустройство дворовых детских и спортивных площадок: в настоящее время только в четверти городских дворов имеются оборудованные площадки. Для размещения досуговых подростковых учреждений предлагаются не приспособленные для этого помещения. Недостаточно развита система информирования подростков и молодежи о проводимых в городе досуговых мероприятиях. Деятельность по вовлечению детей и подростков в организованные формы досуга и предупреждению их правонарушений требует более тесного взаимодействия, комплексного подхода к решению поднятой проблемы. Вместе с тем межведомственный Координационный совет по проблемам семьи, женщин и детей, призванный решать обозначенные проблемы, в настоящее время не функционирует. Недостаточно четко действует существующая в городе система выявления семей и детей, находящихся в социально опасном положении.

С целью повышения эффективности работы учреждений по организации досуга и занятости детей и подростков, усилению межведомственного взаимодействия социальных служб по вовлечению детей и подростков в организованные формы досуга, ликвидации безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних постановляю:

1. Считать деятельность по вовлечению детей и подростков в организованные формы досуга и занятости одним из наиболее приоритетных направлений межведомственного взаимодействия, мерой, направленной на снижение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

2. Заместителю главы города — начальнику управления муниципальным имуществом Мартынову С.А. при проведении ревизии нежилых помещений в городе предусматривать выделение их комитетам по делам молодежи и по физической культуре и спорту для размещения подростковых, молодежных и спортивных досуговых учреждений.

3. Управлению строительства и архитектуры (Немков В.А.) при проектировании жилых домов предусматривать обустройство детских и спортивных площадок, а также строительство пристроек для осуществления в них деятельности подростковых клубов.

4. Управлению социальной политики (Ковалькова Т.Ю.):

4.1. В целях улучшения межведомственного взаимодействия по вопросу организации досуга, занятости детей и подростков и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при управлении социальной политики возобновить заседания Координационного совета по проблемам семьи, женщин и детей не реже одного раза в квартал.

4.2. В срок до 01.04.2003 составить социальный паспорт семей города Владимира, воспитывающих несовершеннолетних детей.

4.3. Осуществлять межведомственную координацию деятельности городских служб социальной направленности, входящих в городскую систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по выявлению семей и детей, находящихся в социально опасном положении.

4.4. При проведении летней оздоровительной кампании 2003 года обеспечить бесплатными путевками в загородные оздоровительные лагеря детей из семей, нуждающихся в особой заботе государства, и прежде всего состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

4.5. Совместно с отделом культуры и комитетом по делам молодежи изучить вопрос и в срок до 01.04.2003 внести в адрес главы города предложения об изменении порядка выдачи разрешительной документации на осуществление деятельности городских компьютерных салонов, молодежных дискотек и ночных клубов с целью упорядочения процесса предоставления ими услуг несовершеннолетним жителям города.

4.6. Учитывая, что в основе решения проблемы детской безнадзорности лежит профилактическая работа с семьями, провести подготовительную работу и внести на рассмотрение городского Совета народных депутатов пакет документов по открытию в 2003 году муниципального учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи «Семья».

4.7. На базе муниципального учреждения социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков «Островок заботы» в летнее время организовать группы дневного пребывания для детей из асоциальных семей.

4.8. Совместно с управлением образования, комитетом по делам молодежи, городской службой занятости продолжить практику организации общественных работ для несовершеннолетних, провести «Ярмарку вакансий» рабочих мест для учащихся школ, профессиональных училищ города по организации их занятости в свободное от занятий время.

4.9. Осуществлять постоянное взаимодействие с социальными и кадровыми службами крупных предприятий города, общественными и некоммерческими объединениями социальной направленности для совместного решения проблемы вовлечения детей и подростков в организованные формы досуга и занятости, подготовить предложения по вынесению вопроса обучения и последующего трудоустройства детей и подростков на предприятиях города на заседание Совета директоров.

4.10. Продолжать выпуск тематических номеров газеты «Молва» с целью информирования населения города, в том числе детского, о месте и времени проведения городских массовых мероприятий с целью организации семейного досуга.

5. Управлению образования (Фролова Г.В.):

5.1. В целях раннего выявления неблагополучных семей организовать учет неорганизованных детей дошкольного возраста, а также детей, достигших 7 лет и не приступивших к занятиям в школе без уважительных причин.

5.2. Провести необходимую подготовительную работу по открытию в городе с 01.09.2003 кадетской школы, филиала детско-юношеской спортивной школы дзюдо в юго-западном районе города.

5.3. В срок до 01.09.2003 доукомплектовать штаты школ города социальными педагогами с целью ведения работы с детьми на территории, прилегающей к школе.

5.4. Содействовать целевому набору детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в областную кадетскую школу-интернат «Кадетский корпус» и в отряд воспитанников воинской части N 30790.

5.5. Обеспечить усиление роли Детского оздоровительно-образовательного центра в деле пропаганды здорового образа жизни, профилактики подростковой токсикомании и наркомании.

6. Комитету по делам молодежи (Картухин В.Ю.):

6.1. Принять меры к улучшению материальной базы имеющихся в городе клубов по месту жительства, выведения их из подъездов жилых домов, не приспособленных для этого помещений, обустройству отдельных входов.

6.2. Развивать сеть учреждений по месту жительства путем открытия в 2003 году новых клубов, обратив при этом внимание на юго-западный район города.

6.3. В деятельности клубов по месту жительства определить приоритетными спортивное и патриотическое направления работы.

6.4. На базе молодежного образовательно-оздоровительного центра «Икар» организовать профильные смены для подростков спортивного направления.

6.5. Продолжать практику заключения договоров с ВГПУ о прохождении студентами практики в качестве командиров бригад «трудных подростков» в периоды их временной занятости.

6.6. Осуществлять ежеквартальный выпуск информационного бюллетеня комитета по делам молодежи с последующей рассылкой его в образовательные и досуговые учреждения города.

7. Комитету по физической культуре и спорту (Бояринцев В.А.):

7.1. Проанализировать наличие в спортивных школах и секциях спортивной направленности платных услуг и контингент занимающихся с целью принятия мер по вовлечению в занятия физкультурой и спортом детей и подростков из неблагополучных семей.

7.2. Повысить эффективность взаимодействия со СМИ в целях информирования подростков о наличии учреждений спортивной направленности и месте проведения спортивно-массовых мероприятий.

8. Отделу здравоохранения (Курючкин Н.А.), используя возможности участково-педиатрической службы, содействовать выявлению семей и детей, находящихся в социально опасном положении, с последующим (в 10-дневный срок) представлением сведений о них управлению социальной политики.

9. Управлению внутренних дел (Забегалов А.Ю.):

9.1. Принять меры к улучшению материально-технической базы подразделений по делам несовершеннолетних.

9.2. Ужесточить контроль за деятельностью городских досуговых учреждений в вечернее и ночное время с целью предупреждения правонарушений, в том числе несовершеннолетними.

10. Городскому фонду социальной поддержки населения (Иванов О.Г.) предусмотреть финансирование спортивных и массовых городских мероприятий для малообеспеченных категорий населения с целью развития различных форм семейного досуга.

11. Главам администраций районов в целях развития массовой физической культуры и вовлечения детей и подростков в занятия спортом следить за содержанием и поддерживать состояние имеющихся дворовых и спортивных площадок, предусмотреть ввод в действие ежегодно комплексных спортивных площадок по месту жительства с представлением в срок до 01.02.03 г. в адрес администрации города предложений по их территориальному размещению.

12. Заместителю главы города — начальнику финансового управления (Савельев В.А.) при получении дополнительных доходов городского бюджета представлять главе города предложения о направлении средств на реализацию данного Постановления.

13. Контроль за исполнением Постановления возложить на заместителя главы города Гуськову В.И.

7law.info

Организация отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних

Одним из приоритетных направлений социальной политики в стране является организация отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних. Начиная с 2001 г. такая работа приобрела круглогодичный характер. Она выступает как одна из форм оказания социальной помощи тем семьям, которые нуждаются в особой заботе государства.

Организовывая отдых, оздоровление, досуг детей и подростков педагоги в качестве основной цели ставят не только решение проблем улучшения здоровья и расширение адаптационных возможностей организма ребенка, но и развитие разносторонних интересов и способностей несовершеннолетних, обеспечение трудовой занятости детей и подростков, сокращение количества правонарушений в период школьных каникул.

Организация отдыха, оздоровления, досуга и занятости детей и подростков носит межведомственный характер, что позволяет охватить большую часть детского населения страны. Социальные работники должны позаботиться о выделении остронуждающимся семьям санаторно-курортных, оздоровительных путевок за счет средств областного и федерального бюджетов.

Последние годы в силу сложных политических, социально-экономических и культурных преобразований в стране возникла особая потребность в развитии такой (к сожалению, забытой) формы работы с детьми в городе, как детская площадка, городской лагерь или летняя досуговая группа для реабилитации, развития и отдыха детей в летнее время.

В настоящее время практикуется организация в период летнего отдыха летних профильных групп. Летние профильные группы (ЛПГ) создаются при социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, отделениях помощи семье и детям. Создаются ЦСОН, при центрах социальной помощи семье и детям «Семья» для детей – инвалидов и несовершеннолетних из малообепеченных семей.

Целью летней профильной группы является: организация летнего отдыха через включение несовершеннолетних в интеллектуальную и досуговую деятельность, способствующую развитию личности ребенка, расширению его сознания, а значит, его социальной реабилитации, социализации и развитию, оздоровлению и занятости.

Основными задачами летней профильной группы являются: создание условий для летнего отдыха, оздоровления, реабилитации, интересного досуга, занятости детей и подростков; оказание социально-экономической, медико-психолого-педагогической помощи детям и подросткам из различных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасных условиях.

lawbooks.news

Программа организация досуга детей и подростков как способ профилактики отклоняющегося, противоправного и зависимого поведения

В настоящее время на территории РФ существует ряд проблем связанных с воспитанием подрастающего поколения. Определяющим фактором развития личности является – среда, а это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. К последней относится такие характеристики, как общественный строй, материальные условия жизни.

Кроме перечисленных выше – важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является – воспитание и внеурочная занятость подростков.

К сожалению, в данное время в России наблюдается :

1. Недостаток и качественное устаревание системы дополнительного образования.

2. ОУ не обеспечивают 100% занятости детей во вне учебно-воспитательного процесса.

3. Из-за занятости родителей, должным образом не производится контроль и воспитание детей, что в свою очередь может привести к их дезадаптации.

— создают с экранов телевизоров стереотип молодого человека с сигаретой и

— пропагандируют агрессивное поведение — как норму жизни.

5. Демографический кризис.

Исходя из вышеперечисленного — организация внеурочной занятости детей и подростков необходима в данное время, так как это способствует развитию и реализации личностных возможностей воспитанников на основе удовлетворения их интересов и потребностей. Детские объединения дают возможность каждому делать своё дело, защищать собственные интересы, участвовать в самоуправлении. В детских и юношеских организациях воспитанники приобретают опыт общественных отношений и осваивают новые для них социальные роли.

Разные цели объединяют несовершеннолетних: желание неформального общения со сверстниками; стремление ликвидировать дефицит в общении, получить помощь в определении своего места в жизни, защите прав и свобод, в подготовке к взрослой жизни.

Воспитательная работа, направленная на решение задач социализации личности в условиях детского объединения, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличается от внеклассной работы. В детских и юношеских объединениях повышается социальная значимость деятельности воспитанников. Цель деятельности детско-юношеских объединений – повышение социальной значимости деятельности воспитанников. Этому способствует создание условий, при которых успешно осуществляется социализация личности, в результате чего реализуется желание и готовность к выполнению социальных функций в обществе. Создаются условия для удовлетворения потребностей, интересов воспитанника, что способствует внутреннему обогащению, как его самого, так и организации. В детских и юношеских объединениях формируются новые устремления; происходит корректировка поведенческих норм личности с общественными нормами, ценностями, социальными программами; выполняются защитные функции (охрана интересов, прав детей и подростков).

Принято различать объединения по:

1) содержанию деятельности — трудовые, досуговые, общественно-политические, патриотические, познавательные и другие.

2) месту нахождения — постоянные – на базе школы, учреждений дополнительного образования, по месту жительства детей;

3) по времени существования – детские летние центры, туристические группы и т.д.;

4) ситуативные – участники акций помощи, слётов и т.п.;

5) форме управления (неформальные, клубные организации).

Деятельность воспитанников в детских и юношеских объединениях отличается содержанием, формами, методами работы и соответствует возрастным особенностям несовершеннолетних, их интересам и потребностям.

Право выбора детского или юношеского объединения, свободы в передвижении из одного коллектива в другой остаётся за детьми. Такой подход называют вариативным. Он даёт возможность выбрать объединение по интересам, реализовать любую, соответственно выбору, программу, самому планировать сроки её реализации и темпы выполнения.

Три принципа деятельности в данных объединениях :

  • гармонизация общечеловеческих ценностей в рамках детских и юношеских объединений;
  • включённость несовершеннолетних в социально-личностные значимые отношения, которые служат благоприятной базой для развития жизненных установок и социальных ролей;
  • взаимосвязи детского самоуправления и педагогического руководства, которые позволяют воспитанникам самоорганизовываться и самореализовываться в детском объединении.

В объединениях создаются реальные условия для динамического и интенсивного общения ребёнка со сверстниками, предоставляются разнообразные варианты реализации его творческой активности. Во временном детском объединении подростки пробуют самостоятельно организовывать свою жизнедеятельность и занимают при этом позицию от пассивного наблюдателя до активного организатора.

Образцы социального поведения, которые раскрываются перед несовершеннолетними в деятельности детского объединения благодаря взрослым и сверстникам, дают ему возможность поставить себя на их место и реализовать усвоенные нормы. Качественные изменения, происходящие в результате развития детей, — это итог совместной деятельности с воспитателями, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, сотрудничества в реальных контактах друг с другом.

Цель программы :

  1. Формирование качественно — переосмысленного системного подхода к организации досуга учащихся.
  2. Создание и развитие школьных и районного волонтерского движений подростков по пропаганде ЗОЖ и профилактики зависимости от ПАВ посредством организации внеурочной занятости.

Задачи :

  1. Разработка и создание методической базы для организации досуговой занятости.
  2. Привлечение волонтёров из среды учителей и учащихся для организации досуга в ОУ Красногорского муниципального района, а также на базе ППМС центра «Созвездие».
  3. Проведение рейдов силами волонтёров по ОУ с целью привлечения учащихся к организованным мероприятиям, проведение школьных и районных акций по пропаганде ЗОЖ, формирование мотивационного потенциала в занятиях физкультурой и спортом.

Ожидаемые результаты :

Создание и развитие школьных и районного волонтерского движений подростков по пропаганде ЗОЖ и профилактики зависимости от ПАВ посредством организации внеурочной занятости. Развитие активности, самостоятельности, творческой деятельности у учащихся ОУ Красногорского муниципального района.

Направление работы:

◄ Организация и проведение семинаров, лекций, круглых столов с привлечением детей волонтёров.

Формы работы:

  • Тренинги
  • Игры
  • Тематические вечера
  • Праздники
  • Конкурсы
  • Коллективно-творческие дела
  • Марафоны
  • Викторины
  • Семинары
  • КВНы
  • Лекции
  • Круглые столы
  • Мастер — классы

Мероприятия по организации досуговой сферы школьников.

center-psi.ru

Методические рекомендации «Реабилитационный досуг несовершеннолетних группы риска»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества

Реабилитационный досуг несовершеннолетних группы риска

Выполнил: Уварова Е.В.,

методист, педагог д/о

Реабилитационный досуг несовершеннолетних группы риска

Особую роль организация досуга играет в жизни детей и подростков. Досуг для них – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Правильно организованный досуг является целым социальным институтом, который выполняет ряд определенных функций и способствует успешной социализации детей и подростков.

Социализация – это сложный многогранный процесс по:

1 усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;

2 усвоению и дальнейшему развитию индивидом социально- культурного опыта;

3 становлению личности, обучению и усвоению индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;

4 включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т. д.

Общим для всех подходов является рассмотрение социализации как результата и механизма приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д. р.

Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах. В подростковом возрасте резко возрастает значимость общения со сверстниками и интенсивность связанных с ним эмоций и чувств. Это возраст межличностных влечений, близкой дружбы, первой любви. Объем общения со сверстниками и потребность в нем выходят у подростков на первое место, оставляя позади общение с ближайшими родственниками и с учителями.

Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных ролях. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга – коммуникативную.

infourok.ru

Смотрите так же:

  • Телефон прокурора рф Генеральная прокуратураРоссийской Федерации Генеральный прокурор Заместители Генерального прокурора О Генпрокуратуре России Международное сотрудничество Взаимодействие со СМИ Правовое просвещение Генеральная прокуратураРоссийской […]
  • Коллегия адвокатов президиум Президиум (9) Юридический стаж — c 1986 года Стаж работы в качестве адвоката — c 1999 года Является Председателем Президиума с 2006 года Телефон: +7 922 207-12-22 Юридический стаж — c 1994 года Стаж работы в качестве адвоката — c 1998 […]
  • Приказа фапси от 13062001 Приказ ФАПСИ от 13 июня 2001 г. N 152 "Об утверждении Инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным […]
  • Закон москвы о защите зеленых насаждений Закон г. Москвы от 24 апреля 2013 г. N 18 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" 1) в абзаце втором части первой слово ", имеющими" заменить словами "и имеющего", слова "который […]
  • Проблемы правонарушений несовершеннолетних 7 основных причин подростковой преступности и пути их решения По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2013 году рост подростковой преступности в Москве увеличился на 24,1%. При этом почти на 40% возросло количество совершенных […]
  • Приказ 199 дсп Решение Верховного Суда РФ от 13 октября 2011 г. N ГКПИ11-1143 Об отказе в признании недействующим абзаца первого пункта 167 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, […]

Обсуждение закрыто.