Директор иностранец разрешение на работу

Оформляем на работу руководителя — иностранца

В век развития международных отношений уже не редкость, когда у руля российской компании стоит иностранный гражданин. Что нужно знать, принимая на работу директора – иностранца, и какие сложности могут возникнуть при оформлении трудовых отношений?

Назначаем генерального директора
Иностранный гражданин свободен в выборе рода деятельности, профессии, распоряжения своим имуществом для предпринимательских и иных экономических целях с условиями ограничения, закрепленными в российском законодательстве (п. 1 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» № 115-ФЗ от 25.07.2002 г. (далее – Закон № 115-ФЗ)).
Однако, существуют ограничения в приёме иностранцев на работу.
Первое ограничение: это запрет на осуществление отдельных видов деятельности, которые перечислены в ст. 14, Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» далее по тексту – Закон №115-ФЗ).
Второе ограничение: Разрешительный порядок трудоустройства иностранных граждан в РФ (ст.13 Закона №115-ФЗ). Есть исключения, о которых мы поговорим позднее.
Для генерального директора с точки зрения гражданского законодательства не имеет большого значения, уроженцем какого государства он является. Порядок назначения на должность руководителя организации закреплен в законодательстве, которое предусматривает как общую компетенцию компании, так и компетенцию его органов управления (ст. ст. 52, 91, 103 ГК РФ). Руководитель компании назначается на должность участниками/акционерами хозяйственного общества путём проведения общего собрания, результаты которого закрепляются письменно в протоколе, либо решении. Обязательно установите срок полномочий директора. Затем необходимо издать приказ о вступлении в должность нового директора.
Как и с обычным работником, с директором-иностранцем заключается трудовой договор. Однако, перечень документов для оформления трудовых отношений с иностранным директором чуть шире, чем с российским.

Оформляем разрешительные документы
Следует обратить внимание, что перед заключением трудового договора акционер или участник компании, то есть тот кто будет подписывать трудовой договор, обязан запросить информацию о наличии дисквалификации физлица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (п.2 статьи 32.11 КоАП РФ). Такую информацию участник или акционер может запросить в МВД России (Постановление Правительства РФ от 02.08.2005 г. № 483). Информация, из реестра открытая. Все заинтересованные вправе получить за определенную плату выписки, содержащие сведения о дисквалифицированных лицах. Порядок получения информации из реестра, можно узнать из Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц (утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 г. № 805). С дисквалифицированным лицом общество не вправе заключать трудовой договор и назначать его на руководящую должность.

Иностранный шеф является так же иностранным работником, и компании необходимо иметь специальное разрешение для трудоустройства такой категории работников..
Иностранец, в свою очередь имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).
Такой порядок не распространяется на мигрантов в случаях, перечисленных в п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ. Российская компания может привлечь зарубежного руководителя без получения специального разрешения на привлечение и использование иностранных работников исключительно в случаях, установленных п. 4.5. ст. 13 Закона № 115-ФЗ.
Подробнее мы рассмотрим в таблице виды трудовых мигрантов и необходимость получения разрешительных документов.

Вид мигранта

Подтверждающий документ

Разрешение на привлечение иностранного работника

buhday.ru

Директор-иностранец — получение трудового патента (разрешения на работу) в Санкт-Петербурге

Любое зарегистрированное в России юридическое лицо имеет право принять на должность директора (руководителя) гражданина иностранного государства.

Наиболее часто подобная ситуация встречается при создании юридического лица с иностранными учредителями, в качестве которых могут выступать как иностранные граждане, так и организации. Однако и в случае регистрации ООО (АО, компании другой формы) со 100-процентным российским капиталом закон не запрещает назначить руководителя-иностранца.

Вместе с тем, по российскому законодательству директор компании (даже если он является одним из ее учредителей) — такой же наемный работник, как и сотрудники, занимающие другие должности. Поэтому, прежде чем принять на работу во вновь созданное юридическое лицо директора-иностранца, необходимо решить, насколько это правомерно, и требуется ли данному гражданину патент или разрешение на работу в России?

Простой анализ миграционного законодательства дает следующий ответ: иностранец может быть назначен на должность руководителя юридического лица сразу с момента создания последнего только в трех случаях:
а) будущий руководитель компании является гражданином страны, являющейся членом ЕАЭС (Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана), трудовым мигрантам которых для работы в РФ разрешение на работу не требуется;
б) будущий руководитель имеет разрешение на временное проживание (РВП) или вид на жительство в РФ;
в) будущий руководитель является гражданином безвизовой страны, и ранее уже получил трудовой патент для работы в России в должности директора или генерального директора.

Во всех остальных случаях назначение иностранного гражданина на должность директора российской фирмы без разрешения на работу расценивается как нарушение закона и влечет за собой серьезные штрафы, определяемые статьей 18.15 Кодекса об административных правонарушениях:

«Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
3. Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечания:
1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Как же поступить, если необходимо создать российскую компанию с директором-иностранцем, не имеющим разрешения на работу, патента, РВП, вида на жительство и не состоящим в гражданстве страны-члена ЕАЭС? В такой ситуации мы рекомендуем следующие варианты:

1. Директор — гражданин безвизовой страны.
Это достаточно простой случай — необходимо вначале получить трудовой патент (как это сделать, читайте здесь), затем регистрировать компанию, сразу указав в регистрационных документах в качестве руководителя юридического лица данного иностранного гражданина.

2. Директор — гражданин визовой страны.
Гражданам стран, въезд из которых в Россию требует получения визы, вместо патентов оформляются разрешения на работу. К сожалению, закон не предусматривает возможности получения разрешения (в отличие от патента) без указания конкретного работодателя. Поэтому здесь единственно возможный вариант — регистрация юридического лица с «временным» руководителем — гражданином России. Далее, после создания компании (т.е. после возникновения юридического лица — работодателя), можно приступать к выполнению мероприятий, необходимых для оформления разрешения на работу «постоянному» директору-иностранцу.

Разрешение на работу представляет собой именную пластиковую карту. Порядок получения разрешений на работу для директоров-иностранцев ничем не отличается от порядка, установленного для иностранных граждан, желающих работать в РФ по другим специальностям. Подробно о данном порядке Вы можете узнать на этой странице.

Юридическое лицо, в котором сменился директор в связи с назначением на должность иностранного гражданина, также должно зарегистрировать этот факт в ЕГРЮЛ (Едином государственном реестре юридических лиц).

Все услуги по регистрации «под ключ» в Санкт-Петербурге российских предприятий с иностранным капиталом, в том числе решение вопросов, связанных с получением разрешения на работу иностранному директору, Вы можете заказать у нашей компании.

Отношения между клиентом и нашей компанией регулируются договором об оказании юридических услуг. С особенностями заключения договоров и документального оформления заказов можно ознакомиться здесь.
Порядок оплаты услуг — предварительная оплата 100%.
Оплатить услуги возможно наличными и по безналичному расчету, а также различными способами (в том числе банковскими картами) через платежный интерфейс на нашем сайте. Подробнее об оплате читайте здесь.

Вы можете сэкономить свое время, заказав данную услугу дистанционно. Подробная информация — в этом разделе.

Есть вопросы? Перейдите в Контакты и свяжитесь с нами или отправьте сообщение с помощью этой формы обратной связи:

petroleks.ru

Директор иностранец разрешение на работу

Доброго времени суток, коллеги.
Подскажите как поступить в следующей ситуации:
у Генерального Директора (англичанин) заканчивается разрешение на работу 1/04/2016 г,
Директор самостоятельно занимается оформлением — Вида на жительство в РФ.
Ожидаемая дата получения вида на жительство — 15 мая 2016, но она может сдвинуться.
В связи с этим, возникает вопрос как ООО осуществлять деятельность без легитимного директора?
По уставу срок исполнения обязанностей – 5 лет. Решение о назначении было 01/01/2015 без конечной даты. Трудовой договор был заключен на период действия разрешения на работу. То есть 1 апреля по сути Договор должен быть приостановлен? расторгнут?

30/03/2016 мы оформляем Генеральную Доверенность от директора на подписание договоров и внутренних документов на сотрудника компании.

Какими документами должны быть оформлены трудовые и корпоративные отношения?
В какой момент и при каких условиях мы должны уведомить ИФНС? ФМС?
Нужно ли нам назначать ВРИО на период после 01/05/2016?
На какой период (максимально) мы можем отстранить иностранца от занятия трудовой деятельностью?

Решение / Приказ о назначении ВРИО (подписывает Ген. Дир или участники ООО?/ в Уставе полномочия о назначении ВРИО отнесены к общему собрания Участников)
Решение / Приказ о приостановке трудового договора с генеральным директором (подписывает Сам Директор или Участники??)

regforum.ru

Нужно ли иностранцу-владельцу фирмы оформлять разрешение на работу?

Вопрос-ответ по теме

Иностранный гражданин (визовая страна) является единственным учредителем ООО и одновременно руководителем своей организации. Трудовой договор не заключен. Нужно ли в таком случае иностранцу оформлять разрешение на работу?»

Иностранец, прибывший в РФ в визовом порядке, а также его работодатель обязаны оформить разрешительную документацию (разрешение на работу и разрешение на привлечение и использование иностранцев соответственно), только если они собираются заключить трудовой договор ( ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ ). Это объясняется также тем, что для получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы организация обязана представить в ФМС проект трудового договора, подтверждающего предварительную договоренность с иностранным гражданином ( п. 43 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2).

Таким образом, с одной стороны, получается, что учредителю и одновременно руководителю организации не нужно получать разрешение на работу, если с ним не заключается трудовой договор.

Что касается вопроса о необходимости заключения трудового договора с единственным учредителем — руководителем организации.

В письме Минздравсоцразвития России от 18 августа 2009 г. № 22-2-3199 , а также письмах Роструда от 6 марта 2013 г. № 177-6-1 и от 28 декабря 2006 г. № 2262-6-1 указано на невозможность заключения трудового договора с руководителем организации, в случае, когда он одновременно является и ее единственным учредителем. Аргументы следующие: особенности регулирования труда руководителей организации установлены в главе 43 ТК РФ. Вместе с тем, положения указанной главы не распространяются на руководителей, которые являются единственными учредителями организаций, что следует из положений статьи 273 ТК РФ. В основе данной нормы лежит невозможность заключения трудового договора с самим собой, поскольку иных учредителей у организации нет.

Однако существует и иная точка зрения, согласно которой:

Среди лиц, на которых не распространяется трудовое законодательство и которые перечислены в ч. 8 ст. 11 ТК РФ, руководитель, являющийся единственным учредителем, не назван.

В отличие от специальных норм ТК РФ (глава 43), Трудовой кодекс не содержит норм, запрещающих применение его общих положений (в частности ст. 16) к отношениям между организацией и ее руководителем — единственным учредителем.

В силу абз. 3 ч. 2 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения в результате избрания на должность возникают между работником и работодателем на основании трудового договора.

Т.е. в основе ст. 273 ТК РФ лежит не невозможность заключения договора с самим собой, а то, что единственный учредитель не нуждается в гарантиях, предоставляемых наемному руководителю.

Заключения договора с самим собой в данной ситуации не происходит, так как договор заключается между физическим и юридическим лицами — разными субъектами правоотношений. Работодателем по такому трудовому договору является организация, вступившая в трудовые отношения с работником — руководителем этой организации. Следовательно, руководитель — единственный учредитель организации может подписать трудовой договор со стороны работодателя как его законный представитель и со стороны работника как лицо, которое выполняет трудовые обязанности по должности руководителя общества (ст. ст. 20, 56, 57 ТК РФ).

Изложенные аргументы подтверждаются судебной практикой по спорам, в которых суды указывают на необходимость (правомерность) заключения трудового договора с руководителем организации, например, в связи с обязательным социальным страхованием этого работника (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.04.2009 по делу N А21-6551/2008, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.02.2009 по делу N А32-5056/2008-13/90.). О необходимости заключения трудового договора с руководителем также высказывает мнение ФСС РФ ( письмо от 21.12.2009 N 02-09/07-2598П).

Об ответственности. За привлечение к работе иностранного гражданина без разрешения на работу предусмотрена административная ответственность ( ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ ):

для организаций наложение административного штрафа в размере от 250 000 до 800 000 руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток;

для должностных лиц организации наложение административного штрафа в размере от 25 000 до 50 000 руб.

В случае административного выдворения такого иностранца (работающего без разрешения), средства, затраченные из бюджета на обеспечение его выезда, взыскиваются в судебном порядке с организации-работодателя ( п. 5 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ ).

Есть судебное решение, согласно которому суд пришел к выводу, что организация, в которой руководитель — иностранный гражданин, являющийся единственным учредителем, выполняет свои функции без разрешения на работу, не подлежит административной ответственности по ст. 18.15 КоАП РФ ( Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.08.2010 N Ф03-5775/2010 по делу N А24-457/2010). Однако данное судебное решение является единичным.

Таким образом, во избежание потенциальных рисков привлечения к ответственности за осуществление учредителем руководства деятельностью организации без получения разрешения на работу, все-таки рекомендуется оформить ему разрешение на работу с заключением соответствующего трудового договора.

Подробности в материалах Системы:

Ответ: Как принять на работу временно пребывающего иностранца, въехавшего на территорию России по визе

Нужно ли учредителю-иностранцу, прибывшему в Россию в визовом порядке, получить разрешение на работу, а коммерческой организации – разрешение на привлечение иностранного сотрудника. С учредителем-иностранцем трудовой договор не заключен

Получать разрешение не нужно ни учредителю, ни организации.

Иностранные граждане обязаны получить разрешение на работу, только если они собираются заключить трудовой (гражданско-правовой) договор ( ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ ).

Организации должны оформить разрешения на привлечение только тех иностранцев, которые будут работать в организации по трудовым (гражданско-правовым) договорам. Это объясняется тем, что при оформлении таких разрешений организация обязана представить проект трудового (гражданско-правового) договора, подтверждающего предварительную договоренность с иностранным гражданином ( п. 43 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2 ). Таким образом, разрешение учредителю, с которым не заключен трудовой договор (гражданско-правовой), не требуется.

Оформление разрешения на работу иностранным гражданам

Иностранец, временно пребывающий в России, может устроиться в организацию только при наличии разрешения на работу ( п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ ).

Разрешения на работу иностранным гражданам оформляет ФМС России или ее территориальные подразделения. За разрешением на работу для каждого сотрудника-иностранца обращается непосредственно организация ( п. 107 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2 ).

Решение о выдаче разрешения миграционная служба принимает в течение 30 дней со дня подачи организацией необходимых документов ( п. 58 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2 ).

Чтобы оформить персональное разрешение на работу сотруднику-иностранцу, который прибыл в визовом порядке и имеет статус временно пребывающего, необходимо подать в территориальное подразделение миграционной службы следующие документы:

цветную фотографию сотрудника-иностранца размером 30 × 40 мм;

копию документа, удостоверяющего личность иностранного работника;

копию документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных иностранцем в своем государстве, или справку об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании;

медицинские справки, подтверждающие, что иностранный гражданин не страдает наркоманией;

медицинские справки, подтверждающие, что иностранный гражданин не имеет инфекционных заболеваний по перечню , утвержденному постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 188 ;

сертификат об отсутствии у иностранца ВИЧ-инфекции, составленный в соответствии с требованиями , утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1158 ;

копию специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию организации или объекта, предусмотренного перечнем , утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 754 .

Кроме того, при подаче заявления нужно предъявить:

документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (или его копию), срок действия которого должен оканчиваться не ранее шести месяцев со дня подачи заявления;

документ, удостоверяющий личность официального представителя организации, срок действия которого должен оканчиваться не ранее шести месяцев со дня подачи заявления;

квитанцию об уплате госпошлины в размере 2000 руб. за выдачу разрешения на работу ( подп. 24 п. 1 ст. 333.28 НК РФ ).

Сведения о местонахождении, контактных телефонах, официальных сайтах, адресах электронной почты отделений ФМС России приведены в приложении 3 к Административному регламенту, утвержденному приказом ФМС России от 6 июля 2009 г. № 159 .

Оформленные на территории иностранных государств официальные документы, копии которых представляются для получения разрешения на работу (например, свидетельство об образовании), должны быть легализованы ( п. 47 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2 ). Это правило не действует только в одном случае. Если между Россией и иностранным государством заключен международный договор, в котором сказано, что надлежаще оформленные по требованиям одного государства документы принимаются на территории другого государства без какой-либо дополнительной легализации (например, ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. ).

Выдача разрешений на работу производится в пределах установленной квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Россию ( п. 6 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ ). Существуют профессии (специальности, должности), на которые квота не распространяется. Их перечень приведен в приложении к приказу Минтруда России от 3 декабря 2012 г. № 568н .

О положительном решении или о мотивированном отказе в выдаче разрешения организацию должны уведомить в письменном виде ( п. 116 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2 ). При получении отказа в выдаче разрешения его можно обжаловать в досудебном и судебном порядке в соответствии с требованиями, изложенными в разделе V регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2 .

Работодателю следует учитывать следующее. На основании выданных разрешений на работу, иностранный сотрудник вправе работать только в том регионе, в котором было выдано это разрешение ( п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ ). Однако такие территориальные ограничения не распространяются на иностранцев, профессии которых включены в список профессий и должностей , дающих право на работу вне региона ( п. 6 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ ). Подробнее об этом см. Как оформить на работу сотрудника-иностранца .

При этом разрешение на работу не может быть выдано в электронном виде ( п. 6 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ ).

Внимание: за привлечение к работе иностранного гражданина без разрешения на работу предусмотрена административная ответственность ( ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ ).

В случае административного выдворения такого иностранца (работающего без разрешения), средства, затраченные из бюджета на обеспечение его выезда, взыскиваются в судебном порядке с организации-работодателя ( п. 5 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ ).

Нина Ковязина,
заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Ответ: Как оформить прием на работу генерального директора

Нужно ли заключить трудовой договор с генеральным директором, который является единственным учредителем (участником, акционером) организации

В письме Минздравсоцразвития России от 18 августа 2009 г. № 22-2-3199 указано на невозможность заключения трудового договора с руководителем организации, в случае, когда руководитель организации одновременно является и ее единственным учредителем (участником, акционером). Аргументы следующие: особенности регулирования труда руководителей организации установлены в главе 43 Трудового кодекса РФ. Вместе с тем, положения указанной главы не распространяются на руководителей, которые являются единственными учредителями (участниками, акционерами) организаций. Это четко следует из положений статьи 273 Трудового кодекса РФ. В основе данной нормы лежит невозможность заключения трудового договора с самим собой, поскольку иных учредителей (участников, акционеров) у организации нет. В этой ситуации директор должен своим решением возложить на себя функции единоличного исполнительного органа. Управленческую деятельность в этом случае директор будет осуществлять без заключения какого-либо договора, в том числе трудового.

Аналогичные разъяснения приводит и Роструд в письмах от 6 марта 2013 г. № 177-6-1 и от 28 декабря 2006 г. № 2262-6-1 .

Следует отметить, что отсутствие трудового договора с руководителем организации – ее единственным учредителем (участником, акционером) не ставит под сомнение наличие трудовых отношений между ним и организацией. Согласно официальным разъяснениям трудовые отношения, которые возникают в результате избрания на должность, назначения на должность или утверждения в должности, характеризуются как трудовые отношения на основании трудового договора ( ст. 16–19 ТК РФ ). В частности, это означает, что указанный руководитель подлежит обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и имеет право на оплату больничного листка в общем порядке, даже при отсутствии заключенного с ним по общим правилам трудового договора ( п. 2 разъяснений, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 8 июня 2010 г. № 428н ). Правомерность этой позиции подтверждена и судом ( определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6362/09 ).

Все условия работы, в том числе зарплату, надбавки и т. п., в таком случае укажите в приказе о приеме руководителя на работу.

Иван Шкловец,
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

www.kdelo.ru

Может ли иностранец быть генеральным директором организации?

Вопрос-ответ по теме

Может ли иностранный гражданин быть назначенным на должность генерального директора ЗАО? На данный момент он работает в организации на основании патента, в котором указана профессия (специальность, должность) директор по экономике. Спасибо.

Да, иностранец может быть назначен на должность гендиректора, это не запрещено.

При этом временно пребывающие иностранцы имеют право работать только по той профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая указана в патенте (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Чтобы начать трудиться по профессии, специальности или должности, не указанной в патенте, иностранцу следует обратиться в ФМС России для внесения изменений в патент (п. 15 ст. 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: К каким работам нельзя привлекать иностранцев

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Иностранных граждан нельзя привлекать к видам деятельности, перечисленным в статье 14 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Например, занимать должность главного бухгалтера или другого сотрудника, который отвечает за ведение бухучета в организации, могут только временно или постоянно проживающие в России иностранцы. Временно пребывающих в России иностранцев на такие должности принимать нельзя. Также иностранцам, независимо от их статуса, запрещено находиться на муниципальной службе, быть членами экипажей военных кораблей, работать в организациях (на объектах), которые перечислены в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 755.*

Принимая на работу временно пребывающих или временно проживающих иностранных граждан, организации нужно учитывать ограничение в отношении места работы этих иностранцев. Так, временно проживающие иностранцы могут работать только в том регионе, где им разрешено проживание (п. 5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). А временно пребывающие иностранные граждане имеют право работать только в том регионе, где им было выдано разрешение на работу или патент, и только по той профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая указана в разрешении на работу или патенте (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Однако есть случаи, при которых иностранцам разрешено работать вне региона. Так, для временно проживающего иностранца это возможно при одновременном соблюдении двух условий:

  • профессия или должность иностранца включена в список, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н;
  • срок работы вне региона (суммарно, в течение 12 месяцев) не превышает установленного предела. А именно 90 календарных дней, если работа осуществляется в пути (или носит разъездной характер) и это прописано в трудовом договоре. И 40 календарных дней, если иностранец находится в служебной командировке.

Для временно пребывающих визовых иностранцев для работы вне региона также необходимо одновременное выполнение двух условий:

  • профессия или должность сотрудника-иностранца включена в список, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н;
  • соблюден предельный срок работы вне региона (суммарно, в течение 12 месяцев). Если по трудовому договору работа осуществляется в пути или носит разъездной характер, срок составляет 60 календарных дней. А для временно пребывающих иностранцев, направленных в служебную командировку, срок равен 10 календарным дням.

Безвизовые иностранцы, временно пребывающие в РФ, для работы на территории другого региона могут оформить отдельный патент.

В отношении высококвалифицированных иностранных специалистов установлены особые условия, соблюдение которых также позволяет указанным специалистам работать вне региона, в котором им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание).

Такой порядок следует из положений пункта 6 статьи 13, пункта 16 статьи 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пунктов 1–3 приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н.

Свои особенности имеет работа иностранцев, которых направляют в расположенные в России представительства, филиалы и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территории государств – членов Всемирной торговой организации.

Так, общая численность иностранцев, которые работают в представительстве или филиале, не может превышать пяти человек, а в банковской сфере – двух человек в пределах общей численности сотрудников представительства или филиала.

Об этом сказано в статье 13.5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

В некоторых видах деятельности организация может использовать ограниченное число сотрудников-иностранцев (п. 5 ст. 18.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). На 2015 год такие ограничения определены постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2014 г. № 1420. Так, например, организации, торгующие в розницу фармацевтическими товарами, вообще не вправе использовать труд сотрудников-иностранцев.

Следует учесть, что ограничение распространяется на привлечение организацией иностранцев к работе в отсутствие предусмотренной квоты, а не на осуществление иностранными гражданами трудовых обязанностей. Это значит, что при установлении факта превышения установленной доли иностранца недостаточно отстранить от работы. Его необходимо уволить в связи с приведением численности сотрудников-иностранцев в соответствие с ограничениями, установленными Правительством РФ (п. 9 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ). В противном случае организацию могут привлечь к административной ответственности (ст. 18.17 КоАП РФ). Правомерность данной позиции подтверждают и суды (см., например, постановления ФАС Московского округа от 26 июня 2013 г. по делу № А40-144845/12-149-1371, Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2013 г. № 09АП-9699/2013-АК по делу № А40-144845/2012).

Полный перечень ограничений по видам деятельности, действующих на текущий момент, см. в таблице.

2. Ответ: Как оформить патент временно пребывающему иностранцу, въехавшему на территорию России без визы

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Для осуществления трудовой деятельности временно пребывающему безвизовому иностранцу нужно оформить патент. Он не требуется только в исключительных случаях (п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). В частности, патент не понадобится, если иностранец является аккредитованным сотрудником аккредитованного на территории России представительства иностранной компании (подп. 9 п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Патенты иностранным гражданам оформляют территориальные подразделения ФМС России.

Иностранцы могут обращаться за выдачей патентов не только лично, но или через специализированные организации, создаваемые в регионах на основании соглашений о взаимодействии, заключаемых между ФМС России и субъектами РФ. Такие организации участвуют в оформлении и выдаче патентов, осуществляют прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента. Кроме того, до 1 января 2016 года иностранные граждане могут обращаться в подразделения ФМС России для получения патентов лично или через представителей по доверенности. Это возможно лишь в тех регионах, где не созданы указанные специализированные организации.

Для получения патента безвизовый иностранец подает лично или через специализированную организацию в территориальное подразделение миграционной службы следующие документы:

  • заявление о выдаче патента;
  • документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;
  • миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Россию или с отметкой территориального органа ФМС России о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты. При этом в миграционной карте в качестве цели визита в Россию должно быть строго указано «работа»;
  • договор (полис) ДМС, заключенный со страховой организацией, либо договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключенный с медицинской организацией, находящейся в субъекте РФ, в котором иностранец будет работать. При этом полис ДМС либо договор о предоставлении платных медицинских услуг должны действовать в течение всего срока осуществления иностранцем трудовой деятельности в России, а также обеспечивать оказание иностранцу первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме. Кроме того, высшие исполнительные органы субъектов РФ могут устанавливать перечни медорганизаций, уполномоченных заключать с безвизовыми иностранцами договор на оказание платных медуслуг. Также высший региональный орган власти может принять решение о предъявлении иностранцем только одного из указанных документов – либо полиса ДМС, либо договора с медорганизацией – для получения патента;
  • документы, выданные по результатам медосмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования, которые подтверждают отсутствие у иностранца в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, предусмотренных перечнем, утвержденным приказом Минздрава России от 29 июня 2015 г. № 384н. Также иностранец должен представить сертификат об отсутствии у него ВИЧ-инфекции. Указанные документы и сертификат выдают медицинские организации, которые находятся на территории России, если иное не предусмотрено международным договором или федеральным законом. При этом высшие исполнительные органы субъектов РФ должны утвердить перечни медорганизаций, уполномоченных на выдачу указанных документов на территории соответствующих регионов;
  • документы о постановке иностранца на учет по месту пребывания;
  • документ, подтверждающий владение иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ российского законодательства.

Указанные документы необходимо подать в территориальное подразделение ФМС России в течение 30 календарных дней со дня въезда иностранца в Россию. Если иностранец подаст документы с нарушением указанного 30-дневного срока, то нужно будет дополнительно представить документ об уплате соответствующего штрафа в размере от 10 000 до 15 000 руб.

Это предусмотрено в пунктах 1 и 2 статьи 13.3, пункте 9 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, а также в статье 18.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Территориальный орган ФМС России должен выдать иностранцу патент или уведомить об отказе в его выдаче не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления о выдаче патента. При этом патент выдают иностранцу лично при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, и документа об уплате НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа. Об этом сказано в пунктах 4 и 6 статьи 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Патенты безвизовым иностранцам выдают по форме, утвержденной приказом ФМС России от 8 декабря 2014 г. № 638. При этом в отдельных регионах могут быть введены патенты в форме карт с электронным носителем информации. Введение таких электронных карт возможно на основании соглашений о взаимодействии, заключаемых между ФМС России и соответствующим субъектом РФ, в порядке, который будет утвержден ФМС России (п. 29 ст. 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Внимание: организации и индивидуальные предприниматели не могут принимать на работу иностранцев с патентами, которые были выданы им до 1 января 2015 года. Поскольку до 2015 года безвизовые иностранцы могли работать по таким патентам только у граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Поэтому в настоящее время с патентом, оформленным до 31 декабря 2014 года включительно, иностранец может работать только у гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Иностранец может продлевать срок действия патента, уплачивая НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа, не обращаясь при этом в ФМС России. При этом общий срок действия патента с учетом продления не может превышать 12 месяцев со дня его выдачи. Однако не позднее чем за 10 рабочих дней до истечения указанных 12 месяцев иностранец может обратиться в ФМС России за переоформлением патента. При этом переоформить патент иностранец может только один раз. Это предусмотрено в пунктах 5 и 8 статьи 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

После трудоустройства сотрудник-иностранец должен представить в территориальный орган ФМС России копию своего трудового или гражданско-правового договора в течение двух месяцев со дня выдачи патента. Сделать это он может лично или направив заказное письмо с уведомлением о вручении. Если иностранец не представит копию указанного договора в установленный срок, то территориальный орган ФМС России аннулирует его патент. Об этом сказано в подпункте 4 пункта 22 и пункте 7 статьи 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

При выдаче патента иностранные граждане, въехавшие на территорию России без визы, подлежат фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, утвержденном приказом ФМС России от 6 ноября 2012 г. № 357. Исключение составляют высококвалифицированные специалисты и иностранцы, направленные на работу в дочерние организации, филиалы и представительства иностранных коммерческих организаций, которые зарегистрированы на территориях государств – членов Всемирной торговой организации. Им делать фото и дактилоскопическую регистрацию не нужно. Это предусмотрено в пункте 4.6 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Если в течение срока действия патента изменится фамилия, имя, отчество иностранца или реквизиты документа, удостоверяющего его личность, то иностранец должен обратиться с заявлением в территориальный орган ФМС России для изменения сведений в его патенте. Форма заявления утверждена приказом ФМС России от 8 декабря 2014 г. № 639. Срок для обращения составляет семь рабочих дней со дня изменения указанных сведений либо со дня въезда в Россию, если такие изменения произошли за границей. За нарушение семидневного срока обращения в миграционную службу сотруднику-иностранцу нужно будет уплатить штраф в размере от 4000 до 5000 руб. Порядок внесения изменений в патент будет утвержден ФМС России. Это предусмотрено пунктами 15 и 29 статьи 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, а также частью 4 статьи 18.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По общему правилу в патентах не указывают профессию, специальность, должность или вид трудовой деятельности иностранного гражданина. Однако высшие должностные лица отдельных субъектов РФ могут принять решение о том, что в патентах, выдаваемых в соответствующих регионах, будет указана профессия, специальность, должность или вид трудовой деятельности иностранцев. В таком случае подразделения ФМС России в таких регионах должны будут выдавать патенты с указанием профессии по истечении 10 дней со дня получения уведомления высшего должностного лица субъекта РФ о принятии указанного решения. Об этом сказано в пунктах 16 и 29 статьи 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Работодатель не может привлекать к работе, а сотрудник-иностранец не может осуществлять трудовую деятельность:

  • вне пределов субъекта РФ, на территории которого выдан патент;
  • по профессии, которая не соответствует указанной в патенте, если она была указана в соответствии с решением высшего должностного лица региона РФ.

Об этом сказано в пункте 4.2 статьи 13 и пункте 16 статьи 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Если иностранцу нужно начать трудиться по профессии, специальности или должности, не указанной в патенте, то он может обратиться в ФМС России для внесения изменений (п. 15 ст. 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Для работы в другом регионе безвизовый иностранец может также оформить отдельный патент. Для этого он подает лично или через специализированную организацию в территориальное подразделение ФМС России в другом субъекте РФ следующий пакет документов:

Не позднее 10 рабочих дней со дня принятия у иностранца указанных документов ФМС России выдает ему патент на работу в другом регионе или уведомление об отказе в его выдаче. При подаче таких документов иностранцу не нужно соблюдать 30-дневный срок. Срок действия патента для работы в ином субъекте РФ не может превышать срока действия первоначально выданного патента.

Это предусмотрено в пунктах 16, 19 и 21 статьи 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Внимание: за привлечение к работе иностранного гражданина без патента либо вне пределов того региона, где ему выдан патент, либо по профессии или специальности, не указанной в патенте, если патент содержит такие сведения, предусмотрена административная ответственность (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ).

К указанной ответственности работодателя привлекут и в том случае, если он в нарушение законодательства привлечет иностранца к работе вообще без оформления документов (трудового договора, разрешительной документации и т. п.). Правомерность данной позиции подтверждают и суды (см., например, постановление Московского городского суда от 5 августа 2013 г. № 4а-1253/13). Если впоследствии органы ФМС России примут решение об административном выдворении нелегально работающего иностранца, то бюджетные средства, затраченные на обеспечение его выезда, взыщут в судебном порядке с организации-работодателя (п. 5 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Следует учесть, что Правительство РФ может временно приостановить выдачу патентов на всей территории России на основании предложений Минтруда России, подготовленных с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. А ФМС России может временно приостановить выдачу патентов на территории определенного субъекта РФ на основании мотивированных предложений федеральных органов исполнительной власти или высшего должностного лица субъекта РФ. ФМС России принимает решение о приостановке выдачи патентов в Порядке, утвержденном приказом ФМС России от 19 декабря 2014 г. № 669. Иностранцам начнут отказывать в приеме заявлений на получение патентов через 10 дней после принятия указанных решений Правительством РФ или ФМС России. Это предусмотрено в пункте 3 статьи 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Кроме того, высшие должностные лица отдельных субъектов РФ могут устанавливать запрет на привлечение безвизовых иностранцев к работе в определенных отраслях экономики. При введении такого запрета высшее должностное лицо региона должно также установить срок, в течение которого работодатели приводят численность своих сотрудников в соответствие с таким запретом. Это предусмотрено в пункте 6 статьи 18.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

www.kdelo.ru

Смотрите так же:

  • Приказ фас 238 1998 Приказ фас россии от 29.07.98 №238 Скачать Приказ фас россии от 29.07.98 №238 Федеральная авиационная служба россии. Утверждены и введены в действие Приказом ФАС России от 29.07.98 №238. N 239. 14. N НА-217р. Наставление по охране ВС и […]
  • Без патента в москве Какой штраф за работу без патента? Поделится в соц. сетях: Устраиваясь на работу у российских работодателей иностранным гражданам требуется иметь при себе определенный перечень документов, в число которых входит и патент на работу. За […]
  • Сайт бердский городской суд Сайт бердский городской суд В соответствии с Федеральным законом № 262-ФЗ от 22.12.2008 г. Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации на Ваше обращение от 29.03.2018 года сообщаю, что Ваша частная […]
  • Разрешение на оружие условная судимость Разрешение на охотничье оружие при условной судимости, возможно ли? Я обвиняюсь по ст.115 и ст.167. Приговора суда еще не было. Учитывая, что к УО я привлекаюсь впервые, идя по худшему варианту, т.е. получив условное наказание,- хотел […]
  • Закон хмао-югры о мерах социальной поддержки Закон хмао-югры о мерах социальной поддержки Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановлением от 11 ноября 2017 года № 443-п "Об индексации размеров отдельных видов мер социальной поддержки, помощи и иных выплат" […]
  • Заявление на отпуск на 5 календарных дней Работник написал заявление на отпуск на 5 рабочих дней (5-дневная рабочая неделя), работодатель, в свою очередь, оформил этот отпуск на 7 календарных дней, захватывая 2 выходных дня работника. Правомерны ли действия […]

Обсуждение закрыто.