Демографические и климатические факторы приведшие к великому переселению народов

Демографические и климатические факторы приведшие к великому переселению народов

Наступление «варваров» в Евразии

В II-IV вв. были временем перемен в облике мира. Крупнейшие гocудapcтвa древности вступили в период упадка. Началось время Великою переселения народов. Не только кочевники, но и земледельцы покидали обжитые места и устремлялись на новые территории. Формировался тип общественных отношений, который принято называть феодальным.

В I-II вв. общая численность населения мира составляла около 250 млн, человек, которые распределялись по земному шару нepaвномерно. Основная масса населения была сосредоточена в Евразии в районах с теплым, влажным климатом — в поясе государств, протянувшихся от берегов Средиземноморья до равнин Китая. В пределах Римской империи проживало около 5O млн, человек (в самой Италии — 7-8 млн.), примерно столько же — в Китае, не менее 40 млн. человек жило в Индии. Несколько миллионов человек насчитывалось в Америке, Центральной и Южной Африке, тропиках Юго- Восточной Азии.

Севернее гpаниц Римской империи, которые проходили по Рейну и Дунаю, жили кельтские и германские племена (кимвры, тевтоны, аламаны, франки, вандалы и др,), восточнее — славянские и финно- угoрские. Между Дунаем и Днепром находились земли союзов готских племенных объединений (они включали как германские, так и фракийские, сарматские, славянские племена).

Численность населения Центральной и Восточной Европы была невелика (не более 5 млн. человек). Их земли с преобладанием лесов и болот не представляли для римлян большой ценности, а coпротивление они оказывали упорное. В 9 г. три отборных легигна Октавиана Aвгycтa были разгромлены германцами в Тевтобургском лесу. Все это заставило Римскую империю ограничиться укреплением северной границы, размещением вдоль нее гарнизонов. Они должны были отбивать набеги племен, которые считались варварскими (слово «барбарос» по-гpечески означало «тот, кто гoворит невнятно»), германиы, не знаюшие латыни, представлялись римлянам дикарями.

Племена Центральной и Восточной Европы, будучи земледельгами, не строили больших городов. В l — V вв, у них преобладали нeбольшие поселки, заселенные, как правило, родственниками. Было развито ремесло, оружие и инструменты выковывались из железа. Хозяйство носило преимущественно натуральный характер, хотя постепенно развивались и товарно- денежные отношения.

Рабовладение у германских племен не получило широкогo распространения. Захваченных в межплеменных столкновениях пленников убивали, продавали римлянам или же оставляли в поселениях, гдe им выделялся участок земли, часть продукции которогo они отдавали ее владельцу. Поскольку поля были разгорожены, археологи предполагают, что земля принадлежала отдельным семьям, хотя леса и луга, вероятно, находились в общем пользовании селян.

Своеобразной была организагия жизни германских племен. При существовании союзов племен, насчитывающих сотни тысяч человек, живущих на большой территории, учесть мнение всех членов племени было невозможно. В этих условиях земли союза племен дeлились на oкpyгa, в которых проводились собрания наиболее авторитетных и богатых представителей поселений (родоплеменной знати). Они решали вопросы войны и мира, ссор между разными племенами, входящими в союз, избирали латана — знатока обычаев, игpавшего роль судьи.

Наряду с родоплеменной знатью особую роль игpали военные вожди — конунги (князья). Они возглавляли боевые дружины, которые состояли из наиболее крепких и ловких молодых людей. Эти дружины не только охраняли территорию союза племен, но и совepшали набеги на соседей, иногда нанимались на службу к римлянам.

Конунги далеко не всегда считались с мнением родовой знати, нередко вели собственные войны, которые были основным источником их обогащения. Kонунг с дружиной строили бурги (крепости), где хранились награбленные богатства (казна). Там селились ремесленники, изготовляющие оружие, возникали торговые центры. Первоначально конунги избирались представителями poдoплеменной знати или дружиной, но со временем их власть стала наследственной.

Таким образом, хотя государство у древних германцев и у других (в частности, славянских) племенных объединений в начале l тысячелетия н.э. еще не сложилось, многие предпосылки ею формирования уже присутствовали. Возвышение конунгов, концентрация в их руках власти и богатства, высокая степень имущественного нepaвeнства в общинах знаменовали разложение родоплеменного строя.

Кочевые племена Азии н Китай

На обширных просторах Евразии, от Дуная до Хуанхэ, протянулся пояс степных земель, на юге огpаниченный пустынями Средней Азии, горными вершинами Тибета и гималаев, на севере — лесами и болотами Восточно-Европейской равнины и Сибири. Пригодной для обработки земли было мало. Основной ценностью живущих здесь кочевых племен был скот, особенно лошади, которые давали мясо, молоко, шкуры, а также служили средством передвижения.

Степные просторы обеспечивали возможность прокормить большое количество скота лишь при кочевом образе жизни. Летом на юге степей трава выюрала, что заставляло кочевников двигаться на ceвер. Зимой же, когда на севере землю покрывал cнeг и сковывал лед, они возвращались на южные пастбища.

Каждое кочевое племя контролировало огpомную территорию, которую считало своей. Между различными племенами шла постоянная борьба за лучшие пастбища. Слабейшие из них вьпеснялись на худшие земли. уничтожались или порабощались.

Непросто складывались отношения кочевников с земледельческими народами. Лавины конных воинов нередко обрушивались на соседние оседлые племена, облагали их данью, гpабили их поселения, уводили людей в рабство. При этом у кочевников сражались почти все взрослые мужчины, что позволяло им, несмотря на относительно небольшую численность племен, выставлять крупные силы. Военные экспедиции, предпринимавшиеся империями дpeвности против кочевников, чаще вceгo оказывались бессмысленными.Легко скрываясь от тяжелой, малоподвижной пехоты в обширных степях, кочевники наносили противнику внезапные удары.

Кочевой образ жизни не означал, что у скотоводческих племен совсем не было постоянных поселений. На контролируемой ими территории существовали отдельные очаги земледелия (например, гyнны принуждали пленных, обращенных в рабство, выращивать просо), центры торговли и ремесла. Значительного развития достигало в среде кочевников имущественное расслоение. Основным показателем богатства выступали скот и рабы.

Одним из самых сильных кочевых народов в начале новой эры были гунны. Первое крупное объединение — союз 24 племен — возникло у гyннов еще в Ill веке до н.э. Под их властью находились тepритории от Забайкалья до реки Хуанхэ.

Гунны были серьезной угрозой для Китая, в каждом набеге они уводили десятки тысяч пленных. Оседлое население ceвeра Китая платило гyннам дань. Однако в I веке империя Хань создала сильные конные армии, способные бороться с кочевниками. Одновременно использовались методы дипломатии, подкупа племенных вождей, их разобщения. Они оказались довольно эффективными, гунны к середине I века потерпели серьезные поражения, их племенной союз раскололся. Heкоторые из гyннских племен признали себя данниками Китая, часть откочевала на запад, в степи Казахстана, а затем к берегaм Каспийского и Азовского морей, оттеснив жившие здесь племена, в частности готов и аланов.

Начало Великого переселения народов

Во ll веке начались глобальные изменения климата, произошло похолодание, достигшее максимума к V веку. Во время так называемогo малого ледникового периода на юге началось наступление пустынь, на севере местность заболачивалась, менялся характер растительности. Эти перемены оказали большое влияние на жизнь народов Евразии.

Обострилась борьба за землю между кочевыми племенами. Гунны начали двигаться на запад и юг, возобновив нападения на Китай. Империи Хань оказалось намнoгo сложнее противостоять их натиску.

Изменения климата стали причиной падения урожайности, coкращения посевных площадей в Китае, голод, распространение бродяжничества, случаи людоедства сопровождались эпидемиями, в том числе и чумы. Множилось число восстаний и голодных бунтов. Население винило в своих бедствиях императора и чиновников. В 184 г. Китай охватило с трудом подавленное к 208 г. восстание «желтых повязок». Основным eгo лозунгом было требование новой, счастливой жизни. Ее символом считался желтый цвет.

С середины II до середины III века из-за гoлода, эпидемий и восстаниЙ численность податного населения Китая сократилась с 50 млн. до 7,5 млн. человек. Мелкое крестьянство полностью разорилось, сохранились лишь «сильные домa», которые перешли к нaтуральному хозяйству. Власти вынуждены были собирать налоги нaтурой (зерном и продуктами ремесла). Были отменены деньги, утратившие значение средства обмена.

Приобретшие большое влияние в ходе борьбы с восстанием вoeначальники перестали считаться с императорским двором. Начавшаяся борьба за власть привела к распаду империи Хань, на руинах которой в III веке возникли три независимых государства. При этом изменение климата повысило хозяйственное значение юга Китая, где сохранились возможности высокопродуктивного земледелия.

Под ударами кочевых племен и из-за ухудшения условий земледелия к III веку пришли в упадок государства Средней Азии (Kyшанская империя и Хорезм). Распалось Парфянское царство, на eгo землях возникло государство династии Сасанидов.

В наименьшей степени климатические изменения и набеги затронули Индию, лишь северная ее часть оказалась охвачена волнами набегов.

Христианское учение зародилось в Иудейской провинции Римской империи, где большинство населения составляли евреи, которые исповедовали одну из религий спасения — иудаизм.

Иудея неоднократно переживала вторжения завоевателей-египтян, ассирийцев, персов, македонцев, римлян. Евреи считали себя особым, избранным народом и надеялись, что единый Бог, Яхве, пошлет им спасителя, Мессию, который покарает их обидчиков. Однако когда Иисус Христос (сейчас наука признает, что он был реальной исторической личностью), который называл себя Сыном Божьим, стал проповедовать свое учение, являя чудеса, приверженцы Яхве сочли eгo самозванцем, выдающим себя за Мессию. Они не приняли учения Иисуса. Он утверждал, что люди всех национальностей, бедные и богатые равны перед Богом, призывал проявлять милость к вpaгaм, прощать их.

По настоянию первосвященников иудейской церкви Иисус был обвинен в богохульстве и приговорен римскими властями к распятию на кресте. Впоследствии крест стал символом христианства.

Ученики перенесли тело Иисуса в выдолбленный в скале склеп. Согласно Новому Завету, на третий день после смерти Иисус вернулся в мир и оставил заветы своим ученикам. Эти заветы играют особую роль в христианском вероучении.

Смерть Сына Божьего рассматривалась христианами как Beликая жертва, которую Создатель принес в знак примирения с людьми, показав, что ему близки и понятны их страдания и переживания. Воскресение должно было избавить людей от страха перед телесной смертью, побудить их в первую очередь заботиться о жизни духовной. Согласно христианским взглядам, не только соблюдение церковных ритуалов, но и смирение, непротивление злу силой открывают человеку путь в Царство Божие. Принадлежность к нему дарует утешение от житейских невзгод при жизни и спасение души после смерти, Христиане считали, что когдa все люди придут в Царство Божие и будут жить согласно заветам Иисуса, он вернется в ореоле славы (второе пришествие), чтобы судить грешников и миловать праведных.

В I — II вв. христианское учение постепенно распространялось как в странах Азии, так и в Римской империи. Особой популярностью оно первоначально пользовалось среди беднейшых слоев населения и рабов.

1. Укажите демографические и климатические факторы, приведшие к Великому переселению народов.
2. Охарактеризуйте общественный уклад племен, которых римляне называли «варварами». Как природные условия влияли на особенности ведения хозяйства германских племен? Какие предпосылки формирования государственности имели место в племенных объединениях «варваров»?
3. Сравните образ жизни кочевых и оседлых племен. Почему гyнны вытесняли земледельческие племена с их мест обитания? Объясните причины, по которым гocудapcтвa Средней Азии и Китай не могли противостоять нашествию гyннов.
4. Расскажите о возникновении и распространении христианства. Какие слои населения Римской империи стали последователями новой веры?

3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. — 8-e изд. — М.: ООО ТИД Pycское слово — РС., 2008.

Календарно-тематическое планирование по истории, видео по истории онлайн, География в школе скачать

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

edufuture.biz

Великое переселение народов

Великое переселение народов является одной из важнейших вех в человеческой истории. Та карта мира, которую мы знаем, во многом сложилась благодаря процессам, продолжавшимся со II по VII века нашей эры — целых пять столетий. Это была эпоха великого переселения народов.

Причины великого переселения народов.

В целом принято выделять три причины этого процесса:

  • увеличение численности варварских племен — им просто начало не хватать места для жизни;
  • глобальное похолодание — малый ледниковый период привел к тому, что племена двинулись в теплые края;
  • зарождение государственности — объединение племен в союзы породило и стремление к завоеваниям.

На протяжении пяти столетий народы Северного полушария мигрировали непрерывно. Но для удобства восприятия ученые-историки делят великое переселение народов на три этапа, или волны. Рассмотрим каждую из них.

Первая волна великого переселения народов.

Когда началось великое переселение народов? Первая, или «германская» волна накатила на Европу в 239 году, когда племена готов вторглись в Римскую империю, а вслед за ними хлынули и другие народности: саксы, франки, вандалы. Римская империя долгое время отражала натиск варваров, но потерпела крупное поражение в сражении при Адрианополе.

Вторая волна великого переселения народов.

Вторая, или «азиатская» волна пришла в Европу из Азии в 378 году — тогда римляне впервые столкнулись с гуннами. Поначалу натиск варваров удавалось сдерживать, однако он был слишком силен. В 455 году Рим был взят племенами вандалов, а еще через двадцать лет, в 476 году, Западная Римская империя прекратила свое существование.

Третья волна великого переселения народов.

Третья, или «славянская» волна переселения началась в V веке нашей эры — из Сибири и Азии славянские народы двинулись в Восточную Европу и к Средиземноморью, расселившись по территориям Визайнтийской империи.

Хронологические рамки великого переселения народов.

  • 354 год. В источниках впервые упомянуты булгары. Вторжение в Европу с востока гуннов — «народа всадников». Начало Великого переселения народов. Позже «гунны утомили алан частыми стычками», подчинили их.
  • 375 год. Гунны уничтожили государство остготов Германариха между Балтийским и Чёрным морями.
  • 400 год. Начало заселения нижними франками территории современных Нидерландов (была заселена батавами и фризами), которая тогда ещё принадлежала Риму.
  • 402 год. Первая попытка короля вестготов Алариха вторгнуться в Италию потерпела поражение от римского войска.
  • 406 год. Вытеснение франков с Рейна вандалами, алеманнами и аланами. Франки занимают север левого берега Рейна, алеманны — юг.
  • 409 год. Проникновение вандалов с аланами и свевами в Испанию.
  • 410 год. Захват и разграбление Рима вестготами под командованием короля Алариха.
  • 415 год. Вытеснение вестготами из Испании аланов, вандалов и свевов, проникших туда в 409 году.
  • 434 год. Единовластным правителем (королём) державы гуннов становится Аттила.
  • 449 год. Захват Британии англами, саксами и ютами.
  • 450 год. Движение народов через Дакию (территория современной Румынии): гунны и гепиды (450), авары (455), славяне и булгары (680), венгры (830), печенеги (900), куманы (1050).
  • 451 год. Каталауская битва между гуннами с одной стороны и союзом франков, готов и римлян с другой. Возглавлял гуннов Аттила, римлян — Флавий Аэций.
  • 452 год. Гунны опустошают север Италии. Папа римский Лев Великий силой слова останавливает войска Аттилы и спасает Рим от разорения.
  • 453 год. Остготы заселяют Паннонию (современная Венгрия).
  • 454 год. Захват Мальты вандалами (с 494 года остров был под властью остготов).
  • 458 год. Захват вандалами Сардинии (до 533 года).
  • 476 год. Низвержение военачальником-германцем Одоакром последнего римского императора — малолетнего Ромула Августула. Одоакр отсылает императорские регалии в Константинополь. Традиционная дата падения Западной Римской империи.
  • 486 год. Король франков Хлодвиг I наносит поражение последнему римскому правителю в Галлии Сиагрию. Основание Франкского государства (в 508 годуХлодвиг делает своей столицей Париж).
  • 500 год. Бавары (баювары, маркоманы) проникают с территории современной Чехии на территорию современной Баварии. Чехи занимают территорию современной Чехии. Славянские племена проникают в Дунайские провинции Восточной Римской империи (Византии). Заняв низовья Дуная (около 490), лангобарды захватывают равнину между Тисой и Дунаем и уничтожают существующее там могущественное государство восточногерманского племени герулов (505). Бретоны, изгнанные англосаксами из Англии, переселяются в Бретань. В Шотландию из Северной Ирландии проникают скотты (в 844 году создают там своё королевство).
  • VI век. Славянские племена заселяют Мекленбург.
  • 541 год. Ставший королём остготов Тотила ведёт войну с византийцами до 550 года, в её ходе захватывает почти всю Италию.
  • 570 год. Азиатские кочевые племена аваров создают государство на территории современных Венгрии и Нижней Австрии.
  • 585 год. Вестготы подчиняют себе всю Испанию.
  • 600 год. Чехи и словаки, находящиеся в зависимости от аваров, заселяют территорию современной Чехии и Моравии.
  • VII век. Славяне занимают земли к востоку от Эльбы при частичной ассимиляции германского населения. Хорваты и сербы проникают на территорию современных Боснии и Далмации. Осваивают значительные регионы Византии.

Последствия великого переселения народов.

Результаты этого процесса нельзя расценивать однозначно. С одной стороны, в ходе войн было уничтожено немало народностей и племен — к примеру, прервалась история гуннов. Но с другой стороны, благодаря великому переселению народов сложились новые культуры — перемешавшись, племена позаимствовали друг у друга немало знаний и навыков.

infoogle.ru

Демографические и климатические факторы приведшие к великому переселению народов

Зачет №1.по теме «Российская империя в началаXXв. (1900-1918). Россия в 1918-1921гг. Мир в 1918-1939гг.

  1. Что было характерно для российской экономики в 1910-1913гг.
  2. В каком году в советской стране произошел переход к новой экономической политике?
  3. Перечислите конкретные результаты Столыпинской аграрной реформы
  4. Каковы причины первой русской революции в России?
  5. Каковы причины Первой мировой войны?
  6. Когда был образован СССР?
  7. В какие годы в СССР была проведена коллективизация?
  8. Когда было распущено Учредительное Собрание?

Зачет №2 по теме «II МВ и ВОВ (1939 – 1945)», « СССР с сер. 1940-х гг. до начала 1990 – х гг.»

1. Когда и в связи с чем был принят план «Барбаросса»? Что он предусматривал?

2. Как проходила Московская битва? Каково ее значение?

3. Каковы были планы воюющих сторон на 1942 г.? В чем причина неудач Красной армии в Крыму и под Харьковом?

4. В чем состояли главные причины победы СССР в Великой Отечественной войне?

5. Расскажите о состоянии советской экономики после войны.

6. Какие изменения в международном положении СССР произошли после Второй мировой войны?

7. Какое значение имели XX съезд КПСС и разоблачение на нем культа личности Сталина?

8. Что означала политика «оттепели» в духовной культуре?

9. Что нового появилось в отношениях СССР со странами социализма, освободившимися государствами в 1953 – 1964 гг?

Зачет №3 по теме « Мир в 1945 – начале XXI в.», «Российская Федерация в 90-е гг. XX – начала XXI вв.»

1. Почему существовавшая политическая система превратилась в главную форму общественного развития

2. Охарактеризуйте программу «500 дней». Почему она так и не была принята?

3. Что такое гласность? Чем она отличается от свободы слова?

4. Какие шаги руководство СССР предприняло для разблокирования региональных конфликтов? Каковы их итоги?

5. Какие проблемы в развитии экономики появились в 90 – е гг.? С чем они, на ваш взгляд связаны?

6. В чем состояли, по вашему мнению, главные результаты национальной политики страны в 90 -е гг.?

7. Определите основные направления внешней политики в 90 – е гг. Какие из них вы считаете наиболее важными? Почему?

8. Какие мероприятия по укреплению Российского государства, предпринятые Президентом В.В. Путиным, вы считаете наиболее важными? Почему?

Какие новые явления в политике, экономике и культуре позволяют говорить о возрождении России?

Зачет №1. по теме «Меняющийся облик мира. Опыт осмысления. Человечество на заре своей истории»

  1. Объясните понятия: матриархат, патриархат.
  2. Расскажите о возникновении и распространении христианства.
  3. Укажите демографические и климатические факторы, приведшие к Великому переселению народов.
  4. Укажите особенности социально-экономических отношений, складывающихся в Европе в период раннего Средневековья. Сформулируйте отличия соседской общины от родовой.
  5. Почему в Средние века сложилось особое военное сословие – рыцарство? В чем состояла специфика военной службы?
  6. Какие территории были завоеваны войском Александра Македонского?
  7. Назовите этапы развития исторического знания

Зачет №2по теме«Русь, Европа, Азия в эпоху раннего средневековья (VXвв.) и классического средневековья (XIXIVвв.)

  1. Кто был одними из основных противников восточных славян с VIIIв. н.э.?
  2. Древние славяне были язычниками. Что это означает?
  3. Назовите предпосылки образования государства у восточных славян.
  4. Назовите группу славянских народов:
  5. Назовите годы правления первых русских князей.
  6. Когда произошел раскол христианства?
  7. Назовите причины политической раздробленности на Руси?
  8. Как осуществлялась власть Золотой Орды над Русью? Что в ее осуществлении было, на ваш взгляд необычным? С чем это связано?

Зачет №3 по теме «Европа на рубеже нового времени XIV XVIIIвв. Россия на новом этапе развития, сер. XVII XVIII вв.»

1. Какие причины побуждали европейцев искать новые морские пути в Индии?

2. Какие последствия для стран Западной Европы имело создание колониальных империй и открытие новых морских торговых путей?

3. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству?

4. Охарактеризуйте политику Ивана Грозного, направленную на установление абсолютизма в России. Какое влияние на его действия оказали войны, которые вела Россия?

5. Каковы итоги политики Бориса Годунова? Назовите причины Смуты в русских землях?

6. Укажите причины ослабления Османской империи?

7. Как вы объясните распространение идей просвещенного абсолютизма в Европе XVIII?

8. Какие войны вела Россия в XVIIIв.?

9. Охарактеризуйте развитие России в конце XVII – начале XVIIIвв.?

10. Назовите технические изобретения, ознаменовавшие начало промышленного переворота.

Зачет №4 по теме «Время потрясений и перемен (конец XVII – начало XIX вв.). Мировое развитие во II пол. XIXв.»

1. Объясните, почему в колониях быстро развивалось ремесленное и мануфактурное производство?

2. Какие изменения произошли в промышленном производстве в XIX в.? Какую роль стали играть в развитии промышленности новые отрасли?

3. Расскажите об отечественной войне 1812г. Укажите причины и последствия этой войны для России и для Франции?

4. Назовите страны Европы, где вспыхнули революции в 1848г.? Какими прооцесами они были вызваны?

5. Охарактеризуйте политику Александра I. Почему намеченные им реформы не были реализованы?

6. Сформулируйте черты колониализма на примере политики Англии и Индии.

7. Расскажите о франко-прусской войне. Каковы были ее последствия для Франции и для Германии?

8. Почему отмена крепостного права не привела к быстрому подъему сельского хозяйства Российской империи? В чем была ограниченность этой реформы?

9. перечислите страны, которые относили себя к великим державам, и назовите регионы мира, ставшие колониями развитых стран.

10. Как вы можете объяснить ускорение темпов прироста научных знаний в XVIII– XIXв.?

Зачет №1 по теме «Мировое развитие на рубеже XIX XX вв.»

1. В чем состояли причины ускорения научно-технического развития в начале XXв.

2. Назовите типы монополистических объединений. Охарактеризуйте их.
3. В чем состояли особенности изменения социальной структуры общества Европы и Северной Америки в условиях перехода к индустриальной стадии развития?

4.Охарактеризуйте особенности политики государства в Российской империи.
5. Охарактеризуйте сущность Столыпинской реформы.
Зачет №2. по теме «Державное соперничество в начале XX века»
1. Причины первой мировой войны.

2. В чем суть политики «военного коммунизма»?

3. Предпосылки гражданской войны. Охарактеризуйте события в России и странах Запада после гражданской войны.

Зачет 3. по теме «Развитие индустриальных стран в 1920 –1930-е гг.»

1. В чем состояли причины кризиса 1929-1933гг.? Являлись ли они общими для всех стран с рыночной экономикой?

2. Что такое «тоталитаризм, тоталитарное государство?»

3. В чем состоял смысл новой экономической политики? Чем определялась необходимость перехода к НЭП у?

4. Охарактеризуйте политику коллективизации и ее итоги. Почему она была столь значимой для партии большевиков?

5. Что такое «пацифизм»? Почему 1920 -е гг. вошли в историю как десятилетие пацифизма? Насколько обоснована подобная оценка?

6. Охарактеризуйте роль СССР в создании системы коллективной безопасности в Европе.

7. Была ли возможность предотвратить Вторую мировую войну?

Зачет №4 по теме «СССР в системе МО (1920 – 1940 – е гг.). СССР в Великой Отечественной войне и страны Запада»

1. Охарактеризуйте начальный этап ВОВ.

2. Дайте определение антифашистской коалиции. Что объединяло государства, которые в нее вошли? Какие противоречия между ними сохранялись?

3. Что следует понимать под «коренным переломом в Великой Отечественной войне и Второй мировой войнах?

4. Охарактеризуйте итоги и значение Крымской конференции глав ведущих держав антигитлеровской коалиции.

5. Охарактеризуйте итоги Второй мировой войны.

6. Какие потери понес СССР в период борьбы с гитлеровской Германией и ее союзниками? Проанализируйте структуру этих потерь.

  1. класс. Зачет №1. по теме « СССР и мировое развитие в период холодной войны»

1. Что такое «холодная война»?

2. В чем состояли цели «плана Маршалла»? Каким было отношение к нему в странах Европы?

3.Чем можно объяснить волну репрессий в 1948 -1953гг.? Против каких слоев населения они были направлены в первую очередь? Какие последствия эти репрессии имели?

4. Что такое колониальная система? Охарактеризуйте ее состояние к середине XXв.

5. Охарактеризуйте истоки Карибского кризиза 1962г. и его влияние на взаимоотношения СССР и США. Каковы уроки Карибского кризиса для взаимоотношений ведущих мировых держав?
Зачет №2 по теме «Ускорение научно-технического развития и его итоги»

1. Охарактеризуйте основные направления развития науки и техники в первой половине XXв.

2. В чем проявилась взаимосвязь достижений науки и техники в различных областях знания? Как влияло развитие науки на технический прогресс?

3. что такое «информационная революция»? Охарактеризуйте ее технические и социальные аспекты.

4. Составьте тезисы ответа по теме «Личность и информационное общество: новые возможности и проблемы».

5. Объясните термин «маргинальные слои общества». Назовите причины их появления. В чем заключаются особенности маргинализации различных слоев населения? В чем состоит опасность этого процесса?

Зачет №3 по теме «СССР после второй мировой войны (1945–1953гг.), «Реформы Н.С. Хрущева. «Оттепель» (1953 –1964гг.) «Брежневская эпоха». СССР в 1964–1985гг.

1. Каковы были цели создания Совета экономической взаимопомощи?

2. Как внешнеполитическая обстановка повлияла на внутреннюю политику СССР в 1945 –1953гг.?

3. Почему в послевоенный период в СССР бурно шел процесс урбанизации?

4. Укажите положительные и отрицательные стороны освоения целины.

5. Что такое гонка вооружений? Возможно ли было избежать ее? Если да, то каким образом, если нет, то почему?

6. Что такое «самиздат и тамиздат»? Почему они возникли?

7. Выделите черты кризиса в национальных отношениях в брежневскую эпоху. Чем, на ваш взгляд, их можно объяснить?

8. Оцените положительные и отрицательные стороны советской экономической модели.

9. Почему период 70-х – первой половины 80-х гг. получил название эпохи «застоя»? В чем он проявился? В каких сферах общественной жизни наблюдался этот застой?

Зачет №4 по теме «Перестройка (1985 – 1991гг.)», «Рождение новой России (1991– 1999гг.), « Новый курс России».

1. Какие цели преследовал курс на ускорение? Что это означало? Насколько, по-вашему, были достижимы цели этого курса в тех условиях?

2. Как вы понимаете понятие «перестройка»? На какие результаты рассчитывало руководство страны, начиная перестройку? Соответствовали ли реальные результаты планируемым? Почему?

3. Какие меры принимались руководством страны для решения проблемы межнациональных конфликтов? Оцените эффективность этих мер.

4. Что такое новое политическое мышление» и в чем состояла его принципиальная новизна?

5. Как изменилось международное положение СССР к концу 1980-х гг.? Как внутриполитическая обстановка СССР отражалась на его международном положении?

6. Что такое «гласность»? В чем сходство и различие «оттепель и гласность»?

7. Охарактеризуйте экономическое развитие России в конце 90-х гг.

8. Какие реформы требовались провести в России для улучшения социально-экономической и политической ситуации в стране? Каким образом должны были проводиться эти реформы?

9. Каково ваше отношение к термину «суверенная демократия»?

10. Какие изменения произошли во внешнеполитическом положении России в начале ХХIв.?

11. Как экономическое положение россиян отражается сегодня на развитие культуры?

10 класс. Зачет №1 по теме «Общество и человек», « Основные сферы общественной жизни».

1. Раскройте разные смыслы понятия «культура».

2. Какие науки изучают общество?

3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их. В чем состоит особое значение моральных ценностей для граждан нашей страны в наиболее трудные моменты ее исторического развития?

4. Назовите виды деятельности человека. Раскройте их многообразие.

5. Что такое истина? Обратитесь к словарю, чтобы выделить основные признаки понятия «истина». Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной?

6. Выделите основные признаки понятия «личность».

7. Что такое наука, каковы ее главные задачи и цели?

8. Что является основным показателем действенности морали, показателем нравственной зрелости личности?

9. Перечислите характеры черты искусства. Что общего у искусства с другими областями культуры? Покажите его связь с религией, наукой, образованием, развитием техники?

10. Каковы приоритеты политики Российского государства в экономике?

11. Каковы основные элементы экономической культуры?

12. Какие социальные группы существуют в современном российском обществе? Что является объективной основой их возникновения и существования?

13. Что является причиной социальных конфликтов?

14. Каковы причины отклоняющегося поведения?

15. Что такое «толерантность» в межнациональных отношениях?

Зачет №2 по теме «Основные сферы общественной жизни»

1. В чем основное назначение семьи как социального института? Каким образом общество влияет на семью?

2. Что включает понятие «молодежная субкультура»? В чем особенности субкультуры российской молодежи?

3. Какова структура политики как деятельности? Что входит в понятие «сфера политики»?

4. В чем заключаются функции политической системы?

5. Каковы признаки правового государства?

6. Что представляет собой избирательная система? В чем сходство и различие мажоритарной и пропорциональной избирательных систем?

7. Что такое политический процесс? Какие типы политических процессов вам известны?

8. Какова роль системы права в регулировании общественных отношений?

9. Дайте характеристику основных источников права.

10. Объясните различия между проступком и преступлением.

11. Каковы общие черты и в чем специфика отраслей права?

12. Каковы основные функции правовой культуры?

13. Что такое процесс глобализации?

14. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление?

11 класс. Зачет № 1 по теме «Человек и экономика», «Проблемы социально-политической и духовной жизни. Человек и закон».

1. Что изучают макроэкономика и микроэкономика?

2. Назовите факторы экстенсивного и интенсивного роста.

3. Перечислите основные признаки свободного рынка.

4. Что свидетельствует о рыночном характере российской экономики?

5. От чего зависит успех деятельности предприятия?

6. Дайте определение предпринимательских провоотношений. Какие законы регулируют предпринимательские правоотношения?

7. Что такое финансирование и каковы его источники? Какие источники финансирования характерны для крупного и малого бизнеса?

8. Какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику? Назовите основные методы воздействия государства на экономику.

9. Какую роль выполняют финансы в экономике? Как устроена банковская система страны?

10. Почему возникает инфляция? Может ли инфляция положительно влиять на экономику? Каковы социально-экономические последствия инфляции? Нужно ли бороться с инфляцией?

11. Для чего необходим рынок труда. Каковы особенности различных видов безработицы?

12. Каковы причины международного разделения труда?

13. Какие факторы влияют на производительность труда? Как производителю и потребителю сделать рациональный экономический выбор?

Зачет №2 по теме «Проблемы социально-политической и духовной жизни общества. Правовое регулирование общественных отношений. Человек и закон».

1. Какое общество можно считать свободным?

2. Охарактеризуйте основные черты общественного сознания.

3. Что такое идеология? Какую роль она играет в политической жизни?

4. Кто такой политический лидер? Каковы основные признаки политического лидерства?

5. Чем характеризуется современная демографическая ситуация в России?

6. Какие религиозные объединения могут действовать в Российской Федерации?

7. В чем суть нормативного подхода к праву?

8. В чем отличие прав гражданина от прав человека? Каковы права гражданина РФ? Назовите конституционные обязанности, возложенные на гражданина РФ.

9. Объясните, что такое гражданская правоспособность и гражданская дееспособность?

10. Назовите личные и имущественные права супругов.

11. Дайте определение трудовых правоотношений. Какие особенности для них характерны?

12. Что такое процессуальные права?

13. Раскройте термин «обвиняемый» и назовите основные права, предоставляемые ему УПК.

14. Как организована защита прав человека в рамках Совета Европы?

15. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы XXI века. Каковы возможные пути решения каждой из глобальных проблем?

12 класс. Зачет №1 по теме «Общество. Общественное сознание. Образы человечества в культурных традициях и современно-политических теориях».

1. В чем состоят основные функции общества?

2. Какие определения понятия «общество» из курса обществознания вы знаете?

3. В чем различие между сознанием и знанием? Есть ли между ними сходство?

4. Какие символы искусства и религиозные символы являются наиболее известными в современном мире? Существуют ли символы, которые относятся и к искусству, и к религии?

5. Почему концепция «Москва – Третий Рим» явилась важным этапом в осмыслении истории России?

6. Сравните мировые религии с точки зрения универсализма. Выделите их особенные и общие черты.

polpoz.ru

Смотрите так же:

  • Формы собственности смешанная Курс экономической теории Часть III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИРаздел I. ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ Глава 40. Собственность. Преобразование собственности Смешанные формы собственности Современная экономика […]
  • Субсидирование налога на прибыль НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: УЧЕТ ПОЛУЧЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ СУБСИДИИ НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ЗАТРАТ В СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ОБЪЕКТОВ НАЗЕМНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Субсидии, полученные коммерческими организациями на […]
  • Приказ 778 от 2008 Приказ Министерства обороны РФ от 26 октября 2013 г. № 778 "Об увеличении размеров оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" (не вступил в силу) В соответствии с постановлениями Правительства Российской […]
  • Комиссия при выплате пенсии ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 04 апреля 2008 Порядок назначения и выплаты пенсий по инвалидности осуществляется в соответствии с […]
  • Транспортный налог в 2018 в хмао Покатались, и хватит! Югорская власть решилась на отмену нулевой ставки транспортного налога Правительство Югры намерено отменить нулевую ставку транспортного налога на машины мощностью до 150 л.с., введённую в регионе два года назад. […]
  • Статьи 337 уголовного кодекса Какой срок действия ст. 337 ч. 4 УК РФ? срок действия постановления о розыске по ст. 337 ч.4 УК РФ (самовольное оставление части или места службы) Ответы юристов (1) Добрый день, Андрей! Если уголовное дело уже возбуждено по ч. 4 ст. 337 […]

Обсуждение закрыто.