Действующие уставные суды субъектов рф

Действующие Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Наименование суда — Ф.И.О. председателя

Почтовый адрес суда, телефоны

Дата образования, количество судей

Конституционный суд Республики Адыгея — Тлехатук Аскер Касеевич

385000, Республика Адыгея, г.Майкоп, ул.Советская, 217, тел. (8772) 57-09-97

29 октября 1997 г., 3 человека

Избираются Советом представителей Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея на основе равного представительства кандидатов от законодательной, представительной и судебной ветвей государственной власти сроком на 12 лет

Конституционный суд Республики Башкортостан — Еникеев Зуфар Иргалиевич

450101, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Тукаева, 46, тел. (347) 280-86-30, факс (347) 250-63-71

27 марта 1996 г., 5 человек

Назначаются на должность Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан по представлению Главы Республики Башкортостан сроком на 12 лет

Конституционный суд Республики Бурятия

Работа суда приостановлена с 2013 года

670000, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Сухэ Батора, 9, тел. (3012) 21-56-98, факс 21-56-98

24 января 1995 г., 5 человек

Назначаются на должность Народным Хуралом Республики Бурятия по представлению Президента Республики Бурятия сроком на 5 лет

Конституционный суд Республики Дагестан — Халитов Магомед Халитович

367000, Республика Дагестан, г.Махачкала, пл.Ленина, 2, 6 этаж, тел./факс (8722) 67-20-69

28 декабря 1991 г., 5 человек

Назначаются на должность Народным Собранием Республики Дагестан по представлению Президента Республики Дагестан (по Конституции от 10 июля 2003 г.), срок полномочий не ограничен определенным сроком (по действующему Закону)

Конституционный суд Кабардино-Балкарской Республики — Геляхов Абдуллах Сагитович

360028, Кабардино-Балкарская Республика, г.Нальчик, пр.Ленина, 27, тел., факс (8662) 40-23-78, 40-83-06

7 мая 1993 г., 4 человека

Назначаются на должность Парламентом Кабардино-Балкарской Республики по представлению Главы Кабардино-Балкарской Республики, срок полномочий не ограничен определенным сроком

Конституционный суд Республики Карелия — Беньяминова Светлана Александровна

185910, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Куйбышева, 5, тел. (8142) 76-64-12, факс 76-57-00

11 ноября 1994 г., 3 человека

Назначаются на должность Законодательным Собранием Республики Карелия по представлению Главы Республики Карелия, срок полномочий не ограничен определенным сроком

Конституционный суд Республики Коми — Кретов Владимир Васильевич

167010, Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.Коммунистическая, 8, тел. (8212) 44-73-28

7 декабря 1994 г., 5 человек

Избираются на должность Государственным Советом Республики Коми по представлению Главы Республики Коми, срок полномочий не ограничен определенным сроком

Конституционный суд Республики Марий Эл — Баранов Александр Михайлович

424001, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, Ленинский пр-т, 24б, тел. (8362) 42-90-69, факс (8362) 42-11-49

18 июня 1998 г., 5 человек

Назначаются на должность Государственным Собранием Республики Марий Эл по представлению Главы Республики Марий Эл сроком на 12 лет

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) — Ким-Кимэн Александр Николаевич

677022, Республика Саха (Якутия), г.Якутск, ул.Ярославского, 24/1, тел. (4112) 43-55-70, 43-56-79, факс (4112) 43-55-70

20 апреля 1994 г., 7 человек

Назначаются на должность Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по представлению Главы Республики Саха (Якутия) сроком на 15 лет

Конституционный суд Республика Северная Осетия — Алания — Цалиев Александр Михайлович

362038, Республика Северная Осетия — Алания, г.Владикавказ, пл.Свободы, 1, тел. (8672) 53-58-32, факс (8672) 53-79-05

19 июля 2001 г., 5 человек

Назначаются на должность Парламентом Республики Северная Осетия — Алания по представлению Главы Республики Северная Осетия — Алания сроком на 5 лет

Конституционный суд Республики Татарстан — Хуснутдинов Фархат Гусманович

420060, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Пушкина, д.66/33, тел. (843) 264-74-76, 264-74-83

29 июня 2000 г., 6 человек

Избираются на должность Государственным Советом Республики Татарстан сроком на 10 лет

Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда Республики Татарстан назначаются Государственным Советом Республики Татарстан по предложению судей Конституционного суда Республики Татарстан

Конституционный суд Республики Тыва — Саая Аяс Плоткаевич

667010, Республика Тыва, г.Кызыл, ул.Калинина, 11, тел./факс (3942) 25-44-68

3 июля 2003 г., 3 человека

Назначаются на должность Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва по представлению Главы — Председателя Правительства Республики Тыва сроком на 5 лет

Уставный суд г.Санкт-Петербурга — Сергевнин Сергей Львович

197022, г.Санкт-Петербург, Суворовский пр., 62, литера А, тел./факс: (812) 576-66-20, 576-48-08

14 сентября 2000 г., 5 человек

Назначаются на должность Законодательным Собранием Санкт-Петербурга по представлениям: губернатора Санкт-Петербурга; группы депутатов (не менее 7 человек) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга; сроком на 6 лет

Уставный суд Калининградской области — Сафонов Юрий Михайлович

236022, г.Калининград, ул. Комсомольская, 31, тел: (4012) 95-66-84, тел/факс: (4012) 95-42-61

25 апреля 2003 г., 3 человека

Назначаются на должность областной Думой по представлению Губернатора Калининградской области и одной трети от установленного числа депутатов областной Думы сроком на 5 лет

Уставной Суд Свердловской области — Пантелеев Вадим Юрьевич

620075, г.Екатеринбург, ул.Пушкинская, 19, тел . (343) 217-86-77, 370-31-38

3 марта 1998 г., 5 человек

Назначаются на должность Законодательным Собранием Свердловской области по представлению Губернатора Свердловской области сроком на 6 лет

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Конституционные и Уставные суды в Российской Федерации

Конституционный Суд Республики в составе Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок формирования и деятельности Конституционных Судов Республик определяются Конституцией Республики и Законом Республики «О Конституционном Суде Республики».

Конституционные Суды Республик состоит из судей, назначаемых на должность Законодательным Собранием Республик по представлению Глав Республик. Свои полномочия Конституционный Суд Республики вправе осуществлять в составе не менее трех судей. Полномочия судьи Конституционного Суда Республики не ограничены определенным сроком.

Конституционный Суд Республики разрешает дела в открытых судебных заседаниях. Проведение закрытых судебных заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Поводом к рассмотрению дела является обращение в Конституционный Суд Республики. Обращение направляется в Конституционный Суд в письменном виде и подписывается заявителем (заявителями) или уполномоченным лицом и должно соответствовать требованиям, установленным Законом Республики.

Правом на обращение в Конституционный Суд Республики обладают Глава Республики, Законодательное Собрание Республики, депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия, прокурор Республики Карелия, Уполномоченный по правам человека Республики Карелия, органы местного самоуправления, общественные объединения, юридические лица и граждане.

Основаниями к рассмотрению дела являются обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики тот или иной Закон Республики, нормативные правовые акты (или их отдельные положения) Законодательного Собрания Республики, Главы Республики, Правительства Республики, иных органов исполнительной власти Республики, уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты (их отдельные положения) органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Республики.

Законы Республик «О Конституционном Суде Республики» устанавливают порядок распределения поступающих в суд обращений, порядок определения очередности рассмотрения дел, особенности делопроизводства в Конституционном Суде, а некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях и иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда устанавливаются Регламентом Конституционного Суда Республики, который принимается решением собрания судей Конституционного Суда Республики.

С целью оказания научного содействия Конституционному Суду Республики в осуществлении задач, определенных Законом Республики «О Конституционном Суде Республики», и разработки научно обоснованных рекомендаций по вопросам судебной практики созданы научно-консультативные советы, которые являются совещательными органами при Конституционных Судах Республик.

В Москве успешно работает Международный Центр Правовых исследований (МЦПИ) «Планета Закона», осуществляющий правовую защиту конституционных прав граждан и направление исковых заявлений не только в суды Москвы, но и ставящий одной из основных задач всестороннее изучение информации о деятельности Конституционных Судов Республик в составе Российской Федерации, анализ их решений, материалов научно-консультативного советов при Конституционных Судах Республик, научных трудов и иных работ в сфере конституционного (уставного) судопроизводства.

Уставные Суды в России являются судебными органами государственной власти в субъектах Российской Федерации. Уставные Суды входят в единую судебную систему Российской Федерации. Уставные Суды созданы на основании Федерального конституционного Закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФЗ «О судебной системе Российской Федерации», Уставов (Основных Законов) субъектов России. Уставные Суды состоят из судей, назначаемых на должность Думой.

Срок полномочий судьи — 12 лет. Свои полномочия Уставные Суды вправе осуществлять в составе не менее трех судей. Уставные Суды разрешают дела в открытых судебных заседаниях. Проведение закрытых судебных заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Уставный Суд разрешает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) области иных областных законов, нормативных правовых актов Губернатора, Правительства области, областной Думы, органов местного самоуправления муниципальных образований. Кроме того, Уставный суд осуществляет официальное толкование Устава области, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления, дает заключение о соответствии Уставу области вопроса, выносимого на областной референдум.

Поводом к рассмотрению дела является обращение в Уставный Суд. Обращение направляется в Уставный Суд в письменном виде и подписывается заявителем (заявителями) или уполномоченным лицом и должно соответствовать требованиям Закона «Об Уставном Суде».

Правом на обращение в Уставный Суд обладают Губернатор области, областная Дума, Правительство области, каждый депутат областной Думы, прокурор области, уполномоченный по правам человека в области, избирательная комиссия области, ассоциация муниципальных образований области, областной суд, арбитражный суд области, нотариальная палата, органы местного самоуправления, группа депутатов представительного органа местного самоуправления численностью не менее пяти человек, граждане, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, объединения граждан.

При обращении в Уставный Суд граждан об обжаловании нормативных правовых актов, изданных органом государственной власти, органом местного самоуправления, в указанном обращении в обязательном порядке должны содержаться сведения о том, какие права граждан и каким образом права нарушены обжалуемым нормативным правовым актом.

www.lexpages.ru

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Никто о них не знает, а они есть!

В России есть конституционные (уставные) суды субъектов РФ, о которых мало кто слышал. Между тем, работают они уже не первый десяток лет и на их работу только в 2014 году было израсходовано около пол миллиарда рублей из региональных бюджетов.

Конституционные (уставные) суды появились в 90-ые годы, видимо для проведения на практике идей федерализма. В 1996 году они были упомянуты в законе о судебной системе.

В 90-х и 2000-х такие суды функционировали достаточно бойко: рассматривали обращения, принимали послания, толковали законы. О том, как работают сейчас, напишу ниже.

Как такие суды должны работать в теории

Задумывалось, что в каждом регионе будет свой суд, рассматривающий споры на соответствие уставам и конституциям регионов региональных и местных законов. Конституции (в республиках) и уставы (во всех остальных субъектах РФ) — это главные законы в регионах, в которых определены общие положения функционирования властей, права, свободы граждан, вот это все.

Если региональные власти приняли закон, который не нравится гражданам, например, об отмене прямых выборов мэров городов, то его (полностью или в частности) можно оспорить и признать недействительным. Таким образом, суды могли восстанавливать справедливость, когда исполнительная или законодательная власть злоупотребляли.

Как уставные суды работают на самом деле

Сейчас этот институт по-сути не функционирует. Знают о таких судах, пожалуй, только юристы, которые на 1 курсе ВУЗа изучают судебную систему. Я сама знаю о них как раз из семинара «правоохранительные органы», где мы рисовали схему судов и отдельно подчеркивали, что конституционные суды субъектов не подчиняются Конституционному суду России. На практике с ними не сталкивалась ни разу.

Всего конституционных (уставных) судов — 16. Конституционный суд Республики Бурятия сущестовал до недавнего времени, но в 2013 году из-за нехватки средств приостановил работу на 3 года. КС РФ предлоджил либо упразднить его совсем, либо все же заполнить вакансии судей. Уставный суд Челябинской области упразднен с 2014 года.

За 2014 год на содержание всех судов из региональных бюджетов было выделено 494 704 760 рублей.

Статистики по работе суда в Чеченской Республике нет: сайт суда на создан, а по телефону давать инфомрацию отказались, по всем же другим судам данные просто удуручающие:

Всего 51 дело было рассмотрено 68 судьями в 2014 году. То есть это менее 0,75 дел в год (!) на одного судью.

Рассмотрение одного дела обходится в 8,73 млн рублей для регионального бюджета.

Среди судов есть и рекордсмены с просто шокирующей статистикой:

Конститционный суд Республики Адыгея — ни одного постановления с 2008 года.

Конституционный суд Республики Башкортостан — ни одного постановления за 2014 год, всем 10 поданным заявлениям отказано в принятии к рассмотрению.

Статистика говорит о том, что граждане и организации не верят, что можно отменить региональный закон, противоречащий базовым принципам, правам и свободам и попросту не обращаются в суды, а если обращаются, то справедливости не находят.

И тут мне хочется задать всем читающим этот текст один простой вопрос:

Почему уставные суды не работают?

Уверена, что их создание в существующем виде изначально было провальной идей, потому что их функционирование, заработная плата персонала, выделение льгот, служебных квартир и финансирования судьям — абсолютно все оставлено на усмотрение региональных властей. Вряд ли можно расчитывать, что полностью зависимые от региональных законодательных собраний судьи будут признавать недействительными местные законы.

Если еще десять лет назад люди обращались в эти суды, но, видимо, со временем разуверились и теперь этот институт — просто яркая иллюстрация зависимости нашей судебной власти и неверия населения в справедливость.

Никаких объективных причин для того, чтобы эти суды продолжали функционировать в настоящее время, я не вижу. Их функции вполне можно передать в Верховные суды республик (областному, краевому суду), в которых сформировать отдельную коллегию, полномочную рассматривать именно такие заявления, а в их отсутствие — работать по остальным вопросам.

Коллеги-юристы, которых я попросила прокомментировать работу таких судов, в целом со мной согласны.

Елена Лукьянова, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права «Высшей школы экономики»:

«Я думаю, что с самого начала это был очень сомнительный институт. Потому и выродились. Такой институт ни в каком виде не нужен. В крайнем случае подобную функцию может осуществлять коллегия Верховного суда региона.»

Павел Чиков, Председатель Межрегиональной Ассоциации правозащитных организаций «АГОРА», кандидат юридических наук:

«Конституционные (уставные) суды регионов, как и многие другие региональные институты (омбудсмены, комиссии по правам человека, советы безопасности и прочее) из-за целенаправленной политики Кремля по сокращению предметов ведения регионов по сути остаются как фенечка, как несколько статусных должностей, куда можно пристроить своих людей. Или с почетом отправить туда «на пенсию». Выслуга и стаж идут, зарплата приличная, автомобиль с шофером, а ни на что не влияешь.»

Вот такие они, конституционные (уставные) суды субъектов РФ: дорогие и бездеятельные. Вот такая защита прав и свобод. Обращусь в адрес региональных властей с просьбой рассмотреть вопрос о необходимости наличия данных судов. Система требует изменений.

echo.msk.ru

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Федеративное устройство России основано па ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. В силу ч. 2 ст. 5 Конституции РФ республика в составе Российской Федерации имеет свою конституцию и законодательство, а субъект РФ — свой устав и законодательство. Для разрешения вопросов, связанных с применением положений конституций (уставов) в каждом субъекте РФ создается отдельный конституционный (уставный) суд. Эти судебные органы входят в общую судебную систему страны и наряду с мировыми судьями относятся к судам, которые создаются субъектами РФ.

Обладая идентичными полномочиями, рассматриваемые судебные органы в различных субъектах РФ именуются по-разному. Поскольку республика в составе Российской Федерации имеет конституцию, соответствующий суд называется конституционным. В иных субъектах РФ, имеющих уставы, создаются и действуют уставные суды соответствующих субъектов РФ.

Несмотря па то что данные суды входят в общую судебную систему, они с Конституционным Судом РФ не связаны ни организационно, ни по своим полномочиям.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами соответствующих субъектов.

Так, в соответствии с Законом г. Москвы от 13.02.2002 № 10 «Об Уставном суде города Москвы» данный суд представляет собой орган уставного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством уставного судопроизводства как разновидности конституционного судопроизводства. При этом Уставный суд входит в единую судебную систему РФ.

Уставный суд г. Москвы обладает следующими полномочиями.

1. Разрешает дела о соответствии Уставу г. Москвы: законов г. Москвы; нормативных правовых актов Московской городской Думы, мэра Москвы, Правительства Москвы, иных органов и должностных лиц исполнительной власти г. Москвы; уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц.

2. Дает официальное толкование Устава.

3. Реализует законодательную инициативу.

4. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Уставом г. Москвы и Законом г. Москвы «Об Уставном суде города Москвы».

Судья Уставного суда г. Москвы назначается на должность Московской городской Думой по представлению мэра Москвы. Судьей может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Мэр Москвы осуществляет отбор кандидатов на должность судьи на конкурсной основе и вносит отобранные кандидатуры на рассмотрение Московской городской Думы. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием.

На заседании Уставного суда судьи большинством голосов избирают из своего состава тайным голосованием в индивидуальном порядке Председателя Уставного суда и его заместителя.

Председатель Уставного суда:

— является судьей и осуществляет процессуальные полномочия;

— руководит подготовкой заседаний Уставного суда, созывает их и председательствует на них;

— представляет Уставный суд в отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, по уполномочию Уставного суда выступает с заявлениями от его имени;

— руководит деятельностью аппарата Уставного суда;

— осуществляет иные полномочия, установленные законодательством и Регламентом Уставного суда.

По вопросам своей компетенции Председатель Уставного суда издает приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя Уставного суда в необходимых случаях исполняет обязанности Председателя Уставного суда, а также осуществляет отдельные полномочия Председателя уставного суда, возложенные на него Уставным судом по предложению Председателя Уставного суда.

Аппарат Уставного суда: осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Уставного суда, проводит прием посетителей; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Уставного суда; осуществляет материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Уставного суда.

Поводом к рассмотрению дела в Уставном суде г. Москвы является обращение. Основанием к рассмотрению дела служит неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу закон г. Москвы или иной нормативный правовой акт, а также неопределенность в понимании положений Устава. Правом на обращение в Уставный суд обладают: мэр Москвы, Московская городская Дума, Правительство Москвы, Московский городской суд, Арбитражный суд г. Москвы, Московская городская избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека в г. Москве, районные суды, мировые судьи, прокурор г. Москвы, главы муниципальных образований, представительные органы местного самоуправления.

Уставный суд по предложению Председателя Уставного суда поручает одному из судей предварительное изучение обращения в 15-суточный срок. Если дело назначено к слушанию, то Уставный суд назначает судью-докладчика для подготовки дела, составления проекта решения, а также изложения материалов на заседании.

Участниками процесса в Уставном суде являются стороны, их представители, эксперты, переводчики и другие приглашенные судом лица. В качестве сторон выступают: заявители (органы или должностные лица, направившие обращение); органы или должностные лица, акт которых подлежит проверке на предмет соответствия Уставу.

Стороны обладают равными процессуальными возможностями. В частности, стороны и их представители вправе: знакомиться с материалами дела; излагать свою позицию по делу; задавать вопросы другим участникам процесса; давать на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела; знакомиться с отзывами другой стороны; заявлять ходатайства, осуществлять иные полномочия. Наряду с этим стороны или их представители обязаны явиться по вызову, представить необходимые материалы, дать объяснения и ответить на вопросы.

Итоговое решение по делу Уставным судом принимается на закрытом совещании. Решение принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение должно быть основано на исследованных судом материалах.

Конституционные (уставные) суды иных субъектов РФ создаются и действуют на основании законов соответствующих субъектов.

studme.org

2.4. Конституционные (уставные) суды субъектов рф

Создание конституционных (уставных) судов субъектов РФ предусмотрено ФКЗ «О судебной системе РФ». Конституционные суды могут создаваться в республиках в составе РФ, которые имеют собственную конституцию, а уставные суды — в иных субъектах РФ (краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах), которые имеют не конституцию, а уставы. В соответствии со ст. 27 указанного ФКЗ конституционный (уставной) суд субъекта РФ может создаваться для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативно-правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет бюджета соответствующего субъекта РФ. Конституционный (уставной) суд субъекта РФ рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом, в том числе и Конституционным Судом РФ.

В соответствии с ч. 8 ст. 13 ФКЗ «О судебной системе РФ» судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.

В настоящее время Конституционные (уставные) суд действуют во всех субъектах РФ. Так, ст. 50 Устава Санкт-Петербурга (принят Законодательным собранием Санкт-Петербурга 14 января 1998 г) предусматривает создание Уставного суда Санкт-Петербурга. Согласно ч. 1 указанной статьи, Уставной суд Санкт-Петербурга создается для рассмотрения вопросов соответствия законов и иных нормативно-правовых актов Санкт-Петербурга, нормативно-правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления Санкт-Петербурга, Уставу Санкт-Петербурга, а также для официального толкования Устава Санкт-Петербурга. Порядок создания, организации и деятельности Уставного суда, назначения судей на должность судей, председателя и заместителя председателя Уставного суда Санкт-Петербурга регламентируются законом Санкт-Петербурга.

3. Судопроизводство в арбитражных судах Российской Федерации

3.1. Задачи и принципы организации и деятельности арбитражных судов.

Арбитражные суды в РФ были образованы в октябре 1991 г. в соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 г. В настоящее время арбитражные суды в РФ действуют на основе Конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в РФ» (ред. от 06.12.2011), Арбитражным процессуальным кодексом (АПК) РФ.

В соответствии с ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ, которая, в свою очередь, определяется соответствующим ФКЗ «О судебной системе РФ». Отсюда вытекает, что на арбитражные суды распространяются все общие положения Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ», применяемые ко всем остальным федеральным судам. Это относится и к требованиям, предъявляемым к судьям, к принципам независимости, несменяемости и неприкосновенности судей, принципу гласности судебного разбирательства, состязательности и равноправия сторон.

На судей арбитражных судов распространяются все положения главы 2 ФКЗ «О судебной системе РФ» — «Основы статуса судей». Об этом прямо говорит ст. 12 упомянутого закона: «Все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией…».

В ст. 5 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» указаны две задачи арбитражных судов при осуществлении ими правосудия. К ним относятся:

1. защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2. содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Более подробно задачи и организация процессуальной деятельности арбитражных судов раскрываются в арбитражном процессуальном кодексе РФ. Так, задачи арбитражных судов в АПК сформулированы следующим образом:

1. защита нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также зашита прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, органов государственной власти и т.п. в указанных сферах;

2. обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3. справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

4. укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5. формирование уважительного отношения к закону и суду;

6. содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Перечень этих дел представлен в главе 4 АПК РФ – «Компетенция арбитражных судов».

Перечень дел по экономическим спорам, включает споры:

о разногласиях по договору;

об изменении условий или о расторжении договоров;

о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

о признании права собственности и другие.

К делам, вытекающим из административных правоотношений, относятся дела:

1. об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности и т.д. 28 ;

2. об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3. об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;

4. об административных правонарушениях, если законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

5. о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

6. другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

К другим делам, рассматриваемым арбитражными судами, относятся, например:

1. дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2. дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан;

3. дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

4. по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

5. об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6. о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений

Однако многие подобные споры и дела рассматривают также и суды общей юрисдикции. Отличие в подведомственности арбитражных судов и судов общей юрисдикции состоит в том, между какими лицами возникают данные споры или какие лица являются сторонами иного дела, рассматриваемого арбитражными судами. Участниками арбитражного процесса являются юридические лица либо граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя. Таким образом, экономические споры и дела, возникающие между гражданами, не являющимися предпринимателями, либо между юридическими лицами и гражданами, не являющимися предпринимателями, рассматриваются не арбитражными судами, а судами общей юрисдикции.

Еще одно отличие между арбитражными судами и судами общей юрисдикции состоит в том, что они никогда не осуществляют правосудие посредством уголовного судопроизводства.

Основные принципы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации сформулированы в ст. 6 ФКЗ «Об арбитражных судах» и ст.ст. 5-12 АПК РФ. Согласно положениям указанных нормативных актов, деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе следующих принципов:

равенства организаций и граждан перед законом и судом,

состязательности и равноправия сторон,

гласности разбирательства дел;

непосредственность судебного разбирательства;

коллегиальность при рассмотрении дел.

Все эти принципы, за исключением двух последних, уже рассматривались в предыдущих темах.

Что касается принципа непосредственности судебного разбирательства, то он предполагает, что суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства сторон; те доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены арбитражным судом в основу принимаемого судебного акта.

Принцип коллегиальности при рассмотрении дел предполагает, что вопрос о том, в каком составе суда будет рассматриваться то или иное дело, определяется в соответствии с законом. Коллегиальное рассмотрение дел осуществляется тремя судьями или судьей и двумя арбитражными заседателями. При этом всегда коллегиально рассматриваются дела:

1. в первой инстанции — Высшим Арбитражным Судом;

2. в апелляционной, кассационной инстанциях и в порядке надзора.

Арбитражные суды субъектов коллегиально рассматривают в первой инстанции дела:

1. об оспаривании нормативных правовых актов;

2. дела об оспаривании нормативных правовых актов;

3. дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение;

4. дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;

5. дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;

6. дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам

7. по ходатайству сторон – в любом ином случае.

studfiles.net

Смотрите так же:

  • Саратов кировский мировой суд Саратов кировский мировой суд Васейко Сергей Иванович 25 ноября 1974 года рождения.В 1995 году окончил Саратовскую государственную академию права. С февраля 1996 года по 1997 год работал следователем, старшим следователем прокуратуры […]
  • Иванов верховный суд Председатель ВАС РФ Иванов Антон Александрович Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Родился 6 июля 1965 года в городе Гатчине Ленинградской области. В 1982 году успешно окончил среднюю школу № 3 города Гатчины, […]
  • Две палаты конституционного суда Две палаты конституционного суда Н.В.Витрук | Г.А.Гаджиев | Л.М.Жаркова (с июня 1997) | А.Л.Кононов | Т.Г.Морщакова | Ю.Д.Рудкин | Н.В.Селезнев | О.И.Тиунов | Б.С.Эбзеев | В.Г.Ярославцев ________________________________ С 20 февраля 1995 […]
  • Ст 67 закона пермского края Закон Пермской области от 28 февраля 1996 г. N 416-67 "Об административно-территориальном устройстве Пермского края" (с изменениями и дополнениями) Закон Пермской области от 28 февраля 1996 г. N 416-67 "Об административно-территориальном […]
  • Увеличена пенсия в москве в 2018 году Увеличена пенсия в москве в 2018 году Размер минимальной пенсии, выплачиваемой пенсионерам Москвы, с 1 января 2018 года вырастет на 3 тыс. руб. и составит 17,5 тыс. руб., заявил мэр столицы Сергей Собянин на заседании президиума мэрии, […]
  • Формы и виды право собственности по российскому законодательству Формы и виды право собственности по российскому законодательству 2.1. Формы права собственности / Виды и формы собственности по Российскому законодательствуГЛАВА 2. СОБСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Формы права собственности имеют […]

Обсуждение закрыто.