Что такое орфограма правила

Как подчеркивать орфограммы (подчеркнуть буквы гласные и согласные, знаки)

Подчеркивание орфограмм — это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.

Орфограммы — это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.

Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм — двумя.

Список обязательных орфограмм первого класса

  • Большая буква в начале предложения.
  • Имена собственные.
  • Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
  • Мягкий знак – показатель мягкости.
  • Разделительный мягкий знак*.
  • Сочетания ЧК-ЧН.
  • Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  • Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
  • Имена собственные.
  • Предлоги.

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора

М ы — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

М ашей — пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.

Идём – орфограмм нет.

Гулят ь – орфограмма — мягкий знак показатель мягкости.

В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

Ч а щу – ча пишем с А. Орфограмма — сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной

Ча щ у – щу пишем с У. Орфограмма — сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.

. – В конце предложения ставится точка.

Ц ветут — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Цв е ту́т – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВ É Т. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).

Ланды ш и – ши пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.

. – В конце предложения ставится точка.

В от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Бы́стр о – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.

Б е жи́т – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово Б Е Г.

Бе ж и т — жи пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.

К о лю́чий – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УК Ó Л.

Ё ж – орфограмма — парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово Ё Ж И К.

. – В конце предложения ставится точка.

П ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

П и щáт — орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово п и ск.

Пи щ а т — ща пишем с А. Орфограмма — сочетания ча-ща пишутся с буквой А.

Пу ш и стые — ши пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буквой И.

Мы ш ки — орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ ш и .

. – В конце предложения ставится точка.

П тички — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Пти чк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.

В ь ю т – орфограмма – разделительный мягкий знак.

Гнёзда – орфограмм нет.

. – В конце предложения ставится точка.

Выделяем орфограммы

1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.

2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.

3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях — двумя чертами, гласную одной.

4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.

5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.

л о ви́л — ул ó в

6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней — двумя.*

ду б — ду б ы , ло ж ка — ло ж е к

7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву — двумя. Если непроизносимой согласной нет — подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове — первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней — двумя чертами.*

мес т ный — мес т о , опа сн ый — опа с е н

8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет — двумя.

9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.

*некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней — одной чертой.

www.7gy.ru

Урок русского языка во 2-м классе по теме: «Орфограмма. Орфографическое правило»

Цели урока:

— познакомит с понятиями «орфограмма», «орфографическое правило»;
— научить находить орфограммы в словах;
— научить пользоваться орфографическим правилом при написании орфограммы;
— повторить ранее изученные орфограммы.

— развивать орфографическую зоркость, внимание, память, операции мышления;
— развивать письменную и устную речь.

— воспитывать интерес к изучаемому предмету.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый,
Всех зовет нас на урок.
Ну-ка, детки, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.

— Скажите, что вы ждете от сегодняшнего урока? Каким вы хотите его видеть?

(Веселым, рабочим, познавательным. Ждем новых открытий)

— Я обещаю вам, что сегодняшний урок будет рабочим, полезным, познавательным. А вот тему урока вы попробуйте сформулировать сами в конце работы. Будьте внимательны.

2. Минутка чистописания.

— А сейчас у нас как всегда минутка чистописания.

Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.

— Перед вами узор. Продолжите его. /Работа в тетрадях/

3. Актуализация знаний.

— Какие буквы спрятались в этом узоре? (Буквы ы, ж, ш, и)
/Учитель записывает их на доске/

— На какие группы можно разбить эти буквы? (Гласные ы, и; согласные ж,ш)

— Расскажите все, что вы знаете о гласных ы, и. (Они бывают ударными и безударными. Ы служит для обозначения твердости согласных на письме. И служит для обозначения мягкости согласных на письме)

— Расскажите все, что вы знаете о согласных ж и ш. ( Ж обозначает звонкий, всегда твердый звук. Ш обозначает глухой, всегда твердый звук. Ж и Ш – парные согласные по звонкости и глухости.)

4. Постановка проблемы.

— Запишите слова в столбик. А моим помощником будет…

/Дети записывают в тетрадях слова в столбик, а один ученик работает у доски/

пружина
уши
жир
пушинка

— Как вы записали эти слова? Какие буквосочетания встретились в этих словах? (Сочетания ЖИ и ШИ)
— Как они записаны? (Через букву И)

— Выполним звукобуквенный анализ слов УШИ и ЖИР. Запишем транскрипцию.(уши — [ушы] — 2 сл., 3 б., 3 зв., жир — [жыр] – 1 сл., 3б., 3 зв.)

— Какую гласную мы слышим? (Мы слышим звук [ ы])

— Мы слышим звук [ ы], звук [ы] служит для обозначения твердости согласных на письме, звук [ ж] всегда твердый, значит, и писать должны после буквы Ж букву Ы. У нас не совпадение. Почему? Что перед нами? Как это называется? (ПРОБЛЕМА. Проблемный вопрос не соответствует теме урока) (Возможный вариант ответ : Есть правило)

5. Поиск решения. (Подводящий диалог)

— Давайте проведем исследование. Можно ли было написать то, что мы слышим? Всегда ли мы пишем слова в русском языке так, как мы их слышим, произносим? (Нет.)
— Значит, перед нами буква, написание которой нельзя точно определить на слух.

/Учитель вывешивает это вывод на доску/

— Почему ЖИ и ШИ пишутся с буквой И? (Есть правило)

— Значит, не всегда мы пишем так, как слышим. В нашем случае написание буквы И подчиняется правилу.
/Учитель вывешивает на доску вывод/

— Ребята, такую букву, написание которой нельзя точно определить на слух и которая подчиняется правилу, называют «ОРФОГРАММА» (ОТКРЫТИЕ!)

/Учитель вывешивает на доску слово «Орфограмма!»

— Произнесем хором. /Дети произносят/
— Кто из вас сможет рассказать, что такое «орфограмма»? /1 – 1 ученика проговаривают правило/
— А теперь сравним наше правило с правилом учебника на с. 101. /Дети читают правило/
— Каких слов не хватает в нашем правиле? (Орфограмма подчеркивается одной чертой) /Учитель добавляет недостающий вывод на доску/
— Вернемся к нашим словам. Как же называется буква И в сочетании ЖИ, ШИ? (Орфограмма)
— Подчеркнем ее одной чертой. Значит, гласная И может обозначать еще и звук [ы]. /Дети подчеркивают/
— Какому правилу она подчиняется? (Сочетания ЖИ, ШИ пишутся с буквой И)
— Прочитаем это правило и вывод в учебнике. /Дети читают вывод в учебнике на с. 101/
— Почему И подчеркиваем одной чертой, а Ж и Ш двумя чертами? (И – это орфограмма, а Ж и Ш – это сигналы, после которых идет орфограмма)
— Подчеркнем эти согласные в наших словах двумя чертами. /Дети подчеркивают/
— Правило, которому подчиняется написание той или иной орфограммы называется «Орфографическое правило» /Учитель вывешивает «Орфографическое правило» на доску./
— Прочитаем хором. /Дети произносят/
— Кто из вас попробует назвать тему нашего урока? (Тема нашего урока: «Орфограмма», «Орфографическое правило».)
— Прочитайте статью из толкового словаря. /Дети читают/
— Что узнали нового? (Слово «Орфография» — многозначное слово, 1. это правила написания слов,2.- раздел науки о языке, который определяет эти правила)

6. Физминутка. (Релаксация и гимнастика для глаз)

7. Первичное закрепление.

— Пользуясь орфографическим правилом, выполним №165 по заданию. У доски работает … Выполняем 1 столбик. /Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях/
— На какие вопросы отвечают слова? (На вопрос ЧТО?)
— Как называется эта часть речи? (Имя Существительное)
— Что обозначает? (Предмет)
— Чем различаются в паре? (Называют один предмет и много, поэтому разные окончания)
— Назовите в словах орфограмму. (Буква И)
— Назовите «опасные места» (Они после букв Ж и Ш)
— Расскажите правило. (Сочетания ЖИ и ШИ пишутся с буквой И)
— Второй столбик выполните самостоятельно.
— Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадям друг с другом. Проверьте работу соседа. Правильно ли найдена и подчеркнута орфограмма. /Дети проверяют работы друг друга/
— Составьте и запишите с одним из слов второго столбика предложение в тетрадь. /Дети записывают предложение в тетрадь/
— Прочитайте, какие предложения у вас получились?

8. Повторение изученных орфограмм. Работа в группах.

— Задание для всех групп. Вставьте пропущенную букву. Вспомните правило. Подчеркните орфограмму.

спи.ка
до.ка
цепо.ка
лампо.ка

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Что такое орфограмма?

Орфограмма в переводе с греческого означает правильная буква, где orthos — правильный, а gramma — буква. То есть получается, что орфограмма — это написание букв в слове, регулируемое правилами орфографии. Например: в слове забирать в корне нужно писать букву и, так как это орфограмма чередующаяся гласная в корне слова (в корне -бер-/-бир- будем писать букву И, если после корня есть суффикс А).

А еще можно дать такое определение орфограмме — это часть слова, где можно допустить ошибку. Это определение легче и понятней для запоминания.

В русском языке, орфограмма представляет собой, ничто иное, как грамотное написание по определенному правилу тех или иных слов, в которых возможно есть какие-либо орфографические ошибки. Нужно помнить, что любая орфограмма, состоит из двух частей:

1) правильный вариант написания нужного слова

2) условие, определяющее характеристику орфограммы

Что такое орфограмма я достаточно подробно и с примерами изложила в ответе на вопрос Обозначение орфограмм — Как обозначить орфограммы? Как найти орфограмму?

Определение орфограммы: написание слов в соответствии с орфографическими правилами русского языка.

Другими словами: орфограмма это буква, пробел или дефис в слове или словосочетании, которые вызывают у вас сомнения при написании, то есть вы не уверены как именно нужно писать то или иное слово. Чаще всего орфограммой в слове является буква, которая звучит не так, как пишется: пишем букву «О», а слышим звук «А»; пишем «Ш» с мягким знаком, а слышим «Щ» и т.п.

Слово «орфограмма» происходит из греческого языка и означает написание определённых букв в словах в соответствии с определёнными правилами орфографии.

Например, в слове «дуб» орфограммой является безударная согласная буква «б», которую нужно проверить.

Практически, можно сказать, что орфограмма — это буква или же часть слова, при написании которого можно ошибиться.

Орфограмма — это написание слова, которое основано на правилах правописания в русском языке. Говоря простым языком, если у Вас есть сомнения, как пишется слово, а это происходит, например если буква или буквосочетание находятся в слабой позиции, то это и есть орфограмма.

К примеру, написание, которое основано на отличии глухих и звонких парных согласных в конце слова или в корне. Чтобы не сделать ошибку в написании этого слова, требуется изменить его форму или вспомнить однокоренное слово, чтобы та самая буква оказалась уже в сильной позиции.

Например, в таком слове как «дуб» вы выделяете корень слова (в этом случае это всё слово) и наблюдаете, что буква Б находится в этом случае в слабой позиции, так как слышится парная согласная П.

Так как это написание нужно проверять, эта буква и является орфограммой. А значит, от Вас требуется подчеркнуть букву Б, выделить в слове корень. Так выделяется орфограмма. Называется она «Написание глухих согласных в корне слова».

www.bolshoyvopros.ru

Что такое орфограма правила

В русском языке много правил. Многим они кажутся непонятными и неправильными. Но тем не менее все правила подчиняются орфограммам. Что такое орфограмма?
Если дословно переводить с греческого языка, то получится словосочетание «правильно пишу». Раздел языка, где изучаются все орфограммы — это орфография. Там содержится весь свод правил языка.
Выбор той или иной орфограммы строится на некоторых принципах. В русском языке их четыре, они помогают понять, что такое орфограмма. Первый принцип фонологический. Главным требованием здесь является написание в соответствии с произношением. Например: бесхозный. Второй принцип морфологический. В соответствии с этим принципом все морфемы в слове пишутся одинаково. Например: вода – водный. Есть случаи, когда трудно определить написание, так как нельзя объяснить написание современными правилами. В таких словах сохранились старые правила, то есть они пишутся по традиции. Например: собака. В русском языке есть много слов, которые были заимствованы из других языков. В то же время в языке уже было слово с таким же написанием и произношением. Такие слова разграничивает дифференцирующий принцип. Например: бал-балл.

В помощь школьнику

Упражнение: раздел синтаксис, слов 194
Писатель-революционер Радищев в знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву», напечатанном в тысяча семьсот девяностом году, сказал правду о России, о бесправном народе, находившемся под крепостным игом, о самодержавном строе.
С необычайным мужеством и страстным негодованием говорит он о врагах крестьянства. Первый враг — это рабство, или крепостное состояние. В ряде безыскусственных, правдивых очерков Радищев показывает картины помещичьего произвола и разнообразных форм притеснения. Он доказывает, что крепостное право — не что иное, как организованное чудовищное насилие, что оно ничем не может быть оправдано, что оно вредно для хозяйственных интересов страны.
Радищев настойчиво проводит мысль о необходимости уничтожения рабства и — что особенно замечательно — предъявляет требование о передаче всей земли труженикам, её обрабатывающим.
С вопросом о крепостничестве Радищев соединяет вопрос о самодержавии. Царь — первый преступник и враг общества. Возглавляемая им свора грабителей: помещиков, вельмож, чиновников — гнусная поросль на крепостной почве.
Как Радищев представляет освобождение крестьянства?
Он предупреждает, что бесполезно крестьянам полагаться на кого-нибудь, кроме себя. Народ должен сам добиться освобождения. Обращаясь к закабалённому, замученному народу, Радищев призывает к борьбе с помещиками и восклицает: «Сокрушите орудия его [помещика] земледелия, сожгите его риги, овины, житницы и развейте пепл по нивам!»
Книга Радищева—документ исключительной революционной силы, и значение её в истории русского освободительного движения огромно.
О писателе А. Н. Радищеве
Определи:
к каким правилам относятся предложения в тексте.

xn--80abl6aqcjc8ic.xn--p1ai

орфограмма

Толковый словарь Ефремовой . Т. Ф. Ефремова. 2000 .

Смотреть что такое «орфограмма» в других словарях:

ОРФОГРАММА — (от греч. orthos правильный и gramma письмо) написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил … Большой Энциклопедический словарь

орфограмма — ы, ж. ( … Словарь иностранных слов русского языка

орфограмма — сущ., кол во синонимов: 1 • написание (13) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Орфограмма — Орфограмма (от греч. orthos правильный и gramma письмо) написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил, правил правописания. Основные разделы орфографии: написание морфем в различных… … Википедия

ОРФОГРАММА — (от греч. orthos – правильный + gramma – письменный знак, черта, линия). Написание, соответствующее правилам орфографии и требующее их применения. Такие правила являются объектом изучения в практическом курсе языка, а в некоторых случаях… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

орфограмма — ы; ж. [от греч. orthos правильный, gramma запись, письменный знак] Лингв. Написание, соответствующее правилам орфографии и требующее их применения. Отметить в тексте орфограммы. * * * орфограмма (от греч. orthós правильный и grámma письмо),… … Энциклопедический словарь

Орфограмма — (от греч. orthós правильный и grámma письмо) 1) последовательно воспроизводимый способ передачи на письме фономорфологического явления в том или ином языке, например в русском языке окончание прилагательных мужского рода единственного… … Большая советская энциклопедия

орфограмма — орфограмма, орфограммы, орфограммы, орфограмм, орфограмме, орфограммам, орфограмму, орфограммы, орфограммой, орфограммою, орфограммами, орфограмме, орфограммах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

орфограмма — (от греч. orthos прямой, правильный + gramma запись). Написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил … Словарь лингвистических терминов

орфограмма — орфогр амма, ы … Русский орфографический словарь

dic.academic.ru

Смотрите так же:

  • Образец приказа на ввод в эксплуатацию ос Ввод основных средств в эксплуатацию Актуально на: 11 февраля 2016 г. Акт о вводе в эксплуатацию Если организация приобрела (получила в качестве вклада в уставный капитал и т.д.) основное средство, то встает вопрос, с какого момента […]
  • Возмещение физического вреда здоровью Компенсация морального вреда: тенденции российской судебной практики Компенсация морального вреда – один из способов защиты гражданином его нарушенных прав (абз. 11 ст. 12 ГК РФ). Размер компенсации определяет суд. Для этого он принимает […]
  • Какой штраф за езду без путевого листа Штраф за отсутствие путевого листа в 2018 году Для того чтобы разобраться, кому и зачем нужен путевой лист, следует четко понимать, что это за бумага и для каких целей ее заполняют. Путевой лист – это такой документ, который позволяет […]
  • Нотариус передача электронный Новые функции нотариусов: что изменится для их клиентов В конце 2015 года Президент РФ Владимир Путин подписал ряд законов о поправках, наделивших нотариусов дополнительными функциями при совершении нотариальных действий в целом, а также […]
  • Маркетинг туризма Учебное пособие Дурович А.П. Маркетинг в туризме Учебное пособие. - Минск: Новое знание, 2003. - 496 с. Раскрываются сущность, принципы маркетинга, его функции и технология маркетинговой деятельности в туризме. Концептуально структура учебного пособия […]
  • Закон охлаждения газа Изобарное охлаждение Пронаблюдав процесс изобарного охлаждения на интерактивной модели ( рис.11) и воспользовавшись рис.12 можем сделать вывод: при изобарном охлаждении температура уменьшается ( T 0 ), внутренняя энергия увеличивается ( […]

Обсуждение закрыто.