Чем закон отличается от кодекса

Чем отличаются конституция и закон?

Слово «конституция» в переводе с латыни означает «устройство, установление«. Это значит, что Конституция — это устройство государства и установление в нем законов, по которым живет общество данного государства. Она определяет принцип, по которому живут и действуют органы государственной власти, определяется избирательная система, отражены права и обязанности граждан.

Конституция — это главный закон государства, он обладает самой высшей юридической силой. Без конституции не может существовать ни одно правовое государство, общество погрузится в хаос, не будет стабильности и защиты.

История развития конституции

Происхождение слова «конституция» отправляет нас в далекое прошлое, в древние века. Еще Спарта и Древние Афины имели свои неписаные конституции. В Англии в 1215 году Первым Конституционным Актом явилась «Великая Хартия вольностей». В средние века была создана конституция (Основной Закон) и действующий до сих пор в Сан-Марино. Он был принят в 1600 году, но базой его считается «городской устав», который принят был в 1300 году. В более позднее время в 1529 году появляется конституция «Статус Великого Княжества Литовского» (дополнена в 1566 и 1588 годах). Но писаной первой конституцией считается Конституция США, образованная в 1787 году и действующая до нашего времени с поправками.

В каждом государстве своя принятая (писаная и неписаная) Конституция. У конституции нет срока действия. Она подлежит изменению (внесению поправок), дополнению, а иногда и переизданию, когда общество стоит на пороге перемен.

В Российской Империи с 1832 года действовали «Основные государственные законы«, но в результате появления Манифеста, который был издан по поручению Николая II и назывался «Об усовершенствовании государственного порядка», законы претерпели большие изменения. И в результате этих изменений с 1906 года с 23 апреля они считаются первой Конституцией России.

В Российской Федерации, в ее истории действовало 5 конституций:

  1. 1918 год — Конституция РСФСР, принятая после «переворота» в октябре.
  2. 1925 год — Конституция РСФСР — объединение в СССР с независимыми республиками.
  3. 1937 год — Конституция РСФСР, принятая при Сталине.
  4. 1978 год — Конституция РСФСР, принятая при Брежневе.
  5. 1993 год — Конституция РФ — первая Конституция Демократической России, действующая и ныне.

Виды конституций

В разных государствах конституции имеют отличия между собой. Принято разделять виды конституций:

  • Писаная конституция — это единый и единственный акт . Могут иметь место дополнительные акты, но формально это единая конституция.
  • Неписаная конституция — это совокупность законов (обычных). Они не соединены в единый акт, и возможно существование других источников, наделенных высшими юридическими правами.
  • Дарованная конституция — вводится в действие актом, который подписал глава данного государства (император), без согласования с народом.
  • Народная конституция — принятая на референдуме, либо высшим органом власти;
  • Гибкая конституция — это главный закон, который можно изменить, как обычный закон в государстве.
  • Жесткая конституция — главный закон, который можно изменить через более сложный порядок, чем обычный закон. Большинство конституций (писаных) можно отнести к жестким.

Также конституции делятся на:

  1. Юридические — это все виды конституции (народные, писаные или неписаные, гибкие или жесткие) — все они обладают юридическими правами.
  2. Фактические — это государственно-общественные отношения, закрепленные в юридической конституции.
  3. Реальная конституция — в ней закрепленные законы — это действительность, а фактические и юридические тождественны.
  4. Фиктивная конституция — в ней закреплены законы или которых нет в действительности, или они отличаются от конституционных законов.

Изменение Конституции

Изменения и внесение поправок в основной закон государства напрямую связаны с общественной жизнью, с ее переменами, с расстановкой политических сил. Пересмотр некоторых положений Конституции РФ, в которых назрели перемены, предусмотрен 9 главой Конституции РФ и Федеральным Законом от 4 марта 1998 года. В нем говорится о порядке принятия поправок к Конституции РФ.

Поправки могут вносить только президент страны, Государственная Дума, правительство РФ, Совет Федерации, законодательные органы субъектов РФ.

Но не все главы Конституции подлежат внесению поправок в указанном порядке. Речь идет о пересмотре положений 1,2 и 9 глав Конституции РФ. Он не может состояться в выше указанном порядке, но если все-таки 3/5 голосов депутатов в Государственной Думе и членов Совета Федерации поддержат предложение о пересмотре положений этих глав, то Конституционное собрание РФ или подтверждает неизменность Конституции РФ, или рассматривает проект новой Конституции РФ, и проект выносится на народное голосование.

Чем конституция отличается от закона

В отличие от конституционных законов, законы, изданные в стране, не должны нарушать основ Конституции. Она является фундаментом всего текущего законодательства в государстве. И если некий закон не подчиняется этому правилу, то он является антиконституционным. Об этом сказано в статье 15 Конституции РФ. Изданные законы должны быть опубликованными официально. Законы, которые не опубликованы, не применяются.

Закон — это правило, которое регламентирует жизнь только в определенной сфере и ,возможно, только локально, в то время, как Конституция действует на всей территории государства. Закон издается органом, наделенным такими полномочиями. На Федеральный закон президент РФ может наложить вето, и закон не будет принят. В отношении конституционных законов президент не имеет такого права. Конституция действует, пока не принят новый проект. Закон отменить проще — издается новый закон или у старого закона заканчивается срок действия.

Конституция стабильна. И принятие новой Конституции ведет к кардинальным переменам в обществе.


vchemraznica.ru

Что выше по силе закона Федеральный закон или Кодекс?

Что выше по силе закона Фз или Кодекс?

Вопрос относится к городу Уфа

Есть отличный материал в системе Консультант Плюс на эту тему — про структуру нормативных актов и их приоритет и силу. Обратитесь в поддержку Консультант Плюс в Вашем городе и попросите прислать — очень он полезный.

К нормативным правовым актам в РФ относятся Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов РФ, а также подзаконные акты субъектов РФ.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). При этом федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ).

Следует отметить, что кодексы являются федеральными законами*(1), которые содержат общие нормы и выполняют основополагающую роль в правовом регулировании определенных сфер общественных отношений. Однако Конституция РФ не предусматривает приоритет одного федерального закона над другим. Вместе с тем во многих кодифицированных актах закреплена необходимость соответствия иных законов в данной сфере кодексу, как содержащему основополагающие положения (смотрите, например, п. 1 ст. 1 Налогового кодекса РФ , п. 2 ст. 3 Семейного кодекса РФ, п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 1 Гражданского процессуального кодекса РФ и другие).

Как следует из п.п. 2-4 ст. 3 ГК РФ, гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, а также указов Президента РФ, на основании и во исполнение которых Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Следовательно, все принимаемые законы, регулирующие гражданско-правовые отношения, должны соответствовать ГК РФ.

Относительно иерархии федеральных законов хотелось бы обратить внимание на некоторые правовые позиции Конституционного Суда РФ.

В определении от 05.11.1999 N 182-О при рассмотрении вопроса о приоритете ГК РФ над положениями Федерального закона от 02.12.1990 N 395-I «О банках и банковской деятельности» Конституционный Суд РФ отметил, что в ст. 76 Конституции РФ не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае — федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу ст. 76 Конституции РФ не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.

В постановлении от 29.06.2004 N 13-П Конституционный Суд РФ отметил, что Уголовно-процессуальный кодекс РФ, который, согласно ч. 1 его ст. 1, устанавливает порядок уголовного судопроизводства на территории РФ, будучи обычным федеральным законом, не имеет преимущества перед другими федеральными законами с точки зрения определенной непосредственно Конституцией РФ иерархии нормативных актов. Однако указано, что федеральный законодатель в целях реализации конституционных принципов правового государства, равенства и единого режима законности, обеспечения государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовной юстиции, кодифицируя нормы, регулирующие производство по уголовным делам, вправе установить приоритет Уголовно-процессуального кодекса РФ перед иными федеральными законами в регулировании уголовно-процессуальных отношений.

При этом в определении от 08.11.2005 N 439-О Конституционным Судом РФ было разъяснено, что приоритет Уголовно-процессуального кодекса РФ перед другими федеральными законами не является безусловным: он может быть ограничен как установленной Конституцией РФ (ч. 3 ст. 76) иерархией федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов (к их числу относится и Уголовно-процессуальный кодекс РФ), так и правилами о том, что в случае коллизии между различными законами равной юридической силы приоритетными признаются последующий закон и закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений. О безусловном приоритете норм Уголовно-процессуального кодекса РФ не может идти речь и в случаях, когда в иных, помимо Уголовно-процессуального кодекса РФ, закрепляющего общие правила уголовного судопроизводства, законодательных актах устанавливаются те или иные дополнительные гарантии прав и свобод (смотрите также определение Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 54-О ).

Касательно соотношения положений ГК РФ и Закона N 208-ФЗ отметим, что Закон N 208-ФЗ является специальным по отношению к ГК РФ, поскольку Закон N 208-ФЗ в соответствии с ГК РФ определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров (п. 1 ст. 1 Закона N 208-ФЗ). Соответственно, применяется правило о приоритете специальной нормы над общей. При этом в ситуации, если в специальном законе (в рассматриваемом случае в Законе N 208-ФЗ) не предусмотрены определенные положения, будут применяться общие правила, предусмотренные ГК РФ.

Правило о приоритете специальной нормы над общей косвенно подтверждено в определении Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 N 263-О. Конституционным Судом РФ при рассмотрении вопроса о соотношении абзаца первого п. 1 ст. 91 Закона N 208-ФЗ с п. 1 ст. 67 ГК РФ отмечено, что Закон N 208-ФЗ, являясь специальным актом по отношению к ГК РФ, устанавливает порядок и условия реализации тех положений, которые содержатся в ГК РФ, в том числе в п. 1 ст. 67 ГК РФ. Абзац первый п. 1 ст. 91 Закона N 208-ФЗ, развивающий названное положение ГК РФ и обязывающий акционерное общество обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 Закона N 208-ФЗ, в то же время устанавливает, что к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций общества. Таким образом, законодатель с учетом особенностей предпринимательской деятельности в форме акционерного общества, а также специфики и объема предоставляемой информации вправе установить ограничения в виде определенного порядка или условий доступа к такой информации.

Аналогичная позиция о том, что положения Закона N 208-ФЗ являются специальными по отношению к нормам ГК РФ, отражена в судебной практике (смотрите, например, п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.05.2014 N 28, постановления ФАС Поволжского округа от 29.11.2011 N Ф06-9921/11, ФАС Северо-Кавказского округа от 16.02.2012 N Ф08-132/12, ФАС Центрального округа от 26.07.2013 N Ф10-1807/13).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что кодексы и ФЗ находятся на одном уровне.

Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой. В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры. Законы Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения. Высшую юридическую силу имеет «Конституция» РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Законы РФ принимаются в виде: — законов РФ о поправках к «Конституции» РФ; — федеральных конституционных законов; — федеральных законов (в том числе кодексов). Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам. К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации. Подзаконные акты Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм. Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ. Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить «Конституции» РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов. Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений. Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только «Конституции» РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ. Международные договоры Международный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией. В соответствии с «Конституцией» РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Внутригосударственные договоры Внутригосударственный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести: — ненормативные акты общего характера; — акты официального разъяснения; — правоприменительные акты. Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами. Акты официального разъяснения действующих норм — это акты толкования «Конституции» РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие — к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике. Правоприменительные акты — это индивидуально — правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Формы правовых актов Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания. НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с «Постановлением» Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается». Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» «(п. 1.5» Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит «Постановлению» Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. Вместе с тем, в соответствии со «ст. 7» Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Минюст РФ в «»Разъяснениях» о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 04.05.2007 N 88, подчеркивает, что со дня вступления в силу «Постановления» Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания), не должны носить нормативный правовой характер. Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 — 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально — правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

2. Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, — граждан, организаций. Правовую информацию индивидуально — правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на: — договоры (сделки); — жалобы, заявления, порождающие юридические последствия. Общие черты этих актов: — носят индивидуально — правовой характер, — направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений. Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия — устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы: — материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов; — материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.); — материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.); — образцы деловых бумаг; — комментарии законодательства; — научные, научно — популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства. Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

m.ppt.ru

Разница между законом и кодексом

В российской правовой системе важнейшую роль играют законы и кодексы. В чем их специфика?

В чем заключается специфика закона?

Под законом традиционно понимается нормативно-правовой акт, утвержденный государством. Как правило, его принятие предполагает участие нескольких органов власти: законодательные структуры разрабатывают правовой акт, предварительно утверждают его, а исполнительные — придают ему окончательную юридическую силу, а также создают условия для реализации его положений. Судебные органы власти, в свою очередь, контролируют исполнение положений закона — санкционируя наказания для тех субъектов, которые нарушают соответствующие нормы, а также при необходимости разъясняя формулировки, присутствующие в правовом акте.

Законы в РФ классифицируются на несколько типов:

  1. основной закон государства в виде Конституции;
  2. федеральные конституционные законы;
  3. федеральные законы;
  4. правовые акты, принимаемые на уровне субъектов РФ.

Что касается местной власти — нормативно-правовые акты, утверждаемые муниципальными органами, не имеют статуса закона.

Однако следует отметить, что термин «закон» неофициально употребляется в целях обозначения любого правового акта, даже если это муниципальный источник или подзаконный правовой акт — например, Постановление Правительства или Указ Президента. В принципе, закон может иметь и неписаный характер и отражать какую-либо правовую традицию, принятую в том или ином сообществе.

Российские федеральные законы также классифицируются на несколько разновидностей:

С точки зрения юридической силы и первые, и вторые находятся на одном уровне. Но в чем специфика кодексов и в связи с чем они рассматриваются как отдельный тип федеральных законов?

В чем заключается специфика кодекса?

Под кодексом принято понимать нормативный акт, в котором сосредоточены положения, регулирующие конкретную отрасль права — например, гражданские, трудовые, административные отношения. В российской системе нормативных актов кодексы выполняют прежде всего систематизирующую функцию и выступают источниками права, структура которых наиболее удобна с точки зрения поиска положений, регулирующих конкретную область правоотношений.

Кодекс, как и любой другой федеральный закон, состоит из статей (включающих также пункты и подпункты), разделов и глав. Многие российские кодексы представлены несколькими частями — например, Налоговый, Гражданский. Можно отметить, что рассматриваемые источники права часто обозначают в виде аббревиатур — НК РФ, ГК РФ.

Положения кодексов могут дополняться нормами других федеральных законов — «обычных». С помощью отдельных ФЗ формулировки кодексов изменяются, дополняются. Также в целях конкретизации положений рассматриваемых нормативных актов могут утверждаться и подзаконные источники — Постановления Правительства, Указы Президента, приказы различных ведомств.

Процедура принятия кодекса та же, что характеризует утверждение любого другого федерального закона: сначала ФЗ принимается в трех чтениях Госдумой, затем утверждается Советом Федерации, после — подписывается Президентом РФ.

Как и в случае с термином «закон», понятие кодекса может применяться и в целях обозначения неписаных норм и правил — то есть представленных в виде правовых обычаев, сложившихся в том или ином сообществе. В этом случае, кстати, рассматриваемые термины могут использоваться и как синонимы. Например, можно сказать «кодекс чести» или же «закон чести» (хотя первый термин существенно более распространен).

Главное отличие закона от кодекса, если рассматривать данные термины на уровне понятийного аппарата, принятого в правовой системе РФ, заключается в том, что первый источник права может быть представлен в нескольких разновидностях, а кодекс — только как ФЗ. С точки зрения универсальных правовых критериев закон отличается от кодекса тем, что представляет собой правовой акт, регулирующий довольно узкий спектр правоотношений, в то время как кодекс аккумулирует в себе положения, юрисдикция которых способна быть очень широкой.

При неофициальном употреблении термины, о которых идет речь, вполне могут выступать синонимами. Но если это не так, то выбор первого или второго понятия скорее основывается на традиции, чем на значении слова в юридическом смысле. Вполне возможен вариант, при котором «неофициальный» кодекс будет совсем небольшим сводом правил, а неписаный закон — характеризоваться огромным перечнем норм.

Определив, в чем разница между законом и кодексом, зафиксируем ее основные критерии в таблице.

thedifference.ru

Вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ

Сегодня в России начал действовать новый кодекс – Кодекс административного судопроизводства РФ.

Напомним, документ регламентирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении ВС РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ, суды будут рассматривать и разрешать, в частности, административные дела о (об):

  • оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
  • оспаривании решений, действий (бездействия) органов госвласти, иных госорганов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
  • оспаривании решений, действий (бездействия) НКО, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;
  • оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
  • оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
  • защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
  • присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

Также установленный Кодексом порядок распространяется на рассматриваемые и разрешаемые судами административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной НКО, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о НКО из госреестра. Согласно положениям Кодекса, его нормы касаются и порядка рассмотрения судами дел о прекращении деятельности СМИ, о взыскании денежных сумм в счет уплаты обязательных платежей и санкций с физических лиц, о помещении иностранцев или лиц без гражданства, подлежащих депортации или передаче иностранному государству, в предназначенное для этого специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в таком учреждении. Кодекс также распространяет свое действие на порядок рассмотрения и разрешения дел об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора, о госпитализации гражданина в медорганизацию, оказывающую психиатрическую помощь, о госпитализации в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке и иных административных дел о госпитализации гражданина в медорганизацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

При этом положения Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Согласно Кодексу административного судопроизводства РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в иных случаях.

Кодекс закрепляет институт ускорения рассмотрения административного дела, устанавливает права лиц, участвующих в деле, на направление, представление и получение электронных документов по административному делу, а также право при необходимости участвовать в судебном заседании посредством использования систем видео-конференц-связи. Кроме того, вводится упрощенное (письменное) производство по ряду административных дел и предусматриваются сокращенные сроки обращения в суд и сроки рассмотрения и разрешения административных дел (по сравнению с соответствующими сроками по гражданским делам).

Помимо этого, документом предусмотрено обязательное ведение гражданами ряда административных дел с участием представителя. Такое правило предусмотрено для граждан, не имеющих высшего юридического образования, по административным делам, представляющим наибольшую сложность с точки зрения реализации гражданами своих процессуальных прав и обязанностей.

Одновременно начал действовать Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 23-ФЗ, вносящий поправки в отдельные законодательные акты, касающиеся судебных процедур при рассмотрении административных дел, в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства РФ.

www.garant.ru

Чем закон отличается от кодекса

Данный сайт посвящен достаточно важному и принципиальному вопросу о том, следует ли закрепить в ГК РФ понятие «обход закона».

В проекте изменений в ГК РФ, представленном общественности в ноябре 2010 г., имеется новая версия ст. 10 «Пределы осуществления гражданских прав» (приводится в сравнении с действующей редакцией ст. 10 ГК РФ):

«1. Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона, а также злоупотребление правом в иных формах иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

2. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд, с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления, полностью или частично может отказать отказывает лицу в защите принадлежащего ему права, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

3. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются .

3. В случае, когда злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, если иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом.

4. Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков (статьи 15, 1064).

5. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются».

Думается, что внедрение в ГК РФ понятия «обход закона» было бы глубоко ошибочным шагом. Эти два смутные слова способны перечеркнуть многие достижения российской цивилистистики за последние 20 лет.

Теория «обхода закона» уходит корнями в источники римского права. Павел писал: «Contra legem facit, qui id facit, quod lex prohibet; in fraudem vero, qui salvis verbis legis sententiam eius circumvenit» (D. 1.3.29) («Поступает против закона тот, кто совершает запрещенное законом; поступает в обход закона тот, кто сохраняя слова закона, обходит его смысл») (перевод привед. по: Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями И.С. Перетерского. — М.: Наука, 1984. С. 33). Согласно Ульпиану «Fraus legi fit, ubi quod fieri noluit, fieri autem non vetuit, id fit: et quod distat verbum a sententia, hoc distat fraus ab eo, quod contra legem fit» (D. 1.3.309) («Обход закона присутствует, когда делается то, чего закон не желает, но и не запрещает; и как сказанное слово отличается от мысли, так обход закона отличается от того, что противозаконно») (Бартошек М. Римское право. Понятия, термины, определения. — М.: Юрид. литература, 1989. С. 396). Данные определения можно расценивать как не юридические, а скорее публицистическо-обыденные.

Однако именно на них базируется крайне любопытный и парадоксальный взгляд на «обход закона» как правовой институт sui generis, смысл которого состоит в противодействии использованию законных сделок и действий, в итоге приводящих, однако, к не соответствующим закону результатам ввиду нарушения ими некоей цели (смысла, интереса) закона: «Обходом закона является образ действий, нарушающий предписание закона не прямо, но подрывающий цель, на достижение которой это предписание направлено» («Umgehung des Gesetzes ist ein Vorgehen, das nicht direkt gegen eine gesetzliche Bestimmung verstoesst, aber doch den Zweck einer solchen vereiteln» (Vetsch J. Die Umgehung des Gesetzes. — Zurich, 1917. S. 12)); «сделки, являющиеся сами по себе не противозаконными, но заведомо направленными к достижению результатов, не допускаемых законом» (Энциклопедия государства и права / П. Стучка (отв. ред.) и др. — М.: Изд-во Коммунистической Академии, 1925—1926. Т. 1. Ст. 1339); «Сделка признается совершенной в обход закона, когда она по своему содержанию соответствует закону, но в результате этой сделки, в совокупности с иными обстоятельствами, — возникает положение, находящееся в несоответствии с законом» (Перетерский И.С. Сделки, договоры. Гражданский Кодекс РСФСР. Научный комментарий (с учетом гражд. код. союзных респ.). Выпуск V. С. 18); Сделкою, совершенною в обход закона, считается такое соглашение, в силу которого стороны заключают один или несколько договоров, из которых каждый формально законен и действителен, но по существу каждый способствует достижению незаконной цели…» (Новицкий Т.Н. Общая часть Гражданского Кодекса РСФСР. С. 35. Можно привести и иные примеры: «Обход закона состоит в том, что участники запрещенной сделки избирают для достижения результатов, запрещенных законом, какую-нибудь дозволенную сделку, с помощью которой пытаются осуществить свои цели» (Зимилева М.В., Серебровский В.И., Шкундин З.И. Гражданское право. Учебник для юридических школ. — М., 1944. С. 48); «под обходом закона понимается осуществление поведения, нарушающего интерес, обеспечиваемый обходимым законом, намеренно без вызывания действия этого закона» (Суворов Е.Д. Обход закона. Сделка, оформляющая обход закона. — М.: Издат. дом В. Ема, 2008. С. 159).

Очевидно, что разработчики новой редакции ст. 10 ГК РФ использовали именно эту теорию. Нужно отдать им должное: они использовали ее не в «чистом виде», а в ограниченном, связав ее применение со злоупотреблением правом.

Впрочем, важно понимать, что в итоге имело место не механистичное связывание понятия «обход закона» с понятием «злоупотребление правом», а связывание «креативное», состоящее в расширении значения понятия «злоупотребление правом», в придании ему нового смысла. Теперь в предлагаемой ст. 10 злоупотребление правом предстает не только в виде традиционной шиканы либо использования права во зло другим конкретным частным субъектам или же некоему кругу лиц, но и в виде «обхода закона», т.е. в виде действий, которыми хотя лицо и реализует свое основанное на законе право, но которые не отвечают цели (смыслу, интересу) такого закона. Было бы ошибкой полагать, что по замыслу разработчиков новой редакции ст. 10 ГК РФ «обход закона» будет иметь место именно при наличии традиционного злоупотребления правом, которое дополнительно должно не отвечать цели (смыслу, интересу) закона. Нет, по такому замыслу если любое действие не отвечает цели (смыслу, интересу) закона, то уже одного этого достаточно для его квалификации как «обхода закона».

Иными словами, новая редакция ст. 10 ГК РФ запрещает использование права во зло не только другим конкретным частным субъектам или же во зло не только некоему кругу лиц, но и во зло самому закону, в «подрыв» его цели, смысла, интереса. Теперь благодаря попытке внедрения понятия «обход закона» в ГК РФ следует отличать цели и интересы конкретных частных субъектов или же некоего круга лиц (достаточно узкого или же крайне неопределенного) от целей и интересов соответствующих законов.

Важно также отметить, что хотя отождествлять публичные интересы и цели и интересы соответствующих законов в большинстве случаев возможно, однако ставить между ними знак равенства все же нельзя: не исключены случаи, когда публичный интерес может разойтись с целью и интересом какого-то закона, при помощи которого государство может стремиться решить свои собственные задачи (при этом государство может открыто говорить о том, что эти задачи имеют приоритет над публичным интересом либо может замаскировать свои устремления соответствующей риторикой, указывая на то, что его действия как раз и продиктованы заботой о публичном интересе, хотя на самом деле это может быть и не так. В истории России последнее случалось очень часто).

Но что такое цель, смысл и интерес закона? Ответить на этот вопрос можно исключительно казуистически, причем содержание ответа, само собой разумеется, будет во многом определяться целями и интересом конкретного правоприменителя, что создает для стабильности правового оборота серьезные риски.

Кстати, подготовка к внедрению в ГК РФ этого невнятного понятия началась еще более 10 лет назад В.В. Витрянским (см. ниже) и о том, что рано или поздно такое внедрение может произойти, я говорил уже тогда (см. ниже стр. 202 моей диссертации).

Крайне любопытно отметить, что сторонники такого внедрения (как разработчики ГК РФ, так и судьи и сотрудники ВАС РФ) разделились на два «лагеря»: первый отстаивает внедрение понятия «обход закона» в ст. 10 ГК РФ («обход закона» как подвид злоупотребления правом), тогда как второй предлагает его использование в ст. 168 ГК РФ. Так, в октябре 2010 г. предлагалось изложить данную статью в следующем виде: «Сделка, не соответствующая нарушающая требования м закона или иных правовых актов, которые предусматривают или подразумевают недействительность сделки в качестве последствия нарушения, а также сделка, направленная на обход таких требований (сделка в обход закона), ничтожна, если из закона не устанавливает следует, что такая сделка оспорима, или, не предусматривает должны применяться ины х е последстви й я нарушения».

www.obhodu-zakona.net

Смотрите так же:

  • Заявление о выдаче пластиковой карты Заполнение заявлений на оформление банковских карт Общая информация В 2011 году приемная комиссия и бухгалтерия факультета ВМК МГУ при поддержке Вернадского отделения Сбербанка России города Москвы организуют прием заявлений на оформление […]
  • Реестр уведомлений о начале деятельности Реестр уведомлений о начале деятельности Информация для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о порядке представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности Уважаемые […]
  • Окружные суды в москве Окружные суды в москве 119049, г. Москва, ул.Донская, д.11, стр.1 График работы Гагаринского районного суда Понедельник с 9.00 до 18.00 Вторник с 9.00 до 18.00 Среда с 9.00 до 18.00 Четверг с 9.00 до 18.00 Пятница с 9.00 до 16.45 Обед с […]
  • Ольги берггольц суд Невский районный суд Невский районный суд города Санкт-Петербурга Режим работы: понедельник-четверг с 9:00 до 18:00, пятница с 9:00 до 16:45, обед с 13:00 до 13:45. Часы приема: Председатель суда каб. №301 вторая и четвертая среда месяца […]
  • Нотариус нижний новгород приокский район Нотариус нижний новгород приокский район Нотариусы. Автозаводский район. Данкова Наталья Яковлевна Адрес: 603004, г. Н.Новгород, пр. Кирова, д. 19 Телефон: (831) 295-27-65, (831) 295-26-36 Адрес электронной почты: This email address is […]
  • Нотариус в волгограде ворошиловский район Нотариус Волгоград Ворошиловский район. Список Нотариальные конторы необходимы для заверения документов, хранения ценных бумаг, удостоверения того, что клиент на момент совершения определенных сделок не состоит в браке и многих других […]

Обсуждение закрыто.