Цель методического пособия это

Цель методического пособия это

КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).

Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации как вид методической продукции включают:

Ø титульный лист;

Ø сведения об авторе (авторах);

Ø пояснительную записку;

Ø список рекомендуемой литературы по данной теме;

Ø приложения (при необходимости).

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
1. На титульном листе должны быть обозначены:

Ø название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);

Ø фамилия, имя, отчество автора;

Ø название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);

Ø название города;

Ø год разработки.

2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:

Ø сути рассматриваемых вопросов;

Ø предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);

Ø источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации );

Ø возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

Ø Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

Ø обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

Ø определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);

Ø краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.);

Ø обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:

Ø описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;

Ø дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);

Ø вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

Ø предостеречь от типичных ошибок.

5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:

Ø планы проведения конкретных дел, мероприятий;

Ø тестовые задания;

Ø методики создания практических заданий, адресованных обучающимся ;

Ø примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

Ø методики определения результатов по конкретным видам деятельности;

Ø схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;

Ø примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ

Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе ДОД), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
Примерная схема методической разработки может включать:
■ название разработки;
■ сведения об авторе;
■ цель мероприятия;
■ возраст детей;
■ условия осуществления мероприятия;
■ перечень используемого оборудования и материалов;
■ описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;
■ методические советы по его организации и подведению итогов;
■ список использованной литературы;
■ приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).

КАК РАЗРАБОТАТЬ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.
Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.
Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам ДОД в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.
Методические пособия в системе ДОД могут быть условно разделены на пять основных типов.
1. Методические пособия, посвященные рассмотрению содержания, форм работы и методик, используемых в системе дополнительного образования детей в целом.
2. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной направленности ДОД.
3. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной предметной области ДОД.
4. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей применительно к определенному виду учреждений ДОД.
5. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей в каком-либо отдельном учреждении ДОД.
Типовая структура методического пособия включает:
введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу работников ДОД оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;
теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в ДОД;
дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, в том числе данного УДОД, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам ДОД рекомендуемых работ.

alekscdt.narod.ru

Цель, задачи и структура учебного пособия

Цель, задачи и структура учебного пособия

Целью настоящего учебного пособия автор ставит разработку научной методики создания и использования новых (устных) исторических источников в научно-исследовательской работе образовательных учреждений разного уровня, музеев и индивидуальных исследователей. Опосредованно решаются задачи, связанные с социальным оздоровлением общества, организацией воспитательной и другой внеаудиторной работы, а также с модернизацией учебного процесса и новыми образовательными технологиями. В соответствии с акцентом на использование устной истории в научных исследованиях сформулированы задачи учебно-методического текста и сформирована структура учебного пособия.

Определение устной истории составляет содержание первой главы. Устная история, как и многие другие молодые научные дисциплины, не имеет устоявшегося категорийного аппарата. Многие ее дефиниции, в том числе и само определение, находятся в центре научных дискуссий. Поэтому в первой главе характеризуются наиболее распространенные концептуально-теоретические подходы и авторская позиция.

Главы вторая, третья, четвертая, пятая и шестая посвящены собственно созданию, документированию, архивированию и интерпретации устных исторических источников. Во второй и третьей главах рассматриваются методы устной истории, прежде всего методики и технологии интервью и интервьюирования. Внутренняя структура обеих глав отражает этапы процесса подготовки и проведения опроса. В частности, при рассмотрении подготовительного этапа (глава 2), который по содержанию определяется как обучение исследовательской группы и разработка научно-методических и практических материалов интервью, даются рекомендации по выбору направлений исследования, созданию программы или проекта устной истории, погружению исследователя в изучаемую тему, составлению вопросников, характеризуются типы вопросов, анализируются проблемы подбора респондентов.

При характеристике основного этапа интервью (глава 3) даются рекомендации по проведению опроса и фиксации устной информации. Для научного обеспечения проводимого опроса в этом разделе определяются типы, логика и этапы проведения исторического интервью, даются методические советы по установлению контакта и сотрудничества с интервьюируемым, характеризуются категории респондентов и показаны способы стимулирования рассказчиков, диктуются успешные условия проведения интервью, принципы оформления паспорта устного источника. Большое внимание уделяется морально-этическим принципам интервьюирования и поведения исследователя. Предлагается кодекс интервьюера.

В четвертой и пятой главах описывается завершающий этап создания устного исторического источника, который состоит в документировании (транскрибировании и оформлении) материалов интервью с последующим их архивированием и созданием так называемых устных архивов. Описываются системы хранения материалов исследовательского интервью и доступа к ним.

В шестой главе рассмотрена сфера использования устных исторических источников. Самостоятельное внимание уделяется формам и способам публикации первоисточников, обощается опыт введения устных исторических источников в научные исследования, характеризуются приемы их интерпретации и рассматриваются ошибки, допускаемые при работе с ними.

Седьмая и восьмая главы посвящены междисциплинарному значению устной истории. Прикладное значение устной истории рассматривается на примере использования ее методов и источников в исследованиях социогуманитарных дисциплин, таких как социальная история, этнография, музеология, военная антропология, история повседневности, ментальная история и архивоведение. Характеризуются перспективы, пути и формы сотрудничества.

В конце каждой главы даются вопросы для проверки усвоенного для обсуждения на семинарах для самоконтроля. В этом же блоке предлагаются задания по решению проблем, связанных не только с усвоением материала, но и с овладением методикой научно-исследовательской работы. Приводятся примеры, с помощью которых не просто изучается устная история, но и формируется особый образ мысли.

Приложения содержат методические материалы по организации и развитию устной истории. В приложении I предлагаются методические рекомендации по подготовке научно-исследовательского коллектива устных историков. В приложении 2 дана программа учебного курса по устной истории. В приложениях 4 и 5 предлагаются программы и вопросники по изучению истории, культуры, ментальности, этничности и других параметров изучаемого общества в ту или иную эпоху.

Учебный курс рассчитан на 30 часов аудиторных занятий (22 часа лекций и 6 часов практики).

Специфика устной истории состоит в том, что студент не является простым реципиентом готового знания, получаемого от преподавателя. Необходимо формировать у него исследовательские компетенции, используя для этого научно-исследовательскую практику в магистерских программах; архивную, музеологическую или педагогическую — в программах бакалавриата и специалитета. Более того, студент является полноправным участником исследовательского процесса. Чтобы вооружить его технологиями устной истории, его необходимо включать в реализацию научных проектов и программ по устной истории, он должен совместно с руководителем участвовать в процессах создания, документирования и архивирования устноисторических источников. При таком подходе преподавание устной истории больше похоже на стажировку молодых исследователей, когда преподаватель и студенты вместе идут к открытиям, являются исследователями той или иной исторической проблемы в рамках научного проекта, который определяет задачи и цели исследования. При этом опыт и навыки преподавателя помогают молодому исследователю не сбиться с пути. В освоении устной истории каждый изучающий ее студент с самого начала является исследователем. Особенностью овладения и занятия устной историей является то, что поле исследования окружает начинающего устного историка, где бы он ни жил. Поэтому в ходе освоения курса устной истории он должен сразу включаться в исследование окружающей его информационной среды.

history.wikireading.ru

Методическая разработка по теме:
Как написать методические материалы для преподавателей.

Предлагаемые методические рекомендации предназначены для педагогов. Они способствуют созданию учебно-методических материалов для обмена опытом педагогических работников.

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональный лицей № 25

Как написать методические материалы для преподавателей

Методические рекомендации для преподавателей

  1. Учебно-методические материалы……………………………………….4
  2. Методические материалы для преподавателей…………………………4
  3. Требования к методическим материалам для преподавателей………..5
  4. Методическое пособие…………………………………………………. 6

Состояние и перспективы развития образовательного учреждения в огромной мере зависят от педагогов — от их научной и методической квалификации, творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания будущих специалистов.

На августовской конференции руководителей и профессионально-педагогических работников учреждений профессионального образования Кузбасса 2009 года было отмечено, что преподаватели на сегодняшний день должны разрабатывать электронные учебники, учебные пособия, методические рекомендации по своему предмету. В этих условиях методической службе необходимо создать условия для самореализации педагогов.

Предлагаемые методические рекомендации предназначены для их практического использования педагогами лицея. Они включают материалы по созданию учебно-методических материалов.

Цель методических рекомендаций: обеспечить педагогам оперативную и опережающую личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь.

Учебно- методические материалы.

Все учебно-методические материалы можно подразделить на три большие группы:

  1. Учебные (дидактические) материалы (учебники, учебные пособия, справочники, курсы лекций, практикумы, сборники задач и упражнений, рабочие тетради и др.), адресованные обучающимся.
  2. Учебно-методические материалы (методические указания, пособия, рекомендации, разработки), предназначенные как для обучающихся, так и педагогов.
  3. Методические материалы (методические указания, пособия, рекомендации, разработки и др.), которые содержат методические указания по организации деятельности преподавателя, адресованы преподавателям.

Методические материалы для преподавателей

Остановимся наиболее подробно на том, как написать методические материалы для преподавателей.

Методические материалы для преподавателей — это материалы, содержащие указания, разъяснения, выполнение которых преподавателем должно способствовать наиболее эффективному освоению учебной программы обучающимися.

Их отличие от методических материалов для обучающихся состоит в том, что их цель — оказать методическую помощь преподавателю, а не обучающемуся, здесь представляются материалы по методике преподавания учебной дисциплины (её раздела, части) или по методике воспитания, в которых раскрываются актуальные общеметодические проблемы и вопросы конкретной методики преподавания учебных дисциплин, предлагаются порядок, последовательность и технология работы по подготовке к учебным занятиям, описываются цели, задачи, методы и приемы обучения, даются советы по организации учебного процесса, по адаптации учебного материала к уровню подготовленности обучающихся.

Требования к методическим материалам для преподавателей:

  1. информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз);
  2. ясность и четкость изложения (популярность);
  1. наличие оригинальных способов организации соответствующей деятельности;
  1. наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания;
  2. наличие подтверждения эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями или материалами экспериментальной апробации.

Методические материалы (пособия) для преподавателей подразделяются на методические рекомендации и методические разработки.

Если методические рекомендации отвечают на вопрос «как?», то методические разработки отвечают на вопрос «что?»

  1. Один из наиболее распространённых видов печатной методической продукции, способ выражения и распространения методических знаний. Они издаются обычно в виде брошюры или являются заключительной частью научного отчёта.
  2. Методическое издание, содержащее комплекс кратких и чётко сформулированных предложений и указаний по актуальной проблеме обучения, воспитания учащихся и управления учреждением образования на основе литературных источников, изученного и обобщённого опыта работы или специально проведенного исследования.
  3. Материалы, обобщающие опыт педагогов, группы педагогов или всего образовательного учреждения по использованию эффективных форм, методов, средств, технологий обучения и воспитания. В ней должно быть минимум теории, эта теория должна быть во введении.

Методические рекомендации создаются для оказания помощи педагогу, педагогическому коллективу в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового практического опыта, и их практическом воплощении. Разрабатываются по актуальным вопросам преподавания дисциплины (предмета), по изучению отдельных тем, разделов и т.п.

В методических рекомендациях должно уделяться большое внимание алгоритму (последовательности) действий (инструктаж).

  1. Это издание, предназначенное в помощь педагогам для практического применения, в котором основной упор делается на методику преподавания. В основе любого пособия лежат конкретные примеры и рекомендации.
  2. Издание, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины (её раздела, части) или по методике воспитания, в котором раскрываются актуальные общеметодические проблемы и вопросы конкретной методики преподавания учебных дисциплин, предлагаются порядок, последовательность и технология работы по подготовке к учебным занятиям, описываются цели, задачи, методы и приемы обучения, даются советы по организации учебного процесса, по адаптации учебного материала к уровню подготовленности обучающихся.

Методическое пособие отличается от методических рекомендаций тем, что содержит, наряду с практическими рекомендациями, ещё и теоретические положения, раскрывающие существующие точки зрения на излагаемый вопрос в педагогической науке. В методических рекомендациях теория вопроса дается минимально.

Примерная структура методического пособия

Вступительная часть (введение, предисловие) – до 10% текста: в ней даётся обоснование актуальности, необходимости издания рекомендаций по заявленной проблеме; краткий анализ состояния проблемы по литературным источникам и опыту практической деятельности; степень изученности этой проблемы, достоинства и недостатки подходов к ее решению, выделяются объективные и субъективные противоречия, проблемы, затруднения, существующие в педагогической практике (в системе начального профессионального образования вообще и в данном ОУ в частности). Формулируются причины, по которым автор решил подготовить (разработать) пособие, объясняется, какие проблемы, затруднения поможет разрешить данное пособие. Характеризуются условия и обстоятельства создания данного пособия; причины создания данного пособия, указывается адресат, которому предназначено издание.

Основная часть – до 85% текста. Основная часть не называется, она разбивается на параграфы и пункты (простой и сложный план). Акцент в основной части делается на алгоритме описания рекомендаций. Описание дается четко, без лишних слов.

Примерное содержание основной части:

  1. Характеристика существующих подходов к решению данной проблемы, отличие точки зрения автора от существующих подходов. Аргументируется выбранный подход к решению поставленной проблемы, показываются его преимущества и результативность.
  2. Педагогическая идея (авторский замысел ) — изложение основных идей автора (общая характеристика основных подходов к оптимальному решению существующей проблемы). Показывается, как они соотносятся с требованиями Госстандарта профобразования, современными педагогическими концепциями, основными направлениями развития данного учреждения образования.
  3. Процесс реализации педагогической идеи .
  4. Как по-новому осуществляется учебная, производственная деятельность обучающихся, какие нетрадиционные методы, формы, приемы работы использовались.
  5. Какие изменения произошли у обучающихся, в чем это выражается, по каким параметрам, критериям показателям это отслеживалось.
  6. Какие особенные условия необходимы для работы по данной системе, подходу (компьютерный класс, программы, режим занятий…).
  7. Требуется ли экспериментальная проверка, как она осуществлялась.

Дается дополнительный учебный материал, отражающий новейшие научно-технические достижения в области изучаемых вопросов, не нашедших должного отражения в литературе, рекомендованной программой, или восполняющих ее пробелы (по узловым вопросам разделов или тем программы с целью изучения новых материалов, опубликованных в периодической печати, инструкций или других источников).

Содержание основной части должно ответить на вопросы: что предлагает автор? Зачем он предлагает делать именно так? Как нужно делать, чтобы получить гарантированный автором результат?

  1. Оценка оригинальности и новизны педагогического опыта. Определяется, в чем состоит научно-педагогическая новизна опыта автора, какие оригинальные находки пополнят практику образования. Описание перспектив развития предложенных в рекомендациях способов деятельности.
  2. Условия применения рекомендаций . Определяются условия по организации практической деятельности, при которых возможно достижение прогнозируемых результатов и обстоятельства, в которых целесообразно использовать данные рекомендации. Указывается на возможные трудности, способы их предупреждения и преодоления.

В методических рекомендациях 1-й пункт основной части – теория, остальное – практика. В методическом пособии может быть 1 — 3 пункта теории, остальное – практика. Заключение — до 10% текста. Делается вывод, итог по работе, представляются результаты, обозначается, в каком направлении предполагается работать дальше.

Список использованной и рекомендуемой литературы по проблеме. Список литературы включает работы автора этого пособия или других авторов по данной проблеме, теме. Оформляется в соответствии с ГОСТ- 7.1-2003, ГОСТ Р — 7.05 — 2008.

Приложения (конкретные практические наработки автора).

Каждое приложение оформляется с новой страницы, номер пишется в правом верхнем углу листа, по центру – название приложения.

При большом объеме работы целесообразно вначале дать оглавление.

Методическое пособие проходит процедуру подготовки к изданию, установленную в ОУ приказом директора.

Оформление методического пособия:

Оформление приложения — нет номеров страниц.

  1. На титульном листе вверху указывается учреждение, которое издаёт методическое пособие.
  2. Посередине листа — инициалы и фамилия автора, название издаваемой работы, ниже более мелким шрифтом необходимо обозначить: Методическое пособие.
  3. Внизу листа указывается место и год издания.
  4. Содержание оборота титульного листа оформляется сотрудниками редакционно-издательского отдела (если такой есть в ОУ). На этой странице может содержаться указание на то, где рассматривалось и кем рекомендовано к изданию данное пособие.

На обороте титульного листа можно сделать анатацию.

Обложка — нет стр., нет кавычек, не считается и не нумеруется.

Титульный лист — считается, но не нумеруется.

Оглавление — пишется там, где есть главы.

Автор имеет авторское свидетельство.

Автор-составитель — тот, кто составляет материалы или программы с использованием чего-то своего (текстов и т.д.)

Составитель – это тот, кто составляет программы по примерной.

В методических рекомендациях должен быть список литературы, на который ссылаемся в затекстовой ссылке, можно ссылаться на номер или на номер ссылки и страницы.

Можно использовать любую ссылку: внутритекстовую, подстрочную, затекстовую. Но используют только один вид ссылок в тексте.

Если вы ссылаетесь на какого-то автора, то инициалы ставятся впереди фамилии, между инициалами ставится пробел (М. И. Иванов (24)).

В пособии допускается использование таблиц и рисунков (с 2004г. не допускаются слова схема и диаграмма).

Фридрих Вильгельм Адольф Дистерверг в 19 веке сказал:

Без стремления к научной работе учитель
неизбежно попадает во власть трех педагогических

демонов: механистичности, рутинности, банальности.

Состояние и перспективы развития образовательного учреждения в огромной мере зависят от педагогов — от их научной и методической квалификации, творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания обучающихся.

В этих условиях методической службе необходимо создать условия для самореализации педагогов. Методическая служба в первую очередь реагирует на запросы и вопросы педагогов. Поэтому методической службой разрабатываются методические рекомендации по востребованным темам. Надеюсь, что предлагаемые методические рекомендации будут полезны педагогам.

  1. Панина, Т.С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования [Текст]: методическое пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009.- 408 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для преподавателей ОБЖ предлагаются рекомендации для воспитания учебной самостоятельности, развития умственных способностей учащихся. В рекомендациях представлены тесты для опреде.

В данном пособии даются общие методические рекомендации, особенности выполнения приложений к пояснительной записке. Более подробно даются требования к структурным элементам текстового документа. Также.

В методических рекомендациях освещены требования к методическим материалам для обучающихся: рабочей тетради, курсу лекций, учебному пособию.

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, т.к. происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует измене.

Методические указания адресованы студентам, обучающимся по специальностям 100701 Коммерция (по отраслям). В пособии показаны требования по : Составлению бухгалтерских проводок Оформл.

в данном пособии отражены рекомендации для педагогов физической культуры при работе с детьми подготовтельной специальной медицинской групп.

Работа на уроке проходит в творческих группах или в формате веб-квеста. Каждая группа получает собственное задание, предполагающее работу с текстом, анализ собранных материалов, формулировку вывода ил.

nsportal.ru

Цель методического пособия это

Как вполне определившийся в общей типологической системе изданий, тип учебная литература имеет свое четко определенное читательское и целевое назначение. Целевое назначение учебной литературы отражает ту социальную функцию, которую выполняет данный тип изданий. Так, в системе средств обучения основной функцией учебных изданий является обеспечение самостоятельной работы студентов по овладению знаниями и их закреплению. Под учебной литературой понимается учебники, учебные пособия, методические указания.

Учебное пособие – учебное издание, содержащее учебные задания и теоретические сведения для их решения (по всей дисциплине или отдельным разделам) в соответствии с целями учебной дисциплины, включающее разнообразные материалы для поддержки обучающегося, а также материалы для самоконтроля и контроля. [1]

Общий порядок разработки учебного издания

l Определение роли и места данной учебной дисциплины в подготовке специалиста с учетом квалификационной характеристики и учебной программы и конкретизация на этой основе задач обучения и воспитания, решаемых в процессе преподавания курса;

l Определение характера и объема знаний, которые должны быть усвоены студентом при изучении всего курса, его тем и каждого вопроса темы;

l Выявление объема знаний, полученных в результате изучения ранее пройденных дисциплин, и использование результатов этого выявления при определении характера и объема знаний по каждому вопросу темы, по каждой теме и по всему курсу;

l Определение логической и дидактической последовательности передачи учебной информации для приобретения знаний, выработки умений и навыков, воспроизведение и использование предшествующих знаний при изучении каждого вопроса темы, каждой темы и всего курса;

l Разработка структуры учебного пособия, разделение излагаемого программного материала на методически оправданные структурные элементы: разделы, подразделы, параграфы.

В достижении высокого научно-методического уровня изложения материала главным является его доступность, последовательность и системность. При этом существуют два метода, не исключающих друг друга. Согласно первому первоначально излагаются общие понятия и определения той или иной категории, а затем дается их раскрытие; согласно второму – сначала рассматриваются частные проблемы, подводящие студента к общим выводам и определениям.

Основные требования к содержанию учебного пособия

l Преемственность при изложении материала методического пособия в содержании учебных изданий по ранее изученным дисциплинам;

l Тесная связь с содержанием учебных материалов других блоков учебного плана, включая общественные науки;

l Реализация принципов обеспечения внутридисциплинарных связей между учебными изданиями по одной дисциплине;

l Междисциплинарные связи;

l Обеспечение непрерывности отдельных видов подготовки специалистов;

· Использование общего понятийного аппарата, унификация в использовании терминологии в обозначении. [2]

Самым главным элементом любой учебной литературы, в т.ч. учебного пособия, является основной текст. Он представляет дидактически и методически обработанный и систематизированный автором словесный материал, соответствующий учебной программе и по необходимости иллюстрированный. В соответствии с вышесказанным основной текст должен быть сконструирован так, чтобы привить учащемуся умения:

l проводить научный анализ;

l делать выводы и применять научно обоснованные решения в условиях неопределенности;

l видеть перспективы развития соответствующей области науки;

l пользоваться современной научной информацией, перерабатывать и использовать ее при решении практических задач.

Ключевые требования к тексту учебного пособия:

l текст обеспечивает полное раскрытие вопросов программы учебной дисциплины;

l текст доступен для успешного усвоения студентами, способствует мотивации учения, формированию умений и навыков, а также творческих способностей будущих специалистов;

l обеспечивает преемственность знаний, полученных при изучении предшествующих дисциплин, а также обеспечивает тесные внутридисциплинарные и межпредметные связи;

l создает необходимые условия для использования аудиовизуальных средств и вычислительной техники;

l учитывает психолого-педагогические факторы обучающихся, их общеобразовательный уровень;

· использует возможности поясняющих и дополнительных текстов. [3]

Различают несколько видов и способов выполнения методического пособия. Определитесь четко, что ставите целью работы: написать учебно-методическое указание, методическое руководство (указание) или руководство к практическим (лабораторным) занятиям.

В зависимости от вида методички выбирается способ выполнения методического пособия.

Примерная структура учебно-методическое указание

по КУРСУ ДИСЦИПЛИНЫ:

1. Введение. Организационно-методические указания.

2. Распределение часов по срокам обучения, видам учебных занятий и темам.

3. Содержание тем программы и рекомендации к их изучению.

· План семинарских (практических) занятий.

· Темы докладов, рефератов.

4. Список рекомендуемой литературы.

5. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету).

Организационно-методические указания. Эта часть методички состоит из « Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника», предъявляемые Государственным образовательным стандартом НиСПО по преподаваемой дисциплине: цель, задачи дисциплины, студент должен знать, уметь, иметь представления и т.п.

Распределение часов по срокам обучения, видам учебных занятий и темам. Дается учебно-тематический план занятий.

Содержание тем программы и рекомендации к их изучению. Эта основная часть методического пособия и требует обдуманного подхода. В этом разделе идет раскладка тем. Каждая тема включает:

· содержание темы (рассматриваемые вопросы);

· литературу ( обязательная ( основная ) и дополнительная);

· цели (учебная, методическая, воспитательная);

· форму текущего контроля знаний (опрос, дискуссия, тестирование);

· форму контроля знаний СРС (рефераты, доклады, тестирование).

Примерная структура методического пособия

по ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ:

2. Аппаратура, оборудование, материалы, растворы (реактивы).

3. Методика работы.

4. Анализ, обсуждение результата работы. Выводы.

5. Рекомендуемая литература.

6. Приложения. В Приложении могут входить диаграммы, карты, таблицы, схемы, словари, списки иллюстраций и др. Обычно информация, содержащаяся в «Приложении», является дополнением или пояснением к ряду структурных элементов текста.

Примерная структура методического пособия по УЧЁБНОЙ (ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ) ПРАКТИКЕ:

1. Требования стандарта практики.

2. Принципы и цели практики (иметь представление, знать, уметь, иметь навыки).

3. Содержание практики и структура деятельности студента.

4. Контролирующие материалы практики (дневник, характеристика с места практики, различные документы, подтверждающие прохождение практики, отчетный продукт практики) .

6. Приложение. В Приложении могут входить Инструкция по ТБ, должностные обязанности специалиста (функции, обязанности, права, ответственность), образец Титульного листа дневника практики, отчета практики, Структура дневника практики (содержание практики).

www.yctd.ru

Смотрите так же:

  • Слайды проводы на пенсию Сценарий Проводы пенсионеров и завучей. Встреча новых сотрудников Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Проводы пенсионеров и завучей. Встреча новых сотрудников Подготовка к празднику Зал оформлен цветами, шарами, […]
  • Летные пособия Учебное пособие для летных училищ гражданской авиации. М., «Транспорт» В. Л. ПРИШКОЛЬНИК, Ю. И. ЯНКЕВИЧ САМОЛЕТ Як - 18Т Конструкция и эксплуатация УУЗ МГА СССР в качестве учебного пособия для летных училищ гражданской авиации МОСКВА […]
  • Методическое пособие школа россии Методическое пособие школа россии Федоскина О. В.Математика. Сложение и вычитание в пределах 10. 1 класс Глаголева Ю. И.Математика. Проверочные работы. 2 класс Глаголева Ю. И.Математика. Проверочные работы. 1 класс Рыдзе О. А.Математика. […]
  • Правонарушения несовершеннолетних в рк презентация Презентация по теме: Презентация к классному часу "Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних" Презентация к классному часу по профилактике ассоциального поведения несовершеннолетних Предварительный просмотр: Подписи […]
  • Статьи 337 уголовного кодекса Какой срок действия ст. 337 ч. 4 УК РФ? срок действия постановления о розыске по ст. 337 ч.4 УК РФ (самовольное оставление части или места службы) Ответы юристов (1) Добрый день, Андрей! Если уголовное дело уже возбуждено по ч. 4 ст. 337 […]
  • Оренбург деньги под расписку Деньги в долг в Оренбурге Деньги в долг Получить заем просто: Имею большой опыт предоставления займов физическим лицам в Оренбурге и Оренбургской области, а также жителям других субъектов Российской Федерации. Помогаю людям находить […]

Обсуждение закрыто.