Была ли пенсия в 1960

14 июля 1956: в СССР появились пенсии

Лишь 55 лет назад у жителей Союза появились пенсии. Но только у горожан.

Пенсии — дословно с латинского «выплаты» — первым придумал Юлий Цезарь для военнослужащих. Как считают некоторые историки, именно эти пенсии и последовавшие за ними другие социальные пособия и стали одной из причин краха Римской империи. Пенсии назначались не только за выслугу, были они и формой награды. Их давало не только государство, а и частные лица, различные организации.

В документах впервые слово «пенсия» появилось в Парижской счетной палате при Людовике XI во второй половине XV века. Но так были названы вовсе не деньги старикам или вышедшим в отставку солдатам, а ежегодно перечисляемые суммы первому камергеру английского короля Эдуарда IV Уильяму Гастингсу и другим лондонским сановникам. По сути это были взятки. Говорят, канцлер Елизаветы Петровны Алексей Бестужев получал такую же «пенсию» от британского кабинета, а Талейран — от царя Александра I.

ПЕНСИОНЕРКИ-ЛЮБОВНИЦЫ. Возраст при назначении королевских пенсий не учитывался. При баварском короле Людвиге I «пенсионеркой» стала его возлюбленная Лола Монтес, запомнившаяся бюргерам своим променадом по Мюнхену с сигарой в зубах. Людовик XIV пожаловал пенсию молодой вдове поэта Скаррона, которая стала его фавориткой. При этом правителе выплата пенсий приобрела небывалый размах, а одним из его прозвищ было «король-кормилец». Он считал лучшим средством от переворотов держать знать на глазах и специально для этого выстроил Версаль. Желание дворянина жить дома считалось почти изменой, а если у него не хватало средств, монарх назначал ему пенсию.

О тех же, кому пенсия не светила, заботиться должна была семья. В России существовала поговорка: «Первый сын Богу, второй — царю, третий — себе на пропитание». Кто позажиточней, сами копили себе сбережения «на старость». Существовали и общественные институты соцподдержки. Так, в Дании с 1659 года действовала «вдовья касса». Собирали ее мужья, а после их смерти взносы выдавались вдовам. Пенсионным обеспечением своих членов занимались и рабочие общества Англии. В России пенсии, правда, тоже не всеобщие, а выборочные, завел Петр I. Прежние цари жаловали за заслуги не деньгами, а поместьями и шубами. В указе Петра «О пенсионе бывшим военным» говорилось: «Назначить достойное пожизненное содержание, дабы не позорили честь мундира».

СПАСИБО БИСМАРКУ. Впервые идею всеобщего пенсионного обеспечения реализовал в 1889 году Отто фон Бисмарк. Заигрывая с социал-демократами, соискатель на канцлерство 2-го Рейха вписал в свою программу — гарантировать страховку потерявшим трудоспособность по старости. Но хитрюга рисковал казной Германии не очень, он знал, что пролетарии тогда редко доживали до 50-ти.

В России детально проработанное пенсионное законодательство было принято при Николае I. Новым законом кроме офицеров право на пенсию получали простые военные, прослужившие 25 лет, и все гражданские в размере 50% оклада, а при выслуге 35 лет — 100%. Главным основанием для этого являлась работа на государство, но требовалась «беспорочная служба». Человеку, «удаленному от должности» за проступок, стаж начинали считать заново, если еще такового брали куда-то служить.

Упразднили царские пенсии большевики, а свои вводить не спешили. Закон «О госпенсиях» был принят аж 14 июля 1956 года, то есть спустя 34 года после создания СССР. А колхозникам пришлось ждать и того больше — аж до прихода «любителя кукурузы» Хрущева, подписавшего закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов» в 1964-м. До этого обеспечение престарелых колхозников возлагалось на сельскохозяйственные артели, да на их домашний огород.

www.segodnya.ua

Была ли пенсия в 1960

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года. Но даже за такой короткий срок деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике — в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году — для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году.

Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей».

Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни работающего населения быстро падал.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере. Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.

В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники.

Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости.

В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами.

Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.

Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).

Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы — низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам — большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».

С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат.

Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст — когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет — устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.

Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы советской власти.

Первый Декрет Совета народных комиссаров « О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой » вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года.

Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.

Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).

Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц. Республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий.

Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.

Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты – 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.

На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 рублей в месяц, служащие МВД — 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.

При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу.

Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе компенсации за особые условия труда — средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря».

Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство. В Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации. Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат.

Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце 80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило.

Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.

В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.

Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям.

Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.

Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы. В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.

Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам».

Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года.

Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.

Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.

Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.

В-третьих, относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом.

При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.

pfr.pba.su

Пенсионный возраст в России и СССР. Справка

В среду газета «Известия» со ссылкой на источники, близкие к правительству, сообщила, что принципиальное решение о повышении пенсионного возраста граждан уже принято и в данный момент в правительстве идет обсуждение, на сколько именно повысить возраст и для каких категорий граждан. Позднее в кабмине эту информацию опровергли.

Для каких категорий граждан в России уже повысили пенсионный возраст?

В мае 2016 года в России был принят законопроект, который направлен на увеличение пенсионного возраста чиновников государственных и муниципальных служащих). Закон подразумевает поэтапное увеличение (каждый год по полгода) пенсионного возраста до 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно. Закон вступил в силу 1 января 2017 года.

В 2017 году возраст выхода на пенсию для женщин на госслужбе составит 55 лет и шесть месяцев, для мужчин — 60 лет и шесть месяцев. В 2018 году для женщин — 56 лет, для мужчин — 61 год и т.д.

Пенсионный возраст в СССР и России

Пенсионное обеспечение по старости в СССР было введено в 1932 году.

Пенсионный возраст был установлен в размере 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Для рабочих и служащих с тяжёлыми условиями труда:

— 55 лет для мужчин (при стаже не менее 25 лет)

— 50 лет — для женщин (при стаже не менее 20 лет).

Для рабочих и служащих на подземных работах, с вредными условиями труда и в горячих цехах:

— 50 лет для мужчин (при стаже не менее 20 лет)

— 45 лет — для женщин (при стаже не менее 15 лет).

Для работниц предприятий текстильной промышленности — 50 лет (при стаже не менее 20 лет).

После распада СССР в 1991 году в России порог выхода на пенсию не повышался, в то время как Казахстан повысил его до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин еще в начале 1990-х.

На пенсионные выплаты в РФ могут претендовать такие категории граждан:

— граждане по старости — это мужчины в возрасте 60 лет и женщины, которым исполнилось 55 лет;

— работники, которые были заняты в тяжелых условиях труда — мужчины в возрасте 55 лет при условии стажа в тяжелых условиях труда не менее 25 лет и женщины, достигшие 50-летнего возраста при стаже в таких условиях не менее 20 лет;

— работники, занятые во вредных условиях труда на подземных работах и в «горячих» цехах — это мужчины в возрасте 50-ти лет при условии стажа работы в таких условиях не менее 20 лет и женщины, достигшие 45-летнего возраста при наличии стажа не менее 15 лет;

— работницы, которые были задействованы в текстильной промышленности, достигнувшие 50-летнего возраста при условии наличия стажа не менее 20 лет;

— военнослужащие и сотрудники силовых структур, а также МЧС, в возрасте, который определяется в зависимости от льготного исчисления стажа.

Сколько пенсионеров в России?

В 2017 году Пенсионный фонд России прогнозирует увеличение численности с 43,3 млн до 43,9 млн человек, что связано с естественным ростом численности пенсионеров в стране.

www.aif.ru

Пенсии в СССР. Просто факты.

Пенсия в 32 рубля. Была назначена в 1975 году одной из моих бабушек. Общий (прерывный) стаж — немногим более 11 лет. Зарплата за последние 8 лет 100-110 рублей.
Пенсия в 45 рублей. Была назначена в 1967 году. Это вторая бабушка. С 1930-х годов работала машинисткой. Зарплата в последние годы работы 90 рублей.
Пенсия в 60 рублей. Была назначена в 1975 году. Дед имел 45 лет непрерывного стажа (в разных специальностях). Предпенсионная зарплата — 120 рублей.
Пенсия в 105 рублей. Была назначена в 1972 году. Второй дед был главбухом.

Итак, перед нами минимальная пенсия 32 рубля, максимальная — 105 рублей. То есть средняя пенсия моих дедов-бабушек равна минимальной заработной плате установленной в 1970-х годах. То есть 70 рублям.
Но если смотреть раздельно, то выходит следующее. Одна семья имела общую пенсию 92 рубля (средняя выходит 46 руб.), а вторая — 150 рублей (средняя — 75 руб.). Это факты из жизни. А теперь официоз. Правдивый. Из советской брошюры «Пенсии рабочим и служащим». Тираж 300 тыс. экз. В общем, доступная информация.

Для начала разъяснение, откуда брались средства для пенсионных выплат в СССР. Из взносов предприятий в государственное социальное страхование. Взносы уплачивались без каких-либо вычетов из зарплаты. Более того, даже отсутствие таких взносов не лишало рабочих и служащих права на пенсию.
Пенсия по возрасту на общих основаниях устанавливалась при достижении мужчинами 60 лет, а женщинами 55 лет, при общем стаже работы не менее 25 и 20 лет соответственно.
Пенсия по возрасту при неполном стаже работы назначалась рабочим и служащим при наличии следующих условий: а) достижение пенсионного возраста (см. выше) в период трудовой деятельности, б) если они проработали в общей сложности не менее пяти лет, в) непосредственно перед выходом на пенсию проработали не менее трех лет, г) обратились за пенсией не позже месячного срока со дня прекращения работы. Отметим, что к этой пенсии надбавки не начислялись.
Льготные пенсии, а также персональные, мы здесь рассматривать не будем. Историю развития советской пенсионной системы тоже оставим за пределами данной заметки.

По единой шкале пенсия по возрасту на общих основаниях для рабочих и служащих исчислялась так (1980-е годы):

dmpokrov.livejournal.com

Советские колхозники без пенсий

Советские крестьяне, составлявшие в сталинское время большинство населения, были лишены пенсий. Пенсии колхозникам начали платить только в середине 1960-х, но и эти выплаты были в разы меньше, чем у горожан — всего 12-20 рублей в месяц. До 1971 года мужчины в колхозах уходили на пенсию в 65 лет, женщины — в 60. Социальное равенство крестьян и горожан было достигнуто в России только в начале 1990-х.

Блог Толкователя уже рассказывал в нескольких статьях об экономическом положении крестьян при Сталине:

Де-юре в 1930-е колхозники получили второе издание крепостного права: они были прикреплены к земле, несли трудовые и денежные повинности, в том числе не связанные с работой на земле — например, обязанность как минимум 6 дней в году отработать на строительстве и ремонте дорог. Продолжением этого поражения в правах было отсутствие пенсий у колхозников. Открытие газовых и нефтяных полей в Западной Сибири в конце 1960-х привело к либерализации политических и социальных отношений в деревне: у государства теперь появлялся новый источник финансирования. О том, как вводилась пенсионная система в колхозах, рассказывается в монографии доктора исторических наук из Вологды Татьяны Димони «Социальное обеспечение колхозников Европейского Севера России во второй половине ХХ века». Мы публикуем часть этой работы.

«До середины 1960-х единой системы государственного пенсионного обеспечения колхозников не существовало. Несмотря на то, что в Конституции СССР 1936 года было закреплено право всех граждан страны на материальное обеспечение в случае старости или нетрудоспособности, до 1964 года эта функция в отношении колхозников возлагалась на сельхозартели. Примерный Устав сельхозартели 1935 года (ст. 11) обязывал правление колхоза по решению общего собрания членов артели создавать социальный фонд для оказания помощи инвалидам, старикам, колхозникам, временно утратившим трудоспособность, нуждающимся семьям военнослужащих, для содержания детских садов, яслей и сирот. Фонд должен был создаваться из полученного колхозом урожая и продуктов животноводства в размерах не свыше 2% от всей валовой продукции колхоза. Колхоз, по возможности, выделял в фонд помощи продукцию и денежные средства.

Пенсия, выплачиваемая колхозом, обычно состояла из натуральных выплат. Например, в Мяксинском районе Вологодской области в 1952 году престарелым членам колхозов ежемесячно выдавали 10-12 кг зерна и обеспечивали дровами. Тем не менее пенсионное обеспечение не носило обязательного характера.

Изучение работы по ликвидации и предупреждению нищенства в начале 1950-х, проведённое районными отделами соцобеспечения Вологодской области, показало, что престарелые и больные люди, часто одинокие (как правило, в возрасте старше 70 лет — самой старшей «нищенствующей» было 103 года) были вынуждены «собирать куски». В каждом районе области таких насчитывалось от десятка до полусотни человек.

Часть колхозников имела право на государственную пенсию — до 1964 года она назначалась председателям колхозов, механизаторам, специалистам, инвалидам Великой Отечественной войны. Численность таких колхозников была невелика. В Вологодской области в 1963 году насчитывалось только 8,5 тыс. пенсионеров-колхозников, что составляло не более 10% от общей численности престарелых членов сельхозартелей.

По данным бюджетных обследований семей колхозников Вологодской области в годовом денежном доходе семьи размеры пенсии составляли в 1955 году 31 руб., в 1960 — 39 руб., что не превышало 4-6% в бюджете колхозного двора.

Единая система государственного пенсионного обеспечения колхозников была введена законом Верховного Совета СССР от 15 июля 1964 года «О пенсиях и пособиях членам колхозов» (для рабочих и служащих государственные пенсии были установлены в 1956 году). Законом определялось, что пенсия назначалась по старости, инвалидности и в случае потери кормильца. Пенсию по старости получали колхозники, достигшие пенсионного возраста (мужчины — 65 лет, женщины — 60 лет) и имевшие определенный трудовой стаж (мужчины — не менее 25 лет, женщины — не менее 20 лет). Минимальный размер пенсии по старости составлял 12 руб. в месяц, максимальный — 102 руб. в месяц.

Минимальные пенсии по инвалидности, установленные законодательством 1964 году, составляли для инвалидов I группы 15 руб., II группы — 12 руб. в месяц. Минимальные размеры пенсий по случаю потери кормильца имели размеры от 9 до 15 руб. в месяц в зависимости от количества оставшихся нетрудоспособных членов семьи.

Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов, введённый в действие с 1 января 1965 года, имел большой общественный резонанс и обсуждался во всех сельхозартелях. В правлениях многих колхозов вывешивались списки колхозников, имевших право на пенсию, проходило их обсуждение на собраниях, списки утверждались правлениями колхозов.

Для выплаты пенсий и пособий в 1964 году в стране был образован Централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников, куда отчислялись доли доходов колхозов (2,5% суммы валового дохода за 1964 год и 4% за 1965 год) и производились ежегодные ассигнования из Государственного бюджета СССР.

В 1970-е колхозное пенсионное законодательство эволюционировало в сторону сближения с пенсионной системой, установленной для рабочих и служащих. Пенсионный возраст для получения пенсии по старости снижался для колхозников-мужчин до 60 лет, для женщин — до 55 лет. В 1971 году размер минимальной пенсии по старости для колхозников был повышен до 20 руб. в месяц (у рабочих и служащих её размер тогда же составлял 45 руб.). Максимальный размер пенсии колхозников, как и рабочих и служащих, равнялся 120 руб. в месяц. Повышались также минимальные размеры пенсий по инвалидности: инвалидам I группы — до 30-35 руб., II группы — до 20-25 руб., инвалидам III группы — до 16 руб. в месяц.

В 1971 году впервые в законодательстве появилась ещё одна специфическая особенность «колхозной пенсии». Теперь членам колхозов и их семьям пенсии (кроме минимальных) назначались в полном размере, по нормам, установленным для рабочих и служащих, только в том случае, если хозяйство, в состав которого входил пенсионер, не имело приусадебного участка либо размер участка не превышал 0,15 га. В остальных случаях пенсия должна была составлять 85% установленного размера. Это правило распространялось на все надбавки к пенсии и ещё раз было прописано в законодательстве о пенсиях в 1977 году. Пенсионерам, проживавшим в домах для престарелых и инвалидов, выплачивалось 10% назначенной пенсии (но не менее 5 руб. в месяц).

Размеры пенсий колхозникам вновь были повышены в 1980-е. С 1 января 1980 года повышались минимальные размеры пенсий членам колхозов: по старости — до 28 руб. в месяц (с 1981 года минимальный размер пенсии для рабочих и служащих составлял 50 руб.), по I группе инвалидности — до 45 руб., II группе — 28 руб. в месяц. Повышался и минимальный размер пенсии по случаю потери кормильца. Теперь он составлял от 20 до 45 руб. в месяц. С 1 ноября 1985 года минимальный размер пенсий по старости для колхозников был повышен до 40 руб. в месяц.

В 1992 г. вступил в силу Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», который окончательно уравнял пенсии крестьян и горожан.

Рассмотрим на примерах, как реализовывалась система пенсионного обеспечения колхозников на Европейском Севере России во второй половине ХХ века.

Средний размер пенсии, начисляемой членам колхозов, первоначально не превосходил установленного минимума. В 1965 году он составлял в Архангельской области 12,6 руб., в Вологодской области — 12,2 руб., Карельской АССР — 12 руб. и в Коми АССР — 12,5 руб.

Заметная особенность величин колхозных пенсий — их дискриминационный характер по сравнению с размерами пенсионного обеспечения рабочих и служащих региона. В 1965 году средний размер пенсий колхозников Вологодской области был в 2,7 раза меньше, чем у рабочих и служащих той же области.

Благодаря опережающему росту пенсий колхозников в 1970-е различия в пенсионном обеспечении сократились, но оставались значительными. Так, в Архангельской области средний размер месячной пенсии колхозника составлял в 1965 году 35% пенсии рабочего и служащего, в Вологодской — 37%, в 1985 году — соответственно 61 и 64%, а к началу 1990-х — 81 и 83%. Уменьшилась и доля колхозников, получавших минимальные пенсии. Если в 1965 году 90% пенсионеров по старости в РСФСР получали минимальные пенсии, то к концу 1970-х — середине 1980-х их доля снизилась: в Вологодской области в 1979 году минимальную пенсию по старости получали 58% пенсионеров-колхозников, в 1984 году — 36%».

Ещё в Блоге Толкователя о деревне:

В 1890-х в двух российских губерниях — Пермской и Херсонской — был проведён эксперимент: создание на бюджетные и благотворительные деньги артелей из крестьян-бедняков. Эксперимент оказался неудачным: до 30% лошадей в артелях умерло, крестьяне не хотели трудиться ради товарищей и получать прибыль. Это ещё раз доказало отсутствие коллективизма у русских крестьян, а также их нацеленность на натуральное хозяйство.

Повальное пьянство и воровство, апатия и смиренность. Такое описание людям на советском производстве давал американец Дэвид Саттерн, работавший в Москве корреспондентом газеты Financial Times с 1976-го по 1982 год.

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – [email protected]

PayPal — [email protected]

Карта Сбербанка — 5469 3800 8261 5112

ttolk.ru

Смотрите так же:

  • Жалоба на электричество Частое отключение электроэнергии: как бороться с такими случаями? Не будет преувеличением сказать, что из всех коммунальных услуг поставка электроэнергии самая ценная и необходимая. Поэтому закон детально регламентирует все случаи, когда […]
  • Сколько правил вильгельм 1 завоеватель Вильгельм 1 Завоеватель: биография, фото, годы правления Вильгельм Завоеватель - герцог Нормандиии, король Англии (с 1066 года), организатор нормандского завоевания Англии, один из крупнейших политических деятелей Европы XI века. Его […]
  • Департамент образования приказ 242 Приказ Департамента образования г. Москвы от 3 марта 2003 г. N 242 "О порядке окончания 2002/2003 учебного года в общеобразовательных учреждениях города Москвы" (утратил силу) Приказ Департамента образования г. Москвы от 3 марта 2003 г. N […]
  • Договор купли продажи недвижимости несовершеннолетним образец Формы и образцы нотариальных документов Город Екатеринбург, Свердловская область, Российская Федерация Тридцатого марта две тысячи четвертого года Мы, гр. Шепилова Екатерина Ивановна, 17.01.1958 года рождения, проживающая в г. […]
  • Правила и нормы делового этикета 5. Деловой этикет. Дресс-код 5.1. Деловой этикет: сущность, требования, принципы Слово «этикет» (от фр. etiquette) произошло от названия карточек – «этикеток», которые во Франции при Людовике XIV раздавали на светских приемах. На них были […]
  • До романовых кто правил на руси До романовых кто правил на руси Коротко: а что же было до Романовых? Коротко, еще короче, совсем-совсем коротко… До Романовых русскими землями правила династия Рюриковичей. Мы сейчас не будем эту династию рассматривать в подробностях. […]

Обсуждение закрыто.