Буквы о и а в корне лаг лож правила

Оглавление:

Примеры слов с корнем лаг-/лож-, гар-/гор-

Не все­гда без­удар­ный глас­ный в корне сло­ва мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. В неко­то­рых сло­вах рус­ско­го язы­ка про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние глас­ных, как и в кор­нях л а г-/л о ж- и г а р-/г о р-.

В корне л а г- пишет­ся бук­ва «а», если за кор­нем сле­ду­ет суф­фикс -а-, в осталь­ных слу­ча­ях пишет­ся корень л о ж-, напри­мер:

  • изл а г а ть — изл о жение;
  • сл а г а ть — сл о жение;
  • предл а г а ть — предл о жение.

Исключение: по́л о г.

Примеры слов с корнем лаг-

пола­гать, пола­гать­ся на него, сла­гать пес­ню, нала­гать штраф, отла­гать дело, при­сту­пить без отла­га­тель­ства, без­от­ла­га­тель­ное дело, без­от­ла­га­тель­но, без­от­ла­га­тель­ность, сла­га­е­мое, сла­гать пол­но­мо­чия, воз­ла­гать цве­ты, изла­гать пра­ви­ло, про­ла­гать путь, пред­ла­гать помощь, рас­по­ла­гать вре­ме­нем, рас­по­ла­гать­ся на ноч­лег, сосла­га­тель­ное накло­не­ние, сосла­га­тель­ность.

Примеры слов с корнем лож-

зало­жить камень, воз­ло­же­ние вен­ков, про­ве­рить изло­же­ние, поло­жить на стол, поло­жить­ся на него, при­ло­жить к стек­лу, при­ло­жить­ся к иконе, при­ло­же­ние к дипло­му, пере­ло­жить одеж­ду, пред­ло­же­ние высту­пить, пред­ло­жить про­гу­лять­ся, нало­жить кни­ги стоп­кой, нало­же­ние гра­фи­ков, раз­ло­жить диван, рас­по­ло­жить­ся на опуш­ке, удач­ное место­по­ло­же­ние, нало­го­об­ло­же­ние, облож­ной дождь, сло­жить брю­ки, сло­жить­ся вдвое.

В корне г о р- пишет­ся бук­ва «о» в без­удар­ном поло­же­нии.

Примеры слов с корнем гор-

горит костёр, све­ча наго­ре­ла, хоро­шо заго­реть, заго­ре­лый маль­чик, каша при­го­ре­ла, при­го­ре­лая еда, дерев­ня пого­ре­ла, пого­ре­лец, дро­ва сго­ре­ли, сго­рев­ший дом, лам­поч­ка пере­го­ре­ла, быст­рое пере­го­ра­ние, огонь раз­го­рел­ся, неожи­дан­ное воз­го­ра­ние, может воз­го­реть­ся, несго­ра­е­мый шкаф, пол­ное выго­ра­ние, выго­рать на солн­це, совсем выго­реть, уго­реть от дыма, бежать как уго­ре­лый.

Примеры с корнем гар-

корич­не­вый зага́р, нага́р на све­че, нага́рные щип­цы, ядо­ви­тый уга́р, уга́рный газ, разга́р весе­лья, боль­шой ога́рок, ога́рочек све­чи, ога́рочный запах.

Исключения: вы́гарки, и́згарь, при́гарь.

russkiiyazyk.ru

Урок русского языка «Буквы «о-а» в корне -лаг-лож»

  • знать чередование а-о в корнях слов;
  • правило выбора букв а-о в корнях с чередующимися гласными;
  • владеть способом выбора а-о в корнях -лаг-лож-.
  • Оборудование: учебник русского языка, 5-й класс, авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. проектный зкран.

    I. Словарно-орфографическая работа.

    Кон – «вместе»,
    фено – «говорить, обсуждать» (лат.)

    II. Повторение изученного.

    1. Словарный диктант с последующим морфемным разбором записанных слов.

    Воззвание, восстание, расстояние, расписание, расчистка, расцветка.

    Задание: указать буквы, которые обозначают два звука; разобрать слова по составу, указать не только буквенный, но и звуковой состав тех частей слова, в которых есть буквы, обозначающие по два звука.

    2. Синтаксический разбор предложений.

    Растекалась, разливалась речка по лесу весной, восхищалась, любовалась то березой, то сосной. (Е.Фейербанд.)

    Верба за моим окном почки распустила, раньше всех в краю родном расцвести решила. (Ю.Коринец.)

    (найдите в предложениях орфограмму №11 и объяснить).

    III. Объяснение нового материала.

    1. Вспомним, что такое чередование.

    (Замена одних звуков другими в одной и той же части слова, которая происходит при образовании и изменении слов).

    2. Как называются части слова, в которых имеются чередования?

    3. Перед вами варианты такой морфемы и слова.

    Постарайтесь определить принцип выбора гласной в корне.

    (В первой группе слов после корня стоит суффикс -а-. Следовательно,в корне пишется буква а).

    При этом учтите, что без приставок эти корни не употоребляются; поэтому нет слова «ложить», «ложу» и под., надо говорить кладу книгу на стол, кладу пенал в сумку и т.п.

    Подтвердим наши выводы материалом учебника стр.177, орф.№12.

    IV. Закрепление материала.

    1. Диктант с комментированием и выделением орфограммы №12.

    Приложить документы, предлагать помощь, возложить цветы, прилагается счет, трудное положение, излагать план, бесплатное приложение, разбор прилагательного.

    2. Запись предложений с последующей взаимопроверкой.

    Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения. Прилагай труд к справедливому делу. Отработав, что полагается, съешь, что причитается. Если сложить все ошибки умного, получится гора.

    3. Выполнение упражнения №435.

    4. Составление сложного предложения со словами предполагали и конференция.

    Мы предполагали, что научно-популярная конференция пройдет интересно.

    V. Подведение итогов урока.

    Что мы повторили на уроке, и что узнали нового?

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    24. Буквы о – а в корнях -лаг- / -лож-, -рос- / -раст- (-ращ-). Правила

    В корне -лаг- / -лож- на месте безударного гласного
    перед г пишется буква а ,
    перед ж – буква о :

    В корне -рос- / -раст- (-ращ-) на месте безударного гласного
    перед с пишется буква о ,
    перед ст, щ – буква а :

    росли – растение – приращивание.

    отрасль, росток, на вырост, ростовщик,

    Ростов, Ростислав и слова, от них образованные.

    Задачи на тему «Буквы о – а в корнях -лаг- / -лож-, -рос- / -раст- (-ращ-)»

    Вставьте пропущенные буквы.

    Изл гать, ул житься, предпол жение, пол г, распол гать, разл жить, пол гаться, пол жение.

    Вставьте пропущенные буквы.

    Р стить, Р стислав, нар щение, выр сший, Р стов, выр стить, пор сль, р сток, выр щенный, отр сль, водор сль, повзр слеть.

    Вставьте пропущенные буквы.

    Пол жить на стол, выр сший в деревне, краткое изл жение, прил гать усилие, думать предпол жительно, отр сль знаний, младший возр ст.

    Вставьте пропущенные буквы.

    Предпол гаемый ответ, отл жить на завтра, трудное пол жение, р сток дерева, возл гать надежды, морские водор сли, предл гать помощь, распол жение комнат, шум возр стал.

    Вставьте пропущенные буквы.

    Возр стать, р стение, взр слый, взр слеть, возр ст, выр стить, отр сток, прор стать, р сти, выр щенный, зар сли.

    Вставьте пропущенные буквы.

    Сл жить вещи, неотл гательный вопрос, отл жение минералов, пол г над кроватью, выл жить мозаику, прор стание корней, комнатные р стения, вр сти в песок, перер сти сверстников, старый р стовщик, позар стали дорожки.

    school-assistant.ru

    Правописание чередующих гласных в корне -лаг- (-лож-)

    Презентация к уроку

    Загрузить презентацию (629,2 кБ)

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Тип урока — урок усвоения новых знаний.

    Целеполагание для ученика (что надо знать, что уметь после изучения темы):

    • Предметные цели: знать правило о написании О-А в корне —лаг— — —лож-, уметь использовать на письме правило о написании О-А в корне —лаг— — —лож-, уметь различать орфограммы «Безударная гласная в корне слова» и «Гласная в корне с чередованием»; уметь различать корни-омофоны.
    • Метапредметные цели (цели, отражающие развитие ОУУД):
      • регулятивные: уметь планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия; уметь высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника и раздаточным материалом;
      • познавательные: уметь пользоваться различными источниками информации, анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, переводить информацию из одной формы в другую, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
      • коммуникативные: уметь работать в парах в соответствии с нормами общения, высказывать свои суждения, слушать и понимать других; уметь строить связную монологическую речь.

    Целеполагание для учителя

    • Предметные: формировать умение использовать на письме правило о написании О-А в корне —лаг— — —лож-, умение различать орфограммы «Безударная гласная в корне слова» и «Гласная в корне с чередованием»; совершенствовать умение различать корни-омофоны.
    • Метапредметные (цели, отражающие развитие ОУУД):
      • регулятивные УУД: формировать умение планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия; формировать умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника и раздаточным материалом;
      • познавательные: научить пользоваться различными источниками информации, совершенствовать умение анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, развивать навык перевода информации из одной формы в другую, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
      • коммуникативные: организовать работу в группах, формировать умение работать в парах в соответствии с нормами общения, умение высказывать свои суждения, умение слушать и понимать других; помогать развивать связную монологической речь.

    Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие цели: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умение оценивать самостоятельно достигнутые результаты.

    Оборудование, необходимые материалы: компьютер, проектор, раздаточный материал, карточки для работы в группах.

    1. Организационный момент (Слайд №2)

    Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию.

    2. Постановка учебных задач (Слайды №3 – 4)

    Учитель организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва:

    • сообщает, что работа на уроке будет проходить в парах;
    • просит вспомнить правило проверки безударной гласной в корнях слов;
    • предлагает вставить пропущенные буквы в словах на карточке №1 (Приложение 3)

    Задание для учащихся

    Предл..гать, предл..жить, сл..гать, сл..жение, прил..гать, прил..жить.

    3. Совместное исследование проблемы (Слайды № 5-8)

    Учитель организует устный коллективный анализ учебной задачи:

    • предлагает разобраться, какое правило действует в корне —лаг-//-лож-, для этого предлагает выполнить задание на карточке №2 (Приложение 3):

    Задание для учащихся

    Выделите в словах корни. Распределите слова в два столбика. Выделите суффиксы после корня, подчеркните конечный согласный корня. Выявите закономерность.
    Предлагать, предложить, слагать, сложение, прилагать, приложить.

    Учитель фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

    4. Моделирование (Слайд № 9)

    Учитель организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.
    Предлагает сформулировать правило написания гласных а-о в корне —лаг-//-лож-.
    Предлагает сравнить собственную формулировку с формулировкой учебника. (§38, п.1)

    5. Конструирование нового способа действия (Слайд № 10)

    Учитель организует учебное исследование для выделения понятия: предлагает составить алгоритм применения на письме правила написания гласных а-о в корне —лаг— — —лож-.

    Ученики составляют алгоритмы и оформляют графическая запись этих алгоритмов в тетради.

    Физминутка (Слайд № 11)

    Учитель предлагает встать и попробовать движениями рук, покачиваниями головы изобразить алгоритм применения на письме правила написания гласных а-о в корне —лаг— // —лож-.
    Учитель проговаривает вместе с детьми во время физминутки алгоритм применения правила.

    6. Переход к этапу решения частных задач (практическая деятельность учащихся) (Слайды № 12-14)

    Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

    Составление словосочетаний (одно из слов с корнем —лаг— — —лож-).

    Учитель осуществляют работу по выполнению отдельных операций: учащиеся осуществляют учебные действия по составленному алгоритму (применяется групповой, индивидуальный методы).

    Задание для учащихся

    Составьте с существительными из первого столбика и подходящими по смыслу глаголами из второго столбика словосочетания и запишите их. Объясните написание пропущенных букв.

    пол..жение
    изл..жение
    сл..гаемое
    предпол..жение
    прил..гательное
    сл..жение
    изменить
    высказать
    закончить
    просклонять
    уменьшить
    произвести

    Ученики осуществляют самоконтроль.

    Соблюдение морфологических норм при образовании видовой пары положить — класть и её парадигмы. Составление словосочетаний.

    Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
    Участвуют в обсуждении содержания материала.

    7. Применение общего способа действия для решения частных задач (Слайды № 15-17)

    Учитель организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу по совершенствованию

    • умения использовать на письме правило о написании О-А в корне —лаг— — —лож-,
    • умения различать омонимичные корни.

    Составление предложений с данными словосочетаниями. Объяснение написания пропущенных букв.

    Задание для учащихся

    Составьте два предложения с данными словосочетаниями. Объясните написание пропущенных букв.

    отл..жить газету
    предл..гать чашку чая
    уютно распол..житься
    ул..жить куклу

    Ученики применяют новый способ, осуществляя отработку операций, в которых допущены ошибки. Строят рассуждения. Используют речь для регуляции своего действия.
    Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату.

    Работа с омонимичными корнями. (Сравнивают слова в двух столбиках. Определяют, почему они распределены в две группы?)

    Задание для учащихся

    предложение
    положение
    изложить
    выложить
    ложь
    ложный

    Ученики участвуют в обсуждении содержания материала. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия.

    7. Контроль на этапе окончания учебной темы (итог урока) (Приложение 4, Слайды № 18-31,32)

    Диагностическая работа (на выходе):

    организация дифференцированной коррекционной работы,
    контрольно-оценивающая деятельность.

    Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
    Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
    Рефлексия своих действий.
    Осуществляют пошаговый контроль по результату.
    Рефлексия: приём незаконченного предложения. (Я узнал… Я научился… Я никогда не ошибусь…)

    8. Осмысление домашнего задания

    Ученики могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

    • Выполнить упражнения 591 (1): составить и записать словосочетания с данными словами, объяснить написание гласных в корнях с чередованием.
    • Составить и записать небольшой текст (5-6 предложений) или отдельные предложения по картине Б.М.Кустодиева «Ярмарка» (http://smallbay.ru/kustodiev.html), используя слова с корнем —лаг— — —лож-. Объяснить написание гласных в корнях с чередованием.

    Литература

    1. Львова С.И. Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-11 классы. — М: Мнемозина, 2008 г.
    2. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. Комплект из 3-х частей. — М: Мнемозина, 2008 г.
    3. Бажанова И.А., Львова С.И. Учимся читать, слушать, говорить, писать. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. В 2-х частях. — М: Мнемозина, 2013 г.
    4. Прохватилина Л.В. Проверь себя. Рабочая тетрадь. 5 класс. — М: Мнемозина, 2013 г.
    5. Васильевых И.П. Уроки русского языка. Уроки русского языка. 5 класс. Пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Рус.яз. 5 кл» — М: Мнемозина, 2013 г.
    6. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. — М: Просвещение, 2012.
    7. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 5 класс: Пособие для учащихся / Л.А.Ахременкова. — М.: Просвещение, 1999.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему:
    «Чередование гласных О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ»

    Открытый урок русского языка в 5 классе

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе

    Учитель русского языка и литературы Петрухина Л.В.

    Тема: Чередование гласных О-А в корнях лаг – лож.

    Вид урока: урок освоения новых знаний.

    • формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-;
    • научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-;
    • научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.
    • развивать память, воображение, речь.
    • развивать у учащихся орфографическую зоркость.
    • воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

    1. Вступительное слово учителя.

    — Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Разрешите представиться. Очень рада нашей сегодняшней встрече.

    Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. Итак, вперед. В тетрадях запишем число, классная работа.

    В задании есть слова, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму, подберите проверочные слова. (На доске слова…)

    ВСТАВЬТЕ ПОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММУ.

    Уд…вительный, увл…катеьный, зап…х, с…реневый, к…бинет, в…лшебник.

    Учитель. Хорошо. А по какому принципу слова распределились в две колонки? (ответы ребят: проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова)

    — А теперь давайте обратим внимание на следующую группу слов. Прочитайте внимательно.

    Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно, здесь “работает” какое-то другое правило.

    Вот об этом языковом явлении мы сегодня и поговорим. Чередование гласных А – О в корне слова, которые нельзя проверить ударением.

    (Запишите тему урока )

    при ЛАГА тельное———————- с ЛОЖ ение

    Вопросы и задания учащимся:

    — В какой морфеме находится орфограмма?

    — Какие гласные пишутся в корнях?

    — Кто догадался, в каком случае пишется гласная а, в каком – о?

    1. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишутся перед Г — А, перед Ж — О.

    2. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишется А, если после корня суффикс А;
    О, если этого суффикса нет.

    3. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишется перед ударным ГА гласный А; если нет ударного ГА, пишем О.

    — Сделайте вывод — сформулируйте правило

    — Сравните свой вывод с тем, что предлагает учебник. Страница 168, §83.

    — Где правило звучит более четко: в учебнике или то, которое вывели вы сами?
    Учащиеся приходят к выводу, что в том правиле, которое они вывели самостоятельно, более чётко указан признак, определяющий выбор букв А//О.

    Слово учителя. Запомните! Корни — лож — и — лаг — являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные: О – в корне — лож -, А – в корне – лаг-.

    IV. Выявление цели урока .

    С правилом мы ознакомились.

    — Какая проблема стоит перед нами теперь?

    — Какой цели мы должны достичь на уроке?

    V. Тренировочные упражнения

    1. Распределительный диктант (класс делится на две команды. Первая команда выписывает слова с корнем лож, вторая – с корнем лаг)

    • Записать слова (под диктовку), распределяя их в два столбика в зависимости от варианта корня. Корень обозначить графически.

    Пол_жить, распол_жение, предпол_гать, изл_гать, предл_жить, пол_гать, изл_жить, прил_гательное, предпол_жение, сл…гаемое, разл_жить, возл…гать

    2. Прежде чем мы перейдем к следующей работе, давайте еще раз вспомним правило.

    — — У вас у каждого есть сигнальные карточки с буквами –А –О-. Я буду читать вам слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне, поднять соответствующую карточку.

    Прил…гательное, прил…жение, прил…гать, пол…житься, пол…гаться, пол…жение, пол…жу, пол…гание, , предл…жение, предпол…жить, предпол…гать, предпол…жение,сложение,слагаемое, разложить,излагать.

    — МОЛОДЦЫ! Вы очень меня порадовали.

    Если в корне “а” — хлопаем в ладоши, если в корне “о” — встаем.

    • Прил…гать усилия.
    • Сл…жить вещи.
    • Отл…жить празднование.
    • Возл…гать надежды.
    • Предл…жить блины.
    • Безотл…гательное дело.
    • Радостное предпол…жение
    • Распол…житься у костра.

    — Ребята! Закрепить наши знания, полученные на уроке, поможет песенка, на мотив песни “Хороши весной в саду цветочки” (Слова на доске).

    1. Мы сегодня правила учили,

    2. Лаг- и лож- мы дружно изучили,

    Что в корнях нам — лаг- и- лож- писать,

    Закрепляли в речи и письме

    Суффикс находили, по нему решили,

    Букву нам какую там вставлять.

    3. Если суффикс – а -,

    И в тетрадь записывали все.

    То в корне тоже.

    Если нет его, то -о –пиши,

    Все запомнить сможем

    Все запомнят это я и ты.

    1. Разгадывание кроссворда (по группам).

    Проверка по ключу .

    1. Проектная деятельность на уроке «В гостях у лингвистической сказки».

    Придумайте продолжение сказки о похождениях двух братьев Лаг и Лож.

    1. Лингвистическая сказка о корнях ЛАГ-ЛОЖ

    За тридевять земель, в Царстве русского языка, жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- и -лож-. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала Царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг — братьев -лаг- и -лож-, того награжу по-царски». Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы, согласные г и ж, оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- и -лож-. Согласная г быстро подскочила к брату -лаг-, а ее сестрица — к брату -лож-. Да так и остались навсегда с ними. С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу ж — то братец -лож-. Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными г и ж.

    1. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА О ЛАГ И ЛОЖ

    В тридесятом царстве, в тридевятом государстве «Язык» жили- были, не тужили, со словами не дружили 2 брата- близнеца, одинаковых с лица, звали их Лаг и Лож.

    Долго ли, коротко ли, захотелось двум братьям своему царю Русскому языку службу сослужить добрую, творить чудеса, слова создавать. Собрались они в путь долгий и пошли по непростым дорогам знаний. Три дня и три ночи шли наши герои, и вдруг встретился им на пути камень, а на нем надпись: «Направо пойдешь — приставки найдешь, налево пойдешь — суффиксы встретишь, а прямо пойдешь — на все части слова набредешь». Решили наши молодцы прямо пойти, со всеми морфемами повстречаться и образовать как можно больше слов.

    Синими морями, темными лесами шли наши богатыри в страну Словообразование, наконец, добрались.

    С великой радостью встретили их приставки, суффиксы и окончания, ведь именно корни являются главными частями слова. На общем совете было принято решение, подарить корню Лаг красную шапочку в виде суффикса -а-, чтобы слова, в состав которых входят эти братцы, не путались.

    Так и стали жить Лаг и Лож в стране Словообразование и творить чудеса: создавать новые слова, которые по смыслу были очень похожи, но в то же время немного все-таки отличались.

    Вот и сказке конец,

    а кто слушал — молодец!

    От каждой команды приглашается по одному ученику к доске – он «встаёт на ворота». Команда-противник имеет в своём арсенале 5 слов на нужную орфограмму, они «забивают» вратарю пять мячей-слов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил (слова или словосочетания каждая команда может придумать сама).

    1. Расположение лагеря 1. Прилагать усилия
    2. Слагать песни 2. Отложить празднование
    3. Предложить кофе 3. Возлагать надежды
    4. Сложить вещи 4. Предложить блины
    5. Излагать мысли вслух 5. Расположиться у костра

    Задание: выписать слова на данную орфограмму, выделить корень. Подчеркнуть буквы о-а.

    1. Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз, лед на реке)
    2. В избе-губа, на губе — труба, я лучинку зажег, положил на порог, зашумело в избе, загудело в трубе. (печь)
    3. Длинной шеей поверчу, груз тяжелый захвачу, где прикажут положу — человеку я служу. (подъемный кран)
    4. Вложу, сложу , за море пущу, и там заговорит. (письмо)
    5. Весёлое стихотворение:

    На опушке в избушке

    У каждой старушки лукошко,

    В каждом лукошке расположилась кошка.

    Кошки в лукошках

    Шьют старушкам сапожки.

    Задание: по данной картинке придумать предложение, используя слова на данную орфограмму.

    — Чему учились на уроке?

    — От чего зависит написание букв О–А в корнях -лаг-/-лож-?
    7. Домашнее задание даётся дифференцированно по выбору учащихся .

    • Сочините лингвистическую сказку или стишок о корнях -лаг- -лож-.
    • Составьте диктант на правописание корней с чередованием а – о (25 слов)
    • Выполните упражнение № 571

    — Каким бы вы «Смайликом» оценили свою работу на уроке?

    — Я работу класса в целом оценила бы весёлым «Смайликом».

    — Давайте улыбнёмся друг другу. Запомним это состояние радости после хорошо сделанной работы!

    nsportal.ru

    Смотрите так же:

    • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
    • Следственный комитет комсомольск на амуре Комсомольский-на-Амуре следственный отдел на транспорте Адрес: 681013, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, 34 Телефон: тел/факс 8 (4217) 54-36-88 Руководитель: Кутиков Дмитрий Сергеевич Заместитель […]
    • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]
    • Отгул по семейным обстоятельствам заявление Образец заявления на отгул по семейным обстоятельствам Понятие «отгул» не определено в законодательстве. Поэтому под ним подразумевают отпуск без сохранения зарплаты. Как известно, ежегодный оплачиваемый отпуск планируется заранее и […]
    • Законы сложения 2 Законы сложения чисел Переместительный закон сложения Если слагаемые поменять местами, то сумма не изменится. Это можно легко проверить, посчитав количество звёздочек, представленных на рисунке: Можно сначала посчитать зелёные звёздочки, […]
    • Правила пдд круглый знак ПДД: Запрещающий дорожный знак 3.2 Движение запрещено в Правилах дорожного движения Запрещающий дорожный знак 3.2 Движение запрещено запрещает движение соответствующих видов транспортных средств в обоих направлениях. Действие запрещающего […]

    Обсуждение закрыто.