Борьба с налоговыми преступлениями в россии

Борьба с налоговыми преступлениями в россии

Налоги, согласно законодательному определению, представляют собой обязательные индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с хозяйствующих субъектов и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. Актуальность рассмотрения налоговых правонарушений обусловлена все более обостряющейся проблемой наполнения бюджетов всех уровней, финансирования социальной сферы, оборонного комплекса и других важных государственных программ и, что вполне естественно, проблемой принятия мер ответственности за налоговые правонарушения, что напрямую влияет на состояние экономической безопасности государства, представляющей собой «готовность и способность экономической системы с помощью эффективного управления обеспечивать стабильный экономический рост, удовлетворение потребностей общества и защиту от внутренних и внешних угроз. Налоговые преступления несут в себе угрозу и причиняют вред финансовому суверенитету государства, возможности иметь независимую финансовую политику в условиях глобализации и финансово-экономической конкуренции государств и крупных мировых корпораций. Целью курсовой работы является исследование способов борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями для обеспечения экономической безопасности государства. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить понятие, сущность и виды налоговых преступлений и правонарушений; 2. Изучить особенности налоговой безопасности в структуре экономической безопасности государства; 3. Рассмотреть современные методы борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями; 4. Проанализировать проблемы организации борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями; 5. Дать рекомендации по совершенствованию организации противодействия налоговым преступлениям и правонарушениям в целях обеспечения экономической безопасности государства. Объект исследования — налоговые преступления и правонарушения. Предмет исследования — борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями как способ обеспечения экономической безопасности государства. При исследовании данной темы использовались следующие методы: сбор информации, ее целенаправленное преобразование, теоретический анализ литературы по проблеме, конкретизация, сравнение, анализ и синтез полученной информации, ее обобщение. Проблема борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями привлекают внимание ученых различных стран. За последнее время значительно расширилась ее источниковая база, что дает основание по-новому посмотреть на ряд проблем. В работе использовались работы таких отечественных ученых, как Арсланбекова А.З., Баженов А.А., Белов Е.В., Васильева Е.Г., Васильева М.В., Гришин А.В., Дубровин В.В., Крохина Ю.А., Кужугет Т.К., Кущ Е.Н., Миронова О. А., Молодых В.А., Соловьев И.Н., Супрун С.В., Табакова Н.А., Танага И.В., Тарасов Ю.А., Петросян О.Ш. Данная курсовая работа состоит из введения, заключения и двух глав и отражена на 30 страницах. В первой главе дается общая характеристика понятия, сущности и видов налоговых преступлений и правонарушений. В ней рассматриваются современные методы борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями. Во второй главе дается общая характеристика методов борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями. В ней классифицируются. Также в этой главе отражаются особенности. Третья глава посвящена особенностям. В ней делается анализ проблем организации борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями. Так же в этой главе даются рекомендации по совершенствованию организации противодействия налоговым преступлениям и правонарушениям в целях обеспечения экономической безопасности государства. В заключении приводятся основные выводы, которые были получены в результате работы.

Таким образом, изучив данную тему, литературу ведущих ученых, периодические издания, можно сделать вывод, что преступления, совершаемые в экономической сфере, разнообразны. Однако именно налоговые преступления совершаются под видом и в процессе законных операций. Сложность данного вида преступлений также состоит в их высокой латентности. Рассмотрев понятие и сущность налоговых преступлений и правонарушений можно сделать вывод, что налоговое преступление — это совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством территории, к юрисдикции которой оно отнесено. Объектом налоговых преступлений являются налоговые правоотношения в сфере установления, введения, исчисления, взимания и уплаты налогов и сборов. Налоговое правонарушение по своей сути носит финансово-правовой характер, поскольку оно обладает целым рядом юридически обоснованных признаков. Учитывая особенности налоговой безопасности в структуре экономической безопасности государства, приходим к выводу, что важнейшей составляющей частью экономической безопасности является налоговая безопасность, предполагающая реализацию законодательно утвержденных норм и правил налогообложения, налогового планирования и прогноза, а также контроля соблюдения налогового законодательства России. Их взаимосвязь динамична и определяется характером общественных отношений, экономическим устройством, уровнем развития законодательной базы государства и уровнем развития общества. Наиболее полное обеспечение национальной безопасности достигается тогда, когда обеспечение безопасности государства, его органов и общества является не самоцелью, а функцией обеспечения безопасности каждого гражданина. Рассмотрев современные методы борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями, можно заключить что, одним из основных механизмов борьбы с экономическими преступлениями, является налоговый контроль. Налоговый контроль является системой организационно — правовых форм и методов проверки законности, целесообразности и правильности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления. Проанализировав проблемы организации борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями, приходим к выводу, что одной из проблем является то, что подавляющее большинство преступлений по-прежнему выявляется органами внутренних дел. Требуется создание единого специализированного органа налоговых (финансовых) расследований, правомочного самостоятельно заниматься определением размера налогооблагаемой базы в случае налоговых преступлений и нарушения правил взимания и уплаты налогов, без передачи таких материалов в контрольные органы. Также в настоящее время особенно остро стоит и проблема назначения выездных налоговых проверок на основании материалов, направляемых органами внутренних дел. Следует отметить, что способов совершения налоговых преступлений достаточно много, по сравнению с другими преступлениями. С каждым днем эти способы совершенствуются, поэтому целесообразно выделять каждый способ отдельно и разрабатывать по нему методику расследования для наиболее эффективного и быстрого раскрытия преступления. Разработка таких методик помогла бы следователям ориентироваться в многообразии способов совершения преступлений, что привело бы к увеличению раскрываемости преступлений в налоговой сфере и привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

www.work5.ru

Современное понимание и состояние налоговых преступлений в России

Налоговые деликты и, в первую очередь, уклонение от уплаты налогов как общественное явление с каждым годом получает все большее распространение. Рост его отмечается во всех странах, в том числе и России. Этому есть целый ряд причин. Исследователи выделяют экономические, политические, правовые, организационные, нравственно-психологические и иные причины. В связи с этим отмечается ухудшение финансового положения бизнеса и населения, чрезмерность налоговой нагрузки на налогоплательщиков, необоснованность и непродуманность предоставления налоговых льгот и послаблений отдельным их категориям.

style=»display:inline-block;width:240px;height:400px»
data-ad-client=»ca-pub-4472270966127159″
data-ad-slot=»1061076221″>

Важнейшими причинами в росте числа уклонений от уплаты налогов называют правовые причины, которые заключаются в несовершенстве и нестабильности налогового законодательства. Постоянное ожидание повышения налогообложения вынуждает налогоплательщиков заранее занижать объем своих налоговых обязанностей. Несовершенство механизма налогообложения и его отдельных составляющих позволяет изыскивать и применять различные способы полного или частичного уклонения от уплаты налогов и сборов. Недостаточно продуманный механизм исчисления и уплаты налогов – использовать разнообразные схемы совершения налоговых деликтов.

В определенной мере способствуют росту налоговых правонарушений недостатки во взаимодействии органов налогового контроля с правоохранительными органами, несогласованность в действиях органов предварительного следствия и арбитражных судов, недостаточное развитие международного сотрудничества в деле борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями.

В юридической науке и практике выделяют два вида налоговых деликтов – преступления и правонарушения. Различие между ними определяется их нормативностью. Нормативность уклонения от уплаты налогов как преступления состоит в том, что его понятие, конкретные виды закреплены и описаны в уголовном законе. Это позволяет четко обозначить предмет исследования, статистически и качественно его оценить, изучить применительно к статьям закона, предметно и практически значимо, опираясь на эмпирические проявления.

Уклонение от уплаты налогов сегодня является одним из видов налоговых преступлений и налоговой преступности. К сожалению, в уголовно-правовой, криминалистической, социологической, экономической и иной литературе пока не сложилось единого общепризнанного определения налоговой преступности. Впервые понятие «налоговая преступность» как самостоятельный вид общественно опасных деяний обозначен в учебнике «Криминология», подготовленном членами криминологической ассоциации, где данным деяниям посвящена отдельная глава. Понятие «налоговая преступность» употребляется применительно к совокупности преступлений, связанных с налогообложением.

В настоящее время можно говорить о законодательном, «ведомственном» и научном понимании налоговых преступлений.
Законодательное понимание состоит в том, что в УК РФ в разд. VIII «Преступления в сфере экономики», в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» сформулированы статьи, предусматривающие уголовную ответственность за налоговые преступления, в том числе две статьи – за уклонение от уплаты налогов – ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица» и ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и сборов с организации».

Ведомственный подход к определению налоговых преступлений нашел отражение в указании Генпрокуратуры России N 52-11, МВД России N 2 от 15.02.2012 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности», в котором в перечне N 2 указанные статьи о налоговых преступлениях прямо, без дополнительных условий отнесены к преступлениям экономической направленности, по уголовным делам о которых предварительное расследование производится в форме предварительного следствия.

Официальные статистические отчеты показателей работы Генпрокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, МВД России, прокуратур и УВД по видам преступлений, также включают в себя эти деликты как налоговые преступления.
Наконец, целым рядом внутриведомственных документов определяется, что к налоговым преступлениям относятся деяния, подпадающие под признаки двух названных статей. Официальные статистические отчеты показателей работы по видам преступлений в настоящее время включают их в число налоговых.

Однако какого-либо специального понятийного определения налоговых преступлений в изученной ведомственной литературе (инструкциях, разъяснениях, методических указаниях органов прокуратуры и МВД России), на наш взгляд, нет. Имеются отсылки к законодательному и реже научному его определению.
Что касается научного понимания налоговых преступлений, то в отечественной уголовно-правовой и криминологической науке существует несколько подходов к его определению.

Предельно широкое понимание налоговых преступлений заключается в том, что к ним относят преступления, затрагивающие любые виды отношений, связанные с поступлением или непоступлением обязательных платежей в бюджет. Так, Л.Д. Гаухман в группе преступлений, посягающих на общественные отношения, обеспечивающие интересы экономической деятельности в сфере финансов (преступления в сфере финансов), выделяет подгруппу преступлений, посягающих на сферу финансов в части формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов от сбора налогов, страховых взносов и таможенных платежей, а также сдачи государству драгоценных металлов и природных драгоценных камней. Он определяет их как преступления в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов. К ним Гаухман относит уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные или внебюджетные фонды (ст. 198), уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций (ст. 199), уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194), и нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и природных драгоценных камней (ст. 192 УК РФ)*(4).

Другое понимание налоговых преступлений связывается с целями преступной деятельности, в качестве которых применительно к рассматриваемому виду преступлений предлагается считать только действия по освобождению от налогообложения.
Достаточно часто в криминологической и уголовно-правовой литературе к числу налоговых преступлений относят уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ), полагая, что таможенные и налоговые платежи имеют одну и ту же правовую природу, цели и т.д. Однако в некоторых исследованиях показывается их отличие от налоговых преступлений путем сравнительного сопоставления тех и других преступлений. Имеются специальные работы, посвященные методике расследования таможенных преступлений.

Пожалуй, наиболее верное толкование налоговых преступлений отмечается в работах И.И. Кучерова, который полагает, что все преступления, связанные с налогообложением, необходимо подразделить на собственно налоговые преступления и на преступления против порядка налогообложения. К первым автор относит «преступные деяния, заключающиеся в уклонении от выполнения обязанностей по начислению и уплате налогов, а ко вторым – преступления, посягающие на установленный порядок деятельности налоговых органов по осуществлению налогового контроля и привлечению виновных к ответственности».

Исследование налоговых преступлений и налоговой преступности как уголовно-правовой и криминологической проблемы Кучеровым проведено, на наш взгляд, очень обстоятельно и добротно. Вполне можно согласиться с автором в его обосновании необходимости выделения налоговой преступности в качестве самостоятельного вида. Действительно, налоговые преступления имеют специфичную сферу, в которой они совершаются, особый субъектный состав и ряд других отличительных признаков. Все это говорит о необходимости признания налоговых преступлений самостоятельным видом экономической преступности. Заслуживает внимания и определение Кучеровым налоговой преступности.

Он понимает его как «возникающее в определенных условиях в финансовой сфере общественно опасное социально-правовое явление, в основе которого лежит конфликт между государством в лице налоговых органов и налогоплательщиками, включающее в себя совокупность преступлений, объектом которых являются охраняемые уголовным законом отношения по поводу взимания налогов и иных обязательных платежей, а также осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты»*(9).
В экспериментальном учебнике «Налоговое расследование» дается пространный анализ соотношения налоговых и иных преступлений. Его автор относит налоговые преступления к сложным и приводит три группы преступлений, сопутствующих налоговым, т.е. связанным с уклонением от налогообложения.

Интересными и, безусловно, значимыми являются исследования И.Н. Соловьева. Он совершенно верно отмечает, что диспозиции налоговых статей УК РФ (ст. 198 и 199), несмотря на то что субъектами их являются разные категории налогоплательщиков, имеют общие черты*(11). С этим следует согласиться, и, наверное, есть смысл соединить эти статьи в одну. Тогда отпадут иногда встречающиеся сложности в квалификации действий субъекта по той или другой статье. Ущерб же, причиняемый уклонением от уплаты налогов лицами, привлекаемыми к ответственности по ст. 198, в реальной судебно-следственной практике вполне сопоставим с ущербом, который причинен субъектами ст. 199, а иногда и превышает его.

Оценивая приведенные научные взгляды на проблему определения понятия и круга преступлений, относимых к налоговым, отметим, что вряд ли можно признать обоснованным и правильным расширительное их толкование. Механизм совершения этих деяний, предмет преступного посягательства, субъект преступления в каждом из приведенных составов являются отличными. Даже в деяниях, наиболее близко примыкающих к уклонению от уплаты налогов – уклонении от уплаты таможенных платежей – механизм уплаты таможенных платежей имеет специфический режим правового регулирования. Различаются у этих двух видов преступлений и субъекты их совершения: по налоговым неуплатам таковыми являются налогоплательщики, по таможенным неплатежам – лица, осуществляющие таможенные перевозки. При уклонении от уплаты налогов предметом преступления является налог или обязательный платеж в государственный бюджет, по таможенным – таможенная пошлина. Режим и порядок уплаты того и другого различен. Специальное сравнительное сопоставление налоговых и таможенных преступлений может дать еще целый ряд их отличий.

Таким образом, обобщая сказанное, под налоговыми преступлениями в нынешней редакции уголовного закона следует понимать преступления, прямо предусмотренные УК РФ и состоящие в уклонении от уплаты налогов и сборов способами, прямо предусмотренными законодателем.

Налоговые преступления, предусмотренные этими статьями, имеют ряд общих признаков:
а) посягают на финансовые интересы государства и установленный порядок уплаты налогов и сборов;
б) определяются одними и теми же социальными, экономическими и иными факторами;
в) предметом преступления являются налог или сбор, подлежащий перечислению в бюджет;
г) субъектом обоих составов налоговых преступлений является налогоплательщик;
д) преступления совершаются только с прямым умыслом;
е) сущность преступных действий субъектов налоговых преступлений состоит в уклонении от уплаты установленных для них налогов и сборов;
ж) обе уголовно-правовые нормы, регулирующие ответственность за налоговые преступления, имеют бланкетный характер.
Это признаки уголовно-правового характера, которые отличают налоговые преступления от других видов преступлений, включая и преступления экономической направленности.
Близко к группе налоговых преступлений примыкают, но образуют самостоятельную категорию преступлений деяния, имеющие отношение к сфере налогообложения и деятельности налоговых органов по налоговому контролю. К этой группе преступлений можно отнести ст. 170, 171, 172 УК РФ и др.

Кроме того, можно выделить и признаки криминологического характера, отражающие особенности преступлений рассматриваемого вида. Не претендуя на всеохватность и исключительность выводов, представляется, что к числу таких признаков можно отнести такие, как:
а) совершение деяний в сфере налогообложения юридических и физических лиц;
б) осуществление преступлений непосредственно в процессе уплаты налогов и других обязательных государственных платежей;
в) осуществление деяний специальными субъектами – законом установленными налогоплательщиками;
г) использование криминальных прямо запрещенных уголовным законом способов неуплаты налогов;
д) отсутствие непосредственно потерпевшего и персонификации жертвы;
е) отсутствие прямого контакта преступника и потерпевшего;
ж) массовость совершения преступлений, разнообразие способов их совершения;
з) высокую латентность преступлений;
и) корыстный характер и связь с другими экономическими преступлениями;
к) ненасильственный характер преступных действий;
л) безразличность, индифферентность, а иногда и сочувственное отношение общества к уклонению от уплаты налогов.
Рассмотрим некоторые основные особенности, присущие налоговым преступлениям, совершаемым в России.
Объективно налоговые преступления стали приобретать массовый и организованный характер в современной России с начала 1990-х гг., когда были приняты основные законы в этой сфере, и за несоблюдение их была установлена прямая уголовная ответственность.
До этого времени налоговые преступления встречались в судебной практике крайне редко. Это объяснялось прежде всего ограниченностью налогообложения. Основными обязательными платежами государственных предприятий были налог с оборота и отчисления от прибыли, установленные еще в 1930-е гг. Налогов, которые приходилось платить населению, было также немного и порядок их уплаты основывался в основном на удержании сумм налога у источника выплат. В УК РСФСР 1961 г. статьи, предусматривающие ответственность за нарушение налогового законодательства, практически отсутствовали. Лишь ст. 82 УК РСФСР из раздела особо опасных государственных преступлений относила к числу таких преступлений «Уклонение в военное время от выполнения повинностей или уплаты налогов». Кроме того, п. 20 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 11 июня 1972 г. «О судебной практике по делам о хищениях государственного и общественного имущества» разъяснял, что причинение государству имущественного ущерба в результате уклонения от уплаты налогов или других обязательных платежей путем использования заведомо подложных документов должно квалифицироваться по ст. 94 УК РСФСР 1961 г.

Поэтому немногочисленные факты нарушения налогового законодательства квалифицировались как преступления против социалистической собственности, совершенные причинением имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. Антисоциальная сущность налоговых преступлений, предусмотренных ст. 94, определялась тем, что виновные неправомерно обогащались за счет материальных ценностей или денежных средств, которые должны были поступить в собственность государства и тем самым пополнить его имущественные фонды*(13).
Переход к рыночной экономике, реформирование политической структуры власти повлекли за собой глубокие перемены в сфере экономической деятельности российского государства. Негосударственный сектор занял доминирующее положение в экономике и в значительной мере формирует экономический потенциал страны. В связи с этим закономерно и изменение налоговой политики государства.
Формирование рыночных отношений в России осуществлялось трудным и противоречивым путем. Уже с первых этапов формирования рынка государство столкнулось с проблемой массового уклонения от налогообложения и как следствием этого – значительными потерями доходной части бюджета. По различным оценкам, в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей, государство ежегодно недополучает от 30 до 40% бюджетных средств. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в государственную казну. Недобор налогов и бюджетный кризис, судя по всему, приобретают в России хронический характер.

В настоящее время проблема налогов в России стала не только крупнейшей экономической, но и социально-политической. Масштабы уклонения от уплаты налогов на сегодняшний день выходят за тот критический уровень, когда угроза экономической безопасности государства становится реалией. По данным разных исследователей от 40 до 50% общего количества организаций, состоящие на учете в налоговых органах, не представляют отчетность о своей деятельности и декларации о доходах или представляют «нулевую» отчетность, т.е. фактически не платят налоги. За такими организациями числится задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в сотни миллиардов рублей.

Так, задолженность согласно документов Минфина России, подготовленных к заседанию президиума правительства по уплате налогов и сборов по итогам только первого полугодия 2009 г., составила 1 трлн. 22,8 млрд. руб.*(16) По данным ФНС России из граждан, осуществивших сделки по приобретению имущества, представляют декларации лишь мизерная доля всего числа приобретателей.

В современных условиях налоговая преступность, темпы ее распространения и масштабы приобретают все более массовый характер.
Складывается традиционная и уже повторявшаяся в истории России ситуация, когда государство прибегает то к усилению, то к ослаблению мер уголовной репрессии, направленных против налоговых преступлений и иных налоговых правонарушений. Налоговый террор «сверху» встречает вполне естественное противодействие в форме террора неуплаты налогов «снизу». В этом противодействии нет и не может быть победителей. Идет методическое разрушение экономики, растет социальная напряженность, создается то, что в свое время называли «революционной ситуацией». Эти обстоятельства совершенно верно отмечает и подчеркивает в своих исследованиях А.П. Кузнецов.

К этому можно добавить, что по результатам многочисленных исследований все большее число граждан и юридических лиц становятся неплательщиками налогов.

По данным современных социологических исследований, треть своих доходов граждане готовы отдать почти безболезненно, но не более того. То есть все налоги в совокупности, которые сейчас приближаются к 60-70%, на самом деле должны укладываться максимум в 33%. При таком положении в теневой манипуляции и «черной» бухгалтерии не будет никакого смысла. Кстати, на этот счет существует мировая статистика, которая утверждает, что только 6% людей не станут платить налоги ни при каких обстоятельствах. Остальные же относительно легко расстанутся с деньгами, если их особенно не зажимать. Так вот, 33% от заработанного готовы заплатить практически все, 40% – только половина граждан, а отдать 60% дохода – уже никто.

Даже в странах, в которых рыночные отношения складывались веками и экономическая культура предпринимателей не вызывает сомнения, где налоговое законодательство прошло проверку временем, а налоговые службы являются надежным инструментом государственного контроля, налоговые противоречия между получателем налога и его плательщиком дают о себе знать. В частности, в США, где больше всего обрабатывается налоговых деклараций (свыше 100 млн. частных лиц и около 1 млрд. деклараций фирм), казна ежегодно недополучает налогов на сумму 100 млрд. долл. В среднем американцы не доплачивают 15 центов с каждого доллара, причитающегося казне.

Устойчивой является тенденция роста числа зарегистрированных преступлений. Если в 1992 г. было возбуждено за уклонение от уплаты налогов всего 147 уголовных дел, в 1993 г. – 1242, в 1994 – 3126, в 1995 – 5670, в 1996 – 5540, в 1997 – 4185, в 1998 – 4085, в 1999 – 11 498, в 2000 – 20 622, в 2001 – более 32 000*(21). В последние годы в связи с организационно-правовыми мероприятиями число уголовных дел по уклонению от уплаты налогов колебалось*(22). В 2008 г. было возбуждено 14 424 уголовных дела, в 2009 г. – в официальной статистике МВД России эти дела уже не выделялись и указаны лишь выявленные преступления экономической направленности – 428 тыс. уголовных дел (в том числе 254 тыс. этих уголовных дел направлено в суд)*(23), в январе – октябре 2010 г. из-за частичной декриминализации число выявленных экономических преступлений сократилось до 266,7 тыс. (но возросла среди них до 48,8% доля тяжких и особо тяжких преступлений), в том числе налоговых преступлений, выявлено 13 848.

Большинство населения не желает платить налоги. По данным всевозможных исследователей, до 90% граждан Российской Федерации полагают, что укрытие доходов от государства является правильным, и не осуждают этого*(25). Данное обстоятельство порождает вал налоговых правонарушений и преступлений, нарастающий с каждым годом. Преступные нарушения налогового законодательства обладают высокой латентностью. По прогнозам аналитиков основная часть налоговых преступлений пока не выявлена, а количество возбуждаемых по факту нарушений налогового законодательства уголовных дел может быть еще больше.

Характерной чертой налоговой преступности в России является ее высокая латентность. Этот признак, присущий налоговой преступности, отмечается в ряде научных работ. Выявленное количество преступлений в сфере налогообложения составляет, по сведениям одних авторов, не более 5% от реально совершаемых уголовно наказуемых фактов нарушений налогового законодательства*(27), по оценкам других авторов, девять из 10 налоговых преступников уходит от ответственности.

По нашему мнению, реальный масштаб налоговой преступности в точных цифрах выражен быть не может. В какой-то мере о нем может свидетельствовать рост объема капиталов, вывозимых за границу, снижение собираемости налогов, рост объема неучтенной денежной наличности, обострение кризиса неплатежей и ряд других показателей.

Причины латентности налоговых преступлений весьма многочисленны и разнообразны, имеют как объективный, так и субъективный характер. В частности, на показатели зарегистрированной налоговой преступности в значительной степени влияют такие субъективные факторы, как наличие политической воли, активизация или ослабление борьбы с налоговыми преступлениями, нацеленность на их выявление, уровень процессуального мастерства следователей и оперативных работников, занимающихся выявлением и расследованием этих преступлений, и др.

Аналитики современной экономической преступности в России выделяют налоговые преступления в числе наиболее опасных направлений криминализации экономической деятельности.
Криминальные посягательства в этой сфере отличаются большим разнообразием, особой изощренностью, высокоинтеллектуальным характером преступных операций, быстрой адаптацией преступников к новым видам и формам налоговой деятельности, применяемым формам и системам учета и отчетности, видам документов и технологиям налогового учета.
Наиболее криминогенными секторами экономики остаются оптово-розничная торговля, промышленность и строительство, топливно-энергетический комплекс и финансово-кредитная сфера.

Налоговые преступления состоят в тесной взаимосвязи со многими преступлениями в сфере экономики. Они сопутствуют мошенничеству, незаконному предпринимательству, злоупотреблением при выпуске ценных бумаг, обману потребителей и т.д. Совершая одно из перечисленных преступлений, правонарушитель становится субъектом и налоговых преступлений, так как все основные сферы деятельности в государстве тем или иным образом касаются налогообложения и почти все незаконные действия в сфере экономики прямо или косвенно связаны с налоговыми преступлениями.

В последние годы среди новых видов совершения налоговых преступлений возрастает доля махинаций, заключающихся в доведении нормально работающих предприятий до банкротства.
Финансовый ущерб от налоговых преступлений, как правило, превышает ущерб от других видов преступлений в сфере экономической деятельности. По различным оценкам в результате массового уклонения от уплаты налогов государство ежегодно недополучает до 30% причитающихся к оплате обязательных платежей.

Налоговая реформа в России продолжается. Продолжает совершенствоваться работа органов, в задачу которых входит выявление и расследование налоговых преступлений. Для того чтобы пресечение угрожающе распространяющейся налоговой преступности не носило характер очередной пропагандистской кампании или имитации решительных действий властей, ей необходимо активно противостоять. Эффективная борьба с налоговой преступностью возможна лишь на основе единой комплексной и четкой Федеральной программы борьбы с налоговой преступностью. Ее можно разработать в дополнение одобренных Правительством РФ Основных направлений налоговой политики на 2011-2013 гг. Такая Программа должна содержать решение всех основных вопросов, касающихся уголовно-правовых, административных и финансовых санкций за совершение налоговых правонарушений. Эти положения должны согласовываться с соответствующими нормами уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, гражданско-правового и оперативно-разыскного характера, нормами налогового законодательства. Неотъемлемыми в данной Программе должны быть криминалистические исследования и рекомендации, направленные на эффективное выявление и расследование налоговых преступлений.

www.finexg.ru

СК РФ: выявленный ущерб от налоговых преступлений в РФ за 5 лет превысил 220 млрд руб.

В Следственном комитете заявили, что взаимодействие с ФНС позволило перевести борьбу с налоговой преступностью на качественно иной уровень

МОСКВА, 15 января. /ТАСС/. Эффективность выявления и расследования налоговых преступлений в России растет. Об этом ТАСС рассказали в Следственном комитете РФ, которому 7 лет назад были переданы полномочия по расследованию налоговых дел.

«Число уголовных дел по налоговым преступлениям за пять лет растет, также растет и доля возмещаемого ущерба от налоговых преступлений», — сообщили в СК.

В 2012 году было возбуждено 1,291 тыс. уголовных дел, в 2013 году — 1,655 тыс., в 2016 году — 3,111 тыс., за 9 месяцев 2017 года — 2,428 тыс. уголовных дел. «О повышении эффективности выявления налоговых преступлений свидетельствует и рост устанавливаемого ущерба — с 33,3 млрд руб. в 2013 году до 65 млрд руб. в 2016 году. Установленный ущерб от налоговых преступлений за 9 месяцев прошлого года составил 57,6 млрд руб.», — отметили в СК.

Всего за пять лет выявлен ущерб на более чем 220 млрд руб..

Реформа налоговых расследований

В СК отметили, что с передачей полномочий по налоговым преступлениям во всех его следственных органах была введена специализация следователей, на базе учебных заведений СК организовано обучение сотрудников по специальной программе, посвященной особенностям расследования преступлений в сфере налогообложения. В центральном аппарате создано отдельное подразделение процессуального контроля за расследованием налоговых преступлений, а в крупных территориальных управлениях созданы отделы по расследованию налоговых преступлений. которых на сегодня уже 11.

С декабря 2011 года уголовные дела о налоговых преступлениях могли возбуждаться лишь по материалам налоговых органов. По инициативе Следственного комитета в 2014 году была частично восстановлена возможность возбуждения уголовных дел по материалам других ведомств, в том числе полиции. «Большая часть налоговых махинаций, несмотря на это, по-прежнему выявляется налоговыми органами», — подчеркнули в СК.

Механизм работы с ФНС

В СК подчеркнули, что развитие взаимодействия с ФНС позволило перевести борьбу с налоговой преступностью на качественно иной уровень. Камнем преткновения были различия в налоговом и уголовном законодательстве — далеко не все налоговые правонарушения можно толковать как уголовные деяния. «В феврале 2012 года было подписано соглашение о взаимодействии с ФНС, после чего несколько лет совершенствовалась практика борьбы с нарушениями в налоговой сфере», — отметили в СК.

За 7 лет ведомство получило почти 60 тыс. материалов о возможных налоговых преступлениях, по 15 тыс. из них были возбуждены уголовные дела. Вместе с тем взаимодействие с налоговой службой стало более качественным. Если в 2011-2013 годах уголовное дело возбуждалось по каждому шестому поступившему для проверки материалу (в среднем по 1,5 тыс. уголовных дел в год), то по итогам 9 месяцев 2017 года — почти по каждому второму.

Возмещение ущерба

Как отметили в СК, показателем эффективности стал рост возмещаемого ущерба бюджету. В общей сложности за 7 лет СК возместил ущерб от налоговых преступлений на 108 млрд рублей (из них за последние 5 лет — на 102,5 млрд руб.). В 2016 году в ходе следствия удалось возместить 50% установленного ущерба, за 9 месяцев прошлого года — 56%.

Кроме того, вырос показатель арестованного в целях возмещения ущерба имущества — с 2,3 млрд руб. в 2013 году до 7,9 млрд руб. в 2016 году. По итогам 9 месяцев прошлого года этот показатель составил 8,8 млрд руб.

Сложные схемы

Помимо возмещения ущерба, напомнили в СК, одной из главных задач, которые ставит председатель СК РФ Александр Бастрыкин, является выявление наиболее сложных схем налоговых преступлений. Знаковыми стали изданные в июне 2017 года совместные методические рекомендации СК и ФНС. Они содержат признаки различных схем ухода от налогов: имитация хозяйственных связей с фирмами-однодневками, применение фиктивных сделок, искусственное дробление бизнеса, необоснованное применение налоговых льгот, подмена одного видов договора другим и так далее.

В СК добавили, что во всех регионах созданы рабочие группы из числа сотрудников СК, ФНС и МВД, а на федеральном уровне действует межведомственная рабочая группа по вопросам противодействия преступлениям в сфере налогообложения, куда входят представители СК, ФНС, МВД и Генпрокуратуры.

Согласно российскому законодательству, в случае возмещения ущерба от неуплаты налогов уголовное дело прекращается на стадии следствия, а доследственная проверка завершается отказом в возбуждении уголовного дела. Ранее глава СК предложил распространить этот механизм и по делам о невыплате зарплат.

tass.ru

Смотрите так же:

  • Возврат ндфл за медикаменты Налоговый вычет за лечение Разделы: В каких случаях можно получить возврат 13% на лечение? Налоговый вычет на лечение относится к категории социальных налоговых вычетов. На него распространяются общие требования к сроку и порядку […]
  • Судимость дипломная Судимость и её значение Введение 2 Глава 1. Общие положения о судимости: историко-правовой аспект 4 § 1. Развитие судимости в уголовном законодательстве 4 § 2. Понятие судимости 7 § 3. Функции и значение судимости 11 Глава 2. Прекращение […]
  • Прокладка выпускного коллектора фиат альбеа Прокладка выпускного коллектора фиат альбеа СИСТЕМА ВЫПУСКА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ Отработавшие газы отводятся из двигателя через катоколлектор (выпускной коллектор, объединенный с нейтрализатором), промежуточную трубу и основной […]
  • Штраф 4000 рублей Ответственность за нарушение законодательства Ответственность за нарушение трудового законодательства (таблица штрафов) Нарушение законодательства о труде и об охране труда: 2. должностным лицом, ранее подвергнутым наказанию за […]
  • Пособие по истории для егэ 2018 ЕГЭ 2018. История. Типовые тестовые задания. 14 вариантов заданий. Авторы заданий - ведущие ученые, преподаватели и методисты, принимающие непосредственное участие в разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ. Типовые тестовые […]
  • Пунктуационные правила с примерами Пунктуация. Справочник для 5-11 классов Знаков пунктуации всего 10. Но на письме они помогают выразить всё многообразие оттенков смысла устной речи. Один и тот же знак может употребляться в разных случаях. И при этом играть разную роль. В […]

Обсуждение закрыто.