Беседа основной закон страны

Классный час «Конституция – основной закон государства»

Цель: знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями.

Задачи:

  • воспитание чувства гордости за свою страну;
  • развитие интереса к истории России;
  • расширение кругозора.

Ход классного часа

Учитель: Сегодня наш классный час посвящен Конституции – основному закону государства. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже знаем.

– Как называется наша Родина?

Учащиеся: Наша Родина называется – Россия. (слайд 1)

Учитель: Как называют людей, живущих в России?

Учащиеся: Людей, живущих в России, называют россиянами.

Учитель: Почему к Москве у нас особое отношение?

Учащиеся: Москва – это столица нашей Родины. (слайд 2)

Учитель: Какие символы государства вы знаете?

Учащиеся: Основные символы государства – это государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. (слайд 3)

Учитель: Правильно. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

– Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции. (слайд 4)

– А кто знает, что такое Конституция?

Учащиеся: Конституция – это основной закон государства.

Учитель: Верно. (слайд 5)

– В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы. (слайд 6)

Учитель: Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. (слайд 7)

– Мне бы хотелось немного обратиться к истории, думаю что вам это будет интересно. (слайд 8)

– В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, — вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вот как она начиналась:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации». (слайд 9)

– Сегодня мы поговорим с вами об основных положениях Конституции Российской Федерации. (слайд №10)

– Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.

– В статье 1 Конституции так и записано: «Российская Федерация – Россия…» А что значит слово «федерация»?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: «Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз».

– Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны. (слайд 11)

– Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:

– «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям». (слайд 12)

– И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: «Демократия» в переводе с греческого языка означает «народ» и «власть» или «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством. (слайд 13)

– Каким образом, по вашему мнению, народ может это делать?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Правильно, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу. (слайд 14)

– Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил — Российской Федерации. Слово «президент» в переводе с латинского обозначает «сидящий впереди, во главе». Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. В статье 81 о том, что «президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет». (слайд 15)

– Кто является президентом в России в настоящее время?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Что такое Государственная Дума? Чем она отличается от правительства?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Государственная Дума выбирается народом сроком на 4 года, она выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов. А вот правительство старается исполнить то, что необходимо для нормальной жизни в стране. Это исполнительная власть. (слайд 16)

Учитель: Государственная Дума является законодательной властью. Законодательная, то есть принимающая законы. Она избирается, как и президент, всенародно на 4 года. В её состав входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 Конституции указывается на то, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей в Государственную Думу и сам может быть избранным в её состав, если ему 21 год. (слайд 17)

Учитель: Кроме исполнительной и законодательной власти в России существует судебная власть. Как вы думаете. Чем она занимается?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательной властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России. (слайд 18)

Учитель: Мы говорили о правах и обязанностях президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете?

Заслушиваются ответы детей.

Учитель: Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие? (слайд 19)

Учитель: Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие. (слайд 20)

Учитель: В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются в совокупности со свободами. Какими же правами обладает и какие обязанности должен исполнять гражданин России?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина. (слайды 21, 22)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Классный час (8 класс) по теме:
Классный час «Конституция- основной закон страны»

Классный час, посвящен 20-летию российской Конституции.

Предварительный просмотр:

Тема: «Конституция — основной закон страны»

  1. формирование представления о важности соблюдения законов государства;
  2. развитие гражданско-правового образования учащихся;
  3. формирование активной гражданской позиции и правового сознания;
  4. приобретение навыков правовой культуры;
  5. развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Хорошая конституция несравненно лучше самого лучшего деспота.

Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, тексты Конституции.

Ход классного часа:

Вступительное слово учителя:

Добрый день друзья. Прежде всего хочу поздравить вас с началом учебного года. В 2013 году наша страна отмечает 20-летие российской Конституции. Сегодня наш классный час посвящен Конституции – основному закону государства. Начать наш классный час я хочу со строк посвященных нашей Родине – России.

Ученица читает стихотворение Сергея Васильева «Россия». Стихотворение сопровождается показами слайдов (2-12)

Как из песни слово,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа-

Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю всё то, что называют

Одним широким слово Русь.

Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)

– А кто знает, что такое Конституция?

Учащиеся: Конституция – это основной закон государства. Слайд 15

Учитель: Правильно. В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.

Мне бы хотелось немного обратиться к истории, думаю, что вам это будет интересно.

В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, — вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. слайд

Скажите а когда была принята Конституция РФ?

Совершенно верно последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Слайд 17

Перед вами на столах тексты Конституции. Откройте первую страницу Конституции. Эта преамбула, т. е. вступление в документ. В ней говорится, как была принята Конституция. Давайте зачитаем вслух. слайд 19

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».

Сегодня я хочу познакомить вас с основными положениями Конституции Российской Федерации.

Но сначала давайте познакомимся со структурой документа. Для этого откроем оглавление.

— Сколько разделов составляет документ? Глав? Статей? Слайд 20

Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.

– В статье 1 Конституции так и записано: «Российская Федерация – Россия…» А что значит слово «федерация»?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: «Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз». Слайд 21

Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.

Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Давайте с вами назовем национальности, проживающие в России. Не зависимо от национальности всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Откройте ст. 19. Что в ней записано?

Учащиеся зачитывают ст.19 слайд 22

«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

Вы всегда должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.

Учитель: В статье 1 Конституции записано Россия демократическое государство.

А что означает слово «демократия»?

«Демократия» в переводе с греческого языка означает «народ» и «власть» или «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством.

Каким образом, по вашему мнению, народ может это делать?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Правильно, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу.

Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён? Кто может стать президентом России?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Президент России – это глава государства. До 2012 г президент избирался всенародным голосованием на 4 года. С 2012 г. избирается на 6 лет. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил — Российской Федерации. Слово «президент» в переводе с латинского обозначает «сидящий впереди, во главе». Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. В статье 81 о том, что «президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет, не более двух сроков подряд». Слайд 24

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Но президент не управляет страной один. В нашей стране существует принцип разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную.

Что означает – законодательная власть? Какой орган в нашей стране осуществляет законодательную власть.

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Правильно – Государственная Дума. С 2011 г. Государственная Дума выбирается народом сроком на 5 лет, она выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов. А вот правительство старается исполнить то, что необходимо для нормальной жизни в стране. Это исполнительная власть.

Учитель: Кроме исполнительной и законодательной власти в России существует судебная власть. Как вы думаете. Чем она занимается?

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, национальности, происхождения.
  3. Мужчины и женщины имеют равные права.

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательной властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России.

А сейчас снова обратимся к тексту Конституции. II глава Конституции посвящена правам и обязанностям человека и гражданина.

Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие?

Учитель: Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие.

Сколько статей включает в себя II глава Конституции? ( более 50 статей) Права даются в совокупности со свободами. Какими же правами обладает гражданин России?

Заслушиваются ответы учащихся и заполняется таблица. Слайд 25

Права и свободы граждан

Обязанность сохранять природу и окружающую среду

Право на защиту своей чести и доброго имени

Обязанность защищать Родину

Право личную неприкосновенность

Обязанность соблюдать законы

Право на жилище и его неприкосновенность

Обязанность платить налоги

Право на свободное передвижение

Свобода совести, свобода вероисповеданий

Свобода мысли и слова

Право избирать и быть избранным

Право на получение социальной помощи

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право на образование

Право на получение юридической помощи

Учитель: Конституция защищает права детей и родителей, дает родителям равные права на воспитание детей. Защищает детей от физического, морального и сексуального насилия. Забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность. Государство защищает детей оставшихся без родителей.

Задача государства соблюдать и защищать права людей, не оставлять в беде граждан своего государства. События последних лет пожары в Центральной России, наводнение на юге, наводнение на Дальнем Востоке показывают, что без поддержки, помощи государства граждане все таки обойтись не могут и задача государства оправдывать надежды своих граждан.

А теперь я предлагаю вам в шуточной форме закрепить наши знания о правах и свободах людей.

Так как у нас два класса 7и8, я предлагаю ребятам образовать две команды «Право» и «Закон»

1 Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…» слайды 23-33

Команды должны отвечать на вопросы. Какая команда первой поднимет руку, той и представляется право ответить.

Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

2Конкурс « Отгадай сказку».

Команды отвечают на вопросы по очереди. Если команда не знает ответа право ответить предоставляется соперникам.

  1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
  2. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
  3. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
  4. В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
  5. В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
  6. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
  7. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
  8. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.

Подсчитываются баллы, подводится итог. Поздравление победителям

Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножить её славу и беречь её богатства.

Закончить наш классный час я хочу строками, посвященными нашей Конституции.

Ученики читают четверостишия стихотворения (слайды 35-38)

Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.

Мы честь отчизны охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.

Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.

У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!

На этом наш классный час закончен. Спасибо за внимание

nsportal.ru

Классный час (8 класс) по теме:
Урок-знаний «Основной закон страны»

20 лет Конституции РФ

Цель: расширить представления о Конституции,; воспитывать граждан, любовь к Родине.

Задачи урока: познакомить детей с историей Конституции России; содействовать воспитанию уважения к Конституции Российской Федерации, к законам и символам государства.

Оборудование урока: компьютер, проектор, колонки, презентация к уроку; изображение Государственных герба и флага России, запись гимна России; бумага на парту, ручка для каждого ученика; экземпляр Конституции РФ.

Предварительный просмотр:

МОУ «Починковская средняя общеобразовательная школа»

«Основной закон страны»

Подготовила: учитель истории и обществознания,

классный руководитель 8 класса

02 сентября 2013г

Цель: расширить представления о Конституции, ; воспитывать граждан, любовь к Родине.

Задачи урока: познакомить детей с историей Конституции России; содействовать воспитанию уважения к Конституции Российской Федерации, к законам и символам государства.

Оборудование урока : компьютер, проектор, колонки, презентация к уроку; изображение Государственных герба и флага России, запись гимна России; бумага на парту, ручка для каждого ученика; экземпляр Конституции РФ.

Звучит гимн Российской Федерации, ученики слушают его стоя. Слайд №1

1. Беседа с учащимися.

— Скажите, какая музыка сейчас прозвучала? (Это гимн нашей страны)

— И это не случайно, урок знаний посвящён важной исторической дате, событию. О какой узнаете, соединив в одно слово выделенные буквы. Слайд № 2

ПОЛИТИ К А , ПРАВ О , ЗАКО Н , МО С КВА , ПРЕЗИДЕН Т , Г И МН , ПУ Т ИН , ТР У Д , Ц енность , Ж И ЗНЬ , РОССИ Я . (Конституция)

— Когда в нашей стране отмечается День Конституции? (12 декабря) Слайд № 2 (по щелчку)

— Назовите дату принятия? Слайд № 2 (по щелчку)

  • Слайд № 3
  • Какое событие будет отмечать наша страна 12 декабря 2013года? Слайд № 4
  • Что такое Конституция? Слайд № 5 (после ответов учащихся щелчок)

2. Рассказ учителя об истории Конституции. Слайды №6-30

3. Игра-соревнование. Слайд № 31

При проведении игры учитель опирается на предварительные знания учеников о Конституции, полученные на уроках обществознания.

На последнюю парту каждого ряда в классе дается лист бумаги. Ученики каждой парты должны написать на нем в первой колонке «обязанности по конституции РФ», во второй колонке «права граждан РФ».

Написав, учащиеся закрывают надпись (заворачивают лист) и передают на парту вперед. Выигрывает тот ряд, который первым закончил выполнение задания и написал больше прав и обязанностей.. Это выясняется в процессе обсуждения.

4.Беседа с учащимися класса Слайд № 32 (для учащихся 8 кл)

1. Что такое Конституция? (Основной закон нашей страны, закон высшей юридической силы)

2. Когда была принята Конституция РФ ? (1993г. 12 декабря)

3. Какие государственные символы вы знаете?

4. Сколько полос на флаге России, в какой последовательности они расположены?

(Белый, синий, красный)

5. Что символизирует каждая полоса флага?

( Верхняя — белая, средняя — синяя, нижняя — красная. Считается, что белый цвет — выражает чистоту устремлений, синий — обозначает волю к миру, красный — готовность не жалеть своей крови при защите Родины. Государственный флаг РФ был принят в 1991 году).

6. Что собой представляет герб РФ?

(Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракон)

(Музыка — Георгия Александрова ,

Новый текст — Сергея Михалкова

Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2000 года .

Гимн — официально торжественная песнь в честь государства.)

7. Задание на знание статей Конституции РФ «Закончи предложение» Слайды № 33-34 (для учащихся 9кл)

8. Анкетирование «Моя гражданская позиция» Слайды № 35-41 (при наличии времени)

9.Заключение Слайды № 42-43

Рефлексия: понравился ли вам урок? Что именно?

nsportal.ru

Классный час «Основной закон моей страны»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Классный час на тему:

« Основной закон моей страны»

( по правовому воспитанию учащихся)

провела учитель начальных классов:

Вольвакова Елена Ивановна

Цель : углубление знаний о Конституции Республики Казахстан,

воспитание осознанного к ней отношения, основанного на

уважении, почитании и выполнении своих конституционных

прав и обязанностей.

Задачи: 1. Научить школьников жить по законам гуманизма, соблюдая

нравственные принципы ( честь, совесть, ответственность )

2. Привить учащимся навыки использования знаний о правах и

обязанностях граждан Казахстана в ходе бесед.

3. Воспитывать гражданственность, чувство патриотизма.

Оборудование: Герб, Флаг, Гимн РК, карта страны, плакаты.

Тип урока : Урок- беседа.

Форма урока : Коллективная.

Вступительное слово учителя.

Литературный монтаж « Моя Республика».

Беседа « Основной Закон Республики – Конституция РК».

Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята, поздравляю вас с началом нового учебного года.

Сегодня удивительный и прекрасный праздник- День Знаний.

Этот день важен для всех – от малыша, который учится читать, играя в кубики с азбукой, до учёного, создающего космические корабли. Мир знаний приобретает особое значение в жизни общества и человека. Для всех нас, для государства в целом нужно, чтобы возродился авторитет знания.

Государству нужны образованные, эрудированные люди.

Сегодня наш классный час посвящается Дню Конституции РК

(объявляется тема, цель и задачи классного часа). Тема нашего классного часа – «

Основной Закон моей страны », цель которого углубить свои знания о Конституции РК,

уважать, почитать Конституцию и выполнять свои конституционные права и

Литературный монтаж « Моя Республика».

ученик: Она велика, от Алтая до Каспия,

Она широка, как народа душа,

Она же Европа, она же и Азия,

И волны Урала и плеск Иртыша.

2- ученик: Родная земля, молодая и древняя,

Пою о тебе и тобою живу!

На север взгляну – вижу зелень деревьев,

На юг посмотрю – ветры сушат траву.

3- ученик: Есть всё у тебя: леса и озёра,

И синие глуби натруженных рек,

Бескрайние степи, высокие горы,

И я – твой хозяин!

Вопрос учителя : О какой чудесной стране прозвучали сейчас эти замечательные стихи?

Учитель : Казахстанские земли протянулись на три тысячи километров от седого Каспийского моря на западе до древнего Алтая на востоке и, почти на две тысячи километров от Уральских гор на севере до Каракумских песков на юге.

В Казахстане живут представители 130-ти национальностей. Всех нас, людей всех

национальностей, объединяет общее, имеющее одно из важнейших понятий:

Мы — народ Казахстана. И в этом Казахстан – уникальное государство с

многообразием культур и религий.

Бок о бок живут люди разных национальностей, и все мы обозначены единым

словом – человек. Само это слово объединяет нас, жителей одной страны. Никто

и никаким образом не имеет права делить нас по национальному признаку.

Из прошлого извлечён глубокий нравственный урок, чтобы навсегда понять: будущее –

в единстве народов и в согласии.

И мудрые казахские пословицы из далёкого прошлого говорят о том же:

«Согласие и единство – счастье и богатство».

«Истинное богатство не в достатке, а в единстве».

Я, мы, он, она – люди разных национальностей, народ Казахстана.

Основной Закон Республики – Конституция РК.

30 августа каждый год Казахстан отмечает большой праздник – День Конституции.

30 августа 1995 года была принята Конституция РК, т. е. основной закон, по которому мы живём. И мы должны изучить и понять права и обязанности граждан нашей республики.

Термин « конституция » происходит от латинского слова « constitution », что обозначает « устройство ». Конституция Республики Казахстан является Основным Законом государства, вместе с тем она выступает в качестве базы законодательства государства.

Настоящий гражданин должен отличаться активной жизненной позицией, законопослушностью, ответственностью, патриотизмом, отзывчивостью, благородством.

Важнейшее качество гражданина – чувство гражданского долга перед государством, обществом, семьёй, коллективом. Это:

— Любовь к Родине;

— Чувство ответственности за судьбу Родины;

— Изучение казахского языка как государственного;

— Уважение прав народов Казахстана;

— Знание родного языка;

— Знание, уважение, соблюдение национальных

традиций и обычаев народов Казахстана.

Мы – граждане суверенного Казахстана, и мы должны любить свою землю.

Всё, что мы видим вокруг, созданного нашими предками мудрыми, добрыми и гостеприимными людьми. Каждый гражданин нашей многонациональной Родины должен стремиться к сохранению дружбы, доверия, согласия и стабильности в нашем доме – Республике Казахстан.

Конституция РК 1995 года явила собой новый шаг в развитии страны, как демократического правового государства, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, право и свобода.

Ни одна Конституция в мире не закрепляет так широко и полно права и свободу человека и гражданина, как в нашей стране.

В новой Конституции 9 разделов и 98 статей. Главой государства является Президент. В стране создаются все условия для самореализации человека в профессиональном и личностном плане, исключаются любая дискриминация по различным мотивам, в особенности по полу, национальности, языку, вероисповеданию.

( урок закрепляется в виде игры )

Класс делится на три – четыре группы или по рядам и

Предложить на 5 минут написать ответы на вопросы

Викторина « Знаете ли вы Казахстан? »

infourok.ru

Конституция – основной закон государства

проведения информирования с л/с

ТЕМА: Конституция – основной закон государства.

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 20 мин

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: комната досуга

Под основами конституционного строя Российской Федерации принято понимать положения (нормы, статьи) ее Конституции, отражающие наиболее важные, принципиальные черты современного Российского государства. «Российская Федерация Россия,  отмечается в статье 1 Конституции, есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”. Это положение имеет особое значение. Оно отражает главные цели строительства нового Российского государства, дает четкое представление о тех ценностях, к достижению которых оно стремится.

Российскую Федерацию, как демократическое государство, характеризует, прежде всего, конституционное положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина  обязанностью государства (статья 2 Конституции). Такая конкретная, адресованная человеку и гражданину цель развития демократии впервые зафиксирована в тексте Конституции России. Более того, статья 18 Конституции прямо указывает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Речь, следовательно, идет о том, что в нашей стране приоритет отдается интересам личности (человека), и осуществлению этих интересов должна быть подчинена деятельность всех органов власти.

Сами же права и свободы человека и гражданина России изложены во второй главе Конституции. Они принадлежат каждому лицу от рождения, неотчуждаемы и соответствуют международным стандартам в области прав человека, установленным Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), и международным пактам об экономических, социальных и культурных, а также гражданских и политических правах (1966 г.).

В Конституции Российской Федерации получил закрепление самый широкий спектр личных прав и свобод: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на охрану достоинства личности, право на защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища, свободу совести и вероисповедания и другие права.

Важнейшее значение имеют политические права и свободы граждан Российской Федерации, т.е. права, связанные с управлением делами государства. В их числе  право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, участвовать в референдуме; право на объединение в политические партии, общественные организации, профсоюзы и другие объединения; право на личные (индивидуальные) и коллективные обращения в государственные и иные органы власти.

Если права и свободы гражданина ущемлены действиями какого-либо должностного лица или другого гражданина, он имеет право на судебную защиту своих законных интересов. Данное положение в полной мере распространяется на военнослужащих: при нарушении их прав они могут обращаться в военный суд гарнизона, армии, округа. Вместе с тем, Конституция Российской Федерации устанавливает основания для ограничения в особых случаях некоторых прав и свобод человека и гражданина. Такими основаниями могут быть (статья 55): необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Так, военнослужащим запрещено подавать коллективные жалобы, участвовать в забастовках, политических митингах и манифестациях и т.п.

Наряду с правами и свободами человека и гражданина в Конституции России четко определены и его обязанности: платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду и др. При этом защита Отечества является не только обязанностью, но и долгом гражданина России.

В Конституции закреплено и важнейшее положение, выражающее саму суть демократии как «власти народа”. А именно  носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно (путем референдума и свободных выборов), либо через органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 3).

Высшие органы законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов (республик, краев, областей, автономных образований)  Федеральное Собрание Российской Федерации, парламенты республик, краевые, областные, окружные думы формируются путем выборов. Прямыми выборами населения избираются глава Российского государства  Президент Российской Федерации, а также главы администраций, краев, областей, районов, мэры многих городов.

Принцип прямых выборов означает, что депутаты во все представительные органы государственной власти избираются гражданами непосредственно. Принцип осуществления прямых выборов утвердился в нашей стране лишь с принятием Конституции СССР 1936 г. Согласно Конституций 1918 и 1924 гг. органы государственной власти формировались путем проведения многостепенных выборов. Граждане непосредственно голосовали лишь на выборах низовых (сельских, поселковых, городских) органов власти, а все вышестоящие (уездные, волостные, губернские, вплоть до Всероссийского Съезда Советов) органы избирались депутатами соответствующих нижестоящих органов власти из своего состава.

Власть народа осуществляется через органы государственной власти, построенные на основе принципа разделения властей на законодательные, исполнительные и судебные органы государства, действующие самостоятельно. Каждый гражданин может реально осуществить свои законные права и интересы путем обращения в эти органы.

Органы законодательной власти ( представительные) состоят из парламента Российской Федерации, парламентов республик, представительных органов государственной власти других субъектов Федерации и местных представительных органов государственной власти (собраний депутатов, муниципальных советов и т.п.). Все указанные органы принимают законы и другие общеобязательные правовые акты федерального, республиканского, краевого, областного и других уровней.

Органы исполнительной власти включают: Правительство Российской Федерации; федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы и агентства; правительства, министерства республик в составе Российской Федерации; глав администраций краев, областей; мэров городов федерального значения; глав администраций городов, сельских и городских районов.

Органы судебной власти осуществляют правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Особое место в системе органов государственной власти нашей страны занимает Президент Российской Федерации. Он является главой государства, гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. К его обязанностям относится: принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех других органов государственной власти России. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами России определяет основные направления внутренней и внешней политики нашего государства. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Конституция России и Закон «Об обороне” наделяют Президента Российской Федерации весьма обширными и ответственными полномочиями в области обороны государства. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, утверждает военную доктрину государства, формирует и возглавляет Совет Безопасности России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, вводит в необходимых случаях на территории страны военное положение, утверждает общевоинские Уставы Вооруженных Сил.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации создается местное самоуправление для самостоятельного решения населением вопросов местного значения. Органами местного самоуправления являются муниципальные собрания, сельские (поселковые) комитеты, старосты или старшины небольших населенных пунктов.

Впервые в Конституции России получила закрепление норма о том, что захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по закону. Это означает, что правомерным может быть признано только избрание должностных лиц и органов власти самим народом, либо назначение государственных руководителей на соответствующие посты в порядке, установленном Конституцией и законами Российской Федерации.

Демократизм Российского государства проявляется и в определении экономических основ нашего общества. Конституция устанавливает равноправие различных форм собственности: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности” (п. 2 статьи 8). Предоставляя государственным и иным организациям, а также частным лицам право заниматься предпринимательством, Конституция достаточно четко определяет социальные задачи государства  создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, становление России как социального государства. В соответствии с Конституцией в Российской Федерации должны охраняться труд и здоровье людей; устанавливаться гарантированный минимальный размер оплаты труда; обеспечиваться государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развиваться система социальных служб; устанавливаться государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты граждан.

Данные положения в полной мере распространяются и на военнослужащих. Специальным законом установлены пенсии при увольнении военнослужащих из Вооруженных Сил по достижении предельного возраста состояния на военной службе, по сокращению штатов, по состоянию здоровья и пособия для членов семей военнослужащих, потерявших кормильца. Кроме того, вопросы социальной защиты военнослужащих, выполняющих свой долг в зонах повышенной опасности, регламентируются специальными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Новым демократическим положением Конституции Российской Федерации является закрепление в ней идеологического и политического многообразия. Приверженность какой-либо идеологии зависит от личных убеждений каждого человека. Важно иметь в виду единственное правило  никакая идеология не может служить препятствием к добросовестному исполнению гражданином России своего служебного долга, возложенных на него законом обязанностей (в том числе и обязанностей военной службы).

Признание политического многообразия, многопартийности означает, что все общественные объединения (политические партии, общественные организации и массовые движения) равны перед законом и в соответствии с ним имеют право участвовать в политической жизни России. Так, в соответствии с избирательным законодательством на территории России проводятся свободные выборы на многопартийной основе. Половина депутатов Государственной Думы (225 депутатов) избирается по партийным спискам и представляет в парламенте интересы именно тех политических групп, объединений, блоков, от которых они избраны. Кроме того, и вторая половина депутатов Государственной Думы, избираемых индивидуально, может также выдвигаться партиями и другими объединениями и в случае избрания будет отстаивать определенные политические интересы при принятии парламентом законов или других решений. Так, в числе депутатов Государственной Думы, избранных в декабре 1995 г.,  147 представителей 24 избирательных объединений и блоков.

Вместе с тем, Конституция России (п. 5 статьи 13) в интересах защиты демократии в России содержит запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

На демократический характер российской государственности указывает и тот факт, что Конституция (статья 14) определила наше государство как светское, не зависящее от тех или иных религиозных концепций либо религиозных воззрений его руководителей. В ней четко указано: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной”. Закреплено также, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Россия, в соответствии с Конституцией, является федеративным государством. Она состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и округов, как равноправных субъектов Российской Федерации. При этом правовой статус республики (государства) в составе России определяется как Конституцией Российской Федерации, так и собственной Конституцией. Правовое положение края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа устанавливается, наряду с Конституцией России, собственными уставами.

Следует подчеркнуть, что в соответствии с Конституцией России, равноправными субъектами Федерации впервые стали обычные (именовавшиеся ранее административными) края и области (например, Ставропольский, Красноярский края, Смоленская, Рязанская, Псковская и другие области). Повышение их статуса до уровня республик и автономных образований в составе России отражает как исторические особенности образования самой Российской Федерации, так и правовое признание роли русского народа в укреплении государственности. Дело в том, что Россия, как известно, традиционно, с самого начала своего существования включает и территории с коренным русским населением, и территории республик, автономных образований, где компактно проживают иные нации и народности. И если раньше национальные (автономные ) образования пользовались достаточной самостоятельностью в решении многих вопросов, то новая Конституция Российской Федерации предоставила аналогичные права и краям, и областям, на территории которых проживает в большинстве своем русское население. Надо отметить справедливость данного решения: русские люди на территории единого федеративного государства вправе пользоваться не меньшими правами и возможностями, чем представители других братских наций и народностей.

Государственная целостность Российской Федерации гарантируется тем, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Эту свою обязанность она, как суверенное государство, вправе осуществлять и с применением пограничных войск, Вооруженных Сил и других государственных военных организаций.

В Конституции Российской Федерации заложены прочные основы для развития России как правового государства. Важнейшими в этом отношении являются положения статьи 15 о том, что Конституция России имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Высшая юридическая сила Конституции России означает, что законы и другие правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить тексту Конституции. Совершенно новым является указание на прямое действие Конституции Российской Федерации. Оно предполагает непосредственное применение любой нормы Конституции, не дожидаясь издания закона или другого правового акта, конкретизирующего эту норму.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации все законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы применяться не могут. Также не могут применяться любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы для всеобщего сведения. В Российской Федерации все принятые законы, указы Президента России, постановления правительства страны еженедельно публикуются в специальном издании  «Собрании законодательства Российской Федерации”, а при необходимости  в «Российской газете”. Правовые акты различных министерств и ведомств, затрагивающие права человека и гражданина, обязательно проходят юридическую экспертизу и публикуются в «Российской газете” и «Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств”. В Вооруженных Силах Российской Федерации установлен порядок, в соответствии с которым нормативные акты органов государственной власти, касающиеся личного состава армии и флота, обязательно доводятся до него приказами министра обороны России.

Россия как

государство

с республиканской

формой правления

Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность государства и местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений строго соблюдать Конституцию и законы России. Российская Федерация уважает и способствует распространению на всей территории норм права, закрепляющих общечеловеческие ценности. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные нашим национальным законом, то применяются правила международного договора.

При республиканской форме правления (в отличие, например, от монархии) высшие органы государственной власти избираются населением на определенный, строго ограниченный срок.

Конституция 1993 г. предусматривает превращение России в президентско-парламентскую республику. Президент, являющийся главой государства, и Федеральное Собрание (парламент) избираются всеобщим голосованием на 4 года.

Избранные Федеральное Собрание и Президент России по представлению главы государства совместно формируют все другие высшие органы государственной власти. К их числу относятся Правительство Российской Федерации, Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды Российской Федерации.

Важной гарантией сохранения республиканской формы правления в России является реализация принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, которые действуют самостоятельно. Это препятствует чрезмерной концентрации и монополизации власти одним органом или должностным лицом. Кроме того, это позволяет трем независимым властям контролировать друг друга, что не обеспечивается при сосредоточении власти в руках одного государственного органа или человека. При попытке усиления одной власти за счет других указанный принцип позволяет не допустить этого и тем самым обеспечить порядок и стабильность в обществе.

Стабильность основ конституционного строя, как свидетельствует история отечественного и зарубежных государств, имеет чрезвычайно большое значение. Поэтому Конституция Российской Федерации устанавливает особый порядок их изменения. В главе 9 подчеркивается, что положения, содержащие основы конституционного строя, не могут быть пересмотрены решениями Федерального Собрания. Для этого требуется не только поддержка подавляющего большинства депутатов законодательного органа власти республики, но и созыв специально избираемого органа  Конституционного Собрания, которое либо само вносит изменения в Основной Закон государства, либо выносит решение этого вопроса на всенародное голосование (референдум).

Таким образом, современное Российское государство провозглашено Конституцией и строится как демократическое, федеративное, правовое, с республиканской формой правления. Высшая цель этого государства  реализация прав и свобод человека, всех народов Российской Федерации, защита ее целостности, суверенитета и других общенациональных ценностей и интересов.

В системе государственных институтов Российского государства особенно важная роль принадлежит Вооруженным Силам. На всем протяжении отечественной истории они достойно выполняют задачи по обеспечению военной безопасности и вооруженной защиты Родины, являются школой мужества и героизма, верности гражданскому и воинскому долгу.

shtab.su

Смотрите так же:

  • Пособия по рисованию для детей Детские развивающие игры, уроки, поделки Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты. Учебник по рисованию для детей Изобразительное искусство Книжная полка Наше новое приобретение - учебник по рисованию для первого […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]
  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
  • Ульяновск адвокаты по уголовным делам Адвокат по уголовным делам. Уголовный адвокат в Ульяновске. Адвокат Солодовников Денис Владимирович Не откладывайте на потом, звонок адвокату! Номер телефона адвоката по уголовным делам: (8-903-33-757-29) должен быть, записан у Вас в […]
  • Штрафы автосервису Штрафы автосервису Главная ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Судебная практика Суд удвоил суммы штрафов автосервису ООО «Прокси Центр» В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, […]
  • Как написать претензию в налоговую Жалоба на бездействие налоговой инспекции: образец Актуально на: 13 июля 2017 г. Жалоба на бездействие налогового органа (образец) Если плательщик считает, что налоговики бездействовали в то время, когда должны были действовать, и из-за […]

Обсуждение закрыто.