Арбитраж список

Оглавление:

Арбитраж в России

Законодательство

Международный коммерческий арбитраж в России регулируется Законом РФ от 07.07.1993 N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» («Закон о МКА»), который в целом основан на положениях Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже (в ред. 2016 года), хотя и отличается от него в некоторых аспектах (например, в положениях, описывающих сферу его применения). 1 сентября 2016 года вступили изменения к Закону о МКА.

Российская Федерация также является участницей Нью-Йоркской Конвенции Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года и Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 года.

Сфера действия Закона о МКА

В связи с принятием Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» от 29.12.2015 N 382-ФЗ («Закон об арбитраже») сфера действия Закона о МКА сузилась.

Прежнее законодательство о международном арбитраже относило к сфере его действия не только споры российских субъектов с их иностранными контрагентами, но и споры между российскими компаниями, если одна из них являлась предприятием с иностранными инвестициями.

В силу этого российские «дочки» иностранных компаний в России передавали свои споры с российскими контрагентами не только в МКАС при ТПП РФ, но и в иностранные арбитражи.

Законодатель изменил сферу действия Закона о МКА, и, таким образом, споры «дочек» иностранных компаний в России с другими российскими субъектами права попали в сферу действия Закона об арбитраже. При этом вопрос о том, могут ли такие споры быть переданы на разрешение иностранных арбитражей с местом арбитража вне пределов РФ, остался без прямого ответа законодателя.

Закон о МКА в новой редакции должен был учесть новые положения Типового закона ЮНСИТРАЛ, при этом не только в оригинальной версии 1985 года, но и изменения, принятые в 2006 году. Вместе с тем, лишь небольшая часть изменений 2006 года нашла отражение в новой редакции Закона о МКА.

Так, изменения 2006 года в Типовой Закон ЮНСИТРАЛ касались двух основных вопросов.

Во-первых, новая редакция Типового Закона ЮНСИТРАЛ допустила заключение арбитражного соглашения в устной форме, а также уточнила требования к заключению арбитражного соглашения в форме электронного сообщения, которая также считается письменной формой арбитражного соглашения. Основным требованием является сохранение информации в любой электронной форме, которая позволяет последующее воспроизведение данной информации.

Новая редакция Закона о МКА не допускает заключение арбитражного соглашения в устной форме, хотя и признает в качестве письменной формы арбитражное соглашение, заключенное в форме, «позволяющей обеспечить фиксацию содержащейся в нем информации или доступность такой информации для последующего использования».

Что касается электронной формы арбитражного соглашения, то она считается соблюденной, при условии, что: (a) содержащаяся в нем информация является доступной для последующего использования; и (b) арбитражное соглашение заключено в соответствии с требованиями закона, предусмотренными для договора, заключаемого путем обмена документами посредством электронной связи.

Во-вторых, значительные изменения в Типовой закон ЮНСИТРАЛ были внесены относительно вынесения составом арбитража решений об обеспечительных мерах. В предыдущей версии Типового закона было лишь декларировано право состава арбитража на применение мер обеспечительного характера. Новая редакция Типового закона 2006 года не только расширила полномочия состава арбитража на применение обеспечительных мер (включив в них также меры, выносимые без уведомления второй стороны, то есть ex parte), но также определило примерный перечень таких мер, критерии и порядок их применения.

Однако самой главной новеллой Типового закона в редакции 2006 года стало положение о принудительном исполнении государственными судами решений состава арбитража об обеспечительных мерах.

В Законе о МКА статья, декларирующая право состава арбитража вынести постановление об обеспечительных мерах, была дополнена нормой о том, что такие решения являются обязательными для сторон (что, собственно, и подразумевалось в предыдущей редакции). Однако Закон о МКА, в отличие от нового Типового закона ЮНСИТРАЛ, не устанавливает обязанности государственного суда принудительно исполнять решения состава арбитража об обеспечительных мерах.

Вместе с тем Закон о МКА дополнен нормой о том, что решение о принудительных обеспечительных мерах может быть принято не только составом арбитража, но и Постоянно действующим арбитражным учреждением («ПДАУ») (см. ниже) (до формирования состава арбитража), если это предусмотрено соглашением сторон (в том числе и посредством отсылки к правилам арбитража).

Арбитражное соглашение

В соответствии со ст. 7 Закона о МКА Арбитражное соглашение — это соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило оно договорный характер или нет. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения. Арбитражное соглашение заключается в письменной форме. Соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, или заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств электросвязи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения, либо путем обмена исковым заявлением и отзывом на иск, в которых одна из сторон утверждает о наличии соглашения, а другая против этого не возражает. Ссылка в договоре на документ, содержащий арбитражную оговорку, является арбитражным соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает упомянутую оговорку частью договора. Планируемая реформа законодательства об арбитраже не восприняла либеральные изменения к требованиям о письменной форме соглашения, предлагаемых в Типовом законе ЮНСИТРАЛ в редакции 2006 года.

В Законе о МКА впервые появился принцип «эффективной интерпретации» арбитражного соглашения, который означает, что при толковании арбитражного соглашения оно должно толковаться таким образом, который делает его действительным и исполнимым. До этого судебная практика развивалась по консервативному пути и любые сомнения в действительности арбитражного соглашения толковались в сторону его недействительности.

Кроме того, в связи со сложившейся противоречивой практикой законодатель прямо установил, что при перемене лиц в обязательстве арбитражное соглашение действует в отношении как первоначального, так и нового кредитора, и должника.

По этой же причине законодатель также указал, что арбитражное соглашение, содержащееся в договоре, распространяется также на любые споры, связанные с заключением договора, его вступлением в силу, прекращением, действительностью, в том числе и с возвратом сторонами исполненного по договору, признанному недействительным или незаключенным, если иное не следует из самого арбитражного соглашения.

Законодательство признает дерогационный эффект арбитражного соглашения в соответствии со ст. II Нью-Йоркской Конвенции (см. также ст. 8 Закона).

Возражение против рассмотрения дела в российском суде со ссылкой на заключенную между сторонами арбитражную оговорку должно быть сделано не позднее дня представления первого заявления стороны по существу спора в арбитражном суде первой инстанции. В этом случае суд должен оставить исковое заявление без рассмотрения (см. напр., п. 5 ч. 1 ст. 148 АПК РФ), если не установит, что арбитражное соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено.

Также стоит отметить новеллу Закона об арбитраже, касающуюся новой юридической конструкции, так называемых «прямых соглашений» сторон в отношении некоторых условий арбитражного разбирательства. Такие «прямые соглашения» не могут содержаться в применимом арбитражном регламенте, стороны должны о них договориться специально, включив в текст арбитражного соглашения.

Прямым соглашением сторон (правда, только в арбитраже, администрируемом ПДАУ), в частности, можно полностью исключить возможность обжалования решения третейского суда как по вопросам юрисдикции, так и по существу. Впрочем, исключение прямым соглашением сторон возможности обжалования окончательного арбитражного решения не ограничивает право стороны возражать против выдачи исполнительного листа по тем же основаниям, по которым можно обжаловать арбитражные решения.

Арбитрабильность

Закон о МКА также определяет круг споров, которые могут быть рассмотрены в арбитражах. Так, исходя из содержания, ч. 2 ст. 1 Закона о МКА, в международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться: во-первых, споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей; во-вторых, споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.

Серьезным достижением нового законодательства о третейских судах является расширение круга арбитрабильных споров. В частности, большинство корпоративных споров стали арбитрабильными при соблюдении определенных условий.

Многочисленные злоупотребления в сфере третейского разбирательства привели к тому, что государственные суды медленно, но верно, исключали из арбитрабильных споров те сферы, в которых больше всего наблюдались нарушения прав частных лиц и государственных интересов.

При этом правовое обоснование подобного подхода к неарбитрабильности данных категорий споров было далеко от идеального. Однако суды, руководствуясь осознанием необходимости противостояния явным злоупотреблениям, проявив достаточную долю изобретательности и призвав на помощь «публичный интерес», вначале исключили из числа арбитрабильных споры в отношении регистрируемых прав на недвижимое имущество, потом корпоративные споры (с очень широкой и туманной интерпретацией понятия «корпоративные»), и, наконец, споры по государственным закупкам. Поскольку законодатель решил прекратить злоупотребления в сфере третейского разбирательства посредством создания разрешительной системы ПДАУ, он также пошел на то, чтобы законодательно закрепить возможность передачи вышеуказанных категорий споров на разрешение третейских судов. При этом, правда, возможность передачи в третейский суд споров по государственным закупкам была лишь продекларирована со ссылкой на необходимость принятия соответствующего закона.

Арбитры (независимость и беспристрастность)

Независимость и беспристрастность арбитров является с точки зрения ВАС РФ вопросом процессуального публичного порядка. Арбитражные регламенты должны предусматривать процедуры заявления отводов арбитров в случае нарушения этих принципов.

В 2010 году Торгово-промышленная палата РФ утвердила правила о беспристрастности и независимости третейских судей (Приказ ТПП РФ от 27 августа 2010 г. № 39 «О Правилах о беспристрастности и независимости третейских судей»). Для третейских судов, действующих в рамках ТПП РФ (в том числе МКАС), эти правила являются обязательными; для иных третейских судов он носит рекомендательный характер.

В целом правила основаны на положениях Руководства Международной ассоциации юристов по конфликту интересов в международном арбитраже, отражая некоторые сложившиеся в России традиции. Например, назначение арбитром лица, занимающего должность в назначающем органе соответствующего третейского института не будет являться основанием для сомнения в беспристрастности.

Взаимодействие третейских и государственных судов

Реформа законодательства об арбитраже более четко прописало взаимодействие третейских судов и государственных, в том числе обязав государственные суды содействовать арбитрам, действующим по регламентам ПДАУ, в получении доказательств. Вместе с тем реформа третейского законодательства оставила за скобками проблему улучшения качества судебного контроля над решениями третейских судов.

Постоянно действующее арбитражное учреждение

Прежде всего, Законом об арбитраже была введена разрешительная система создания ПДАУ. Так, ПДАУ могут создаваться только при некоммерческих организациях (что по логике законодателя должно было исключить создание «карманных» третейских судов»). Кроме того, ПДАУ должно иметь открытый список арбитров в количестве не менее 30 человек, при этом не менее трети арбитров должны иметь российскую ученую степень по определенным специальностям, а не менее половины – опыт не менее 10 лет в качестве арбитра в третейском разбирательстве либо федерального судьи. Таким образом, в Законе об арбитраже появилась целая глава, которая касается административного регулирования ПДАУ.

Новое законодательство об арбитраже представляет некоторые права только лишь арбитражным учреждениям, которые получили права ПДАУ. В частности, это касается администрирования корпоративных споров (в частности, возникающих из договоров купли-продажи акций российских компаний). При этом некоторые виды корпоративных споров могут администрировать только ПДАУ, которые разработали специальный регламент для разрешения корпоративных споров.

И если можно предположить, что некоторые иностранные арбитражные учреждения могут попросить разрешения от Правительства РФ для того, чтобы рассматриваться в качестве ПДАУ и администрировать споры, связанные с куплей-продажей акций, то очень маловероятно, что иностранные институции специально для России будут принимать регламент для разрешения корпоративных споров.

В то же самое время, законодатель достаточно гуманно отнесся к ситуации, при которой иностранное арбитражное учреждение будет администрировать спор на территории РФ, не получив разрешения от Правительства РФ. В этом случае решение такого иностранного арбитражного учреждения будет «для целей закона» рассматриваться в качестве решения в арбитраже ad hoc. Это означает, что: (a) стороны не смогут передать на разрешение такого арбитражного учреждения некоторые виды корпоративных споров; (b) стороны не смогут исключить своим прямым соглашением возможность обжалования в государственный суд решения по вопросу юрисдикции или по существу спора; (c) вынесенное арбитражное решение и иные материалы арбитража должны передаваться на хранение в государственный суд, компетентный рассматривать заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение арбитражного решения.

Решение арбитража

Разбирательство в международном коммерческом арбитраже оканчивается вынесением арбитражного решения, которое носит обязательный характер и подлежит приведению в исполнение.

В соответствии с требованиями Закона арбитражное решение должно быть вынесено в письменной форме и подписано единоличным арбитром или арбитрами. Там также должны быть указаны мотивы, на которых оно основано, вывод об удовлетворении или отклонении исковых требований, сумма арбитражного сбора и расходы по делу и их распределение между сторонами. Обязательными реквизитами арбитражного решения являются, в том числе, его дата и место арбитража, которое определяет место вынесения решения.

После вынесения арбитражного решения каждой стороне должна быть передана его копия, подписанная арбитрами.

Отмена решения

В соответствии со ст. 34 Закона, подача заявления об отмене арбитражного решения является единственным способом его оспаривания. Закон устанавливает закрытый и ограниченный перечень оснований для отмены, которые совпадают с основаниями, указанными в ст. 34 Типового закона ЮНСИТРАЛ и ст. V Нью-Йоркской Конвенции.

При этом согласно новой редакции Закона о МКА в арбитражном соглашении, предусматривающем администрирование арбитража ПДАУ, стороны своим прямым соглашением могут предусмотреть, что арбитражное решение является окончательным. Окончательное арбитражное решение не подлежит отмене. Если в арбитражном соглашении не предусмотрено, что арбитражное решение является окончательным, такое решение может быть отменено судом. Заявление об отмене арбитражного решения подается в арбитражный суд по месту вынесения такого решения. Определение арбитражного суда по делу об отмене третейского решения может быть обжаловано только в кассационном и надзорном (но не в апелляционном) порядке.

Стоит отметить, что вслед за примером Швейцарии и Швеции в законодательстве РФ появились нормы, которые позволяют суду, рассматривающему вопрос об отмене арбитражного решения, приостановить на срок до 3 месяцев разбирательство с тем, чтобы дать составу арбитров возможность устранить следующие основания для отмены арбитражного решения / отказа в выдаче исполнительного листа его на принудительное исполнение:

(i) неуведомление о назначении арбитра / арбитражном разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания, или невозможность стороны по другим уважительным причинам представить свои объяснения;

(ii) решение вынесено по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением или не подпадающему под его условия, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения;

(iii) состав третейского суда или арбитражная процедура не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону.

Исполнение решения

Вопросы, связанные с признанием и приведением в исполнение арбитражного решения, регулируются Законом и Нью-Йоркской конвенцией, выдача исполнительного листа по арбитражному решению, вынесенному на территории России, регулируется также АПК РФ.

В признании и приведении в исполнения арбитражного решения может быть отказано только по основаниям, исчерпывающе перечисленным в Нью-Йоркской конвенции.

Российские суды часто обвиняли в злоупотреблении понятием публичного порядка как основания для отказа в признании и приведении в исполнение арбитражных решений. Президиум ВАС РФ принял Информационное письмо от 26 февраля 2013 г. № 156 о публичном порядке, которое направлено на сокращение использования публичного порядка как основания для отмены решений или отказа в их признании и приведении в исполнение.

arbitrations.ru

Арбитражные дела


Контур.Фокус имеет доступ ко всем арбитражным делам с начала 2010 года, которые содержатся в картотеке арбитражных дел ВАС.

Изучая арбитражные дела вашего контрагента, вы можете узнать:

  • предъявлялись ли компании иски, связанные с нарушением обязательств, в том числе налоговыми органами;
  • какими суммами оперирует компания;
  • участвует ли контрагент в типичных разбирательствах (возможно, в договоре есть «подводные камни» и «ловушки», рассчитанные на клиентов, плохо ориентирующихся в тонкостях гражданского законодательства).

​Для каждого арбитражного дела в Контур.Фокусе отображаются:

  • Истцы
  • Ответчики
  • Третьи лица
  • Сумма иска
  • Категория дела
  • Ход дела
  • Тексты решений судов

Имея доступ к арбитражным делам, можно составить достаточно полное представление о компании и стиле ее поведения на рынке. По каждой организации в разделе «Арбитраж» есть блок со статистикой.

Привязка дел к карточкам компаний производится «интеллектуальным» алгоритмом, который работает даже для тех случаев, когда точные реквизиты участника неизвестны.

Кроме того, на карточке организации можно оценить баланс между выигранными и проигранными делами, а также сравнить объем исковых требований, где организация выступает в качестве истца или ответчика. Расклад показывается по делам, которые были начаты не более 3 лет тому назад (срок исковой давности).

Источником арбитражных дел являются арбитражные суды. Список арбитражных дел обновляется ежедневно.

kontur.ru

Рассмотрение дела Бэмбриджа палатой общин, 1729

Статус и документы

Качественно новый арбитраж

Практика и аналитика

Схема стандартной процедуры

Схема ускоренной процедуры

Схема стандартной процедуры

Схема ускоренной процедуры

Информация об исках

Право интеллектуальной собственности

Требования к арбитрам

Рекомендованные оговорки для передачи в арбитраж внутренних споров

Для рассмотрения споров в порядке арбитража в договор необходимо включить рекомендованную арбитражную оговорку.

Стороны договора могут согласовать рассмотрение споров в обычном порядке или в порядке ускоренного арбитража, а также определить дополнительные условия и требования, предъявляемые к процедуре арбитража.

Стороны договора могут также заключить отдельное соглашение о передаче спора на рассмотрение арбитража на более позднем этапе, в том числе уже после начала рассмотрения спора в государственном суде.

Общая рекомендованная арбитражная оговорка

Любой спор, разногласие или претензия, вытекающие из настоящего Договора и возникающие в связи с ним, в том числе связанные с его нарушением, заключением, изменением, прекращением или недействительностью, разрешаются путем арбитража, администрируемого Российским арбитражным центром при автономной некоммерческой организации «Российкий институт современного арбитража» в соответствии с положениями Арбитражного регламента.

Стороны соглашаются, что для целей направления письменных заявлений, сообщений и иных письменных документов будут использоваться следующие адреса электронной почты:

[ наименование Стороны ]: [адрес электронной почты]
[ наименование Стороны ]: [адрес электронной почты]

В случае изменения указанного выше адреса электронной почты Сторона обязуется незамедлительно сообщить о таком изменении другой Стороне, а в случае, если арбитраж уже начат, также Российскому арбитражному центру при автономной некоммерческой организации «Российский институт современного арбитража». В ином случае Сторона несет все негативные последствия направления письменных заявлений, сообщений и иных письменных документов по неактуальному адресу электронной почты.

Стороны принимают на себя обязанность добровольно исполнять арбитражное решение.

Возможные дополнения к рекомендованной арбитражной оговорке

  1. Споры разрешаются составом арбитража, состоящим из [●] арбитров [ можно указать количество арбитров либо ФИО конкретных арбитров].
  2. Местом арбитража является город [●]
  3. Устные слушания должны проводиться по следующему адресу: [●]
  4. Применимым к настоящему Договору правом является материальное право [●]
  5. Языком арбитражного разбирательства является [●] язык.
  6. Решение, вынесенное по итогам арбитража, является окончательным для сторон и отмене не подлежит.
  7. Стороны соглашаются о применении почасовых ставок, установленных Арбитражным регламентом, для исчисления арбитражного сбора.

Прямые соглашения

Прямые соглашения позволяют сторонам согласовать такие условия арбитража, которые в соответствии с законом не могут быть включены в Арбитражный регламент.

Прямые соглашения, которые могут быть включены в текст арбитражной оговорки:

Прямое соглашение об исключении возможности подавать заявление о отводе в компетентный суд в случае отказа Президиума в удовлетворении отвода: Стороны прямо соглашаются, что в случае, если заявление об отводе арбитра не было удовлетворено Президиумом в соответствии с Арбитражным регламентом, Сторона, заявляющая отвод, не вправе подавать в компетентный суд заявление об удовлетворении отвода.
Прямое соглашение об исключении возможности подавать в компетентный суд заявление об отсутствии у Состава арбитража компетенции в случае признания Составом арбитража своей компетенции: Стороны прямо соглашаются, что в случае, если Состав арбитража выносит постановление о наличии у него компетенции в качестве вопроса предварительного характера, Стороны не вправе подавать в компетентный суд заявление об отсутствии у Состава арбитража компетенции.
Прямое соглашение о том, что устные слушания по спорам между Сторонами не проводятся (если Стороны хотят исключить проведение устных слушаний в рамках стандартной процедуры арбитража: Стороны прямо соглашаются, что устные слушания в рамках арбитража не проводятся.
Прямое соглашение о том, что арбитры по спорам между Сторонами могут выбираться (назначаться) только из рекомендованного списка Российского арбитражного центра при Российском институте современного арбитража: Стороны прямо соглашаются, что арбитры для разрешения спора выбираются (назначаются) только из рекомендованного списка арбитров Российского арбитражного центра при Автономной некоммерческой организации «Российский институт современного арбитража».
Прямое соглашение об окончательности арбитражного решения и невозможности его отмены: Стороны прямо соглашаются, что арбитражное решение является окончательным для Сторон и отмене не подлежит.

Пророгационные соглашения

Пророгационные соглашения позволяют cторонам выбрать государственный суд, в который должно быть подано заявление об отмене и (или) заявление о приведении в исполнение арбитражного решения. Заключение пророгационных соглашений позволяет cторонам заранее синхронизировать возможное разбирательство в одном государственном суде, что значительно ускорит процесс и снизит судебные издержки.

Соглашения об изменении территориальной подсудности государственным судам дел по рассмотрению заявлений об отмене и приведению в исполнение арбитражных решений (выдаче исполнительного листа):

centerarbitr.ru

Положение Арбитражного центра при РСПП о сборах и расходах

Статья 1. Предмет регулирования и сфера применения

Настоящее Положение регулирует вопросы, связанные с определением состава, размера, порядка оплаты и распределения сборов и расходов, в связи с арбитражем, администрируемым Арбитражным центром при РСПП (далее – Арбитражный центр), и с осуществлением Арбитражным центром своей деятельности.

Статья 2. Основные понятия и термины

1. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия и термины:
1) арбитражный сбор – сумма, оплачиваемая по каждому поданному в Арбитражный центр исковому заявлению и состоящая из гонорарного сбора и административного сбора;
2) гонорарный сбор – часть арбитражного сбора, предназначенная для выплаты гонораров арбитрам и докладчикам;
3) административный сбор – часть арбитражного сбора, предназначенная для покрытия общих расходов Арбитражного центра (на организационное, материальное и иное обеспечение арбитража и развитие Арбитражного центра);
4) регистрационный сбор – часть административного сбора, предназначенная для покрытия расходов Арбитражного центра, возникающих на начальной стадии арбитража;
5) дополнительные арбитражные расходы – связанные с арбитражем расходы, не включенные в состав арбитражного сбора (расходы третейского суда и процессуальные расходы);
6) расходы третейского суда – расходы, понесенные арбитрами в связи с участием в арбитраже, в том числе в связи с проведением заседания, осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств по месту их нахождения (оплата проезда, проживания и иные расходы, связанные с нахождением вне места постоянного жительства);
7) процессуальные расходы – особенные расходы, связанные с проведением арбитража, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам, расходы, понесенные свидетелями, расходы на проведение заседаний вне помещений, предоставляемых Арбитражным центром, расходы на совершение процессуальных действий;
8) издержки сторон – расходы, понесенные сторонами в связи с участием в арбитраже, в том числе на оплату услуг своих представителей, командировочные расходы.

2. Иные понятия и термины, используемые в настоящем Положении, применяются в том значении, в каком они используются в правилах Арбитражного центра и законодательстве Российской Федерации.

Статья 3. Регистрационный сбор

1. При арбитраже внутренних споров регистрационный сбор составляет 20.000 (Двадцать тысяч) рублей, а при международном коммерческом арбитраже – 30.000 (Тридцать тысяч) рублей.
Если в арбитраже участвуют больше двух сторон регистрационный сбор увеличивается на 50 % за каждое дополнительное лицо, участвующее в арбитраже.

2. Регистрационный сбор оплачивается истцом до подачи искового заявления в Арбитражный центр сверх суммы арбитражного сбора, определяемого по правилам статьи 4 настоящего Положения.

3. До оплаты регистрационного сбора исковое заявление остается без движения, а Арбитражный центр вправе не осуществлять администрирование арбитража, за исключением информирования истца о необходимости оплаты регистрационного сбора.

Статья 4. Арбитражный сбор

1. Если арбитражный сбор полностью не оплачен до подачи искового заявления в Арбитражный центр, он оплачивается истцом авансом в срок, не превышающий пятнадцати календарных дней, а при международном коммерческом арбитраже – тридцати календарных дней, со дня получения уведомления Арбитражного центра о принятии искового заявления к производству.

2. По мотивированному ходатайству истца Председатель Арбитражного центра, с учетом обстоятельств дела, в исключительных случаях вправе предоставить отсрочку или рассрочку оплаты арбитражного сбора.

3. Если в установленный срок арбитражный сбор не оплачен, то после формирования состава третейского суда дело остается без движения, а арбитраж может быть прекращен в порядке, предусмотренном Регламентом Арбитражного центра.
При частичной оплате арбитражного сбора третейский суд, с учетом обстоятельств дела, вправе прекратить арбитраж либо разрешить спор по существу и принять решение в части требований, оплаченных арбитражным сбором, а в остальной части требований – прекратить арбитраж.

4. При арбитраже внутренних споров размер арбитражного сбора определяется в зависимости от цены иска в соответствии со следующей шкалой:

При международном коммерческом арбитраже, а также при арбитраже корпоративных споров, для разбирательства которых применяются правила арбитража корпоративных споров, размер арбитражного сбора определяется в зависимости от цены иска в соответствии со следующей шкалой:

Указанные в настоящей части размеры арбитражных сборов применяются при единоличном рассмотрении дела, а при коллегиальном рассмотрении дела увеличиваются на 15 % за каждого дополнительного арбитра, участвующего в разрешении спора.

5. Если исковые требования выражены в иностранной валюте, для целей определения цены иска пересчет иностранной валюты в рубли производится по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату подачи искового заявления в Арбитражный центр.

6. С учетом обстоятельств дела, в том числе характера и сложности спора, временных затрат и расходов, связанных с арбитражем, Председатель Арбитражного центра по согласованию с третейским судом вправе уменьшить или увеличить размер арбитражного сбора.

Статья 5. Арбитражный сбор при увеличении или уменьшении цены иска

1. При увеличении цены иска истец производит доплату арбитражного сбора в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Положения.

2. При уменьшении цены иска арбитражный сбор не уменьшается, а оплаченный арбитражный сбор не возвращается.

Статья 6. Уменьшение и возврат арбитражного сбора

1. Арбитражный сбор, в том числе регистрационный сбор, подлежат возврату, если оплаченное арбитражным сбором исковое заявление не поступило в Арбитражный центр.

2. Арбитражный сбор, а также 50 % регистрационного сбора, подлежат возврату, если исковое заявление возвращается по причине того, что до принятия искового заявления к производству от истца поступило ходатайство о возврате искового заявления.

3. Арбитражный сбор, за исключением регистрационного сбора, подлежит возврату если:
1) исковое заявление возвращается по основанию, предусмотренному частью 6 статьи 9 Регламента;
2) встречное исковое заявление возвращается по основанию, предусмотренному частью 6 статьи 12 Регламента.

4. Арбитражный сбор уменьшается на 30 %, если:
1) арбитраж осуществляется на основе письменных материалов без проведения устного слушания дела;
2) арбитраж прекращается на том основании, что стороны заключили мировое соглашение, при этом по делу было проведено не более одного устного слушания дела;
3) арбитраж прекращается вынесением постановления об отсутствии у третейского суда компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор.

5. Арбитражный сбор уменьшается на 50 %, если по делу было проведено не более одного устного слушания дела, при этом арбитраж прекращается на том основании, что:
1) третейским судом принят отказ истца от иска;
2) стороны заключили соглашение о прекращении арбитража.

6. Положения пунктов 2 – 3 части 4 и части 5 настоящей статьи не применяются, если по указанным в них основаниям арбитраж прекращается по части требований.

7. Положения частей 4 – 5 настоящей статьи не применяются к регистрационному сбору, который не подлежит уменьшению.

8. Если положение пункта 1 части 4 настоящей статьи подлежит применению одновременно с положениями пунктов 2 – 3 части 4 или части 5 настоящей статьи, то арбитражный сбор уменьшается первоначально в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, а дальнейшее уменьшение производится от оставшейся после первоначального уменьшения суммы арбитражного сбора.

9. В случае оплаты арбитражного сбора в большем, чем требуется размере, излишне оплаченная часть арбитражного сбора подлежит возврату.

10. О полном или частичном возврате арбитражного сбора третейский суд, а до формирования его состава и в иных предусмотренных Регламентом Арбитражного центра случаях – Председатель Арбитражного центра, выносит постановление.

11. За исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Положением, регистрационный и арбитражный сборы не подлежат уменьшению или возврату.

Статья 7. Дополнительный арбитражный сбор

1. При обращении сторон в Арбитражный центр после прекращения арбитража с заявлением по вопросу, требующему от третейского суда совершения дополнительных действий в рамках рассмотренного дела, в том числе устранения оснований для отмены решения третейского суда или отказа в его принудительном исполнении, утверждения мирового соглашения сторон решением на согласованных условиях, заменяющим ранее вынесенное решение третейского суда, установления процессуального правопреемства, Председатель Арбитражного центра вправе установить размер и порядок оплаты дополнительного арбитражного сбора.

2. Размер дополнительного арбитражного сбора определяется с учетом сложности поставленного вопроса и времени, требуемого на его решение, а также любых других относящихся к делу обстоятельств, однако не может превышать размер первоначального арбитражного сбора.

3. Если стороны не договорились об ином, дополнительный арбитражный сбор оплачивается стороной, подающей заявление, указанное в части 1 настоящей статьи, а при подаче совместного заявления – сторонами в равных долях.

4. До оплаты дополнительного арбитражного сбора Арбитражный центр вправе не осуществлять администрирование арбитража, а заявление, указанное в части 1 настоящей статьи, остается без движения.

Статья 8. Оплата дополнительных арбитражных расходов

1. Дополнительные арбитражные расходы оплачиваются стороной, совершающей действие или заявляющей о необходимости совершения действия, которое вызывает такие расходы, а при совместном совершении действия или заявлении о необходимости совершения действия и в иных случаях – сторонами в равных долях.

2. Расходы третейского суда оплачиваются через Арбитражный центр. Процессуальные расходы могут быть оплачены сторонами непосредственно или через Арбитражный центр.

3. Размер и порядок оплаты дополнительных арбитражных расходов определяет Председатель Арбитражного центра по письменному заявлению третейского суда или по согласованию с ним. Совершение какого-либо действия в рамках арбитража может быть поставлено в зависимость от оплаты дополнительных арбитражных расходов.

4. Неизрасходованная часть аванса на покрытие дополнительных арбитражных расходов подлежит возврату оплатившей его стороне.

5. Прекращение полномочий арбитра до прекращения арбитража не освобождает стороны от оплаты понесенных таким арбитром расходов.

Статья 9. Порядок оплаты и возврата арбитражного сбора и авансов на покрытие дополнительных арбитражных расходов

1. Арбитражный сбор и авансы на покрытие дополнительных арбитражных расходов оплачиваются путем перечисления денежных средств на банковский счет, открытый для Арбитражного центра.

2. Арбитражный сбор и авансы на покрытие дополнительных арбитражных расходов считаются оплаченными с даты зачисления денежных средств на банковский счет.

3. Любые издержки, возникающие в связи с оплатой арбитражного сбора и авансов на покрытие дополнительных арбитражных расходов, возлагаются на сторону, осуществляющую соответствующий платеж.

4. Арбитражный сбор и авансы на покрытие дополнительных арбитражных расходов оплачиваются в российских рублях. По согласованию с Арбитражным центром арбитражный сбор и авансы на покрытие дополнительных арбитражных расходов могут быть оплачены в долларах США или евро, если иное не установлено валютным законодательством Российской Федерации, при этом пересчет рублей в иностранную валюту производится по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на день дачи банку поручения на осуществление оплаты.

5. По просьбе стороны любое другое лицо вправе исполнить за эту сторону обязанность по оплате арбитражного сбора и (или) дополнительных арбитражных расходов. Исполнение другим лицом данной обязанности по оплате за сторону означает согласие такого лица и стороны с тем, что:
1) такая оплата считается произведенной непосредственно стороной;
2) соответствующие права и обязанности в связи с такой оплатой возникают непосредственно у стороны;
3) полный или частичный возврат оплаченных денежных средств и (или) их распределение производится только по требованию стороны.

6. Возврат Арбитражным центром арбитражного сбора и аванса на покрытие дополнительных арбитражных расходов или их соответствующей части производится на основании поданного в Арбитражный центр в оригинале заявления стороны, в котором указывается основание для возврата, а также банковские реквизиты, по которым следует производить возврат денежных средств. Такое заявление должно быть подписано лицом, уполномоченным на распоряжение денежными средствами стороны, с приложением документов, подтверждающих данные полномочия.

Статья 10. Распределение арбитражного сбора и дополнительных арбитражных расходов

1. Расходы по оплате арбитражного сбора и дополнительных арбитражных расходов возлагаются на сторону, против которой состоялось решение третейского суда.

2. Если иск удовлетворен частично:
1) расходы по оплате арбитражного сбора возлагаются на ответчика в сумме, которую истец заплатил бы за подачу в Арбитражный центр искового заявления, цена которого составляет фактически удовлетворенные третейским судом требования, а в остальной части – на истца;
2) дополнительные арбитражные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям.

3. Если иное не предусмотрено настоящим Положением, расходы по оплате арбитражного сбора и дополнительных арбитражных расходов возлагаются на истца, если арбитраж прекращается вынесением постановления.

4. Если после начала арбитража ответчик исполнил исковые требования в добровольном порядке, вследствие чего истец отказался от иска или третейский суд отказал в удовлетворении требований, расходы по оплате арбитражного сбора и дополнительных арбитражных расходов возлагаются на ответчика.

5. Если сторона нарушила претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный законом или договором, третейский суд вправе отнести на эту сторону расходы по оплате арбитражного сбора и дополнительных арбитражных расходов независимо от результатов рассмотрения дела.

6. Распределение дополнительного арбитражного сбора, предусмотренного статьей 7 настоящего Положения, осуществляется по усмотрению третейского суда с учетом обстоятельств дела и общих правил, установленных настоящей статьей.

7. Стороны вправе договориться о порядке распределения арбитражного сбора и дополнительных арбитражных расходов.

Статья 11. Распределение издержек сторон

1. Сторона, в пользу которой вынесено решение третейского суда, вправе потребовать возложить на другую сторону возмещение понесенных ею издержек.

2. Третейский суд вправе удовлетворить требование стороны о возмещении издержек полностью или частично в разумных пределах с учетом обстоятельств дела.

3. Стороны вправе договориться о порядке распределения своих издержек.

Статья 12. Особый порядок распределения арбитражного сбора, дополнительных арбитражных расходов и издержек сторон

1. С учетом обстоятельств дела, третейский суд может установить иное, чем это предусмотрено статьями 10 – 11 настоящего Положения, распределение между сторонами арбитражного сбора, дополнительных арбитражных расходов и издержек сторон.

2. Третейский суд вправе взыскать в пользу одной из сторон понесенные ею излишние расходы, вызванные нецелесообразными или недобросовестными действиями другой стороны, в том числе действиями, которые привели к не оправданному обстоятельствами дела затягиванию арбитража.

Статья 13. Споры сторон

Любой спор сторон относительно арбитражного сбора, дополнительных арбитражных расходов или издержек сторон разрешается третейским судом, а до формирования его состава – Председателем Арбитражного центра.

Статья 14. Применение Положения к встречному иску

К встречному иску настоящее Положение применяется так же, как и к первоначальному иску.

Статья 15. Административный сбор за выполнение отдельных функций по администрированию арбитража

За выполнение Арбитражным центром отдельных функций по администрированию арбитража в рамках одного разбирательства, в том числе функций по назначению арбитров, разрешению вопросов об отводах и о прекращении полномочий арбитров, при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, без общего администрирования спора, оплачивается административный сбор в размере арбитражного сбора, определяемого в соответствии с настоящим Положением, за вычетом из него гонорарного сбора.

Статья 16. Действие Положения

Настоящее Положение применяется к арбитражу, начатому после 01 августа 2018 года.

arbitration-rspp.ru

Смотрите так же:

  • Отказ в назначении трудовой пенсии по старости ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 08 августа 2016 Причин может быть несколько: либо не хватило трудового стажа, либо уровень […]
  • 15 закона 129-фз Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ в […]
  • Растаможка авто киеве Растаможка авто в Украине › Калькулятор растаможки 2018 Как растаможить автомобиль в Украине в 2018 году Всем известно, что при ввозе транспортного средства на територию Украины его необходимо «растаможить». Так сложилось, что понятие […]
  • Субсидии в москве с 2014 года Очередники получат в 2016 году из бюджета Москвы жилищные субсидии на общую сумму 6 млрд руб. Как сообщает пресс-служба Департамента городского имущества Москвы, в 2016 году семьям очередников выделят субсидии на улучшение жилищных […]
  • Приказ 13-44 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 октября 2017 г. № 869н “Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения” В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ […]
  • Целевые назначения субсидий Проект Приказа Министерства финансов РФ "Об утверждении формы Уведомления о предоставлении субсидии, субвенции и иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, и порядка направления Уведомления о предоставлении субсидии, […]

Обсуждение закрыто.