Административная ответственность за нарушения закона о рекламе

Административная ответственность за нарушения законодательства в сфере рекламы

Главная > Закон >Государство и право

Глава 1. УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………….5

Особенности применения административной ответственности к субъектам рекламных правоотношений………………………………………. 5

Виды нарушений законодательства о рекламе субъектами рекламных правоотношений……………………………………………………………………17

Государственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о рекламе……………………………………………. 25

Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ…………………. 33

2.1. Механизм привлечения к административной ответственности………….33

2.2. Способы защиты прав субъектов рекламных правоотношений……………44

Развитие в России рыночных отношений, конкуренции по-новому ставит вопрос о месте и роли рекламы в жизни нашего общества. Отсутствие в течение длительного времени специального правового регулирования рекламной деятельности во многом способствовало появлению большого количества недостоверной рекламы, причинившей немало вреда потребителям.

Закон о рекламе является логическим продолжением как нормативных правовых актов о конкуренции в части пресечения недобросовестной конкуренции в процессе осуществления предпринимателями производства, размещения и распространения рекламы, так и законодательства о защите прав потребителей.

Однако, правовое регулирование рекламной деятельности находится в настоящее время на начальном этапе развития. В связи с чем возникают многочисленные проблемы практического характера при применении норм о рекламной деятельности.

Исследование проблем административной ответственности за нарушения законодательства о рекламе, выявление пробелов и противоречий в действующем законодательстве и создание теоретически обоснованных рекомендаций по их устранению, представляется важной задачей науки административного права.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена объективной необходимостью комплексного теоретического освещения проблем административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в свете формирования административной и судебной практики применения положений нового КоАП РФ, а также предстоящего реформирования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Действующее законодательство не в полном объеме регулирует отношения, связанные с рекламой, поэтому в ходе исследования предполагается разработка предложений, устраняющих пробелы в законодательстве о рекламе.

Цель работы — комплексное исследование вопросов применения административной ответственности к субъектам рекламных правоотношений государственными органами, за нарушения законодательства о рекламе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить особенности применения административной ответственности.

2. Определить круг субъектов рекламных правоотношений.

3. Охарактеризовать виды нарушений законодательства о рекламе субъектами рекламных правоотношений.

4. Раскрыть полномочия государственных органов в сфере рекламных правоотношений.

5. Способы защиты прав субъектов рекламных отношений от неправомерных действий должностных лиц государственных органов при осуществлении финансового контроля.

В работе использованы труды таких ученых, как: М.В. Баранова 1 , И.А. Гольман 2 , И.В. Чубукова 3 , В.О. Нюняев 4 , а также рабочие материалы судебных органов РФ, налоговых органов РФ, Федеральной антимонопольной службы России.

Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Условия применения административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе в Российской Федерации

1.1 Особенности применения административной ответственности к субъектам рекламных правоотношений

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.

В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

1) Административная ответственность — это правовая ответственность.

Она устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права, в отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная законодательством о труде; а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях нормами административного права.

2) Основанием административной ответственности является административное правонарушение и наличие соответствующей нормы, предусматривающей данную административную ответственность.

Административная ответственность наступает только в том случае, если конкретное правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовную ответственность. Основанием уголовной ответственности является преступление; дисциплинарной — дисциплинарный проступок; материальной – причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.

3) Как правило, административная ответственность наступает в случае нарушения норм административного права. Вместе с тем действующее законодательство предусматривает возможность привлечения к ней виновных в нарушении норм других отраслей права.

4) Для административной ответственности характерна множественность правовых норм, регулирующих ее различные аспекты, а также государственных органов, имеющих право ее применять. Право привлечения виновных к административной ответственности предоставлено специальным органам, перечень которых содержится в третьем разделе Кодекса об административных правонарушениях. Все эти органы относятся к аппарату государственного управления, и только в прямо предусмотренных законодательством случаях меры административной ответственности применяются судами. В отличие от этого уголовное наказание могут применять только суды; дисциплинарные — органы и лица, наделенные дисциплинарной властью; материальное – суды общей юрисдикции и хозяйственные суды.

5) Административная ответственность находит свое выражение в наложении на виновного взыскания. За преступления налагаются уголовные наказания, за дисциплинарные проступки дисциплинарные взыскания.

Административная ответственность имеет ряд особенностей:

1. Она менее сурова, чем уголовная, и не влечет за собой судимости лица, к которому применяется. Хотя здесь необходимо оговориться, что правовые последствия наложения административного взыскания все-таки имеются и определены законодателем во временном интервале в один год.

2. Административная ответственность находит свое выражение в наложении на виновного особого взыскания — не уголовного, не дисциплинарного или какого-либо иного, а именно административного.

3. Административная ответственность применяется органом (должностным лицом), которому правонарушитель не подчинен по службе.

4. Меры административной ответственности налагаются специальными на то органами и должностными лицами.

5. Процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях является более простой и оперативной, чем в уголовном и гражданском процессах.

Под законодательными основами административной ответственности понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

После принятия Федерального закона «О рекламе» 1 рекламная деятельность признана предпринимательской. Правонарушения, связанные с ней, регулируются в настоящее время специальным законодательством, которое следует считать частью хозяйственного, а нарушения его — хозяйственными правонарушениями.

Несмотря на возросший интерес, проявляемый сегодня к такому социально-экономическому и правовому явлению, как реклама, комплексного исследования правовых проблем, связанных с анализом административной ответственности за нарушения законодательства о рекламе, не проводилось. Все исследования в области рекламы сводились в основном к попыткам определения понятия рекламы и анализу тех отношений, которые тесно с ней связаны. Вопросам ответственности в целом и ответственности по административному законодательству в частности за нарушения законодательства о рекламе посвящались лишь незначительные разделы данных исследований.

Рассматривая административную ответственность за правонарушения в сфере рекламы, мы проводим анализ тех норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 1 , которые предусматривают привлечение к ответственности за совершение таких деяний, как нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности, пропаганда наркотических средств и психотропных веществ, нарушение законодательства о рекламе, реклама под видом ценных бумаг, удостоверяющих денежные и иные обязательства документов, злоупотребление свободой массовой информации и многое другое 2

При применении административной ответственности за не добросовестную рекламу, необходимо знать, кто эту рекламу делает, заказывает, доводит до потребителя и потребляет информацию. В зависимости от выполняемых функций можно выделить следующих субъектов рекламных правоотношений:

4) потребители рекламы;

5) органы саморегулирования в сфере рекламной деятельности;

6) государственные органы, осуществляющие регулирование рекламной деятельности и контроль за ней.

Под рекламодателем понимается юридическое или физическое лицо, которое предоставляет информацию для производства, размещения, последующего распространения рекламы.

Характеризуя правовой статус рекламодателя, необходимо отметить в первую очередь возложение на него законодателем ответственности за достоверность передаваемой информации. Это касается качественных характеристик товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ, их стоимости, наличия на рынке, гарантийных обязательств, сведений о самом рекламодателе.

Рекламопроизводителем является юридическое или физическое лицо, которое соответствующим образом обрабатывает информацию, приводя ее в форму, готовую для распространения в качестве рекламы. На производителя рекламы законодатель также возлагает ряд обязанностей, исполнение которых обеспечивает защиту интересов потребителей рекламы. Если выполнение требований рекламодателя в отношении рекламной продукции может привести к нарушению положений, установленных нормативными актами, рекламопроизводитель обязан проинформировать об этом рекламодателя. Если рекламодатель не устранит указанные недостатки, рекламопроизводитель вправе расторгнуть заключенный договор и потребовать полного возмещения убытков.

works.doklad.ru

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Все субъекты рекламного рынка в соответствии со статьей 38 Федерального закона №38-ФЗ «О рекламе» несут гражданскую и административную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Государственный контроль за соблюдением рекламного законодательства возложен на Федеральную антимонопольную службу (статья 33 Закона №38-ФЗ). Регламентирован порядок рассмотрения федеральной антимонопольной службой дел по признакам нарушения законодательства о рекламе и принятия по ним соответствующих решений. При этом предусмотрена возможность обжалования решений антимонопольного органа.

Согласно пункту 4 статьи 38 Закона №38-ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда;

— на должностных лиц в размере от сорока до двухсот минимальных размеров оплаты труда;

— на юридических лиц в размере от четырехсот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Перечисленные размеры административных штрафов действуют с 1 января 2006 года, в связи с внесенными изменениями в статью 14.3 КоАП РФ Федеральным законом от 21 июля 2005 года №113-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и статью 14.3 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Более подробно познакомится с вопросами рекламных услуг, особенностями их бухгалтерского учета и налогообложения Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Рекламные услуги как вид деятельности ».

www.audit-it.ru

Размер штрафа за нарушение закона «О рекламе»

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, какой размер штрафа применим ко мне, как к индивидуальному предпринимателю, в соответствии с п.1 ст. 14.3 Нарушение законодательства «О рекламе», если речь в ней идет о штрафах, налагаемых на граждан, должностных лиц и юридических лиц?

Ответы юристов (10)

Андрей, добрый день.

Вы в данной ситуации относитесь к юридическим лицам, если рекламируете товар или услуги, используемые вами в предпринимательской деятельности.

Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе

[Кодекс РФ об административных правонарушениях][Глава 14][Статья 14.3]

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или
рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением
случаев, предусмотренных частями 2 — 5 настоящей статьи, частью 4 статьи
14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от
двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех
тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до
пятисот тысяч рублей.

Есть вопрос к юристу?

Добрый день, ответственность Вы будете нести как должностное лицо.

Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе
1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Нормой ст. 14.3 иного не установлено.

На вас наложат штраф как на должностное лицо, поскольку вы осуществляетепредпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В соответствии со ст.14.3 КоАП РФ

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

смотрим ст. 14.3 КоАП, часть 1:

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

ко мне, как к индивидуальному предпринимателю,
Андрей

и здесь смотрим — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

По применению главы 14 Особенной части Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях

14. В качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (часть 4 статьи 14.1, часть 2 статьи 14.4, часть 1 статьи 14.25 КоАП РФ). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.
Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.7, 14.15 КоАП РФ.

отсюда — штраф как на должностное лицо.

Андрей, прошу извинить, присоединяюсь к мнению коллег.

Добрый день! В дополнение вышесказанному цитирую судебную практику ФАС Северо-Кавказского округа

Согласно материалам дела, *********. является индивидуальным предпринимателем (свидетельство о государственной регистрации ), согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. — Специально для системы ГАРАНТ, 2010 г.
> Раздел I. Общие положения
> Глава 2. Административные правонарушения и административная ответственность

4) для целей КоАП к должностным лицам приравниваются также индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Речь идет о физических лицах, которые прошли государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 23 ГК и Положением о регистрации предпринимателей (а после 01.07.2004 — в соответствии с Законом об ЮЛ). Однако Законом N 160 от 17.07.07 в примечание к ст. 2.4 внесено важное уточнение: установлено, что ИП приравниваются к должностным лицам, если только нормами КоАП не установлено иное.

приравниваются ли к должностным лицам те индивидуальные предприниматели, которые не имеют работников (т.е. не являются работодателями, нет у них никого в подчинении)? Необходимо исходить из буквального текста примечания к ст. 2.4: в нем не делается исключений для ИП, которые не являются работодателями и не имеют подчиненных. Нет таких исключений и в других нормах КоАП. По-видимому, законодатель учитывал то, что ИП подписывает финансовые документы, заключает договоры, распоряжается имуществом и т.п., т.е. выполняет определенные организационно-распорядительные функции.

ВАС РФ разъяснил (в п. 22 пост. N 2), что ИП совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности несут административную ответственность, как должностные лица, если законом не установлено иное. Если правонарушение не связано с предпринимательской деятельностью, то ИП несет ответственность как гражданин.

ВАС РФ разъяснил (в п. 22 пост. N 2), что ИП совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности несут административную ответственность, как должностные лица, если законом не установлено иное. Если правонарушение не связано с предпринимательской деятельностью, то ИП несет ответственность как гражданин.

Глава 14. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ — КоАП РФ — предусматривает ответственность за правонарушения только в предпринимательской деятельности (соответственно и ст. 14.3) — что исключает возможность наложения на ИП штрафа как на гражданина. Данное разъяснение ВАС РФ здесь не уместно.

Данное разъяснение ВАС РФ здесь не уместно.
Петров Михаил Игоревич
ИП совершившие правонарушения в связи с осуществлением
предпринимательской деятельности несут административную ответственность, как должностные лица,

Что именно здесь не уместно?

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе

Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

Гражданско-правовая ответственность вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц. Порядок и условия привлечения субъектов рекламной деятельности к гражданско-правовой ответственности определяются Гражданским кодексом РФ.

Гражданская ответственность за нарушение законодательства о рекламе возникает в случаях, когда существует причинная связь между противоправным поведением правонарушителя и наступившими вредоносными последствиями для потребителя рекламы или контрагента по производству, размещению и распространению рекламы.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях.

Федеральными законами за умышленное нарушение законодательства РФ о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности.

Суммы штрафов за нарушение законодательства РФ о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы РФ в следующем порядке:

  • в федеральный бюджет — 40 процентов;
  • в бюджет субъекта РФ, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства РФ о рекламе, — 60 процентов.

В законодательстве Российской Федерации в отношении нарушений законодательства о рекламе действует административная и гражданская ответственность.

Информация о получателе штрафа, необходимая для заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, указывается в постановлении по делу об административном правонарушении.

Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

Реклама в телепрограммах и телепередачах: Видео


legalquest.ru

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ

ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ
Ю. НАЙДЕРОВ
Ю. Найдеров, адвокат (г. Москва).
Вступление в силу нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) повлекло существенные изменения в правовом регулировании административной ответственности за правонарушения в области рекламы.
Исходя из ст. 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе» отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться исключительно федеральными правовыми актами (соответственно, законодательство о рекламе состоит только из федеральных законов). Конституционность данных положений Закона была обоснована тем, что соответствующая норма «распространяется на регулирование тех отношений в области рекламной деятельности, которые относятся к сфере гражданского законодательства и составляют основы единого рынка» (Постановление Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 г. N 4-П по делу о проверке конституционности ст. 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе»).
Между тем часть правоотношений, связанных с рекламой, выходит за рамки гражданско — правовых. К их числу относятся и отношения, возникающие при привлечении нарушителей законодательства о рекламе к административной ответственности. В отличие от гражданского законодательства законодательство об административных правонарушениях, регламентирующее такие отношения, как часть административного и административно — процессуального законодательства, отнесено Конституцией РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Как это отражается на правовом регулировании административной ответственности за правонарушения в области рекламы?
Прежде всего необходимо отметить, что в отличие от отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы, которые регулируются как законами, так и подзаконными актами, правовое регулирование административной ответственности может осуществляться теперь исключительно законами, так как в силу ч. 1 ст. 1.1 КоАП законодательство России об административных правонарушениях состоит только из Кодекса и законов субъектов Федерации. Более того, новый КоАП заменил собой все положения федерального законодательства, предусматривавшие административную ответственность, в том числе и соответствующие положения ст. 31 Закона о рекламе, которые с 1 июля 2002 г. утратили силу.
Относительно вопроса о возможности регулирования административной ответственности на уровне субъектов Федерации, который в силу указанной выше особенности сводится к вопросу о возможности принятия субъектами соответствующих законов, необходимо отметить следующее. Исходя из заложенной в Конституции РФ модели совместного ведения, по предметам, к нему относящимся, субъекты Федерации имеют право регламентировать только те вопросы, регулирование которых не отнесено к полномочиям Российский Федерации. Применительно к законодательству об административных правонарушениях такие полномочия определены в ч. 1 ст. 1.3 КоАП. Эта статья предусматривает, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях помимо прочего относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из приведенной нормы следует, что за нарушение положений федеральных правовых актов ответственность может устанавливаться исключительно КоАП. Учитывая то обстоятельство, что законодательство о рекламе состоит только из федеральных законов и, более того, любые отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться исключительно на федеральном уровне, субъекты Федерации теперь не имеют права устанавливать административную ответственность за правонарушения в области рекламы, и с 1 июля 2002 г. единственной законно установленной административной ответственностью за такие нарушения следует признать ответственность, которая предусмотрена нормами КоАП.
Исходя из этого, обратимся к общей характеристике положений нового Кодекса, предусматривающих ответственность за правонарушения в области рекламы и регламентирующих ее применение. При этом специальные составы, связанные с нарушением условий и правил рекламы в определенных сферах или
применительно к определенным видам деятельности (ст. 5.9, ст. 6.13, ч. 2 ст. 14.24, ст. 11.21 и ст. 15.24), в настоящей статье рассматриваться не будут.
Основной статьей, предусматривающей административную ответственность за правонарушения в области рекламы, является ст. 14.3 КоАП, из санкции которой следует, что субъектами административной ответственности за предусмотренное ею административное правонарушение могут быть как физические, так и юридические лица. (При этом индивидуальные предприниматели, исходя из примечания к ст. 2.4 КоАП, несут ответственность как должностные лица.) В отличие от этого, например, за установку наружной рекламы на полосе отвода автомобильной дороги без согласования с дорожными органами (ст. 11.21 КоАП) юридические лица, в силу положений ст. 2.10 Кодекса, ответственность нести не могут.
Характеризуя диспозицию ст. 14.3, содержащую определение (признаки) предусмотренного ею правонарушения, необходимо обратить внимание на ряд моментов.
Во-первых, объективную сторону состава административного правонарушения образует нарушение только законодательства о рекламе. Как указывалось, законодательство о рекламе состоит исключительно из федеральных законов. Поэтому несоблюдение положений иных правовых актов (они перечислены в ч. 2 той же статьи), регулирующих отношения в области рекламы, повлечь административную ответственность по ст. 14.3 КоАП не может.
Во-вторых, сама диспозиция раскрывает, что в данной статье имеется в виду под нарушением законодательства о рекламе — такими нарушениями являются ненадлежащая реклама и отказ от контррекламы. Термины «ненадлежащая реклама» и «контрреклама» (как и термины «рекламодатель», «рекламопроизводитель» и
«рекламораспространитель») являются понятиями Закона о рекламе, который в ст. 2 раскрывает их содержание.
Под ненадлежащей рекламой понимается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации. Под контррекламой Закон имеет в виду опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий.
Указание Закона на то, что под ненадлежащей рекламой понимается реклама, нарушающая требования, установленные лишь законодательством Российской Федерации о рекламе, дополнительно подтверждает сделанный выше вывод о том, что за нарушение требований иных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, привлечь к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП нельзя.
Согласно п. 1 ст. 29 Закона о рекламе в случае установления факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе нарушитель обязан осуществить контррекламу в срок, установленный федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), вынесшим решение об осуществлении контррекламы. Неисполнение в срок указанного решения и следует квалифицировать как отказ от контррекламы. Если опровержение осуществлено с нарушением положений п. 3 ст. 29 Закона о рекламе, также можно вести речь об отказе нарушителя от контррекламы.
Иные нарушения законодательства о рекламе (помимо ненадлежащей рекламы и отказа от контррекламы) повлечь административную ответственность на основании ст. 14.3 КоАП не могут. Для сравнения отметим, что нормы Закона о рекламе, утратившие силу с 1 июля 2001 г. (абз. 1 п. 2 и абз. 1 п. 3 ст. 31), предусматривали административную ответственность также за непредставление в установленный срок сведений по требованию федерального антимонопольного органа (его территориального органа) и за неисполнение в срок предписаний антимонопольных органов о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и решений об осуществлении контррекламы.
Применительно к нарушениям законодательства о рекламе существует особенность, касающаяся давности привлечения к административной ответственности: для вынесения постановления по таким делам ст. 4.5 КоАП установлен срок в один год со дня совершения административного правонарушения (при длящемся правонарушении эти сроки начинают исчисляться со дня его обнаружения).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.3 КоАП, согласно ст. 23.48 Кодекса рассматривают федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы. В настоящее время это Министерство Российской Федерации по антимонопольной пол
итике и поддержке предпринимательства и его территориальные управления. От имени указанных органов рассматривать дела об административных правонарушениях должны их руководители (заместители).
Относительно производства по делам об административных правонарушениях в области рекламы, также претерпевшего изменения в связи с вступлением в силу нового КоАП, необходимо отметить следующее. Прежде всего регламентирование порядка производства по делам об административных правонарушениях теперь осуществляется исключительно КоАП. Данный вывод следует из п. 4 ч. 1 ст. 1.3 Кодекса, который предусматривает, что установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, является предметом ведения Российской Федерации. Поэтому с 1 июля 2002 г. иные законы, а тем более акты антимонопольных органов, не могут регулировать вопросы, относящиеся к порядку производства по делам об административных правонарушениях в области рекламы. В этой связи требует серьезной корректировки Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации, утвержденный Приказом МАП РФ от 13 ноября 1995 г. N 147, в части нарушений законодательства о рекламе, содержащих признаки административного правонарушения.
Дело о нарушении законодательства о рекламе может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях. Как следует из ч. ч. 1 и 2 ст. 28.3 Кодекса, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.3, могут составлять должностные лица антимонопольных органов, должностные лица органов внутренних дел (милиции), должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Особенность производства по делу о нарушении законодательства о рекламе состоит в том, что в случаях, если после выявления такого административного правонарушения осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование, срок которого не может превышать один месяц с момента возбуждения дела (в исключительных случаях он может быть продлен, но не более чем на месяц). В случае проведения такого расследования протокол об административном правонарушении составляется по его окончании (ст. 28.7 КоАП). Протокол об административном правонарушении в течение суток с момента его составления должен быть направлен в орган (должностным лицам), уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении.
По общему правилу дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Если проводилось административное расследование, дело рассматривается по месту нахождения органа, его проводившего. Важно отметить, что в силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП дело об административном правонарушении должно рассматриваться с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу. В отсутствие его дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Нарушение в прошлом аналогичной нормы прежнего КоАП РСФСР неоднократно влекло на практике принятие решений судебных органов о недействительности постановления по делу об административном правонарушении, с вытекающими из этого последствиями. По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо о назначении административного наказания.
Постановления по делам о нарушениях законодательства о рекламе могут быть обжалованы (опротестованы) указанными в Кодексе лицами. Это корреспондирует п. 4 ст. 31 Закона о рекламе, согласно которому рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично решения антимонопольного органа. Если субъектом правонарушения является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, постановление обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным проц
ессуальным законодательством (ч. 3 ст. 30.1 КоАП). Новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ содержит специальную главу, регламентирующую рассмотрение дел об административных правонарушениях в этих судах. В остальных случаях постановление обжалуется и пересматривается в порядке, установленном гл. 30 КоАП.
По вступлении в законную силу постановление, которым назначено административное наказание, подлежит исполнению, если только не истекли сроки давности, установленные ст. 31.9 КоАП. Новеллой Кодекса является возврат к возможности взыскания штрафа без судебного решения при его неуплате в установленный срок (ч. 4 ст. 32.2 КоАП). Таким образом, с 1 июля 2002 г. утратила силу норма абз. 5 п. 3 ст. 31 Закона о рекламе, согласно которой взыскание штрафа производилось в судебном порядке, если уплата штрафа не была произведена добровольно.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
«КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
(утв. ВС РСФСР 20.06.1984)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 18.07.1995 N 108-ФЗ
«О РЕКЛАМЕ»
(принят ГД ФС РФ 14.06.1995)
«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
ПРИКАЗ МАП РФ от 13.11.1995 N 147
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 N 4-П
«ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 18 ИЮЛЯ 1995 ГОДА «О РЕКЛАМЕ»
Российская юстиция, N 9, 2002

www.lawmix.ru

Смотрите так же:

  • Налог с договора ренты Налог с договора ренты Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке налогообложения доходов физических лиц, полученных по договору пожизненного содержания с иждивением, и сообщает следующее. В […]
  • Методическое пособие школа россии Методическое пособие школа россии Федоскина О. В.Математика. Сложение и вычитание в пределах 10. 1 класс Глаголева Ю. И.Математика. Проверочные работы. 2 класс Глаголева Ю. И.Математика. Проверочные работы. 1 класс Рыдзе О. А.Математика. […]
  • Как написать претензию в налоговую Жалоба на бездействие налоговой инспекции: образец Актуально на: 13 июля 2017 г. Жалоба на бездействие налогового органа (образец) Если плательщик считает, что налоговики бездействовали в то время, когда должны были действовать, и из-за […]
  • Возврат ндфл за медикаменты Налоговый вычет за лечение Разделы: В каких случаях можно получить возврат 13% на лечение? Налоговый вычет на лечение относится к категории социальных налоговых вычетов. На него распространяются общие требования к сроку и порядку […]
  • При назначении наказания по совокупности преступлений применяются правила При назначении наказания по совокупности преступлений применяются правила Понятие совокупности преступлений дано в ст. 17 УК. Правила назначения наказания при совокупности преступлений излагаются в ст. 69 УК: согласно ч. 1 наказание […]
  • Разбор слов Пребывание Разбор слов Пребывание ПРЕБЫВА́НИЕ, -я, ср. 1. Состояние по глаг. пребывать (во 2 знач.). Пребывание у власти. □ В последние дни пребывания в Гонконге погода значительно изменилась. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». Месяцы пребывания в штабе […]

Обсуждение закрыто.