Закон о частной собственности узбекистан

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 24 сентября 2012 года №ЗРУ-336

О защите частной собственности и гарантиях прав собственников

(В редакции Закона Республики Узбекистан от 20.08.2015 г. №ЗРУ-391, 13.06.2017 г. №ЗРУ-436)

Принят Законодательной палатой 19 июля 2012 года

Одобрен Сенатом 30 августа 2012 года

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области защиты частной собственности и гарантий прав собственников.

Статья 2. Право частной собственности

Право частной собственности есть право лица на владение, пользование и распоряжение имуществом, приобретенным им в соответствии с законодательством.

Количество и стоимость имущества, находящегося в частной собственности, не ограничивается.

Частная собственность неприкосновенна и защищается государством.

Государство создает все необходимые условия для обеспечения сохранности частной собственности и ее приумножения.

Собственник может быть лишен своего имущества только в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Статья 3. Законодательство о защите частной собственности и гарантиях прав собственников

Законодательство о защите частной собственности и гарантиях прав собственников состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о защите частной собственности и гарантиях прав собственников, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Осуществление права частной собственности

Собственник по своему усмотрению и в своих интересах владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону. Он может использовать свое имущество для осуществления хозяйственной и иной не запрещенной законом деятельности, передавать его безвозмездно либо за плату во владение и (или) пользование другим лицам. Использование имущества не должно нарушать права и охраняемые законом интересы граждан, юридических лиц и государства, причинять ущерб окружающей среде.

Всем собственникам обеспечиваются равные условия осуществления своих прав.

Владельцы исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и обладатели коммерческой тайны пользуются правами и гарантиями, установленными настоящим Законом и другими законодательными актами.

Статья 5. Бессрочность права частной собственности

Право частной собственности бессрочно. Установление собственнику срока владения, пользования и распоряжения имуществом не допускается.

Статья 6. Восстановление нарушенного права частной собственности

Государство гарантирует восстановление нарушенного права частной собственности и его судебную защиту.

Ущерб, причиненный собственнику, подлежит возмещению в полном объеме причинившим его лицом в соответствии с законодательством.

Статья 7. Приоритет прав собственника

Во взаимоотношениях собственника с государственными органами действует принцип приоритета прав собственника, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением права частной собственности, толкуются в пользу собственника.

Глава 2. Защита частной собственности

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

base.spinform.ru

Закон о частной собственности узбекистан

Новости Центральной Азии

В Узбекистане вступил в силу закон о защите частной собственности и запрете на пересмотр итогов приватизации

26.09.2012 09:19 msk, Фергана

25 сентября вступил в силу подписанный накануне президентом Узбекистана Исламом Каримовым закон «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников», сообщает Газета.Uz.

В законе — 4 главы и 29 статей, он направлен на усиление защиты частной собственности, создание системы надежных гарантий ее неприкосновенности и укрепление гарантий прав собственников в стране.

В законе определено, что частная собственность — это право лица на владение, пользование и распоряжение имуществом, приобретенным им в соответствии с законодательством. Количество и стоимость имущества, находящегося в частной собственности, не ограничивается. Частная собственность является неприкосновенной и защищается государством. Собственник может быть лишен своего имущества только в случаях и порядке, предусмотренных законом.

В законе закреплено понятие бессрочности права на частную собственность, в соответствии с которым не допускается установление собственнику срока владения, пользования и распоряжения имуществом. Закон гарантирует восстановление нарушенного права частной собственности и его судебную защиту, а также возмещение ущерба, причиненного собственнику.

В документе прописаны способы защиты права частной собственности, вопросы недопустимости незаконного вмешательства государственных и других органов, органов самоуправления граждан и их должностных лиц в осуществление права частной собственности, недопустимости посягательства на частную собственность, возмещения убытков и гарантии прав собственников.

Закон запрещает пересмотр и отмену результатов приватизации имущества. Подчеркивается, что частная собственность, возникшая в процессе приватизации госимущества, неприкосновенна.

Отдельная статья закона посвящена гарантиям права собственности иностранцев и лиц без гражданства на территории Узбекистана: они пользуются правом собственности наравне с гражданами Узбекистана, если иное не предусмотрено законами или международными договорами.

Закон «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» был разработан по предложению Ислама Каримова. 19 июля документ был принят Законодательной палатой Олий Мажлиса (парламента Узбекистана), 30 августа одобрен Сенатом.

www.fergananews.com

Закон о частной собственности узбекистан

Право собственности – экономическая основа общества

Положения статьи 53 Конституции о разнообразии форм собственности имеет принципиально важное значение и свидетельствует о том, что страна отказалась от однобокой, сырьевой экономики, планово-распорядительных, командно-административных методов управления, основанных на господстве государственной собственности. Конституция независимого Узбекистана впервые на высоком конституционном уровне ввела в оборот такие важные для страны и его экономического развития институты и принципы, как «рыночные отношения», «равноправие всех форм собственности», «частная собственность», «свобода экономической деятельности», которые в неразрывном единстве формируют конституционные основы экономики государства.

Внедрение рыночных отношений в первые годы независимости Узбекистана осуществлялось поэтапно, без включения механизмов «шоковой терапии», сопровождалась эффективными мерами защиты наиболее социально уязвимых слоев населения. Разработанные программы по осуществлению экономических реформ опирались на передовой опыт развитых стран, экономика которых базируется на рыночных отношениях, а также на всесторонний учет национального, исторического наследия, уклада жизни, традиций и менталитета народа Узбекистана. Действительно, социальная ориентированность рыночных реформ отражается в около 500 нормативно-правовых актах: законах, указах и постановлениях Президента, постановлениях Кабинета Министров, государственных и адресных программах, принятых за годы независимости.

Создавая правовые основы многоукладной экономики Основной закон определил, что экономика Узбекистана основывается на собственности в ее различных формах. Гражданский кодекс Республики Узбекистан детально раскрывает понятие «разнообразие форм собственности». Согласно статье 167 указанного Кодекса(1 ) , собственность в Республике Узбекистан выступает в форме частной и публичной. Частная собственность – это собственность принадлежащая гражданам, хозяйственным товариществам и обществам, кооперативам, общественным объединениям, общественным фондам и другим негосударственным юридическим лицам. Публичная собственность – это есть государственная собственность, состоящая из республиканской собственности и собственности административно-территориальных образований (муниципальная собственность).

Сегодня доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте составляет 56,9 процентов, что в полтора раза больше чем 2000 году. Доля данного сектора экономики в сельском хозяйстве составляет 98,3 процентов, а в 2000 году она составляла всего 73,6 процентов.

Часть вторая статьи 53 провозглашает неприкосновенность собственности, что является важным, т.е все указания о правомочиях собственника, все нормы, регламентирующие отношения собственности, будут иметь ничтожно малое значение, если будет отсутствовать идея неприкосновенности собственности.

Важным здесь явилось не только провозгласить наличие государственной и частной собственности, но и предоставить всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, гарантировать равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Это означает равенство всех субъектов право собственности перед законом и судом, право на одинаковую поддержку со стороны государства. Например, в вопросах получения банковского кредита, применение льгот и преференций для развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

Возрождение указанного правового института в республике началось с принятием Закона Республики Узбекистан «О собственности в Республике Узбекистан», Конституции Республики Узбекистан. Эти основополагающие законы восстановили исторические правовые традиции бывших союзных республик, в том числе Узбекистана и практику развитых стран, заложили фундамент нормативной базы для восстановления и развития института частной собственности, сформировали юридические предпосылки защиты имущества граждан от противоправных посягательств, установили препятствия введению неоправданных ограничений и запретов со стороны государства, предусмотрели равный правовой режим для всех форм собственности.

Качественно новый этап в становлении института имущественной неприкосновенности и развитии ее правовых гарантий связан и с принятием Гражданского кодекса Республики Узбекистан и Закона Республики Узбекистан «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников»(2 ) .

Законом Республики Узбекистан «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников», создана целостная система правовых гарантий собственников: частная собственность, возникшая в процессе приватизации государственного имущества, неприкосновенна. Результаты приватизации пересмотру и отмене не подлежат. Запрещается, инициирование вопросов по пересмотру и отмене результатов приватизации, включая результаты оценки стоимости объектов государственными, в том числе контролирующими, правоохранительными органами и судами.

В дальнейшем укрепленим правовых механизмов защиты и гарантий неприкосновенности частной собственности, ликвидации бюрократических преград на пути развития предпринимательства важное значение имеет принятый 5 октября 2016 года Указ Президента Республики Узбекистан № УП-4848 «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата». Данный документ явился логическим продолжением реформ, и в то же время обеспечил переход на качественно новый уровень государственной политики в данной сфере.

В Указе первостепенной задачей государственных органов закрепляется «предоставление большей свободы малому бизнесу и частному предпринимательству, кардинальное сокращение вмешательства в их деятельность с концентрацией усилий на раннем предупреждении, повышении эффективности профилактики и недопущении правонарушений».

Вышеуказанные полностью соответствуют статье 17 Всеобщей декларации прав человека(3) (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.), где закреплены положения о том, что каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. При этом никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Статья 53 Основного Закона установил еще один из важнейших конституционно-правовых принципов – гарантия возвращения собственнику ущерба за изъятие имущества и имущественных прав . Например, в случае принятия акта законодательства, прекращающего право собственности, убытки, причиненные субъекту предпринимательства – собственнику имущества в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством (статья 23 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности»). Изъятие имущества находящегося в частной собственности, в случаях национализации и реквизиции осуществляется только при условии полного возмещения собственнику его рыночной стоимости, а также убытков, причиненных собственнику в связи с таким изъятием, если иное не предусмотрено законом (статья 1 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности»).

Вышеуказанные положения национального законодательства соответствуют статье 1 Протокола № 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.), в соответствии с которой «Каждое физическое лицо или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права»(4).

Принятая в начале года Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах(5 ) определила новый этап общественно-политического, социально-экономического развития страны, поставила ряд задач по укреплению правовых гарантий частной собственности: свободная покупка недвижимого имущества и возможность распоряжаться им, возмещение вреда причиненного субъектам предпринимательства в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд и др.

С.Джолдасова

(1) Утвержден Законами Республики Узбекистан от 21.12.1995 г. № 163-I и от 29.08.1996 г. № 256-I.

(2) Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., №39, ст. 446.

(5) «Собрание законодательства Республики Узбекистан»? 13 февраля 2017 г., № 6, ст. 70/

constitution.uz

Закон о защите частной собственности вступил в силу

Закон направлен на усиление защиты частной собственности, создание системы надежных гарантий ее неприкосновенности и укрепление гарантий прав собственников.

24 сентября Президент Узбекистана Ислам Каримов подписал закон «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников». Документ, принятый Законодательной палатой Олий Мажлиса 19 июля и одобренный Сенатом 30 августа, вступает в силу с 25 сентября.

Закон был разработан по предложению главы государства, который в ноябре 2010 года, представляя Концепцию углубления демократических реформ и формирования гражданского общества, заявил: «Необходимо укрепить права и защиту частной собственности, создать систему надежных гарантий, в которой любой частный собственник должен быть уверен, что приобретенная или созданная им законным путем частная собственность неприкосновенна».

«Каждый предприниматель должен знать, что он может без боязни инвестировать в свой бизнес, расширять производственную деятельность, увеличивать объемы производства и получаемые доходы, владеть, использовать, распоряжаться своим имуществом, имея в виду, что государство стоит на страже законных прав частного собственника», — подчеркнул тогда Президент.

В этих целях Ислам Каримов предложил разработать закон «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников», который закрепил бы основные гарантии государства по отношению к частной собственности, которая является основой рыночной экономики.

Принятый закон состоит из 4 глав и 29 статей и направлен на усиление защиты частной собственности, создание системы надежных гарантий ее неприкосновенности и укрепление гарантий прав собственников в стране.

В законе определено, что частная собственность — это право лица на владение, пользование и распоряжение имуществом, приобретенным им в соответствии с законодательством. Количество и стоимость имущества, находящегося в частной собственности, не ограничивается. Частная собственность является неприкосновенной и защищается государством.

Государство создает все необходимые условия для обеспечения сохранности частной собственности и ее приумножения. Собственник может быть лишен своего имущества только в случаях и порядке, предусмотренных законом, отмечается в документе.

В законе закреплено понятие бессрочности права на частную собственность, в соответствии с которым не допускается установление собственнику срока владения, пользования и распоряжения имуществом.

Более того, закон гарантирует восстановление нарушенного права частной собственности и его судебную защиту, а также возмещение ущерба, причиненного собственнику.

Законом также закрепляется принцип приоритета прав собственника, согласно которому во взаимоотношениях собственника с государственными органами все неустранимые противоречия и неясности законодательства толкуются в пользу собственника.

В законе прописаны способы защиты права частной собственности, вопросы недопустимости незаконного вмешательства государственных и других органов, органов самоуправления граждан и их должностных лиц в осуществление права частной собственности, недопустимости посягательства на частную собственность, возмещения убытков и гарантии прав собственников.

Законом также предусмотрена недопустимость пересмотра и отмены результатов приватизации имущества. В документе подчеркивается, что частная собственность, возникшая в процессе приватизации госимущества, неприкосновена.

Отдельная статья закона посвящена гарантиям права собственности иностранных лиц и лиц без гражданства на территории Узбекистана. Она, в частности, гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории Республики Узбекистан правом собственности наравне с гражданами Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено законами или международными договорами Республики Узбекистан».

www.gazeta.uz

Закон о частной собственности узбекистан

Актуальная информация

Приоритеты собственника

Закон «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников»1 (далее – Закон), вступивший в силу 25 сентября 2012 года, призван регулировать отношения в области защиты частной собственности и гарантий прав собственников.
В ЕГО статье 2 закреплено, что право частной собственности – это право лица на владение, пользование и распоряжение имуществом, приобретенным им в соответствии с законодательством. При этом следует обратить внимание, во-первых, на то, что право частной собственности может принадлежать любому лицу. То есть, исходя из смысла соответствующих положений Гражданского кодекса, Закона «О собственности в Республике Узбекистан»2 и других законодательных актов, частная собственность может принадлежать физическим, юридическим лицам, гражданам как Узбекистана, так и других государств, а также лицам без гражданства.
Во-вторых, частная собственность касается имущества, приобретенного таким лицом в соответствии с законодательством. Только в этом случае за ним признается право собственности.
Законом также установлено, что право собственности является бессрочным. Подчеркивается, что не допускается устанавливать собственнику срок владения, пользования и распоряжения имуществом.
Статьей 7 законодательно закреплен приоритет прав собственника. Указано, что во взаимоотношениях собственника с госорганами действует принцип приоритета прав собственника, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие при осуществлении права частной собственности, толкуются в пользу собственника. Заслуживает внимания, что при этом не конкретизируется, в какой области законодательства должны быть такие неясности и противоречия, чтобы их толковать в пользу собственника. Вероятно, имеется в виду все законодательство. При этом, видимо, следует учитывать, что данное правило применяется, во-первых, когда имеющиеся в законодательстве противоречия и неясности так или иначе связаны с осуществлением права частной собственности. Во-вторых, когда соотношение актов законодательства нельзя устранить на основании положений, установленных статьей 14 Закона «О нормативно-правовых актах»3.
Получается, что только в этих случаях неясность и противоречия толкуются в пользу собственника в отличие от схожих положений в Налоговом кодексе. Так, в соответствии со статьей 11 НК, в пользу налогоплательщика толкуются все неустранимые противоречия и неясности налогового законодательства. Как видим, в данном случае законодательство должно быть исключительно налоговым.
Нельзя обойти вниманием и вопрос о закрепленных в статье 19 Закона гарантиях прав собственника при прекращении права собственности, не направленного непосредственно на изъятие его имущества. Одним из наиболее важных, на наш взгляд, моментов, является законодательное решение вопроса о рыночной стоимости возмещаемых убытков, вызванных сносом дома, иного строения или сооружения, принадлежащего собственнику и находящегося на изымаемом земельном участке. Речь идет и о прекращении права собственности в связи с решением госоргана об изъятии такого земельного участка. Статьей 19 также установлено, что не допускается снос дома, иных строений, сооружений или насаждений на изымаемом земельном участке до предварительного и полного возмещения убытков по рыночной стоимости.
Порядок и условия возмещения убытков собственнику за сносимое имущество определяются законодательством, в частности, Положением о порядке возмещения убытков гражданам и юридическим лицам в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд4 (далее – Положение). Однако Положение содержит предписания об осуществлении оценки сносимого имущества оценочными организациями, но в нем отсутствует указание на то, что возмещение должно осуществляться по рыночной стоимости. После вступления Закона в силу это требование конкретизировано, что служит дополнительной гарантией прав собственника.
Сегодня, согласно пункту 27 Положения, компенсация убытков юридических лиц, причиненных изъятием земельного участка, осуществляется хокимиятами соответствующих районов (городов) за счет средств доходной части местных бюджетов. В случае отвода изымаемых земельных участков предприятиям, учреждениям и организациям выплата возмещений, предоставление жилых помещений, временного жилья и перевозка имущества на новое место производятся за счет средств предприятий, учреждений и организаций по решению хокимов соответствующих районов (городов).
По всей видимости в дальнейшем в действующее законодательство, в том числе в Положение, будут внесены некоторые изменения и дополнения в связи с принятием Закона «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников».
Не менее интересной является и статья 23 Закона, которой установлены гарантии при принятии акта законодательства, регулирующего отношения частной собственности. Согласно ей не имеет обратной силы акт законодательства, регулирующий отношения частной собственности в случае ухудшения им правового положения собственника или возлагающий дополнительные обременения. Как видно, такой акт законодательства не будет иметь обратной силы, только если он ухудшает правовое положение или возлагает дополнительные обременения. И, естественно, все «ухудшения положения» и «дополнительные обременения» в случае их наличия должны вытекать из принятого акта, направленного исключительно на регулирование отношений частной собственности.
Правда, может возникнуть вопрос, а в случае принятия акта, не регулирующего прямо отношения частной собственности, но меняющего правовое положение (например, отмена льгот) или устанавливающего дополнительное обременение (увеличение ставки налога на имущество, находящееся в собственности), применяется ли правило об отсутствии обратной силы такого акта? Видимо, в этом случае оно применяться не будет.
На наш взгляд, особенно большое значение для инвестиционного климата имеет такая гарантия прав собственника, как недопустимость пересмотра и отмены результатов приватизации имущества. Так, часть первая статьи 24 Закона предусматривает, что частная собственность, возникшая в процессе приватизации государственого имущества, неприкосновенна. Результаты приватизации пересмотру и отмене не подлежат. Из ее содержания можно усмотреть, что результаты приватизации не подлежат пересмотру независимо от времени и момента их наступления, так как в рассматриваемом положении Закона они не дифференцируются по времени наступления.
Однако обращаем внимание, иным образом складывается ситуация в свете второй части указанной статьи, согласно которой не допускается инициирование вопросов по пересмотру и отмене результатов приватизации государственными, в том числе контролирующими и правохранительными органами, а также судом по имуществу, приватизированному после вступления в силу настоящего Закона. Здесь можно усмотреть, что речь идет только об имуществе, которое будет приватизировано после 25 сентября 2012 года.
На первый взгляд, может показаться, что имеется некоторое противоречие между двумя частями одной статьи. Однако мы склонны считать, что его нет и часть вторая является продолжением содержания части первой и лишь более широко и детально расскрывает ее суть. Поэтому, думается, в статье 24 Закона речь идет об имуществе, приватизированном после вступления в силу Закона. Каково положение вещей на самом деле, видимо, сделает ясным правоприменительная практика. Хотя до этого хотелось бы получить какие-либо разъяснительные материалы, в том числе официальные.
В завершение хотелось бы отметить, что рассмотренный Закон «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» гораздо больше гарантирует реализацию права собственности. Кроме того, данный документ отражает устойчиво высокие темпы реформирования законодательства и свидетельствует об уверенных шагах Узбекистана по пути улучшения инвестиционного климата. Принятие Закона создает еще более благоприятные условия для ускоренного развития предпринимательской деятельности и повышения доли частной собственности в развитии экономики.

1От 24.09.2012 г. N ЗРУ-336. Опубликован в «НТВ» N 39 (947) от 27.09.2012 г.
2От 31.10.1999 г. N 152-XII.
3От 14.12.2000 г. N 160-II.
4Утверждено Постановлением КМ от 29.05.2006 г. N 97.

Даминов Олег, аудитор
Исимов Атабек, юрисконсульт

bakertillyuz.com

Смотрите так же:

  • 011013 приказ Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2013 г. N 1100 "Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства образования […]
  • Приказ минфина россии 4н Приказ Минфина России от 17 января 2017 г. № 4н “О внесении изменений в Положение о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, утвержденное приказом Министерства финансов Российской […]
  • Приказ 1067 перечень учебников Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном […]
  • Приказ мвд россии приложение Приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации" Приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. N 50"Об утверждении Порядка организации прохождения […]
  • Об ипотеке залоге недвижимости фз Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ"Об ипотеке (залоге недвижимости)" С изменениями и дополнениями от: 9 ноября 2001 […]
  • Федеральный закон об основах туристской Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ"Об основах туристской деятельности в Российской […]

Комментарии запрещены.