Решение конституционного суда понятие

§4. Решения Конституционного суда РФ, их виды и значение

Решения, принимаемые Конституционным Судом, подразделяются на итоговые решения, то есть те, по которым суд формулирует свои выводы по существу рассмотренного дела, определяет его итоги и юридические последствия и решения, по вопросам организации деятельности Суда (например по вопросам об избрании Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря, о формировании палат Суда, о принятии к своему производству конкретных дел, о назначении судей-докладчиков, о наложении штрафа на лиц, нарушающих установленный порядок судебного заседания и т.п.).

Итоговое решение Конституционного Суда по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 3 Закона «О Конституционном суде РФ» (то есть по делам о конституционности нормативных актов, спорам о компетенции и толковании Конституции), именуется постановлением. Итоговое решение Суда по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в совершении тяжкого преступления именуется заключением. Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституцион- ного судопроизводства, именуются определениями (ст.ст. 71-83 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

Приниматься итоговые решения должны в закрытых совещаниях, на которых вправе присутствовать только принимавшие участие в разбирательстве данного дела судьи. На совещания могут быть допущены лишь работники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. Каждому судье при обсуждении того решения, которое должно быть принято, предоставляется возможность выступать неограниченное количество раз и без лимитирования продолжительности выступлений.

Голосование проводится открыто путем поименного опроса судей. Для принятия решения требуется большинство голосов участвовавших в голосовании судей. Судья не вправе воздерживаться при голосовании. Если он не согласен с принятым решением, то может воспользоваться данным ему правом письменно изложить свое особое мнение, и оно должно быть опубликовано вместе с принятым решением. В случае, когда судья в целом поддерживает решение, но не соглашается, скажем, с какими-то доводами в мотивировочной части, ему тоже предоставлено право изложить письменно свое несогласие, и это несогласие должно быть опубликовано вместе с текстом решения. Решение (постановление или заключение) подписывается всеми участвовавшими в голосовании судьями, в том числе и теми, которые не согласились с ним.

Решение Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории России для всех органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц, организаций, граждан и их объединений.

Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Законодатель не вправе издавать нормы, аналогичные тем, которые Суд признал неконституционными.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Положения нормативных актов либо договоров, признанных Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции, не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами. Решения судов и иных органов, основанных на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Признание не соответствующими Конституции РФ федерального закона, нормативного указа Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативного акта субъекта Российской Федерации, договоров или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов или договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативном акте (договоре) либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными.

Государственный орган или должностное лицо, принявшие нормативный акт, признанный неконституционным, обязаны рассмотреть вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения

об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ как акт прямого действия.

lawbooks.news

Евразийский юридический портал

Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката

Понятие и виды решений Конституционного Суда Российской Федерации

Все это говорит о том, что при возникновении ситуации, когда Вы, или близкий человек попали в ситуацию, когда необходима юридическая помощь профессионального адвоката по уголовному делу в г. Москва, связанному с незаконным оборотом наркотиков необходимо обращаться только к нам. Помощь адвоката по делам, связанным с наркотиками вся подробная информация на сайте http://www.terentevsky.ru

Анализ правовой природы решений Конституционного Суда являлся предметом целого ряда научных работ. Однако разрешение постановленных исследователями вопросов лишь отчасти затрагивает соответствующий понятийный аппарат. В связи с вышеизложенными обстоятельствами представляется необходимым определить содержание понятия «решения Конституционного Суда РФ», поскольку в подавляющем большинстве работ, посвященных актам конституционного правосудия, определение данного термина вообще отсутствует. Значение установления содержания этого понятия обусловлено, в первую очередь, существующей необходимостью более точного определения предмета исследования.

В.А. Кряжков дает свое определение решения Суда: это правовой акт, принятый Судом в пределах своей компетенции и в установленном законом процессуальном порядке, содержанием которого является констатация определенных юридических фактов и изложение государственно-властных велений, имеющих обязательное значение для участников конституционных правоотношений. Вызывает возражения формулировка об обязательности решений для участников конституционно-правовых отношений, так как значение решений часто выходит далеко за пределы конституционного права, также сомнительна возможность принятия решений вне судопроизводства в процессуальном (в узком смысле слова) порядке.

Действующий Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее – Закон о Конституционном Суде РФ) 1994 г. раскрывает содержание понятия «решения Конституционного Суда РФ».

Однако такое понятие содержалось в ранее действовавшем Законе «О Конституционном Суде РСФСР» 1991 г.

В научной литературе встречаются различные подходы к понятию «решение Конституционного Суда». Так, ряд авторов под решением Конституционного Суда понимает «облеченный в установленную законом форму правовой акт, которым Конституционный Суд в пределах своей компетенции выражает свою волю посредством констатации юридически значимых фактов и изложения государственно-властных велений». Однако при этом впоследствии оговаривается, что в заключениях Суда властное веление не закрепляется. Данный вывод не вполне обоснован, поскольку, как думается, выражение государственно-властного веления является необходимым признаком всех решений Конституционного Суда. Однако не во всех решениях такие выводы имеют только «внешнюю» направленность, нацелены на выражение воли Суда вовне, адресованы иным, нежели Суд (его должностные лица или структуры), субъектам и затрагивают их права. Часто такие выводы имеют целью решение лишь вопросов внутренней организации и деятельности Суда. Разрешая даже такие вопросы, Суд все равно действует как орган государственной власти, поскольку в ином качестве он, по нашему мнению, и не может действовать. Другие исследователи характеризуют решения Конституционного Суда как особую разновидность актов судебной власти, выносимых Судом при рассмотрении и разрешении конституционных споров.

В ст. 71 Закона о Конституционном Суде РФ прямо указаны следующие виды решений: итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пп. 1, 2, 3, 3.1 и 4 ч. первой ст. 3 Закона, именуется постановлением; итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершение иного тяжкого преступления, именуется заключением; все иные решения, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями; решения по вопросам организации деятельности Суда, принимаемые в заседаниях.

Следовательно, понятию «решение Конституционного Суда РФ» законодатель придает широкое значение. Это не только итоговые решения по делу, но и акты, принимаемые судом по иным вопросам. Не указано также, что решения Конституционного Суда РФ принимаются только при отправлении конституционного правосудия.

В.В. Комарова, указывая на законодательную возможность Конституционного Суда Российской Федерации осуществлять иные полномочия, если они не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля, выделяет два блока: «Первый – непосредственный, прямой контроль нормативных актов и контроль их исполнения; второй – превентивные меры, предвосхищающие нарушение нормативных правовых актов».

Формулировка ст. 71 Закона приводит нас к выводу о том, что решения могут приниматься также по вопросам организации деятельности Суда (по вопросам об избрании должностных лиц Конституционного Суда, о прекращении или приостановлении полномочий судей, о назначении руководителей аппарата Суда и т. д.). Данная точка зрения часто встречается и в научной литературе. Подтверждает такой вывод и анализ положений Регламента Суда, где указывается на возможность принятия именно решений по многим организационным вопросам его деятельности.

Как отмечается в литературе, выделение специфической категории «решений по вопросам организации деятельности Суда» обусловлено не столько стремлением распространить на них общую процедуру принятия процессуальных решений, сколько необходимостью отграничения (терминологического и сущностного) этих актов от решений, принимаемых в ходе конституционного судопроизводства, в первую очередь от «итоговых решений». При этом специально указывается, что Закон определяет (в ст. 71) исчерпывающий перечень решений, принимаемых Судом.

Возникает вопрос, насколько допустимо считать решениями Конституционного Суда РФ его предложения, вносимые в порядке осуществления законодательной инициативы, а также его послания. Ранее действовавший Закон «О Конституционном Суде РСФСР» 1991 г. содержал специальное положение, в соответствии с которым послания и представления Конституционного Суда РСФСР утверждались его решениями. Требования же Суда могли содержаться в его решениях либо направляться в иной форме (части 4, 5 ст. 43).

На наш взгляд, не являются решениями Суда различного рода заявления, с которыми, в частности, может выступать от имени Конституционного Суда и по его уполномочию Председатель Конституционного Суда РФ (п. 3 ч. 1 ст. 24 вышеуказанного Закона). Такие акты не содержат признаков решения – окончательность и обязательность, о которых должно указываться в решении (п. 11 ч. 1 ст. 75). Однако Регламент Суда (§ 8 п. 1) предусматривает возможность принятия решения о предоставлении Председателю Суда соответствующего полномочия. Регламент устанавливает правило о принятии решений о выступлении с законодательной инициативой и о направлении послания Судом только в пленарном заседании (§ 7 пп. 1, 2; § 6). То есть следует констатировать, таким образом, принципиальное различие между организационным решением Суда и дальнейшими действиями, осуществляемыми на основе принятого решения, которые самостоятельными решениями Суда не являются.

В.А. Кряжков выделяет особую группу решений, принимаемых Конституционным Судом вне конституционного судопроизводства, в которую включает: представления, вносимые Судом в Совет Федерации в связи с прекращением полномочий судьи по предусмотренным законом основаниям, а также по поводу назначения и выплаты судье пожизненного содержания; заявления как выражение позиции Конституционного Суда по общественно значимым вопросам. Противоречия, которые возникают при определении понятия «решение Конституционного Суда Российской Федерации», обусловлены (связаны) неоднозначностью формулировок самого Закона, в котором не только отсутствует определение рассматриваемого понятия, но и нет специальных указаний относительно формы принимаемых Судом по названным вопросам актов. Часто такие указания отсутствуют и в Регламенте Суда.

Среди свойств решений Суда следует выделить, прежде всего, общеобязательность. В этом свойстве проявляется властное начало решения Суда как акта правосудия. Не обладая качеством обязательности, решение не имело бы основы для обеспечения принудительного его исполнения.

Следующим неотъемлемым свойством решений Конституционного Суда РФ является особый порядок принятия и их специфическая юридическая форма. Данный признак характерен, в общем, для решений любого суда, поскольку судебная деятельность носит исключительно формализованный характер. На наличие данного признака, бесспорно, указывает анализ ряда статей Закона о Конституционном Суде РФ (статей 72, 74, 75 и др.). Решение не обязательно оформляется в виде отдельного письменного документа. Закон признает определения Суда одним из видов его решений, в то же время, устанавливает, что определения оглашаются в заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено законом или решением Суда (ч. 5 ст. 74).

Среди признаков решения Конституционного Суда необходимо выделить такой, как окончательное разрешение указанным актом вопросов, относящихся к компетенции Суда. Это не обязательно разрешение дела по существу или прекращение рассмотрения. Это может быть и разрешение промежуточных вопросов (о вызове свидетелей, назначении экспертизы). Закон о Конституционном Суде РФ содержит положение, устанавливающее окончательность решений Суда: решение окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения (ч. 1 ст. 79), нет специального указания о распространении данного положения только на некоторые виды решений, правило является общим. Оно выглядит не совсем логично по отношению к ряду промежуточных процессуальных решений. Некоторые ученые вообще отрицают невозможность пересмотра неитоговых решений Суда (о вызове свидетеля, о назначении слушания на конкретный день). При этом следует отметить, что в отношении данного признака значение понятия «решение суда» в различных отраслях права не одинаково. Определения же Конституционного Суда (которыми дело по существу не разрешается) признаются законом полноценными его решениями.

На наш взгляд, под решением Конституционного Суда РФ наиболее правильно и точно следует понимать принимаемый в заседании в определенном законом порядке и облеченный в установленную форму правовой акт, констатирующий установление определённых фактов и обстоятельств, содержащий государственно-правовое веление и имеющий обязательный характер, которым окончательно разрешается вопрос, относящийся к компетенции Конституционного Суда РФ. Решение Конституционного Суда РФ не требует подтверждения другими органами и должностными лицами (ч. 2 ст. 79). Не следует включать в данное определение в качестве общего для всех решений такой признак, как принятие их только при отправлении конституционного правосудия. Не затрагивая самостоятельный и очень важный вопрос о природе правовых позиций Конституционного Суда, следует указать, что, на наш взгляд, наличие таковых не является обязательным признаком любого решения Суда. На приведенное выше обстоятельство неоднократно обращалось внимание в литературе, оно находит подтверждение и в практике самого Суда.

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости законодательного закрепления содержания рассматриваемого понятия.

Решения Суда можно разделить на несколько групп: 1. Принимаемые в ходе конституционного судопроизводства и вне связи с осуществлением конституционного правосудия; 2. Принимаемые в пленарном заседании всем составом Суда и принимаемые палатой; 3. Итоговые по существу дела и промежуточные; 4. В зависимости от основных полномочий, которые входят в компетенцию Суда; 5. О неконституционности актов, устанавливающие полное или частичное несоответствие акта Конституции; 6. Направленные на защиту: а) системы права, ее единства и иерархичности; б) полномочий органов государственной власти; в) федеративного устройства; г) местного самоуправления; д) избирательной системы; е) конституционных прав и свобод граждан и т. д. 7. Принятые на основе Конституции РСФСР 1978 г. и прежнего Федерального Конституционного Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» и принятые к нему на основе Конституции РФ 1993 г. и нового Закона; 8. Принимаемые в заседании с вызовом и без вызова сторон и других лиц.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 2 (57) 2013

www.eurasialegal.info

Решение конституционного суда понятие

5.3. Решения Конституционного Суда РФ

Видами решений Конституционного Суда РФ являются постановление, заключение и определение. Постановление – основной вид итогового решения Конституционного Суда. Именно постановления принимаются при осуществлении большинства полномочий Конституционного Суда РФ: при проверке конституционности правовых актов, разрешении споров о компетенции, толковании Конституции РФ. Заключение дается Конституционным Судом в единственном случае – при рассмотрении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. В остальных случаях принимаются определения.

Правовая природа решений Конституционного Суда РФ предопределяется их общеобязательным (нормативным) и прецедентным характером. Решения Конституционного Суда РФ обязательны не только для заявителей и органа, издавшего акт, признанный неконституционным, но и для всех государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц; они окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после провозглашения. Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. При этом общие и арбитражные суды, равно как и сам Конституционный Суд РФ, вправе и обязаны подтверждать неконституционность положений нормативных актов, аналогичных тем, которые ранее были признаны не соответствующими Конституции РФ Конституционным Судом, признавать их недействующими. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не вступившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Обратная сила решений Конституционного Суда РФ проявляется в том, что правоприменительные решения, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном порядке, если в самом акте Конституционного Суда не указано иное, например нецелесообразность пересмотра вынесенных ранее судебных решений. Для реализации решений Конституционного Суда РФ в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусмотрены определенные обязанности и сроки для государственных органов и должностных лиц по приведению актов в соответствие с Конституцией РФ, а за неисполнение решений Конституционного Суда РФ – соответствующая ответственность.

www.e-reading.mobi

12.2. Понятие и виды решений Конституционного Суда РФ

Результаты деятельности Конституционного Суда РФ закрепля­ются в его решениях (гл. VIII «Решения Конституционного Суда Рос­сийской Федерации», ст. 71—83 Федерального конституционного за­кона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Постановление является итоговым решением Конституционного Суда РФ по вопросам, перечисленным в ч. 1 ст. 3 Закона: п. 1 (раз­решение дел о соответствии Конституции РФ), п. 2 (разрешение споров о компетенции), п. 3 (по жалобам на нарушения конститу­ционных прав и свобод граждан и по запросам судов и п. 4 (толко­вание Конституции РФ). Оно выносится именем России.

Заключение является итоговым решением Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного поряд­ка выдвижения обвинения против Президента РФ в совершении им государственной измены или иного тяжкого преступления.

Все иные решения Конституционного Суда РФ называются оп­ределениями.

Решения Конституционного Суда РФ должны основываться на ма­териалах, исследованных Конституционным Судом РФ. Конституцион­ный Суд РФ принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему офици­альным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.

Конституционный Суд РФ принимает постановления и дает за­ключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции того органа, конститу­ционность которых подвергается сомнению в обращении.

При принятии решения Конституционный Суд РФ не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении. Постановле­ния и заключения Конституционного Суда РФ излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их при­нятия. Определения Конституционного Суда РФ оглашаются в за­седании и заносятся в протокол.

В решении Конституционного Суда РФ, излагаемом в виде от­дельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения:

• название решения, дата и место его принятия;

• персональный состав Конституционного Суда РФ, принявший решение;

• необходимые данные о сторонах;

• формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основа­ния к его рассмотрению;

• нормы Конституции РФ и иного закона, согласно которым Кон­ституционный Суд РФ вправе рассматривать данный вопрос;

• требования, содержащиеся в обращении;

• фактические и иные обстоятельства, установленные Консти­туционным Судом РФ;

• нормы Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», которыми руководствовался Конституционный Суд РФ при принятии решения;

• доводы в пользу принятого Конституционным Судом РФ ре­шения, а при необходимости и доводы, опровергающие ут­верждения сторон;

• указание на окончательность и обязательность решения;

• порядок вступления решения в юридическую силу, а также по­рядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании. Судья Конституци­онного Суда РФ, не согласный с решением Конституционного Су­да РФ, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мне­ние судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликова­нию вместе с решением Конституционного Суда РФ.

Судья Конституционного Суда РФ, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого Кон­ституционным Судом РФ вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотиви­ровке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей.

Решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда РФ немедлен­но после его подписания. Постановления и заключения Конституци­онного Суда РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются судьям Конституционного Суда РФ, сто­ронам, Президенту РФ, Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Совета РФ, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека в РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражно­му Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, Министру юстиции РФ. Решения Конституционного Суда РФ также могут быть направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ под­лежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях ор­ганов государственной власти России, субъектов Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в журнале «Bестник Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в юридическую силу немедленно после его про­возглашения. Решение Конституционного Суда РФ действует непо­средственно и не требует подтверждения другими органами и долж­ностными лицами. Юридическая сила постановления Конституци­онного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачива­ют юридическую силу; признанные несоответствующими Конститу­ции РФ не вступившие в юридическую силу международные догово­ры России не подлежат введению в действие и применению.

Решения судов и иных органов, основанных на актах, признан­ных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. Если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Консти­туция РФ. Решение Конституционного Суда РФ подлежит испол­нению немедленно после опубликования либо вручения его офици­ального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены.

Чаще других Конституционным Судом РФ принимаются реше­ния в форме постановления. Это связано во многом с процессом формирования новой — суверенной — системы права в России. Как известно, точкой отсчета этого процесса принято считать 1991 г. Процесс формирования системы права неизбежно влечет появление законов и иных нормативных правовых актов, по-разному регули­рующих одноименные общественные отношения. Bероятно, в связи с этим в теории стал активно использоваться термин «коллизион­ное право», смысл которого сводится к разрешению противоречий между нормативными правовыми актами, предназначенными для регулирования одноименных общественных отношений.

Конституционный Суд РФ, разрешая возникающие противоре­чия между нормативными правовыми актами, фактически во мно­гих случаях создает новые нормы права, т.е. занимается правотвор­чеством. С формальной точки зрения, это недопустимо, поскольку правотворческим органом в России является лишь Федеральное Собрание РФ (ст. 94 Конституции РФ). Bместе с тем Конституци­онный Суд РФ является единственным органом государства, спо­собным «погасить» неизбежный всплеск противоречий в законода­тельстве и таким образом сохранить паритет в отношении трех вет­вей власти — законодательной, исполнительной и судебной.

lawbook.online

ПО / 12.Понятие и виды решений Конституционного Суда РФ

12.Понятие и виды решений Конституционного Суда РФ.

Различают четыре вида решений Конституционного Суда: постановление, определение, заключение, решение по вопросам организации своей деятельности (Регламент), указанных в ст. 71 Закона о Конституционном Суде РФ:

итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пп. 1, 2, 3, 3.1 и 4 ч. первой ст. 3 Закона, именуется постановлением;

итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершение иного тяжкого преступления, именуется заключением;

все иные решения, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями;

решения по вопросам организации деятельности Суда, принимаемые в заседаниях.

Судебный акт, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в Конституционном Суде РФ, представляет собой итоговое решение относительно существа спора и называется постановлением или заключением.

Все иные решения Конституционного Суда, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

В зависимости от самостоятельной значимости различают основные и дополнительные определения. Основное определение первоначально. Их большинство. Дополнительное выносится в дополнение к уже вынесенному ранее решению Суда, не имеет самостоятельного значения и следует судьбе основного определения или итогового решения. Дополнительные определения призваны устранять недостатки в основных решениях. С их помощью Конституционный Суд может разъяснить ранее вынесенные решения, т.е. устранить недостаточную ясность первоначальных решений и исправить содержащиеся в решениях неточности.

Решения Конституционного Суда характеризуются особыми юридическими свойствами, отличающими их от других правовых актов, в том числе судебных актов иных судов. К ним относятся:

общеобязательность (согласно ст. 6 Закона о Конституционном Суде решения Конституционного Суда обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений);

окончательность (общеобязательность решений Конституционного Суда предполагает их окончательный характер. Закон устанавливает, что решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения (ч. 1 ст. 79 Закона о Конституционном Суде). Допускается лишь исправление неточностей, редакционных и технических погрешностей);

Неизменность решений Конституционного Суда как проявление свойства их окончательности все же имеет исключения. Согласно ст. 73 Закона о Конституционном Суде в случае, если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание. В практике Конституционного Суда таких случаев не было.

непосредственность действия ( т.е. отсутствие необходимости в подтверждении судебного решения каким-либо органом или должностным лицом — решения конституционных судов РФ действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами);

непреодолимость (невозможность его преодоления повторным принятием решения по данному делу. Если Конституционный Суд признал закон, его отдельные положения неконституционными, то он уже не вправе принять прямо противоположное решение. Это свойство судебного решения также вытекает из общеобязательности и окончательности решения. Непреодолимы любые решения Конституционного Суда, а не только те, в соответствии с которыми оспариваемые законоположения признаются неконституционными).

studfiles.net

Смотрите так же:

  • Судимость дипломная Судимость и её значение Введение 2 Глава 1. Общие положения о судимости: историко-правовой аспект 4 § 1. Развитие судимости в уголовном законодательстве 4 § 2. Понятие судимости 7 § 3. Функции и значение судимости 11 Глава 2. Прекращение […]
  • 239 федеральный закон 239 федеральный закон ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 18.07.11 N 239-ФЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Внести в часть вторую […]
  • Пунктуационные правила с примерами Пунктуация. Справочник для 5-11 классов Знаков пунктуации всего 10. Но на письме они помогают выразить всё многообразие оттенков смысла устной речи. Один и тот же знак может употребляться в разных случаях. И при этом играть разную роль. В […]
  • Деньги под расписку в йошкар-оле Кредиты Йошкар-ола,деньги в долг! Информация Описание: РЕАЛЬНО поможем в получении КРЕДИТА даже в сложных случаях:1. отсутствие официальной работы, минимальный стаж на последнем месте2. просрочки по закрытым и действующим кредитам3. […]
  • Щелково нотариус ефимова ви Полезная информация МОБТИ. Щёлковский филиал141100, МО, г.Щелково, 1-й Советский пер., д.25 Тел.: (496) 566-98-71, 567-02-02 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской […]
  • 20 фз о трудовых пенсиях в рф Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 […]

Комментарии запрещены.