Правило проверки непроизносимой согласной в корне слова

Непроизносимые согласные в корне слова: примеры, правило. Непроизносимые согласные в корне слова: 3 класс

Сегодня погода ненастная,

И я такая несчастная.

Сеет дождь совершенно ужасный.

Скорей бы снова стало ясно,

И засияло б солнце красное,

И стало бы вокруг прекрасно!

Никто не любит дождливую погоду, потому что нельзя пойти играть с друзьями. Чем же заняться, сидя дома, когда за окном идёт дождь? Может быть, изучить, как пишутся непроизносимые согласные в корне слова?

Чтобы правильно писать такие слова, нужно выучить правило:

Применим оно к словам из стихотворения:

Сегодня погода ненастная (ненастье),

И я такая несчастная (несчастье).

Сеет дождь совершенно ужасный (ужасен — нет т).

Скорей бы снова стало ясно (ясен — нет т),

И засияло б солнце красное (красен — нет т),

И стало бы вокруг прекрасно (прекрасен — нет т)!

Так помогает проверить непроизносимые согласные в корне слова правило. Оно очень простое, его нужно обязательно выучить наизусть.

Подбери проверочное слово

Поиграем в игру «проверочное слово». К каждому из данных ниже примеров подберите проверочное однокоренное слово

  • известный, вестник, повестка (весточка, вести, известие, весть);
  • грустный (грусть, грустить);
  • здравствуй (здравие, здоровье, здоровый);
  • звёздный (звезда, звёздочка);
  • капустный (капуста);
  • местность (место, местечко);
  • ненастный (ненастье);
  • поздний (опоздать, опоздание);
  • радостный (радость);
  • свистнуть (свист, свистит);
  • сердце (сердечко, сердечный);
  • солнце ( солнечный);
  • тростник ( тростинка);
  • участник (участие);
  • честный (честь);
  • опасный (опасение);
  • чудесный (чудеса);
  • ужасный (ужасен);
  • интересный (интересен).

Второклассники начинают изучать непроизносимые согласные в корне слова. 2 класс уже должен уметь подбирать проверочные слова.

Слова для запоминания с непроизносимыми согласными

Не всегда есть возможность применить правило. Существуют такие слова, в которых непроизносимые согласные в корне слова нельзя проверить. Они называются словарными, их правописание нужно выучить:

  • лестница – ряд ступенек или перекладин;
  • праздник – день, когда отмечается какое-либо знаменательное событие;
  • чувства – внутреннее переживание, эмоциональное состояние;
  • сверстники – люди одного возраста;
  • ровесники – синоним слова «сверстники».

Найди слова, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова

Необходимо развивать умение находить слова с непроизносимыми согласными среди других. Для этого нужна тренировка. Здесь даны предложения, найдите в них слова с непроизносимыми согласными.

  1. Подснежник — весенний вестник.
  2. Радостный вскрик оповестил о победе.
  3. Прелестные лепестки роз распространяли чудесный аромат.
  4. Прекрасный принц ждёт Золушку во дворце.
  5. Звёздное небо расстилается до самого горизонта.
  6. Бабочка-капустница является самым страшным врагом для огородников.
  7. Брат получил повестку из военкомата.
  8. Весна выдалась поздняя и холодная.
  9. В тростниках можно было без труда спрятаться.
  10. Мы проживали тогда в сельской местности.

В этих предложениях использованы слова с разными орфограммами, среди них «Непроизносимые согласные в корне слова», примеры таких слов: вестник, радостный, прелестный, чудесный, прекрасный, звёздное, капустница, повестку, поздняя, тростниках, местности.

Распредели слова на две группы

Слова для распределения: небе…ый (небесный), сви…уть(свистнуть), древе…ый (древесный), колё…ый (колёсный), ус…ый (устный), интере…ый (интересный), хру…уть (хрустнуть), запа…ой (запасной), виру…ый (вирусный), радо…ый (радостный), согла…ый (согласный), ко…ый (костный).

Такое задание помогает развивать умение классифицировать слова по орфографическому признаку: есть непроизносимый согласный в корне слова или нет непроизносимого согласного.

Давайте поиграем в загадки. Нужно угадать и записать последнее слово в предложении:

  • На заре в оконце заглядывает _______________(солнце).
  • Моя любовь откроет дверцу в твоем ____________(сердце).
  • В ночи морозной горят огни на небе _____________(звёздном).
  • Он правдолюб известный, лжи не потерпит, потому что __________(честный).
  • На берегу в воде приник, шуршит, колышется _______________(тростник).
  • Я кролику дам сочный и вкусный листок _______________(капустный).

Такое задание будет интересно выполнить при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс справится с такой работой легко и весело.

Мини-диктанты

А теперь напишем маленький диктант. Выбирай любой:

Утро прекрасное! Только что прошёл дождик. Капустные грядки умыты и свежи. Солнечные лучи пригревают, и хорошо пахнет сырой землёй. На сердце радостно от этого прекрасного утра. Здравствуй, лето!

Охота не удалась. Ненастный был день. Солнце скрылось за тучами, пошёл грустный мелкий дождь. Мы выбрались из леса. Местность была нам известна. На этом пастбище летом пасли деревенское стадо. Недалеко виднелся шалаш пастуха. В нём мы отдохнём после неудачной охоты.

Ненастные дни закончились, наступила весна. Птички весело поют, греет солнце, радостно журчат ручьи. Местность покрылась травкой, под деревьями зацвели ландыши. Раскрылись почки на деревьях. Здравствуй, весна!

Все эти диктанты предназначены для проверки знаний по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс должен справляться с такими заданиями.

Вставьте слова в тексте

Был очень интересный текст, но жук-буквоед съел некоторые буквы в словах. Что же делать? Надо вернуть первоначальный вид словам, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова.

Изве…ый писатель написал рассказ о князе, который был непобедим в боях. В слове…ом портрете говорится о вла…ом характере и ужа…ом облике князя. Этот князь участвовал в походе и подвергался опа…остям. Сам он был так жесток, что только раз пощадил одного старика.

Однажды после победы он устроил праз…ичный пир. Стол ломился от вку…ых я..тв. Но радо…ный пир прервался. Со. це скрылось за тучами и наступило нена…тье. Подул сильный ветер, грянул гром, сверкнула молния. Князь почу…твовал сильную боль, а потом упал на землю без чу…ств. Гру…но бы закончилась эта повесть, но тут появился колдун. Он был рове…ник века. Этот старый маг чуде…ным образом оживил князя и сказал: «Здра…твуй, князь! Ты однажды спас меня от смерти, я вернул тебе долг!».

Составим предложения из слов

Когда все научились писать диктант, можно перейти к более сложному заданию – составлению предложений. Для этого используем слова, в которых есть изучаемая орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова». Примеры таких слов: на школьном празднике, радостных лиц, участникам концерта, прекрасные цветы, красивую местность, известный писатель, интересном рассказе, вестники весны, поздней осенью, ненастной погоды, грустный вид.

С этими словами можно составить, например, такие предложения:

    На школьном празднике я вижу радостные лица.

Участникам концерта подарили прекрасные цветы.

Красивую местность описал известный писатель в интересном рассказе.

Появились подснежники – вестники весны.

Поздней осенью всё вокруг имеет грустный вид из-за ненастной погоды.

Придумывая предложения с использованием слов, в которых есть непроизносимый согласный в корне слова, третьеклассники лучше всего их запоминают.

fb.ru

Правило проверки слов с непроизносимыми согласными. Русский язык. 3-й класс

Цель урока: познакомить с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • учить сравнивать в словах произношение и написание корня;
    • учить составлять словосочетания и предложения;
    • учить распознавать орфограмму и проверять её.
  • Развивающие:
    • развивать умение выделять главное;
    • сопоставлять факты, анализировать, высказывать свою точку зрения и отстаивать её по проблеме урока.
  • Воспитательные задачи:
    • развивать культуру речи, взаимоотношения, речевой этикет;
    • воспитывать уважение, понимание друг к другу и нравственное отношение к явлениям природы.

Тип урока: объяснение материала.

Форма урока: компьютерный.

Методы: информационные, наглядные, практические.

Оборудование: компьютеры для индивидуального пользования, игровой материал (матрёшки), тесты.

1. Активизация знаний учащихся

Звучит музыка Вивальди. На экране зимний пейзаж и строки А.С. Пушкина.

Учитель:

Мороз и солнце. День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.
Пора, красавица, проснись,
Открой сомкнуты негой взоры…

Учитель. Ребята, с этих бессмертных строк А.С. Пушкина мы начнём сегодня наш урок.
Учитель. О каком времени года говорит поэт? (О зиме.)
Учитель. Какие приятные события связаны с этим временем года? (Новый год, новогодний праздник, зимние каникулы, катание на санках)
Учитель. Что нужно знать, чтобы писать без ошибок? (Нужно знать правила, орфограммы)
Учитель. А что называется орфограммой? (Правильное написание буквы в слове)
Учитель. Какие орфограммы корня мы уже изучили? (Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением, например, земля – земли, поля – поле. Безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением, например, собака, язык, жёлтый.
Учитель. Как мы называем слова, с непроверяемой безударной гласной в корне? (Словарные слова)

2 . Словарная работа

Учитель. Словарную работу мы проведём сегодня за компьютерами. Ваша задача правильно вставить пропущенные гласные в словарные слова т.е. выполнить тест, который предлагает компьютер.

Учащиеся садятся за компьютеры и выполняют тест.

Тест 1.

В_рона, б_рёза, г_рох, земл_ника, к_ртофель, с_рока, с_бака, _рех, пш_ница, в_робей, _гурец.

Учитель. Поднимите руки те, кто получил отметку «5». Молодцы! Я очень рада за вас! Все остальные посмотрите на экран, давайте ещё раз прочитаем все слова, чётко проговаривая орфограммы.

(Дети цепочкой читают по одному слову чётко проговаривая.)

Учитель. На какие две группы можно разделить эти слова? (Одни слова отвечают на вопрос кто?, а другие на вопрос что? Одни слова называют животных, а другие растения)
Учитель. Что объединяет все эти слова? (Все слова – имена существительные.)
– Какие ещё части речи, кроме имён существительных вам знакомы? (Имена прилагательные, глаголы, предлоги).
Учитель. Что обозначают прилагательные? Подберите к каждому существительному прилагательное, подходящее по смыслу. (Чёрная ворона, белоствольная берёза, сочный горох, злая собака, спелая пшеница и т.д.)
Учитель. Что мы с вами составляли? (Словосочетания)
Учитель. Запишите три наиболее понравившихся словосочетания с вопросом и выделением главного слова. (Чёрная ворона, белоствольная берёза, сочный горох, вкусная земляника)
Учитель.Молодцы! Надеюсь, что теперь вы запомнили правильное написание этих слов и не сделаете больше ошибок.

3. Работа над новым материалом

Учитель. Теперь садитесь за парты, продолжаем урок. Сегодня мы знакомимся с новой орфограммой. Посмотрите на экран. Прочитайте слова. Вы, ребята, заметили, что в словах пропущены буквы, но при чтении мы их не услышали. Значит это «опасное место». Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы правильно написать эти слова? (Подобрать проверочные слова)

Учитель. Как вы думаете, какой звук в этих словах не произносится, но пишется. Подберите проверочные слова. (В слове грустный не произносится звук т, но пишется буква т, проверочное слово грусть)

(По щелчку непроизносимый согласный прилетает на своё место).

Учитель. Ребята, если звуки не произносятся, но пишутся, как вы думаете может называться эта орфограмма? (Непроизносимый согласный в корне слова).
Учитель. Да, действительно, согласные звуки, которые не произносятся. но пишутся в словах, называются непроизносимыми.

4. Работа с учебником

Учитель. Откроем учебники. Прочитаем правило на странице 111. (Ученик читает правило)
Учитель. Что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании этой орфограммы. (Для этого нужно подобрать проверочное слово, чтобы этот согласный слышался отчётливо).

5. Релаксация

Прежде чем мы продолжим работу с учебником, выполним гимнастику для глаз.

Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева-направо. Затем справа-налево (повторить 3 раза)
Медленно проводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот (повторить 3 раза)
Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку следить за вращением этой точки.

6. Первичное закрепление

Учитель.Продолжаем работу с учебником. Давайте выполним 295 упражнение .

(Дети работают в тетрадях и два ученика у доски)

7. Работа над новым словарным словом

Учитель. Послушайте такие строки, угадайте о ком они?

Мы весёлые подружки, В сарафанах наших пёстрых,
Ладушки, ладушки. Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки, Мы похожи, словно сёстры,
Ладушки, ладушки. Ладушки, ладушки.

Учитель. Матрёшки у нас сегодня в гостях. Каждая принесла с собой букву. Если вы поставите матрёшек по росту на магнитной доске, то узнаете слово над которым мы сейчас будем работать.

(Ученик у доски выполняет задание. Это слово – «праздник» )

Учитель.Подходит ли это слово под нашу орфограмму? (Да).
Учитель. Какой звук не произносится, но пишется? (Звук Д)
Учитель. Да, есть такие непроизносимые согласные, правописание которых нельзя проверить.
Учитель.А что такое праздник? (Это когда все радуются, когда дарят друг другу подарки)
Учитель.Послушайте, как объясняется это слово в толковом словаре С.И Ожегова.

Праздник день торжества, установленный в честь или память кого-либо или чего-либо. Изначально «праздник» – день свободный от работы.

Учитель. Дайте звуко-буквенную характеристику слова. (2 слога, ударение падает на гласную – а. 2 гласных. 6 согласных, 8 букв, 7 звуков)
Учитель. Запишите слово в словарики. (Ученики записывают)
Учитель. Работаем в группах.

  • 1 группа – придумывает словосочетания со словом праздник
  • 2 группа – придумывают предложения со словом праздник.

Самое интересное предложение запишем в тетради. («Девятое мая – праздник Победы»)
Учитель. Какую знаменательную дату отмечали мы 9 мая? (63-летие Победы)
Учитель. Да, ребята, уже 60 лет мы живём под мирным небом. Но никогда не забывайте, что этим мы обязаны защитникам, погибшим в той страшной и кровопролитной войне. (Проверка. Запись предложения.)
Учитель.Какой можем сделать вывод? (Правописание непроизносимых согласных следует проверять по орфографическому словарю)

8. Рефлексия урока

Мороз и солнце. День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.
Пора, красавица, проснись,
Открой сомкнуты негой взоры… (А.С.Пушкин)

Учитель. А теперь вернёмся к стихотворным строкам А.С. Пушкина. Найдите слова с непроизносимыми согласными и подберите проверочные слова. (Чудесный – чудеса, прелестный – прелесть)
Учитель. Подведём итог. Ответим на вопросы таблицы.

Учитель. Ваши знания по нашей сегодняшней теме проверим тестом. Пройдите за компьютеры.

Тест 2.

Ярос_ный, хрус_нуть, поз_ний, капус_ница, жалос_ный, скорос_ной, завис_ливый.

9. Домашнее задание (по выбору)

– Составить 5 предложений со словами с непроизносимыми согласными.
– Выполнить упражнение 297 стр.112.

Учитель. Внимательно работали на уроке. Отметки за тест по словарной работе поставим в дневники. Спасибо, за работу.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Правило проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне. 3-й класс

– формирование представлений о непроизносимых согласных звуках в корне слова;
– познакомить с правилом написания слов с непроизносимым согласным звуком в корне
– выработать алгоритм правописания слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

– развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, наблюдательность, внимание.

– создать условия для формирования необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно в паре, в группе.
– воспитывать интерес к предмету, к родному языку.

1. Организационный момент.

Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Начинать урок пора.

“На части не делится солнце лучистое и
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.”

– Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, рабочее настроение.

– Хотели бы вы отправиться в путешествие?

– Сегодня мы совершим путешествие по “Морю Орфограмм” на корабле Знаний. (Слайд №2)

– Что такое орфограмма?

(Орфограмма – это буква, написание которой надо проверить или запомнить).

– Вы, как настоящие путешественники, будете совершать открытия. А наш девиз будет таким. Послушайте.

(Звучит звуковая запись: “Ужасно интересно всё то, что неизвестно”).

– На уроке, я думаю, каждый из вас сделает для себя открытие, и в конце урока мы вернёмся к этому девизу.

– Чтобы путешествие было для нас безопасным возьмём с собой спасательные круги. Роль спасательных кругов будут выполнять буквы.

(Слайд №3) Т л Д Л т В д в

– Что общего у всех этих букв? (обозначают согласные звуки)

– На какие группы их можно разделить?

1) заглавные и строчные

2) обозначающие звуки звонкие и глухие

3) обозначающие парные и непарные по глухости – звонкости согласные звуки

– Запишите на первой строке соединения заглавных и строчных букв Лл и Тт, имеющих в своём составе линии с закруглением внизу, а на второй строке соединения заглавных и строчных букв Вв и Дд , имеющих в своём составе линии с петлёй.

(Образец на доске).

– В Море Орфограмм много остовов. У берегов некоторых из них мы с вами уже побывали. Давайте вспомним.

– Посмотрите на группы слов.

1 ряд – слова первой строки
2 ряд – слова второй строки
3 ряд – слова третьей строки

– Определите по какому признаку слова каждой строчки объединены в группы. Найдите лишнее слово в строке.

– Запишите слово, которое оказалось лишним, в тетрадь.

– У нас образовалась ещё одна группа слов

Радостный, звёздное, солнце.

– Как вы думаете, что их объединяет.

– А как ты думаешь расскажи ребятам.

– Прислушайтесь, все ли согласные звуки произносятся в этих словах.

– Выделим буквы спасательные круги в этих словах.

Радос ный, звёз ное, со нце.

– Прочитайте, изменилось ли произношение слов?

– Смысл слова потерялся?

– Вот какие опасные слова: буквы выпали, а словам всё нипочём.

Получается, что звук не произносится, а буква пишется. Легко ошибиться?

– Значит, это орфограмма.

Как бы вы назвали такие согласные звуки? (непроизносимые)

– Наша орфограмма – непроизносимый согласный звук в корне слова.

– Встречали ли мы раньше такую орфограмму?

– Знакомо ли нам правило написания таких слов?

– Какова же будет наша цель?

– Самое время отправить наш корабль к острову Непроизносимых согласных звуков.

– Неслучайно эту орфограмму назвали непроизносимый согласный звук. Только самый внимательный и зоркий не пропустит её.

Чтоб ошибок избежать

Будем зоркость развивать!

– Секреты определения этой орфограммы мы узнаем из упражнения 224 на стр.110 учебника.

– Давайте их запишем.

(1 ученик выполняет на доске)

– Прочитаем ещё раз каждое слово и вслушаемся в произношение.

Какие звуки произносятся на месте выделенных буквосочетаний в словах?

– Какой согласный звук не произносится, но буквой обозначается?

– Давайте познакомимся с заметкой в учебнике стр.111

– Когда же согласный звук не произносится, а буквой обозначается?

– Посмотрите ещё раз на эти буквосочетания и прочитайте их про себя.

– Теперь мы можем находить орфограмму. Достаточно ли этого, чтобы не сделать ошибки в таких словах?

– Давайте проверим ваше предположение. (Этот вопрос вызвал проблему и мы попытаемся её вместе разрешить).

– Внимательно рассмотрите пары слов.

– Как называются такие слова? (однокоренные)

– Сравните произношение и написание каждой пары однокоренных слов. В каких словах есть непроизносимый согласный звук?

– В какой значимой части слова он находится?

– Какое слово будет проверочным для каждого слова с непроизносимым согласным звуком и почему?

– В каком столбике находятся проверочные слова?

– Почему? (звуки слышатся отчётливо)

– Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным звуком в корне? Давайте попробуем составить правило.

– А теперь давайте проверим наше предположение по учебнику стр. 112

Читаем правило вслух.

– Правильно ли мы сформулировали его?

– Прочитайте правило ещё раз и расскажите его соседу по парте.

Встанем, глубоко вздохнём.

– На доске записаны слова на разные правила. Если я покажу слово в котором есть непроизносимый согласный звук вы прыгаете, если в слове нет непроизносимого согласного – вы приседаете.

Цвет, овраг, сердце, туча, честный, победа, завистливый, земля, прелестный, сугроб.

Руки вниз и вверх поднять,

Руки плавно опустить,

Всем улыбку подарить.

– Давайте определим маршрут нашего следования по острову непроизносимых согласных звуков

– Девочки работают по первому листу-схеме, а мальчики работают по второму листу.

– Пройдите маршрут по стрелкам и вы узнаете новые слова с непроизносимым согласным звуком.

– Назовите и подчеркните непроизносимый согласный звук в каждом слове.

– Можно ли проверить?

– Это непроверяемый согласный.

– Что будете делать, чтобы не ошибиться?

– Посмотреть в словаре.

– Спросить у взрослых.

– Непроизносимые согласные звуки существуют не просто так. У них есть своя история. И вы сможете в этом убедиться сами.

Читает или рассказывает профессор Знайкин (заранее подготовленный ученик).

– Почему в слове лестница мы пишем букву т? В древнерусском языке было слово ЛЪСТВИЦА. Вот оно-то и превратилось в лестницу под влиянием таких слов, как сахарница, чернильница. Само слово ЛЪСТВИЦА образовано от глагола лезть с помощью суффикса -ТВ(а). значит, непроизносимый звук Т в существительном лестница – это остаток суффикса -ТВ(а). Знание этимологии ( истории) слова помогает не делать в словах ошибок.

– Продолжим исследовать остров непроизносимых согласных звуков и поиграем в игру “Капитаны – разведчики”.

– Учащиеся, сидящие на первых партах – “капитаны – разведчики”. У вас на партах “карточки – пароли”, их нельзя никому , кроме капитана, показывать. У “капитанов – разведчиков” карточки со словами с непроизносимым согласным звуком в корне слова. Их главная цель: найти участника своей команды. Им будет тот, у кого карточка с проверочным словом. Может это будет один человек, а может и не один. Будьте внимательны!

1 вариант – Поздний – поздно – опоздать – опоздание

2 вариант – Хрустнул – хруст – хрустнуть – хрустеть

3 вариант – Честный – честно – честь

4 вариант – Местный – место – местность

5 вариант – Бессовестный – совесть – добросовестно

6 вариант – Известный – неизвестный – известие

После соединения каждая группа должна доказать правильность такого распределения в команды (вспомнить правило).

(Слайд №14) для проверки.

– Пути разведаны будем работать самостоятельно.

Рабочая тетрадь упр.122 стр.47

– На какие вопросы будет отвечать проверочное слово имя прилагательное?

– Если вы не согласны с ответом , то делаете пометку.

– Путешествие подходит к концу. Давайте вернёмся к девизу нашего урока. Вспомните его

– Как наш урок связан с девизом?

Ужасно интересно всё то, что неизвес…но

– Руководствуясь знаниями, полученными сегодня на уроке запишите его в тетради.

– Этот девиз будет нашим спутником и на следующем уроке русского языка.

– Какие же открытия мы с вами сегодня сделали?

Возьмите бортовой журнал. Найдите ответы на вопросы сегодняшнего урока.

  • Какие непроизносимые согласные в корне слова ты знаешь?
  • Когда обычно в корне слова встречается непроизносимый согласный звук?
  • Что надо сделать для проверки слова с непроизносимым согласным звуком?

Непроизносимые согласные Л, Т, Д , В.

Когда в слове встречаются сразу три или четыре согласных.

Проверка. Читают вопрос и ответ на него.

– Свои журналы вы в конце урока сдадите мне.

– Пришла пора закончить наше путешествие и островитяне на прощание оставляют вам зашифрованное послание. Расшифровать его вам помогут слова с непроизносимыми согласными звуками. Давайте его прочитаем.

У каждого учащегося на листке и на слайде.

Будьте как 0 , красивыми!
Будьте (прелесть), милыми!
Между собою (честь)!
Будьте всегда (счастье)!

Пусть эти слова звучат для вас как пожелание.

А дома, кто желает, запишите его в тетрадь и подчеркните непроизносимый согласный в корне. И выполните упражнение №119 в Рабочей тетради.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Правило проверки непроизносимой согласной в корне слова

Сайт учителя начальных классов Манохиной И.Н.

Знание существует для того, чтобы его распространять.

COM_VIRTUEMART_OFF_CANVAS

Урок «непроизносимые согласные » 3 класс

Предмет Русский язык

Класс 3

Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Тип урока: ОНЗ

Цели урока:

— сформировать представление о непроизносимых согласных звуках глаголе;

— сформировать знание правила проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал:

Ход урока.

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

— Здравствуйте, ребята! Какой приближается праздник? (Новый год.)

— Чтобы хорошо отдыхать на каникулах, сейчас надо хорошо поработать.

Учитель демонстрирует слайд 2.

Дед Мороз огни зажжёт

На высокой елке.

Бусы в два ряда.

— Новогодняя ёлка всегда наряжена игрушками. Сегодня мы будем её украшать шарами. Но шары не совсем обычные, на них задания Деда Мороза. Сможем их выполнить? (Да.)

— Для начала вспомните, чему был посвящен предыдущий урок? (Мы закончили изучение правил проверки правописания безударных гласных в корне слова.)

— Сегодня мы продолжим учиться приемам проверки правописания однокоренных слов.

— Как будете узнавать новое? (Сначала поймём, что не знаем; потом постараемся сами открыть новое знание.)

Учитель обращает внимание на два шага учебной деятельности. Слайд 3.

— С чего начнем? (Повторим необходимые знания.)

2 этап. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

— Перевернем первый шар и выполним задание. Это чистописание.

Учитель открывает слайд 4 или показывает образец чистописания на доске.

тдлв тдлв тдлв клюв клест

— Какая буква «лишняя»? Почему? (Буква л, т.к. обозначает непарный согласный звук.)

— Какую орфограмму помогают вспомнить слова в чистописании? (Правописание парных согласных в корне слова.)

— Как их проверить? (Изменить слово так, чтобы после согласного появился гласный или звук [н], чтобы согласный четко слышался.)

Учитель вывешивает на доску опорный сигнал к правилу. Слайд 5.

— Возьмем следующий шар. На нем слова с пропущенными буквами. Прочитайте их.

Слайд 6. Ученики по очереди читают слова:

Хл.пушка, в.селье, пл.сать.

— Что общего в этих словах? (Пропущена безударная гласная в корне слова.)

— Покажите сигнальной карточкой, какая безударная гласная пропущена. (Обучающиеся показывают.)

— Как проверили правописание безударных гласных в корне слова? (Подобрали однокоренное слово или изменили слово так, чтобы гласный в корне стал ударным.)

Учитель вывешивает на доску опорный сигнал к правилу. Слайд 7.

— Что объединяет эти орфограммы? (Обе орфограммы в корне слова.)

— Почему для проверки подбираем однокоренное слово? (Корень во всех однокоренных словах пишется одинаково.)

— Что мы повторили? (Правила правописания орфограмм в корне слова.)

— Почему я выбрала именно это? (Нам пригодятся эти знания при открытии нового знания.)

— Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)

— Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами определили, что мы ещё не знаем.)

Учитель открывает слайд 8.

— Посмотрите на слайд! Какое выражение лица у Деда Мороза? (Печальное, грустное, несчастное, невеселое.)

— Запишите на своих планшетках словосочетание грустное лицо.

Учитель показывает планшетки двух учеников. На одной запись «грустное лицо», а на другой «грусное лицо».

— Что вы замечаете? (Слово грустное записано по-разному.)

— Что вы не смогли сделать? (Не смогли найти правильный способ записи слова.)

Учитель убирает обе планшетки с записями учеников, не выставляя их на доску. Слайд №9. На слайде появляется анимация – вопросительный знак.

— Что необходимо сделать? (Остановиться и подумать.)

3 этап. Выявление места и причины затруднения.

— Какое задание вы не смогли выполнить? (Правильно записать слово грустное.)

— В чём затруднение? (Написали слово разными способами.)

— Каким правилом пытались воспользоваться? (Ни одно из изученных правил не подходит.)

— Почему возникло затруднение? (У нас нет способа написания таких слов.)

— Вы готовы преодолеть затруднение? (Конечно.)

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

— Какую цель вы поставите перед собой? (Найти способ проверки таких слов.)

— Сформулируйте тему урока. (Правописание новой орфограммы.)

— Что поможет вам открыть новый способ? (Актуализированные знания: проверка орфограмм в корне подбором однокоренных слов.)

— Как вы будете открывать новый способ? (Будем подбирать однокоренные слова к слову «грустное», как и для других орфограмм в корне слова.)

— Построим план выхода из затруднения.

Обучающиеся предлагают свои шаги, учитель записывает их в виде плана действий на доске. В заключение, открывается план на слайде. Слайд 10.

  1. Подобрать однокоренные слова.
  2. Выделить корень во всех словах.
  3. Сравнить написание корня во всех однокоренных словах.
  4. Сделать вывод.
  5. Зафиксировать новый алгоритм.

— Нам для такой ответственной работы пригодится острое зрение. Предлагаю выполнить упражнения для глаз «Сова», «Муха», «Бабочка».

Учащиеся выполняют упражнения для глаз «Сова»: сильно зажмуриваются и широко раскрывают глаз; «Муха»: вращают зрачками вправо – влево, вверх – вниз, по овалу; «Бабочка»: часто моргают, имитируя ресницами движения крыльев бабочки. Слайд 11.

5 этап. Реализация построенного проекта.

— Предлагаю вам поработать в группах. Но прежде повторим правила работы в группе.

Учитель открывает слайд 12.

1. В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Если не понял, переспроси.

5. Свое несогласие высказывай вежливо.

Обучающиеся называют правила, учитель открывает слайд с правилами работы в группе.

— Начинайте работать по плану. Даю вам 2 минуты.

По окончании отведенного времени ответственный из каждой группы зачитывает подобранные однокоренные слова, учитель открывает слайд со словами: грусть, грустит, грустненький, грустно, загрустили, взгрустнулось. Слайд 13.

— Вы выделили корень во всех словах и понаблюдали за написанием этих слов.

— Сделайте в группах вывод, как правильно написать слово грустное и почему.

Ответственный из каждой группы называет свой вариант правила. После обобщения делаем единый вывод.

— Вывод: корень в однокоренных словах пишется одинаково. Чтобы написать слово грустное, нужно подобрать однокоренные слова и выделить в них корень груст-, а затем написать в слове грустное такой же корень, т.е. с буквой т.

— Подчеркните одной чертой те слова, которые, по вашему мнению, являются проверочными.

— Молодцы! Давайте откроем новый шарик с заданием. Здесь есть по одному слову для каждой группы: звёздный, хвастливый, здравствуй, сердце, солнце, тростник. Прочитайте свое слово, запишите его звуковую транскрипцию, понаблюдайте и определите, где в каждом слове слабая позиция.

Учитель открывает слайд 14.

Учащиеся работают в группах. Ответственный из каждой группы показывает звуковую транскрипцию и называет слабую позицию в своем слове. По ходу ответа каждой группы учитель выставляет на доску карточки с буквосочетаниями ЗДН, СТЛ, ВСТВ, РДЦ, ЛНЦ, СТН.

звё здн ый – [зво зн ый]

хва стл ивый — [хва сл ивый]

здра вств уй — [здра ств уй]

се рдц е — [сэ рц э]

со лнц е — [со нц э]

тро стн ик — [тра сн ик]

Слайд 15 (анимация):

ЗДН [зн], СТЛ [сл], ВСТВ [ств], РДЦ [рц], ЛНЦ [нц], СТН [сн]

— Что произошло с некоторыми буквами? (Они не обозначили звук.)

— Как вы думаете, почему? (Возможно, в словах слишком много согласных.)

— Да, правильно. Когда в слове три, а иногда и четыре согласных буквы, бывает трудно их произнести. Вот мы и упрощаем их произношение.

— Как вы думаете, можно ли упростить также и их написание? (Нет, т.к. корень во всех однокоренных словах пишется одинаково.)

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

— Вы готовы назвать новую орфограмму и уточнить тему нашего урока? (Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.)

Учитель открывает слайд 16.

— Теперь попробуйте в группах создать свой опорный сигнал к новой орфограмме.

Учащиеся работают в группах и приносят на доску свои эскизы. Ответственные защищают проект. Обобщая все предложения, составляем согласованный опорный сигнал. Слайд 17.

— Сделайте вывод. (Если мы встретили в слове стечение нескольких согласных звуков, то надо подобрать такое однокоренное слово, в котором эти согласные четко произносятся. Тогда мы узнаем, есть ли в слове непроизносимый согласный.)

— Назовите шаги алгоритма проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.

Обучающиеся выдвигают предложения, учитель открывает запись. Слайд №18.

Алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными в корне:

  1. Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных.
  2. Подбираем однокоренные слова.
  3. Выделяем корень в однокоренных словах.
  4. Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся.
  5. Записываем слово.

— Проверим наш вывод по учебнику.

Обучающиеся открывают учебники и читают новое правило.

— Вернемся к нашему пробному заданию. Какой вариант записи слова грустное будет правильным и почему? (С буквой т, т.к. однокоренное проверочное слово – грусть.)

— Смогли мы преодолеть затруднение? (Да.)

— Что вы можете теперь делать? (Писать слова с непроизносимыми согласными в корне.)

— Какой следующий шаг учебной деятельности мы выполним на уроке? (Будем закреплять новое знание.)

— Все верно, но я предлагаю прежде отдохнуть. Нас ждет физминутка с Дедом Морозом.

Учитель открывает слайд 19.

6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

— Посмотрите теперь на нашего Деда Мороза. Изменилось у него выражение лица? (Да.)

— Какое оно у него теперь? (Счастливое, веселое, довольное.)

— Какое из названных вами слов на новое правило? (Счастливое.)

— Почему вы так решили? (Потому что в этом слове есть стечение нескольких согласных, значит, его правописание надо проверять.)

— Составим с этим словом словосочетание и запишем его. (Счастливый взгляд.)

Учитель приглашает к доске ученика, который комментирует вслух, остальные слушают, сверяют шаги по алгоритму и записывают в тетради: счас.ливый.

  1. Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных.
  2. Подбираем однокоренные слова: счастье, счастливчик, посчастливилось.
  3. Выделяем корень в однокоренных словах: счаст-.
  4. Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся: счастье.
  5. Записываем слово: сча стл ивый.

— Что вам принесет Дед Мороз? (Подарки.)

— Посмотрите на слайд. Какой мешок он несет? (Большой, огромный, гигантский.)

— Какое из названных вами слов на новое правило? (Гигантский.)

— Почему вы так решили? (Потому что в этом слове есть стечение нескольких согласных, значит, его правописание надо проверять.)

— Составим с этим словом словосочетание и запишем его. (Гигантский мешок.)

Учитель приглашает к доске ученика, который комментирует вслух, остальные слушают, сверяют шаги по алгоритму и записывают в тетради: гиган.ский.

  1. Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных.
  2. Подбираем однокоренные слова: гигант, прегигантский, гигантомания.
  3. Выделяем корень в однокоренных словах: гигант-.
  4. Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся: гигант.
  5. Записываем слово: гига нтс кий.

— Хотите посмотреть, какое задание на следующем шарике? (Да.)

Учитель переворачивает шарик.

— Используя алгоритм, прокомментируйте друг другу в парах, начиная с первого варианта, словосочетания: I вариант – извес.ный герой, II вариант – прелес.ная Снегурочка.

Учитель открывает слайд 20.

Обучающиеся работают в парах.

— Проверьте по образцу.

I вариант: известный – известие, весть; II вариант: прелестный — прелесть, прелести. Слайд 21.

— Кто из вас ошибся? Поставьте на полях вопросительный знак.

— В чем ошибка? (Ученики называют, в чем ошиблись.)

— Какой следующий шаг на уроке? (Проверим себя, справимся ли самостоятельно.)

7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Запишите слова, действуя по алгоритму: чес.ный. поз.ний. мес.ный.

Учитель открывает слайд 22.

— Проверьте по эталону. Слайд 23.

Че стн ый – че сть , по здн ий – опо зда л, ме стн ый – ме сто .

— У кого возникли затруднения?

— В каком шаге алгоритма вы ошиблись?

— В чем причина вашей ошибки? (Не смог правильно подобрать проверочное слово; проверочное слово подобрал, но корень в слове написал не такой, как в проверочном слове.)

— Исправьте ошибки. Сделайте вывод. (Нужно ещё потренироваться.)

— Кому все удалось, поднимите руку. Молодцы! Поставьте на полях «плюс».

— Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

8 этап. Включение в систему знаний и повторение.

— При выполнении каких заданий вы можете использовать новое правило? (При записи словосочетаний, предложений, текстов, т.е. в письменной речи.)

— Предлагаю вам потренироваться и записать стихотворение, которое сочинил Дед Мороз. Ведь он остался доволен результатами вашей самостоятельной работы.

На планете весь народ

Любит торжество Новый год.

— Понравилось стихотворение? (Не очень оно складное.)

— Как это можно исправить? (Заменить слово торжество синонимом праздник.)

— Прочитайте новое стихотворение:

На планете весь народ

Любит праздник Новый год.

Учитель открывает слайд 24.

— Встретилось ли нам слово на новое правило? (Да, это слово праздник.)

— Как вы можете его проверить? (Подобрать проверочное однокоренное слово.)

— Подберите. (Праздновать, праздничный.)

— Услышали в однокоренных словах звук [д]? (Нет.)

— В однокоренных словах [д] тоже не произносится, однако букву д надо писать. В русском языке есть устаревшее слово «празден», т.е. свободен, но оно уже не используется в речи. Правописание слова «праздник» надо запомнить.

— Где можно проверить написание этого слова? (В словаре.)

— Какой вывод из этого следует? (Бывают словарные слова с непроизносимыми согласными; их правописание надо запоминать.)

— С такими словами мы будем работать на следующем уроке.

9 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Какую цель ставили перед собой? (Найти способ проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.)

— Достигли мы цели? (Да.)

— Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне? (Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный четко слышится.)

— Теперь я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке.

— Кто смог открыть новое знание сам?

— Докажите. (Находили буквосочетания из нескольких согласных, подбирали проверочные слова, сами построили план проекта выхода из затруднения.)

— Кто не смог? Почему? (Не смог подобрать проверочные слова.)

— Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок и у вас нет вопросов, украсьте елку красными шарами.

Учитель открывает слайд 25.

— Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, украсьте елку синими шарами.

— Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, украсьте елку желтыми шарами.

— Покажите, шариком какого цвета вы будете украшать елку. Наша елка засияла огнями.

Учитель открывает слайд 26.

— Переверните свои шарики, на обратной стороне записано домашнее задание. Если вы выбрали шар желтого цвета, то вам предлагается записать однокоренные прилагательные к словам: область, ярость, уста. Если вы выбрали шар синего цвета, то вам предлагается подобрать к данным существительным (день, счет, житель) подходящие по смыслу прилагательные с непроизносимым согласным в корне слова. Если вы выбрали шар красного цвета, то вам предлагается придумать и записать три предложения, в которых есть слова с непроизносимым согласным в корне.

a-school.ru

Смотрите так же:

  • Рассчитайте сумму пособия Шаг 4. Как посчитать пособие по временной нетрудоспособности? 01.08.2018 Внимание! Документ устарел! Новая версия этого документа бесплатно в КонсультантПлюс Сумма пособия по временной нетрудоспособности рассчитывается по формуле (ч. 4, 5 […]
  • Приказ о наряд допуске Приказ о назначении лиц, имеющих право на выдачу нарядов-допусков Как правильно составить приказ по нарядам-допускам для организации, которая занимается такими видами деятельности, как водопроводно-канализационное хозяйство, чистка […]
  • Отступать от правила Сколько нужно отступать от забора при строительстве дома и других построек Счастливые хозяева загородных участков планируют строительство и дизайн своей территории, согласно своим вкусам, потребностям и возможностям. Задача эта […]
  • Доплата к пенсии за ребенка несовершеннолетнего Доплаты к пенсиям за иждивенцев в 2018 году В обязанности любого государства входит обязательная социальная защита нетрудоспособных граждан и инвалидов. Определение фиксированной государственной помощи населению осуществляется по […]
  • Приказ за халатное отношение Дисциплинарное взыскание, образец приказа Поддержание трудовой дисциплины во вверенном ему учреждении – важнейшая обязанность каждого руководителя. От этого напрямую зависит: общая эффективность работы всей организации, социальный […]
  • Повышение пенсий в апреле 2018 году по старости ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 30 марта 2018 С 1 апреля 2018 года произойдет увеличение государственных, в том числе социальных, […]

Комментарии запрещены.