Правило написания суффиксов после шипящих

Правописание гласных Е — О в суффиксах

1. После шипящих под ударением в соответствии с произношением пишется о , без ударения — е :

в суффиксах имен существительных: береж о к, очаж о к, дьяч о к, полович о к, пуш о к, борщ о к, трещ о тка, чащ о ба, стриж о нок, реч о нка, деньж о нки; ср. без ударения: порож е к, грибоч е к, реч е нька, руч е нька, нож е нька ;

в суффиксе -ов- имен прилагательных: кумач о вый, камыш о вый, чесуч о вый; в том числе притяжательных прилагательных: Кузьмич о в (пиджак); вечев о й, вещев о й, гужев о й;

в суффиксе -он кратких прилагательных мужского рода (с беглым о ), а также существительных женского рода в форме родительного падежа множественного числа: смеш о н, княж о н ; но без ударения; греш е н, нуж е н ;

в суффиксах (на конце) наречий: горяч о , общ о , свеж о , веч о р ; но без ударения: неуклюж е , вызывающ е .

Исключение: ещ ё .

2. После шипящих под ударением пишется е(ё) , хотя произносится [о] :

в суффиксе -ёвыва- глаголов: выкорч ё вывать, заноч ё вывать, затуш ё вывать, перекоч ё вывать ;

в суффиксе -ённ- ( -ён- — в краткой форме) страдательных причастий прошедшего времени: измельч ё нный, искаж ё нный, орош ё нный, пораж ё нный, смещ ё нный, обожж ё нный, измельч ё н, искаж ё н ;

в суффиксе -ён- отглагольных прилагательных (образованных от глаголов на ить и на чь ): копч ё ный (копт-ить), луж ё ный (луд-ить), мощ ё ный (мост-ить), береж ё ный (бере-чь), печ ё ный (пе-чь);

в суффиксах существительных, образованных от вышеперечисленных глаголов, причастий и прилагательных: копч ё ности, корч ё вка, обреч ё нность, размеж ё вка, сгущ ё нка, туш ё нка .

Примечание. Различаются в написании существительные (образованные от глаголов) типа ноч ё вка (ночевать), корч е вка (корчевать) и существительные (образованные от прилагательных с суффиксами -ов- , -ев- ) типа нож о вка, груш о вка . Во втором случае у существительных всегда пишется -ов- , независимо от того, какой суффикс у исходного прилагательного ( -ов- или -ев- ); ср.: нож о вка, понож о вщина (хотя прилагательные нож ов ый и нож ев о й ), груш о в ка (хотя гр у ш ев ый ), камыш ов ка и кам ы ш ев ка (певчая птица). Написание соответствующих суффиксов существительных регламентируется основным правилом , т. е. зависит от ударения;

в иноязычных словах с ударным суффиксом -ёр- : коммивояж ёр , дириж ёр , монтаж ёр , ретуш ёр , стаж ёр (но: м е недж ер ) . По аналогии образовано русское слово ухаж ёр .

gramma.ru

Оглавление:

Написание е/о после шипящих

Как уже говорилось, возможность написания е или о после шипящих (а также и после ц) появилась в связи с законом перехода /э/ в /о/ после мягких согласных под ударением (в том числе и после когда-то мягких /ж/, /ш/ и /ц/).

Победило написание о в следующих случаях:

1. В окончаниях прилагательных: чужо?й, большо?й, меньшо?й (устар.), старшо?й (просторечн.), так как русским прилагательным под ударением было присуще окончание с о — -ой, например: скупо?й, слепо?й, снегово?й, звуково?й и т.д. Таким образом, прилагательные с основой на шипящие легко влились в общий «отряд» полных прилагательных. Само собой разумеется,

что прилагательные чужо?й, большо?й и др. сохраняют о после шипящих и в косвенных падежах единственного числа: чужо?го, чужо?му, о чужо?м; большо?го, большо?му, о большо?м и т.д.

2. В суффиксе наречий: свежо?, хорошо?, горячо?, общо?, так как основная масса русских наречии, имеющих суффиксы -е/-о, — это наречия на -о. Особенно важна здесь ориентация на наречия с ударным суффиксом -о: смешно?, грешно? и т.п.

3. В окончаниях существительных: а) в окончании именительного падежа единственного числа — плечо? (как село?). Сюда же -харчо?. Собственно русских существительных среднего рода с ударным окончанием /э?/ сейчас нет; б) в окончании творительного падежа единственного числа существительных женского и мужского рода: душо?й, свечо?й, ножо?м, мечо?м и т.п.

Между окончаниями существительных с основами на шипящие и окончаниями существительных с основами не на шипящие возникли более сложные соотношения, чем это имело место в категории имен прилагательных и наречий. Графическое подравнивание в окончаниях существительных с основами на шипящие могло идти по двум графическим образцам, а именно по образцу с буквой е в окончании (буква ё уже со времени своего «рождения» была малоупотребительна) и с буквой о в окончании:

В ударных окончаниях имен существительных произносится только звук /о/. В формах землей, конем в окончании произносится тоже звук /о/, однако написанию здесь буквы о препятствует слоговой принцип графики. В /о/ здесь перешло этимологическое /э/ по закону изменения, или, иначе, перехода /э/ в /о/, ср.: во?лей, но земле?й; оле?нем, но коне?м. Такие же соотношения наблюдаем и у форм с шипящими: ча?шей, но душо?й; ча?щей, но пращо?й; пла?чем, но мечo?м; сто?рожем, но ножо?м. Различие только в том, что произносимое после шипящих /о/ можно и обозначить соответствующей буквой. Закреплению окончаний -ой, -ом после шипящих, несомненно, способствовал менее ограниченный слоговым принципом графики

первый графический образец окончаний существительных (сосно?й, столо?м). Таким образом, и здесь сыграло свою роль морфологическое подравнивание.

Я.К. Грот в своем исследовании «Спорные вопросы русского правописания. «, говоря о вышеперечисленных случаях как о таких, когда после ж, ш, ч, щ было «удобно писать о», так как в подобных формах эта буква «свойственна и при других согласных», отмечал тем не менее, что в окончаниях имен существительных мужского рода (мечом, ножом) написание буквы о «еще малоупотребительно»1. В 5-м издании и последующих практического руководства «Русское правописание» это вылилось у него в следующую формулировку: «Позволительно также писать о в творит, падеже ед. ч. сущ. имен: ножом, палашом, плечом, душою, свечою»2.

В первом издании «Русского правописания» Я.К. Грот безоговорочно писал, что «установилось оно (написание буквы о. — В.И.) в окончаниях. душой, свечой»3, но зато для слов мужского рода было указано: «пишут: мечем, палашем. «4. Однако распространявшееся и на формы мужского рода стихийное морфологическое подравнивание, к которому он относился явно одобрительно, и вызвало соответствующее изменение в рекомендациях Я.К. Грота, так как рекомендации вытекали у него обычно из живой практики письма.

4. В уменьшительном суффиксе имен существительных -ок. Морфологическое подравнивание сказалось и на закреплении о в суффиксе -ок: ярлычо?к, флажо?к, петушо?к, ремешо?к и т.п.

Существительные горшо?к, сверчо?к, мешо?к (именно с написанием о) отмечены, в частности, у Ломоносова, хотя он замечает, что они «умалительных силу потеряли»5.

На написание буквы о после шипящих здесь влиял суффикс -ок, закономерно употребляющийся с о после твердых согласных:листо?к, голубо?к, носо?к и т.п.

После мягких согласных уменьшительный суффикс с ударным гласным /o/ имеет графический вид -ек (мы пишем стебелек), но употребление буквы е на месте звучащего /о/ здесь так же, как и в окончании землей, непреодолимо ограничено слоговым принципом русской графики. Поэтому после всегда непарных по твердости-мягкости шипящих, где нет вынужденной необходимости равняться на ограниченный слоговым

принципом русской графики суффикс -ек (где е обозначает /о/ безусловно, целесообразно написание -ок.

5. В уничижительно-уменьшительном суффиксе имен существительных -онок — -онк(а): волчо?нок, мышо?нок, моржо?нок; речо?нка, одежо?нка, душо?нка и т.п.

Закреплению такого написания, по-видимому, способствовало написание слов типа колонка, запонка, перепонка, картонка и т.п., с конечной частью -онк(а), хотя в этих словах и нет суффикса -онк. С уменьшительно-ласкательным и пренебрежительным суффиксом в русском языке чаще употребляются существительные с мягкой основой (лошадь — лошаденка, олень — олененок, хотя ср.: сова — совенок, лев — львенок). Хотя суффикс -енк в положении не после шипящих является единственным графическим вариантом, влияние его на соответствующий, суффикс после шипящих при наличии другого конкурирующего влияния, по-видимому, было слабым.

6. В суффиксе имен прилагательных -ов-: ежо?вый, ершо?вый, лещо?вый.

Закреплению суффикса -ов-, а не -ев- способствовало то, что в именах прилагательных графически более сильным является суффикс -ов-: ольхо?вый, чепухо?вый, пухо?вый, бордо?вый и т.п. (он сохраняется и в безударном варианте: горо?ховый, оре?ховый и т.п.). Вариант суффикса -ов- — суффикс -ев- — является графически вынужденным, поскольку он употребляется после мягких согласных: рублевый, непутевый и т.п. (в безударном положении: тю?левый, ма?рлевый). Кроме того, прилагательных с суффиксом -ев- значительно меньше в русском языке, чем прилагательных с суффиксом -ов-.

Написания с е на месте произносимого /о/ удерживались после шипящих в тех случаях, когда в тех же морфемах после мягких согласных на месте произносимого /о/1, по требованию слогового принципа русской графики, неизбежно и обязательно писалось е.

Написание е победило в следующих случаях:

1. В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени (написание сохраняется и при переходе причастий в прилагательные): облегченный, обреченный, печеный, копченый, ученый, сушеный, сокращенный, смущенный, мощеный и т.п.

Суффикс страдательных причастий имеет два варианта: либо -енн-(-ен-), либо -нн-(-н-) [после а/я: -анн-(-ан-), -янн-(-ян-)]:застреленный, пудреный, избранный, мазаный, расстрелянный, стреляный.

При переходе /э/ в /о/ наряду с /энн/ и /эн/ в устной

речи появился звуковой вариант /онн/ и /он/, однако из-за слогового принципа русской графики он мог получить выражение на письме (если глагольная основа заканчивалась не на шипящий) только в виде варианта -енн-: воспаленный, врожденный, плетеный и т.д.

После шипящих звуковой вариант /онн/ мог получить выражение на письме, так как графика это допускает: «заключонный», «лишонный», «копчоный», «мочоный», «учоный». Однако влияние единственного графического варианта -енн-(-ен-), употребляющегося после других согласных, оказывалось очень сильным, и практичеки возможное написание причастного суффикса в виде графического варианта -онн-(-он-) после шипящих не привилось.

Кроме того, устойчивости написания -енн-(-ен-) после шипящих способствовало и то, что причастный суффикс -енн-(-ен-) после глагольных основ на шипящие бывает и с безударным гласным: растрево?женный, предназна?ченный, смо?рщенный, пе?рченый, ко?шеныйи т.д.

Влияние зрительного комплекса -енн-(-ен-) настолько велико, что почти полностью подавляет осознанность звучащего комплекса /онн/. Ср.: ви?денный и рождённый, па?реный и варёный. Сохранению осознанности комплекса -енн-(-ен-) как суффикса причастных форм способствуют также колебания ударения в причастных формах и вызываемая этим неустойчивость звукового комплекса /онн/:раздроблённый — раздро?бленный, унижённый — уни?женный, заворожённый — заворо?женный, заснежённый — засне?женный, приглушённый — приглу?шенный и т.п.

2. В глагольных окончаниях первого спряжения: течешь, течет, течете; бережешь, бережет, бережете и т.д.

Русские глаголы имеют две разновидности спряжения. Первую — с личными окончаниями -у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют). Это глаголы первого спряжения, например: сохну, сохнешь, сохнет, сохнем, сохнете, сохнут. И вторую — с личными окончаниями -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят). Это глаголы второго спряжения, например: сижу, сидишь, сидит, сидим, сидите, сидят. При переходе /э/ в /о/ в устной речи появились звуковые варианты /ош/, /от/, /ом/, /от’э/ у личных окончаний глаголов первого спряжения: бе/р’ош/,бе/р’от/, бе/р’ом/, бе/р’от’э/, однако из-за слогового принципа русской графики на письме это /о/ могло быть выражено буквой ё, а нео: берёшь, берёт, берём, берёте, на практике же это обычно не ё, а е: берешь, берет, берем, берете и т.д.

После шипящих звуковой вариант с /о/ мог получить выражение на письме: «печошь», «печот», «печом», «лжот», «лжом», «лжоте», однако не получил его. Этому способствовали те же причины, какие помогли закреплению после шипящих

графически единообразного причастного суффикса -енн-(-ен-), а именно: влияние глагольного окончания с буквой е (даже при произношении /о/) после других согласных (течет, лжет и т.д., как берет, везет и т.д.); влияние окончания с е после шипящих же, когда окончание безударно (печет, лжет и т.д., как выпечет, пишет и т.д.); осознанность окончаний с е как типовых для глаголов первого спряжения, противопоставленных окончаниям с и глаголов второго спряжения.

Личные окончания и суффикс страдательных причастий прошедшего времени часты в употреблении, и, конечно, если «в бесчисленном множестве случаев этот обычай (писать е на месте произносимого /о/. — В.И.) не мешает правильному произношению, то естественно, что и после шипящих нет необходимости всякий раз означать на письме выговор, изменяющий е в ё»1.

3. В формах прошедшего времени глаголов: шел, жег, ожег, поджег.

Мы пишем их так же, как глаголы вел, брел, мел, нес. Здесь, как после шипящих, так и после нешипящих, на месте графического е(употребляемого обычно вместо ё) под влиянием форм типа вел (где написание о невозможно благодаря слоговому принципу русской графики) не закрепилось написание о и в глаголах с шипящими.

4. В суффиксе -ер-, выделяемом в некоторых интернациональных словах, являющихся названиями лиц по роду деятельности:дирижер, ретушер, коммивояжер, стажер и т.п. Написание -ер- поддерживается аналогичными названиями, в которых этот суффикс следует не после шипящих: режиссер, гравер, боксер, суфлер и т.п.

5. В корне слова, если при образовании других слов с этим корнем или при изменении формы слова в этом корне после шипящих звучал либо ударный гласный /э/, либо безударный гласный, с которым чередовался ударный гласный либо /э/, либо /о/.

Приведем примеры изменения формы слова:

· 1) существительное щека — ед. ч.: им. п. щека?, род. п. щеки?, дат.п. щеке?, вин. п. щёку /ш’чоку/, тв. п. щеко?й, предл. п. о щеке?; мн. ч.: им. п. щёки /ш’чок’и/, род. п. щёк /ш’чок/, дат.п. щека?м, вин. п. щёки /ш’чок’и/, тв. п. щёками /ш’чокъми/, предл. п. о щеках /ш’чокъх/;

· 2) местоимение что — им. п. что, род. п. чего, дат.п. чему, вин. п. что, тв. п. чем, предл. п. о чём /чом/.

Примеры однокореиных слов с чередующимися гласными: же?нский — жёнушка, че?ртит — чёрточка, ше?рсть — подшёрсток,

щель — щёлка и т.п. Сюда же примыкают и такие однокоренные слова с ударным корневым /о/, с которым соотносятся безударные /и/ и /ы/: жёлтый — желтизна (ж/ы/лтизна), пощёчина — щека (щ/и/ка) и т.п.

Там, где указанное чередование не наблюдалось, стихийно закрепилось написание о: жом, чох, шок, шов, чопорный и в нек. др. подобных же словах1. Эти слова не с чем сравнивать, написание е ничем зрительно не поддерживалось. Поэтому е здесь только мешало, слова жом, чох и т.п. как бы подравниваются к словам гол, дог, дож, кок и т.п.

Несмотря на имеющееся чередование, закрепилось написание о также в существительном поджог (ср.: поджечь) «как бы для отличия от глагольной формы поджег»2.

В некоторых корнях с чередующимися гласными написание е было неустойчиво, что и отмечалось в орфографических словарях вплоть до унификации 1956 г., например: желудь и жолудь, желоб и жолоб, чеботы и чоботы и т.п.

Я.К. Грот, изучив употребление е и о после шипящих, уловил определенные закономерности в этом употреблении и описал их в своей книге «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне». Его рекомендации, данные в вышедшем позднее руководстве «Русское правописание», нельзя даже назвать правилами в собственном смысле этого слова: он сообщает о принятом обычае писать так или иначе.

В 1956 г., когда был опубликован впервые созданный в истории русского правописания полный свод правил, исторически сложившиеся написания е и о после шипящих (с небольшой унификацией колеблющихся случаев) были приняты как обязательные. Это были уже именно правила (см. § 4 «Правил русской Орфографии и пунктуации»).

Написания е и о после шипящих внешне распределились по двум линиям — в именных суффиксах и окончаниях обычным является написание о: рожок, медвежонок, книжонка, ежовый, смешон, свежо, княжон, плечо, ножом, чужой; в глагольных суффиксах и окончаниях обычным является написание е: напряженный, напряженность, ученый, ученость, затушевывать.

Выпадает из этой системы противоположения именных и глагольных морфем именной суффикс -ер- (дирижер и т.п.). Однако этот суффикс связан с глагольным словообразованием — слова с суффиксом -ер- соотносительны с глаголами на -ировать: дирижер — дирижировать, ретушер — ретушировать и тд.

Некоторые сдвиги в этой системе и заметные трудности при письме создаются тоща, коща эти линии перекрещиваются. Так, словотушенка внешне похоже на словообразовательный тип книжонка, а по сути оно соотносится с причастием тушеный. Созвучныеножовка и ночевка соотносительны: первое слово — с именным типом (ножовый), и в нем пишется после шипящей о, а второе — с глагольным (ночевать), и в нем после шипящей пишется е.

Очень важно учитывать сложившиеся соотношения в написании именных и глагольных суффиксов при решении вопросов правописания, когда появляются новые слова и возникает необходимость их оформления. Так, в орфографических словарях еще не зафиксированы новые слова мелоче/oвка и рече/oвка. Первое из них приводится в словаре «Новые слова и значения» (М., 1984). Дается написание мелочевка. Но это словарь не орфографический и приводит те написания, которые встречаются в печати. В печати встречаются написания и мелочевка и мелочовка. Преобладают первые. Это и фиксирует словарь. Однако написание именного суффикса с буквой е выпадает из системы сложившихся написаний и не может быть поддержано. Этот вопрос хорошо прокомментирован в кн. В.Ф. Мейерова «Типология буквенных орфограмм» (Иркутск, 1988. С. 109). Аналогична ситуация со словомрече/oвка. Словари его не фиксируют. Консультационный отдел журнала «Русская речь» (1985. № 5. С. 61) рекомендует написаниеречёвка, с чем трудно согласиться. Справедливо не соглашается с таким решением журнала В.Ф. Мейеров («Типология. «. С. 110). Системны мелочовка, речовка1.

scicenter.online

О Е после шипящих в прилагательных

Содержание

  1. Особенности написания О/Е после шипящих в прилагательных
  2. Написание О Е после шипящих в суффиксах прилагательных
  3. Написание О Е в окончаниях прилагательных после шипящих
  • Тест по теме

Особенности написания О/Е после шипящих в прилагательных

В русском языке достаточно часто делают ошибки при написании О Е после шипящих в прилагательных. В зависимости от морфологических особенностей слова, выделяют правила употребления О/Е в суффиксах и в окончаниях прилагательных.

Написание О Е после шипящих в суффиксах прилагательных

Правописание суффиксов прилагательных после шипящих зависит от того, употребляется суффикс слова под ударением или без:

  • О после шипящихпод ударением пишется в прилагательных с суффиксами -ов-, -он-, в том числе в притяжательных прилагательных (холщовый, грошовый, моржовый, смешон).
  • Е после шипящих без ударения пишется в соответствии с произношением (нежен, грешен, нужен).
  • Е после шипящихпод ударением пишется в отглагольных прилагательных с суффиксом -ен- (жженый, моченый, тушеный), при этом в суффиксе произносится не Е, а О.

Написание О Е в окончаниях прилагательных после шипящих

В окончаниях прилагательных после шипящих написание

Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.

obrazovaka.ru

Правило написания суффиксов после шипящих

О и Ё (Е) в суффиксе и окончании после шипящих

Как правильно: девч О нка или девч Ё нка? С врач О м или с врач Ё м?
Мы уже разобрались с тем, какую букву — О или Ё — писать после шипящего в корне. Помните? Нужно найти проверочное слово с чередованием с Е ( ч Ё рный — ч Е рнеть, приш Ё л — пришЕдший).

А если проблема с выбором буквы не в корне, а в другой части слова (в другой морфеме)? Ну, с приставкой можно расслабиться: в приставке такой проблемы никогда не возникнет. А вот с суффиксом и окончанием возникает, и очень часто (девч О нка или девч Ё нка, с врач О м или с врач О м?) Запомнить правило совсем не сложно. Потому что оно одинаковое и для суффиксов, и для окончаний. Единственное, на что нужно обратить внимание, это на то, какой частью речи является слово с проблемой в суффиксе или окончании.

Если это глагол или любое отглагольное образование (причастие, отглагольное прилагательное, даже отглагольное существительное), то пишите Ё , без всяких исключений, даже не разбираясь, суффикс это или окончание.

береж Ё т (глагол), огорч Ё нный (причастие от глагола «огорчить»), вскипяч Ё н (краткое причастие от глагола «вскипятить»), копч Ё ная (прилагательное от глагола «коптить»), туш Ё нка (существительное от глагола «тушить»).

А вот если слово не имеет отношения к глаголу (если это существительное, прилагательное, наречие, но не отглагольные), то правило такое: под ударением пиши О , без ударения Е (о букве Ё речи совсем не идет): девч О нка, грош О вый, врач О м, горяч О .

НО! (есть исключения): суффикс -ёр всегда пишется с Ё : дириж Ё р, ухаж Ё р, тренаж Ё р .

pishipravilno.livejournal.com

Урок на тему «Правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах имен прилагательных»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Тема урока: Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных.

Программа: Программы для общеобразовательных школ: «Русский язык». 5-9 кл./ Сост. Т. А. Ладыженская — М: «Просвещение», 2008 г.

Учебник: Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская — М.: Просвещение, 2009 г.

Тип урока: урок «открытия» нового знания .

повторить написание букв о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных,

совместно с учащимися открыть правило написания букв о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных;

формировать способность учащихся применять правило правописания букв о и ё после шипящих в суффиксах и окончани имен прилагательных на практике;

Развивающая: развивать у школьников орфоргафическую зоркость, умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка.

Устный с комментированием

С опорой на схему

В процессе беседы

Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская — М.: Просвещение, 2009 г.

Мотивирование к учебной деятельности. Организационный момент — 1 минута

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии — 12 минуты

Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) — 7 минут

Физминутка 2 минуты

Первичное закрепление — 5 минут

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) — 5 мин

Включение в систему знаний и повторение — 9 мин

Рефлексия — 2 минуты

Домашнее задание — 2 минуты

Мотивирование к учебной деятельности.

Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся

Запишите в тетради число и «классная работа».

Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Посмотрите на слова, записанные в таблице.

Боч..к, врач..м, бараш..к, товарищ..м, снеж..к, деревц..м, барсуч..нок, певц..м, веноч..к, луч..м, башмач..к, зеркальц..м, височ..к, меч..м, бельч..нок, чаш..й, береж..к, багаж..м, песоч..к, внуч..к, списоч..к, платочек, пастуш..к.

Холщ..вый, больш..го, парч..вый, чуж..го, глянц..вый, беж..вый, хорош..го, пунц..вый, алыч..вый, пригож..го, на свеж..м, нож..вой, куч..вые, в дремуч..м, оранж..вый, кольц..вая, камыш..вый, колюч..го, ерш..вый, лежач..го, сторож..вой.

Какой части речи принадлежат данные слова?

Сравните прилагательные и существительные в таблице и определите тему нашего урока.

Правописание каких слов не вызывает у вас затруднение? Почему?

Задание — записать существительные, вставить пропущенные буквы

Проверь себя. Самопроверка.

Бочок, врачом, барашек, товарищем, снежок, деревцем, барсучонок, певцом, веночек, лучом, башмачок, зеркальцем, височек, мечом, бельчонок, чашей, бережок, багажом, песочек, внучок, списочек, платочек, пастушок.- —

— Какое умение помогло нам при написании этих слов?

(Умение ставить ударение)

На данном этапе урока идет повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Учителем провоцируется проблемная учебная задача, решение которой и является целью ученика. Возникает противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать.

Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

Можно ли найти общий принцип в написании О и Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях имен существительных и имен прилагательных?

От чего зависит выбор гласных?

Сформулируйте правило правописания букв О и Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях имен прилагательных.

— Теперь мы можем объяснить написание имен прилагательных?

На данном этапе учащиеся обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства — алгоритм выбора гласной после шипящей.

Физминутка способствует снятию усталости, позволяет переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Реализация здоровьесберегающих технологий – необходимый элемент современного урока.

Первичное закрепление .

Расставьте буквы е и о по своим местам. Помните об ударении.

Холщовый, большого, парчовый, чужого, глянцевый, бежевый, хорошего, пунцовый, алычовый, пригожего, на свежем, ножевой, кучевые, в дремучем, оранжевый, кольцевая, камышовый, колючего, ершовый, лежачего, сторожевой,

При этом проговаривается новый способ действия во внешней речи;

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) .

Задание. Запишите предложения из упражнения № 390, обозначьте условия выбора гасных О и Ё после шипящих. (работа по вариантам в тетрадях и на доске; проверка).

— Кто допустил ошибки? Над чем надо поработать? ?

Самостоятельная работа позволяет каждому ученику применить полученные знания на практике. Самопроверка способствует выявлению пробелов в знаниях

Включение в систему знаний и повторение.

Каким новым знанием мы пополнили свою “копилку” знаний?

От чего зависит написание гласных после шипящих в суффиксах и окончаниях имен прилагательных?

— Я рекомендую выполнить еще одно упражнение, вставив пропущенные буквы в данные слова, написанные на доске, пользуясь необходимым способом действия.

(Самопроверка по эталону)

– Кто ошибся? В каком месте? Найдите и исправьте ошибки.

Учащиеся уясняют место использования нового приема в системе изученных орфограмм; упражняются в правописании гласных О и Ё в суффиксах и окончаниях имен прилагательных;

Ребята продолжите предложения:

Сегодня на уроке мы повторили…

Самым интересным мне показался тот момент, когда …

Трудным для меня стало…

— Пожелаем друг другу прекрасного настроения и успешного выполнения домашнего задания!

На данном этапе учащиеся оценивают уровень понимания изученного материала, высказывают собственную позицию, соотносят с мнениями.

Прием рефлексии – устная работа, цель которой – обнародование собственной позиции, соотнесения с мнениями других , выражение эмоционального состояния.

Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

Ефремова Любовь Романовна МОУ СОШ № 12, г. Ноябрьск, ЯНАО

Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе — http ; // festival .1 september . ru

Петерсон Л. Г. Требование к составлениюплана урока ппо дидактической системе деятельстного подхода — М., 2006 г.

  • Андреева Ольга Кирилловна
  • 3157
  • 13.09.2015

К учебнику: Русский язык. 6 класс. Учебник в 2 ч. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. 5-е изд., дораб. — М.: 2015. Ч. 1 — 191с., Ч.2 — 175с.

К уроку: § 63. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

Номер материала: ДA-041965

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

infourok.ru

Смотрите так же:

  • Bg патент Как я получал патент в 2016 году Доброго времени суток! Сегодня я напишу статью о ПСН (патентной системе налогообложения), а именно о том как я лично получал патент в 2016 году для розничной торговли. Получение патента в 2017 году. […]
  • Следственный комитет комсомольск на амуре Комсомольский-на-Амуре следственный отдел на транспорте Адрес: 681013, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, 34 Телефон: тел/факс 8 (4217) 54-36-88 Руководитель: Кутиков Дмитрий Сергеевич Заместитель […]
  • Горячий спор это как Горячий спор это как Перед принятием закона «О кооперации» велись горячие споры, какая кооперация нам нужна — производственная или торгово-посредническая. При этом они нередко расходились в мнениях и вступали в горячие споры. Моя статья […]
  • Разбор слов Пребывание Разбор слов Пребывание ПРЕБЫВА́НИЕ, -я, ср. 1. Состояние по глаг. пребывать (во 2 знач.). Пребывание у власти. □ В последние дни пребывания в Гонконге погода значительно изменилась. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». Месяцы пребывания в штабе […]
  • 2 закон динамики 2 закон динамики Для описания законов динамики вводят динамические параметры – массу m , силу и момент силы . Масса тела – мера количества вещества, содержащегося в теле. Масса проявляется в двух свойствах: а) в гравитации – в […]
  • Many much any a lot of правило Английский язык: уроки онлайн Уровень Elementary Урок 1. Предложение в английском языке. Личные и притяжательные местоимения. Глагол to be. Число существительных. Тема 9. Much/many/a lot of в обороте there is/there are. […]

Комментарии запрещены.