Правило и образ кротости

Святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому

Тропарь, глас 4-й:
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 3-й:
В Мирех, святе, священнодействователь показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Величание:
Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва:
О, всехвальный и всечестный архиерею, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, муже желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо, осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник, яко финикс процветший, насажденный во дворех Господа своего, живый в Мирех, миром облагоухал еси и миро приснотекущее благодати Божия источаяй. Твоим шествием, пресвятый отче, море освятися, егда многочудесныя твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалити имя Господне. О, преизрядный и предивный чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед! Тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудраго учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткаго наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство. Услыши нас, молящихся тебе и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему и исходатайствуй твоими богоприятными молитвами вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущия от всякаго озлобления помощию твоею, вемы бо, вемы, яко много может молитва праведнаго, поспешествующая во благое: тебе же праведнаго, по Преблагословенней Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем. Ты нас соблюди, яко бодрый и теплый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбех наших подай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия: понеже недостойни есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших, связани узами греховными, и николиже воли Создателя нашего сотворихом, ни сохранихом повелений Его. Темже преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческаго заступления к Нему просим: помози нам, угодниче Божий, да не погибнем со беззаконии нашими, избави нас от всякаго зла и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в нейже твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и покланяемаго Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

www.molitvoslov.com

«ПРАВИЛО ВЕРЫ И ОБРАЗ КРОТОСТИ»

Святитель Николай, великий угодник Божий, родился в Патаре Ликийской области. Он был единственным сыном богатых и благочестивых родителей. Ещё до рождения освященный Божественной благодатью, он, возрастая годами, возрастал и в разуме, совершенствуясь в добродетелях, которым его учили отец и мать. С детства он преуспел в чтении Священного Писания и молитве, и достигнув совершенства в слове и учении, явился совершенным и в жизни. Николай хранил истинное целомудрие и чистым умом всегда созерцал Господа. Дни и ночи проводил он в храме Божием, читая божественные книги и молясь. Дядя Николая, епископ Патарский, поставил его сначала в чтеца, потом посвятил в сан священника.

Во время паломничества в Иерусалим св.Николай решил удалиться в пустыню и провести свою жизнь в тишине и безмолвии. Но Господь не благоволил этому, св.Николай был послан Божественным Гласом на родину для иного служения. Спустя некоторое время его назначили архиепископом Мир Ликийских. Не любя человеческой славы, святой долго отказывался, но, боясь ослушаться Господа и уступив людям, он против своей воли принял сан архиерея.

Святитель Николай был кроток нравом и незлобив, духом смирен, одевался просто, ел мало и простую пищу. Дом его был открыт для всех, сиротам он был отец, нищим – милостивый податель, плачущим – утешитель, обиженным – помощник, и всем – великий благодетель. Святитель порой даже не дожидался просьб, а сам приходил на помощь. Но что касается защиты Православия, здесь св.Николай стоял твёрдой, несокрушимой стеной, охраняя святую веру от всяческой ереси. На I Вселенском Соборе он даже ударил еретика Ария по лицу, после чего его хотели строго наказать. Но Сами Спаситель и Богородица вступились за него, явившись некоторым святым сановникам в знак того, что святитель Николай – великий Угодник Божий.

Святой много лет прожил в Мирах Ликийских, и, достигнув глубокой старости, недолго поболев, преставился ко Господу. С радостью и молитвой он перешел в вечную и блаженную жизнь.

Много великих чудес сотворил Николай Угодник и в течение своей земной жизни, и уже после преставления. Он для всех всегда и во всякой нужде – наш готовый помощник, скорый предстатель, теплый заступник и избавитель от бед, лишь только призовём его имя. Чудес его по всей земле исчислить невозможно. Нет уголка в христианском мире, где бы не было известно имя Николая чудотворца, Угодника Божия, и восток, и запад почитают его святую память, но на Руси к святителю особая любовь. Пожалуй, нет ни одного даже маленького города в России, где не стоял бы оплотом веры храм в честь этого святого.

Да прославится в нём Триединый Бог, Отец, и Сын, и Святой Дух, и его святое имя да похвалится всеми верными вовеки.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

www.hram-bg.ru

Правило и образ кротости

Во имя отца и Сына и Святаго Духа!

С праздником дорогие братья и сестры! Все мы с вами слышали такое выражение, что вера есть дар Божий. Но вере, если человек ее приобрел, мы можем своими делами и поступками помочь и от веры тоже можем человека отвратить нашими делами и поступками. Потому что спасение в этом мире осуществляется как промыслом Божиим о нас, так и делами рук и ног человеческих. И получается так, что когда мы празднуем день памяти какого-то святого, прежде всего мы повторяем его жизнь. Мы повторяем память того, что он в своей жизни сделал и как он сделал. Однажды преподобного Паисия Святогорца спросили: Батюшка, вот Царство Небесное, а как это будет? Преподобный Паисий задумался и сказал, что в Священном Писании есть указание, что Господь говорит, что в дому Отца Моего обителей много, Я иду уготовать эти обители для вас. Если было бы не так, то Я бы вам сказал.
И вот, сказал преподобный Паисий одному из своих чад: «Я думаю так, что у одного человека после смерти, когда попадет он в Царствие Небесное, будет чашка радости, а у другого будет тарелка радости, а у третьего человека будет целое озеро радости. А у некоторых людей будет целое море радости». Но почему, спросили у преподобного Паисия? « Все зависит от того, думаю я, – сказал он, – как этот человек жил и как относился к другим людям».

Празднуя день памяти преподобного Николая святителя Мирликийского, мы, прежде всего, отдаем себе отчет, что, в общем-то, это наш святой. Ну, действительно, вот святитель Николай, любого спросите, все знают его. Все его знают, и многие люди считают его именно русским святым, хотя он был грек. И получается так, что важна не национальность, а важно то, как человек относится к другому человеку.

В 1921-м году, когда нашу страну постигла Гражданская война, когда многие люди уходили в рассеяние, произошел такой случай в китайском Харбине. Русские люди, уезжая на восток, на запад, везли с собой и нашу русскую культуру, везли с собой православие, везли с собой иконы, везли с собой образ православной жизни. Открывали храмы там, где, в общем-то, православия и не было. И вот однажды люди на Харбинском вокзале были свидетелями такого случая.

Раньше на каждом вокзале была большая икона. Вот как есть храмовая икона, как есть до-машняя икона, есть икона на входе в храм, так и на вокзале была своя икона. На всех вокзалах раньше такое было. А в Харбине русские эмигранты сделали такой иконой икону святителя Николая. Была написана большая икона, сделали ей киот, чтобы она не пылилась. И когда русские люди приезжали или уезжали из Харбина, все они, естественно, крестились на образ святителя Николая, и потом каждый занимался своим делом. И на этом Харбинском вокзале добывал себе на жизнь и пропитание один китайский старик.

Вот что значит жить в нашем мире? Это значит, что нужно постоянно работать. Это значит, что утром нужно встать и пойти на работу, потом прийти с работы. И так зачастую каждый день. Мало бывает у нас праздников, мало выходных, мало бывает отпусков. Почему? Потому что нужно зарабатывать деньги как у нас в России, так и в тогдашнем Китае, так и во Франции все естественно должны были работать, и все как-то работали.

И вот этот старик занимался тем, что был чем-то вреде Мак Дональдса на вокзале. Мы все знаем, что есть быстрая еда. И у китайцев тоже она есть. Есть у них такие лепешки, которые они пекут и добавляют туда начинку вроде наших пирожков. Начинка может быть самая разная: и картошка, и рис, и бобы, и рыба и мясо, если богатые люди. А чаще всего эти лепешки с картошкой или рисом, очень похожие на наши пирожки. И цена им пол юаня. И этих пол юаней, сколько он продаст, столько и наберется. А юань на старые царские деньги где-то было 10 копеек.

И представьте себе, сколько нужно было набрать этому старику на жизнь, чтобы заплатить за свой дом, за землю, за лодку, которую он использовал в своем деле, потому что приходилось ему добираться до вокзала через реку, приток Амура. Река была достаточно широкая, а деревня его находилась на другой стороне. Ему приходилось каждый день ездить туда и обратно. Дома ему готовили еду, он переправлял ее на лодке, сидел на вокзале и торговал. А потом с тем, что наторговал, с тем, что осталось, переправлялся на лодке обратно в свою деревню. И он всегда смотрел на русских эмигрантов, которые крестилось на икону святителя Николая. И как всякий любознательный человек и человек небогатый, как-то по-своему он верил, что Господь есть, свой, его Господь. Он поклонялся своим китайским богам, интересовался другими религиями, потому что вокруг него были люди разных национальностей. Он никого старался не осуждать, и понимал, что всем людям жить, в общем-то, тяжело. И каждый занимается в этой жизни своим делом. И он занимался, пока с ним не случилось несчастье.

А несчастье случилось так. Работать-то нужно, выходить на работу надо. Сломалось у него весло. А представьте себе, как переплавляться через реку, да еще в плохую погоду, да еще полноводную реку с одним веслом? Но делать нечего, зарабатывать на жизнь надо. И вот он решился: погрузил все свои продукты в лодку и поплыл в Харбин с одним веслом, пытаясь переправиться через эту реку. Но погода была очень плохая, и стал просто тонуть. Лодку стали захлестывать волны, и так как он не умел плавать, он понимал, что оказавшись на середине реки, тем не менее вот это последний день его жизни.

И естественно, что делает человек в таких случаях? Он начинает молиться. Сначала он начал молиться своим богам, тем, которым приносил жертвы, тем, в которых верил. Он молился естественно по-китайски, потому что это был единственный язык, который он знал. И тогда, когда все было перепробовано, когда все молитвы, которые он знал, были сказаны, когда он обратился ко всем богам, которые он знал, и когда он уже захлебывался, а больше уже никаких богов не осталось, он сказал по-китайски: «Старик, который на вокзале, помоги мне».

И произошло чудо. Этот человек, правда, без своей лодки, но живой, оказался вот на этом берегу, на берегу, где был этот вокзал. И первое, что он сделал, поняв что не утонул, он побежал на вокзал и с криком упал на колени перед иконой святителя Николая. Он молился на китайском языке, что-то говорил иконе, а люди не могли его понять. И уже потом, когда он чуть-чуть пришел в себя, он рассказал об этом случае.

Оказывается, неважно какой человек, оказывается неважно какой он национальности. Оказывается неважно, крещеный ли этот человек или не крещеный, но дела милосердия, дела любви Божией к другому человеку, которые мы с вами проявляем в этой жизни: простое подаяние, простое доброе слово, когда мы не можем помочь ничем материально, может человека к вере привести. И есть удостоверения священников, которые там в Харбине в храме служили, что этот старик пришел к православной вере, крестился. И милостью Господней, когда Господь явил такое чудо, он спасся в Царство Божие.

Но если каждый из нас с вами уподобится святителю Николаю и, выйдя из этого храма, сделает хотя бы одно доброе дело, и сделает это доброе дело не раздумывая, кто перед нами – православный или не православный, крещеный или не крещеный, конечно же этот мир станет лучше. Ведь самая простая проповедь Христа, самое простое дело, когда мы с вами укрепляемся в вере – это не только когда мы говорим и учим человека, как надо жить и как не надо жить. А самая простая проповедь, как было замечено, когда многие жители Таджикистана поехали после известных событий в Москву, была явлена в нашем храме. Может быть, это было и в других храмах, а в нашем храме она была явлена вот таким образом.

Сидело здесь семейство таджиков в национальной одежде. Люди приехали от нужды. Вид-но было, что это никакие не пьяницы, но видно было, что они приехали действительно от боль-шой нужды. Это были действительно беженцы. Сидел старик в тюбетейке и в халате, рядом сидела с ним его жена и с ними четверо детей.

Все они пришли на территорию храма. Так как они были не крещеные, и не православные, с ними надо было что-то делать. А дело в том, что этот старик даже по-русски говорил плохо. Тогда некоторые люди подошли в нашу трапезную, взяли самое простое: пакет молока и батон хлеба. И вот этот человек подошел к старику и сказал ему одно простое русское слово: «На!» Старик посмотрел на этого человека, перекрестился, потому что он тоже здесь сидел целый день и видел, как люди крестятся, хотя он и не был православным, и ответил ему простыми русскими словами: «Спаси Господи».

И вот это было на моей памяти самой простой проповедью Христа. И может быть, вот этим этот человек уподобился святителю Николаю, который так просто даже за малое моление сразу же помогает всем, просящим у него помощи. Также и мы с вами должны уподобляться святителю Николаю, когда человек просит у нас помощи.

Конечно, помощь должна быть разумная. Одно дело помочь бабушке, которой нечего есть, а другое дело подать деньги тому пьянице, который не хочет работать и стоит у ворот нашего храма. Мы все должны иметь рассуждение. Но все-таки больше людей нуждающихся, нуждающихся в нашем добром слове, в нашей помощи. И дело в том, что мы не должны бояться помогать людям: поможем ли мы одному или поможем мы другому. Достоин ли он помощи или нет. Господь всегда нам подскажет кому подать, что подать и как подать. И даже если не будет у нас с вами того, что можно подать материально, всегда у нас у нас с вами может быть доброе слово для другого человека. А может быть, что и доброго слова бывает недостаточно. Вот упал человек на улице и видно, что он не пьяный. А видно, что он упал, что прихватило его сердце, или стало ему плохо по каким-то другим причинам. И вот приезжает скорая помощь, и мы проходим мимо этого человека, которому делают укол. Как мы можем ему помочь? А очень просто. Мы можем сказать про себя: «Господи, помяни милосердием и человеколюбием этого человека, имя которого Ты, Господи, ведаешь. Помоги ему спастись во Царствии Твоем, прости ему всякое согрешение его вольное или невольное. Будь милостив к нему в этой тяжелой жизненной ситуации. И этой молитвой мы оказываем помощь этому человеку. И этой молитвой мы тоже уподобляемся святителю Николаю, который приходит к нам на помощь сразу же, как только мы скажем ему: «Святитель Николай, нам помогай».
Аминь.

optina-msk.ru

Православные Добровольцы

Православное молодежное движение

  • Home
  • Статьи
  • Чудеса глазами добровольцев
  • «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина…»

«Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина…»

В тропаре святителя Николая есть такие строки: «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина…». Наверное, они в полной мере служат нашим добровольцам тем примером искренней, живой веры и, одновременно, бескорыстной помощи ближнему. Под палящими солнечными лучами и проливным июньским дождем, ранним-преранним утром, с восходом солнца и последними его лучами, после полуночи, наши добрые души спешат помочь людям: принести воды, подбодрить добрым словом в тягостные минуты ожидания, рассказать о вере, с любовью и терпением отвечая на почти что повторяющиеся вопросы, и просто солнечной улыбкой одарить тех, кто не поленился подняться рано и выстоять безумное количество часов ради молитвы нашему столь любимому Помощнику и Чудотворцу дорогому святителю Николаю. Спасибо вам всем за эти чудеса! Благодарим добровольца Владимира за отзыв!

«Порой сложно сказать, где есть границы и пределы возможностей у человека, на что он способен ради веры, ради Бога, ради Христа? Где та точка, которую ты можешь перешагнуть и совершить свой личный подвиг души и тела? Много ли я видел в своей жизни примеров того, насколько человек может быть силен и вынослив? Конечно много, но то, что я увидел, когда был добровольцем у мощей св.Николая, это особый рассказ.

Эта история скорее всего одна из тысяч, но лично для меня она является чудом. 16 июня мне снова посчастливилось быть на дежурстве у мощей святителя Николая. Так получилось, что я не записался на этот день, но так как я иногородний, и здесь, в Москве, по случаю волонтерства на Кубке Конфедераций, то во что бы то ни стало решил в свободный день от мероприятий не упускать момент и потрудиться во Славу Божию с братьями и сестрами у Храма Христа Спасителя.

Прибыв на место к штабу добровольцев, меня определили на помощь в раздаче воды. Тем самым, я получил гордое название «Мобильный доброволец». Надев зеленую жилетку я отправился к машине с водой, которая стояла у Храма Христа Спасителя.

Всё бы ничего, но вот незадача — шел сильный дождь и люди не имели желания насладиться дополнительной влагой и даже не смотрели в сторону бочки с водой. Так и шли большими потоками мимо. Напротив меня, через дорогу, был социальный коридор, где другие добровольцы помогали нуждающимся в проходе маленьким детям, очень пожилым людям и гражданам с ограниченными возможностями, дабы те не стояли в общем большом потоке. Какое-то время я просто стоял и мок под ливнем у машины с питьевой водой, но решив, что пользы здесь от меня как-то маловато, я прямиком направился к соц.коридору. Хотелось мне хоть чем-то быть полезным.

Сразу, даже не сговариваясь, социальные работники мне передали для сопровождения очень старую, 81 летнюю бабушку на коляске, которая держала в руке трость, ибо она была напрочь слепа и почти ничего слышала. Так же в её руках была большая хозяйственная сумка с её пожитками, которые она время от время вынимала и ощупывала, постоянно что-то ища там. Добравшись до храма, мы столкнулись с тем, что лифт от частых поездок туда сюда сломался, и нам пришлось поднимать бабушку с добровольцами на руках. Заехав на коляске в Храм, она попросила, чтобы я помог ей встать и точно указать где лежат мощи. Приложившись, она стала плакать, постояв пол-минутки, я также помог ей сесть обратно в коляску и мы двинулись обратно. Не доехав до лестницы храма, она снова начала рыться в сумке и достала пару купюр денег и пыталась вручить их мне. Конечно я денег не взял и настойчиво попросил убрать их обратно. Она ревела и стала усердно спрашивать меня: «Ведь это ты сынок меня принес сюда, ведь это ты катил коляску? Почему ты не хочешь взять деньги?». На что я ответил: «Что вы? Это не я принес вас, а Господь, это не я толкал коляску, а Святой Николай силою веры привел её сюда. А я то что? Я только помог чуть чуть».

На обратном пути, в процессе нашей с ней беседы, я узнал, что её зовут Надежда Филипповна, а вот то, что она поведала мне дальше — меня поразило до глубины души.

Выяснилось, что она приехала из Ставропольского края, причем одна, не имея с собой документов и без варианта где ей ночевать в столице, ну мол довезли её добрые люди до Москвы.

На этом моменте я конечно обомлел. В моём разуме крутились разные мысли. Мне самому захотелось плакать и было её крайне жалко и в то же время я не очень понимал как в её возрасте, не имея способности к тому чтобы видеть, слышать и нормально передвигаться, можно было ехать в такую даль, во мне кипело чувство негодования как родственники могли отпустить её вообще одну, но и в то же время я был восхищен ею. Бросить её я уже не смог. Я понимал, что надо что-то делать. Мало того, что двигаться сама она практически не может, да и ночевать ей негде. Далее я привез её к автобусу «социальный патруль», где очень милые и добрые сотрудники, немного побеседовав с ней и поняв всю ситуацию, для начала напоили теплым чаем, а далее начали думать, что делать с ней. Полчаса мы разбирались с тем, кто её встретит на Родине, в Ставропольском крае. Потом звонили родственникам и знакомым с её телефона, который еле еле нашли в её большой сумке. Далее искали спрятанные в этой же сумке деньги на обратный проезд. Славу Богу нашли и при сотрудниках полиции описали купюры, дабы потом соц.работники могли купить ей билет и посадить на автобус до дома. Решили, что эту ночь она проведет в приюте, а рано утром её отправят домой на автобусе под присмотром социальных тружеников. Славу Богу всё решилось с ночлегом, нашлись деньги, которые она никак не могла найти. Славу Богу, есть в Москве службы, которые могут позаботиться о тех, кто потерялся или беспомощен. Думаю и верю, что Надежда Филипповна уже у себя дома сидит и пьёт теплый чай и вспоминает свой колоссальный подвиг, который она совершила, дабы приехать в гости к одному из самых почитаемых святых в России, да и во всём Мире, Святителю Николаю!

Дальше день был так же насыщен, не менее удивительными историями и воистину с сильными подвигами которые совершаются необычными людьми, в необычных условиях, в необычное время и в необычном месте».

Поддержите Православных Добровольцев!

Ваше пожертвование — единственный источник дохода нашего с Вами сайта. Каждый рубль будет немалой помощью в нашем с Вами деле.

Поддержите Православных Добровольцев прямо сейчас!

pdobro.ru

Православный Церковный календарь

Календарь на год ►

О календаре

Богослужения

Библейские чтения

Календарь
венчаний

Дни особого поминовения усопших 2018

Дни поминовения новопреставленных

Подписка

Правило веры и образ кротости

«Хва­ли зи­му по­сле Ни­ко­ли­на дня», – гла­сит древ­не­рус­ская по­сло­ви­ца. Прав­да, в по­след­ние го­ды эта на­род­ная муд­рость ча­сто не оправ­ды­ва­ет­ся. Зи­ма не спе­шит при­вет­ство­вать то­го, кто стал её во­пло­ще­ни­ем, хо­тя ни­ко­гда не ви­дел на­ших пре­крас­ных за­сне­жен­ных елей. Ко­неч­но же, речь идёт о свя­том Ни­ко­лае Чу­до­твор­це, лич­ное имя ко­то­ро­го в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го – «По­беж­да­ю­щий на­род». Для мно­гих рос­си­ян он – про­сто Ни­ко­ла, а один из двух цер­ков­ных празд­ни­ков его па­мя­ти – «Ни­ко­ла Зим­ний» (6/19 де­каб­ря).

О чём рассказывает житие Святого?

Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец при­над­ле­жит к раз­ря­ду свя­тых из выс­ших иерар­хов (ар­хи­ере­ев), име­ну­е­мых «свя­ти­те­ля­ми». Вре­мя его жиз­ни от­но­сит­ся ко вто­рой по­ло­вине III – пер­вой по­ло­вине IV ве­ка, но его пер­вое жи­тие («био­гра­фия») по­яви­лось лишь пол­ты­ся­че­ле­тия спу­стя. Здесь он сра­зу пред­ста­ёт как обоб­щён­ный об­раз иде­аль­но­го пас­ты­ря: с од­ной сто­ро­ны, он – «пра­ви­ло (ка­нон) ве­ры и об­раз кро­то­сти», с дру­гой – бес­страш­ный и нели­це­при­ят­ный «пе­чаль­ник» о лю­дях.

И.Е. Репин. «Николай Мирликийский останавливает
казнь невинно осужденных». 1888 г.
Государственный Русский музей

От­ка­зав­шись от ро­ди­тель­ско­го на­след­ства, юный Ни­ко­лай по­свя­тил се­бя слу­же­нию хри­сти­ан­ской Церк­ви. На­род из­брал его сво­им Ар­хи­пас­ты­рем (в древ­но­сти цер­ков­ные долж­но­сти бы­ли вы­бор­ны­ми, а не но­мен­кла­тур­ны­ми), и Ни­ко­лай стал ар­хи­епи­ско­пом го­ро­да Ми­ры, сто­ли­цы рим­ской про­вин­ции Ликия на юго-за­па­де Ма­лой Азии (от­сю­да его про­зва­ние «Мир­ли­кий­ский»). Из­бра­ние со­про­вож­да­лось ви­де­ни­я­ми Иису­са Хри­ста и Бо­го­ма­те­ри, под­нес­ших ему глав­ные зна­ки епи­скоп­ско­го до­сто­ин­ства – Еван­ге­лие и омо­фор, но­си­мый во вре­мя бо­го­слу­же­ния на пле­чах. (Эта длин­ная ши­ро­кая лен­та, укра­шен­ная кре­ста­ми, сим­во­ли­зи­ру­ет «за­блуд­шую ов­цу», ле­жа­щую на пле­чах Хри­ста.) С эти­ми зна­ка­ми ар­хи­ерей­ско­го от­ли­чия свя­ти­тель Ни­ко­лай и изо­бра­жа­ет­ся ча­ще все­го на рус­ских ико­нах. Вы­со­кий лоб, се­дая бо­ро­да и за­бот­ли­вый взгляд «пас­ты­ря» при­да­ют его изо­бра­же­ни­ям лег­ко узна­ва­е­мый «порт­рет­ный» об­лик.

Ко вре­ме­ни прав­ле­ния рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (306–337), пер­во­го хри­сти­ан­ско­го «ке­са­ря», жи­тие от­но­сит рас­ска­зы о за­ступ­ни­че­стве свя­то­го Ни­ко­лая за неспра­вед­ли­во осуж­дён­ных. Он вы­хва­ты­ва­ет из рук па­ла­ча меч и спа­са­ет трех неспра­вед­ли­во при­го­во­рён­ных к смер­ти го­ро­жан; во сне яв­ля­ет­ся им­пе­ра­то­ру и убеж­да­ет его оправ­дать трех опаль­ных пол­ко­вод­цев, а хле­бо­тор­гов­цу ве­лит вез­ти то­вар в го­ло­да­ю­щие Ми­ры. Он тво­рит мно­го­чис­лен­ные чу­де­са на мо­ре, а од­на­жды ожив­ля­ет несчаст­ных шко­ля­ров, раз­ре­зан­ных на ча­сти ко­вар­ным вла­дель­цем по­сто­я­ло­го дво­ра, – и по­то­му ста­но­вит­ся па­тро­ном мо­ре­пла­ва­те­лей и школь­ни­ков.

Святитель Николай в западной народной традиции

Осо­бое ме­сто свя­ти­тель Ни­ко­лай за­ни­ма­ет в за­пад­но­ев­ро­пей­ской хри­сти­ан­ской фольк­лор­ной тра­ди­ции. Здесь он стал объ­ек­том свое­об­раз­ной на­род­ной ми­фо­ло­ги­за­ции (на­ив­ной и вполне чи­сто­сер­деч­ной, при­су­щей всем про­стым хри­сти­а­нам, сер­дить­ся на ко­то­рую про­фес­сио­наль­ные бо­го­сло­вы и ис­то­ри­ки не впра­ве!) и пре­вра­тил­ся в зна­ко­мо­го всем Сан­та Клау­са. По мне­нию по­кой­но­го ака­де­ми­ка С. С. Аве­рин­це­ва, гол­ланд­ское имя свя­то­го – Син­те Кла­ас – транс­фор­ми­ро­ва­лось в Сан­та Клаус, что зна­чит про­сто «Свя­той Ни­ко­лай»! Его мо­ди­фи­ка­ци­ей яв­ля­ет­ся ан­глий­ский Father Christmas – «Ба­тюш­ка Рож­де­ство». В Рос­сии же эта ни­ша за­ня­та, с неко­то­ры­ми ого­вор­ка­ми, хо­ро­шо зна­ко­мым нам с дет­ства щед­рым, доб­рым и мо­гу­ще­ствен­ным Де­дом Мо­ро­зом, яв­ным «языч­ни­ком» сла­вян­ской ми­фо­ло­гии.

Рас­ста­ва­ясь с ро­ди­тель­ским бо­гат­ством, свя­ти­тель Ни­ко­лай по­мог од­но­му впав­ше­му в край­нюю ни­ще­ту от­цу, уже го­то­во­му со­гла­сить­ся с тяж­кой уча­стью трёх сво­их до­че­рей-бес­при­дан­ниц. Но­чью он тай­но под­бро­сил в их пе­чаль­ный дом три узел­ка с зо­ло­том – на при­да­ное каж­дой де­вуш­ке. Став неве­до­мым бла­го­де­те­лем, Сан­та Клаус с тех пор каж­дую рож­де­ствен­скую (или но­во­год­нюю) ночь под­кла­ды­ва­ет ре­бя­тиш­кам по­дар­ки. «Ско­ро он вновь при­дет, с чем-то на этот раз? Как ин­те­рес­но!» – вос­кли­ца­ют нетер­пе­ли­вые де­ти. – «Ну по­тер­пи­те же немно­го, ждать оста­лось со­всем недол­го!» – уве­ще­ва­ют их ро­ди­те­ли.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

(Прим. Ста­тья бы­ла на­пи­са­на для мно­го­кон­фес­сио­наль­ной ауди­то­рии уни­вер­си­тет­ско­го жур­на­ла, чем объ­яс­ня­ет­ся её пре­иму­ще­ствен­но куль­ту­ро­ло­ги­че­ская на­прав­лен­ность. – Studio: Жур­нал для изу­ча­ю­щих ино­стран­ные язы­ки. СПб.: СПбГУ, 1999. № 4. С. 32–33.)

Тро­парь Свя­ти­те­лю:

Пра­ви­ло ве­ры и об­раз кро­то­сти, воз­дер­жа­ния учи­те­ля яви тя ста­ду тво­е­му, яже ве­щей ис­ти­на. Се­го ра­ди стя­жал еси сми­ре­ни­ем вы­со­кая, ни­ще­тою бо­га­тая: отче свя­щен­но­начальни­че Николае, мо­ли Хри­ста Бо­га, спастися душам на­шим.

Пра­ви­лом ве­ры, об­раз­цом кро­то­сти и учи­те­лем воз­дер­жа­ния по­ка­за­ла те­бя жизнь твоя пастве тво­ей. И по­то­му сми­ре­ни­ем ты при­об­рёл ве­ли­чие, а ни­ще­той – бо­гат­ство. Отец наш, свя­щен­но­на­чаль­ник Ни­ко­лай, мо­ли Хри­ста Бо­га о спа­се­нии душ на­ших!

Кондак Свя­ти­те­лю:

В Мирех, святе, свя­щен­нодействи­тель по­ка­зал­ся еси, Хри­сто­во бо, пре­подобне, Еван­ге­лие ис­пол­нив: по­ло­жил есиду­шу твою о людех тво­их, и спасл еси непо­вин­ныя от смер­ти. Сего ра­ди освя­тил­ся еси, яко ве­ли­кий таинник Бо­жия бла­го­да­ти.

В Ми­рах ты, свя­той, явил­ся со­вер­ши­те­лем свя­щен­но­дей­ствий. Еван­гель­ское уче­ние Хри­ста ис­пол­нив, ты, пре­по­доб­ный, по­ло­жил ду­шу свою за лю­дей тво­их и непо­вин­ных из­ба­вил от смер­ти. По­то­му и при­об­рел ты свя­тость – как ве­ли­кий слу­жи­тель та­инств Бо­жи­ей бла­го­да­ти.

azbyka.ru

Смотрите так же:

  • Официальное письмо на разрешение Письмо разрешение на публикацию Письмо #1: Уважаемый Иван Иванович, Я рад предоставить разрешение использовать мое стихотворение в Вашем ежемесячном издании. Я польщен, что Вам понравилась моя работа. Пожалуйста, не забудьте включить […]
  • Как оформить претензию продавцу Автор: Соколова Ирина Евгеньевна, руководитель аналитического управления Объединения потребителей России Часто случается, что у потребителя возникают претензии к качеству приобретенного товара (к качеству выполненной работы), а […]
  • Новые приказы в медицине работа 2015 / Приказы и санпины В своей работе руководствуюсь приказами и СанПин : Конституция РФ статья 41 «Право на охрану здоровья и медицинской помощи». ФЗ № 323 от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Закон о […]
  • Налог на земельный участок ленинградская область Налог на земельный участок ленинградская область Пересмотрена в сторону увеличения кадастровая стоимость земельных участков. Разъяснение с официального сайта Управления Федеральной Налоговой службы России по Ленинградской области […]
  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]

Комментарии запрещены.