Полномочия совета европейского союза

Полномочия совета европейского союза

СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Совет ЕС – это ведущий институт ЕС, который призван обеспечить согласование национальных интересов государствчленов с достижением целей и выполнением задач, стоящих перед интеграционными объединениями. В состав Совета ЕС входят полномочные представители правительств государствчленов, наделенные в силу своего официального статуса правом участвовать в принятии решений, обязывающих представляемые ими государства.

Председательствование в Совете ЕС различного состава осуществляется представителями государствчленов по системе ротации, устанавливаемой Европейским советом.

1) Совет ЕС обеспечивает координацию общей экономической политики государствчленов;

2) Совет ЕС наделен правом принятия обязательных решений. Он может делегировать полномочия по исполнению принятых им решений Еврокомиссии. При этом Совет ЕС сохраняет за собой право в случае, если он сочтет это необходимым, непосредственно обеспечивать исполнение принятых им решений;

3) разработка и принятие Советом ЕС общей позиции по вопросам внешней политики и политики безопасности;

4) полномочия в сфере усиления сотрудничества полиций и судов в уголовноправовой сфере.

Порядок работы : заседания Совета ЕС созываются Председателем по его собственной инициативе, по просьбе одного из государств членов или по предложению Комиссии по мере необходимости. Повестка дня заседаний, подготавливаемая соответствующими службами, определяется председательствующим в Совете. Она включает две категории вопросов (категории А и В) в зависимости от того, достигнуто ли предварительно согласие по данным вопросам или нет. Проведение соответствующих переговоров внутри Совета в целях достижения согласия и поиска компромисса, а равно подготовки отвечающего общим и национальным интересам решения возлагается прежде всего на председательствующего в Совете.

Процедура принятия решений : решения принимаются большинством голосов. Простым большинством голосов принимаются решения по вопросам процедурного характера, носящим преимущественно второстепенный и технический характер. По остальным вопросам решения принимаются квалифицированным большинством или большинством, основанным на принципе единогласия. При применении принципа единогласия каждое из государствчленов наделяется одним голосом; решение считается непринятым, если хотя бы одно из государствчленов проголосует против. При применении процедуры принятия решения квалифицированным большинством каждое из государствчленов обладает в Совете определенной суммой взвешенных голосов.

www.e-reading.mobi

7.5 Полномочия Европейского совета и институтов Европейского союза в сфере общей внешней политики и политики безопасности

В настоящее время положения об общей внешней политике и политике безопасности (англ. Common Foreign and Security Policy, сокр. ОВПБ, англ. CFSP) содержатся в специальном разделе учредительного договора в редакции Лиссабоннского договора – раздел V Договора о Европейском союзе «Положения об общей внешней политике и политике безопасности»[100].

Предметом ОВПБ являются, прежде всего: вопросы обеспечения мира и безопасности в Европе и на планете в целом; предотвращение и устранение вооруженных конфликтов; охватывает «все сферы общей внешней политики и политики безопасности». Это означает, что нет таких сфер международных отношений, которые составляли бы исключительную компетенцию государств-членов и в которые союзу запрещено было бы вмешиваться в рамках ОВПБ.

В рамках общей внешней политики и политики безопасности Европейский союз:

• устанавливает принципы и общие ориентиры ОВПБ, которым должны следовать все государства-члены и институты союза;

• принимает общие стратегии – программные документы, в которых фиксируются приоритетные направления политики союза по отношению к отдельным странам и географическим регионам (например, общая стратегия 1999 г. по отношению к России);

• разрабатывает общие позиции, определяющие подход Союза к конкретным внешнеполитическим проблемам;

• утверждает общие акции, на основании которых выполняются оперативные действия на международной арене (назначение специальных представителей за рубежом, посылка наблюдателей на выборы, введение политических санкций против «третьих стран» и др.);

• издает решения, в том числе по организационным вопросам (например, решение «Об учреждении Военного комитета Европейского союза»);

• заключает международные соглашения с иностранными государствами.

До вступления в силу Лиссабонского договора официальным представителем Европейского союза по вопросам общей внешней политики и политики безопасности являлось государство-член, председательствующее в Совете (Председатель Совета Европейского союза), от имени которого обычно выступал его глава правительства и министр иностранных дел.

В 1999 г. в Европейском союзе введена должность постоянного представителя по внешнеполитическим вопросам. Эта должность совмещалась с постом Генерального секретаря Совета: Генеральный секретарь Совета Европейского союза – Верховный представитель по общей иностранной политике и политике безопасности (с 1999 г. по декабрь 2009 г. – X. Солана, с декабря 2009 г по ноябрь 2014 г. – К. Эштон, с ноября 2014 г. по настоящее время – Ф. Могерини).

На важнейших международных встречах Европейский союз представляла так называемая «тройка» в составе руководителя государства – председателя совета, Генерального секретаря – Верховного представителя и Председателя Европейской комиссии.

Договором о ЕС в редакции Лиссабонского договора предусмотрено новое название должности – Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности. Европейский Совет по согласованию с председателем Евро-комиссии квалифицированным большинством назначает Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности (ст. 27 Договора о ЕС).

Верховный представитель осуществляет общую внешнюю политику и политику безопасности Европейского союза путем внесения предложений и реализации уже достигнутых договоренностей. Главное нововведение Договора о реформе заключается в том, что Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности возглавляет Совет ЕС, заседающий на уровне министров иностранных дел. Он также является одним из вице-председателей Комиссии, в сферу компетенции которого входят внешние связи ЕС с миром.

Помимо Верховного представителя полномочия ЕС в сфере общей внешней политики и политики безопасности осуществляются через иные институты.

Поскольку стратегической целью ЕПОБ выступало создание общих оборонных структур Союза, в рамках ЕПБО началась реализация франко-британского плана по созданию Европейских сил быстрого реагирования (ЕСБР) и датско-нидерландской программы формирования Европейского полицейского корпуса. Согласно первому плану предусматривается создание Европейских сил быстрого реагирования (ЕСБР), находящихся в прямом подчинении ЕС и способных разворачивать в двухмесячный срок воинский контингент численностью 50–60 тыс. человек для проведения гуманитарных и миротворческих операций в Европе и, возможно, в других регионах планеты. Данный проект был поддержан Вашингтонским саммитом НАТО в апреле 1999 г.

Позднее было принято решение о создании Военного комитета и Военного штаба ЕС, действующих соответственно с 9 апреля и 11 июня 2001 г. Военный штаб в составе более 200 офицеров и штатских сотрудников осуществляет консультационную поддержку работы Верховного представителя и Военного комитета; в его задачи также входят срочное реагирование, оценка ситуации и стратегическое планирование реализации Петерсбергских миссий.

Вскоре после создания Евросилами были осуществлены военные операции в Македонии (март-декабрь 2003 г.), Боснии и Герцеговине (с 2004 г.), Демократической Республике Конго (июнь-сентябрь 2006 г.) и в Чаде и Центральноафриканской Республике (с 2007 г.).

В то же время корпус быстрого реагирования в своем изначально планировавшемся виде полностью так и не был создан. В этой связи в апреле 2004 г Великобританией, Францией и Германией было принято решение о создании нескольких «боевых групп», представляющих собой батальонные тактические группы численностью около 1500 военнослужащих каждая.

Датско-нидерландская инициатива, в свою очередь, предполагала формирование к 2003 г. Европейского полицейского корпуса (ЕПК) для выполнения не свойственных вооруженным силам функций по защите гражданского порядка и права в зонах кризисов, в размере до 5 тыс. человек. ЕПК должен был быть способен развернуть до 1000 полицейских в 30-дневный период. Именно на эти силы, получившие название Евросил, было возложено выполнение решения Совета ЕС о посылке в 2003 г. в Боснию и Герцеговину полицейской миссии, которая заменила размещенный там миротворческий контингент ООН.

Запланированные в Кёльне основные органы по осуществлению ЕПБО начали действовать на постоянной основе в 2001 г С 2000 г. функционируют такие структуры ЕС, как Комитет по политике и безопасности (является постоянным органом, ответственным за общую внешнюю политику и политику безопасности согласно ст. 38 Договора о Европейском союзе), Военный комитет (в составе начальников главных военных штабов стран-участниц) и Военный штаб Европейского союза.

Комитет по политике и безопасности (КПБ) призван следить за международной обстановкой в сферах, относящихся к общей внешней политике и политике безопасности, и содействовать формированию политики путем подготовки заключений для Совета ЕС по запросу последнего или по своей собственной инициативе. Он также осуществляет наблюдение за реализацией согласованной политики без ущерба для компетенции Председателя ЕС и Комиссии. Комитет под ответственностью Совета осуществляет политический контроль и стратегическое руководство в отношении операций по урегулированию кризисов[102].

КПБ играет главную роль в интенсификации консультаций с НАТО и заинтересованными третьими странами. Генеральный секретарь Совета ЕС – Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности на базе работ КПБ ориентирует деятельность Ситуационного центра, который поддерживает КПБ, предоставляя ему информацию в условиях, соответствующих управлению кризисами. Осуществляя политический контроль и стратегическое руководство военной операцией ЕС, КПБ, исходя из мнений и рекомендаций Военного комитета, предлагает на рассмотрение Совета ЕС соответствующие рекомендации. На этой основе в рамках совместного действия Совет принимает решение о начале операции. В соответствии со ст. ст. 38 и 43 Договора о Европейском союзе это совместное действие определяет роль Генерального секретаря Совета ЕС – Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности в использовании мер «политического контроля и стратегического руководства», осуществленных КПБ. Принимая эти меры, Верховный представитель действует в соответствии с указаниями КПБ и в случае кризисной ситуации может возглавить КПБ после консультации с Председателем ЕС. В заседании КПБ может принять участие также председатель Военного комитета.

Военный комитет ЕС (ВК ЕС) – высший военный орган ЕС в рамках Совета ЕС, состоящий из высших военных офицеров уровня начальников генеральных штабов, – осуществляет руководство всей военной деятельностью Евросоюза. Сфера деятельности ВК ЕС охватывает консультации и военное сотрудничество между странами ЕС в области предупреждения конфликтов и управления кризисами. Он единогласно высказывает военные точки зрения и формулирует рекомендации для КПБ (по его запросу или по собственной инициативе) по различным аспектам своей компетенции, например по оценке опасностей, которую могли бы представить потенциальные кризисы, по военным отношениям ЕС с европейскими членами НАТО, но не входящими в ЕС, другими государствами и организациями, по финансовой оценке операций и учений и др.

В ситуациях управления кризисами ВК ЕС:

• по запросу КПБ направляет первоначальную директиву генеральному директору Штаба ЕС, чтобы определить и представить стратегические варианты военных действий;

• оценивает стратегические варианты военных действий, выработанные Штабом, и передает их в КПБ, оценивая их со своей стороны;

• на базе выбора, сделанного Советом ЕС, начинает составление первоначальной директивы по планированию для командующего операцией;

• на базе оценки, осуществленной Штабом ЕС, направляет в КПБ мнения и рекомендации по концепции и плану операции, разработанные командующим операцией;

• направляет уведомление в КПБ о выборе цели операции[103].

В ходе операции Военный комитет ЕС следит за ее осуществлением, ведущимся под ответственностью командующего операцией.

Военный штаб Европейского союза (ВШ ЕС) из нескольких сотен сотрудников служит источником военной экспертизы ЕС по аспектам проведения ЕПБО и осуществляет свою военную деятельность в зависимости от директив, данных Военным комитетом. Он также способствует процессу определения, оценки и пересмотра целей в соответствии со способностями ЕС, учитывая связь с процессом утверждения планов обороны НАТО, а также ответствен за контроль, оценку и формулировку рекомендаций относительно предоставляемых странами ЕС сил и средств в плане обучения, проводимых учений и оперативной совместимости. ВШ ЕС выполняет три главные оперативные функции: раннего оповещения, оценки положений и стратегического планирования.

Военный штаб ЕС, возглавляемый высшим «трехзвездным» офицером, работает под военным руководством Военного комитета и подотчетен ему. Кроме того, он является отделением Секретариата Совета ЕС, напрямую прикрепленным к Генеральному секретарю Совета – Верховному представителю Союза по иностранным делам и политике безопасности. Штаб составлен из лиц, не подотчетных странам – членам ЕС, и их действие принимает международный характер и зависит от статуса, который будет определен Советом ЕС.

lawbook.online

Полномочия Совета Европейского Союза;

1. Законодательная- [- основная- функция.- Сам- принимает- акты- и- имеет- право-налагать-вето;-

3. Функция- определения- политики.- Совет- принимает- документ- — основные-

В настоящее время Совет реализует законодательную функцию совместно с Европейским парламентом, однако, в отличие от последнего, вето Совета на законопроекты всегда носит абсолютный характер.

В сферах, где законопроекты издаются на базе консультационной процедуры см. вопрос N 70, именно Совет принимает документ в окончательной редакции, в том числе вопреки возможным возражениям Европарламента. Как уже отмечалось, подобные документы оформляются как единоличные акты Совета Европейского Союза: регламент Совета, рамочное решение Совета и т. п.

Совет осуществляет бюджетную функцию, принимая совместно с Европейским парламентом бюджет Европейского Союза, а также утверждая автономные бюджеты некоторых органов последнего например, бюджет Европола.

Наряду с законодательной и бюджетной, Совет Европейского Союза осуществляет также функции определения политики и координации так они названы в Лиссабонском договоре. Основными полномочиями в рамках этих функций выступают:

— принятие ежегодно главных ориентиров экономической политики, адресуемых всем государствам-членам, а также иных мер по координации и контролю за их экономической политикой и финансовым положением в том числе санкции по отношению к государствам-членам, в которых существует чрезмерный бюджетный дефицит. Специальные ориентиры Совет издает также в сфере политики занятости ЕС, направленной на сокращение безработицы

— утверждение всех мероприятий, в том числе правовых актов, в рамках общей внешней политики и политики безопасности, сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере т.е. второй и третьей опор Европейского Союза, а также контроль за их исполнением государствами-членами через собственного Председателя и Генеральный секретариат67

— заключение соглашений Европейских сообществ и Союза с третьими странами и международными организациями.

Среди иных полномочий Совета важно отметить назначение на многие должности в институтах и органах Европейского Союза, единолично или с согласия Европарламента Председатель и члены Европейской комиссии; члены Счетной палаты, Экономического и социального комитета и др., а также отдельные права в сфере учредительной власти. Именно Совет созывает конференцию по пересмотру учредительных документов Европейского Союза и может самостоятельно вносить поправки в некоторые их статьи без ратификации государствами-членами.

11. Европейская комиссия: состав и порядок формирования.

В- структуре- выделяют- 24- генеральных- департамента-и- 17-организационных- служб- по статистике-по-собиранию-информации-и-др.—

Порядок-формирования:-в-течение-6-месяцев-после-парламентских-выборов,-участвуют-в-формировании: правительства-государств,- парламент- и- совет.- Члены- комиссии могут- быть-отрешены- от- должности- судом ЕС- по-требованию- председателя.- Комиссары- могут- быть-отправлены-в-отставку-советом.-Выражение-вотума-недоверия-парламентом-всей-комиссии.

studopedia.su

Совет Европейского Союза и Европейский совет

Совет ЕС. В Европейском Союзе именно Совет является до сих пор главным органом, принимающим решения. Хотя в принципе Совет един, на практике их десять, т.е. Совет регулярно собирается в разном составе. Места национальных представителей в нем занимают не одни и те же люди, а национальные министры (каждый раз разные), несущие ответственность за ту или иную сферу политики. Например, если в Совете предстоит обсуждать вопросы экологии, то присутствовать на заседании будут национальные министры, которые отвечают за это у себя дома, а данный Совет именуется «Советом по экологии». Среди конфигураций Совета наиболее влиятельные — это Совет по общим вопросам, Совет по внешним сношениям и Совет министров экономики и финансов (Экофин).

Каждый национальный министр, ставя свою подпись под решением Совета, тем самым выступает от лица правительства своей страны и несет ответственность как перед национальным парламентом, так и и перед гражданами. Так обеспечивается демократическая легитимность принимаемых в Совете решений, но сами европейцы считают ее недостаточной.

Совет выполняет шесть основных функций:

• принимает европейские нормативные акты, причем во многих областях занимается этим совместно с Европейским парламентом;

• координирует макроэкономическую политику государств-участников;

• заключает международные соглашения между ЕС и третьими государствами или международными организациями;

• совместно с ЕП утверждает бюджет ЕС;

• разрабатывает общую внешнюю политику и политику безопасности (ОВПБ) Союза;

• координирует сотрудничество в борьбе с нарушениями закона между национальными судами и полицейскими органами.

Национальные представители государств-членов председательствуют в Совете, поочередно сменяя друг друга каждые шесть месяцев. Председательствующая сторона играет главную роль в установлении повестки дня, очередности решения тех пли иных вопросов, достижении компромиссов между государствами-членами (посредническая функция). В Совете по внешним сношениям в роли председателя постоянно выступает Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности.

Как только Комиссия направляет законодательное предложение Совету, последний посылает его копию в Парламент и сам начинает изучение данного предложения в рабочих группах. Затем законопроект попадает в Комитет постоянных представителей (КОРЕПЕР), куда входят главы постоянных делегаций («посольств») государств-участников при ЕС, находящихся в Брюсселе. Комитет подразделяется на два обра-зования: КОРЕПЕР-1 занимается «рутинными» хозяйственными вопросами, тогда как КОРЕПЕР-2 концентрируется на более сложных — политических.

Если не удается прийти к согласию в рамках КОРЕПЕР, министры сами пытаются достичь консенсуса, прежде чем приступить к голосованию. Иными словами, при решении вопросов предпочтительным является достижение между сторонами полного взаимопонимания. Договором предусмотрено несколько способов голосования в Совете: единогласно, квалифицированным большинством и простым большинством (последний вариант практически никогда не используется).

Единогласие требуется, когда Совет намерен внести поправки в законодательное предложение вопреки рекомендациям Комиссии, а также по жизненно важным для ЕС вопросам. Следует отметить, что Маастрихтский 1992 г., Амстердамский 1997 г. и Ниццкий 2001 г.

договоры, вносившие изменения в конституционные основы Союза, серьезно сократили число ситуаций, при которых необходимо единогласие. Поэтому теперь голосование квалифицированным большинством — основной способ принятия решений в Совете.

Согласно ныне принятым правилам квалифицированного большинства , у членов Совета (национальных делегаций) всего 345 голосов. Они распределены между государствами-членами пропорционально численности населения. Самые крупные страны Союза имеют по 29 голосов каждая, а Мальта как самая маленькая страна — 3 голоса.

Решение считается принятым квалифицированным большинством голосов в том случае, если:

• за него выступило большинство государств-участников (по некоторым вопросам большинство в две трети государств-участников) и

• в его пользу было подано не менее 255 голосов из 345.

Кроме того, каждое государство-участник вправе потребовать подтверждения, что в странах, которые подали свои голоса в пользу искомого решения, проживает не менее 62% общей численности населения Европейского Союза. Если данное условие не удовлетворено, решение не принимается.

Прежде Совет обладал полноправной законодательной властью в ЕС, но теперь он делит эту функцию с ЕП. Кроме того, на Совете лежит ответственность за принятие большей части исходящих от интеграционного объединения «правительственных» решений. Впрочем, соответствующие полномочия он в основном делегирует Комиссии, и фактически она разрабатывает (под относительным контролем Совета) требуемые «подзаконные» акты (меры по имплементации). Наконец, Совет готовит почву для работы Европейского совета.

Бвронейский совет (который не следует путать с Советом ЕС) официально был учрежден в 1974 г. в период застоя в европейской интеграции. Его цель состояла в том, чтобы продвинуть интеграцию вперед совместными усилиями руководителей стран-членов, которые в своих действиях не были бы ограничены жесткими рамками Договора. Члены Европейского совета договариваются друг с другом за закрытыми дверями, не следуя четко регламентируемой процедуре. Первая его встреча состоялась в Дублине в марте 1975 г.

В Европейский совет входят лидеры национальной исполнительной власти всех государств-участников (главы правительств и президенты, но последние только в том случае, если они тоже наделены исполнительными полномочиями). Министры иностранных дел, председатель Комиссии и еще один член Комиссии тоже участвуют в заседаниях. Возглавляет Европейский совет председатель, избираемый его членами на 2,5 года квалифицированным большинством голосов. Обычно Европейский совет собирается четыре раза в год, причем каждая встреча продолжается два дня.

На заседаниях Европейского совета принимаются самые важные, «исторические» решения. Он является последней инстанцией для разрешения наиболее спорных вопросов, которые не удалось урегулировать в Совете. Европейский совет определяет стратегические направления развития интеграционного объединения. Европейский совет вправе потребовать информации, отчета или совета со стороны Комиссии или Совета ЕС.

Как Совет, так и Европейский совет, будучи ключевыми институтами в системе ЕС, не несут формальной ответственности ни перед кем. Коллективно они никому не подотчетны. Поэтому институциональную систему ЕС нередко обвиняют в «демократическом дефиците», что не лишено оснований.

textbooks.studio

27. Полномочия Совета Европейского Союза

Второй межправительственный институт ЕС Совет Европейского Союза (Совет) осуществляет более разнообразный круг задач тактического характера, относящихся к текущему управлению ЕС и правовому регулированию интеграционных процессов.

Учредительные документы «нового» Европейского Союза возложили на Совет четыре функции (параграф 1 статьи 16 Договора о Европейском Союзе):

Функция определения политики;

Две последние функции тесно связаны друг с другом благодаря составу Совета как межправительственной инстанции. Именно в рамках этого института, состоящего из национальных министров разного профиля (иностранных дел, экономики и т. д.), производится координация действий правительств государств-членов и вырабатывается общая политика Союза в соответствующих областях.

Круг полномочий Совета в рамках указанных функций широк и разнообразен. Он затрагивает практически все сферы компетенции ЕС. С некоторыми оговорками к полномочиям Совета в рамках функции определения политики и координационной функции могут быть отнесены и такие его традиционные прерогативы, как:

заключение международных соглашений (статья 218 Договора о функционировании ЕС);

назначение членов ряда институтов и органов ЕС (члены Счетной палаты, Комитета регионов, судьи Трибунала по делам публичной службы и других специализированных трибуналов);

применение мер, в том числе санкций к государствам-членам, допускающим серьезное и устойчивое нарушение демократических ценностей Союза (параграф 3 статьи 7 Договора о Европейском Союзе) или имеющим чрезмерный бюджетный дефицит (статья 126 Договора о функционировании ЕС);

принятие документов нормативного или индивидуального характера, которые не относятся к законодательным актам ЕС (например, регламенты, директивы и решения по отдельным вопросам политики конкуренции ЕС) и др.

Состав Совета Европейского Союза основывается на равноправном представительстве правительств всех государств-членов ЕС (один представитель от каждого национального правительства).

В «новом» ЕС общим правилом принятия решений в Совете Европейского Союза становится квалифицированное большинство, сфера использования которого еще более возрастает. По вопросам своей внутренней процедуры, а также по некоторым другим вопросам организационно-процедурного характера (например, учреждение консультативных комитетов ЕС по вопросам занятости и социальной защиты) Совет принимает решения простым большинством, то есть абсолютным большинством от своего состава.

Пост Председателя Совета традиционно выступает одной из главных руководящих должностей Европейского Союза в целом, которая играет существенную роль, как во внутренней политике ЕС, так и в его международных отношениях. С момента основания Европейских сообществ в 1950-е председательство в Совете является прерогативой государств-членов в целом.

Государства-председатели Совета через своих министров или иных должностных лиц руководят заседаниями Совета, а равно его вспомогательными подразделениями (Комитет постоянных представителей правительств государств-членов, специальные комитеты и рабочие группы из национальных экспертов).

В «новом» ЕС пост Председателя Совета становится коллективной должностью. Ее совместно занимают сразу три государства-члена на протяжении 18 месяцев и с соответствующим распределением обязанностей между собой.

28. Статус Европейской комиссии и ее роль в институциональной структуре ЕС.

Европейская комиссия институт Европейского Союза, сходный по многим признакам с правительствами государств.

В учредительных документах «нового» Союза в редакции Лиссабонского договора функции Европейской комиссии классифицированы на несколько групп, которые не всегда четко обособлены друг от друга (параграф 1 статьи 17 Договора о Европейском Союзе):

Продвижение общих интересов Союза и разработка инициатив по его дальнейшему развитию.

Комиссия изначально выступает в качестве подлинно наднациональной инстанции, состоящей из независимых европейских должностных лиц — комиссаров. Комиссары, хотя и являются гражданами государств-членов, в своей деятельности обязаны руководствоваться исключительно интересами ЕС в целом. Они не вправе не только получать, но даже запрашивать какие-либо указания у национальных правительств или иных институтов, органов, учреждений (параграф 3 статьи 17 Договора о Европейском Союзе; статья 245 Договора о функционировании ЕС).

По этой причине именно на Комиссию традиционно возлагается функция выявлять общие интересы ЕС и продвигать их за счет выдвижения новых инициатив, которые вносятся ею на рассмотрение Европейского парламента, Совета Европейского Союза и — в важнейших случаях — Европейского совета.

Отсюда главная традиционная прерогатива Комиссии в рамках рассматриваемой функции — её «монополия» на правотворческую инициативу (параграф 2 статьи 17 Договора о Европейском Союзе).

По общему правилу, законодательные акты «нового» Союза могут издаваться только по предложению Комиссии. Во многих случаях учредительные документы также закрепляют исключительное право Комиссии вносить проекты иных правовых актов, не относящихся к категории законодательных (например, проекты актов по координации экономической политики и осуществлению денежной политики ЕС).

Обеспечение соблюдения и надзор за применением учредительных документов, законодательных актов и других источников права ЕС под контролем Суда Европейского Союза.

В рамках данной функции Комиссия выполняет своего рода общий надзор за претворением в жизнь правовых норм Союза на территории всех государств-членов и самими этими государствами. При обнаружении противоправных действий и фактов бездействия государств Комиссия уполномочена возбуждать против них расследование и, в случае доказанных нарушений, привлекать государства к ответственности перед Судом Европейского Союза.

В «новом» Союзе расширен контроль Европейской комиссии и Суда Европейского Союза за государствами-членами (статьи 258 и 260 Договора о функционировании ЕС).

Исполнение бюджета и управление программами, в рамках которых ЕС финансирует различные проекты и мероприятия (научно-технические, образовательные и т. д.). При реализации этой функции и соответствующих полномочий Комиссия подотчетна законодательным институтам ЕС.

Исполнение бюджета и управление программами. В рамках этой группы функций Комиссия осуществляет многообразные виды деятельности: издание правовых актов на основании делегированных полномочий или в качестве исполнительных мер; содействие проведению консультаций и диалога между представителями работников и работодателей на европейском уровне, а также координация мероприятий государств-членов в сфере социальной политики (статьи 154, 156 Договора о функционировании ЕС); сбор информации и проведение проверок (статья 337 Договора о функционировании ЕС); участие в подготовке и проведении заседаний министров государств-членов, входящих в зону евро (статья 1 Протокола «О Еврогруппе») и т. д.

Представительство Европейского Союза на международной арене, кроме общей внешней политики и политики безопасности, где представителями выступают Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности и Председатель Европейского совета.

Подготовка инициатив по составлению программ деятельности Союза.

Утверждение состава Комиссии производится по взаимному согласию межправительственных институтов Союза (Европейского совета и Совета) и института, представляющего народы Союза в целом (Европейского парламента).

Учредительные документы ЕС предписывают получение Комиссией двух вотумов доверия со стороны Европарламента: сначала Председателю, затем всей Комиссии в целом. При этом Лиссабонским договором 2007 г. впервые введено требование учитывать результаты выборов в Европейский парламент. Указанное требование, в принципе, должно приводить к избранию Председателем Комиссии политика, принадлежащего к партии парламентского большинства. Отказ Европейского парламента одобрить предложенного ему Европейским советом кандидата в Председатели Комиссии отныне закрывает путь к повторному выдвижению этой кандидатуры.

Вотум недоверия, влекущий отставку Комиссии в полном составе, может быть вынесен только Европейским парламентом. Также допускается отрешение от должности отдельных комиссаров по решению Суда Европейского Союза или по требованию Председателя Комиссии (параграф 6 статьи 17 Договора о Европейском Союзе; статья 247 Договора о функционировании ЕС).

В проекте Европейской конституции 2004 г., а вслед за ним в поправках Лиссабонского договора 2007 г., была установлена формула определения количественного состава Комиссии:

общее число членов Комиссии должно составлять 2/3 от количества государств-членов (18 человек для Европейского Союза в составе 27 стран). При этом между государствами-членами должна производиться строго равноправная ротация в отношении присутствия их граждан в Комиссии (в порядке, установленном Европейским советом);

чтобы сделать количественные параметры Комиссии более гибкими, Европейский совет наделяется правом изменять указанное число. С этой целью он принимает решение, постановляя единогласно (то есть с согласия всех государств-членов);

в отношении состава Комиссии вступление в силу новых правил отсрочено до 1 ноября 2014 г. Первый состав Комиссии, сформированный с учетом поправок Лиссабонского договора, должен комплектоваться по прежней формуле «одно государство один комиссар», то есть должен насчитывать 27 человек.

studfiles.net

Смотрите так же:

  • Ульяновск адвокаты по уголовным делам Адвокат по уголовным делам. Уголовный адвокат в Ульяновске. Адвокат Солодовников Денис Владимирович Не откладывайте на потом, звонок адвокату! Номер телефона адвоката по уголовным делам: (8-903-33-757-29) должен быть, записан у Вас в […]
  • Правила монастырской жизни Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора, поступить в монастырь может любой христианин для спасения своей души и угождения Богу […]
  • Отказ в назначении трудовой пенсии по старости ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 08 августа 2016 Причин может быть несколько: либо не хватило трудового стажа, либо уровень […]
  • Код права собственности Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]
  • Мудрецы древности о правилах поведение мудрецы древности о правилах поведения Автор: admin от 11.07.2011, 19:12, посмотрело: 20820 Скачать мудрецы древности о правилах поведения Вы можете по ссылке ниже: Во-вторых, одной из более принципиальных заморочек преподавания […]
  • Приказ о создании производства Приказ о создании производства Приказы по основной деятельности Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем органа управления (предприятия, организации), действующим на основе единоначалия, для решения основных и оперативных задач, […]

Комментарии запрещены.