Полномочия прокуратуры рф кратко

28.1. Полномочия прокуратуры

Прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред.

Обеспечивая верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

lawbook.online

Образовательный портал — все для студента юриста.

I. Прокуратура РФ.

1. Прокуратура РФ: понятие и конституционный статус.

Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации

Деятельность прокуратуры РФ регулируют нормы права отраженные в статье 129 Конституции РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ».

2. Принципы деятельности Прокуратуры РФ.

Принципы организации и деятельности Прокуратуры РФ (статья 4 ФЗ «О прокуратуре РФ):

3. Полномочия Прокуратуры РФ.

Полномочия прокурора (статья 22 и статья 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»):

— Рассмотрение и проверка заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

— Разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод.

— Принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

— При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

— В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

— В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

-В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

— Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

А) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

Б) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

В) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

— Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

— Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

А) освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

Б) опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

В) вносит представление об устранении нарушений закона.

— Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

4. Прокурорский надзор.

Важнейшей деятельности прокуратуры РФ является надзор.

Прокурорский надзор — это деятельность прокуроров по проверки законности решений и действий органов власти, общественных объединений, должностных лиц.

Прокурорский надзор способствует предупреждению, профилактике и пресечению противоправных деяний, восстановлению нарушенных прав и законных интересов, способствует привлечению виновных к ответственности.

Виды прокурорского надзора, соответствии со статьей 2 ФЗ «О прокуратуре РФ» :

— надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

— надзор за исполнением законов судебными приставами;

-надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Основные нормативные правовые акты, связанные с деятельностью по осуществлению прокурорского надзора (статьи 23,24,25, 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»):

1) Протест прокурора — статья 23.

2) Представление прокурора — статья 24.

3) Постановление прокурора — статья 25.

4)Предостережение о недопустимости нарушения закона — статья 25.1.

5. Система органов прокуратуры РФ.

Система органов прокуратуры РФ (статья 11 ФЗ «О прокуратуре РФ):

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:

— Генеральная прокуратура РФ.

— Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры.

— Прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

— Научные и образовательные учреждения.

В систему прокуратуры Российской Федерации входит Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, состоящий из:

— Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ.

— Следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ и приравненные к ним специализированные и военные следственные управления.

— Следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам и приравненные к ним специализированные и военные следственные отделы.

Более подробно систему органов прокуратуры можно посмотреть в этой таблице.

6. Правовой статус кадров органов Прокуратуры РФ.

Правовой статус кадров органов Прокуратуры РФ, регламентируется нормами права Раздела V ФЗ «О прокуратуре РФ».

В соответствии со статьей 40 ФЗ «О прокуратуре РФ», устанавливаются следующие требованиям к кандидатам на должности прокуроров или следователей органов прокуратуры РФ:

— Наличие гражданства РФ

— Отсутствие любого другого гражданства.

— Наличие необходимых моральных, профессиональных и деловых качеств.

— Годность по состоянию здоровья к службе в органах прокуратуры РФ

— В отношении кандидата нет решения суда, запрещающего занимать кандидату государственную должность государственной службы.

Дополнительные требования к кандидатам или работникам органов прокуратуры:

— Необходимость пройти процедуру допуска к государственной тайне.

— Работники органов прокуратуры не должны быть подчинены или подконтрольны близким родственникам.

— Устанавливается минимальный возраст в 25 лет, со стажем работы прокурором или следователем в 3 года для должностей прокурора города, района и приравненных к ним специализированных прокуратур.

— Устанавливается минимальных возраст в 30 лет, со стажем работы прокурором или следователем в 5 лет, для должностей прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров.

— В исключительных случаях возможно назначение на должность помощников прокурора или следователей студентов юридических факультетов аккредитованных вузов, при условии окончания ими 3 курсов.

— На должности военных прокуроров или следователей могут быть назначенные лица, пир условии их годности к военной службе и наличии офицерского звания.

7. Участие прокуроров в рассмотрении дел судами.

Формы участия прокуроров в рассмотрении дел судами, в соответствии со статьями 35,36,37,38,39 ФЗ «О прокуратуре РФ»:

1. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

2. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

3. Генеральный прокурор РФ может участвовать в заседаниях Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.

4. Генеральный прокурор РФ имеет право на обращение в КС РФ по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан.

allstatepravo.ru

Полномочия органов прокуратуры

Задачами органов прокуратуры являются обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В связи с этим на прокуратуру города Севастополя и подчиненные ей прокуратуры возложены полномочия по:

— надзору за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами

исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами, органами местного самоуправления, контроля, их

должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам

издаваемых ими правовых актов;

— надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина указанными органами и их должностными лицами;

— надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

— надзору за исполнением законов судебными приставами;

— надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказаний;

— координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

— участию в рассмотрении дел судами;

— рассмотрению жалоб и обращений;

Осуществляя свои полномочия, органы прокуратуры Севастополя ведут деятельность независимо от органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений, в строгом соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура действует гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне, и информирует органы государственной власти и местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

sevproc.ru

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА

Понятие и классификация прокурорских полномочий

Согласно устоявшимся в пауке прокурорского надзора подходам под полномочиями прокурора обычно понимают объем (совокупность) прав и обязанностей, которыми наделен прокурор для осуществления возложенных на органы прокуратуры функций. В то же время с точки зрения общеправовых подходов к рассматриваемому термину под полномочием, как правило, понимается право определенного лица совершать юридически значимые действия. Например, Д. Н. Ушаков под полномочиями понимает «права, предоставленные должностному лицу или учреждению органами власти»‘. Это собственно вытекает и из этимологии слова «полномочие», поскольку «полно мочь» больше синонимично словосочетанию «иметь право», нежели выражению «быть обязанным». И анализ действующих законодательных актов дает примеры для обоснования тождественности терминов «полномочия» и «права».

Вопрос о применении прокурором полномочий следует рассматривать с точки зрения:

• во-первых, закрепления соответствующего полномочия в законе или ином легальном источнике правового регулирования;

• во-вторых, возможности конкретного прокурора применять па практике то или иное полномочие, что предопределяется его должностной компетенцией (см. упомянутое ниже понятие «уполномоченный прокурор» применительно к сфере надзора за исполнением законов в ОРД);

• в-третьих, установленных законом оснований для применения полномочия сообразно конкретно складывающейся жизненной ситуации.

Следует учитывать, что прокурор является должностным лицом, осуществляющим государственную функцию (или одновременно несколько функций), за это он получает материальное вознаграждение из средств федерального бюджета, а по существу, содержится налогоплательщиками, в силу чего он, в отличие от предпринимателя, имеющего возможность в зависимости от прогнозируемых результатов своей деятельности не совершать те или иные сделки, не вправе задаваться вопросом о применении или неприменении полномочий в случаях, требующих от него соответствующего решения. Прокурор как федеральный государственный служащий обязан добросовестно и беспристрастно исполнять свой служебный долг.

С учетом сказанного полномочия прокурора можно рассматривать как совокупность закрепленных в законах или иных легальных источниках правового регулирования форм волеизъявления прокурора при осуществлении им надзорной и иной деятельности.

С понятием «полномочие» тесно связан термин «правовое средство», которое наиболее часто применяется к надзорной деятельности прокурора, хотя имеет универсальный характер и распространяется на любой вид прокурорской работы, символизируя собой тезис о безусловной невозможности применения прокурором «неправовых средств», т.е. не предусмотренных нормами закона или иного легального источника правового регулирования. Ведь участвуя, например, в прокурорско-надзорных правоотношениях, являющихся разновидностью административных правоотношений, прокурор не вправе руководствоваться даже в благих целях, в том числе и при однозначно прогнозируемых позитивных результатах, известным гражданско-правовым принципом «разрешено все, что не запрещено законом». Иначе будет нарушен один из фундаментальных принципов организации и деятельности прокуратуры РФ, закрепленный в ст. 4 Закона о прокуратуре, — принцип законности, предполагающий обязанность прокурора осуществлять полномочия «в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами».

Соотношение понятий «полномочие» и «правовое средство» можно раскрыть следующим примером. Согласно п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор (его заместитель) в случае установления факта нарушения закона освобождает своим постановлением лиц, незаконно задержанных на основании решений несудебных органов. При этом полномочием прокурора выступает его право (а по существу, обязанность, поскольку речь идет о незаконном ограничении права гражданина на свободу) принять предусмотренные законом меры по освобождению, а реализуется это полномочие с помощью правового средства, каковым является постановление об освобождении лица, незаконно задержанного по решению несудебного органа.

Рассмотренное правовое средство в данном случае является тождественным применяемому в науке прокурорского надзора и в практике его осуществления термину «акт прокурорского реагирования», поскольку прокурор принимает меры (реагирует), пресекая имеющееся нарушение и освобождая незаконно задержанное лицо. В то же время понятие «правовое средство» имеет более широкое значение, поскольку распространяется как на надзорную (в том числе не только в части реагирования), так и на иную функциональную деятельность прокуроров.

Например, в п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурору предоставлено право (полномочие) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. При этом правовым средством реализации данного полномочия, которое не связано с реагированием, поскольку применяется для сбора доказательств в процессе проведения проверки, является повестка о вызове в прокуратуру для дачи объяснений но поводу нарушения закона. В то же время такой ненадзорный вид прокурорской работы, как участие в правотворческой деятельности, сопряжен с правом (полномочием) прокурора вносить в законодательные и иные органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене и о принятии законов и иных нормативных правовых актов. Данное полномочие реализуется путем применения правового средства — информации прокурора, направляемой в соответствующий орган, уполномоченный принять соответствующие меры.

Круг полномочий прокурора является достаточно широким, что предопределяется многоаспектностью прокурорской деятельности, и в настоящее время, особенно с учетом имеющего место функционального, отраслевого и предметного разделения труда между оперативными работниками органов прокуратуры, найдется немного специалистов, знающих весь спектр возможностей, позволяющих прокурорской системе решать возложенные па нее разнообразные задачи в тех или иных сферах общественных отношений.

С учетом безусловного доминирования в прокурорской деятельности функции прокурорского надзора, а также сохранявшегося на протяжении нескольких десятилетий названия научной специальности1 и учебной дисциплины «Прокурорский надзор» подходы к классификации прокурорских полномочий затрагивали в основном надзорные аспекты. Так, классическое представление о надзорных полномочиях прокурора с незначительными возможными вариациями выглядит следующим образом:

проверочные полномочия (полномочия, направленные на выявление нарушений законов);

полномочия по реагированию (направленные на устранение нарушений законов);

профилактические полномочия (направленные на предупреждение нарушений законов). В отдельных источниках имеет место объединение второй и третьей групп, что в принципе обосновано, поскольку обе они задействуются после проведения проверочных мероприятий.

Бытует мнение о том, что фактически любые полномочия по реагированию несут в себе профилактическое зерно, поскольку, например, добившись путем принесения протеста отмены незаконного правового акта, прокурор тем самым предотвращает наступление негативных последствий от применения негодного документа.

Кроме того, полномочия по реагированию нельзя рассматривать односторонне, исключительно как направленные только на устранение нарушений законов. Среди них следует выделять полномочия, единственной целью реализации которых является привлечение нарушителя к установленной законом ответственности. И здесь в качестве примера можно привести право прокурора выносить постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренное ст. 28.4 КоАП РФ. К этой же группе относится закрепленное в ст. 37 УПК РФ право прокурора выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства. В то же время имеют место полномочия по реагированию, преследующие две цели, — постановку вопроса об устранении нарушений и о наказании виновного лица. К таковым относится право прокурора вносить представление об устранении нарушений закона, хотя это полномочие одновременно носит и профилактический характер, т.е. имеет, по сути, третью цель. В представлении прокурор, как правило, ставит вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной, реже материальной ответственности. Двойную цель имеет, например, обращение прокурора с исковым заявлением в суд общей юрисдикции о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, поскольку в случае положительного исхода рассмотрения дела, с одной стороны, назначаются восстановительные выплаты, ас другой — причинитель вреда песет имущественную (в интерпретации некоторых ученых — специалистов в области экологического права — эколого-правовую) ответственность.

Вместе с тем анализ норм действующего законодательства позволяет вычленить в качестве самостоятельной группы согласовательные полномочия (полномочия, связанные с санкционированием или согласованием конкретных действий или решений), и здесь наглядным примером выступает установленное ч. 5 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц право прокурора на согласование проведения контрольно-надзорными органами внеплановых проверок.

Представляется целесообразным обратить внимание на другие подходы к классификации полномочий и начнем с того, что все полномочия в общем плане можно разделить на внешнефункциональные и внутриорганизационные.

Первая группа представляет собой совокупность форм волеизъявления, предоставленных прокурору для решения задач, связанных с осуществлением надзорной и иной деятельности. Как правило, речь идет о полномочиях, закрепленных в законодательных актах, хотя в отношении нефункциональных направлений деятельности (например, для правового просвещения, взаимодействия с органами публичной власти и институтами гражданского общества и т.д.)» как было отмечено в предыдущем параграфе, соответствующие полномочия могут быть закреплены в организационно-распорядительных документах Генерального прокурора РФ. Вместе с тем в двух случаях Закон о прокуратуре наделяет руководителя прокурорского ведомства правом издания документов, обязательных для исполнения работниками других органов. Так, являются обязательными для их исполнения:

• указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, (п. 2 ст. 30 Закона о прокуратуре);

• приказы Генерального прокурора РФ по вопросам ведения государственного единого статистического учета (ст. 51 Закона о прокуратуре).

Что касается второй группы, то здесь преимущественно речь идет о ведомственном наделении приказами, указаниями и распоряжениями Генерального прокурора РФ должностных лиц органов прокуратуры, выполняющих отдельные задачи (по контролю за исполнением, правовому обеспечению, кадровым вопросам и т.д.), соответствующими полномочиями, которые в отличие от проанализированных выше норм Закона о прокуратуре и других законодательных актов в большей мере ассоциируются с обязанностями, нежели с правами. Яркими исключениями по уровню источника закрепления в группе внутриорганизационных полномочий выступают предоставленные Генеральному прокурору РФ ст. 129 Конституции России право назначать прокуроров районного звена, а также право создавать межрегиональную прокуратуру на территории, где введено чрезвычайное положение (ч. 2 ст. 36 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»).

В контексте дальнейшей классификации мы будем оперировать только внешнефункционалъными полномочиями, поскольку внутриорганизационные вопросы отдельно рассматриваются в гл. 4 настоящего учебника.

Все внешнефункциональные полномочия можно разделить па надзорные и ненадзорные. При этом к надзорным полномочиям относятся не только формы волеизъявления прокурора, закрепленные в разд. 111 Закона о прокуратуре, но и упоминаемые в ст. 37 и других нормах УПК РФ, ст. 21 Закона об ОРД, к которым прямо отсылает ст. 30 Закона о прокуратуре, а также положениях ряда других законодательных актов РФ, например Закона о противодействии экстремизму. Что касается ненадзорных полномочий, то они нашли свое отражение не только в соответствующих нормах Закона о прокуратуре, но и в ряде других федеральных законов и иных источников.

Дальнейшая в порядке убывания типологизация позволяет разделить рассмотренные выше надзорные и ненадзорные полномочия па такие присущие и тем, и другим составляющие, как процессуальные и не процессуальные.

Применительно к надзорной деятельности примером процессуальных полномочий может служить право прокурора:

• истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела (п. 5.1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

• опротестовывать в порядке надзора вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения протестов (ст. 30.14 КоАП РФ).

Соответственно, не процессуальные надзорные полномочия содержатся в нормах законодательных актов материального права, прежде всего, в Законе о прокуратуре. К таковым можно отнести право прокурора:

• рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина (п. 1 ст. 27 Закона прокуратуре);

• посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения (п. «б» ч. 1 ст. 24 УИК РФ).

К процессуальным ненадзорным полномочиям прокурора относится, например, его право:

• представлять доказательства при рассмотрении дела об административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ);

• вступать в процесс и давать заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ).

Примером не процессуальных ненадзорных полномочий прокурора может служить его право:

• созывать координационное совещание (п. 9 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденного Указом Президента РФ от 18.04.1996 № 567);

• обращаться с законодательной инициативой в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ (соответствующая норма конституции (устава) конкретного субъекта РФ).

В качестве самостоятельной классификационной группы в совокупности надзорных полномочий необходимо выделить универсальные и индивидуально определенные. К универсальным следует относить полномочия, применяемые, естественно, с учетом установленной компетенции прокурорами всех звеньев прокурорской системы, в том числе специализированными. Это касается в основном полномочий по выявлению нарушений законов. Примером индивидуально определенного полномочия является предусмотренное п. 2 ст. 30 Закона о прокуратуре исключительное право Генерального прокурора РФ давать обязательные для исполнения указания по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования.

Безусловно, многофункциональный характер прокурорской деятельности может служить благодатной почвой для иных классификационных подходов к полномочиям прокуроров, однако в рамках учебника изложенное выше представляется достаточным.

studme.org

Органы прокуратуры РФ

1. Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Прокуратура РФ выполняет также иные функции, установленные федеральными законами.

Систему прокуратуры РФ составляют:

• Генеральная прокуратура РФ;
• прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные и т. д.);
• научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами;
• прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.
Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляет Генеральиый прокурор РФ. Создание и деятельность па территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

2. Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ. Он имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ.
В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.
Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками Генерального прокурора РФ.
В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

Генеральный прокурор РФ имеет:

советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений;
помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
На правах структурного подразделения в Генеральной прокуратуре РФ образуется Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором.
Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, в Генеральной прокуратуре РФ действует Научно-консультационный совет.
3. Г енеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Если предложенная кандидатура не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

Председатель Совета Федерации приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.
В отсутствие Генерального прокурора РФ его обязанности исполняет первый заместитель, а при его отсутствии — один из заместителей Генерального прокурора РФ. Срок полномочий Генерального прокурора РФ — 5 лет.
Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ.
Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.
Сообщения о назначении прокуроров на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.
Прокурор может быть освобожден от своих полномочий Генеральным прокурором РФ по следующим основаниям:

• выход в отставку;
• по собственному желанию в связи с переходом на новую работу или невозможностью выполнять обязанности по состоянию здоровья;
• неудовлетворительные результаты аттестации;
• совершение преступления;
• иные основания.

4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и следователей прокуратуры:

• гражданство РФ;
• достижение 25-летнего возраста (для прокуроров);
• высшее юридическое образование;
• для занятий должностей прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним, и вышестоящих прокуроров — стаж прокурорской и следственной работы в органах прокуратуры;
• необходимые деловые и моральные качества;
• способность по состоянию здоровья выполнять соответствующие должностные обязанности;
• отсутствие родственных отношений с должностными лицами прокуратуры, если их служба будет связана с непосредственной подконтрольностью или подчиненностью одного другому.

При вступлении в должности прокурора или следователя прокуратуры гражданин приносит присягу.
Прокуроры и следователи не реже двух раз в 5 лет проходят аттестацию, по результатам которой при учете занимаемых ими должностей и стажа работы им присваиваются классные чины с одиннадцатого (младший юрист) до первого (действительный государственный советник юстиции). Классные чипы присваивают Генеральный прокурор РФ (с одиннадцатого по пятый) и Президент РФ (с четвертого по первый).

Гарантии независимости прокуроров и следователей:

• неприкосновенность личности: проверка сообщения о факте совершения ими правонарушения, возбуждение уголовного дела (кроме случаев, когда они были застигнуты на месте преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры (на период расследования прокурор или следователь отстраняется от должности); не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора или следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления;
• материальное и социальное обеспечение (в т. ч. льготы и обязательное государственное страхование);
• ответственность за посягательство на их жизнь и жизнь членов их семей, посягательство на их независимость.

opokar.peterlife.ru

Смотрите так же:

  • Правила монастырской жизни Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора, поступить в монастырь может любой христианин для спасения своей души и угождения Богу […]
  • Медицинские пособия для врачей Медицинские пособия для врачей Класс НВП и ОБЖМанекены и тренажеры по оказаниюпервой помощи для автошколы! Манекены, тренажеры, фантомы Поставляем медицинские учебные тренажеры, манекены, муляжи,фантомы, анатомические модели ведущих […]
  • Налог с договора ренты Налог с договора ренты Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке налогообложения доходов физических лиц, полученных по договору пожизненного содержания с иждивением, и сообщает следующее. В […]
  • 212 приказ от 07042008 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской […]
  • Штрафы автосервису Штрафы автосервису Главная ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Судебная практика Суд удвоил суммы штрафов автосервису ООО «Прокси Центр» В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, […]
  • Избирательные права граждан по конституции рф Избирательные права граждан Российской Федерации и иностранных граждан на выборах в органы местного самоуправления Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право XI Международная научно-практическая […]

Комментарии запрещены.