Полномочия на заключение договоров

Оглавление:

Полномочия на заключение договоров

Дата написания: 2013-10-07

В одной из предыдущих статей, я уже затрагивал тему по вопросу проявления должной осмотрительности при заключении сделки. Эта тема достаточно многогранна, в связи с этим, в продолжении этого вопроса я решил несколько углубиться в тематику и рассмотреть вопрос проверки полномочий контрагента при подписании договора. О том как проверять в комплексе саму сделку, у меня есть специальный видеокурс по проверке договоров при заключении . Там приведен алгоритм действий при проверке в целом, начиная от контрагента и заканчивая текстом договора.

Но вернемся к полномочиям.

Понятие полномочий

Подписание сторонами договора один из наиболее важных этапов в процессе заключение сделки. Здесь наиболее ответственным моментом является проверка полномочий лиц, подписывающих договор. Дело в том, что юридическую силу договору придает, в большинстве случаев, подпись такого лица, который имеет соответствующие на это полномочия.

Для юридических лиц возможны два варианта подписания.

  • Подписание договора непосредственно руководителем
  • Подписание договора представителем по доверенности

Юридическое лицо — это своего рода фикция, само по себе оно проявить себя вовне не может. Оно всегда действует посредством кого то. Этот кто то именуется органом юридического лица. При заключении юридическим лицом любой сделки право подписывать договоры от имени этого юридического лица имеет, как правило, только его исполнительный орган (руководитель).

Так согласно ст. 53 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ)

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

В связи с этим полномочия представляют собой совокупность прав, позволяющая лицу (первый) действовать от имени другого лица (второй), при этом действия совершенные первым лицом непосредственно создают, изменяют и прекращает гражданские права и обязанности у второго лица.

Проверка полномочий при подписании договора руководителем

В подавляющем большинстве случаев от имени юридического лица договоры подписывает его единоличный исполнительный орган, уполномоченный на это учредительными документами. Лицо, являющееся руководителем (в должности директора, президента, начальника, генерального директора и т.д.), назначается как правило, иным, высшим органом юридического лица (общее собрание участников, общее собрание акционеров, совет директоров и т.д.). Назначение выражается обычно в форме протокола или решения.

Таким образом, первое что необходимо проверить при подписании договора руководителем это наличие и непосредственно содержание протокола (решения) о назначении. Здесь необходимо отметить, что ряд организаций, как правило это бюджетники, документом, выражающим назначение на должность, будет не Протокол (Решение), а Распоряжение (Приказ) вышестоящего органа, но суть от этого не меняется — всегда должна быть четко выражена воля учредителей (участников) юридического лица о назначении кого то единоличным исполнительным органом.

Также немаловажно проверить и содержание протокола (решения) на наличие необходимых реквизитов. Дело в том, что с 01.09.2013 в ГК РФ появилась отдельная глава — «Решения собраний», в которой предусмотрены определенные требования к решениям и порядок их принятия. К примеру ст. 181.2. ГК РФ предусмотрено, что в протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:

  1. дата, время и место проведения собрания;
  2. сведения о лицах, принявших участие в собрании;
  3. результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
  4. сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
  5. сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

Во-вторых, находим в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (Выписка из ЕГРЮЛ) подтверждение о том, что лицо, указанное в протоколе (решении), в качестве единоличного исполнительного органа, является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица. Понятно, что Выписка из ЕГРЮЛ должна быть достаточно свежей. Обычай делового оборота исходит, как правило, из месячной давности. На такую давность Выписки из ЕГРЮЛ ориентируются, как правило, и нотариусы.

В-третьих, следует ознакомиться с уставом юридического лица. Не секрет, что довольно часто полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица ограничивают учредительными документами. В большинстве случаев ограничение на сделки в учредительных документов осуществляется одним из трех способов (или их комбинацией)

  • ограничение по сумме сделки
  • ограничение по виду сделки
  • ограничение по соотношению суммы сделки со стоимостью чистых активов

В связи с этим, чтобы сделка не была оспоримой, желательно удостоверится нет ли каких либо препятствий и ограничений у руководителя на заключение (подписание) договора.

Проверка полномочий при подписании договора по доверенности

Помимо непосредственно руководителя юридического лица договор может подписать и лицо, действующее по надлежащим образом оформленной доверенности.

Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. Нормативные требования предъявляемые к доверенности указаны в главе 10 ГК РФ.

Здесь необходимо отметить, что подписание договора доверенным лицом по доверенности, не отменяет требований проверки полномочий самого лица выдавшего доверенность. Дело в том, что по доверенности можно передать только те полномочия, которыми реально располагаешь на момент выдачи доверенности. Это и логично. Нельзя передать то чего у тебя нет. В связи с этим стандартная проверка устава организации, протокола (решения) и Выписки из ЕГРЮЛ остается в силе, тем более если доверенность составлена в простой письменной форме, или выдана в порядке передоверия.

Как известно существуют две основные формы доверенности

  • простая письменная
  • удостоверенная нотариально

В качестве исключения в статье 185.1 ГК РФ приводятся случаи, когда доверенности, выданные в определенных обстоятельствах, приравниваются к нотариальным, а также случаи, когда доверенность может быть удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится, и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.

В случае подписания договора требования по доверенностям общие.

Так согласно п. 4. ст. 185.1. ГК РФ

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.

Исключения составляют сделки подлежащие государственной регистрации, здесь необходима нотариальная доверенность. Обратите внимание требования к доверенности с 01.09.2013 стали в какой то степени мягче. Теперь печать организации на доверенности не является обязательной, достаточно лишь подписи уполномоченного лица.

Далее смотрим дату выдачи доверенности. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

Так как доверенности обычно выдаются на какой то определенный срок, то необходимо удостоверится не просрочена ли она. Хотя, безусловно, по новым правилам (с 01.09.2013) срок действия доверенности формально не ограничен.

Кроме этого, настоятельно рекомендую при подписании важных договоров посредством доверенного лица, ознакомившись с содержанием доверенности и соответствия ее закону, удостоверится у доверителя (лица выдавшее доверенность) не отозвана (не отменена) ли она на день подписания договора. Исключением из этого правила является безотзывная доверенность, введенная законодателем в ГК РФ с 01.09.2013., хотя и у такой доверенности есть некоторые нюансы, указанные в ст. 188.1. ГК РФ. Поэтому при подписании договора по доверенности нельзя терять бдительности, нюансов много.

Это основные правила, которых желательно придерживаться при проверке у контрагента полномочий на подписание договора. Кроме вышеуказанных общих рекомендации, также иногда, чтобы удостовериться в подлинности подписи на документах, запрашивают дополнительно банковские карточки с образцами подписи или копию паспорта. Правда у некоторых людей, в силу специфики их почерка, подпись со временем может меняться или вообще каждый раз при подписании выглядеть немного иначе. Но это скорее редкость нежели правило, и в большинстве случаев вышеуказанных процедур бывает вполне достаточно.

vnedogovora.com

Глава 2. Заключение договора и полномочия представителей

Глава 2. Заключение договора и полномочия представителей

  • Раздел 1. Заключение договора
    • Статья 2.1.1. Способ заключения договора
    • Статья 2.1.2. Определение оферты
    • Статья 2.1.3. Отмена оферты
    • Статья 2.1.4. Отзыв оферты
    • Статья 2.1.5. Отклонение оферты
    • Статья 2.1.6. Разновидности акцепта
    • Статья 2.1.7. Момент акцепта
    • Статья 2.1.8. Акцепт в указанный срок
    • Статья 2.1.9. Запоздавший акцепт. Задержка при пересылке
    • Статья 2.1.10. Отмена акцепта
    • Статья 2.1.11. Акцепт с оговорками
    • Статья 2.1.12. Письменные подтверждения
    • Статья 2.1.13. Заключение договора, зависящее от соглашения по конкретным вопросам или соблюдения особой формы
    • Статья 2.1.14. Договор с умышленно открытыми условиями
    • Статья 2.1.15. Недобросовестные переговоры
    • Статья 2.1.16. Обязанность конфиденциальности
    • Статья 2.1.17. Оговорки о поглощении
    • Статья 2.1.18. Изменение договора в особой форме
    • Статья 2.1.19. Договоренность на стандартных условиях
    • Статья 2.1.20. Неожиданное условие
    • Статья 2.1.21. Противоречие между стандартными и нестандартными условиями
    • Статья 2.1.22. Конфликт проформ
  • Раздел 2. Полномочия представителей
    • Статья 2.2.1. Сфера применения настоящего Раздела
    • Статья 2.2.2. Назначение и полномочия представителя
    • Статья 2.2.3. Раскрытое представительство
    • Статья 2.2.4. Скрытое представительство
    • Статья 2.2.5. Представитель, действующий без полномочий или с превышением полномочий
    • Статья 2.2.6. Ответственность представителя, действующего без полномочий или с превышением полномочий
    • Статья 2.2.7. Конфликт интересов
    • Статья 2.2.8. Передоверие
    • Статья 2.2.9. Последующее одобрение
    • Статья 2.2.10. Прекращение полномочий

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Заключение договоров

При заключении договора, во всех без исключения случаях, письменная форма договора является наиболее приемлемой, нежели устная. Кроме того, для отдельных случаев законодательством напрямую установлено, что должна применяться только письменная форма заключения договора, сделки.

Договоры занимают особое место в жизни любой организации, при ведении предпринимательской деятельности всегда нужно руководствоваться правовой базой, или обращаться за помощью к профессионалам с того момента, когда произошла регистрация юридического лица и в дальнейшем. Письменная форма, при заключении договора предполагает его подписание обеими сторонами. При заключении договора в письменной форме необходимо учитывать множество нюансов:

  1. Подписание договора может быть осуществлено только уполномоченным на то лицом. Это может быть единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, директор или президент) или уполномоченный представитель, а также индивидуальный предприниматель сам за себя.

Полномочия единоличного исполнительного органа общества на подписание договора от имени компании подтверждаются его уставом, о чем и указывается в «шапке» договора.

Полномочия представителя подтверждаются доверенностью, реквизиты которой также подлежат указанию в «шапке» договора (во всех случаях копию доверенности стоит прикладывать к самому договору). При заключении договора нужно очень внимательно прочитать доверенность и установить полномочие на подписание договора. При отсутствии такого полномочия подписание договора представителем является неправомерным.

  1. В большинстве случаев, при заключении договоров, подписание договора осуществляется сторонами последовательно. Особенно указанные случаи актуальны, если стороны находятся на большом расстоянии друг от друга. Указанное происходит следующим образом. Одна из сторон распечатывает договор в 2-х экземплярах, подписывает со своей стороны и передает контрагенту по почте или путем доставки курьером. В последующем остается только ждать получения подписанных документов от контрагента.

Стоит отметить, что в указанных ситуациях для защиты своих интересов сторонам требуется обменяться сканами подписанных документов по электронной почте и по факсу. В некоторых случаях, при наличии иных доказательств (к примеру, факт оплаты или поставки товара и т.д.) суды признают, что такие договоры являются заключенными между сторонами, а указанные в них условия – согласованными, несмотря на отсутствие оригиналов договоров.

Вместе с тем, безусловно всегда необходимо стремиться к тому, чтобы получить экземпляр договора с живой подписью и печатью контрагента, во избежание каких-либо недоразумений и споров по данному поводу. Указанное «спасет» от различных негативных ситуаций, если к примеру между сторонами возникнет какой-либо спор и этот спор будет передан для разрешения в суд.

  1. Договор считается подписанными после проставления подписей его сторонами (представителями сторон). При этом законодательство не устанавливает необходимость проставления печатей на договоре. Указанное в большей степени является обычаем деловой практики. Вместе с тем при отсутствии печатей на договоре суд все равно признает такой договор подписанным и согласованным между сторонами.

Однако не стоит пренебрегать использованием печати и во всех без исключения случаях необходимо оформлять договор путем его скрепления не только подписями, но также и печатями сторон.

  1. Заключая любой договор, необходимо обращать внимание на контрагента, а именно на его регистрационные данные, в частности в целях проверки указываемых реквизитов – ОГРН, ИНН, юридического адреса, сведений о генеральном директоре и т.д.

Для этого стоит запрашивать у контрагента комплект документов, а именно устав (в том числе для проверки полномочий руководителя), свидетельство о регистрации, свидетельство ИНН, свежую выписку из ЕГРЮЛ.

В отдельных случаях при крупных сделках также стоит запрашивать у контрагента финансовые документы (бухгалтерский баланс).

  1. В качестве правила делового этикета в предпринимательской деятельности принято, что форму договора представляет непосредственно поставщик товаров (работ и услуг). В последующем Сторонами при взаимном согласии могут быть внесены отдельные изменения в договор, которые могут оформляться дополнительным соглашением, протоколом разногласий или включаться непосредственно в текст самого договора.
  2. В тех случаях, когда стороны договорились нотариально заверить договор, то в этих случаях как правило саму форму договора готовит непосредственно нотариус на основании сведений, предоставленных контрагентами. Подписание договора происходит исключительно и только в присутствии нотариуса обеими сторонами. При этом перед подписанием нотариус обязан убедиться в личности сторон договора, а также проверить их полномочия на заключение соответствующей сделки, а также соблюдение иных законодательных формальностей (к примеру, получение согласия от супруги учредителя организации и т.д.).

www.lawprofi.com

Вопрос 15. Заключение международных договоров. Договорная инициатива. Полномочия. Стадии заключения договора. Ратификация договора.

сложившаяся международная практика свидетельствует о том, что под заключением международного договора понимаются все действия договаривающихся сторон, начиная от переговоров и кончая вступлением договора в силу.

Заключение международного договора начинается с договорной инициативы, т.е. предложения одного государства или группы государств заключить определенный договор с одновременным предоставлением проекта текста договора.

Договоры заключаются специально уполномоченными на то лицами, которым выдается специальный документ, называемый полномочиями. Полномочия могут выдаваться на все стадии заключения договора, либо на какую-то определенную стадию.

Вопросы выдачи полномочий решаются в соответствии с внутренним законодательством государства, которое закрепляет такую компетенцию за определенным государственным органом.

В соответствии со статьей 7 Венской конвенции 1969 года главы государств, главы правительств и министры иностранных дел заключают международные договоры без полномочий. Главы дипломатических представительств и представительств государств в международных организациях и на международных конференциях также не нуждаются в полномочиях, однако, их действия ограничены лишь пределами принятия текста договора.

Первая стадия-являются переговоры. В ходе переговоров определяется форма принятия договора.

Принятием текста договора заканчиваются переговоры. Текст договора может быть принят подписанием или парафированием. В последнее время международная практика выработала новую форму принятия договоров – консенсусом, т.е. принятие текста договора без голосования, путем согласования позиций участников и при отсутствии официальных возражений участников переговоров.

Стадия принятия текста договора тесно связана с установлением аутентичности текста договора. Аутентичность является подтверждением подлинности и достоверности текста договора. Установление аутентичности является подтверждением того факта, что текст договора окончателен и изменению не подлежит..

Завершающей стадией заключения договора является выражения согласия стороны на обязательность для нее положений договора. Наиболее часто встречающимся способом выражения согласия на обязательность договора является его подписание. Оно также дает право, подписавшему договор государству ратифицировать его.. Очередность подписания договора представителями сторон определяется жребием.. Ратификация, — в соответствии с положениями Венских конвенций 1969 и 1986 годов — это международный акт. Одновременно ратификация является институтом внутреннего права потому, что только внутреннее право определяет государственный орган, к компетенции которого относится ратификация и устанавливает ее порядок.

16. Опубликование договора. Регистрация договора. Депозитарий и его функции. Оговорки и их юридические последствия. Поправки. Толкование договора.

В России договоры ратифицируются Государственной Думой с последующим обязательным рассмотрением этого вопроса Советом Федерации (ст. 106 Конституции РФ). 1. Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации в Собрании законодательства Российской Федерации.Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры официально опубликовываются по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации также в Бюллетене международных договоров.

Депозитарий хранит подлинник международного договора и принимает на хранение ратификационные грамоты, документы об оговорках, извещает участников договора о поступивших документах и т.д. В качестве депозитария могут выступать правительство государства, международная организация или ее главное должностное лицо.

Международный договор подлежит регистрации и опубликованию. Согласно ст. 102 Устава ООН международную регистрацию договоров осуществляет Секретариат ООН. Регистрация международных договоров Российской Федерации в Секретариате Организации Объединенных Наций и в соответствующих органах других международных организаций осуществляется Министерством иностранных дел Российской Федерации. ООН организует публикацию зарегистрированных договоров.

Оговорка — это одностороннее заявление государства, сделанное при подписании, ратификации, утверждении, принятии договора, присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству.

Юридические последствия оговорки заключаются в том, что она изменяет положения договора в отношениях между сделавшими ее государствами и другими участниками договора. Оговорка не изменяет положений договора для остальных участников в отношениях между ними.

Оговорки не могут быть сделаны когда:

данная оговорка запрещена договором;

оговорка не входит в число допустимых по договору;

оговорка несовместима с объектом и целями договора.

Уяснение подлинного смысла договора и его содержания называется толкованием. Известно несколько видов толкования. Прежде всего, аутентичное толкование, которое обладает наивысшей юридической силой. . Аутентичное толкование осуществляется в форме обмена нотами, протокола и т.д.

Наряду с аутентичным толкованием широко используется так называемое международное толкование, которое осуществляется международными органами. Такая форма толкования может быть предусмотрена договором или согласована сторонами особо. Международное толкование могут осуществлять, например, Международный Суд ООН, различные комиссии и т.д.

studfiles.net

§ 3. Заключение международных договоров

Процесс заключения международного договора представ­ляет собой ряд последовательных действий (стадий) — от про­явления инициативы заключения договора до вступления его в силу. Сложность процесса заключения договора, его длитель­ность определяется такими обстоятельствами, как степень стрем­ления участников идти на уступки и компромиссы.

Инициатива заключения договора может исходить от од­ного или нескольких государств, а также от международных организаций. Они же, как правило, берут на себя обязанности по организации процесса заключения международного дого­вора.

Полномочия. Договор заключается представителями госу­дарств. Для этой цели им выдаются специальные документы — полномочия, определяющие, на совершение каких действий по заключению договора уполномочено данное лицо. Полномочия выдаются компетентными органами государства в соответствии с национальным законодательством.

В Российской Федерации решение вопроса о наделении соответствующими полномочиями оформляется специальным актом — указом или распоряжением Президента, постановле­нием или распоряжением Правительства.

В постановлении Правительства РФ «О заключении Со­глашения между Правительством Российской Федерации и Пра­вительством Румынии о сотрудничестве в области карантина и защиты растений» от 8 сентября 1994 г. говорится об одобрении представленного Министерством сельского хозяйства и продо­вольствия проекта Соглашения. Министерству сельского хозяй­ства и продовольствия поручается провести переговоры и под­писать указанное Соглашение от имени Правительства РФ.

Определенные должностные лица в силу своего служебно­го положения и в пределах своей компетенции вправе пред­ставлять свое государство и совершать действия по заключе­нию договора без специальных полномочий.

В Венской конвенции о праве международных договоров приводится перечень таких лиц: а) главы государств; б) главы правительств; в) министры иностранных дел; г) главы диплома­тических представительств; -д) представители государств на международных конференциях и в международных организа­циях.

Если заключается международный договор с участием ме­ждународной организации, то специальные полномочия для этой цели не требуются лицу, которое в соответствии с правилами организации рассматривается как представляющее эту органи­зацию.

В Федеральном законе «О международных договорах Рос­сийской Федерации» 1995 г. предусматривается, что без специ­альных полномочий ведут переговоры и подписывают между­народные договоры Российской Федерации: Президент Россий­ской Федерации; Председатель Правительства Российской Федерации, министр иностранных дел, федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной вла­сти. Глава дипломатического представительства РФ в иностранном государстве или глава представительства РФ в между­народной организации вправе вести переговоры в целях при­нятия текста договора — соответственно с государством пре­бывания или в рамках данной международной организации (ст. 12,13).

При заключении двусторонних международных договоров представители государств обмениваются полномочиями, а при заключении многосторонних договоров полномочия сдаются в специально созданные органы для проверки их подлинности. Любые действия по заключению договора, совершенные не упол­номоченным лицом или в нарушение полномочий, не имеют юридического значения.

Подготовка текста договора. Текст договора разрабаты­вается на переговорах (непосредственных или по дипломатиче­ским каналам), на конференциях или в рамках международных организаций.

Переговоры по выработке текста договора ведутся либо непосредственно, либо с использованием дипломатических средств. Государства через уполномоченных лиц доводят до сведения друг друга свои позиции по обсуждаемой проблеме (или представляют конкретные проекты договора). Затем на основе их тщательного изучения и оценки они предлагают для согласования возможные изменения, уточнения позиций и со­ответственно проекта договора. Путем взаимных уступок и ком­промиссов проект подвергается изменениям до тех пор, пока он не станет приемлемым для всех участников. Иногда для подго­товки договора по сложной проблеме используются и диплома­тические каналы, и переговоры на уровне делегаций, и встречи министров иностранных дел, и встречи на высшем уровне.

Международные конференции и международные органи­зации используются государствами для выработки текстов мно­госторонних договоров. В целях более глубокого и всесторонне­го изучения сложная проблема разбивается на отдельные во­просы, которые рассматриваются специальными комитетами и комиссиями, входящими в структуру конференций или органи­заций. Согласованный проект обсуждается на пленарных засе­даниях.

Принятие текста договора. Для подтверждения того, что текст договора является окончательно согласованным (т. е. из­менению не подлежит) и подлинным документам, необходимо соответствующим образом оформленное его принятие (установ­ление аутентичности*). Оно может быть предварительным и окон­чательным.

* Аутентичный (греч.) — подлинный, действительный, верный.

Предварительное принятие текста договора осуществля­ется посредством голосования, парафирования, подписания.

Путем голосования, как правило, принимается текст дого­вора, подготовленный на международной конференции или в международной организации. Это решение оформляется ак­том — резолюцией международной конференции или соответ­ствующего органа международной организации, которая при­нимается большинством голосов (простым или двумя третями в зависимости от правил, одобренных на конференции или в ор­ганизации). В последние годы голосование нередко не прово­дится; для решения применяется метод консенсуса — общего согласия (при отсутствии возражений со стороны какого-либо государства).

Парафирование — это скрепление инициалами уполномо­ченных лиц каждой страницы договора в знак согласия с тек­стом. Такая форма предварительного принятия текста договора применяется в отношении двусторонних договоров или догово­ров с небольшим числом участников (например, были парафи­рованы Договор между СССР и ФРГ о добрососедстве, парт­нерстве и сотрудничестве, о некоторых переходных мерах, свя­занных с временным пребыванием советских войск на террито­рии Германии 1990 г., некоторые соглашения стран СНГ и др.). Парафированный договор подлежит окончательному принятию.

Подписание ad referendum — условное, предварительное, требующее подтверждения компетентного органа государства.

Форма окончательного принятия текста договора — под­писание. Оно порождает определенные юридические последст­вия: а) дает право подписавшему государству выразить согла­сие на обязательность договора; б) обязывает подписавшее го­сударство не лишать договор его объекта и цели до вступления в силу.

Двусторонние договоры составляются на языках государств-участников, многосторонние — на языках по выбору участни­ков (иногда на одном приемлемом для всех языке).

При подписании договора государства соблюдают правила альтерната — чередования подписей. В подлинном экземпляре двустороннего договора, предназначенном для данной стороны, наименование государства, подписи уполномоченных помеща­ются на почетном месте — под текстом договора с левой сторо­ны, а наименование государства-контрагента, его подписи — справа. На экземпляре договора, предназначенном для другой стороны, применяется обратный порядок. В многосторонних договорах наименования сторон и подписи перечисляются обычно сверху вниз в алфавитном порядке (в соответствии с выбран­ным языком). Возможны сложные процедуры при принятии некоторых договоров*.

* Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных ви­дов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (1981 г.), была раз­работана и на основе консенсуса принята на Конференции ООН в Женеве (1979—1980 гг.), затем принята Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция от 12 декабря 1980 г.); 10 апреля 1981 г. открыта для подписания государ­ствами.

Двусторонние договоры также могут быть предварительно приняты на одном уровне, а окончательно — на другом.

Согласие на обязательность договора. Это — следующая стадия заключения международного договора, необходимая для вступления его в силу. Формы (способы) выражения такого со­гласия: а) подписание; б) обмен документами, образующими до­говор; в) ратификация; г) утверждение (принятие); д) присое­динение к договору.

Способы выражения согласия отличаются друг от друга по уровню и процедуре их осуществления.

Подписание — одна из форм согласия на обязательность договора. При этом подписание является одновременно и фор­мой принятия текста договора, и формой выражения согласия на его обязательность. Таким образом, подписание в одних слу­чаях представляет собой принятие текста договора, а в дру­гих — и принятие текста, и одновременно согласие на обяза­тельность договора.

Обмен документами, образующими договор, — это упро­щенная процедура его заключения. Должностные лица (или уполномоченные) направляют друг другу письма (ноты), в ко­торых излагаются предварительно согласованные положения по существу вопроса. Обмен письмами означает согласие на обяза­тельность этих положений.

Ратификация — это согласие государства на обязатель­ность договора, выраженное высшим органом государственной власти в соответствии с процедурой, установленной националь­ным законодательством.

Международные договоры Российской Федерации ратифи­цируются Федеральным Собранием РФ. Государственная Ду­ма Федерального Собрания рассматривает внесенный Прези­дентом или Правительством на ратификацию международный договор. После обсуждения в комитетах и комиссиях принима­ется решение о ратификации в форме федерального закона.

Такой закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания. Принятый им федераль­ный закон о ратификации направляется Президенту для под­писания и опубликования. Один из примеров: Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Рес­публики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях» принят Го­сударственной Думой РФ 12 сентября 1997 г., одобрен Советом Федерации РФ 24 сентября 1997 г., подписан Президентом РФ 5 октября 1997 г., опубликован в «Российской газете» 8 октября 1997г.

Согласно ст. 14 Венской конвенции о праве международ­ных договоров 1969 г. согласие на обязательность договора выражается ратификацией, если: 1) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; 2) иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства дого­ворились о необходимости ратификации; 3) представитель го­сударства подписал договор под условием ратификации; 4) на­мерение государства подписать договор под условием ратифи­кации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.

Национальным законодательством может быть определен перечень тех договоров, которые подлежат ратификации. Фе­деральный закон «О международных договорах Российской Федерации» включает в этот перечень следующие виды дого­воров Российской Федерации: а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной грани­цы Российской Федерации, а также о разграничении исключи­тельной экономической зоны и континентального шельфа. Рос­сийской Федерации; г) об основах межгосударственных отно­шений, по вопросам обороноспособности Российской Федера­ции и обеспечения международного мира и безопасности (в том числе по вопросам разоружения), а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности; д) об участии Россий­ской Федерации в межгосударственных союзах, международ­ных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществ­ления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.

Равным образом подлежат ратификации международные договоры, при заключении которых стороны условились о по­следующей ратификации (ст. 15). В перечень договоров, подле­жащих ратификации, внесены дополнения: ратификации под­лежат международные договоры РФ в области добычи, произ­водства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней (ч. 3 ст. 24 Федерального закона «О драгоценных метал­лах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 г.) и международ­ные договоры РФ, касающиеся перемещенных культурных цен­ностей, равно как и любые другие международные договоры РФ, касающиеся ее культурного достояния (ст. 23 Федерально­го закона «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на терри­тории Российской Федерации» от 15 апреля 1998 г.).

Одновременно с принятием решения о ратификации меж­дународного договора составляется ратификационная грамота, имеющая три части: а) вступительную, в которой указывается высший орган государства, ратифицировавший договор; б) ос­новную, где воспроизводится текст договора с оговорками и (или) заявлениями, если они сделаны; в) заключительную, содержа­щую заявление о неукоснительном и добросовестном выполне­нии договора.

При заключении двустороннего договора государства — его участники — обмениваются ратификационными грамотами. Как правило, если договор заключается на территории одного госу­дарства, то обмен грамотами происходит на территории дру­гого.

При заключении многостороннего договора ратификацион­ные грамоты сдаются на хранение депозитарию. Такая проце­дура называется депонированием ратификационных грамот. Депозитарий определяется государствами-участниками в самом договоре. Им может быть одно государство, несколько государств, международная организация или ее главное должностное лицо. Получили распространение договоры, депозитарием которых является Генеральный секретарь ООН.

Функции депозитария определяются Венской конвенцией о праве международных договоров и конкретными договорами. Основные его функции: хранение подлинного текста договора, ратификационных грамот и документов о присоединении; сооб­щение участникам договора о депонировании каждой ратифи­кационной грамоты, об оговорках, о вступлении договора в силу; уведомление о присоединении к договору или выходе из него; созыв конференций для обсуждения осуществления договора, если это предусмотрено.

Обмен ратификационными грамотами или их депонирование — это своеобразное совместное исполнительное соглаше­ние государств о согласии на обязательность договора. Оно вхо­дит в ряд последовательных действий государств, необходимых для приведения в действие нормы договора о вступлении его в силу, а вместе с ней — и всего договора.

Утверждение — предусмотренная в договоре упрощенная процедура выражения согласия на обязательность договора. Национальным законодательством устанавливается круг госу­дарственных органов, в компетенцию которых входит утвер­ждение договоров. В зависимости от уровня заключенные договоры утверждаются Президентом РФ, Правительством РФ или другими федеральными органами.

Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. было утверждено Соглашение между Российской Федерацией и Ев­ропейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) о займе для финансирования проекта постприватизационной поддерж­ки предприятий от 13 апреля 1997 г.

Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. утверждено Соглашение о создании общего научно-технологи­ческого пространства государств — участников СНГ, подписан­ное 3 ноября 1995 г.

Посредством утверждения выражается согласие на обяза­тельность договора международной организацией, если она является участницей договора. Таким полномочием обычно наде­ляются главные органы международной организации. Так, Ге­неральная Ассамблея ООН утверждает соглашения ООН со специализированными учреждениями.

Присоединение. Если государство по каким-либо причи­нам не участвовало в договоре, оно может к нему присоеди­ниться. Порядок и условия присоединения оговариваются в до­говоре. Как правило, присоединение осуществляется после всту­пления договора в силу путем депонирования ратификацион­ной грамоты или иного документа о присоединении.

6 июля 1994 г. принято постановление Правительства РФ «О присоединении Российской Федерации к Соглашению о вво­зе материалов образовательного, научного и культурного ха­рактера и Протокола к нему» (Соглашение от 22 ноября 1950 г., Протокол к нему от 26 ноября 1976 г.).

Оговорка к договору. Это одностороннее заявление госу­дарства, посредством которого оно намерено исключить или изменить определенные положения договора. Государство вправе заявить оговорку при подписании, ратификации или присоеди­нении к договору: Такое действие невозможно, когда: оговорки запрещаются договором; договор предусматривает лишь опре­деленные оговорки, в число которых данная оговорка не вхо­дит; оговорка противоречит объекту и цели договора. Оговорка должна быть сделана в письменном виде и доведена до сведе­ния других государств — участников договора.

Поскольку государство заявлением оговорки предлагает новый вариант определенной нормы, то отношения между ним и другими участниками договора могут регулироваться в этой части по-разному. Отношения с государствами, принявшими оговорку, регулируются новой нормой, тогда как к взаимоотно­шениям с государствами, возразившими против оговорки, не применяется ни новая норма (она отклонена возражением), ни норма договора (она неприемлема для государства, сделавшего оговорку).

СССР в своей договорной практике использовал право де­лать оговорки. Чаще всего это касалось положений о передаче спора относительно применения и толкования договоров в Ме­ждународный Суд.

При ратификации Конвенции ООН по морскому праву Рос­сийской Федерацией (а ранее при подписании от имени СССР) была сделана оговорка в соответствии со ст. 298 Конвенции, предусматривающей такое право. Российская Федерация не принимает обязательных процедур, влекущих за собой обяза­тельные решения при рассмотрении споров, связанных с де­лимитацией морских границ, споров, касающихся военной деятельности, и споров, в отношении которых Совет Безопас­ности ООН осуществляет функции, возложенные не него Уста­вом ООН.

При подписании, ратификации или присоединении к дого­вору государство вправе сделать заявление — изложить свою точку зрения по тому или иному вопросу. В отличие от оговор­ки заявление не меняет содержания договора*.

* При присоединении к Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах СССР сделал заявление: «Союз Советских Социалистических Республик в соответствии со ст. 1 Факульта­тивного протокола признает компетенцию Комитета по правам человека принимать и рассматривать сообщения от лиц, находящихся под юрисдик­цией Союза Советских Социалистических Республик, касающиеся ситуа­ций или фактов, возникших после вступления в силу настоящего Протокола для СССР. Советский Союз исходит также из того, что Комитет не будет рас­сматривать какие бы то ни было сообщения до тех пор, пока не удостове­рится, что данный вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования, и что данное лицо исчерпало все доступные внутренние средства правовой защиты».

Вступление договора в силу. Договоры вступают в силу в том порядке и в тот срок, которые указаны в договоре. Догово­ры, не подлежащие ратификации или утверждению, вступают в силу: 1) с момента подписания; 2) по истечении определенного срока после подписания; 3) с указанной в договоре даты.

Порядок вступления в силу договоров, подлежащих рати­фикации, обусловлен их характером.

Двусторонние договоры вступают в силу: 1) в день обмена ратификационными грамотами; 2) по истечении установленного срока (часто — тридцати дней) со дня обмена грамотами.

Многосторонние договоры вступают в силу: 1) в день сдачи на хранение депозитарию определенной по счету ратификаци­онной грамоты; 2) по истечении установленного срока после сдачи на хранение определенной по счету грамоты; 3) в день сдачи на хранение определенного количества грамот с указанием кон­кретных государств, чьи грамоты обязательно должны быть сданы;

«Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания» (ст. VIII Соглашения между СССР и США о пре­дотвращении ядерной войны 1973 г.; ст. 9 Соглашения о взаим­ном признании прав на льготный проезд для инвалидов и уча­стников Великой Отечественной войны, а также лиц, прирав­ненных к ним, 1993 г., которое заключено государствами — уча­стниками СНГ).

«Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами» (ст. 39 До­говора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россий­ской Федерацией и Украиной 1997 г.).

. «Настоящая Конвенция подлежит ратификации и вступа­ет в силу через 30 дней после даты обмена ратификационными грамотами» (Консульская конвенция между Российской Феде­рацией и Республикой Корея 1992 г.).

«Настоящая Конвенция вступает в силу после сдачи на хранение пятой ратификационной грамоты» (ст. XXIV Конвен­ции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.).

«Настоящая Конвенция вступает в силу через 12 месяцев после сдачи на хранение шестидесятой ратификационной гра­моты или документа о присоединении» (ст. 308 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

Устав ООН вступил в силу «по сдаче на хранение ратифи­кационных грамот Китайской Республикой, Францией, Союзом Советских Социалистических Республик, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и Соединен­ными Штатами Америки и большинством других государств, подписавших Устав» (п. 3 ст. 110 Устава ООН). Договор о нерас­пространении ядерного оружия 1968 г. — после сдачи на хране­ние ратификационных грамот государствами-депозитариями (СССР, США, Великобритания) и сорока другими договариваю­щимися государствами.

Приведенный перечень вариантов вступления договоров в силу не является исчерпывающим. В договорах могут преду­сматриваться и другие, особые, условия вступления его в силу.

Срок действия договора. Договоры могут быть срочными, причем срок их действия фиксируется в договоре (5 лет, 10 лет, 20 лет и т. д.), и бессрочными, что либо прямо отмечается в договоре, либо вытекает из его содержания (Конвенция о физи­ческой защите ядерного материала от 3 марта 1980 г., Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г. и др.). В неко­торых случаях действие договора рассчитано на срок, необхо­димый для выполнения обязательств.

Государства вправе продлить (пролонгировать) действия договора. Продление обычно оформляется специальным согла­шением.

Так, путем обмена нотами в 1996 г. была оформлена догово­ренность о продлении в отношениях между РФ и США срока действия Соглашения между Правительством СССР и Прави­тельством США по некоторым вопросам морского судоходства 1990 г.

Нередко предусматривается возможность автоматического продления действия договора.

Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области образо­вания от 15 мая 1992 г. было заключено сроком на 5 лет; оно автоматически продлевается на последующие пятилетние пе­риоды для тех государств, которые не заявят о денонсации. Такие договоры можно назвать неопределенно-срочными.

www.bibliotekar.ru

Смотрите так же:

  • Следственный комитет комсомольск на амуре Комсомольский-на-Амуре следственный отдел на транспорте Адрес: 681013, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, 34 Телефон: тел/факс 8 (4217) 54-36-88 Руководитель: Кутиков Дмитрий Сергеевич Заместитель […]
  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
  • Приказ о создании производства Приказ о создании производства Приказы по основной деятельности Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем органа управления (предприятия, организации), действующим на основе единоначалия, для решения основных и оперативных задач, […]
  • Штрафы автосервису Штрафы автосервису Главная ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Судебная практика Суд удвоил суммы штрафов автосервису ООО «Прокси Центр» В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, […]
  • Штрафы по трудинспекции Штрафы трудовой инспекции для юридических лиц Штрафы для юридических лиц назначаются трудовой инспекцией при обнаружении фактов нарушения прав и законных интересов персонала. Согласно действующим законодательным нормам в 2018 году за […]
  • Пенсии в мвд в 2014 Расчет пенсии для сотрудников МВД — льготы полицейским пенсионерам На сегодняшний день расчет пенсии для сотрудников МВД осуществляется согласно пенсионного законодательства Российской Федерации, которое, как известно, каждый год меняется […]

Комментарии запрещены.