Методы разрешения педагогических конфликтов

Методы разрешения педагогических конфликтов

МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Конфликт в психологии рассматривается как столкно­вения противоположно направленных целей, интересов, по­зиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов вза­имодействия. Конфликтная ситуация возникает при нали­чии противоречивых позиций сторон. Следовательно, она содержит субъектов конфликта (оппонентов) и его пред­мет. Для возникновения конфликта необходим инцидент, когда одна из сторон начинает ущемлять другую. Если про­тивоположная сторона начинает действовать, то конфликт из потенциального превращается в актуальный. Сигналами конфликта служат кризис отношений, напряжение при об­щении, недоразумения, инциденты и общий дискомфорт. Если конфликт разрешается деструктивно, его последстви­ями будут тревога, беспомощность, смятение, развал, от­рицание, уход, эскалация, поляризация. И наоборот, если конфликт разрешается конструктивно, человек чувствует, что все идет гладко, испытывает радость общения, чувство успеха, эффективность, энергичность. Выделяют разные типологии конфликтов: а) внутриличностные, межличнос­тные, межгрупповые, социальные; б) ценностей, личнос­тных потенциалов, ресурсов, интересов, средств достиже­ния целей и норм; в) социально-политические, межэтни­ческие, организационно-управленческие, производственные, семейные, супружеские и др.

Выделяется и особая группа конфликтов — педагоги­ческие.

Н.В. Самоукина делит педагогические конфликты на три большие группы: 1. Мотивационные конфликты, возника­ющие по причине слабой мотивации учебной деятельности школьников. 2. Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. 3. Конфликты взаимодей­ствия учащихся между собой, учителей и школьников, учи­телей и администрации.

В.И. Журавлев классифицирует педагогические конф­ликты по взаимодействию педагога с возрастными груп­пами учащихся. В начальных классах это конфликты этики и запредельной этики, связанные с нарушениями учите­лем педагогического такта и правонарушениями; дидакти­ческие, вызываемые дисциплинированием, дискримина­цией учащихся, неадекватной оценкой неуспеваемости, и служебными недостатками учителей. В работе с подростками чаще других встречаются конфликты дисциплины учащихся, конфликты дидактического взаимодействия, конфликты методических ошибок учителя и конфликты нарушений им этики. В старших классах — это конфликты, связанные с неадекватным дисциплинированием и конф­ликтным поведением учителя.

М.М. Рыбакова связывает конфликты с различными пе­дагогическими ситуациями: конфликты деятельности, кон­фликты поведения (поступков), конфликты отношений.

Особенности педагогических конфликтов:

1. Профессиональная ответственность педагога за правиль­ное разрешение ситуации конфликта: школа — модель об­щества, где ученики усваивают социальные нормы отноше­ний между людьми.

2. Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.

3. Разница возраста и жизненного опыта участников раз­водит их позиции, порождает разную степень ответственно­сти за ошибки.

4. Различное понимание событий и их причин участника­ми (конфликт глазами учителя и ученика видится по-раз­ному).

5. Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает вос­питательный смысл.

6. Профессиональная позиция учителя в конфликте обя­зывает его взять на себя инициативу разрешения конфлик­та и на первое место поставить интересы формирующейся личности.

7. Конфликт педагогической деятельности легче предуп­редить, чем успешно разрешить.

Динамика конфликта складывается из трех основных ста­дий: нарастание, реализация и затухание. Успешная блоки­ровка конфликта (переведение его из области коммуника­тивных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную) возможна лишь на первой стадии. Если конфликт разгорелся, подавить его уже не удается. Воспитательная коррекция эффективна на третьей стадии, когда произош­ла разрядка напряжения и обе стороны «выплеснули свои эмоции».

Поскольку лучшим способом разрешения конфликтов является их профилактика, психологу необходимо вести работу с педагогами по повышению их социально-психологической компетентности. Это первое направление работы психолога с педагогом.

Социально-коммуникативная компетентность — это спо­собность индивида эффективно взаимодействовать с окру­жающими людьми в системе межличностных отношений. В ее состав входят: умение ориентироваться в социальных си­туациях; умение правильно определить личностные особен­ности и эмоциональное состояние других людей; умение выбирать адекватные способы общения и реализовать их в процессе взаимодействия. Профилактическими методами, способствующими формированию данных умений, которым можно обучать педагогов, являются следующие методы.

Метод интроспекции заключается в том, что педагог ста­вит себя на место ученика, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот ученик испытывает в данной ситуации. После такого «погружения» во внутренний мир другого делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов анализа строится взаи­модействие с человеком. Действенность этого метода высо­ка, но не безгранична. Возникает опасность принять соб­ственные мысли и чувства за мысли и чувства ребенка. При­меняя этот метод, необходимо сверять свои представления и сложившиеся схемы с реальными действиями ребенка и менять их в случае несоответствия.

Метод эмпатии основан на технике вчувствования во внутренние переживания другого человека. Если педагог — человек эмоциональный, склонный к интуитивному мыш­лению, то данный метод будет для него полезным. К такому типу относятся чаще всего учителя-словесники, преподава­тели художественных дисциплин, относящиеся к типу «ху­дожников». Этот метод дает возможность достичь высоких результатов, если педагог может доверять своей интуиции и вовремя останавливать возникновение интеллектуальных интерпретаций.

Метод логического анализа подходит для тех, у кого пре­обладает элемент рационализации психической жизни. Что­бы понять партнера по взаимодействию, такой человек вы­страивает систему интеллектуальных представлений о нем по ситуации. К типу «мыслителей» относятся учителя физи­ки, математики.

Метод творчества позволяет превратить проблемы кон­фликтной ситуации в новые возможности и извлечь из нее максимальную выгоду. Он состоит в превращении пробле­мы в задачу. Основан на творческом отклике, принятии ситуации такой, какая она есть, желании чему-либо на­учиться в любой ситуации, использовании позитивных ут­верждений.

Метод позитивного самоутверждения основан на страте­гии выиграть/выиграть. Он позволяет самоутверждаться не путем нападения, поиска виновника, формулировки тре­бований, а путем «Я-высказываний», отражающих суть со­бытия потребности, чувства, взгляды человека на ситуа­цию.

Метод совместной власти основан на партнерских отно­шениях: «власть с . », а не «власть над . ». Позволяет до­биться наиболее желательных для личности результатов, од­новременно создавая ценности для другого человека.

Метод управления эмоциями основан на уважении чувств других людей, осознании своих собственных чувств, уме­нии их передать другому. Это становится возможным при выработке умений сомоконцентрации, безопасной разряд­ки эмоций и выработке стремления к улучшению отноше­ний.

Метод анализа конфликтных ситуаций с помощью стра­тегии выиграть/выиграть, позволяющий рефлексивным спо­собом находить разнообразные варианты решения пробле­мы с выгодой для обеих сторон.

Метод социально-психологического тренинга, позволяю­щий развивать социально-коммуникативную компетентность в условиях группового взаимодействия.

Метод интуиции, используемый в индивидуальной и груп­повой формах работы с педагогами. Основан на принятии решений в объективно сложных ситуациях, которые осно­ваны не столько на профессиональном знании, сколько на опыте и интуиции.

Метод воображения, помогающий развивать социальную рефлексию, прогнозирующий варианты поведения партне­ра по общению и свои собственные реакции, и др.

Методы профилактики конфликтов

Метод педагогического анализа конфликтных ситуаций.

Метод управления эмоциями

Метод оптимального самоутверждения.

Метод совместной власти.

Метод логического анализа.

Метод социального психологического тренинга.

Метод расширения кругозора

Психологические игры и упражнения

Кто как себя поведет?

Путешествие в себя.

Переключение на собеседника

Выиграть должен каждый.

Остановите монолог, организуйте диалог.

Переключение на собеседника.

Всевозможные игры и упражнения.

«Из-за деревьев не видно леса».

Тренинг профессионально-педагогического общения — один из методов профилактики конфликтов. Традицион­ный по технике проведения, он имеет специфическое со­держание. Отрабатываемые коммуникативные умения и на­выки способствуют формированию профессиональной ком­петентности педагога в сфере общения.

Тренинг эффективности учителя

В целях обучения может быть использован тренинг Т. Гордона по развитию эффективности учителя. Его целью является переключение учителя на активное слушание (про­блема ученика) и «Я-высказывание» (проблема учителя). Тренинг последовательно прорабатывает конфликтные си­туации.

— работа с окном приятия, развитие эмпатического от­ношения к учащимся;

— развитие навыков активного (эмпатического) слушания;

— развитие навыков определения зон проблем;

— работа с «Я-высказываниями»;

— расширение зоны беспроблемности того оптимального пространства, в котором происходит действительное обучение.

В тренинге используется шестишаговая модель разреше­ния проблемных ситуаций:

1. Определение принадлежности проблемы.

2. Порождение возможных решений.

3. Оценка решений в форме «Я-высказываний».

4. Определение наилучшего решения.

5. Определение средств выполнения решения.

6. Оценка того, насколько хорошо данное решение реша­ет проблему.

Психологические критерии эффективности тренинга.

1. Если решение хорошее, то не возникает негативных переживаний. Негативно оцениваются решения, а не уча­щиеся.

2. Нет чувства вины и раздражительности.

3. Усиливается мотивация.

4. Нет взаимных антипатий.

5. Не надо использовать силу (давление).

6. Вскрываются не мнимые, а действительные проблемы.

По окончании тренинга учителям рекомендуется:

1. Стать эффективным консультантом в области обще­ния.

2. Моделировать в поведении собственные ценности.

3. Вести внутреннюю работу над собой:

— изучать дополнительную литературу,

— выработать способность учиться у учеников,

— посещать группы личностного роста.

Система упражнений включает два цикла:

I . Упражнения, направленные на овладение элементами педагогической коммуникации, способствующие развитию коммуникативных способностей, приобретению навыков управления общением.

II . Упражнения по овладению всей системой общения в заданной педагогической ситуации.

1. Выработка умения действовать органично и последова­тельно в публичной обстановке (проигрывание любого эта­па, элемента урока в разном темпе с разными вводными заданиями: опоздавший ученик, невыполненное задание, конфликт с учеником и др.).

2. Формирование мышечной свободы в процессе педаго­гической деятельности (упражнения на освобождение и за­жатие мускулатуры, задержание и снятие напряжения в про­цессе покоя, ходьбы и выполнения педагогической дея­тельности).

3. Достижение эмоционального благополучия учителя в классе (пробы на выбор оптимального темпа, ритма, позы, движения).

4. Развитие навыков произвольного внимания, наблюда­тельности, сосредоточенности (выбор и расширение кругов внимания — малый, средний, большой).

5. Развитие простейших навыков общения (обращение и демонстрация внимания к собеседнику, привлечение вни­мания окружающих средствами мимики и пантомимики, невербальное выражение требований, передача эмоциональ­ных состояний).

6. Овладение техникой интонирования, мимикой, пан­томимикой: а) сказать с разными интонациями в голосе слова: «Здравствуй», «Приступим к работе», «До свидания» — громко, тихо; кратко, растянуто; заикаясь, убедительно, ут­вердительно; восторженно, задумчиво; вызывающе, скорбно, нежно, грубо; иронически, шутливо, злобно; тоном ответ­ственного работника; разочарованно, торжествующе и т.п.; б) войти как неопытный учитель в незнакомый класс; уве­ренный в себе учитель-мастер; глубокий старик; артист ба­лета; Гамлет; солдат; в) улыбнуться как победитель; побеж­денный; подхалим; подчиненный своему начальству; началь­ник своему подчиненному; мать младенцу; г) нахмуриться, как хмурится ученик, которому незаслуженно поставили двойку; учитель, требующий совета ученика; рассерженные учитель, отец (мать), друг и т.п.

7. Преодоление внушаемых характеристик по предъявля­емым фотографиям (выбор и характеристика людей, изоб­раженных на фотографиях, из которых только один поло­жительный человек, веселый, ласковый, умный, злой и т.п.).

8. Изучение эмоциональных реакций детей по фотогра­фиям и эмоциональная идентификация себя с ними.

9. Словесное педагогическое воздействие (логика, выра­зительность, эмоциональность речи, образная передача ин­формации в педагогическом монологе) и прогнозирование его эффективности.

1. Выявление эмоционально-психологического состояния учителя на уроке и способности к саморегуляции (самоана­лиз уроков коллег на основе наблюдения, рефлексия соб­ственного состояния на различных этапах урока на основе самонаблюдения и изучения видеозаписи).

2. Выявление и решение педагогической задачи (умение выделять в ходе урока моменты, требующие вмешательства учителя, оценивать свои действия, соотносить их способы с конкретными задачами, прогнозировать действия в предпо­лагаемых обстоятельствах и с вводимыми требованиями — доверие, одобрение, совет, игра, намек, условие, недове­рие, осуждение).

3. Развитие педагогического воображения, интуиции, навыков импровизации в общении (анализ педагогической ситуации — прогнозирование межличностных отношений, разработка педагогических инвариантов решения одной и той же задачи).

В обобщенном виде методы самосовершенствования учи­теля можно представить в виде таблицы, выделив в ней основные проблемы учителей и предназначенные для их ре­шения педагогические и психологические методы.

Второе направление в работе психолога с педагогами — обучение способам разрешения возникающих педагогических конфликтов. Речь идет о таких известных в конфликтологии и социальной психологии способах, как картография конфлик­та, выработка альтернатив, посредничество и переговоры.

Процесс картографии конфликта состоит из трех этапов: определения проблемы заявлением общего характера, обо­значения главных участников конфликта, выяснения опа­сений и потребностей каждого из них. Этот прием позволя­ет ограничить дискуссию определенными формальными рам­ками (составление карты конфликта), что помогает избежать чрезмерного проявления эмоций. В результате создается си­туация, способствующая совместному обсуждению пробле­мы; представляется возможность высказаться; становится возможным увидеть точку зрения других; возникают новые варианты решения проблемы.

Выработка альтернатив поведения является следующим логическим шагом после рассмотрения конфликта в общем плане. Выработка альтернатив конфликтному поведению включает их обсуждение, выбор-анализ и претворение в жизнь. При выборе обычно пользуются критериями осуще­ствимости, достаточности и справедливости. Для претворе­ния альтернатив нужно определить суть мер, их реализато­ров и сроки выполнения. Обычно, разрабатывая альтерна­тивы, проблему разбивают на части.

Переговоры. В конфликте всегда скрыта возможность до­говориться, поэтому переговоры являются одной из форм его разрешения. Педагог может вести переговоры сам, с по­мощью психолога или другого авторитетного лица, а также выступать в качестве посредника (арбитра). Переговоры вклю­чают несколько этапов: подготовку (сбор фактов, изучение нужд и потребностей оппонентов, постановка целей урегу­лирования конфликта), процесс переговоров и их заверше­ние. В ходе переговоров необходимо прислушиваться к мне­нию другой стороны; использовать стратегию выиграть/вы­играть; выяснять с помощью вопросов позиции сторон; отделять личность от проблемы; учитывать возражения; быть гибким; снижать свои притязания, если они не реальны; использовать обратную связь. При завершении переговоров нужны четкие договоренности, которые предотвращали бы будущие конфликты.

Посредничество. Это способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны — объективной и не вовлечен­ной в конфликт. Правила посредничества предполагают три основные функции посредника: приведение сторон к со­гласию (решение проблемы без обвинений, оправданий, лжи, нарушений этики); выслушивание участников (рассказ каж­дого, повторение каждым того, что уже было сказано, вы­ражение каждым оппонентом своего отношения к конф­ликту) и разрешение конфликта (объяснение каждой сто­роной условий для достижения согласия). Посредник помогает обеим сторонам достичь того, к чему они стремят­ся.

Кроме перечисленных выше прямых методов разрешения конфликтных ситуаций психолог может использовать не­прямые способы угашения конфликтов. К их фонду относят­ся психомышечная релаксация, драматизация конфликта, обмен ролями, эмоциональное отреагирование через верба­лизацию собственных чувств и др. Профилактикой конф­ликтного поведения является развитие рефлексивности по­ведения; эмпатии; и творческих подходов, которые служат средством преодоления упрямства, ригидности; обучение умению сотрудничать с другими и т.п.

Если рассматривать конфликты, связанные с личност­ной и профессиональной некомпетентностью педагога, то их профилактика и коррекция связаны либо с работой над личностью, либо с повышением профессионализма, т.е. с использованием неспецифических для педагогической кон­фликтологии методов и средств.

Таким образом, работая в образовательном учреждении, психолог имеет дело с коллективными и индивидуальными субъектами, нуждающимися в психологической, поддержке. Он должен отдавать себе отчет в том, что его успех в работе с отдельными педагогами и педагогическим коллективом в целом не только способствует профессиональной удовлет­воренности и психоэмоциональному благополучию каждо­го сотрудника, но и создает хорошую основу для гуманиза­ции педагогического процесса в целом, повышению его эффективности. Тем самым психолог вносит весомый вклад в развитие каждой личности в школьном коллективе.

1. Что такое индивидуальный стиль педагогической деятель­ности? Какие виды стилей он может включать?

2. Можно ли формировать стиль педагогической деятельнос­ти? Какими способами и методами?

3. Какие методы может использовать психолог при профилак­тике и разрешении педагогических конфликтов?

Темы для семинарских занятий

1. Стиль педагогической деятельности, его диагностика и фор­мирование.

2. Педагогические конфликты: предупреждение и разрешение.

3. Тренинг эффективности учителя Т. Гордона.

Задания для самостоятельной работы

1. Опишите индивидуальный стиль деятельности любимого учителя (преподавателя).

2. Составьте банк конфликтных ситуаций для практикума (вос­питатель детского сада — ребенок).

3. Попробуйте использовать «Я-высказывания» в конфликт­ной ситуации, проанализируйте их эффекты.

Васильева Е.Ю. Стиль педагогической деятельности. Архан­гельск, 1997.

Журавлев В.И. Педагогическая конфликтология. М., 1995.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997.

Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1990.

Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практи­ческая психология для педагогов. Ростов н/Д., 1995.

Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности педагога. М., 1989.

Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

Раздел I. 2
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА. 2
Глава 2. 29
ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК ОСНОВА ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА. 29
Глава 3. 35
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. 35
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА. 35
ОБРАЗОВАНИЯ. 35
Глава 4. 46
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ. 46
Глава 2. 71
МЕТОДИКА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ. 71
Раздел III. 115
МЕТОДИКА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» И ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ НАСИЛИЯ. 115
Раздел IV. 167
МЕТОДИКА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ. 167
Раздел V. 209
МЕТОДИКА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ПЕДКОЛЛЕКТИВОМ обРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. 209

zinref.ru

Способы и методы разрешения педагогических конфликтов

Способы разрешения конфликта, особенно если он не зашел далеко, известны и доступны каждому — это нежность, юмор и шутка. В более сложных ситуациях учителя прибегают к компромиссу, делая уступки, друг другу, или сами проводят анализ, стремясь разобраться в себе и своих поступках, и только в исключительных случаях используют принуждение и временное расставание. Педагог не имеет права пойти на создание конфликта, если он не владеет технологией разрешения конфликта.

Конфликт создается в тот момент или доводится до такого уровня, когда возникает обоюдная потребность в его разрешении. Большинство конфликтных ситуаций, участниками которых являются педагог и учащийся, характеризуется несовпадением, а иногда и прямой противоположностью их позиций в отношении учебы и правил поведения в школе. Недисциплинированность, расхлябанность, несерьезное отношение к учебе того или иного ученика и излишняя авторитарность, нетерпимость учителя — основные причины острых межличностных столкновений. Однако своевременный пересмотр ими своих позиций может устранить конфликтную ситуацию и не позволить ей перерасти в открытый межличностный конфликт.

Многообразие возможных конфликтных ситуаций в классе и способов конфликтного взаимодействия требует от педагога поиска оптимальных путей разрешения конфликта. Своевременность и успешность его разрешения являются условием того, что деловой конфликт не переходит в личностный.

Продуктивное разрешение конфликта может быть только в том случае, если педагог осуществляет тщательный анализ причин, мотивов, приведших к создавшейся ситуации, целей, вероятных исходов конкретного межличностного столкновения, участником которого он оказался. Способность педагога быть при этом объективным является показателем не только его профессионализма, но и ценностного отношения к ученикам.

Наиболее эффективным способом разрешения конфликтов являются переговоры.

Конструктивные возможности переговоров и посредничества крайне высоки. Одним из существенных плюсов данного метода является то, что его применение возможно как при вертикальных конфликтах («вертикальные переговоры»: преподаватель — группа учащихся; учащиеся — администрация школы), так и при горизонтальных («горизонтальные переговоры»: группа учащихся — группа учащихся). В случае особой остроты конфликтной ситуации или невозможности провести переговоры своими силами как дополнение к методу переговоров используется технология посредничества.

В процедуре посредничества задействуется независимая нейтральная третья сторона, посредник, который содействует в переговорах между сторонами в неформальной обстановке и помогает им найти приемлемое соглашение и достигнуть его. Основными принципами посредничества являются:

• нейтральность (эмоционально посредник не присоединяется к какой-то стороне);

• беспричастность (не заинтересованность в выигрыше одной из сторон).

Посредник не берет ответственность за решения, к которым придут стороны, его функция — организация процесса переговоров.

Однако есть и дисфункциональные последствия переговорного процесса. Метод переговоров эффективен в рамках определенного коридора, выходя за который переговорный процесс теряет свою эффективность как метод разрешения конфликта и становится способом поддержания конфликтной ситуации.

У переговоров есть своя сфера позитивного действия, но они не всегда являются оптимальным способом разрешения конфликта. Затягивание переговоров, выигрыш времени для концентрации ресурсов, маскировка переговорами деструктивных действий, дезинформация оппонента на переговорах — это негативные моменты переговорного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод: эффективная стратегия переговоров — это, прежде всего, стратегия согласия, поиска и приумножения общих интересов и умение их сочетать таким образом, который не будет впоследствии вызывать желание нарушить достигнутое соглашение. В реальной жизни преподавателям зачастую просто не хватает культуры переговорного процесса, навыков ведения переговоров, желания вступить в коммуникацию с оппонентом.

Рассматривая основные методы разрешения конфликтных ситуаций, можно сказать, что они делятся на две группы:

1. негативные, включающие в себя все виды борьбы, преследующие цель достижения победы одной стороны над другой;

2. позитивные, при использовании их предполагается сохранение основы взаимосвязи между субъектами конфликта — разнообразные виды переговоров и конструктивного соперничества.

Различие негативных и позитивных методов условно, они нередко дополняют друг друга.

Технология и методика обучения вязанию
Тема: «Изготовление шапочки для куклы». Цель: познакомить детей с разновидностями плотного вязания, начать выполнение шапочки для куклы. Оборудование и материалы: Шерстяные нитки, спицы, ножницы, сантиметровая лента, игла, крючок, булавка, бумага, карандаш. Методы: словесный (беседа, объяснение) на .

Значение театрализованных игр во всестороннем развитии дошкольников
Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театрализованные игры, которые близки и понятны как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а .

Направления культурно-досуговой деятельности сельского дома культуры с детьми
Организацией досуга населения в п.Ясногорский занимаются: Сельские Дома культуры, библиотека, музыкальная школа, спортивный зал и киноустановка. Сельская библиотека, открытая в 1977 г. располагалась в маленьком бригадном домике Камышинской птицефабрики. В связи с реорганизацией библиотечной отрасли .

www.dealeducation.ru

Способы разрешения педагогических конфликтов

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (984,6 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Семинар для педагогов проводился в рамках программы “Обучение здоровью”, реализуемой в школе. Для работы семинара заранее была проведена психодиагностика педагогического коллектива, которая позволила выявить типичные способы реагирования сотрудников на конфликтные ситуации.

Цель: способствовать формированию сотрудничества в педагогическом коллективе, как наиболее выигрышного способа поведения в конфликтных ситуациях.

План семинара:

  1. Понятие “Конфликт”
  2. Упражнение “Водоворот”
  3. Конфликтогены, их виды. Классификация педагогических конфликтов.
  4. Типология стилей поведения в управлении конфликтами.
  5. Подведение итогов.

Оборудование: мультимедийное оборудование, экран, листы бумаги с заданиями (Приложение 1), раздаточные материалы по количеству участников (Приложение 2), маркеры разных цветов, магниты.

ХОД РАБОТЫ

I. Организационная часть

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня работа нашего педагогического семинара будет посвящена сохранению здоровья. Здоровья физического и психического. Современный человек испытывает дискомфорт от состояния психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях [3]. В психологии, физиологии и медицине такое состояние называют стрессом. В большинстве случаев причиной стресса может стать конфликт. Вот именно о конфликте сегодня пойдет речь.

II. Рабочая часть

Что же такое “конфликт”? (Слайд 2)

“Конфликт”- от лат. “conflictus” — столкновение равных по силе, но противоположно направленных целей, мотивов, идей, характеров, настроений, действий, вызывающее отрицательно окрашенные эмоциональные переживания [1].

Для нашей дальнейшей работы мы разделимся на 5 групп. Группам педагогов раздаются листы с заданием и маркеры.

Каждая команда получает лист бумаги, на котором написан вопрос определенным цветом — это и есть цвет вашей команды.

Вы пишете ответ на вопрос в верхней части листа, затем загибаете лист бумаги так, чтобы другая команда не видела ваш ответ.

По команде “Передаём”- отдаём лист команде по часовой стрелке от вас.

После того, как команда получит лист своего цвета — презентация ответов. (Слайд 3)

На выполнение одного задания время- 1-2 минуты.

Задания:

  1. Напишите 3 слова-ассоциации (1 существительное, 1 прилагательное, 1 глагол) к понятию “ИЗБЕГАНИЕ”.
  2. Напишите 3 слова-ассоциации (1 существительное, 1 прилагательное, 1 глагол) к понятию “ПРИСПОСОБЛЕНИЕ”.
  3. Напишите 3 слова-ассоциации (1 существительное, 1 прилагательное, 1 глагол) к понятию “СОПЕРНИЧЕСТВО”.
  4. Напишите 3 слова-ассоциации (1 существительное, 1 прилагательное, 1 глагол) к понятию “КОМПРОМИСС”.
  5. Напишите 3 слова-ассоциации (1 существительное, 1 прилагательное, 1 глагол) к понятию “СОТРУДНИЧЕСТВО”.

После того, как задания будут выполнены — от группы 1 участник подводит итоги, презентуя ответы коллег. Обращают внимание на совпадения и разногласия в мнениях.

Давайте заглянем в словарь синонимов (Слайд 4). В словаре мы нашли вот такие синонимы слова “конфликт”-

  • выяснение отношений
  • столкновение
  • грызня
  • инцидент
  • коллизия
  • раздор
  • раздрызг
  • разлад
  • размолвка
  • разногласие
  • рамсы
  • спор
  • ссора
  • стычка
  • сражение или война [5], [6]

Причиной конфликта являются конфликтогены. Это слова, действия или бездействия, способствующие возникновению и развитию конфликта. (Слайд 5)

Классифицируют конфликтогены следующим образом:

1. Стремление к превосходству;

2. Проявление агрессии;

3. Проявление эгоизма. (Слайд 6)

Педагогические конфликты рассматривают как:

  • мотивационные;
  • недостатки организации обучения в школе;
  • конфликты взаимодействий. [4] (Слайд 7)

Томас Кеннет (Thomas Kennet) известный американский специалист в области психологии конфликта. Внес значительный вклад в современную конфликтологию тем, что выделил пять основных типов поведения людей в конфликтных ситуациях и разработал тестовую методику для определения склонности человека к какому-либо из этих типов (Приложение 3).

Конфликтами можно и нужно управлять! Рассматривают 5 стилей поведения в управлении конфликтами. Это избегание, приспособление, конкуренция, компромисс и сотрудничество.

Рассмотрим хрестоматийный пример классификации типологии стилей поведения. (Слайд 8). Характеризуют стили поведения в двух измерениях. По горизонтальной оси откладывают степень, в которой участник конфликта рассматривает чужие интересы как приоритетные. По вертикальной оси отмечаются степени удовлетворения личных интересов.

Предполагается, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения как конкуренция, приспособление и компромисс или один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Типология поведения в конфликте не является раз и навсегда заданной. Каждый раз может быть использован весь арсенал стилей в зависимости от ситуации в необходимой последовательности. Кроме этого, некоторые стили могут применяться для вполне конкретных типов конфликтов.

Исследование, проводимое в педагогическом коллективе нашей школы, показало следующие результаты. (Слайд 9)

Результаты исследования стилей поведения педагогических работников в конфликте свидетельствуют о том, что большинство педагогов решают конфликты путем компромисса, либо стараются избегать конфликтных ситуаций. Почти третья часть педагогов конфликтные ситуации разрешают путем приспособления.

Возможно ли изменить компромиссное поведение на путь сотрудничества, как наиболее эффективный и продуктивный способ поведения? Безусловно, возможно.

Существует схема рассмотрения стилей поведения в конфликте: (Слайд 10)

Случаи, когда целесообразно применение стиля

Использование стиля в условиях предотвращения конфликта

Использование стиля при разрешении возникшего конфликта [2].

Участникам выдаются раздаточные материалы (Приложение 2), в таблице представлены подробно все стили поведения в конфликте по предложенной схеме. (Слайд 11-36)

Ведущие рассматривают все типы поведения в конфликтах, озвучивая основные тезисы, акцентируя внимание педагогов на самых важных моментах.

III. Подведение итогов

Завершение работы осуществляется заполнением анкет обратной связи, где педагоги оценивают отношение к семинару. (Приложение 4)

Список литературы (Слайд 37)

  1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.
  2. Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие). Под науч. Ред.профессора С.А.Лисицына, С.В. Тарасова. СПб., Издательство ЛОИРО, 2006 г.-172 с.
  3. Левитов Н. Д., О психических состояниях человека, М., 1964
  4. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002.- 208 с.

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.

  1. Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.
  2. Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.69-77.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Смотрите так же:

  • Определение слова суд Определение слова суд О суде Божьем и человеческом 1. Как мы понимаем слова «суд», «судить»? Слово «судить» имеет несколько значений. Вот некоторые из них: - судить – рассуждать; - судить – осуждать; - судить – обсуждать или […]
  • Закон рюкзака Юмор. Законы Мерфи для туристов и охотников Законы Мерфи для туристов и охотников. Закон Мерфи: Если какая-нибудь неприятность может случиться, она случается. Закон непредсказуемости: Все будет не так, как предполагалось. Закон сборов: […]
  • Назначение на должность генерального прокурора рф Генеральная прокуратураРоссийской Федерации Генеральная прокуратураРоссийской Федерации Генеральная прокуратураРоссийской Федерации Телефон справочной по обращениямв Генеральную прокуратуруРоссийской Федерации: Постановление Совета […]
  • Правила приема в первый мед Правила приема в первый мед Распечатать из системы Парус Анкету и Заявление Поставить все необходимые подписи (смотрите «Инструкция по заполнению»)); Отправить необходимые документы по почте (почтовый адрес указан вверху страницы). В […]
  • Определение слово закон Значение слова Закон по Ефремовой: Закон - 1. Нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой. // перен. Правосудие, судебные органы. 2. Объективно существующая […]
  • Антоним от слова закон Содержание Морфологические и синтаксические свойства Произношение МФА: ед. ч. [ zɐˈkon ] Семантические свойства юр. юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным […]

Обсуждение закрыто.