Конспект урока почему важно соблюдать законы

Конспект урока почему важно соблюдать законы

Задача урока: помочь формированию уважения к закону.

Если говорить о познавательной стороне, речь идёт о ряде функциональных особенностей закона, а точнее права. Известно, что в условиях цивилизации право представляет собой нормативно-ценностный регулятор и в этой роли способствует установлению и поддержанию определённого общественного порядка, определению и сохранению границ свободы людей, причём такого порядка, когда происходит согласование свободы одних лиц со свободой всех других. И наконец, будучи социальным регулятором, право воплощает требования справедливости, равной меры и равного юридического подхода. Понятно, что уровень правовой пропедевтики, на котором предъявляются знания в 7 классе, не позволяет употреблять такие понятия, как «право», «функция», «регулятор». Авторы данного методического пособия стремятся разъяснить учителю, о чём, собственно, идёт речь.

Что касается учащихся, то, думается, в подростковом возрасте достаточно в общих чертах разъяснить такие важные для жизни общества задачи государственных законов, как установление и поддержание порядка, равной для всех справедливости, а также определения и сохранения границ свободы поведения.

План изучения нового материала

1. Закон устанавливает порядок.

2. Закон способствует справедливости.

3. Закон устанавливает границы свободы.

В ходе урока учитель использует текст Конституции РФ, а также ряд законов, упомянутых в параграфе.

Изучение первого пункта плана целесообразно начать с раздела «Путешествие в прошлое». Поскольку материал о Смутном времени знаком учащимся из курса истории, они могут сами прочитать его вслух — за исключением абзаца с выводами. В ходе беседы важно прежде всего обсудить вопрос о главных причинах Смуты (они указаны в тексте).

А затем следует предложить учащимся сделать собственные выводы. Поскольку Смута действительно крайне сложный период истории и вызывает множество различных мыслей, классу потребуется помощь учителя. Он может направить мысль учащихся в нужное для данного урока русло — к разговору о состоянии власти, законного порядка и справедливости. После этого сделанные школьниками выводы можно сопоставить с теми, что даны в учебнике.

Таким образом, беседа актуализирует центральную проблему урока — почему законы нарушать нельзя. Учащиеся получают самый первый и самый общий ответ на этот вопрос: потому что нарушения порядка и справедливости могут привести к чрезвычайно тяжёлым, даже трагическим последствиям.

На этом познавательном и эмоциональном фоне вполне уместно предложить школьникам подумать над вопросами: что такое порядок? Зачем он нужен? Выслушав ответы, учитель предлагает школьникам сопоставить высказанные в классе мнения с содержанием раздела «Закон устанавливает порядок в обществе». Поскольку беседа может занять довольно много времени, учителю стоит самому изложить содержание этого раздела. Здесь, после общих разъяснений о сути понятия «порядок» и роли закона в ус-

тановлении порядка, полезно привлечь текст Конституции РФ и какого-либо обыкновенного (текущего) закона (например, Закона РФ об образовании).

Первые представления о Конституции РФ у семиклассников уже есть. Можно рассказать в общих чертах о содержании той или иной главы Конституции. Акцент делается на том, что именно Конституция закладывает начала начал законного порядка в обществе, во всех сторонах (сферах) его жизни. Вместе с тем подчеркивается, что Конституция — только основание законного порядка. Идеи, заложенные в Конституции, получают своё развитие в обыкновенных законах.

Для примера можно взять конституционное положение «каждый имеет право на образование». Учитель разъясняет, что Конституция РФ в статье 43 устанавливает неотъемлемое право гражданина России на образование в самом общем виде. Но как и на каких принципах строится вся система образования, как управлять образованием в нашей стране, каковы общие требования к организации образовательного процесса, каковы основные права и обязанности обучающихся и т. д. — всё это подробно прописано в Законе РФ об образовании. Затем можно прочитать фрагмент и разъяснить содержание ряда статей этого Закона, скажем, статью 7 (часть 1) о государственных образовательных стандартах, или статью 15 (часть 6) о дисциплине в образовательных учреждениях, или статью 50 (часть 1) о правах и обязанностях обучающихся.

Аналогичным образом можно очень кратко познакомить учащихся с Семейным кодексом РФ. Следует также отметить, что на одном из последующих уроков учащиеся будут знакомиться с Законом о воинской обязанности и военной службе.

Закрепить изученное лучше всего путём работы над вопросами рубрики «Проверь себя». В результате проделанной работы учащиеся смогут дать свой ответ на основной вопрос урока: почему нельзя нарушать законы? (Потому что закон устанавливает порядок в обществе.)

Другой вариант работы над первым пунктом предполагает увеличение доли самостоятельной деятельности учащихся. Классу предлагается ответить на два основных вопроса: почему человеческому обществу нужен порядок? Каков самый надёжный способ установления порядка в обществе? Ответы подготавливаются путём самостоятельного изучения содержания изучаемого раздела в учебнике.

Второй пункт плана затрагивает правовой аспект понятия «справедливость». Советуем акцентировать внимание учащихся на особой роли справедливости: она сближает мораль и законы. Как моральные правила, так и законы существуют именно для того, чтобы утверждать справедливость. Но они решают эту задачу по-разному. Мораль опирается только на совесть человека и на общественное мнение, оценки окружающих людей. Ввести мораль в виде общественного закона государство не может — ничего не получится. А вот позаботиться о том, чтобы закон был справедливым, — это уже задача государства. И чем больше справедливости в законах, тем лучше живётся людям.

Стремление утвердить справедливость в жизни общества через посредство закона можно увидеть при изучении даже самых древних законов. В учебнике приведены примеры из древнерусского Свода законов «Русская Правда», который дошёл до нас в списках XIII—XVIII вв. Складываться это Свод законов («Древнейшая правда») стал ещё при князе Ярославе Мудром в XI в. Но науке известны и более древние примеры. Учитель может напомнить классу о законах царя Хаммурапи, жившего около 4 тысяч лет назад, в XVIII в. до н. э. Провозглашая законы Вавилонского царства, Хаммурапи так объяснял свою цель:

«По велению Шамаша (главного бога Вавилона), великого судьи небес и земли, да сияет моя справедливость в стране. » 1 . Очевидно, правитель был уверен, что с помощью законов справедливость восторжествует.

1 Хрестоматия по истории Древнего Востока. — М., 1980. — Т. 1. — С. 152—177.

Завершить изучение раздела советуем новым обращением к тексту Конституции РФ. Учитель может предложить классу прочитать в учебнике фрагменты

конституционных статей и выполнить задание, которое дано к этим статьям. Но прежде чем учащиеся приступят к выполнению задания, им следует вспомнить или перечитать в учебнике фрагмент о сути справедливости. Эти знания учащиеся смогут применить в ходе анализа конституционных статей.

В результате проделанной работы учащиеся убеждаются в том, что Конституция РФ утверждает справедливость и конкретно указывает, как её достигнуть: для этого нужно добиваться, чтобы каждый гражданин России обладал всеми правами и вместе с тем выполнял все гражданские обязанности.

Изучение третьего пункта рекомендуем начать с предложения семиклассникам самостоятельно поразмышлять над смысловым значением слова «свобода», дать свои краткие определения этого понятия. Дальнейшая последовательная постановка вопросов указанной рубрики даст возможность постепенно усложнять задачу, углублять ход рассуждений. Проделанная классом работа позволит учителю доступно изложить основные моменты содержания данного раздела. Тут важно обратить внимание учащихся на общефилософское и собственно юридическое определение свободы как возможности делать всё, что не нарушает закона, не приносит вреда другому.

Последнее особенно важно подчеркнуть, чтобы выделить одну из ведущих идей урока: подлинная свобода не может быть безграничной, беспредельной. Чтобы понять это, необходимо проговорить, к чему приводит её забвение, когда свобода оборачивается вседозволенностью, а то и беспределом. Можно предложить учащимся самим привести известные им примеры. Когда обижают младшего или слабого, отнимают у них деньги или вещи, пытаются решить спор с помощью грубой силы или когда нарушают школьную дисциплину, мешают проведению занятий, школьных мероприятий, прогуливают, отлынивают, не выполняют заданий и т. д. — всё это есть конкретные проявления ущемления прав другого человека, нарушения его свободы.

В качестве вывода рекомендуем предложить учащимся прочитать вслух абзац в тексте учебника, который начинается словами: «У людей есть только один способ избежать человеческой катастрофы — не причинять вреда другому. » (с. 82). Полезно также обратиться к тексту Конституции РФ, прочитать и обдумать некоторые статьи, прежде всего статью 17 (часть 3), где сказано, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других» 1 людей. Далее целесообразно познакомить класс со статьями 21 и 22, в которых говорится о достоинстве личности, праве на свободу и личную неприкосновенность. Чтение статей и размышление над их содержанием поможет уяснению ведущей мысли данного раздела урока — о роли закона в закреплении границ свободы.

1 Конституция Российской Федерации. — М., 2009. — С. 7.

Завершая занятие, полезно обратиться к рубрике «Жил на свете человек». Лучше прочитать её содержание вслух, а затем обсудить вопросы раздела «Проверь себя».

tak-to-ent.net

Конспект урока по обществознанию на тему :»Почему важно соблюдать законы» (7 класс)

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Почему важно соблюдать законы (2 часа)

Цели и задачи: познакомить учащихся с историей возникновения законов; выяснить роль законов в жизни человека; доказать, что закон устанавливает порядок в обществе; определить роль Конституции РФ в установлении порядка и справедливости в обществе.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий закон, свобода, порядок, справедливость ; понимать побудительную роль правомерных мотивов в деятельности человека; устанавливать причинно-следственные связи; расширять оценочную деятельность;

метапредметные — 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: формирование уважения к закону, установки на правомерное Поведение; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах.

Тип уроков: открытия нового знания.

— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Один древний китайский правитель, предвидя возможную реакцию на намеченные им реформы, решил предварительно укрепить у народа веру в закон. Он издал указ, в котором говорилось, что каждый, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным, будет награжден десятью золотыми монетами. Люди,не поверили, что за такое незначительное дело их ждет столь щедрая плата, и желающих проверить на себе действие указа не нашлось. Тогда было объявлено, что вознаграждение увеличивается до 50 золотых монет. После этого один человек взял бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворог к другим. И ему действительно было вручено 50 золотых монет. Люди поверили, что законы их не обманывают.

Вопросы к классу

О чем эта притча?

Какие уроки из нее можно извлечь?

Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков.

Конституция РФ — это:

а) перечень прав, свобод и обязанностей граждан;

б) свод всех законов, действующих в государстве;

в) закон, закрепляющий основы общественного строя;

г) свод законов об уголовной ответственности граждан.

Ответьте на вопросы.

Какие ограничения прав и свобод граждан существуют?

С какой целью они введены?

Сегодня Тема урока: «Почему важно соблюдать законы».

Предположите, о чем мы будем говорить.На какие вопросы нам предстоит ответить?( высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

Закон устанавливает порядок в обществе.

Закон стремится установить справедливость.

Закон устанавливает границы свободы поведения.

Введение в новый материал

На протяжении многих столетий люди мечтали об обществе без войн и распрей, но пока это желание остается недостижимым. Однако человечество выработало общеобязательные правила поведения и установило законы, которые позволяют поддерживать порядок в обществе.

Удается ли законам защитить человека? Почему люди стремятся к справедливости? Обсудим эти вопросы на наших уроках.

Работа по теме уроков

Закон устанавливает порядок в обществе

Права человека и его свобода ограничены правами других людей. Истинная свобода должна способствовать установлению порядка. «Порядок — это абсолютная надежность», — утверждал древнегреческий философ Пифагор, а русский писатель В. Даль определял порядок как правильное устройство.

В тетради составить ряд ассоциаций (кластер)Какие ассоциации у вас возникают при слове «закон»? (Ученики фиксируют ассоциации)

. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформулировать определение понятия «закон».)

Когда и где возникли первые законы? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Задание: изучите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на с. 23 учебника, дополнительный материал и ответьте на вопросы.

В Древнем Китае философы полагали, что законы появились после того, как ослабло действие такого естественного регулятора поведения людей, как совесть.

Люди поняли, что без законов — устанавливаемых государством правил поведения в обществе — невозможно добиться справедливости.

В «Русской Правде» — сборнике правовых норм Древнерусского государства — предусматривались не только различные наказания за причинение ущерба, но и правила, как следует вести себя пострадавшему для установления справедливости. Например, в ней говорится, что «если кто коня купит. а будет в коне порча, то пойти к продавцу, у которого купил, и взять у него свое серебро (т. е. деньги)».

В «Соборном уложении» 1649 г. — сборнике законов царя Алексея Михайловича — сказано, что «суд царя. должен судить всех жителей Московского государства, от большого до малого чина, по правде».

Понятие «право» имеет один корень с такими словами, как «правильно», «справедливость», «правда». Недаром многие считают, что право — это воплощение добра, справедливости, совести и возмездия. Следовательно, в праве соединены элементы различных, в том числе и моральных, норм.

Вопросы к классу

Чем грозит государству отсутствие законной власти?

Зачем люди принимают законы?

Почему важно соблюдать законы?

К сожалению не все люди соблюдают законы.

Проблемное задание. Разделитесь на две группы: тех, кто соблюдает законы и живет в соответствии с ними, и тех, кто не считает это необходимым. Каждая группа должна озвучить свою позицию, подтвердив ее примерами.

(Проверка выполнения задания.)

Вопрос к классу

Какие противоречия во взглядах ребят.вы обнаружили?

Закон стремится установить справедливость

Мы увидели, что одни люди понимают, что законы надо уважать, а нарушение законов может привести к серьезным проблемам, другие пытаются закон обойти. Таким образом, возникают противоречия, в основе которых разное отношение людей к необходимости соблюдения закона.

Какая проблема вытекает из этого противоречия? Почему нужно соблюдать законы? Почему важно соблюдать законы? Попробуем почувствовать, насколько удобно взаимодействовать без ограничительных правил.

Игра *Незрячий — поводырь », Разделитесь на пары «незрячий — поводырь». Первый в паре с завязанными глазами должен пересечь аудиторию, а второй — помочь ему проделать этот путь как можно быстрее. Через 3 мин участники игры меняются ролями. Не существует никаких правил и ограничений при передвижении.

Вопросы к классу

Легко ли было передвигаться?

Какие правила игры вы бы хотели установить?

Какие правила вы считаете справедливыми?

Какие выводы вы сделали?

Вы ощутили, что при установленных правилах и их соблюдении взаимодействовать было бы гораздо удобнее.

Ученый Фрэнсис Бэкон писал: «Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, но она не дает им наносить вред».

Древнегреческий полководец Аристид имел репутацию справедливого и неподкупного человека. Он возбудил зависть у стратега Фемистокла, который, стремясь избавиться от сильного противника, обвинил его в желании захватить власть и сумел добиться изгнания Аристида из Афин. Однако через несколько лет Аристид был возвращен в родной город, участвовал в битве при СаламиНе и покрыл себя новой славой. А Фемистокла обвинили в предательстве и изгнали из Афин. Пусть и с опозданием, но справедливость была восстановлена.

Задание: прочитайте текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 26 учебника, выполните первое задание рубрики «В классе и дома» и ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

Какая позиция вам ближе?

Кто, на ваш взгляд, нрав?

Закон устанавливает границы свободы поведения

Попробуем на конкретных примерах показать роль законов в жизни общества.

Задание: работая в группах и используя слова для справок, характеризующие разные проявления права, составьте различные предложения со словом «закон».

Слова для справок: защищает, устанавливает, регулирует, карает, помогает, восстанавливает, принуждает, обеспечивает.

(Закон защищает граждан от произвола властей. Закон устанавливает порядок поведения граждан в обществе. Закон помогает определить границы свободы поведения людей. Закон восстанавливает нарушенную справедливость и т. д.)

(Проверка выполнения задания.)

Ознакомьтесь с материалом рубрики «Учимся читать и уважать закон» на с. 30 учебника.

Вопросы к классу

К чему приводит нарушение закона? К каким последствиям?

Почему свобода не может быть беспредельной?

Составьте синквейны со словами «закон», «справедливость», «свобода».

Подведение итогов уроков

Мы выяснили, почему важно соблюдать законы. Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание, ответит на вопросы и сформулирует выводы.

Задание для первой группы: работая с п. 1 § 3 учебника, объясните, почему законы устанавливают порядок в обществе. Вопросы для первой группы

Как жила Россия в период Смутного времени?

Какие уроки можно извлечь из этих событий?

Что такое порядок и зачем он нужен в обществе?

С чего начинается порядок?

Какие законы вы знаете?

Как поступает государство по отношению к тем, кто нару- шает законы?

Для чего принят и действует Уголовный кодекс?

Выводы, к которым пришла первая группа

Ослабление законной власти, разгул анархии, нарушение порядка и справедливости могут привести страну к разрухе, стереть с лица Земли.

Правила установлены, чтобы людям удобно и спокойно жилось, всякое нарушение их может привести к большим проблемам.

Законов много, и каждый из них помогает налаживать порядок в какой-то определенной области нашей жизни.

Чтобы обеспечить порядок, государство обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей непременно наказывать.

Уголовный кодекс определяет; какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

Задание для второй группы: работая с п. 2 § 3 учебника, объясните, почему законы стремятся установить справедливость.

Вопросы для второй группы

Что такое справедливость? Можно ли ее добиться в обществе?

Почему справедливость нужна людям?

Каким способом люди издавна стремились утвердить справедливость в обществе?

Какой закон служит главным гарантом соблюдения прав и свобод в Российской Федерации?

Согласны ли вы, что ст. 29 Конституции РФ помогает установить справедливость в обществе?

Выводы, к которым пришла вторая группа

Справедливость заключается в том, чтобы каждый получал то; на что имеет право. Справедливость помогает; устанавливать добрые отношения между людьми,

Каждый человек в глубине души убежден, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые — осуждены, наказаны.

Самый надежный способ добиться справедливости в обществе — с помощью законов.

У каждого должны быть и права, и обязанности независимо от возраста, образования, национальности, материального положения.

Наказание провинившегося должно быть справедливым.

Конституция РФ помогает установить справедливость в обществе.

Задание для третьей группы: работая с п. 3 § 3 учебника, объясните, почему законы устанавливают границы свободы поведения человека в обществе. ” *

Вопросы для третьей группы

Почему законы Действуют ради свободы человека?

В каких значениях употребляют понятие «свобода»?

Как философы определяли смысл термина «свобода»?

Как юридическая наука определяет смысл термина «свобода»?

— Почему Конституция РФ наряду с правами содержит и ограничения?

Выводы, к которым пришла третья группа

Законы действуют ради свободы человека.

Свобода — нормальное состояние человека!

Свобода — это возможность делать то, что не противоречит закону.

Свобода имеет границы и ограничения.

Быть свободным — не значит вольничать.

Только справедливые законы могут установить границы допустимого поведения людей в обществе.

Прочитать § 3 учебника.

Выполнить одно из заданий на выбор (коллективно или индивидуально):

сообщение по теме «Как появился закон: страницы истории»;

infourok.ru

Урок по обществознинию 7 кл. «Почему важно соблюдать законы»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Тема урока: Почему важно соблюдать законы

Цели урока: подвести школьников к осознанию значимости соблюдения законов; показать не только значение и роль законов в жизни, но и необходимость их знания и соблюдения; формировать чувство ответственности за необходимость знать и соблюдать Основной Закон РФ (Конституцию РФ), законы своего государства; воспитывать чувство ответственности за свои поступки перед законом.

Основные понятия: права граждан, гражданские права, политические права, экономические, социальные и культурные права, неотчуждаемые права, неделимость прав; гарантированность прав, законы, Конституция, справедливость, границы свободы.

Оформление доски: афоризмы по теме урока, схемы

Порядок – это абсолютная надежность.

Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл.

Благо народа – вот высший закон.

Вступительное слово учителя.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В ХОДЕ БЕСЕДЫ.

Вопросы для учащихся:

— Как вы понимаете «права человека»?

— В каких международных и национальных документах закреплены права человека?

— Когда и кем была принята Всеобщая декларация прав человека?

— Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?

— Что означает выражение «права человека закреплены в законе»?

— Что определяет границу прав человека?

Переход к новой теме:

Слова учителя: Права человека, свобода человека ограничены правами других людей. Свобода становится настоящей лишь тогда, когда она способствует установлению порядка. Русский писатель В.Даль определял порядок как правильное устройство. Внимание на эпиграф к уроку (сл. Пифагора, данные в эпиграфе к уроку): «Порядок – это абсолютная надежность». (Пифагор)

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Ответы учащихся строятся на ранее изученном материале (материале курса «Обществознания» 6 класса):

Вопрос учителя: Что такое закон?

Закон – акт государственной власти, содержащий нормы права.

Закон – высший нормативный акт государственной власти.

Законы – обязательные правила в обществе, которые устанавливает государство.

Законы – обязательные нормы поведения в обществе.

Законы – правила, которые устанавливает государство.

1. Назовите сложные периоды в истории России, когда нарушался государственный порядок.

1. Закон устанавливает порядок в обществе.

Изучается в ходе комментированного чтения (стр. 24-25, 4 абзаца).

Для чего установлены правила?

Что выступает средствами, с помощью которых устанавливается порядок?

Когда появились юридические законы? Какова их основная цель?

Какой документ считается главным законом государства?

Какие еще документы представляют собой важность?

Вывод делает учитель: «Итак, главный закон в Российской Федерации – это Конституция».

Рассказ учителя с элементами беседы

А как вы думаете: что такое закон?

ЗАКОН правило, которое устанавливает государство.

Главный закон нашего государства- это Конституция, почему же её так важно соблюдать?

Мы с вами попытаемся определить какими правами воспользовались люди, а может права людей были нарушены.

Десятилетний Сережа сочинил стихотворение и послал его в детский журнал. Ему пришел ответ, что его стихотворение не интересно и поэтому его не напечатают. А в следующем номере журнала Сережа увидел свое стихотворение, но только автором был уже не он.

Пятеро тринадцатилетних подростков из хулиганских побуждений забрались вечером в помещение детского сада, побили там посуду и повредили мебель. Ущерб, нанесенный ими, составил 500 тыс. рублей.

Найдите ошибку в тексте:

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам за умеренную плату. Государство обязано содержать и развивать систему здравоохранения.

Найдите ошибку в тексте.

Каждый имеет право на жилище. Каждый может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Жилье малоимущим гражданам предоставляется за плату.

Лето. Было жарко. Мы пошли купаться на речку. Но подходя к местному пляжу мы обнаружили разбросанные стеклянные бутылки, раскиданный мусор, везде валялись окурки от сигарет и тлело два кострища. Настроение в тот вечер было безнадежно испорчено.

Оксану не захотели принять в 10-й класс родной школы, потому что 9-й класс она окончила с пятью тройками. А это для престижного лицея, в который за время её учебы превратилась школа, совсем не подходит. Но Светлана Ивановна, мать девочки, юрист по профессии, так не считала.

Учащиеся школы решили создать свой союз, который бы защищал интересы школьников.

Во многих ситуациях, мы с вами видим, что права человека были нарушены, а это нарушение нашего основного закона страны Конституции.

Почему же так важно соблюдать законы?

По мере работы на доске и в тетрадях учащихся записывается схема:

Закон стремится установить справедливость.

Как вы думаете , что такое справедливость?

Справедливость это когда каждый получает то, на что имеет право.

Люди всегда стремились каким- либо способом утвердить справедливость. И нашли самый надёжный способ- с помощью законов. Может, кто-нибудь, мне назовет, какие есть в истории примеры законов? (Русская Правда, Соборное уложение)

Наша Конституция – закон законов и служит главным образцом справедливости.

Самостоятельная работа по учебнику (с. 25)

Составить 5 вопросов по прочитанному пункту

Вывод: Эти статьи предоставляют всем гражданам РФ равные права на всей территории России независимо от пола, национальности… Права человека носят всеобщий, неотчуждаемый, неделимый характер.

Задания в рабочей тетради

VI . ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ.

Выводы учащихся, обращение к словам Цицерона (эпиграф).

Домашнее задание: §3, стр. 22-25,. Подготовить материалы о нарушении прав человека в СМИ, определения выучить.

infourok.ru

Разработка урока по обществознанию на тему «Почему важно соблюдать законы»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Приходченко Татьяна Алексаеевна

Урок обществознания в 7 классе

Тема : Почему важно соблюдать законы.

Цели: создать условия для формирования у представления о законах

-по знакомить учащихся с понятием закон и почему так важно соблюдать законы

-познакомить со статьями Конституции РФ.

— сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам другого человека

-способствовать овладению технологией исследования на основе использования документов; учебника, иллюстраций

-развивать умения работать в группе;

-воспитывать уважение к законам.

Оборудование : карточки, компьютер, учебник, тексты Конституции

-Сегодня у нас на уроке гости, они пришли посмотреть, как мы работаем. Я вам всем желаю успехов.

-Ребята, что мы изучаем на уроках обществознания?

-Какие источники знаний мы используем на уроках? Сегодня на уроке мы постараемся использовать разные источники, чтобы хорошо усвоить новый материал.

Сейчас вы поработаете с карточками в парах.

Учащиеся читают их вслух и отвечают на вопрос, что общего в этих ситуациях?

Ответ (права человека были нарушены). Если затрудняются с ошибками, посмотреть статьи Конституции и прочитать вслух.

Если нарушены права, то о нарушении какого закона страны мы говорим? ( Конституции)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Наша тема звучит: Почему нужно соблюдать законы. (записать в тетрадь) — Слайд 2

-Эпиграфом нашего урока будут слова: Знать законы — значит воспринять не их слова, но их содержание и значение. Юстиниан — Слайд 3

-В конце урока мы должны ответить, почему они стали нашим эпиграфом.

— Цель наша — ответить на вопрос темы: Почему важно соблюдать законы.

Работать мы будем по плану: слайд 4.

Закон устанавливает порядок

Закон устанавливает справедливость

Закон устанавливает границы свободного поведения

1.Закон устанавливает порядок

А) Ребята, а что означает «закон»?

Записать ( ЗАКОН– правило, которое устанавливает государство ) слайд 5.

Б)- Какой праздник наша страна будет отмечать 4 ноября? С какими событиями он имеет свою историю?

В) Вспомните эти события, поработав с текстом учебника, с.33-34. Слайд 6.

-О чем идет речь?

Г) А сейчас послушайте выступление учащегося о событиях во Франции во время Столетней войны.

Д) Может вы приведете еще подобные примеры из истории?

Е) Что общего в этих событиях? ( Нет порядка в стране, разруха, странам грозила потеря независимости)

Ж) Какие уроки нужно извлечь из этих событий? Что приводит к ослаблению власти?

-Какие выводы можно сделать из этого? Слайд 7

Порядок в стране начинается с соблюдения законов.

Из нашего Основного закона Конституции вытекают и другие важные законы: Слайд 8

«Об образовании», «Об охране окружающей среды», « О средствах массовой информации», «Семейный кодекс», «Трудовой кодекс» и др.

Ребята, посмотрите по сторонам, найдите слово, которое подводит итог нашей работы на этом этапе (Порядок) и прикрепите его на доску. Слайд 9

«Почта». Выйти к доске и записать слова, относящиеся к понятию «Закон».

2. Закон устанавливает справедливость

А) Сейчас прочитаем документы на с. 37и документ из «Семейного кодекса»

На слайде прочитайте статью из «Семейного кодекса». слайд 10

Прочитайте их внимательно и попробуйте объяснить, что в них общего. ( Равенство всех в правах, т.е.справедливость в осуществлении своих прав)

Люди всегда стремились каким- либо способом утвердить справедливость. И нашли самый надёжный способ- с помощью законов. Может, кто- нибудь назовет, какие есть в истории примеры законов? (Русская Правда, Соборное уложение)

Ребята, посмотрите по сторонам, найдите слово, которое подводит итог нашей работы на этом этапе (Справедливость) и прикрепите его на доску. ( Если будут затруднения, то посмотреть вокруг и найти это слово) слайд 11

3.Закон устанавливает границы свободного поведения.

А) Очень часто в нашей обыденной жизни мы произносим слово «свобода». Как вы понимаете это слово?

Б) Прочитать в учебнике притчу о свободе с.37.

В чем смысл? Что же означает слово «свобода»?

СВОБОДА-это отсутствие стеснения, возможность действовать по своему желанию. Слайд 12

Но ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

В) Посмотрите фрагмент фильма.

Г) Почему эти дети оказались в колонии? ( Не соблюдали законов, совершили зло, вред).

д) Сейчас вы большую часть времени проводите в школе. Обязаны ли вы соблюдать какие- то законы? Почему? А где отражены эти законы? ( В уставе школы)

Устав школы — свод правил, устанавливающий порядок деятельности школы. Слайд 13

Откройте статью 17 из Конституции, прочитаем ее.

На нашей планете людей много, у каждого свои интересы, своя свобода и подумайте, что будет, если вдруг все решат стать абсолютно свободными.

Ребята, любое нарушение прав и законов к чему приводит? (зло). Какие люди не нарушают законов? Вспомним золотое правило нравственности. (Не делай другому того, чего не пожелаешь себе) слайд 14

Ребята, посмотрите по сторонам, найдите слово, которое подводит итог нашей работы на этом этапе (Граница свободы) и прикрепите его на доску. Слайд 15

Ж) Чтение текста «Знания на каждый день» вслух. ( резерв)

1. Вернемся к эпиграфу. Почему эти слова стали эпиграфом?

Знать законы — значит воспринять не их слова, но их содержание и значение. Слайд 16

2.Ответим на вопрос нашей темы: почему важно соблюдать законы? Слайд 17

3.Работа с тестом, проверка на слайде слайд 18-19

7.Итог 8. Рефлексия. На слайде Я понял, я узнал, я познакомился, полезным на уроке для меня было. Каждый выбирает себе предложение и отвечает устно на вопрос. слайд 20

9. Д/З: п.3 , выполнить задания « В классе и дома» слайд 21

infourok.ru

Смотрите так же:

  • Приказ мвд 705 Приказ МВД России от 7 ноября 2016 г. N 705 "О признании утратившим силу приказа МВД России от 5 февраля 2016 г. N 61" Приказ МВД России от 7 ноября 2016 г. N 705"О признании утратившим силу приказа МВД России от 5 февраля 2016 г. N […]
  • Штрафы автосервису Штрафы автосервису Главная ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Судебная практика Суд удвоил суммы штрафов автосервису ООО «Прокси Центр» В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, […]
  • Возмещение физического вреда здоровью Компенсация морального вреда: тенденции российской судебной практики Компенсация морального вреда – один из способов защиты гражданином его нарушенных прав (абз. 11 ст. 12 ГК РФ). Размер компенсации определяет суд. Для этого он принимает […]
  • Пенсии в мвд в 2014 Расчет пенсии для сотрудников МВД — льготы полицейским пенсионерам На сегодняшний день расчет пенсии для сотрудников МВД осуществляется согласно пенсионного законодательства Российской Федерации, которое, как известно, каждый год меняется […]
  • Транспортный налог газ 2217 Клуб Газелистов налоги по Газелям, Соболю, Баргузину Нравится Не нравится Crady 04 мар 2016 должен быть в стране один стандарт. стандарт один есть - должен платить!и как можно больше и за всё!налог будешь платить за автобус,осаго […]
  • Ликвидация муниципального имущества О продаже на аукционе имущества ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Федина А.И., членов коллегии […]

Комментарии запрещены.