Комментарий к ст 44 закона об образовании

Оглавление:

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 44 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Положения комментируемой статьи в целом не являются новыми для отечественного образовательного законодательства, поскольку аналогичные нормы были представлены в ст. 52 Закона N 3266-1. Однако в комментируемой статье 44 Закона Об образовании России, помимо прав и обязанностей, отражена также ответственность родителей (законных представителей).

Новацией законодательства в этой части следует назвать приоритет родителей на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

В статье перечислен примерный (открытый) перечень прав и обязанностей родителей (законных представителей), поскольку иные права (обязанности) могут быть установлены в других федеральных законах, а также непосредственно в договоре об образовании.

Нормы о юридической ответственности родителей (законных представителей) сконструированы в отсылочном виде. Поэтому конкретные меры ответственности определяются в нормах действующего законодательства. В основном речь идет об административной и уголовной ответственности. Так, административная ответственность установлена за:

неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35. КоАП РФ);

появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (ст. 20.22 КоАП РФ).

В свою очередь, уголовная ответственность установлена за:

за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ).

ответственность за вовлечение родителями (законными представителями) несовершеннолетних в совершение преступления (ст. 150 УК РФ);

систематическое употребление несовершеннолетними спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством или попрошайничеством, вовлечение в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ).

за злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание детей (ст. 157 УК РФ).

zakonobobrazovanii.ru

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Закон РФ «Об образовании» (273-ФЗ)

  • проверено сегодня
  • закон от 08.07.2018
  • вступила в силу 30.12.2012

Ст. 44 Закон об образовании в последней действующей редакции от 30 декабря 2012 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

  • 1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учётом мнения ребенка, а также с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
  • 2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учётом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
  • 3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
  • 4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
  • 5) защищать права и законные интересы обучающихся;
  • 6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
  • 7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
  • 8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

  • 1) обеспечить получение детьми общего образования;
  • 2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
  • 3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

dogovor-urist.ru

Комментарии к СТ 44 ЖК РФ

Статья 44 ЖК РФ. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме

Комментарий к статье 44 ЖК РФ:

1. Коммент. ст. устанавливает статус общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и очерчивает примерные границы его компетенции. Институт общего собрания собственников не является новым в жилищном законодательстве. Его предшественником выступало общее собрание домовладельцев (ст. 22 ФЗ «О товариществах собственников жилья»).

Норма, закрепленная в ч. 1 коммент. ст., в технико-юридическом плане является не вполне корректной. Общие собрания до сих пор выступали в роли органов управления организаций, т.е. органов субъектов права, а не «органов» его объектов, к которым относятся и многоквартирные дома.

В литературе встречаются утверждения, согласно которым общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме следует рассматривать в качестве органа общественной самодеятельности (см.: Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2005. С. 97). Такое утверждение нельзя признать продуктивным, поскольку оно еще больше запутывает ситуацию, складывающуюся вокруг процесса управления многоквартирным жилым домом. Кроме того, общественные объединения, разновидностью которых выступает орган общественной самодеятельности, должен иметь устав, предусматривающий в том числе структуру общественного объединения, его организационно-правовую форму, руководящие и контрольно-ревизионные органы (Федеральный закон «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 1997. N 20. Ст. 2231; 1998. N 30. Ст. 3608; 2002. N 11. Ст. 1018; N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711; РГ. 2006. 17 янв.).

2. В части 2 законодатель не формулирует исчерпывающий перечень вопросов, решение которых отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Компетенция определена как неисключительная.

Решения по вопросам, указанным в подп. 1, 2, 3 ч. 2 коммент. ст., принимаются большинством в 2/3 голосов всех собственников помещений как участвующих в общем собрании, так и не принимающих участия в нем. Решение по вопросу о выборе способа управления многоквартирным домом принимается большинством голосов собственников, участвующих в общем собрании.

Следует иметь в виду то обстоятельство, что вопросы, указанные в подп. 2 и 3 ч. 2 коммент. ст., решение которых отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений, находятся также и в компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья (подп. 12 ч. 2 ст. 145 коммент. закона). Возникает своего рода конкуренция компетенций. В рамках указанной конкуренции приоритет должен быть отдан общему собранию собственников, что следует из общего правила распоряжения имуществом, находящимся в долевой собственности (п. 1 ст. 246 ГК РФ).

Для обеспечения единства правового регулирования отношений, складывающихся по поводу распоряжения имуществом, находящимся в долевой собственности, законодателю следовало бы дополнить п. 1 ст. 246 ГК РФ словами: «. если иное не предусмотрено федеральным законом».

3. Размер платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается в соответствии с разъяснениями, содержащимся в письме Минрегионразвития РФ от 5 марта 2009 г. N 6091-АД/14 (Законодательные и нормативные акты в ЖКХ. 2009. N 4).

Согласно указанному письму размер платы за капитальный ремонт многоквартирного дома может устанавливаться по решению общего собрания собственников помещений.

Установление размера платы за капитальный ремонт органами местного самоуправления законодательством РФ допускается в соответствии с п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 (СЗ РФ. 2006. N 34. Ст. 3680) по результатам открытого конкурса, проводимого в порядке, установленном Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75 (СЗ РФ. 2006. N 7. Ст. 786). В этом случае плата за капитальный ремонт устанавливается в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения, равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации для многоквартирного дома. В случаях неправомерного установления органами местного самоуправления указанной платы муниципальными правовыми актами такие акты подлежат отмене.

Установление размера платы за капитальный ремонт органами местного самоуправления не допускается для многоквартирных домов:

— собственники помещений в которых не приняли на их общем собрании решения о проведении капитального ремонта многоквартирных домов;

— в отношении которых органами местного самоуправления в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75 не проводились открытые конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами или в указанном в конкурсной документации перечне обязательных услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющегося объектом конкурса, отсутствуют работы по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Органам местного самоуправления в указанных выше случаях, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативам, подрядным организациям при предложении размера стоимости работ по капитальному ремонту многоквартирного дома не рекомендуется использовать применяемые для укрупненных расчетов стоимости строительства базисно-индексным методом индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (в том числе ФЕР, ТЕР). Размер такой стоимости целесообразно определять с помощью анализа рынка и определения сложившихся в муниципальном образовании или регионе разброса цен на работы, аналогичные необходимым в многоквартирном доме работам. При предложении размера стоимости таких работ учитывается прибыль и риски управляющей организации.

www.jilkod.ru

О правах, обязанностях и ответственности родителей в законе об образовании

Ваш ребенок учится в общеобразовательной организации – школе. Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) в части обеспечения конституционного права ребенка, как гражданина России, на образование определяются федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 44, 45), который вступает в силу в основном 1 сентября 2013 г. Согласно закону

1. До завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при необходимости) выбирать:

  • формы получения образования (очная, заочная, очно-заочная, экстернат, семейное );
  • формы обучения (в школе, на дому, инклюзивное, индивидуальное, дистанционное);
  • организацию, осуществляющую образовательную деятельность (школа, гимназия, лицей и др.);
  • язык, языки образования;
  • факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) (из перечня, предлагаемого школой).

2. Дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, образование в семье.

3. Знакомиться с:

  • уставом школы,
  • лицензией на осуществление образовательной деятельности,
  • свидетельством о государственной аккредитации,
  • учебно-программной документацией и другими документами по вопросам образовательной деятельности;
  • содержанием образования,
  • используемыми методами обучения и воспитания,
  • образовательными технологиями,
  • оценками успеваемости своих детей.

4. Защищать права и законные интересы обучающихся.

5. Получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся и их результатах, давать согласие или отказаться от проведения обследований или участия в них.

6. Присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и рекомендаций, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

7. Принимать участие в управлении школой (в форме, определяемой её уставом).

8. Самостоятельно или через своих представителей:

— подавать в администрацию школы заявления о применении к её работникам, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, их родителей (законных представителей), дисциплинарных взысканий;

— обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

— использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов детей.

1. Обеспечить получение детьми общего образования (согласно закону общее образование является обязательным по достижении ребенком 18 лет).

  • правила внутреннего распорядка школы для обучающихся;
  • требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между школой и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
  • иные права и обязанности родителей (законных представителей), установленные законодательством РФ, договором об образовании (при его наличии).

3. Уважать честь и достоинство обучающихся и работников школы.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом об образовании и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут административную, уголовную и материальную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Справка. Ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних

а) Лишение родительских прав (согласно Семейному кодексу РФ)

Родители могут быть лишены родительских прав по суду, если они:

  • уклоняются от выполнения своих обязанностей, в т.ч. от уплаты алиментов;
  • отказываются без уважительных причин взять своего ребёнка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;
  • злоупотребляют своими родительскими правами;
  • жестоко обращаются с детьми, в т.ч. осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
  • являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребёнка.

В отдельных случаях с учётом интересов ребёнка суд может отобрать ребёнка у родителей без лишения родительских прав (ограничение родительских прав).

Орган опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью может немедленно отобрать ребёнка у родителей на основании решения органа местного самоуправления.

б) Административная ответственность (определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях)

Административная ответственность выражается в наложении штрафа:

  • за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей;
  • за вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ.

в) Уголовная ответственность (определяется Уголовным кодексом РФ)

Уголовная ответственность наступает за:

  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий;
  • неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего;
  • злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.

г) Имущественная ответственность (согласно Гражданскому кодексу РФ)

Родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей, а также за вред, причиненный детьми до 14 лет.

Уважаемые родители! Любите своих детей такими, какие они есть, берегите их !

eduinspector.ru

Комментарий к ст 44 закона об образовании

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Комментируемая статья Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» посвящена правам, обязанностям и ответственности в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Среди прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся законодатель особо выделил преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

Как отмечается в Письме Минобрнауки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»[1], в соответствии с частями 1 и 3 комментируемой статьи родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право, в том числе:

— выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

— знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

— знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

— принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.

2. Часть 2 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает акторов в области образования, которые оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. К таким акторам относятся: 1) органы государственной власти;

2) органы местного самоуправления;

3) образовательные организации.

3. В соответствии с частью 3 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии):

— формы получения образования;

— организации, осуществляющие образовательную деятельность;

— язык, языки образования;

— факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Правовая природа рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии нашла свое отражение в судебной практике. Так, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 февраля 2015 года по делу № 33-2792/2015[2], в котором истец считал, что заключение психолого-медико-педагогической комиссии и ответ уполномоченного органа нарушают права его ребенка на образование, указывается: « Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска по настоящему делу, мотивировал свое решение тем, что оспариваемые истцом документы носят разъяснительный и рекомендательный характер, не являются ни нормативными актами, ни решениями должностных лиц, носят рекомендательный характер, поэтому не порождают прав и обязанностей для сторон, в связи с чем не подлежат обжалованию ни по правилам главы 25 ГПК РФ, ни в порядке искового производства, безотносительно к другим требованиям, касающимся права несовершеннолетнего на получение образования Суд первой инстанции правильно указал в решении, что данный документ не является нормативным актом и обжалованию не подлежит, поскольку не порождает прав и обязанностей для сторон, носит разъяснительный и рекомендательный характер». Правоприменение комментируемого подпункта отражено в Апелляционном определеним Судебной коллегии по граждансмким делам Санкт-Петербургского городского суда от 26 января 2015 года № 33-200/2015 по делу № 2-14196/2014[3]: « Согласно пункту 7 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах: свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность. Действительно пунктом 14 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года N 1014, режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом. Группы могут функционировать в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8 — 10,5-часового пребывания); продленного дня (13 — 14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни. Вместе с тем исходя из принципа свободы выбора родителями несовершеннолетнего ребенка форм и методов обучения несовершеннолетнего, образовательного учреждения, следует сделать вывод, что группы кратковременного пребывания не могут выступать в качестве альтернативы групп полного дня; выбор конкретной группы дошкольного образовательного учреждения, исходя из базовых принципов, законом отнесен к компетенции родителей несовершеннолетнего»;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации. Вопросы получения образования в семейной форме подробно рассмотрены в Письме Минобрнауки России от 15 ноября 2013 года № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» (см. комментарий к статье 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Не менее подробно вопросы получения образования в семейной форме отражены в судебной практике. Так, в Апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 августа 2014 по делу № 33-31970/14 отмечено: « cуд первой инстанции пришел к выводу о том, что, со дня вступления в законную силу поправок к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», то есть с 01 сентября 2013 года, лица, осваивающие общеобразовательные программы в форме семейного образования, не входят в контингент образовательных учреждений и, соответственно, не наделены правом на получение денежных компенсаций на образование детей, а также компенсаций за питание детей в образовательном учреждении, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований И., С., С.-Г., К. к Государственному бюджетному образовательному учреждению общеобразовательная школа N * о признании действий директора ГБОУ г. Москвы СОШ N * незаконными, об обязании продлить и заключить договоры, о выплате компенсации за обучение, компенсации на питание, взыскании судебных расходов отказал. Судебная коллегия согласна с выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценке и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае»;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. В соответствии с частью 4 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования. Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Таким образом, на родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся возлагается обязанность обеспечить получение их детьми всех уровней общего образования, что противоречит праву обучающихся на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, после получения основного общего (пункт 1 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), когда ребенок после освоения уровня основного общего образования вправе продолжить свое обучение в образовательной организации среднего профессионального образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Юридическая техника части 5 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» такова, что оставляет перечень прав и обязанностей родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся открытым, отсылая бланкетным способом к другим нормам Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и иным федеральными законами, договорам об образовании (при его наличии).

6. В соответствии с частью 6 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную ст. 69, 73 Семейного кодекса РФ, ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 156 Уголовного кодекса РФ.

В правоприменительной практике неоднократно возникал вопрос об ответственности родителей (законных представителей) за продолжение обучения несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного в порядке перевода из одной общеобразовательной организации в другую по инициативе родителей. Вопросы перевода несовершеннолетнего обучающегося по инициативе его родителей (законных представителей) урегулированы Разделом II «Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности» (далее – Порядок), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 12 марта 2014 года № 177. Пунктами 5 и 6 Порядка установлен перечень процедур, осуществляемых законными представителями несовершеннолетнего обучающегося до издания распорядительного акта об отчислении в порядке перевода, и перечень сведений, содержащихся в заявлении о переводе. Так, в заявлении об отчислении в порядке перевода на основании пункта 1 части 2 статьи 61 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которое подается в исходящую организацию, должно быть указано наименование принимающей организации, а в случае переезда в другую местность указывается только населенный пункт, субъект Российской Федерации. Согласно пункту 8 Порядка исходная организация выдает родителям (законным представителям) несовершеннолетнего личное дело обучающегося и документы, содержащие информацию об успеваемости в текущем учебном году. В соответствии с пунктом 10 Порядка эти документы представляются в принимающую организацию вместе с заявлением о зачислении обучающегося в порядке перевода из исходной организации и предъявлением оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося. Во исполнение пункта 12 Порядка принимающая организация при зачислении обучающегося, отчисленного из исходной организации, в течение двух рабочих дней с даты издания распорядительного акта о зачислении письменно уведомляет исходную организацию о номере и дате распорядительного акта о зачислении обучающегося в принимающую организацию. Таким образом, можно констатировать, что ответственность за правильность отчисления обучающегося из исходящей организации и правильность его приема в другую (принимающую) организацию возлагается на данные организации, а ответственность за продолжение образования ребенка в целом – на родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, что полностью соответствует положениям коментируемой статьи и статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

[1] Вестник образования. № 2. 2016.

[2] Доступ из СПС «Консультант Плюс».

[3] Доступ из СПС «Консультант Плюс».

Постыляков Сергей Петрович,

Эксперт Научно-учебной лаборатории политических исследований

Национального исследовательского университета

www.lexed.ru

Смотрите так же:

  • Почтовый адрес арбитражного суда Арбитражный суд Краснодарского края 18 июля 2018 года состоялось совещание судей и работников аппарата Арбитражного суда Краснодарского края по итогам работы за 6 месяцев 2018 года Состоялись плановые учебные занятия с работниками […]
  • Как заверить брачный договор у нотариуса Составление брачного договора у нотариуса: обзор цен Статья 41 Семейного кодекса РФ вещает: брачный договор должен быть составлен в письменной форме и обязательно заверен нотариусом. Из этого следует, что супруги сами могут подготовить […]
  • Закон от 01 октября 2018 года Новости Площадки Изменения с 1 июля 2018 года С 01 июля 2018 г. в Федеральных законах N 223-ФЗ, N 44-ФЗ начинает действовать ряд существенных изменений, внесённых в соответствие с законом N 504-ФЗ от 31.12.2017, N 505-ФЗ от 31.12.2017 и […]
  • Приказ по плану графику на 2014 год Примерная форма приказа о внесении изменений в план-график закупок (подготовлено экспертами компании "Гарант") Настоящая форма разработана в соответствии с положениями ст. 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной […]
  • Обучение для водителей маломерных судов Обучение судоводителей маломерных судов, поднадзорных ГИМС Если Вам необходимо получить свидетельство на право управления маломерным судном, мы предлагаем Вам обучение в нашем Учреждении по следующим программам: «Судоводитель маломерного […]
  • Работа в юристом в сочи Работа Юрист Сочи Чтобы устроиться на должность Юрист в г. Сочи, часто требуется: Требуется на госслужбу юрист new_releasesобязательно наличие автомобиля. Работа в центре города, социальный пакет. Ищем активного, целеустремленного с […]

Комментарии запрещены.