Коллективный трудовой спор могут рассматривать

Коллективный трудовой спор

  • Трудовое право
  • Предмет трудового права
  • Функции трудового права
  • Субъекты трудового права
  • Принципы трудового права
  • Источники трудового права

Порядок разрешения коллективных трудовых споров

Согласно ст. 398 ТК РФ коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:

  • рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией;
  • рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника;
  • рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Эти стадии называются примирительными процедурами. Организацией примирительных процедур и участием в них занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров. Служба — система государственных органов, формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных споров.

Первый этап — рассмотрение спора примирительной комиссией, является обязательным. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах, за уклонение установлена административная ответственность (ст. 5.32 КоАП РФ).

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Моментом начала спора является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем в течение трех рабочих дней своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров. Решение о создании комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников.

Закон предусмотрел срок для проведения примирительных процедур. Спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о создании примирительной комиссии. Срок может быть продлен по согласованию сторон, что оформляется протоколом.

Решение примирительной комиссии оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.

Посредник приглашается в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий. Кандидатура посредника может быть выбрана по соглашению сторон независимо или по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Второй этап примирительных процедур завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий в срок до семи рабочих дней со дня приглашения посредника. В связи с тем что в законодательстве определено, что после посредника спор может быть передан на рассмотрение трудового арбитража, этот этап может быть пропущен.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее грех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Если в течение трех рабочих дней стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, они приступают к созданию трудового арбитража. Трудовой арбитраж — это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. В соответствии со ст. 406 ТК РФ создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.

Формированием списка трудовых арбитров, подготовкой трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров, занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Трудовой арбитраж разрабатывает рекомендации по урегулированию коллективного трудового спора, которые передаются сторонам в письменной форме. Для того чтобы рекомендации посредника или трудового арбитража приобрели для сторон обязательную силу, Служба по урегулированию коллективных споров со сторонами заключает соглашение о принятии обязательства по выполнению рекомендаций. Возможно, было бы более правильно сделать это обязательным элементом разрешения коллективного спора, что помогло бы избежать забастовок, а особенно это необходимо в тех организациях, где запрещено проведение забастовок, чтобы разрешение спора не зашло в тупик.

В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций (если была достигнута договоренность об их обязательном выполнении) работники могут приступить к проведению забастовки.

www.grandars.ru

§ 3. Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

Коллективные трудовые споры — это конфликты, возникающие между трудовым коллективом (или профсоюзом, его представляющим) и работодателем (администрацией — его представителем).

Предметом данных споров являются различные вопросы, касающиеся социально-экономических условий труда и быта, например: изменение норм выработки, сдельных расценок, оплаты труда; установление систем заработной платы, режима рабочего времени; охрана труда и т. д., а также по поводу коллективных договоров и в связи с отказом учесть мнение профкома.

Иногда спорящими сторонами оказываются трудовой коллектив (или трудовые коллективы) и отраслевой вышестоящий орган управления. Такие споры могут возникать из-за недофинансирования организаций какой-либо отрасли и в связи с этим ущемлением прав и законных интересов работников (например, учителей, врачей, шахтеров и др.). Одним словом, если требования трудового коллектива выходят за пределы компетенции администрации, она направляет их в вышестоящие органы для рассмотрения и разрешения.

Требования трудовых коллективов или профсоюзов, не относящиеся к трудовым спорам (политические, экологические и т. п.), рассмотрению в порядке, установленном для трудовых споров, не подлежат.

Кратко рассмотрим основные стадии защиты коллективных трудовых прав.

Примирительные процедуры разрешения коллективного трудового спора. Исходя из того, что в цивилизованном обществе никакие проблемы не должны решаться с позиции силы, ТК РФ предлагает сторонам прежде всего примирительный порядок разрешения конфликта, не доводя его до забастовки. 1.

Трудовые коллективы (или профсоюзы) должны на общем собрании сформулировать письменно и утвердить большинством голосов свои требования и направить их работодателю. 2.

Работодатель в трехмесячный срок обязан рассмотреть требования и незамедлительно сообщить в письменном виде о своем решении трудовому коллективу (или профсоюзу). 3.

При отклонении работодателем требований трудового коллектива (и, следовательно, возникновении коллективного трудового спора) в срок до трех рабочих дней создается примирительная комиссия, формируемая из представителей сторон на равноправной основе. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон (т. е. единогласно), имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены этим решением. 4.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже. 5.

Кандидатура посредника определяется соглашением сторон. При необходимости стороны могут обращаться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи календарных дней и завершается принятием согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий. 6.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами спора и указанным государственным органом не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником. Трудовой арбитраж формируется по соглашению сторон в составе трех человек из числа трудовых арбитров, рекомендованных указанным государственным органом или предложенных сторонами коллективного трудового спора. Спор рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Рекомендации трудового арбитража по урегулированию спора приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении.

Порядок урегулирования забастовок. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель (его представители) или представители законодателей от них уклоняются, не выполняют соглашение, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая право на забастовку.

Забастовка — это ультимативное действие трудового коллектива, выражающееся во временном добровольном отказе работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Забастовку следует признать крайней мерой разрешения споров, поскольку она может нанести большой урон не только бастующему коллективу, но и потребителям и поставщикам, а порой и всей экономике. Конечно, ее лучше не допускать и до нее лучше не доводить. Вот почему в ст. 413 ТК РФ перечислены ситуации, когда забастовка признается незаконной: 1)

в периоды введения военного или чрезвычайного положения; 2)

в органах и организациях Вооруженных Сил РФ и других организациях, непосредственно ведающих вопросами обороны, безопасности страны; 3)

в правоохранительных органах; 4)

в организациях, непосредственно обслуживающих опасные виды производства или оборудования; 5)

в организациях, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (коммунальные службы, связь, больницы, авиационный, железнодорожный и водный транспорт), если ставятся под угрозу оборона, безопасность страны, жизнь и здоровье людей; 6)

если забастовка была объявлена без учета сроков, процедур и положений, предусмотренных ТК РФ.

Незаконной забастовку признает суд по заявлению работодателя или прокурора.

Организация незаконной забастовки и участие в ней рассматриваются как нарушение трудовой дисциплины. Работники, продолжающие признанную незаконной забастовку, приравниваются к прогульщикам и могут быть уволены по подп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ, подвергнуты иным санкциям дисциплинарного характера.

Наказываются и руководители (и другие должностные лица), виновные в возникновении таких острых трудовых конфликтов. Они привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от должности.

Правила проведения забастовки. 1.

Она может быть объявлена только по решению общего собрания (конференции) трудового коллектива (кворум — более 50% общей численности работников), принятому большинством голосов. 2.

Перед принятием решения о забастовке должны состояться решения примирительной комиссии и трудового арбитража, не удовлетворяющие трудовой коллектив (полностью или частично). 3.

Общее собрание (конференция) назначает уполномоченный возглавить забастовку орган (профком, совет трудового коллектива, стачечный, забастовочный комитет и т. п.). 4.

Данный орган не позднее чем за 10 календарных дней до ее начала обязан предупредить работодателя в письменном виде об объявлении забастовки с четким изложением требований трудового коллектива и указанием примерных ее сроков. 5.

Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Если работник не принимает в ней участие, а производство простаивает из-за нее, то ему оплачивается время простоя не по его вине в размере не ниже двух третей его средней заработной платы. 6.

Оканчивается забастовка подписанием соглашения спорящими сторонами. 7.

Контроль за соблюдением соглашения сторон по коллективному спору осуществляют сами стороны или уполномоченные ими органы.

В период проведения забастовки стороны обязаны продолжать разрешение коллективного трудового спора путем проведения примирительных процедур. Участие работника в законной забастовке не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины и основание для расторжения трудового договора. Применение мер дисциплинарной ответственности к бастующим запрещено. На время за- бастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность. Работодатель вправе не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке.

Одним словом, во всем должен быть порядок (существуют определенные правила даже для ведения драки!). Организация и проведение забастовки — это тот случай, где все должно быть упорядочено вдвойне.

lawbook.online

Органы, рассматривающие трудовые споры

Индивидуальные и коллективные трудовые споры рассматриваются различными органами.

Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров предусмотрены ст. 382 ТК РФ, в соответствии с которой данными органами являются комиссия по трудовым спорам и суд.

Трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник не смог самостоятельно урегулировать возникшие с работодателем разногласия. Индивидуальные трудовые споры разрешаются комиссией в досудебном порядке.

Комиссия по трудовым спорам образуется в соответствии со ст. 384 ТК РФ.

Комиссия формируется по инициативе работников или работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации и назначаются руководителем организации.

По решению общего собрания комиссии могут образовываться в структурных подразделениях организации. При этом в комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные споры в пределах полномочий этих подразделений.

Если индивидуальный трудовой спор не был рассмотрен комиссией в десятидневный срок, а также если решение комиссии обжалуется в суд, индивидуальный трудовой спор рассматривается судом.

Дела, возникающие из трудовых отношений, кроме дел о восстановлении на работе, относятся к компетенции мировых судей на основании подп. 7 п. 1 ст. 3 Закона о мировых судьях. Если в некоторых субъектах РФ нет мировых судей, указанную категорию дел рассматривают федеральные судьи районных судов.

Дела, возникающие из трудовых отношений, рассматриваются в порядке, определенном гражданско-процессуальным законодательством.

Коллективные трудовые споры рассматриваются следующими органами:

1) примирительной комиссией;

2) трудовым арбитражем.

При этом примирительная комиссия, в отличие от трудового арбитража, является обязательным органом, рассматривающим коллективный трудовой спор.

Примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора (п. 1 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией). Она рассматривает коллективные трудовые споры по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Примирительная комиссия создается сторонами коллективного трудового спора в течение 3 рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании примирительной комиссии оформляется приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников организации.

Работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. Кроме того, он должен создать необходимые условия для работы комиссии.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган, который создается в случае, если стороны коллективного трудового спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений (п. 2 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже).

При рассмотрении коллективного трудового спора трудовой арбитраж создается в случаях:

1) уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии;

2) недостижения сторонами согласованного решения относительно кандидатуры посредника в течение 3 рабочих дней;

3) рассмотрения коллективного трудового спора между работниками и работодателями организаций, в которых законодательством РФ запрещено или ограничено проведение забастовок;

4) недостижения согласия при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже.

Итак, примирительная комиссия и трудовой арбитраж рассматривают и разрешают коллективный трудовой спор. В трудовом законодательстве указывается еще один орган, который содействует урегулированию коллективных трудовых споров. Это Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров (далее — Служба) представляет собой систему государственных органов (подразделений), формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них (ч. 1 ст. 407 ТК РФ).

Данный орган действует на основании Положения о Службе по урегулированию коллективных трудовых споров.

Служба является государственным органом, содействующим разрешению коллективных трудовых споров путем организации, участия в примирительных процедурах, а также осуществления мер по предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров.

Согласно ч. 2 ст. 407 ТК РФ, п. 4 указанного Положения Служба по урегулированию коллективных трудовых споров осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров;

2) проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

3) формирует список трудовых арбитров;

4) проводит подготовку трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;

5) выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;

6) оказывает методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах разрешения этих споров;

7) организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур;

8) организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

9) подготавливает оперативную информацию о коллективных трудовых спорах (забастовках) в регионах РФ, принимаемых мерах по их разрешению;

10) организует работу по подбору и повышению квалификации работников службы, а также по подготовке и повышению квалификации посредников и трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;

11) разрабатывает предложения о проведении научно-исследовательских работ по проблемам урегулирования коллективных трудовых споров;

12) изучает, обобщает и распространяет отечественный и зарубежный опыт организации работы по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров, издает информационный бюллетень.

Работники Службы могут привлекаться в качестве экспертов, посредников и даже трудовых арбитров при проведении примирительных процедур по урегулированию споров. При этом они обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну.

Работники также вправе беспрепятственно посещать организации (филиал, представительство, иное обособленное структурное подразделение) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

textbook.news

Понятие коллективных трудовых споров

Конституция Российской Федерации признает право работников не только на индивидуальные, но и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом порядка и способов их разрешения. Отношения в сфере рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров являются самостоятельной частью системы общественных отношений, регулируемых трудовым законодательством на федеральном и региональном уровнях. Порядок и способы рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в ходе их разрешения регламентируются нормами главы 61 Трудового кодекса РФ.

Что такое коллективный трудовой спор

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398 Трудового кодекса РФ).

Разногласия становятся спором, если стороны (их представители) не достигли соглашения путем непосредственных переговоров, и у работников (их представителей) возникла необходимость обратиться в предусмотренные ТК РФ органы по разрешению коллективных трудовых споров. +

Характерными признаками коллективного трудового спора являются:

  • Неурегулированные разногласия между работниками (представителями) и работодателями (представителями) по поводу установления и изменения условий труда, включая заработную плату. Такие неурегулированные разногласия могут иметь место вне зависимости от заключения, изменения либо выполнения коллективного договора, соглашения.
  • Неурегулированные разногласия между работниками (представителями) и работодателями (представителями) по поводу заключения, изменения либо выполнения коллективного договора, соглашений.

Трудовой кодекс РФ (ч. 1 ст. 6) относит установление порядка разрешения коллективных трудовых споров к компетенции федеральных органов. Это означает, что установленный федеральным законом порядок разрешения коллективных (как и индивидуальных) трудовых споров обязателен для применения на всей территории Российской Федерации. +

Предмет коллективных трудовых споров (круг вопросов, по которым между сторонами возникают разногласия) – это практически любые аспекты условий труда как на стадии их установления, так и на стадии применения. Эти условия могут устанавливаться в организации коллективными договорами, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а за пределами организации – на уровне соглашений.

Споры по вопросу применения законов и нормативных правовых актов (за исключением коллективных договоров и соглашений), даже если они затрагивают интересы всех работников организации, не могут рассматриваться в качестве коллективных. +

Не признаются коллективными трудовыми спорами и разногласия по поводу задержки выплаты заработной платы, если ее регулярность и конкретные сроки выплаты предусмотрены коллективным договором. Работодатель в этом случае нарушает не коллективный договор, а нормы Трудового кодекса РФ, предусматривающие обязанность работодателя выплачивать работнику заработную плату (ст. 56) и соблюдать порядок, место и сроки ее выплаты (ст. 136). Коллективный договор в данной ситуации лишь уточняет трудовое законодательство, определяет размер и конкретную дату выплаты заработной платы. Сами же обязательства работодателя вытекают из соответствующих норм Трудового кодекса РФ и факта заключения трудового договора с работником. Такой спор должен рассматриваться в порядке, предусмотренном законом для разрешения индивидуальных трудовых споров. +

Основным критерием отграничения коллективных трудовых споров от индивидуальных, но так или иначе связанных с содержанием коллективного договора, должен служить факт установления конкретной обязанности работодателя в законе либо в коллективно-договорном акте. +

В Трудовом кодексе РФ (ст.ст. 29 – 31, часть 5 ст. 40, ст. 399) четко обозначено понятие сторон коллективного трудового спора, к которым относятся не только работники и работодатели, но и их представители. В организациях такими представителями работников являются выборные профсоюзные органы и иные уполномоченные работниками представители (стачком и др.), выше организации — ассоциации профсоюзов и их представители. Представители выступают в интересах представляемой стороны (работников и работодателей), не имеют особых интересов в споре. Поэтому представители в силу закона не могут быть самостоятельной стороной коллективного трудового спора. +

Конвенции Международной организации труда (МОТ) N 87 (1948 г.) «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» и N 98 (1949 г.) «Относительно применения принципа права на организацию и заключения коллективных договоров» закрепляют международные стандарты по защитной функции профсоюзов и ведению ими коллективных переговоров с работниками по вопросам условий труда и быта трудящихся. +

Указанные конвенции МОТ рекомендуют сторонам трудовых отношений все спорные вопросы решать методом коллективных переговоров, на основе стимулирования сторон к поиску компромиссных решений путем примирительных процедур, под которыми в соответствии с частью 2 ст. 398 ТК РФ понимается рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. +

Стороны трудовых отношений могут воспользоваться положениями Рекомендации МОТ N 92 «О добровольном примирении и арбитраже» (1951 г.), которая определяет принципы формирования и деятельности названных в ч. 2 ст. 398 ТК РФ форм осуществления примирительных процедур. В частности, органы по примирению, создаваемые на смешанной основе, например примирительная комиссия, должны включать равное число представителей и работодателей, и работников. +

Примирительная процедура является бесплатной и оперативной: сроки рассмотрения должны сводиться к минимуму. В ходе разрешения спора МОТ рекомендует воздержаться от проведения забастовок. Все соглашения, достигнутые в ходе переговоров по примирению, составляются в письменной форме и имеют равную силу с иными договорами и соглашениями сторон, например коллективными договорами. +

Основываясь на международных нормах, Трудовой кодекс РФ принял три этапа разрешения коллективного трудового спора: примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж. Суд не назван в числе органов, рассматривающих коллективные трудовые споры. К его компетенции относится лишь рассмотрение вопросов о законности проведения забастовок. +

Процедурные правила рассмотрения разногласий между сторонами коллективного трудового спора устанавливаются сторонами спора и могут различаться в зависимости от специфики взаимоотношений между ними, характера рассматриваемых разногласия и иных обстоятельств. +

Принципы урегулирования коллективных трудовых споров

В трудовом праве признано, что коллективные трудовые споры урегулируются на основе следующих принципов:

  • Равноправие сторон спора.
  • Урегулирование спора по соглашению сторон
  • Непосредственность и полномочность представительства сторон спора в органах, рассматривающих трудовой спор.
  • Обязательность соглашения, достигнутого в ходе урегулирования коллективного трудового спора.
  • Реальность обеспечения обязательств, принимаемых в ходе урегулирования коллективного трудового спора.
  • Минимальный характер регулирования процессуальных правил разрешения коллективного трудового спора.

Следовательно, общий порядок урегулирование коллективных трудовых споров основывается на основных принципах социального партнерства, указанных в ст. 24 Трудового кодекса РФ.

День начала коллективного трудового спора

Для формирования четкого представления о коллективном трудовом споре законодатель вводит понятие «день начала коллективного трудового спора» (ч. 3 ст. 398 ТК РФ), которое обусловлено понятием самих коллективных трудовых споров как неурегулированных разногласий между работниками и работодателем (их представителями).

Возможны два варианта возникновения момента начала коллективного трудового спора:

  1. День сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей).
  2. Несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со ст. 400 Трудового кодекса РФ своего решения.

Право на коллективные трудовые споры, признанное Конституцией РФ, может быть реализовано с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения и ограничения в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ государственного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

websot.jimdo.com

Коллективный трудовой спор в суде

Как известно, венец коллективного трудового спора — забастовка. Но чтобы дойти до забастовки, надо соблюсти множество процедур. Да и после соблюдения оных, если коллективный трудовой спор так и не был разрешен, забастовка, как показывает практика, вряд ли будет признана законной. Рассмотрим, возможно ли разрешение коллективного трудового спора иначе, кроме как посредством соблюдения всех примирительных процедур.

СПОР ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И КОЛЛЕКТИВНЫЙ

Согласно ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. То есть если работник считает, что его трудовые права нарушены, он вправе обратиться непосредственно в суд с исковым заявлением об их защите. Согласно же ч. 2 ст. 398 ТК РФ коллективный трудовой спор (КТС) разрешается посредством примирительных процедур: примирительной комиссией, с участием посредника и/или в трудовом арбитраже. Казалось бы, в ТК РФ не предусмотрено рассмотрение КТС в суде. Насколько верен данный вывод, рассмотрим ниже.

В соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции РФ “признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку”; об этом также говорится в ст. 408 ТК РФ. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Данной нормой прямо установлено право сторон трудовых отношений воспользоваться любым не запрещенным законом способом.

Частью 2 ст. 352 ТК РФ установлены основные способы защиты трудовых прав и свобод, которыми являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профсоюзами; государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.

Указанные способы являются основными, но никак не исчерпывающими. Отметим еще раз, что судебная защита является одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод.

Вернемся к коллективному трудовому спору. Как видно из всех процедур его разрешения, единственный обязательный этап разрешения КТС — это его рассмотрение примирительной комиссией. Прохождение таких этапов, как рассмотрение КТС с участием посредника и трудовой арбитраж, возможно только при взаимном согласии сторон. Если же стороны не смогли договориться о приглашении для рассмотрения КТС посредника либо создания трудового арбитража, то остается, казалось бы, один выход — забастовка. Так ли это?

Представим ситуацию, когда в организации назревает коллективный трудовой спор. В соответствии со ст. 398 ТК РФ коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая зарплату), заключения, изменения и выполнения колдоговоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Допустим, коллективный трудовой спор возник в связи с невыполнением работодателем какого-либо условия колдоговора. Требования, выдвинутые в соответствии со ст. 399 ТК РФ работниками (представительным органом работников), изложены в письменной форме и направлены работодателю. А работодатель эти требования отклонил. “День начала коллективного трудового спора — день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со ст. 400 ТК РФ своего решения” (ч. 3 ст. 398 ТК РФ).

Итак, коллективный трудовой спор начался. В соответствии со ст. 402 ТК РФ сформирована примирительная комиссия, которой не удалось впоследствии прийти к согласию по вопросу соблюдения работодателем условий колдоговора. Что делать дальше?

Поскольку представители сторон обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения КТС (ст. 401 ТК РФ), то, безусловно, необходимо стремиться разрешить его путем следующих двух этапов — через посредника и трудовой арбитраж. Вместе с тем, поскольку ст. 401 ТК РФ обязывает стороны использовать все предусмотренные законодательством способы разрешения данного вида спора, то также имеется возможность обратиться непосредственно и в суд.

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ

Судами, как правило, коллективные трудовые споры рассматриваются как споры, разрешение которых возможно исключительно через примирительные процедуры, поскольку именно такой способ разрешения КТС предусмотрен ТК РФ. С данным выводом согласиться нельзя по следующим причинам.
Как уже указывалось, ст. 352 ТК РФ установлены основные способы защиты трудовых прав и свобод, среди которых предусмотрен и такой способ, как обращение в суд. Кроме того, ст. 401 ТК РФ обязывает использовать все способы разрешения КТС, а законодательством не установлен запрет на обращение в суд за разрешением такого вида спора.

Чтобы разрешить вопрос о подсудности и подведомственности КТС суду общей юрисдикции, обратимся к гл. 3 “Подведомственность и подсудность” Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ).

Какие дела вообще подведомственны суду общей юрисдикции? Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают, в частности, исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления — о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Стоит обратить внимание, что в данном случае не указано, какие именно споры — коллективные или индивидуальные — рассматриваются судом общей юрисдикции.

А рассмотрение каких дел в компетенции мирового судьи? В соответствии с п. 6 ст. 23 ГПК РФ мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров. Как видим, КТС мировой судья рассматривать не вправе.

Так кому же может быть подсуден КТС, какому суду? В соответствии со ст. 24 ГПК РФ гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных ст.ст. 23, 25, 26 и 27 ГПК РФ, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

Итак, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод. Гражданский процессуальный кодекс РФ:

а) предполагает рассмотрение КТС судом общей юрисдикции, поскольку не указывает, какие именно споры — индивидуальные или коллективные — ему подведомственны (ст. 22 ГПК РФ);

б) прямо указывает на то, что КТС не подсуден мировому судье (ст. 23 ГПК РФ);

в) методом исключения устанавливает, что КТС подсуден районному суду, поскольку иными судами (военный; верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа; Верховный суд РФ) в качестве суда первой инстанции КТС не рассматривается (ст. 24 ГПК РФ);

г) устанавливает, что КТС рассматривается в порядке искового производства (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ).

Однако способ обращения в суд по данному виду спора довольно специфичен. В соответствии со ст. 132 ГПК РФ к исковому заявлению прилагаются:

— его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;

— документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

— доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;

— документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;

— текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания;

— доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором;

— расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.

Суд оставляет заявление без рассмотрения, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора (абз. 2 ст. 222 ГПК РФ). Так что особое внимание следует уделить доказательствам, подтверждающим выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом.

Поскольку ч. 2 ст. 401 ТК РФ установлено, что рассмотрение КТС примирительной комиссией является обязательным этапом разрешения КТС, то, соответственно, можно сделать следующий вывод: хотя Трудовым кодексом примирительная комиссия и не отнесена напрямую к обязательному досудебному порядку урегулирования спора, но данный этап разрешения КТС является таковым по сути. Иные же этапы разрешения КТС в ТК РФ не названы обязательными.

Безусловно, все приведенные выводы являются исключительно мнением автора. Однако, исходя из равенства всех перед законом и того, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (ст. 3 ГПК РФ), считаю, что данная точка зрения вполне обоснована.

www.solidarnost.org

Смотрите так же:

  • Отгул по семейным обстоятельствам заявление Образец заявления на отгул по семейным обстоятельствам Понятие «отгул» не определено в законодательстве. Поэтому под ним подразумевают отпуск без сохранения зарплаты. Как известно, ежегодный оплачиваемый отпуск планируется заранее и […]
  • Жалоба на судоисполнителей Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
  • Материнский капитал на покупку автомобиля закон принят новости Заморозка материнского капитала Правительство не планирует возвращаться к обсуждению вопроса об индексации материнского капитала до 1 января 2020 года. Об этом 29.06.2017 г. сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании […]
  • Ульяновск адвокаты по уголовным делам Адвокат по уголовным делам. Уголовный адвокат в Ульяновске. Адвокат Солодовников Денис Владимирович Не откладывайте на потом, звонок адвокату! Номер телефона адвоката по уголовным делам: (8-903-33-757-29) должен быть, записан у Вас в […]
  • Детское пособие список документов Правила оформления детского пособия Появление на свет ребенка всегда радость, но когда поднимается вопрос об оформлении детского пособия, то здесь и начинаются проблемы. Какие документы необходимо предъявить для пособия до 1,5 лет, а […]
  • Документы для субсидии в детский сад Компенсация за детский сад Содержание статьи: Компенсация за детский сад В Российской Федерации существует федеральная компенсация родительской платы за детский сад. Такая выплата регулируется законом о выплате компенсации за детский сад […]

Комментарии запрещены.