Федеральный закон 161 о государственных и муниципальных предприятиях

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ
«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

С изменениями и дополнениями от:

8 декабря 2003 г., 18 декабря 2006 г., 24 июля, 1 декабря 2007 г., 2 июля 2010 г., 18, 19 июля, 6, 30 ноября 2011 г., 3 декабря 2012 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 4 ноября 2014 г., 13 июля, 23 ноября 2015 г., 23 мая 2016 г., 18, 29 июля, 29 декабря 2017 г.

Принят Государственной Думой 11 октября 2002 года

Одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

14 ноября 2002 г.

В соответствии с п. 6 ст. 113 ГК РФ определяется правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Устанавливаются следующие виды унитарных предприятий:

— унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (государственное предприятие или муниципальное предприятие);

— унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Законом определяются правоспособность унитарного предприятия (ст.3), требования к фирменному наименованию предприятия (ст.4), его филиалам и представительствам, (ст.5), порядок участия в других юридических лицах. Отдельная статья посвящена ответственности унитарного предприятия.

Определяется общий порядок учреждения унитарного предприятия (ст.8), требования к сведениям, которые должны содержаться в его учредительных документах (уставе).

Глава III определяет источники формирования имущества унитарного предприятия и требования к размеру и составу уставного фонда унитарного предприятия.

Статьей 12 установлено, что размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального предприятия — не менее чем 1000 МРОТ. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Определяется порядок формирования уставного, резервного и иных фондов, а также условия и порядок увеличения или уменьшения уставного фонда государственного (муниципального) предприятия.

Так как правоспособность государственного (муниципального) унитарного предприятия, в отличие от других коммерческих организаций, является специальной, Законом устанавливается порядок распоряжения имуществом предприятия. Движимым имуществом (в том числе произведенной продукцией) такое предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом, недвижимым — только с согласия собственника. Такое предприятие может распоряжаться имуществом лишь в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом. Сделки, совершенные государственным (муниципальным) предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие, как правило, самостоятельно реализует производимую им продукцию (работы, услуги).

Глава IV Закона устанавливает порядок управления унитарным предприятием. Предусмотрены определенные требования, предъявляемые к руководителю предприятия. Он не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, в число учредителей (участников) которого входит возглавляемое им унитарное предприятие.

Отдельная статья (ст.22) регламентирует порядок совершения сделок, в которых имеется заинтересованность. Такие сделки могут осуществляться только с согласия собственника имущества предприятия.

Собственник имущества государственного (муниципального) предприятия имеет право получать часть прибыли от использования предприятием имущества, находящегося в его хозяйственном ведении. Размер части прибыли, а также порядок и сроки перечисления прибыли определяется уставом предприятия.

Глава V Закона регулирует вопросы реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Уставы унитарных предприятий подлежат приведению в соответствие с нормами Закона в срок до 1 июля 2003 года. Созданные до вступления в силу Закона дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев с этой даты.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 3 декабря 2002 г. N 230, в «Российской газете» от 3 декабря 2002 г. N 229, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. N 48 ст. 4746

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 240-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

«Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. n 161-ФЗ» (под ред. В.А. Вайпана) («Юстицинформ», 2003)

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР
ЮРИДИЧЕСКОГО ДОМА «ЮСТИЦИНФОРМ»
ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «О ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ»
ОТ 14 НОЯБРЯ 2002 Г. N 161-ФЗ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 мая 2003 года
Под редакцией
кандидата юридических наук
В.А. ВАЙПАНА
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Вайпан Виктор Алексеевич (предисловие, ст. 1, ст. 2), заведующий отделом научных договорных работ Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Главный редактор журнала «Право и экономика». Член Центрального совета Союза юристов России. Адвокат. Кандидат юридических наук. Специалист по трудовому и гражданскому праву. Автор многочисленных публикаций.
Гладких Сергей Рудольфович (ст. 6 — 10, 29 — 35), юрист Аналитического правового центра «Юридического Дома «Юстицинформ». Специалист по гражданскому, налоговому праву, по гражданскому и арбитражному процессу, а также по системному анализу законодательства. Автор ряда книг и публикаций в юридических журналах.
Любимов Алексей Павлович (ст. 3, 20, 22 — 24, 26 — 28), юрист Аналитического правового центра «Юридического Дома «Юстицинформ». Аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Специалист по гражданскому праву, а также по системному анализу законодательства. Автор ряда книг и публикаций в юридических журналах.
Орловский Юрий Петрович (ст. 21, 25), заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор. Специалист по трудовому праву. Автор многочисленных публикаций (около 250).
Щербинин Сергей Сергеевич (ст. 4 — 5, 11 — 19, 36 — 38), руководитель Аналитического правового центра «Юридического Дома «Юстицинформ». Специалист по гражданскому, конституционному праву, а также по системному анализу законодательства. Кандидат юридических наук. Автор ряда комментариев к законодательству, а также статей в научных сборниках, юридических и экономических журналах.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящий Комментарий знакомит читателя с новым Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», который является одним из важнейших правовых актов в сфере гражданского законодательства.
Современная экономика России все еще в значительной степени основана на государственной и муниципальной формах собственности. Это предопределяет существование большого количества государственных и муниципальных предприятий. Однако длительное отсутствие специального закона о правовом статусе унитарных предприятий существенно ослабляло правовое регулирование этими субъектами хозяйственной деятельности. Новый Закон, который вступил в силу с момента опубликования в «Российской газете» (3 декабря 2002 г.), наконец создал единую правовую базу для деятельности унитарных предприятий. В нем содержатся ответы на многие вопросы, возникавшие в правоприменительной практике.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации новый Закон существенно детализировал правовое положение государственного и муниципального унитарного предприятия (его права, обязанности и ответственность при создании, деятельности, реорганизации и ликвидации). Закон установил основы управления унитарным предприятием, порядок формирования и использования его имущества, а также специально урегулировал права и обязанности собственников имущества унитарных предприятий.
На деятельность унитарных предприятий распространяются общие правила гражданского законодательства, касающиеся юридических лиц, с особенностями, установленными ГК РФ и комментируемым Законом. Следует отметить, что новый Закон принципиально не изменил предусмотренное ГК РФ правовое положение унитарных предприятий, но появилось несколько новых норм, существенно меняющих режим их деятельности.
Коллектив авторов данного Комментария, состоящий из специалистов ведущих юридических организаций, ставил своей целью прежде всего разъяснить ключевые положения нового Закона и показать возможности его применения на практике. В Комментарии также дан детальный анализ действующих в настоящее время нормативных актов, регулирующих деятельность унитарных предприятий, обращено внимание на существующие противоречия норм и пробелы в законодательстве.
Комментарий написан доступным языком и предназначен для руководителей и специалистов государственных и муниципальных предприятий, юристов-профессионалов, адвокатов, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, а также широкого круга читателей.
Ответственный редактор,
кандидат юридических наук
В.А.ВАЙПАН
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
1. Правовые нормативные акты
Закон — Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации
Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия — Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, утвержденный распоряжением Мингосимущества России от 16 февраля 2000 г. N 188-р
Закон о госрегистрации юридических лиц — Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»
Закон о банковской деятельности — Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности»
Закон о банкротстве — Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Закон об атомной энергетике — Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»
Закон РСФСР N 948-1 — Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 (в ред. от 9 октября 2002 г.) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
Закон о производственных кооперативах — Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах»
Закон об исполнительном производстве — Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»
Закон о регистрации прав на имущество — Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
2. Официальные издания
СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации
РГ — Российская газета
БНА — Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти
3. Прочие сокращения
ФАС — федеральный арбитражный суд
ОФК — орган федерального казначейства
ФГУП — федеральное государственное унитарное предприятие
ГУП — государственное унитарное предприятие
14 ноября 2002 года N 161-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Комментарий к статье 1
1. Комментируемая статья устанавливает непосредственную связь Закона с ГК РФ — основным кодифицированным нормативным правовым актом гражданского законодательства. ГК РФ содержит наиболее важные положения гражданского законодательства и обеспечивает единообразное регулирование гражданско-правовых отношений на всей территории Российской Федерации. С помощью ГК РФ достигается согласованность норм различных законодательных актов в сфере гражданского права, в том числе комментируемого Закона.
Отношения, регулируемые Законом, относятся к предмету гражданского права и входят в сферу действия ГК РФ и других актов гражданского законодательства.
2. В статьях 113 — 115 и в гл. 19 ГК РФ содержатся принципиальные положения, на которых должно базироваться законодательство о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. В соответствии с данными положениями Закон установил детализированную систему норм, определяющих правовое положение унитарного предприятия (его права, обязанности и ответственность при создании, деятельности, реорганизации и ликвидации; общие принципы формирования и использования его имущества; основы управления предприятием), а также регулирующих права и обязанности собственников имущества унитарных предприятий.
3. Согласно п. 6 ст. 113 ГК РФ правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется только ГК РФ и комментируемым Законом. В то же время иные отношения, связанные с созданием и деятельностью унитарных предприятий, могут регулироваться другими нормативно-правовыми актами.
В настоящее время юридические лица данной организационно-правовой формы функционируют, помимо норм ГК РФ и Закона, также на основе законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, других подзаконных актов.
Статья 2. Унитарное предприятие
Комментарий к статье 2
1. Статья 2 Закона определяет унитарное предприятие как коммерческую организацию, не наделенную правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
Согласно п. 3 ст. 213 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия (наряду с учреждениями), в отличие от других коммерческих и некоммерческих организаций, не являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями, а также имущества, приобретенного ими по иным основаниям. Имущество закрепляется за унитарными предприятиями на ином вещном праве.
Унитарные предприятия вправе владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, не являясь его собственником, с ограничениями, предусмотренными ГК РФ и Законом.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия относятся к коммерческим предприятиям, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 50 ГК РФ).
Унитарное предприятие является такой организационно-правовой формой юридического лица, в которой могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия.
2. Отличительной чертой унитарных предприятий является то, что они создаются и действуют только на основе государственной или муниципальной собственности. Соответственно их учредителями могут быть лишь Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
В соответствии с п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Статья 125 ГК РФ устанавливает общий порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
В соответствии с указанной нормой п. 1 ст. 2 Закона предусматривает, что в рамках своей компетенции права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют:
— от имени Российской Федерации — органы государственной власти Российской Федерации. Сюда следует отнести Правительство РФ, Минимущество России, отраслевые федеральные органы исполнительной власти;
— от имени субъекта Российской Федерации — органы государственной власти субъекта Российской Федерации. К ним относятся соответствующие органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В городе Москве это, например, Правительство Москвы, Департамент имущества г. Москвы, отраслевые департаменты Правительства Москвы;
— от имени муниципального образования — органы местного самоуправления. К ним относятся выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Подробнее права собственника имущества унитарного предприятия рассматриваются в комментарии к ст. 20 Закона.
3. В отличие от учредителей других юридических лиц собственник имущества унитарного предприятия не утрачивает права собственности на имущество унитарного предприятия после его создания. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам, долям или паям. Правовой режим хозяйственного ведения и оперативного управления регулируется Законом и нормами гл. 19 ГК РФ.
Правовой режим имущества унитарного предприятия не может быть изменен собственником этого имущества.
Согласно п. 39 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 правомочия унитарного предприятия по владению, пользованию и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, находящимся у него в хозяйственном ведении, определены ст. 294, 295 ГК РФ. В связи с этим условия договоров, заключенных между собственником соответствующего государственного (муниципального) имущества и таким унитарным предприятием, которые изменяют характер и пределы указанных правомочий, являются ничтожными.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. При этом Закон прямо запрещает создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований (п. 4). Соответственно у имущества унитарного предприятия может быть только один собственник.
В связи с этим п. 5 ст. 20 Закона устанавливает, что правомочия собственника имущества унитарного предприятия не могут передаваться от одного собственника к другому. Так, например, Российская Федерация не может передать свои правомочия собственника в отношении федерального государственного предприятия субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, а те, в свою очередь, не могут передать свои правомочия в отношении созданных ими унитарных предприятий Российской Федерации.
В то же время федеральные государственные унитарные предприятия могут передаваться в целом как имущественные комплексы из федеральной собственности в собственность субъектов РФ. Порядок такой передачи установлен Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 1999 г. N 1366 «О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации».
4. Следуя принципу неделимости имущества унитарного предприятия, Закон ввел новую норму, согласно которой унитарные предприятия теперь не вправе создавать в качестве юридического лица другие унитарные предприятия путем передачи ему части своего имущества, т.е. дочерние предприятия.

www.lawmix.ru

Статья 113 ГК РФ. Основные положения об унитарном предприятии (действующая редакция)

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.

4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.

6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

  • URL
  • HTML
  • Для блога
  • Текст

Комментарий к ст. 113 ГК РФ

1. Унитарное предприятие обладает следующими характерными признаками:

1) это всегда коммерческая организация, т.е. основной целью создания унитарного предприятия является извлечение прибыли;

2) оно не наделяется правом собственности на закрепленное за ним имущество, которое может находиться в государственной или муниципальной собственности. Исходя из этого, в форме унитарных предприятий могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия;

3) его имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Данный признак вытекает из самого понятия «унитарный», что означает составляющий одно целое, единый. Имущество может находиться в оперативном управлении или хозяйственном ведении, что определяет объем прав предприятия в отношении имущества и степень ответственности предприятия;

4) его учредительным документом является устав;

5) его фирменное наименование должно содержать указание на:

— организационно-правовую форму: «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие», «муниципальное предприятие» или «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие», «муниципальное казенное предприятие»;

— собственника имущества (Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование);

— слово «казенное» (для казенного предприятия);

6) оно отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;

7) оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества;

8) собственник его имущества, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества;

9) может быть реорганизовано в соответствии с ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и законами о приватизации.

2. Особенности создания унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия):

1) создается на базе государственного или муниципального имущества;

2) создается только в случаях, предусмотренных ст. 8 ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»:

— если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд;

— необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;

— необходимость осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

— необходимость разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность РФ;

— необходимость производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

— необходимость осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

— необходимость осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий;

3) может быть создано путем учреждения, реорганизации существующего унитарного предприятия в форме разделения, выделения либо слияния, а также путем изменения вида унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения;

4) учредительным документом является устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Исключения: уставы федеральных государственных унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с ФЗ от 01.12.2007 N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утверждаются Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», федеральных государственных унитарных предприятий, права собственников имущества которых осуществляются в соответствии со ст. 6 ФЗ от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», — государственными академиями наук.

Отличительная особенность устава казенного предприятия — устав должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия;

5) фирменное наименование должно содержать слово «казенное»;

6) уставной фонд не формируется.

3. В уставе унитарного предприятия обязательно указываются сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда (за исключением устава казенного предприятия). Уставный фонд казенного предприятия не формируется, однако в уставе должны содержаться сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия.

4. Органом унитарного предприятия является руководитель (директор, генеральный директор), назначаемый уполномоченным собственником органом, если иное прямо не предусмотрено в законе, и подотчетный ему.

Руководитель унитарного предприятия вправе действовать от имени унитарного предприятия без доверенности, в т.ч. представлять его интересы, совершать в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждать структуру и штаты унитарного предприятия, осуществлять прием на работу работников такого предприятия, заключать с ними, изменять и прекращать трудовые договоры, издавать приказы, выдавать доверенности в порядке, установленном законодательством.

5. Применимое законодательство:

— ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;

— ФЗ от 01.12.2007 N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;

— ФЗ от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;

— Постановление Правительства РФ от 15.12.2007 N 872;

— Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 N 739;

— Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 N 234;

— Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых установлен специальный порядок принятия федеральными органами исполнительной власти решений по отдельным вопросам деятельности этих предприятий (утв. распоряжением Правительства РФ от 20.06.2011 N 1060-р);

— Приказ Минэкономразвития РФ от 02.03.2005 N 49;

— Приказ Минэкономразвития РФ от 25.08.2005 N 205;

— распоряжение Минимущества РФ от 11.12.2003 N 6945-р;

— Приказ Росатома от 21.05.2008 N 116;

— Приказ Роскосмоса от 23.01.2013 N 21к;

— письмо Росимущества от 20.06.2005 N ВН-12/13361.

6. Судебная практика:

— Постановление ФАС Уральского округа от 27.02.2014 N Ф09-14933/13 по делу N А34-2726/2012;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 25.02.2014 N Ф06-2425/13 по делу N А55-7956/2013;

— Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 N 12АП9497/12.

www.zakonrf.info

ФЗ об унитарных предприятиях

Федеральный закон “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” под номером 161 определяет статус соответствующих учреждений, правовую основу их деятельности, порядок создания, реорганизации и упразднения. Текст закона активно дорабатывается и приводится в актуальное соответствие с общими нормами законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации.

А вы знаете, какому вопросу посвящен 210 ФЗ с изменениями на 2018 год?

Описание закона

ФЗ 161 был принят 11 октября 2002 года. Краткое содержание Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” можно рассмотреть по структурному разделению документа по главам:

  • общие положения — определяют основные понятия закона, регулируют общие аспекты, участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях, их ответственность;
  • процедура учреждения гос или муниципального унитарного предприятия;
  • предписания по имуществу и уставному фонду;
  • управление учреждением;
  • порядок реорганизации и ликвидации данных организаций.

Каждая глава регламентирует отдельные вопросы по приведенным положениям. Все они активно дорабатываются в соответствии с изменениями в текущем законодательстве. Последние поправки в документ были внесены в мае 2016 года.

Под таким же номером существует 161 ФЗ о национальной платежной системе (последняя редакция).

Основное в ФЗ о гос и муниципальных унитарных предприятиях

Унитарным предприятием по ФЗ 161 согласно статье 2 считается коммерческая организация, которая не наделяется правом собственности на закрепленное за ней имущество. Такой формой обладают только государственные или муниципальные учреждения. Собственником их имущества является Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования.

Статья 2 регулирует основные принципы, касающиеся деятельности данных организаций:

  • используемое имущество является неделимым;
  • не допускается создание дочерних учреждений с передачей части имущества;
  • организация должна обладать собственным балансом;
  • унитарные предприятия могут быть следующих видов — государственное с правом хозяйственного ведения и казенное с правом оперативного управления;
  • печать учреждения должна быть круглой, с информацией на русском языке по названию и местонахождению, допускается дополнительно указывать аналогичную информацию на иных языках;
  • не допускается создание унитарных предприятий на основе объединения имущества РФ.

Скачать Закон о государственных унитарных предприятиях ФЗ 161 можно по данной ссылке. Документ представлен в последней редакции, с актуальными на 2017 год изменениями.

ФЗ 161 о ГУП и МУП регламентирует основные вопросы деятельности данных организаций. Текст закона будет актуален для его учредителей, собственников, правозащитников. Востребован он и для юристов, изучающих соответствующие разделы законодательства РФ.

Последние изменения в Законе о ФГУП

Последние изменения в ФЗ 161 о гос и муниципальных унитарных предприятиях были внесены 23 мая 2016 года. Они коснулись следующих положений:

  • во втором абзаце п 1 ст 2 ФЗ 161 были исключены слова «, а также государственная академия наук в порядке, установленном Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике«;
  • второй абзац п 2 ст 8 признан утратившим юридическую силу;
  • в п 2 ст 9 также были исключены слова «, в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, права собственников имущества которых осуществляются в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», — государственными академиями наук«;
  • в первом абзаце п 7 статьи 9 были исключены слова “государственной академии наук, “;
  • в статье 20.1 из наименования исключили слова «и подведомственных государственным академиям наук федеральных государственных унитарных предприятий«, а также упразднили второй пункт.

Некоторые статьи об управлении унитарными предприятиями актуальны как для руководителей, так и для юристов. Их редакцию следует рассмотреть в отдельном порядке.

Статья 21 ФЗ 161 содержит положения о руководителе унитарного предприятия. Предписывается, что он вправе действовать от лица учреждения без доверенности. При этом руководитель не может выступать учредителем другого юридического лица или занимать иные оплачиваемые должности в государственных организациях. Изменения в данную статью не вносились с даты опубликования закона.

Статья 22 Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” под номером 161 регулирует заинтересованность в заключении сделок. Предписываются условия, по которым руководитель признается заинтересованным, а также необходимость в данной ситуации согласовывать сделку с собственником имущества. Поправки в данные положения закона не вносились, статья 22 действует в своей первоначальной редакции.

Ст 23 ФЗ 161 определяет понятие крупной сделки. Последние поправки в закон были внесены в 2013 году, по ним первый пункт был дополнен словами «, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами«.

210fz.ru

Смотрите так же:

  • Закон о недрах рф с изменениями Закон "О недрах" Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I"О недрах" С изменениями и дополнениями от: 21 февраля, 26 июня, 25 декабря 1992 г., 1 июля 1994 г., 3 марта 1995 г., 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая, […]
  • Закон по москве об обеспечении права жителей Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (с изменениями и дополнениями) Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29"Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые […]
  • Об ипотеке залоге недвижимости фз Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ"Об ипотеке (залоге недвижимости)" С изменениями и дополнениями от: 9 ноября 2001 […]
  • Закон социальной гарантии сотрудников мвд Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и […]
  • Федеральный закон статья 191 Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ"О введении в действие […]
  • Железнодорожный закон Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ"Устав железнодорожного транспорта Российской […]

Комментарии запрещены.